Научная статья на тему 'Создание развивающей среды для формирования читательских компетенций студентов'

Создание развивающей среды для формирования читательских компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОЕ УЧЕНИЕ / НАДПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ / КУРС "СКОРОЧТЕНИЕ" / МОДУЛИ "СПЕКТРА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Галина Валентиновна

Автор делится опытом формирования читательских компетенций студентов, предлагает методики и приемы их формирования на основе курса скорочтения, модульной программы с рабочим названием «Спектр»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание развивающей среды для формирования читательских компетенций студентов»

Автор делится опытом формирования читательских компетенций студентов, предлагает методики и приемы их формирования на основе курса скорочтения, модульной программы с рабочим названием «Спектр».

Соловьёва Галина Валентиновна,

преподаватель литературы ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Как сформировать читательские компетенции у студентов педагогического колледжа?

Ключевые слова: успешное учение; надпредметный характер; деятельностная и практическая направленность; принципы современного гуманитарного познания; курс «Скорочтение»; модули «Спектра».

Начиная с 1993 года, т.е. уже семнадцать лет в Смоленском педагогическом колледже действует Программа литературного образования и развития студентов. При её создании мы наметили идеальную цель нашей деятельности, выраженную следующими словами А.А. Гина: «Воспитать педагога, который сам будет стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать и при свечах».

За это время проделана большая работа, имеется положительная динамика в формировании читательских компетенций студентов (см. Приложение №1), о чём говорит разработанный индивидуальный образовательный маршрут по литературному развитию, каждая станция которого наполнена конкретными делами и событиями (см. Приложение №2). Однако объективная картина по-прежнему не в нашу пользу, так как во всех мероприятиях, связанных с литературным образованием и развитием студентов, принимают участие обычно от 20 до 60 человек, и достаточно часто это одни и те же студенты.

О существующих тенденциях среди молодёжи говорят и результаты опроса НИИ региональных исследований СГУ, проведенного по заказу Общественной палаты Смоленской области, которые были опубликованы А.Петраковой в областной газете «Рабочий путь» под названием «Культура - тормоз для студента?». Результаты этих исследований просто шокируют, если взять во внимание тот факт, что респондентами были 1000 человек в возрасте от 18 до 25 лет, которые получают высшее образование (см. Приложение №3). Если эти данные попробовать перенести на наше учебное заведение, это поможет понять, почему не в полную силу работает Программа литературного образования и развития и в каком месте находится проблемная зона. Она для нас видится в обязательном введении курса «Скорочтение», который до настоящего времени существовал как элективный. В необходимости этого курса нас также убеждают резуль-

таты входного контроля, который мы провели в двух учебных группах второго курса специальности «Преподавание в начальных классах». Мы выделили четыре уровня развития у наших студентов тех навыков, которые необходимы для успешного учения (быстро читать, быстро писать, обрабатывать информацию, создавая план, конспект, точно пересказывать, заучивать и т.п.). Эту уровни мы назвали недопустимый, критический, допустимый и оптимальный (см. Приложение №4).

Необходимость курса скорочтения возникла для современных студентов в XXI веке в связи с всё возрастающим объемом информационных потоков, ростом числа учебной, методической, технической и прочей литературы, обязательной для получающих среднее профессиональное образование, увеличением каналов СМИ, всеобщей компьютеризацией. Когнитивных навыков и умений, полученных в школе, оказывается недостаточно для нынешних студентов, чтобы осваивать и перерабатывать весь поток информации, справляться с объемом учебной нагрузки по различным дисциплинам, которая зачастую включает в себя сотни страниц печатной продукции, десятки параграфов или глав учебных книг, требующих осмысления и собственной интерпретации, конспектирования или тезирования, выстраивания с текстом диалогичных отношений. Отсутствие необходимых навыков работы с текстом становится серьезным препятствием к получению образования, влияет на успешность студента.

Курс скорочтения носит надпредметный характер, он предназначен для того, чтобы вооружить студентов современными методиками получения и переработки информации из книг, применимыми в освоении любой учебной дисциплины, а также создать базу для собственной научно - исследовательской деятельности студента. Таким образом, курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Данный курс потребует особой дифференциации и индивидуализации обучения, т. к. начальный уровень

подготовки студентов в области скорочтения будет различен. В связи с этим он был задуман как модульная программа с рабочим названием «Спектр».

Латинское слово «спектр» имеет в своем составе корень «видимый», обозначая в физике цветную полосу, получаемую при разложении луча белого цвета. Традиционные семь цветов, полос спектра стали для нас названиями модулей, которые будут показывать успехи студентов при освоении методик скорочтения и их видимые продвижения, переходы от одного уровня владения материалом к следующему. Есть и другое толкование слова спектр: «представление», «образ». В этом смысле слово «спектр» показывает, как меняются представления студентов о способах переработки и хранения информации, а семантика слова «образ» выведет на формирование образа, типа правильной читательской деятельности каждого, кто посещает элективный курс.

Все модули связаны между собой, что помогает сформировать у студентов системное мышление, и создавались согласно методологическим принципам современного гуманитарного познания: системность; историзм; детерминизм; редукционизм; ин-тегратизм.

Каждый из семи модулей выстроен единообразно: обозначены методики, положенные в его основу, сформулированы цели работы и описаны прогнозируемые результаты. Все теоретические положения подкрепляются практикумом, на который выносятся различные виды упражнений, заданий, обязательных к выполнению в течение определенного промежутка времени. В качестве примера предлагаем план-конспект одного из занятий во время прохождения «Зелёного модуля» (см. Приложение №5).

Среднее время прохождения каждого модуля - десять дней, с учетом того, что все аудиторные занятия, консультации будут продолжены в домашней самостоятельной работе студентов.

Курс вариативен, а значит, он предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий каждого студента. В среднем курс скорочтения рассчитан на 30 аудиторных часов.

Приведём характеристику модулей «Спектра».

Красный модуль

Создан на основе методики В. и С. Бородиных «Динамическое чтение».

Цель: выработка активного, творческого отношения к чтению. Формирование стремления к постоянному совершенствованию читательской деятельности; ознакомление с различными путями работы с книгой, обучение эффективному и быстрому чтению - увеличение продуктивности чтения в 2-3 раза.

Результат: увеличение продуктивности чтения в

2-3 раза.

Оранжевый модуль

Создан на основе методики Франца Лезера «Рациональное чтение».

Цель: увеличение эффективности чтения и степени понимания прочитанного.

Результат: увеличение степени понимания текста до 60-70%, увеличение скорости чтения на 150%.

Желтый модуль

Создан на основе методики А.Чирвы «Уроки рационального чтения».

Цель: рационализация чтения.

Результат: овладение навыками психологической подготовки к чтению; преодоление регрессии (возврата к уже прочитанному); совершенствование навыков чтения по вертикали; формирование навыков оценивания прочитанного и жанрового дифференцирования чтения; развитие мышления и навыков самонаблюдения.

Зеленый модуль

Создан на основе методики «Скорочтение».

Цель: повышение скорости чтения и качества усвоения прочитанного.

Результат: овладение навыками быстрого чтения; повышение скорости чтения, уровня понимания и запоминания прочитанного; подавление артикуляции, развитие зрительного аппарата.

Голубой модуль

Создан на основе методики Ю. Черного «Скоростное чтение».

Цель: увеличение скорости чтения и обработки прочитанного.

Результат: преодоление артикуляции; формирование умения вычленять из текста суть и правильно ее формулировать; чтение по вертикали.

Синий модуль

Создан на основе методики В.Мельник «БИИЧ» (быстрое и интенсивное чтение).

Цель: выработка рациональных умений работы с текстом; быстрый, точный и экономный отбор нужной информации; интенсивное осмысление и усвоение отобранной информации; повышение скорости и эффективности чтения.

Результат: повышение скорости чтения не менее чем в 2-3 раза; улучшение качества усвоения прочитанного; развитие внимания; укрепление памяти; активизация мышления; общая интенсификация интеллектуальной работы.

Фиолетовый модуль

Создан на основе методик О.А.Андреева,

О.В.Козловского, Л.Н.Хромова.

Цель: освоение полной модели процесса чтения.

Результат: извлечение максимальной информации из текста и ее совершенная смысловая обработка.

Достижение уровня последнего, «Фиолетового модуля», будет свидетельствовать о том, что студент овладел всей совокупностью форм, методов, приемов чтения и переработки текстовой информации.

Начиная прохождение модульного курса скорочтения, каждый студент заполняет проектную матрицу, которая представляет собой два окошка, соединённые «лестницей». В первом окошке помещён шаблон человечка «Портрет моих ресурсов», в последнем - портрет, выполненный в технике «коллаж», который студент создает, пройдя курс «Спектр». Каждая ступенька на «лестнице» - это шаг на пути освоения модульного курса. На ступеньках «лестницы» записаны слова, которые необходимо продолжить до предложения: узнать, научиться, изменить, достичь, сде-

лать, развить, задуматься. Так каждый студент создаёт свою программу действий по совершенствованию читательских компетенций. Хочется отметить, что на протяжении всех лет учёбы в колледже наши студенты ведут тетрадь «Познай самого себя», куда заносятся все результаты анкетирования, тестирования, социометрических исследований, по этим записям можно проследить, как идёт саморазвитие, самосовершенствование, как меняется студент на пути продвижения к овладению профессией.

После работы в курсе «Спектр» все события «Индивидуального образовательного маршрута студента СПК по литературному развитию» происходят более продуктивно, и мы легко может выделить четыре перспективных направления активности в развивающей среде: информационное, внеаудиторное, творческое и диагностическое. Каждое из направлений предполагает свои формы и виды деятельности. Так, информационное направление связано с оформлением выставок книг, советов для читателей, алгоритмов и схем для анализа книг, а также включает работу с библиографией. Во внеаудиторной деятельности проводятся внеклассные мероприятия, связанные с пропагандой книги, чтения и юбилейными датами писателей. Творческая деятельность - это собственное творчество студентов в различных жанрах, участие в литературных конкурсах. Студентам, осваивающим профессию учителя начальных классов, также необходимо и диагностическое направление работы, связанное с освоением методик, отслеживающих этапы формирования читательской самостоятельности, промежуточные и конечные результаты овладения типом правильной читательской деятельности и у себя самих, и у будущих учеников.

Всё описанное хотелось бы завершить алгоритмом М. Монтеня, из которого становятся видны все горизонты нашей деятельности: «Чтение не самоцель, но средство развития мышления. Мышление - не самоцель, но средство повышения эффективности деятельности и осмысленности жизни».

Приложение №1 Ключевые читательские компетенции

• ОК1 Общекультурная (знание мира книг, читательский кругозор, понимание характеров героев)

• ОК2 Познавательная (развитие рефлексивных читательских способностей, умение оценивать свою читательскую деятельность и себя в ней)

• ОК3 Информационная (культура чтения: подбор, анализ, преобразование, сохранение информации, интерпретация художественных текстов)

• ОК4 Коммуникативная (готовность участвовать в межкультурном общении на разных этапах подготовки и проведения мероприятий)

• ОК5 Социальная (готовность работать в команде, отвечать за результаты деятельности)

• ОК6 Личностного совершенствования (сознательное литературное творчество, обогащение литературы плодами своего труда)

Приложение №2

индитдмльный зздэодмельный маршрут сппенп* спк по литемгетому развитию

Приложение №3

Информация об анкетировании Культура - тормоз для студента Выставки

83%

100% ^ 80% 60% 40% 20% 0%

никогда

4%

регулярно

Театр

ежедневно

не читают

«... люди, которые читают классику, статьи и книги об искусстве, занимаются творчеством,-это потенциальные неудачники!»

Приложение №4

Входной контроль

□ оптимальным

□ критический

□ допустимый

□ недопустимый

Приложение №5

Зелёный модуль

Занятие 3

I Работа с таблицами

Подготовительная работа: В 10 квадратов размером 20x20 см, разграфлённых на 25 ячеек, впишите случайным образом цифры от 1 до 25. Задание: Необходимо отыскать все цифры на всех 10 квадратах в порядке возрастания, придерживаясь правил:

A) на одну таблицу - 25 сек.;

Б) взгляд устремлён только в центр таблицы;

B) перерыв между таблицами - 30 сек.

Все дальнейшие задания предлагаются по одному источнику: Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес: Книга

3-я. / В.А. Мезенцев. - М.: Знание, 1979. - 208 с.

II Освоение интегрального алгоритма текста:

1. Название.

2. Автор.

3. Выходные данные.

4. Тема, оглавление.

5. Факты текста.

6. Специфические особенности.

7. Новизна и возможность практического использования информации.

III Чтение 30-страничного текста (например, «В тайниках нашего мозга» - с. 99-136) по нанесённым по центру вертикальным линиям. Рекомендации:

A) читайте строго по линиям, фиксируя взгляд только в особо важных местах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б) запоминать и осваивать прочитанное не надо.

B) читая последнюю страницу, определите скорость чтения.

Г) после окончания чтения попробуйте собрать информацию по 5 и 6 вопросам интегрального алгоритма.

IV Чтение страницы текста на скорость два раза: 1 раз - 15 сек., 2 раз - 30сек.

V Чтение страницы текста с линейкой (полоской бумаги), которая закрывает последние пять букв всех

строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VI Чтение страницы текста с линейкой (полоской бумаги), которая закрывает первые пять букв всех строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VII Чтение страницы текста с линейкой (полоской бумаги), которая закрывает первые и последние пять букв всех строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VIII Чтение текста в 6000 знаков (например, «Виновник всё тот же» - с.73-78) с постукиванием карандашом по столу для подавления артикуляции.

IX Чтение текста в 3000 знаков (например, «И осы удивляют» - с. 48-50) с одновременным счётом про себя для подавления артикуляции.

X Упражнение для релаксации. Внимательно и неторопливо прочитайте текст (например, «Гипноз продолжает удивлять» - с. 134-136). Подумайте о его содержании. В центре листа с текстом (он будет расположен на одной странице) поставьте фломастером зелёную точку. Смотрите на неё в течение 10 мин. Закройте глаза. Постарайтесь восстановить образ зелёной точки. При многократном выполнении этого задания вы в конце концов добьётесь следующего эффекта: на несколько мгновений вы увидите весь текст выпукло, ясно, чётко и сможете его пересказать.

Литература

Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес: Книга 3-я. / В.А. Мезенцев. - М.: Знание, 1979. - 208с.

В статье рассматривается вопрос применения технологий обучения на уроках педагогики с целью развития у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Представлен алгоритм работы по знаково-контекстной технологии.

Безверхая Елена Александровна,

ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» преподаватель педагогики г. Смоленск ea-25@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Какие технологии обучения можно использовать на занятиях по педагогике для формирования информационной и коммуникативной компетенций?

Ключевые слова: общие компетенции, технологии обучения, знаково-контекстная технология обучения, алгоритм работы, критерии оценки, рефлексия.

В настоящее время в образовании ведется разработка стандартов на основе общих и профессиональных компетенций. Педагогами осуществляется выявление ведущих компетенций по своему предмету и выбор технологий обучения, формирующих данные компетенции.

Ведущими общими компетенциями по предмету педагогика являются информационная, коммуникативная, познавательная. На своих занятиях преподаватели педагогики используют приемы обучения, обеспечивающие готовность студентов к быстрому усвоению учебного материала на уроке, активному взаимодействию с участниками образовательного процесса, использованию знаний в измененных ситуациях, демонстрируя практический опыт, самостоятельному поиску и умению выбрать главное, свободному изложению учебного материала, критически переосмысливая его.

Установлено, что информация представленная визуально запоминается на 60%, поэтому на занятиях по педагогике используются современные информационные технологии, мультимедийные устройства, опорные сигналы. Данные приемы обеспечивают осмысленную работу учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению учебного материала. (ФОТО: опорные сигналы 2, опорные сигналы 3).

С целью формирования у учащихся умений активно мыслить, добывать знания, обрабатывать информацию, осуществлять сотрудничество внедряются технологии самостоятельной работы, работы с учебным материалом, технология обучения сотрудничеству, технологии диалогового взаимодействия, технология развития критического мышления, например, прием «Кластер», являющийся приемом графической систематизации материала. Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.