Научная статья на тему 'Специальная направленность как специфическая черта физической подготовки'

Специальная направленность как специфическая черта физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИФИКА / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Наталья Александровна, Черевишник Наталия Николаевна

Одной из задач в организации учебного процесса вуза является подготовка специалистов высокого научно-техниче-ского уровня с использованием актуальных методов, формирование учебно-воспитательного процесса, гарантирующего применение ими приобретенных умений и навыков в дальнейшей работе и научной деятельности. Однако полноценное применение высокопрофессиональных навыков и умений возможно только при условии хорошего состояния здоровья, высокой степени работоспособности молодых специалистов, что приобретается ими в результате систематических на-грузок, специально сформированных занятий физической культурой и спортом. Таким образом, качество подготовки, включая физическую, к дальнейшей профессиональной деятельности для будущего молодого специалиста имеет как личное, так и социально-экономическое значение. В статье отмечается, что физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить поставленные задачи, поскольку в нынешних условиях высококвалифицированный труд требует установленного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Вследствие этого физическое воспитание учащихся в высших учебных заведениях обладает своими специфическими особенностями: непосредственная устремленность его как объекта учебного плана предопределяется не только общими социальными задачами, но и требованиями, предъявляемыми профессией, к которой готовят будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZATION AS A MAJOR FACTOR IN PHYSICAL TRAINING

The article shows that one of the tasks in the organization of educational process at a university is to train specialists of a high scientifi c and technical level through the use of latest teaching techniques, to organize educational process in such a way as to ensure that they acquire practical skills useful in their future work and scientifi c research. However, professional skills and abilities can only be fully realized by young professionals provided their good health, performance effi ciency and fi tness that should be developed through regular exercise, physical culture and sports. Thus, the quality of training, including physical training, has both personal and socio-economic importance. The article notes that physical education of students can not fully solve all problems since now highly qualifi ed labor requires fi nessing of physical education programs in accordance with the characteristics of their profession. Consequently, physical education of students in higher education institutions has its own specifi c aspects: physical education as part of the curriculum is predetermined not only by general social tasks, but also by the requirements of their future profession

Текст научной работы на тему «Специальная направленность как специфическая черта физической подготовки»

172 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Natalia Aleksandrovna Yerokhina, Наталья Александровна Ерохина,

PhD in Sociology, кандидат социологических наук,

associate professor of the department доцент кафедры физического воспитания и спорта,

of physical education and sport, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова

of Piekhanov Russian University of Economics ф „ataljal26@yandex.ru

Natalia Nikolaevna Cherevishnik, Наталия Николаевна Черевишник,

PhD in Sociology, кандидат социологических наук,

associate professor of the department доцент кафедры физического воспитания и спорта,

of physical education and sport, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова

of Piekhanov Russian University of Economics , „ .

cher-n@yandex.ru

УДК 316:796

СПЕЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Одной из задач в организации учебного процесса вуза является подготовка специалистов высокого научно-технического уровня с использованием актуальных методов, формирование учебно-воспитательного процесса, гарантирующего применение ими приобретенных умений и навыков в дальнейшей работе и научной деятельности. Однако полноценное применение высокопрофессиональных навыков и умений возможно только при условии хорошего состояния здоровья, высокой степени работоспособности молодых специалистов, что приобретается ими в результате систематических нагрузок, специально сформированных занятий физической культурой и спортом. Таким образом, качество подготовки, включая физическую, к дальнейшей профессиональной деятельности для будущего молодого специалиста имеет как личное, так и социально-экономическое значение. В статье отмечается, что физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить поставленные задачи, поскольку в нынешних условиях высококвалифицированный труд требует установленного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Вследствие этого физическое воспитание учащихся в высших учебных заведениях обладает своими специфическими особенностями: непосредственная устремленность его как объекта учебного плана предопределяется не только общими социальными задачами, но и требованиями, предъявляемыми профессией, к которой готовят будущего специалиста.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, специфика, процесс.

SPECIALIZATION AS A MAJOR FACTOR IN PHYSICAL TRAINING

The article shows that one of the tasks in the organization of educational process at a university is to train specialists of a high scientific and technical level through the use of latest teaching techniques, to organize educational process in such a way as to ensure that they acquire practical skills useful in their future work and scientific research. However, professional skills and abilities can only be fully realized by young professionals provided their good health, performance efficiency and fitness that should be developed through regular exercise, physical culture and sports. Thus, the quality of training, including physical training, has both personal and socio-economic importance. The article notes that physical education of students can not fully solve all problems since now highly qualified labor requires finessing of physical education programs in accordance with the characteristics of their profession. Consequently, physical education of students in higher education institutions has its own specific aspects: physical education as part of the curriculum is predetermined not only by general social tasks, but also by the requirements of their future profession.

Keywords: physical education, physical qualities, specificity, process.

Содержание, характер и условия профессиональной деятельности студентов различных вузов существенно, а в ряде случаев коренным образом, различаются. Поэтому и требования к физической подготовленности студентов разных специальностей неодинаковы. Различия в требованиях, предъявляемых студентам различных специальностей, диктуют необходимость специализации или, как принято говорить, специальной направленности физического воспитания.

Под специальной направленностью понимаются такие особенности различных компонентов

системы физического воспитания вуза, которые обеспечивают эффективное решение как общих, так и специальных для студентов соответствующих специальностей задач физического воспитания.

Идея специальной направленности физического воспитания не является принципиально новой. Анализ специальной литературы показывает значение физического воспитания как одного из важных показателей работоспособности и выявляет зависимость эффекта той или иной направленности физического воспитания от степени ее соответствия профессии. Кроме того, отмечается большая эф-

НБЫ1994-5094 ♦-

173 -♦

фективность преимущественного развития физических качеств, особенно важных для профессиональной деятельности в определенных условиях по сравнению с общим физическим воспитанием, т.е. показывает важность специальной направленности в физическом воспитании.

Идея специальной направленности физического воспитания обусловлена результатами многочисленных научных исследований, которые подтвердили и расширили представления о том, что требования к физическому воспитанию студентов разных профессий различны. Установлено, например, что профессиональная деятельность предъявляет неодинаковые требования к физической готовности врача-хирурга и бухгалтера. Практика физического воспитания студентов и результаты научных исследований показывают, что основными факторами, определяющими специальную направленность физической подготовки, являются:

• характер приемов и действий студентов при выполнении ими учебно-профессиональных задач;

• условия, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов;

• характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых в процессе учебно-профессиональной деятельности;

• особенности влияния учебно-профессиональной деятельности на физическое и психологическое состояние студентов.

Приемы и действия студентов различных специальностей, осуществляемые ими в ходе решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, по индивидуальным особенностям существенно отличаются. Эти характерные профессиональные приемы и действия могут проявляться двояко: внутренне, если относить это к физическим качествам, которые являются ведущими при выполнении определенных действий и приемов, и по внешнему виду, с точки зрения формы двигательных навыков. При рассмотрении физических качеств, являющихся ведущими, следует выделять приемы и действия силового или скоростного характера, а также действия, связанные с проявлением координации движений или выносливости. С точки зрения формы двигательных навыков важно предоставлять не все приемы и действия, а конкретно те из них, которые способствуют достижению эффекта.

Приемы и действия, выполняемые студентами Саратовского социально-экономического института, по своему характеру весьма специфичны. Специфический характер профессиональных приемов и действий оказывает существенное влияние на требования, предъявленные к развитию у студентов физических качеств, а также на формирование у них определенных прикладных навыков [4].

Условия, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов, весьма специфичны. Эти условия характеризуются разнообразными внешними факторами среды, в которых студенты выполняют свои обязанности. Учебная

деятельность студентов проходит в условиях ограничения двигательной активности. Количество внешних факторов среды, существенно влияющих на студента, постоянно увеличивается. При этом в абсолютном большинстве случаев учебно-профессиональная деятельность студентов протекает в условиях воздействия не одного, а целого комплекса специфических факторов.

Предметом внимания становится формирование обстоятельств, при которых человек гармонично сочетал бы в себе психологические и физические качества [3].Своеобразные условия учебно-профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к развитию у студентов определенных физических, специальных и психологических качеств, к совершенствованию ряда органов и систем человеческого организма, а в некоторых случаях и к формированию прикладных двигательных навыков. Специфичность профессиональных приемов и действий студентов, а также условий, в которых протекает их учебно-профессиональная деятельность, оказывает существенное влияние на характер и величину физических нагрузок и нервно-психических напряжений и, следовательно, предъявляет требования к развитию у них определенных физических, специальных и психологических качеств. Практика физического воспитания, результаты регулярной диспансеризации студентов и специальных исследований свидетельствуют о том, что повседневная учебно-профессиональная деятельность абсолютного большинства студентов оказывает положительное влияние на их физическое и психическое состояние. Это проявляется в укреплении здоровья студентов, улучшении их физического развития, повышении физической подготовленности, моральной, волевой, эмоциональной устойчивости. Однако за общей картиной положительного влияния повседневной учебно-профессиональной деятельности часто скрывается неравномерность воздействия, а иногда и отрицательный характер этого влияния на отдельные стороны и показатели физического или психического состояния студентов. Под влиянием особых условий учебно-профессиональной деятельности студентов наиболее часто проявляются неблагоприятные сдвиги в состоянии их здоровья. Наиболее распространенными являются функциональные изменения сердечно-сосудистой и нервной систем организма, нарушение осанки, нарушения функции желудочно-кишечного тракта, синдром зрительного утомления. Задача системы образования состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, недостижимой без достаточного уровня здоровья [6].

Факторы, по которым определяют специальную ориентацию физической подготовки, являются независимыми по своей сущности. Они определяются содержанием и характером учебно-профессиональной деятельности студентов и связаны между

174 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

собой. Характер и уровень испытываемых студентами нервно-психических напряжений и физических нагрузок в значительной мере зависят от программы выполняемых приемов и способов, условий, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов. Воздействие ежедневной деятельности на физическое и психоэмоциональное состояние студентов определяются спецификой профессиональных действий и методов, уровнем и степенью физических и нервно-психических нагрузок, а также ситуациями, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов [1].

Наиболее объективное и глубокое определение требований к физической подготовленности студента любой специальности возможно лишь вследствие изучения, рассмотрения и контроля всех проанализированных факторов, ввиду чего одни факторы могут в каждом определенном случае являться основными, устанавливающими, а другие - незначительными, второстепенными.

Физическая культура является необходимым социальным условием для формирования индивидуальности студента. В процессе занятия спортивной деятельностью студент получает ценный опыт общения и взаимодействия, обретает физическое и социальное здоровье, развивает себя как личность [5].

Решение общих для всех обучаемых задач достигается путем унификации всех компонентов системы физической подготовки вуза. В своей основе содержание, методика и управление процессом физической подготовки одинаковы для студентов всех вузов и обоснованы с точки зрения обеспечения оптимального уровня разносторонней физической подготовленности студентов. Многолетний опыт учебной работы свидетельствует о том, что в этом отношении система физической подготовки вузов достаточно эффективна. Несколько более сложным является определение путей решения специальных задач. Однако и в этом отношении уже накоплены не только научные данные, но и большой практический опыт. В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательных навыков, умений, сформированных в области физической культуры,

на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности [2].

Решение поставленных задач должно находить отражение в содержании, методике и регулировании процесса физического совершенствования будущих специалистов, т.е. пронизывать всю систему физической подготовки вуза. При этом поставленные задачи надо решать на основе общих, в близком единстве с ними в течение всего учебного процесса физического развития студентов. Для этого наиболее правильным является выделение единых и специальных средств и методов их физического совершенствования, специфики содержания, методики и управления процессом физической подготовки студентов.

1. Гарина О.Г., Кадушина В.А. Значимость и задачи физического воспитания студенческой молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсель-хоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.М. Поповой. Саратов, 2016. С. 229-234.

2. ЕрохинаН.А., ЧеревишникН.Н. Развитие бадминтона как рекреативного вида деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.М. Поповой. Саратов, 2016. С. 229-234.

3. Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Формирование и сохранение здоровья человека средствами физической культуры и спорта // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 83-85.

4. Коновалова М.П. Формирование здорового образа жизни у студентов ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова // Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития: сб. науч. тр. по итогам науч.-исслед. работы ученых Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в 2013 г. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2014. С. 7-9.

5. КоноваловаМ.П., Милехина И.А., Гарина О.Г., Кадушина В.А., Черевишник Н.Н., Ерохина Н.А., Васекин Ю.И., Калмыков И. С. Повышение физического статуса студенческой молодежи на основе Всероссийского комплекса ГТО. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.

6. Черевишник Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях // Саратовской области -80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. Конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. Ч. 2. С. 58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.