Научная статья на тему 'Некоторые аспекты социальной адаптации обучающихся в высшей школе'

Некоторые аспекты социальной адаптации обучающихся в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милехин Александр Викторович, Коновалова Марина Петровна, Милехина Ирина Алексеевна

Вопросы социализации и адаптации, особенно при обучении и воспитании, всегда были и будут приоритетными для любого развивающегося общества. Особенности реализации образовательных программ предполагают научно обоснованную этапность в овладении жизненно необходимыми умениями и навыками. Данный факт предполагает соответствующую социализацию и адаптацию в рамках и требованиях каждого этапа при их естественной смене. Социализация и адаптация студенческой молодежи, постоянно являясь объектом контроля и оценивания, зависят от многих причин, в том числе от особенностей применения метода поощрения и наказания, часть из которых рассматривается в данной статье. Интерпретация педагогических воздействий, учебных, профессиональных и жизненных ситуаций в сознании обучающихся во многом является основополагающим фактом в процессе становления и совершенствования будущего профессионала и его личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that socialization and adaptation, especially in training and education, have always been and will be priorities for any evolving society. The authors prove that implementation of any educational program involves scientifi cally-based stages in the mastery of essential skills. This fact implies respective socialization and adaptation within the framework and requirements of each stage with their natural change. Socialization and adaptation of students are constantly being controlled and evaluated, they depend on a number of factors, including the methods of how rewards and punishments are given. Some of those methods are considered in the article. Impact of teaching methods, educational, professional and everyday situations in the minds of students is in many respects a fundamental factor in the process of building and improving an identity of a future professional.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты социальной адаптации обучающихся в высшей школе»

168

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75)

Aleksander Viktorovich Milehin,

PhD in Pedagogy,

associate professor of the department of physical education and sport, Saratov State Agrarian University

Marina Petrovna Konovalova,

PhD in Pedagogy, associate professor,

head of the department of physical education and sport,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Александр Викторович Милехин,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский государственный аграрный университет

им. Н.И. Вавилова

4аа|> milehinl958@mail.ru

Марина Петровна Коновалова,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ФД»> Konovalova@ssea.runnet.ru

Ирина Алексеевна Милехина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

milehina62@mail.ru

Irina Alekseevna Milekhina,

PhD in Pedagogy,

associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 316.74:378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Вопросы социализации и адаптации, особенно при обучении и воспитании, всегда были и будут приоритетными для любого развивающегося общества. Особенности реализации образовательных программ предполагают научно обоснованную этапность в овладении жизненно необходимыми умениями и навыками. Данный факт предполагает соответствующую социализацию и адаптацию в рамках и требованиях каждого этапа при их естественной смене. Социализация и адаптация студенческой молодежи, постоянно являясь объектом контроля и оценивания, зависят от многих причин, в том числе от особенностей применения метода поощрения и наказания, часть из которых рассматривается в данной статье. Интерпретация педагогических воздействий, учебных, профессиональных и жизненных ситуаций в сознании обучающихся во многом является основополагающим фактом в процессе становления и совершенствования будущего профессионала и его личностных качеств.

Ключевые слова: социализация, адаптация, мотивация, физическая культура и спорт, поощрение и наказание.

SOME ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

The article argues that socialization and adaptation, especially in training and education, have always been and will be priorities for any evolving society. The authors prove that implementation of any educational program involves scientifically-based stages in the mastery of essential skills. This fact implies respective socialization and adaptation within the framework and requirements of each stage with their natural change. Socialization and adaptation of students are constantly being controlled and evaluated, they depend on a number of factors, including the methods of how rewards and punishments are given. Some of those methods are considered in the article. Impact of teaching methods, educational, professional and everyday situations in the minds of students is in many respects a fundamental factor in the process of building and improving an identity of a future professional.

Keywords: socialization, adaptation, motivation, physical culture and sports, reward and punishment.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема эффективности и качества обучения в системе высшего образования. Главная задача - развивать у обучающихся самостоятельность, познавательную активность, способность овладевать методами самообразования и совершенствовать личностные качества.

Однако особенно первый год обучения в вузе для многих вчерашних школьников связан с огромными трудностями, психологическими и физическими нагрузками, не позволяющими им эффективно приобретать новые знания, умения и навыки, самосовершенствоваться в духовном и личностном плане.

Некоторые авторы отмечают, что основной проблемой на данном этапе является адаптация в

коллективе, к новому молодежному социуму, который существует в вузовской среде и который требует от студента-первокурсника определенной дисциплины в процессе принятия свойственным только высшим учебным заведениям нормам и правилам жизнедеятельности, одним из которых является самостоятельность как в учебном процессе, так и на бытовом уровне (особенно это касается иногородних студентов), а также развития особых, свойственных только молодежному социуму коммуникативных способностей.

На первый план в адаптации студентов к студенческой жизни выходит социальная и личностная задача преодоления первых трудностей. Необходимо сделать так, чтобы первые неудачи не привели

НБЫ1994-5094 ♦-

169 -♦

к разочарованию, пассивности, отчуждению и утрате перспективы, а главное, к появлению признаков девиантного поведения, которое в последние годы часто проявляется в молодежный среде.

Одним из действенных средств социализации студентов и наиболее быстрой адаптации к вузовским реалиям становится физкультурно-спортивная деятельность. Физическая культура всегда являлась неотъемлемой частью жизни как общества в целом, так и каждого человека в частности. На современном этапе функции физической культуры и спорта еще больше расширяются. Физкультурная деятельность - это формирование физических, эстетических и нравственных качеств человека, обеспечение общественно-полезной работы, эффективного свободного времяпровождения людей, предупреждение и профилактика заболеваний, воспитание будущего поколения, физическая и психоэмоциональная реабилитация, коммуникация и т.д. [4].

Мы согласны с мнением, что многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет наработать жизненный опыт, а ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Первичная социализация - это сфера межличностных отношений, вторая социализация - сфера социальных отношений [7].

Занятия физической культурой влияют на все проявления личности и во многом определяют ее направленность в обществе, основными из которых являются следующие:

1. Физическая культура - основа профессиональных возможностей и перспектив будущего специалиста, что позволяет в течение всей жизни рационально использовать их или своевременно корректировать необходимые в профессиональной деятельности качества [1].

2. Спортивная деятельность позволяет самоидентифицироваться и обозначить основные жизненные приоритеты на предстоящий период обучения, а также формировать лидерские качества, которые проявляются в ответственном отношении не только к себе, но и к сокурсникам, окружающим и т.д.

3. Занятия в группах спортивного совершенствования по различным видам спорта создают возможность наиболее быстрого развития коммуникативных способностей, формирования команды единомышленников для направления их усилий на достижение согласованных социально-значимых целей.

4. Здоровье человека все в большей степени зависит от уровня его личной физической культуры и физической культуры общества. Период студенчества необходимо рассматривать как наиболее благоприятный для формирования фундамента здоровья и отношения к нему.

В последние годы наметилась положительная тенденция всего российского общества и студенчества в частности повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом [2]. Это подтверждается исследованиями мотивов и отношений студентов к физической культуре и спорту. Результаты опроса, проведенного несколько лет назад, показали, что занятия физической культурой 15% студентов-первокурсников считают видом отдыха и посещают по необходимости для получения за-

чета, т.е. не считают обязательной и ценностной потребностью, разумной необходимостью [5]. В процессе социологического опроса, проведенного авторами статьи в сентябре 2018 г. в Саратовском социально-экономическом институте, выявлено, что 93% студентов осознают значимость физической культуры и спорта для обеспечения жизненных потребностей как отдельно взятой личности, так и всего общества и, более того, считают, что физическая культура и спорт являются обязательной составляющей индивидуальности личности. Более 63% студентов выразили желание заниматься не только во время обязательных занятий, но и в группах спортивного совершенствования по видам спорта. К сожалению, недостаточная физическая и спортивно-техническая подготовленность большинства обучающихся не позволила зачислить их в группы спортивного совершенствования. Однако считаем, что выходом из такой ситуации могут служить спортивно-массовые мероприятия.

Одним из направлений физкультурно-оздоровительной работы в вузе являются спортивно-массовые мероприятия. Массовые соревнования являются наиболее действенным и мощным способом социализации студентов [6]. Например, такие соревнования, как «Приз первокурсника» (в рамках учебного заведения) или городской (областной) фестиваль первокурсников, позволяют вовлекать в общественную жизнь большое количество студентов. Именно участие в таких соревнованиях дает возможность почувствовать свою значимость, необходимость в обществе, а победы поднимают не только личностный престиж, но и престиж всего учебного заведения. В этом вопросе главенствующее место отводится кафедре физического воспитания и непосредственно педагогическому составу, от слаженной и правильно спланированной работы которого зависит социальный настрой в студенческом обществе.

В высших учебных заведениях контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам. Организуя и проводя занятия с представителями данного возрастного уровня, необходимо принять во внимание их морфофункци-ональные и психологические особенности [3]. Поэтому нельзя забывать об индивидуальном подходе в отношении как отдельной группы, так и каждого студента. Необходимость применения индивидуального подхода к каждому студенту обусловлена порой значительной разницей в исходных данных для дальнейшей работы. Соответственно, индивидуальный подход будет определяться не только физическими, интеллектуальными, личностными показателями студента, его социальным статусом на данный момент, но и уровнем притязаний на определенных жизненных этапах в будущем. Смотреть в будущее, ставить задачи, определять, использовать средства для их достижения -вот основная задача тандема студента и педагога.

Большая информационная нагрузка в период обучения в высшем учебном заведении также является серьезным испытанием для организма, а экзамены относятся к сложному и критическому периоду, который можно расценивать как стрессовую ситуацию в условиях дефицита времени. За-

170 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

нятия физической культурой, отказ от вредных привычек, рациональная организация питания и сна, труда и отдыха способствуют поддержанию организма в оптимальной физической форме во время сессии и в межсессионный период.

Несмотря на отмеченные нами ранее положительные моменты, у определенной части студентов наблюдается слабая мотивация к занятиям физической культурой в вузе, так как приоритет отдается учебной деятельности. Важно понять, что целью занятий физической культурой в вузе является не только повышение уровня физической подготовки и физического развития, но и получение максимального объема информации о средствах и методах физической культуры, о том, как их можно использовать в качестве алгоритмов для индивидуальных занятий и в работе с коллективом.

Огромное разнообразие форм поощрения при занятиях физической культурой и спортом может обеспечить мотивацию к ним на всех уровнях спортивной подготовки, профессиональных и жизненных этапах развития человека. Поощрения могут иметь экономический, социальный, личностный, физиологический, анатомический, профессиональный характер. Соответственно, всегда есть возможность применять их для стимулирования активности студентов в качественном изменении личностных характеристик. Например, это может быть благодарность руководства учебного заведения за поднятие его престижа среди других учебных заведений, гордость родителей, поддержка коллектива в следующих начинаниях, материальное вознаграждение, изменения в функционировании организма, изменение социального статуса, профессиональное признание и т.д.

Существует форма поощрения и наказания, которая в меньшей степени разработана и используется педагогами, но по частотности использования и важности для воспитуемого определенно стоит на первом месте. Мы имеем в виду самопоощрение и самонаказание. Почему данному явлению мы склонны уделять большое внимание? Любое педагогическое воздействие, несомненно, имеет отражение в сознании того, на кого оно оказывается. В конечном итоге именно на данное отражение в сознании вос-питуемого и направлено любое применение поощрения и наказания. Более того, даже при отсутствии реального педагогического воздействия, прямого контакта всегда существуют разнообразные варианты возможного развития событий, связанных с поощрением или наказанием, которые также будут иметь отражение в сознании человека.

Различные варианты возможных поощрений или наказаний во многом определяют последующие его действия. Порой очевидные и объективные формы поощрений и наказаний в сознании человека приобретают субъективную окраску, что во многом затрудняет применение данного метода и достижение намеченного результата.

Внутреннее согласие или несогласие с возможным поощрением или наказанием за свои действия будет определять характер планирования и выполнения данных действий. Внутреннее осознанное

ожидание поощрения или наказания влияет на эффективность выполняемой человеком работы. При наличии огромного разнообразия внешних факторов только те из них, которые отмечены и интерпретированы в сознании, являются основополагающими и имеющими наибольшее влияние.

Поощрение или наказание, имея различные формы проявления, воспринимаются как минимум двумя участниками педагогического процесса -педагогом и воспитуемым. Если применяется реальное поощрение или наказание, то с его фиксацией, восприятием и отражением все довольно понятно и просто, столь же очевидны необходимость и возможности выполнения корректирующих действий при появлении признаков негативных последствий. Данный методический прием имеет объективные, имеющие конкретные показатели и параметры фиксации показатели.

С самопоощрением и самонаказанием все обстоит гораздо сложнее. Они являются прерогативой только того, кто его формирует в своем сознании. По некоторым косвенным признакам можно определить влияние их на человека, но данные предположения могут быть весьма далеки от объективности.

С определенной уверенностью можно констатировать факт более сильного влияния самопоощрения или самонаказания на человека. Утверждать это можно, обратившись к темпоральным характеристикам происходящего процесса. Любое реальное поощрение или наказание имеет временные рамки, но данные рамки могут быть значительно расширены в сознании воспитуемого. Продленность во времени может явиться основополагающим фактором в оказании воздействия на воспитуемого. Причем в случае самопоощрения и самонаказания данное воздействие может начаться задолго до реальных воспитательных воздействий и продлиться значительный период после их завершения.

Ожидание поощрения или наказания, отношение к ним будут во многом определять поведение, направленность, стремления человека. Самопоощрение в сознании человека означает стопроцентное согласие с ним и принятие его, оценку своих действий как правильных, эффективных, требующих продолжения и развития. Равно как самонаказание будет более действенным по причинам не просто его длительного воздействия, а убежденности в его правильности и необходимости. Именно убежденность в самонаказании или самопоощрении делает их исключительно важными для человека, а соответственно и для организации и реализации педагогического процесса. Данная убежденность может соответствовать оценке окружающих или быть противоположной ей, но, сформировавшись и оформившись в сознании человека, будет иметь минимальные возможности для трансформации при воздействии извне. Данное положение в зависимости от педагогической ситуации может нести как положительное, так и отрицательное наполнение, которое можно использовать для достижения педагогических целей или принимать меры по устранению негативных влияний. Данные меры могут потребовать порой огромных усилий. Случаи,

ISSN 1994-5094 ♦-

171 -♦

когда самопоощрение приводило человека к переоценке, зазнайству, звездной болезни, довольно часты, равно как самонаказанием человек может довести себя до еще более негативного состояния. Такие случаи в педагогической практике имеют широкое распространение и соответственное отражение в педагогической, психологической и медицинской литературе.

В конечном результате любое педагогическое воздействие направлено на сознание участника педагогического процесса. Сила данного воздействия, несомненно, имеет важное значение, но его эффективность будет в первую очередь зависеть от интерпретации данного воздействия в сознании воспитуемого. Соответственно, содержание глубинной сути любого поощрения или наказания заключается не столько в самом результате как таковом, сколько в том, как воспитуемый пришел к данному результату. Более того, важна динамика отношения к поощрению и наказанию, равно как динамика функционирования самопоощрения и самонаказания. Переход на другой, более высокий уровень пользования данными явлениями связан со многими факторами - развитием интеллекта, воспитанием, взрослением и т. д., но все это можно представить как постепенное продвижение от одних стереотипов пользования самопоощрениями и самонаказаниями к другим. Данный процесс может иметь своеобразную этапность, т. е. быть детерминированным определенными этапами жизни и представлять собой ожидаемое, в определенной степени плановое течение событий. В то же время нельзя отвергать возможность, роль и значение ситуативно обусловленных возможностей развития событий. Очень часто жизненные ситуации могут вносить кардинальные изменения в течение плановых, этапных воспитательных мероприятий.

На наш взгляд, суть воспитательных мероприятий заключается в периодической смене одних стереотипов самопоощрения и самонаказания и замене их на другие, соответствующие требованиям изменившихся условий. Наличие стереотипов отношения к поощрениям и наказаниям, равно как стереотипов самопоощрений и самонаказаний, - непременное условие функционирования любой личности, особенно формирующейся и развивающейся. Отсюда двойственное отношение к данным стереотипам: с одной стороны, они необходимы для каждого этапа развития человека, должны быть характерными для них, иметь определенную степень устойчивости; с другой стороны, целый ряд стереотипов не должен быть костным, не поддающимся изменению, так как в изменяющихся условиях будет происходить и изменение подобных стереотипов.

Изменениями применяемых поощрений и наказаний мы стараемся повлиять на самопоощрения и самонаказания объекта воспитания. Изменить манеру самопоощрений и самонаказаний возможно только изменив в сознании воспитуемого отношение к ним. Изменение данного отношения возможно только при изменении степени критичности оценки своих действий и поступков. Критично мыслить - вот цель и в то же время средство педа-

гогического воздействия, направленного на формирование адекватного пользования самопоощрением и самонаказанием. Причем важны все составляющие критичного мышления, в том числе темпоральные. Важна как непосредственная реакция на свершившиеся события, так и оценка их в двух противоположных временных векторах, отношение к ним с позиций прошлого с целью выявления положительной или отрицательной динамики изменений. Также важна интерпретация их с позиций будущего, с возможными или необходимыми изменениями или дополнениями, которые смогут обеспечить качественные изменения, желаемые как для личности, так и для социума.

На наш взгляд, приведенный выше материал подтверждает необходимость отношения к физической культуре не просто как к предмету, который непосредственно и опосредованно формирует такие свойства личности, которые позволяют ей изменяться в соответствии с требованиями общества. Достижение единства знаний, творческого начала и их практического применения может обеспечить не только социальную устойчивость личности, но и эффективное участие в социальных, бытовых и профессиональных мероприятиях.

Отношение к здоровому образу жизни как к личной и общественной ценности, достигнутой на данный исторический момент, не может полностью соответствовать сути физической культуры и спорта. Передача жизненного опыта в организации жизнедеятельности как в рамках личности, так и в рамках коллектива, общества, государства, является основной задачей процесса образования и воспитания, которую в силу своих возможностей помогают решать физическая культура и спорт.

1. Баландина Т.М., Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Оценка персонала в условиях перехода организации на инновационный тип развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 192-196.

2. Васекин Ю.И., Коновалова М.П., Милехина И.А. Политика государства в области развития физической культуры и спорта на современном этапе // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 79-83.

3. Гарина О.Г., Кадушина В.А. Значимость и задачи физического воспитания студенческой молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсель-хоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 6-10.

4. Гарина О.Г., Милехина И.А., Кадушина В.А. Социально-экономическая значимость занятий физической культурой и спортом // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 125-129.

5. Милехина И.А. Мониторинг физической подготовленности студентов // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 25-28.

6. Милехина И.А., Милехин А.В. Здоровьесберегающая деятельность студенческой молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 286-290.

7. Черевишник Н.Н. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // ...И помнит мир спасенный: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Саратов, 2015. Т. 2. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.