Научная статья на тему 'Характеристика специализированных тренажеров и тренировочной трассы для технической подготовки гонщиков в маунтибайке'

Характеристика специализированных тренажеров и тренировочной трассы для технической подготовки гонщиков в маунтибайке Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
374
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАУНТИНБАЙК / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ГОНЩИКИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТРАССА / СЛОЖНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пашкова Н.Н.

В статье приводится характеристика конструктивных особенностей тренажеров и сложно-технических модулей тренировочной трассы, созданных для совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Пашкова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика специализированных тренажеров и тренировочной трассы для технической подготовки гонщиков в маунтибайке»

УДК 796.61:796.022

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРАССЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ГОНЩИКОВ В МАУНТИБАЙКЕ

Н.Н. Пашкова - соискатель Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

CHARACTERISTICS OF THE SPECIALIZED TRAINING SIMULATORS AND TRAINING ROUTE FOR THE TECHNICAL TRAINING OF RIDERS

IN MOUNTAIN BIKE

N.N. Pashkova - applicant Chuvash State University named after I.Y. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: gerold49@mail.ru

Ключевые слова: маунтинбайк, техническая подготовка, квалифицированные гонщики, тренировочная трасса, сложно-технические модули.

Аннотация. В статье приводится характеристика конструктивных особенностей тренажеров и сложно-технических модулей тренировочной трассы, созданных для совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке.

Key words: mountain bike, technical training, qualified riders, training route, hard-technical modules.

Summary. This paper presents the characteristics of the design features of the training simulators and hard-technical modules of training route, created to improve the technical training of qualified riders in the mountain bike.

ВВЕДЕНИЕ

За прошедшие годы маунтинбайк получил интенсивное развитие в нашей стране. Его популярность среди спортсменов и зрителей обусловлена зрелищностью соревновательной деятельности, сочетающей в себе максимально высокие требования к физической работоспособности и искусному владению способами преодоления наиболее сложных участков трассы.

Зрелищность соревнований является притягательной для телевидения, рекламы, что способствует развитию маунтинбайка как одного из экстремальных видов спорта. Наметившаяся в последние годы тенденция к повышению экстремальности через включение в соревновательные трассы сложнотехнических участков делает гонку зрелищной, но одновременно и очень опасной для жизни и здоровья спортсменов.

В частности, проведенный нами анализ соревновательной деятельности за олимпийский цикл 2008-2012 гг. показывает, что с каждым годом число травм различной тяжести, получаемых гонщиками на этапах Кубка Мира, чемпионатах Европы и Мира по маунтинбайку неуклонно растет. Между тем, наметившийся процесс повышения экстремальности соревновательной деятельности в маунтинбайке остановить невозможно. В сложившихся условиях существенно возрастает значимость высокого уровня технического мастерства, что

предполагает творческий поиск и разработку новых, более эффективных методик технической подготовки спортсменов.

Одним из основных методических положений системы подготовки спортсменов высокой квалификации выступает установка на моделирование в тренировочном процессе условий соревновательной деятельности.

Один из ведущих специалистов в области велосипедного спорта Д.А. Полищук отмечает, что вся работа по подготовке спортсменов к определенному уровню спортивных достижений должна быть ориентирована на совершенствование основных компонентов структуры соревновательной деятельности путем формирования соответствующего уровня и структуры подготовленности. Поэтому в качестве основных тренировочных средств технической подготовки в маунтинбайке выступают упражнения, максимально приближенные к соревновательным действиям.

Возможности систематического и круглогодичного применения этих тренировочных средств могут быть существенно расширены через создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих условия соревновательной деятельности в маунтинбай-ке.

Анализ существующих в настоящее время велотренажеров, используемых для обучения и совершенствования техники передвижения на велосипеде, выявил, что каждый из них обладает определенными конструктивными недостатками, ограничивающими возможности моделирования условий преодоления гонщиками сложнотехнических участков, характерных для соревновательных трасс в современном маунтинбайке.

В сложившейся ситуации для повышения эффективности технической подготовки и, как следствие, повышения соревновательной результативности, остро необходимо создание и применение в учебно-тренировочном процессе квалифицированных гонщиков специализированных тренажеров и тренировочных трасс. Решение этой проблемы позволяет моделировать естественные условия передвижения по экстремальным участкам соревновательных трасс для выполнения специальных упражнений, обеспечивающих формирование навыков их быстрого и успешного преодоления на велосипеде.

В связи с этим, цель нашего исследования заключалась в создании специализированных тренажеров и тренировочной трассы, позволяющих моделировать условия преодоления гонщиками экстремальных участков современных соревновательных трасс.

Специализированные тренажеры. Для совершенствования навыков преодоления экстремальных участков трассы в виде подъемов и спусков высокой крутизны и острых поворотов нами был разработан и изготовлен тренажер для маунтинбайка (Патент № 2107531).

Схематическое изображение данного тренажера приведено на рисунке 1.

вид сбоку вид сверху

Рис. 1. Тренажер для маунтинбайка

Велосипед без переднего колеса, установленный на рамном основании с катками для заднего колеса и со средством для крепления вилки переднего колеса, размещен в полусферическом корпусе, закрепленном на платформе посредством шарнира. Рамное основание с велосипедом сбалансировано по центральной оси корпуса с помощью балласта, размещенного в его нижней части. В верхней части корпуса находятся четыре консольных держателя ограничителей угла наклона и две рукоятки с задней стороны устройства.

Ограничители угла наклона выполнены в виде пружинных амортизаторов, взаимодействующих с закрепленными на платформе амортизирующими подушками. Устройство снабжено средством наклона корпуса, выполненным в виде двух гидроцилиндров с компрессором и пультом управления.

Используется тренажер следующим образом (рис. 2). Тренировка проводится на велосипеде, на котором спортсмен участвует в соревнованиях, только без переднего колеса.

Рис. 2. Совершенствование техники преодоления крутых спусков на тренажере для

маунтинбайка

Заднее колесо велосипеда устанавливается на катки. Для совершенствования навыков управления телом и развития способностей к балансировке в условиях неустойчивости велосипеда, к примеру, на мокрой трассе в дождливую погоду, с корпуса снимаются ограничители угла наклона, и спортсмен педалирует, сидя на седле или стоя над седлом, выполняя балансирующие движения, необходимые для поддержания равновесия.

Для имитации прохождения крутых подъемов, спусков и острых виражей используются ограничители угла наклона. В зависимости от моделируемой крутизны подъема или спуска велогонщики подбирают оптимальную посадку, одновременно с помощью тормозного устройства задается и величина сопротивления тяговым усилиям.

При совершенствовании техники прохождения поворотов и острых виражей корпус тренажерного устройства отклоняется вправо-влево на угол, соответствующий крутизне поворота.

Для совершенствования навыков езды в условиях жесткого физического контакта с другими гонщиками нами разработан и изготовлен групповой велотренажер (рис. 3), моделирующий данные условия гонок (Патент №2028813). Тренажер содержит катки (1-7) для размещения колес нескольких велосипедов, связанные с блоками электрической дозированной нагрузки, имеющими генератор (8) и датчик (9), и механически дозированной нагрузки (10) посредством гибких связей (12 и 13). Устройство снабжено датчиком (11) для снятия показателей скорости езды, датчиком медицинского контроля (14), пультом управления (15), блоками механической и электрической дозированной нагрузки и информационным табло (16).

Катки установлены на раме (17), выполненной в плане ступенчатой, последовательно с размещением катков разной длины парами вблизи ступени. Так, катки 5-7 принадлежат первой

ступени, 3-5 - второй, 1-3 - третьей. Такое размещение катков обеспечивает размещение колес велосипедов с заходом один за другой. Устройство работает следующим образом. Один из велосипедов устанавливают на катках 5-7 первой ступени, другой велосипед - на катках 3-5 второй ступени и еще два велосипеда - на катках 1 -3 третьей ступени.

Рис. 3. «Групповой тренажер»: вид сверху

Устройство позволяет имитировать различные ситуации, возникающие в ходе соревновательной борьбы в маунтинбайке: езда, наваливаясь друг на друга плечом (рис. 4), касаясь коленями, с притиранием колес.

Рис. 4. Тренажер «кросс-кантри» для совершенствования навыков езды по трассе с неровной поверхностью и различным грунтом, узкой колее (вид сверху)

Для совершенствования навыков езды по трассе с неровной поверхностью и различным грунтом (болотистая местность, пашня, песок) и узкой колее мы использовали специальный тренажер «кросс-кантри» (рис. 4). Его конструкция содержит раму (1), в которой параллельно установлены два ролика (2 и 3) для опоры заднего колеса велосипеда. Один из этих роликов является ведущим, кинематически связанным с помощью гибкого элемента (5) с ведомым роликом (4), установленным для опоры переднего колеса велосипеда.

Все три ролика имеют участки с переменным сечением, соединенные между собой цилиндрическими или коническими участками, выполненными как одно целое. Фигурный профиль образован путем выполнения на поверхности роликов кольцевых выемок, гребневых выступов, разновысоких пологих выступов, замкнутых эллиптических пазов

разного сечения. Поверхность роликов покрыта пористой резиной различной упругости, что позволяет моделировать различную степень проваливания колес велосипеда в грунт трассы. Разное сочетание роликов расширяет возможности имитации большинства условий гонки: езда в гору и на спуске с тряской, с преодолением бугров, выемок, с юзом и заносом колес, езда в условиях колеи (рис. 6), болотистой местности и пашни.

В частности, при установке велосипеда в положение I, когда все соответствующие участки роликов 2, 3 и 4 имеют одинаковое сечение, имитируется езда по равнине.

При установке велосипеда в положение II имитируется езда в условиях колеи. При установке велосипеда в положение III, когда соответствующие участки роликов выполнены из упругого материала, имитируется езда по рыхлой трассе (пашне, болотистой местности, песку).

При установке велосипеда в положение V, когда ролики имеют разные сечения и фигурные профили, образованные разновысокими выступами на смещенных гребнях, имитируется езда в гору с тряской и в колее. Выполнение разновысоких выступов на смещенных гребнях создает усложненный профиль, при котором обеспечивается формирование навыка балансировки.

При установке велосипеда в положение VI, когда на участках роликов 2 и 3 для заднего колеса выполнена кольцевая выемка, а диаметры валов на оба колеса достаточно большие, имитируется езда в условиях узкой колеи под гору.

При установке велосипеда в положение VII, когда узкая кольцевая выемка выполнена на участках роликов с малым диаметром, имитируется езда в условиях узкой колеи в гору.

При установке велосипеда в положение VIII, когда на ведомом ролике 4 для переднего колеса выполнен пологий кольцевой гребень, а ролики 2 и 3 выполнены с одинаковым диаметром, имитируются условия заноса заднего колеса влево или вправо.

При установке велосипеда в положение XI, когда на участках роликов большого диаметра для обоих колес выполнены смещенные разновысокие гребневые уступы, имитируется езда под гору с преодолением бугров и канавок и сильной тряской.

Ролики 2, 3 и 4 выполнены в размерах, достаточных для одновременной установки четырех велосипедов. Поэтому данный тренажер позволяет проводить тренировку сразу 2-4 гонщиков и тем самым имитировать условия острой контактной борьбы за лучшую позицию на трассе гонки.

Для совершенствования техники прыжков на велосипеде мы использовали велотренажер «Экстрим» с дорожкой в виде двух лент одного трекбана (рис. 5).

Тренировку осуществляют с использованием велосипеда, на котором спортсмен участвует в соревнованиях. Велосипед устанавливают на дорожке 1, состоящей из двух участков 4 и 5, которые выполнены из бесконечной ленты трекбана 2, и задают определенную скорость вращения ленты трекбана.

С помощью регуляторов натяга пружин (10) обеспечивается индивидуальный подбор условий тренировки.

Рис. 5. Велотренажер «Экстрим» с двумя лентами трекбана для совершенствования техники

прыжков на велосипеде

Велосипедист, вращая педали, имитирует езду по ровной трассе и производит визуальную оценку установленного между участками имитатора препятствия 6 для его преодоления совершением прыжка на велосипеде, при этом спортсмен с велосипедом движется вперед вместе с траверсой (7), смонтированной на ходовой тележке (11), по монорельсу (13).

С помощью силового привода (14) ходовой тележки (11) обеспечиваются условия скоростного движения велосипедиста на трассе. Включение силового привода (14) может осуществляться самим спортсменом. Имитируя езду по ровной трассе на участке 4, он производит достаточные усилия для совершения прыжка над имитатором препятствия. При этом срабатывает смонтированный на упорном валике (19) датчик (не показано), замыкающий электрическую цепь, и включается электропривод ходовой тележки (11).

На рис. 6 приведена схема разработанного нами «комплексного велотренажера» для технической подготовки гонщиков в маунтинбайке (Патент №2181610). С помощью этого устройства тренировку осуществляют на велосипеде, на котором спортсмен участвует в соревнованиях. Велосипед устанавливают на бегущей дорожке 1 посредством вертикальных отвесов (6) средства установки велосипеда. Гонщик, вращая педали, имитирует езду по ровной трассе.

33 о % 1^1 ! -гяк.

10 Ä у* 7/ 12 Н /» / ^ 1j 0 П 15

«о :: о 4t —4- М II

Рис. 6. «Комплексный велотренажер» для технической подготовки гонщиков в маунтинбайке

При этом путем быстрого изменения пневматики во всех опорах имитируется неустойчивость велосипеда, например, на мокрой трассе в дождливую погоду, и гонщик производит балансирующие движения телом, сидя на седле или педалируя стоя. Изменяя наклоны платформы вперед, назад, вправо или влево он производит имитацию езды в гору, спуск с горы, виражи вправо и виражи влево. Крутизну виража или спуска-подъема имитируют изменением угла наклона платформы, и они могут быть заданы с пульта управления программой тренировки. После отработки техники движений на платформе 12 гонщик с велосипедом спрыгивает на площадку 18 остановочного приспособления платформы 13, далее наезжает на катки 15, прыжками размещая колеса велосипеда на различные участки с переменным профилем. При этом имитируется езда по пересеченной местности с тряской, в колее, с юзом переднего или заднего колеса, езда по пашне или болотистой почве и т. д.

Применение специализированных тренажеров существенно расширяет арсенал тренировочных средств за счет включения в него новых специализированных упражнений, таких как:

• педалирование на «тренажере по маунтинбайку» с изменением посадки и способа педалирования в зависимости от моделируемой динамики рельефа трассы (спуски и подъемы) и направления движения (острые виражи и повороты);

• педалирование на групповом тренажере в условиях притирки колес, жесткого физического контакта с соперником;

• педалирование на тренажере «кросс-кантри» с имитацией прохождения колеи на спуске, равнине и подъеме, юза колес, скоростной езды по трассе с неровной поверхностью;

• выполнение прыжков на велотренажере «Экстрим через препятствия различной высоты и ширины.

• выполнение на комплексном тренажере приемов езды на велосипеде в условиях подъема, спуска, поворотов, склонов, преодоления препятствий прыжком и перескакиванием, физического контакта с соперником, в условиях езды по трассе с различной поверхностью грунта.

Специализированная тренировочная трасса, созданная нами для технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке, состоит из четырех участков длиной 110 м, включающих сложнотехнические модули: крутые подъемы, спуски и повороты, узкие колеи и узкие дорожки, искусственные препятствия в виде искусственных трамплинов - дропов.

Первый участок тренировочной трассы состоит их трех крутых бревенчатых спусков, которые следуют друг за другом (рис. 7):

Первые два спуска относятся к модулям второй категории сложности, третий спуск -третьей категории. На участке также расположен искусственный трамплин третьей категории сложности, представляющий собой высокий отвесный дроп, приподнятый над землей на 1 м 20 см, который нельзя преодолеть без прыжка.

Второй участок трассы состоит их двух крутых бревенчатых спусков второй категории сложности, одного каменистого крутого подъема, спуска второй категории сложности, каменистого спуска, каменистый участок завершается крутым левым поворотом и каменистым дропом. Затем следует искусственный трамплин второй категории сложности (прыжок в длину).

Рис. 7. Специализированная тренировочная трасса для совершенствования технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке

Третий участок трассы состоит их трех крутых бревенчатых спусков, узкой каменистой колеи с поворотами, переходящей в приподнятый дощатый узкий участок длиной 15 м (ширина доски 25 см), на который необходимо запрыгнуть. Затем необходимо выполнить спрыгивание с этого участка и запрыгивание на другой такой же участок, но с меняющейся высотой над уровнем земли, напоминающий крутой спуск. Затем следует крутой подъем, заканчивающийся спрыгиванием с него (с высоты 90 см). В конце - трамплин третьей категории сложности (прыжок в длину).

Четвертый участок состоит их крутого бревенчатого заезда на крутой бревенчатый спуск третьей категории сложности, затем заезда на очень крутой дощатый подъем, затем крутого

спуска, переходящего на бревна. Затем в конце спуска - резкий поворот направо, езда по узкой доске длиной 15 м (ширина доски 15 см) с поворотом налево, затем спрыгивание с доски, езда между бревнами (узкая колея), затем бревенчатый подъем и крутой отвесный бревенчатый спуск третьей категории сложности, затем езда по бревнам в условиях сильной тряски по участку длиной 15 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в целях повышения зрелищности соревнований по маунтинбайку количество и сложность экстремальных участков в соревновательных трассах постоянно увеличивается. Разрешение противоречия между сложностью задач технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке и имеющимися в арсенале специалистов тренировочными средствами осуществлено нами через создание специализированных тренажеров и тренировочных трасс, моделирующих специфические условия соревновательной деятельности в этом виде спорта, в разработке комплекса упражнений и методики их применения.

Нами созданы:

• «тренажер для маунтинбайка», который позволяет моделировать условия езды на крутых подъемах, спусках и острых поворотах;

• тренажер «кросс-кантри», моделирующий условия езды по участкам трассы с различными особенностями грунта (каменистый неровный грунт, болотистая поверхность, песок, щебенка, пашня) и узкой колее;

• «групповой тренажер», моделирующий условия езды при физическом контакте с соперниками и притирки колес;

• велотренажер «Экстрим», моделирующий условия преодоления естественных препятствий с применением прыжков на велосипеде и приземлением на участки трассы с различным рельефом и грунтом;

• комплексный тренажер, моделирующий условия езды при преодолении всех экстремальных участков соревновательной трассы;

• специализированная тренировочная трасса, которая позволяет моделировать и постепенно усложнять максимально приближенные к естественным условиям преодоления всех имеющихся в современном маунтибайке экстремальных участков соревновательной трассы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление технической подготовки квалифицированных гонщиков в маунтинбайке с применением специализированных тренажеров тренировочной трассы, как показали результаты организованного нами формирующего педагогического эксперимента, существенно повышает ее эффективность и способствует росту соревновательных результатов. Одна из гонщиц, Андреева Вера, принимающая участие в эксперименте, включена кандидатом сборную команду России для участия в Олимпийских играх 2012 года в Лондоне,

В 2011 году другие участницы эксперимента, Кириллова Ксения стала Чемпионкой Всемирной летней Универсиады-2011 в г. Шеньжень (Китай) в маунтинбайке (кросс-кантри), а Качушкина Надежда заняла 4 место.

Литература

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование, организация и управление тренировочным процессом / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 221 с.

2. Краснов, В.Н. Применение велотренажерного комплекса в подготовке гонщиков в кросс-кантри : монография / В.Н. Краснов. - Чебоксары : Чувашский ун-т, 2003. - 120 с.

3. Новиков, А.А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений / А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Современный олимпийский спорт. - Киев : КГИФК, 1993. - С. 167-170.

4. Платонов, В.Н. Общая теория и методики подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1991. - 600 с.

5. Полищук, Д.А. Велосипедный спорт / Д.А. Полищук. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 344 с.

Literature

1. Verkhoshanskiy, U.V. Programming, organization and management of training process / U.Y. Verkhoshansky. - M. : Physical Culture and Sports, 1988. - 221 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krasnov, V.N. Application of the exercise bicycle complex in training of riders in the cross-country : monography / V.N. Krasnov. - Cheboksary : Chuvash University, 2003. - 120 p.

3. Novikov, A. A. Trends in the study of competitive activity in the sphere of sports / A.A. Novikov, B.N. Shustin // The modern Olympic sport. - Kiev : KSIPC, 1993. - P. 167-170.

4. Platonov, V.N. General theory and methods of training athletes in Olympic sports / V.N. Platonov. - Kiev : Olympic literature, 1991. - 600 p.

5. Polishchuk, D.A. Cycling / D.A. Polishchuk. - Kiev : Olympic literature, 1997. - 344 p.

Статья nоcmуnuлa в редакцию 22.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.