Научная статья на тему 'Создание реестра специалистов в области исследования потребительских товаров как предпосылка усиления противодействия преступлениям в сфере потребительского рынка'

Создание реестра специалистов в области исследования потребительских товаров как предпосылка усиления противодействия преступлениям в сфере потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL REGISTERS / INVESTIGATIVE OPERATIONS / CONSUMER PRODUCTS / EXPERT STUDIES / РЕЕСТР СПЕЦИАЛИСТОВ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронова Ольга Борисовна

СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА. В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННОЙ НА УСИЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССМАТРИВАЕМЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ ОСНОВЫ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ДАЕТСЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЕГО НАПОЛНЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A REGISTRY OF EXPERTS IN THE FIELD OF RESEARCH OF CONSUMER GOODS AS A PREREQUISITE FOR A STRONGER RESPONSE TO CRIMES IN THE SPHERE OF THE CONSUMER MARKET

The article deals with the problematic issues of use of special knowledge in the course of search operations aimed at the detection and investigation of crimes in sphere of the consumer market. As a practical measure to strengthen resistance to the crimes in question, proposed the organization of a roster of experts in the field of research of consumer goods, worked out the basis of its practical implementation, classify the sources of its content and the information content.

Текст научной работы на тему «Создание реестра специалистов в области исследования потребительских товаров как предпосылка усиления противодействия преступлениям в сфере потребительского рынка»

О.Б. Дронова,

кандидат юридических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России

СОЗДАНИЕ РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСИЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

CREATING A REGISTRY OF EXPERTS IN THE FIELD OF RESEARCH OF CONSUMER GOODS AS A PREREQUISITE FOR A STRONGER RESPONSE TO CRIMES IN THE SPHERE

OF THE CONSUMER MARKET

В статье рассматриваются проблемные вопросы использования специальных знаний в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и расследование преступлений в сфере потребительского рынка. В качестве меры практического характера, направленной на усиление противодействия рассматриваемым преступлениям, предлагается организация реестра специалистов в области исследования потребительских товаров, прорабатываются основы его практического осуществления, дается классификация источников его наполнения и информационного содержания.

The article deals with the problematic issues of use of special knowledge in the course of search operations aimed at the detection and investigation of crimes in sphere of the consumer market. As a practical measure to strengthen resistance to the crimes in question, proposed the organization of a roster of experts in the field of research of consumer goods, worked out the basis of its practical implementation, classify the sources of its content and the information content.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере потребительского рынка в большинстве случаев предусматривает необходимость использования комплекса специальных знаний в целях получения розыскной и доказательственной информации. Действующее законодательство предоставляет возможности субъекту осуществления оперативно-розыскных мероприятий привлекать к участию в их проведении специалистов в целях повышения эффективности противодействия преступлениям. Однако

до сих пор остаются нерегламентированными вопросы правового статуса привлекаемого специалиста, особенности оформления результатов исследований, а также принципы и формы самого взаимодействия заинтересованных структур как внутриведомственного, так и межведомственного характера. Данный факт неизбежно влечет за собой снижение общего количества оперативно-розыскных мероприятий, в том числе осуществляемых в сфере потребительского рынка, подготавливаемых и реализуемых с привлечением соответствующих специалистов.

Между тем в зависимости от объемов выявленных партий, территориальности размещения производства, логистической схемы транспортировки и хранения готовой продукции могут быть привлечены специалисты в области химии, товароведения, исследования пищевой и алкогольной продукции, бухгалтеры, технологи производственных предприятий, специалисты в области компьютерной техники и т.д. Их знания могут способствовать получению целостной картины об обстановке места происшествия, включающей временные, количественные и качественные характеристики противоправных деяний [1. — С. 175]. Кроме того, возможно установление сведений об используемых производственных, людских и технологических ресурсах в ходе функционирования незаконного предприятия.

Специалисты, привлекаемые к проведению оперативно-розыскных мероприятий, должны способствовать получению криминалистически значимой информации:

- о технологических особенностях функционирования оборудования и предназначения дополнительных приспособлений (промышленного и кустарного изготовления), используемых для производства, укупорки, упаковки, изготовления защитных элементов и сопроводительной документации;

- о качественных характеристиках первоначального сырья, материалов, компонентов, упаковочной тары (вид, количество, упаковка, состояние объектов, используемые для производства товаров и их отдельных составляющих элементов), а также готовой продукции;

- о соответствии оригинальным образцам специальных защитных средств (федеральных марок, голограмм) и бланков документов (сертификатов, деклараций, транспортных накладных), необходимых для легализации продукции в товарообороте;

- о технологических процессах, контактах поставщиков, перевозчиков и реализаторов продукции (в том числе посредством удаленного доступа), об объемах производства, затратах, общей и чистой прибыли на основе изучения информации, содержащейся в компьютерных блоках, средствах связи, бумажной документации;

- о соблюдении условий производства, хранения, реализации товаров и их отдельных составляющих (технологических, световых, температурных, временных);

- о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований лицами, задействованными в ходе жизненного цикла продукции, в местах осуществления производства; в транспортных средствах, осуществляющих поставку первоначального сырья, материалов и доставку готовой продукции к местам реализации;

- об определении общей продолжительности функционирования нелегального предприятия, осуществляющего противоправные действия по выпуску товаров ненадлежащего качества.

Привлечение специалистов соответствующего профиля осуществляется в рамках взаимодействия различных ведомственных подразделений, а также в необходимых случаях используются возможности экспертных подразделений иных государственных органов и независимых организаций, осуществляющих деятельность по производству экспертных исследований.

Несмотря на существующие ведомственные нормативные правовые акты по организации взаимодействия различных подразделений структуры МВД России, правоохранительные структуры до сих пор вынуждены искать приемлемый баланс интересов различных служб, в том числе в ходе взаимодействия оперативных сотрудников и экспертно-криминалистических подразделений, в рамках планирования, реализации и документального оформления результатов.

В настоящее время процентное соотношение оперативно-розыскных мероприятий, реализуемых в отношении противоправных деяний в сфере потребительского рынка, осуществленных с привлечением соответствующих специалистов, не превышает 10%1.

Согласно опросам сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ЭБ и ПК МВД России) причинами данного явления выступают: уверенность в наличии собственных знаний в области отличительных признаков товаров ненадлежащего качества (48%), отсутствие в ведомственных экспертно-криминалистических подразделениях необходимых специалистов, в частности товароведов, автороведов, патентоведов, специалистов в области медико-профилактического дела и т.д. (28%), отсутствие четко регламентированных принципов и форм взаимодействия между рассматриваемыми подразделениями (14%), необходимость согласования участия специалиста с ру-

1 Данные приведены на основании опроса сотрудников подразделений ЭБ И ПК ГУ МВД России по Волгоградской, Астраханской, Саратовской областям и Краснодарскому краю.

ководителями подразделений инициаторов и исполнителей (12%), отсутствие у сотрудников ведомственных экспертно-криминалистических подразделений допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (10%) и т.д1.

Анализируя результаты опросов, можно констатировать нежелание сотрудников анкетируемых подразделений использовать значительные возможности экспертно-криминалистических подразделений и стремление опираться лишь на собственный, преимущественно бытовой, опыт дифференцирования товаров ненадлежащего качества. Хотелось бы отметить, что средний возраст опрошенных сотрудников ЭБ и ПК, осуществляющих проверочные мероприятия в сфере потребительского рынка, составляет 22-26 лет, при этом средний стаж работы в должности не превышает 2 лет, это, естественно, не позволяет сформировать полноценное представление обо всех защитных средствах разнообразных потребительских товаров, документации, которая должна сопровождать продукцию различного предназначения, а также разноплановых особенностях бланкетного законодательного регулирования товарооборота.

Как следствие редкого привлечения специалистов на начальном этапе проверочных действий следует указать практику назначения комплекса предварительных исследований по профилю выявленного товара уже после реализации оперативно-розыскных мероприятий. Несогласованность их назначения с сотрудниками экспертных учреждений в части определения класса и рода исследования, выбора учреждения (организации) или конкретного эксперта, подготовки как исследуемых объектов, так и образцов для сравнительного исследования приводит к низкой результативности таких исследований. В большинстве случаев вывод по таким экспертным исследованиям представлен в форме «не представляется возможности решить вопрос по существу», в основном по причине отсутствия необходимых сопоставимых образцов, или отказа от производства исследования в связи с тем, что рассматриваемые вопросы (преимущественно юридического характера) не входят в компетенцию специалиста.

В результате такого подхода изъятые партии товаров, не получившие должной экспертной оценки о выявлении технических признаков нарушений установленных требований, возвращаются в товарооборот. С учетом разрабатываемых проектов законов о внесении изменений в уголовное за-

конодательство РФ [5], данный факт может привести в дальнейшем к привлечению сотрудника правоохранительных органов к уголовной ответственности за незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности, если указанное деяние повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба.

При рассмотрении основных причин незначительной эффективности деятельности подразделений ЭБ и ПК по противодействию преступлениям в сфере потребительского рынка следует отметить проблемы, связанные с назначением и производством экспертных исследований в отношении многих товарных групп. Согласно результатам опроса, в качестве специалистов, участвующих в проведении оперативно-розыскных мероприятий и дальнейшем получении доказательственного материала, привлекаются преимущественно сотрудники экспертно-криминалистиче-ских подразделений (70%), далее указывается использование специальных знаний специалистов Роспотребнадзора (17%), лабораторий Минюста (16%) и специалистов правообладателей, преимущественно аудиовизуальной продукции (10%), в единичных случаях используются возможности экспертных лабораторий таможенной службы.

При этом респонденты отмечали существенные трудности в определении организаций и конкретных экспертов, которые могут произвести экспертное исследование таких видов товаров, как детали автотранспортных средств, печатная продукция, бытовые товары, косметическая продукция, одежда, обувь и аксессуары с логотипами известных брендов и т.д. Производители данных товаров не заинтересованы в осуществлении работы по фиксации единичных фактов нарушений установленных требований и не осуществляют оценку свойств товаров, вызывающих сомнение в оригинальности. Кроме того, имеют место случаи делегирования ими своих полномочий региональным представителям, имеющим в штате «собственных» экспертов, заработная плата которых напрямую зависит от количества выявленной продукции, не соответствующей установленным требованиям, соответственно, объективность выводов проведенных экспертных исследований требует особого внимания при оценке данного вида доказательств.

Ведомственные экспертно-криминалистиче-ские лаборатории в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими

1 При проведении анкетирования допускалось более одного варианта ответов.

деятельность подразделений, не производят исследования товарных знаков, товароведческие, автороведческие, технологические и иные экспертизы. В результате сотрудники, осуществляющие сбор розыскной и доказательственной информации, не имеют возможности осуществить предварительные консультации, привлечь специалистов к проведению оперативно-розыскных мероприятий и получить иную полноценную помощь специалистов, необходимую для выявления, раскрытия и расследования преступлений.

Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать создание в подразделениях ЭБ и ПК единого реестра, объединяющего сведения о специалистах, имеющих право производства экспертных исследований потребительских товаров различного предназначения, и лабораториях, оснащенных необходимым оборудованием для их проведения. Данный реестр может быть размещен в единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России), позволяющей создавать и использовать необходимые автоматизированные банки данных общего и специального пользования.

Деятельность по созданию функциональной системы сведений предусматривает использование системного подхода к организации информации. Он включает изучение существующих в регионе возможностей проведения экспертных исследований потребительских товаров, в том числе оценку эффективности деятельности отдельных специалистов, а также оснащенность лабораторий современным своевременно поверенным и сертифицированным оборудованием.

Основой данного реестра может стать перечень экспертных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории региона, оказывающих услуги по исследованию потребительских товаров бытового и продовольственного назначения. При этом необходимо отдельно систематизировать существующие возможности:

- лабораторий МВД России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалко-гольрегулирования), а также иных государственных структур;

- независимых экспертных центров (организаций, лабораторий), предоставляющих заинтересованным сторонам услуги по изучению и оценке свойств потребительских товаров;

- независимых экспертов, обладающих правом допуска к производству соответствующих

экспертиз, в том числе осуществляющих их в рамках деятельности представителей правообладателей различной продукции;

- образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих лицензированную подготовку специалистов экспертного профиля, обладающих необходимыми лабораториями и квалифицированными педагогическими и научными сотрудниками.

Следующим источником поступления сведений в рассматриваемый реестр может стать информация о производственных предприятиях, имеющих собственные сертифицированные лаборатории, предназначенные для проверки качественных, количественных, технологических, функциональных и иных свойств товаров, осуществляющих свою деятельность на территории региона, а также специалистах, осуществляющих экспертные исследования в рамках своей трудовой деятельности.

Еще одним действенным источником наполнения реестра может стать информация, полученная в ходе анализа уголовных, гражданских и административных дел, возбужденных по материалам преступлений, правоотношений и правонарушений в сфере потребительского рынка, в которых принимали участие специалисты ведомственных организаций, специалисты — представители правообладателей, независимые эксперты, осуществляющие свою деятельность как самостоятельно, так и в рамках независимых экспертных организаций, а также являющиеся сотрудниками научно-исследовательских организаций и лабораторий.

Предполагаемое разнообразие и вариативность сведений, которые должны быть размещены в реестре специалистов в области исследования потребительских товаров, потребует их систематизации, которую целесообразно осуществить по их видам. Существующие классификации потребительских товаров весьма разнообразны [2. — С. 136—141; 3. — С. 76] и систематизируются по назначению, характеру потребления, сырьевому и производственному признаку, режимам, срокам хранения и эксплуатации. Однако для удобства их использования уполномоченными субъектами выявления и расследования преступлений и правонарушений в сфере потребительского рынка в реестре необходимо выделить основные разделы (подразделы) в соответствии с товарной структурой оборота розничной торговли [4]:

- пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия, которые составляют: мясо животных и домашней птицы, продукты из мяса, консервы из мяса, рыба и морепродукты, животные масла, растительные масла, маргариновая

продукция, цельномолочная продукция, сыры жирные, яйцо птицы, сахар, кондитерские изделия, мука, крупа, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, свежий картофель, свежие овощи, свежие фрукты, чай, алкогольные напитки и пиво, табачные изделия;

- непродовольственные товары, к которым относятся ткани, верхняя одежда, одежда из меха, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, синтетические чистящие, моющие и полирующие средства, туалетное и хозяйственное мыло, косметические и парфюмерные товары, часы, компьютеры в полной комплектации, мобильные телефоны, аудиоаппаратура, телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники и морозильники, стиральные машины, велосипеды и мотовелосипеды, мотоциклы, автомобили легковые, бензины автомобильные, мебель бытовая, напольные покрытия, ковры и ковровые изделия, строительные материалы, ювелирные изделия из драгоценных металлов, фармацевтические, медицинские и ортопедические товары, книги, газеты и журналы, аудиовизуальная продукция.

Данный перечень товаров охватывает основные предметы преступного посягательства в ходе противоправных деяний в сфере потребительского рынка. Создание реестра специалистов в области их исследований позволит существенно повысить результативность проведения проверочных и основных мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконного производства и реализации потребителям товаров, не соответствующих установленным требованиям.

Содержание реестра предполагает включение в него информации:

- об организациях (экспертных, образовательных, научных и т.д.): название (действующее и предыдущие), форма образования, учредители, виды деятельности, в необходимых случаях сведения о прохождении процедуры лицензирования и сертификации, адреса регистрации и фактического нахождения, сроки функционирования, сведения о наличии собственных лабораторий;

- о специалистах: анкетные данные, профиль образования, должность, стаж работы по соответствующей специальности, наличие права на производство экспертных исследований, сведения о научно-исследовательской деятельности, о привлечении в качестве специалиста по административным, гражданским и уголовным делам и результативности участия в выявлении, расследовании и судебном рассмотрении.

Данные реестра необходимо систематизировать на региональном и межрегиональном уровнях на базе центров федеральных округов с уче-

том особенностей потребительского рынка конкретных субъектов Российской Федерации. Это позволит сравнительно быстро найти необходимую информацию о возможностях обращения к конкретному специалисту по профилю изучаемого потребительского товара, осуществляющему свою деятельность в пределах федерального округа. Информация, содержащаяся в реестре, должна обновляться не реже одного раза в год с целью поддержания актуальности составляющих ее сведений.

Создание реестра специалистов в области исследования потребительских товаров потребует от сотрудников правоохранительных органов значительных временных и материальных затрат, однако предполагаемый результат, по нашему мнению, позитивно скажется в процессе работы, направленной на выявление и расследование преступлений в сфере потребительского рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дронова О. Б. Оценка свойств потребительских товаров, установленных в ходе проведения первоначальных проверочных мероприятий // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 1. — С. 172—177.

2. Вилкова С. А. Экспертиза потребительских товаров : учебник. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2010. — С. 136—141.

3. Чепурной И. П. Идентификация продовольственных товаров : учебник. — 4-е изд. — М. : Дашков и К, 2008. — С. 76.

4. Официальная статистика по расчету объема потребительских товаров [Электронный ресурс]. — URL : http://www.gks.ru (дата обращения: 10.06.2016).

5. Проект федерального закона № 15810-7 «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за незаконное возбуждение уголовного дела) (внесен 28.10.2016 Президентом РФ) [Электронный ресурс]. — URL : http://www.garant.ru (дата обращения: 25.11.2016).

REFERENCES

1. Dronova O. B. Otsenka svoystv potrebitelskih tovarov, ustanovlennyih v hodeprovedeniya pervonachalnyih proverochnyih meropriyatiy // Vestnik Voronezhskogo institutaMVD Rossii. — 2016. — # 1. — S. 172—177.

2. Vilkova S. A. Ekspertiza potrebitelskih tovarov : uchebnik. — 2-e izd. — M. : Dashkov i K, 2010. — S. 136—141.

3. Chepurnoy I. P. Identifikatsiya prodovolstven-nyih tovarov : uchebnik. — 4-e izd. — M. : Dashkov i K, 2008. — S. 76.

4. Ofitsialnaya statistika po raschetu ob'ema potrebitelskih tovarov [Elektronnyiy resurs]. — URL : http://www.gks.ru (data obrascheniya: 10.06.2016).

5. Proekt federalnogo zakona # 15810-7 «O vnesenii izmeneniy v statyu 299 Ugolovnogo ko-deksa Rossiyskoy Federatsii i statyu 151 Ugolovno-protsessualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» (v chasti usileniya otvetstvennosti za nezakonnoe vozbuzhdenie ugolovnogo dela) (vnesen 28.10.2016 Prezidentom RF) [Elektronnyiy resurs]. — URL : http://www.garant.ru (data obrascheniya: 25.11.2016).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Дронова Ольга Борисовна. Профессор кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности. Кандидат юридических наук, доцент. Волгоградская академия МВД России. E-mail: nio-va@rambler.ru

Россия, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. +7-903-371-44-28.

Dronova Olga Borisovna. Professor of the chair of Criminalistic Techniques of Training and Scientific Complex of Expert Criminalistic Activities.

Candidate of Law, Associate Professor.

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russian.

E-mail: nio-va@rambler.ru

Work address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya Str., 130. Tel. +7-903-371-44-28.

Ключевые слова: реестр специалистов; оперативно-розыскные мероприятия; потребительские товары; экспертные исследования.

Key words: professional registers; investigative operations; consumer products; expert studies.

УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.