Научная статья на тему 'Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов'

Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА / АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / CHOICE SITUATION / ADAPTIVITY / ADAPTATION ABILITIES / FUTURE TEACHERS / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна

В статье раскрывается понятие «адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей. Основное внимание автор уделяет созданию ситуации выбора как условию развития адаптивности будущих педагогов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The situation of choice creation in the high school educational process as a condition of future teachers adaptivity development

The article discloses the notion of adaptivity and characterizes the main approaches to adaptation abilities development. The author pays special attention to the situation of choice creation as a condition of future high school teachers adaptivity development.

Текст научной работы на тему «Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов»

УДК 378

Воскрекасенко Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

voskr99@rambler.ru

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрывается понятие «адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей. Основное внимание автор уделяет созданию ситуации выбора как условию развития адаптивности будущих педагогов в высшей школе.

Ключевые слова: ситуация выбора, адаптивность, адаптационные способности, будущие педагоги, образовательный процесс, высшая школа.

В настоящее время перед системой высшего профессионального образования государством и обществом поставлена задача подготовки будущих специалистов, обладающих высоким уровнем не только профессиональной, но и социально-психологической готовности к активной жизнедеятельности и успешной адаптации в стремительно изменяющемся современном мире. В этой связи образовательный процесс в высшей школе объективно всё более наполняется воспитательным содержанием. В полной мере это относится и к подготовке будущих педагогов, уровень развития адаптивности которых в дальнейшем во многом определит и уровень развития адаптационных способностей учащихся.

В последние десятилетия идея о наличии у индивида способности к адаптации, как и к любому другому виду активности, высказывается многими учёными (Ф.Б. Березин, С.В. Величко, Г.Ш. Габдреева, С.Ю. Добряк, А.С. Кислицына, Н.К. Колызаева, Л.Н. Коновалова, А.Г Маклаков,

О.Н. Нургатина, А.А. Налчаджян, С.Т Посохова, В.В. Константинов, А.П. Растигеев, А.А. Реан, М.В. Ромм, А.В. Сиомичев, И.В. Черникова и др.). В научном обиходе используются близкие по смыслу понятия: адаптивность, адаптационные ресурсы, личностный адаптационный потенциал и др. Однако общепринятого, чётко структурированного и отражающего суть явления понятия нет.

Анализ научной литературы позволяет выделить два основных подхода к определению сущности адаптивности как способности личности к адаптации. Первый подход представлен разработанной А.Г. Маклаковым концепцией адаптационного потенциала, в которой способность к социально-психической адаптации рассматри-

вается в качестве одного из свойств личности. Автор предлагает оценивать адаптационные возможности личности через определение уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним относятся: нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обуславливает толерантность к стрессу; самооценка личности, являющаяся ядром саморегуляции и определяющая степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; моральная нормативность личности, характеризующая степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации) [5].

Иную позицию занимает Н.К. Колызаева. Как показывает исследование автором адаптации студентов к условиям вуза, конкретизация понятия через отдельные свойства личности или их взаимосвязь и попытки выделения адаптивного типа личности, приводят к логическому тупику - отсутствию универсальной адаптивной характеристики и универсального адаптивного типа личности [3]. В зависимости от конкретных условий, актуализирующих те или иные черты личности, отдельные характеристики, влияющие на процесс адаптации, могут выступать как в качестве адаптивных, так и дезадаптивных.

В современной науке существует иной подход к проблеме адаптивности. В целом ряде работ успешность протекания адаптационных процессов рассматривается в связи с выбором личностью оптимальных способов и приёмов адаптации, саморегуляции своего поведения в адап-

© Воскрекасенко О.А., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

63

тационной ситуации (К.В. Абрамов, Л.Г. Дикая,

Н.Н. Мельникова, А.И. Приходько, В.М. Ром, А.В. Сиомичев, С.А. Шапкин и др.). Замечено, что те или иные личностные характеристики становятся дезадаптивными в том случае, если приёмы и способы деятельности идут в разрез с психологическими особенностями личности. Активная регуляция поведения на основе знания своих психологических особенностей, сформированность отдельных приёмов и способов деятельности облегчают процесс адаптации, ускоряют его ход, повышают результативность.

В исследовании проблемы развития адаптационных способностей будущих педагогов под адаптивностью будем понимать способность личности вырабатывать индивидуальные стратегии адаптации, отвечающие её потребностям и оптимизирующие взаимодействия с социальной средой. «Адаптационная стратегия, - по определению М.В. Ромма, - это осознанные и неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия) обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние личностной адаптированности» [7, с. 84]. Следовательно, вопрос о развитии адаптивности, обеспечивающей состояние личностной адаптированности, связан с проблемой выбора индивидуальных стратегий адаптации.

При всём многообразии стратегий адаптации невозможно выделить одну универсальную. Проблема адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приёмов и способов адаптации. На их выбор влияет целый комплекс объективных и субъективных факторов. Эффективность же осуществляемого личностью выбора индивидуальных стратегий адаптации определяется сформированностью компонентов адаптивности: когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностного [1].

Когнитивный компонент адаптационных способностей включает в себя: систему знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса; представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях; знание правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие у лично-

сти: ценностных ориентаций; установки на активное изменение своего положения и осознанный, ответственный выбор в любой ситуации жизнедеятельности. Операционно-деятельностный компонент адаптационных способностей включает в себя: сформированность навыков саморегуляции психофизического состояния в стрессовой ситуации; умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации.

Целенаправленное развитие адаптивности будущих педагогов, как способности личности выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации, возможно через формирование компонентов адаптивности в ходе педагогического сопровождения адаптации обучающихся в вузе. Ключевое место в формировании компонентов адаптивности занимает создание педагогом ситуации выбора, выступающая одним из способов формирования у будущих педагогов умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в процессе адаптации на основе ценностных ориентаций и отношений.

С точки зрения деятельностного подхода понятие выбора разрабатывали Ф.Е. Василюк, Т.В. Корнилова, Л.С. Кравченко, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Ф. Наумова, Н.В. Пилипко, Е.А. Руденко, Н.А. Стефаненко и др. Под выбором в научной литературе понимается деятельность человека по анализу альтернатив на основе личностно-смыслового отношения к ним [8, с. 68]. Под ситуацией выбора - совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которого актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив [6].

На сегодняшний день наиболее разработанным является понятие выбора профессионального, морального (нравственного), межличностного и личностного (экзистенциального). В ходе развития адаптационных способностей используются все виды ситуации выбора. Любая ситуация выбора при правильном построении оказывает развивающее влияние на личность обучающегося, ставя его в позицию субъекта деятельности, тем самым выступая одним из ключевых методов развития адаптационных способностей будущих педагогов.

Создаваемые педагогом на учебном занятии ситуации выбора, по мнению Т.В. Машаровой, должны соответствовать целому ряду требований [7]. Во-первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития обучающихся и затрагивать сферу их актуальных потребностей и интересов. Во-вторых, ситуации выбора должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности обучающегося по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства её достижения, нести ответственность за полученный результат. В-третьих, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности. В-четвёртых, педагог должен учитывать, что недостаточная сформированность качеств субъекта деятельности делает педагога и обучающегося неравными в ситуации выбора в плане ответственности за результаты деятельности, что требует продуманности механизма защиты его от собственных ошибок.

В качестве заданий, стимулирующих у будущих педагогов субъектную позицию в учебном процессе, можно использовать:

- задания на осуществление аргументированного выбора различного учебного содержания (курсов по выбору, факультативов, спецкурсов и т.д.);

- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы (например, ориентация на тот или иной учебный балл);

- задания с аргументированным выбором способа учебной работы (в частности, характера учебного взаимодействия с однокурсниками и преподавателями);

- задания, требующие от будущего педагога выбор гражданской, нравственной, научной, эстетической позиции в рамках представленного учебного материала (например, при решении педагогической задачи);

- выбор режима учебной работы (интенсивное в короткий срок освоение темы или распределенный режим - «работа порциями»);

- выбор форм отчетности учебной работы (письменный или устный, досрочный или в намеченные сроки) и др.

С целью усиления педагогического воздействия, ситуация выбора на лекции, семинарском занятии или в ходе самостоятельной работы обучающихся должна моделироваться и строится преподавателем. И.Ф. Гореликом, Т.И. Немцовой, И.В. Полковниковой и З.Л. Яковлевой разрабо-

тан алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на учебном занятии, включающий в себя: формулировку цели (задач) применения ситуации выбора; определение этапов занятия, на которых целесообразно создание той или иной ситуации выбора; выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора; разработку вариантов заданий, необходимых для его осуществления; предварительный анализ каждой учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям обучающихся; решение преподавателем избранных заданий всеми возможными способами; окончательный выбор вариантов учебных заданий; продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора; включение разработанной ситуации выбора в план-конспект; определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора; непосредственную реализация преподавателем своих перспективных разработок; анализ и оценку эффективности использования ситуации выбора [4].

В ходе проектирования и построения ситуации выбора преподаватель должен учитывать: готовность обучающихся к выбору, педагогическую целесообразность создания ситуации выбора, стимулирование обучающихся к выбору, аргументацию своего выбора, определение степени свободы выбора, защищённость обучающихся от их собственных ошибок, оценку результатов решения выбранного варианта [4]. Тем самым, в ходе создания преподавателем ситуации выбора, у будущих педагогов формируется позиция субъекта деятельности, выступающая одним из условий развития их адаптационных способностей.

Особое место в формировании у будущих педагогов социально-ценностных ориентаций, выступающих в качестве нравственного индикатора в ситуации выбора адаптационных стратегий, является создание ситуации нравственного (морального) выбора. Нравственный выбор проявляется в самоопределении личности в отношении нравственных ценностей и трактуется как принятие решений о нравственно-значимом поступке или как поведение человека в нравственно критической ситуации по своему нравственному убеждению [2, с. 69]. Создание ситуации нравственного выбора - это метод воспитания,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

65

направленный на разрешение ситуации, содержащей нравственную проблему, которая ставит обучающихся перед моральным выбором. Обучающийся, разрешая ситуацию, должен исследовать её нравственную природу и сделать выбор, приняв ответственное взвешенное решение.

Создание ситуации морального выбора, с точки зрения решения воспитательных задач, должна отвечать следующим характеристикам: содержать значимые для обучающихся моральные проблемы; соответствовать витагенному опыту обучающихся; обсуждение должно быть построено на обсуждении разных позиций по поводу проблемной ситуации и нравственного выбора, поэтому она должна вызывать противоречивые точки зрения; решения должны содержать нравственный выбор, причем оба варианта решения должны носить одинаково моральный характер, несмотря на то, что выделенные решения исключают друг друга.

Технологически создание педагогом ситуации морального выбора осуществляется в соответствии с вышеописанным алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на учебном занятии. Вместе с тем, использование ситуации нравственного выбора требует от педагога глубокого понимания моральной природы человеческого поведения, умения применять нравственные принципы для оценки решений и действий, как отдельных людей, так и социальных групп, и, конечно, такта, терпения, уважения к мнению обучающихся. В этом случае создание ситуации морального выбора будет способствовать формированию у будущих педагогов социально-ценностных ориентаций и убеждений, выступающих в качестве нравственного основания выбора в ситуации адаптации.

Целенаправленное развитие адаптивности будущих педагогов, как способности личности выбирать наиболее эффективные индивидуаль-

ные стратегии адаптации, строится на признании обучающегося субъектом собственного развития и жизнедеятельности. Педагог, воздействуя на внутренние факторы, определяющие эффективность выбора, и активизируя саморегуляционные процессы, лишь создает условия для осуществления ответственного выбора. Сам выбор, выбор осознанный и сообразный взглядам, убеждениям, ценностным ориентациям личности осуществляется самим обучающимся.

Библиографический список

1. Воскрекасенко О.А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г Белинского, 2010. - 240 с.

3. Еникеев М.И. Психолого-энциклопедичес-кий словарь. - М., 2007.

4. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Дис. ... канд. психол. наук. -Л., 1989. - 243 с.

5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. МаклаковА.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - N° 1. - С. 16-24.

7. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. - М., 1999.

8. РоммМ.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002.

9. Руденко Е.А. Использование ситуаций свободного выбора в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Известия ВГПУ. -2009. - №> 4. - С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.