Научная статья на тему 'Организационные проблемы противодействия нарушениям на потребительском рынке'

Организационные проблемы противодействия нарушениям на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОВАР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронова О.Б.

Правоохранительные органы, государственные, общественные и негосударственные учреждения ежедневно осуществляют мероприятия, направленные на борьбу с производством и оборотом продукции, не отвечающей установленным правовым и техническим требованиям. Эффективность предпринимаемых мер напрямую зависит от качественной и всесторонней работы по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая участников рынка. Незначительные результаты деятельности по противодействию нарушениям на потребительском рынке в Российской Федерации требуют проведения комплексного анализа факторов, препятствующих выявлению и пресечению оборота продукции, изготовленной с нарушением установленных требований, и выработки предложений, направленных на их устранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дронова О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные проблемы противодействия нарушениям на потребительском рынке»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

УДК 343.7

О.Б. Дронова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

нарушениям на потребительском рынке

Правоохранительные органы, государственные, общественные и негосударственные учреждения ежедневно осуществляют мероприятия, направленные на борьбу с производством и оборотом продукции, не отвечающей установленным правовым и техническим требованиям. Эффективность предпринимаемых мер напрямую зависит от качественной и всесторонней работы по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая участников рынка.

Незначительныерезультаты деятельности по противодействию нарушениям на потребительском рынке в Российской Федерации требуют проведения комплексного анализа факторов, препятствующих выявлению и пресечению оборота продукции, изготовленной с нарушением установленных требований, и выработки предложений, направленных на их устранение.

Ключевые слова: потребительский рынок, противодействие, технико-криминалистическое сопровождение, взаимодействие, товар.

Проблемы выявления и противодействия нарушениям на потребительском рынке всегда являлись приоритетной задачей государства. В январе 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» [1], предусматривающий создание государственной комиссии. Основной целью ее деятельности является осуществление мониторинга и оценки ситуации, разработки концепций, стратегий и планов, а также конкретных мер в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Аналогичные комиссии, состоящие из представителей регионального руководства исполнительной и законодательной власти субъекта, руководителей территориального МВД, Минпромторга, ФСБ, ФНС, ФСКН, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росздравнадзора, Росрыболовства, таможенных органов, должны быть образованы в каждом субъекте Российской Федерации. Целью работы данной комиссии является координация деятельности территориальных органов федеральных органов испол-

нительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также организация их взаимодействия с общественными объединениями и организациями.

Само создание данной структуры, объединяющей представителей всех ведомств, имеющих отношение к противодействию импорту, производству и обороту товаров, не соответствующих установленным требованиям, свидетельствует о недостаточной эффективности тех методов и средств, которые используются в настоящий момент. Необходим поиск новых форм взаимодействия государства и общества, обобщение положительного опыта стабилизации обстановки на потребительском рынке в отдельных регионах и среди конкретных групп потребительских товаров. Данные мероприятия необходимы в целях создания благоприятных условий для развития бизнеса, стабильного пополнения бюджета за счет налоговых отчислений и уверенности населения в контроле со стороны государственных органов за качеством реализуе-

82

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

мых потребительских товаров и услуг.

В настоящее время эффективность выявления и изъятия из оборота товаров ненадлежащего качества остается весьма низкой. Так, по сведениям Роспотребнадзора [2, с. 24], за 2013 год в рамках возбужденных административных дел по ст. 14.43-14.46 КоАП РФ должностными лицами в целях принятия мер обеспечения производства по данным делам были составлены 752 протокола об аресте товаров (продукции), являющихся предметом административного правонарушения, предусмотренного ст. 27.14 КоАП РФ. Однако только по 341 административному делу (45% случаев) судами приняты решения о конфискации продукции, не соответствующей обязательным требованиям. По результатам рассмотрения обращений и проведенных проверок в 2013 году было зарегистрировано 8 189 случаев причинения вреда (по примерным оценкам на сумму около 35 млн руб.), в том числе связанных:

- с приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки - 22%;

- приобретением, использованием опасных товаров (работ, услуг) - 12%;

- предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и/ или вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах) - 66%.

Кроме того, по результатам проверок, проведенных в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, выявлено 20 случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей и 1 642 случая - имуществу потребителей. Такие незначительные цифры связаны не с удовлетворительным состоянием дел на потребительском рынке, а с наличием значительного количества вопросов тактического и методического характера, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при формировании доказательственной базы, низкой правовой культурой населения, не отстаивающего восстановление своих нарушенных прав даже в случаях причинения ущерба жизни и здоровью, и недостаточно эффективной работой общественных организаций и не-

государственных объединений по защите прав потребителей.

Согласно сведениям о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2014 года, число преступлений экономической направленности, к которым относятся преступления на потребительском рынке, составило свыше 107 тысяч, материальный ущерб от которых (по оконченным уголовным делам) превысил 194 млрд руб. В общем числе выявленных преступлений экономической направленности тяжкие и особо тяжкие преступления составили 61%.

При этом подразделениями МВД России выявлено 96,6 тыс. преступлений экономической направленности, что составляет 90% [3] от всех экономических преступлений, выявленных в Российской Федерации.

В рамках проведения исследования о причинах низкой эффективности противодействия нарушениям на потребительском рынке, помимо пробелов в законодательстве, низкой правовой культуры населения, сознательно приобретающего товары с нарушенными потребительскими свойствами, следует выделить и проблемы правоохранительных органов, возникающие на разных этапах как административного производства, так и расследования уголовных дел. В целях объективизации данных исследования было проведено анкетирование следователей, специализирующихся на расследовании экономических преступлений, из 23 регионов Российской Федерации. В результате обработки полученных результатов выделены основные проблемы, препятствующие успешному противодействию нарушениям на потребительском рынке.

Низкую результативность при проведении проверочных мероприятий, осуществления административного производства и расследования уголовных дел, которые должны обеспечить надлежащий уровень уголовно-правовой охраны потребительского рынка, нередко объясняют отсутствием единообразного тактического подхода к проведению и оценке результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий, качеству материалов доследственной проверки, различных подходов к вопросу воз-

83

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

буждения уголовных дел рассматриваемой категории.

Процесс проведения первичных проверочных мероприятий начинается с получения правоохранительными органами информации о нарушении прав потребителя, производителя либо правообладателя, которая может быть выражена в следующих источниках: заявление производителя (правообладателя) или его законного представителя о выявлении им продукции с нарушенными свойствами, заявление от потребителя о причинении ему ущерба от приобретения и использования недоброкачественного товара, материалы служб и подразделений МВД России и иных стран, а также министерств и ведомств, которые стали им известны в ходе осуществления профессиональной деятельности, сведения, полученные из средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения, интернет-источников и т.д.), материалы государственных, общественных и негосударственных объединений, осуществляющих деятельность, связанную с защитой прав и законных интересов производителей (правообладателей) и потребителей, материалы арбитражных дел.

Информация о наличии или отсутствии нарушений на потребительском рынке в преобладающих случаях требует проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые позволят получить необходимые фактические основания в виде сведений, образцов проверяемых товаров и сопроводительной документации, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В рамках их проведения необходимо не только установить факт производства или реализации товаров с нарушенными потребительскими свойствами, но и установить круг лиц, причастных к различным этапам товарооборота (аренда помещений, в которых производят товары ненадлежащего качества, приобретение исходного сырья, транспортировка к местам реализации и т.д.).

Оценить достаточность в этих материалах оснований к возбуждению уголовного дела и фактических данных, полученных оперативным путем, объективно подтверждаю-

_______________________№ 3(21) 2015

щих незаконное производство и реализацию товаров ненадлежащего качества, для раскрытия преступления должен следователь в процессе ознакомления с материалами проверки. Неправильная оценка этих данных влечет необоснованное возбуждение уголовного дела и его прекращение в дальнейшем.

Проведенное анкетирование показало, что в большинстве случаев (67%) в качестве основного материала, предоставляемого оперативными сотрудниками, выступают результаты проверочной закупки, при этом только в нескольких случаях (2%) при ее реализации привлекались сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и представители правообладателей. К иным материалам отнесли опрос лиц, являющихся свидетелями об известных им обстоятельствах (18%), исследование предметов и документов (13%), наблюдение (1%), обследование помещений (1%).

Применение такого незначительного перечня оперативно-розыскных мероприятий, неиспользованиевозможностейихтехнико-кри-миналистического сопровождения не позволяют в полной мере получить объективные сведения, обеспечивающие полное раскрытие преступлений в рассматриваемой сфере.

Низкая эффективность действий правоохранительных органов, прокуратуры и судов находится в прямой зависимости от недостаточного объема, а подчас и отсутствия системных знаний отдельных сотрудников в области теории и практики по противодействию нарушениям на потребительском рынке. Данные обстоятельства приводят к тому, что проводимые изъятия товаров ненадлежащего качества, в рамках операций «Контрафакт», «Фармацевт», «Алкоголь» и т.д., приводят к возбуждению незначительного количества уголовных дел в отношении малых индивидуальных предпринимателей. При этом лишь в единичных случаях выявляется и пресекается деятельность организованных преступных групп, создавших или контролирующих сети оптовой и розничной торговли «контрафактных» и «фальсифицированных» товаров в регионах.

Кроме того, опрос показал, что за последние пять лет в подразделения практически не

84

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

поступали (2% дали ответ «очень редко», 98 «не поступало») методические рекомендации по процессуальным особенностям возбуждения уголовных дел и методики расследования нарушений на потребительском рынке. Курсы повышения квалификаций следователей, специализирующихся на расследовании экономических преступлений, не содержат отдельной темы по данной проблематике.

Именно недостаточное количество специалистов в подразделениях предварительного расследствия и оперативных подразделений, которые специализируются на выявлении и расследовании правонарушений и преступлений на потребительском рынке, способных своевременно и безошибочно отличить правомерную реализацию товаров различного предназначения от противоправного, выявить и правильно квалифицировать факты нарушения, отрицательно сказывается на возможностях правоохранительных органов.

Следующим проблемным вопросом, снижающим эффективность противодействия нарушениям на потребительском рынке, является отсутствие единых информационных справочных систем, содержащих сведения о производителях (правообладателях) на товары, как на территории России, так и импортируемых из-за рубежа. Это приводит к значительным временным, финансовым и процессуальным затратам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий для определения конкретного производителя (правообладателя), которому причинен материальный ущерб, и размер этого ущерба.

В ряде случаев в рамках оперативно-розыскных мероприятий изымаются товары с признаками несоответствия установленным требованиям (одежда известных брендов, аксессуары, косметическая продукция), но в силу отсутствия представительств правообладателей в регионах, удаленных от центральных, невозможно установить принадлежность проверяемой продукции конкретному правообладателю, провести необходимую экспертизу и установить причиненный ущерб. В результате изъятая продукция возвращается предпринимате-

лю, а возбужденное административное производство или уголовное дело подлежит прекращению. Как следствие, проверочные мероприятия по данным товарам больше не проводятся, а недобросовестные предприниматели пользуются данным пробелом в российском законодательстве.

Создание информационно-справочных систем [4], содержащих сведения о наиболее востребованных потребительских товарах, их производителях, основных свойствах и отличительных особенностях, должно улучшить результативность проводимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Проведенный опрос показал, что при подготовке проверочных мероприятий и ряда следственных действий 43% респондентов использовали сведения, размещенные в сети Интернет, достоверность которых не всегда соответствует действительности, 12% пользовались информационными сведениями Роспотребнадзора, 1% данными комитета по лицензированию отдельных видов деятельности.

На недостаточном уровне остается и технико-криминалистическое сопровождение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, которое сводится лишь к проведению стационарных лабораторных исследований и экспертиз, результаты которых не всегда могут способствовать расследованию из-за низкого уровня подготовки материалов для их назначения. В то же время привлечение «независимых» экспертов или представителей правообладателей не всегда может дать достоверный результат [5, с. 43-46] и требует дополнительных проверочных мероприятий при оценке данных ими выводов.

Результаты опроса показали, что привлечение специалистов (преимущественно экспертно-криминалистических подразделений МВД России 73%, Роспотребнадзора - 39%, специалистов правообладателей - 24% ( превышение 100% происходит по причине возможности указания респондентами одновременно нескольких вариантов ответов) происходит лишь на этапе проведения исследований, иные проверочные мероприятия и следственные действия не

85

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

сопровождаются привлечением лиц, обладающих специальными знаниями.

Знание теоретических основ и возможностей практического применения всего спектра современных достижений науки и техники, которые могут быть использованы для проведения проверочных мероприятий, первоначальных и последующих следственных действий, должно стать обязательным условием при подготовке сотрудников правоохранительных органов.

При рассмотрении основных направлений технико-криминалистического обеспечения процесса выявления, расследования и раскрытия преступлений, в которых фигурируют товары с нарушенными потребительскими свойствами, можно выделить, прежде всего, обнаружение, фиксацию и исследование самих товаров, их упаковок, защитных элементов и документации; установление оборудования, на котором изготавливались товары и отдельные составляющие элементы; установление программно-технического оборудования и адресов доменов, используемых в целях реализации товаров через Интернет, использование информационно-справочных ресурсов, натурных коллекций, а также системы всех видов учетов, ведущихся в правоохранительных органах, и, наконец, обеспечение проведения следственных действий и оперативных мероприятий.

Выявленные проблемные вопросы, препятствующие эффективному противодействию стабилизации обстановки на потребительском рынке, требуют разработки конкретных мер, направленных на повышение уровня методического обеспечения процесса выявления преступлений указанной категории, производства первоначальных и последующих следственных действий в виде методических рекомендаций и практических пособий.

В целях подготовки компетентных специалистов необходимо включение в программы основного профессионального и дополнительного образования тем, раскрывающих криминалистическую и оперативно-розыскную характеристику преступлений, а также особенности проведения

_______________________№ 3(21) 2015

мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование уголовных дел по преступлениям на потребительском рынке.

Привлечение лиц, обладающих специальными познаниями, на этапах выявления и расследования преступлений на потребительском рынке, в целях обеспечения результативности проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и формирования необходимой и достаточной доказательственной базы, должно стать обязательным условием.

В рамках работы комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции необходимо создать и поэтапно реализовать концепцию взаимодействия правоохранительных органов с государственными структурами, общественными организациями, негосударственными учреждениями, предприятиями-изготовите-лями. Одним из основных результатов взаимодействия должно стать создание эффективно функционирующей информационной справочной базы данных, объединяющей сведения о свойствах и защитных средствах наиболее востребованных на потребительском рынке товарах. Ее использование, как в стационарных, так и в передвижных условиях, позволит оперативно получать информацию, позволяющую принять решение о проведении проверочных мероприятий, предварительно оценив перспективу сбора оперативно значимой информации.

Поэтапная реализация вышеперечисленных мер позволит повысить возможности правоохранительных органов в данном направлении и улучшит положительную динамику результативности рассмотрения дел об административном производстве и расследовании уголовных дел по преступлениям на потребительском рынке, с установлением всех обстоятельств совершенного противоправного деяния, привлечения всех виновных лиц, а впоследствии, вынести законное и обоснованное решение.

86

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

ЛИТЕРАТУРА

1. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции : Указ Президента РФ от 23.01.2015 № 31. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_174458/ (дата обращения: 12.06.2015).

2. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году: государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014.

3. Состояние преступности - январь-декабрь 2014 года. - М., 2015. - URL: https://mvd.ru/ upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 02.03.2015).

4. Дронова О. Б. Информационно-справочная система «Виды защитных средств легитимной потребительской продукции и способы их имитации: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015614904: дата регистрации в реестре 29.04.15 г.

5. Дронова О. Б. Анализ практики производства экспертиз контрафактной продукции «независимыми» экспертами в Волгоградской области / О. Б. Дронова // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. - Саратов: СЮИ МВД России, 2010. - № 2 (22).

© Дронова О.Б., 2015 Статья получена: 17.06.2015

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

ИТОГИ ВЕЛИКОИ ПОБЕДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

материалы

всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России

Итоги Великой победы: исторические, политические и правовые проблемы: материалы всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России, 6 мая 2015. - Казань: КЮИ МВД России, 2015. - 76 с.

В сборнике представлены материалы выступлений участников научно-практической конференции - преподавателей, курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России, Волгоградской академии МВД России, Краснодарского университета МВД России - по волнующим историческим, политическим и правовым проблемам такого события мирового масштаба, как победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.