Научная статья на тему 'Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения'

Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / АЛГОРИТМ РАБОТЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безверхая Елена Александровна

В статье рассматривается вопрос применения технологий обучения на уроках педагогики с целью развития у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Представлен алгоритм работы по знаково-контекстной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безверхая Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения»

строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VI Чтение страницы текста с линейкой (полоской бумаги), которая закрывает первые пять букв всех строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VII Чтение страницы текста с линейкой (полоской бумаги), которая закрывает первые и последние пять букв всех строчек текста. Прочитайте страницу, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

VIII Чтение текста в 6000 знаков (например, «Виновник всё тот же» - с.73-78) с постукиванием карандашом по столу для подавления артикуляции.

IX Чтение текста в 3000 знаков (например, «И осы удивляют» - с. 48-50) с одновременным счётом про себя для подавления артикуляции.

X Упражнение для релаксации. Внимательно и неторопливо прочитайте текст (например, «Гипноз продолжает удивлять» - с. 134-136). Подумайте о его содержании. В центре листа с текстом (он будет расположен на одной странице) поставьте фломастером зелёную точку. Смотрите на неё в течение 10 мин. Закройте глаза. Постарайтесь восстановить образ зелёной точки. При многократном выполнении этого задания вы в конце концов добьётесь следующего эффекта: на несколько мгновений вы увидите весь текст выпукло, ясно, чётко и сможете его пересказать.

Литература

Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес: Книга 3-я. / В.А. Мезенцев. - М.: Знание, 1979. - 208с.

В статье рассматривается вопрос применения технологий обучения на уроках педагогики с целью развития у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Представлен алгоритм работы по знаково-контекстной технологии.

Безверхая Елена Александровна,

ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» преподаватель педагогики г. Смоленск ea-25@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Какие технологии обучения можно использовать на занятиях по педагогике для формирования информационной и коммуникативной компетенций?

Ключевые слова: общие компетенции, технологии обучения, знаково-контекстная технология обучения, алгоритм работы, критерии оценки, рефлексия.

В настоящее время в образовании ведется разработка стандартов на основе общих и профессиональных компетенций. Педагогами осуществляется выявление ведущих компетенций по своему предмету и выбор технологий обучения, формирующих данные компетенции.

Ведущими общими компетенциями по предмету педагогика являются информационная, коммуникативная, познавательная. На своих занятиях преподаватели педагогики используют приемы обучения, обеспечивающие готовность студентов к быстрому усвоению учебного материала на уроке, активному взаимодействию с участниками образовательного процесса, использованию знаний в измененных ситуациях, демонстрируя практический опыт, самостоятельному поиску и умению выбрать главное, свободному изложению учебного материала, критически переосмысливая его.

Установлено, что информация представленная визуально запоминается на 60%, поэтому на занятиях по педагогике используются современные информационные технологии, мультимедийные устройства, опорные сигналы. Данные приемы обеспечивают осмысленную работу учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению учебного материала. (ФОТО: опорные сигналы 2, опорные сигналы 3).

С целью формирования у учащихся умений активно мыслить, добывать знания, обрабатывать информацию, осуществлять сотрудничество внедряются технологии самостоятельной работы, работы с учебным материалом, технология обучения сотрудничеству, технологии диалогового взаимодействия, технология развития критического мышления, например, прием «Кластер», являющийся приемом графической систематизации материала. Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в опреде-

ленном порядке в виде грозди. Правила простые. Рисуется модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Таким образом, охватывается большее количество информации, которая представлена в структуре. (ФОТО: изучение материалов 1, изучение материалов 2, сотрудничество, диалоговое взаимодействие)

Важным условием формирования компетенций у учащихся является готовность демонстрировать ими практический опыт, навыки взаимодействия, способность быстро реагировать на изменившиеся условия, решать проблемные ситуации. Игровые технологии в виде разыгрывания педагогических ситуаций, проведения деловых игр, использования кейс-метода (решение педагогических задач) способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции как одной из ведущих в педагогическом колледже. (Фото: кейс-метод, деловая игра 1, деловая игра 2, игра 1)

В процессе внедрения этих технологий в учебный процесс было замечено

повышение активности учащихся на занятии, формирование коммуникативных умений, возрастание интереса к предмету. Но проблема отсутствия практического опыта в отборе и изложении учебного материала по-прежнему служит причиной низкого уровня сфор-мированности информационной компетенции у учащихся на занятиях по педагогике.

Технология знаково-контекстного обучения содержит в себе приемы выше изложенных технологий. Но в дополнение к ним данная технология помогает решать затруднения у учащихся, связанные с отсутствием таких умений:

- четко и последовательно излагать учебный материал,

- выделять главное в учебном материале,

- приводить примеры,

- представлять информацию в электронном виде,

- переводить информацию в символы, схемы, таблицы, рисунки,

- задавать вопросы отвечающим,

- самостоятельно работать с информацией.

А так же нежелание учащихся читать дополнительную литературу к уроку и отсутствие интереса слушать ответы друг друга.

Многие педагоги так же испытывают затруднения:

- в овладении некоторыми приемами работы по инновационными технологиям обучения,

- в нехватке времени на уроке для внедрения разных инновационных технологий обучения и эффективных приемов обучения,

- в создании проблемной ситуации,

- в изготовлении наглядных пособий к уроку,

- использования видеоматериалов к уроку,

- использования учебной мебели в соответствии с целями.

В связи с этим была поставлена цель: внедрение знаково-контекстной технологии обучения, направленной на развитие информационной компетенции у студентов на уроках педагогики. (ФОТО: яркое пятно 1)

Каждый педагог задает себе вопрос как сделать так, чтобы обучение было радостным, чтобы педагог не брал на себя функцию главной фигуры урока, а наоборот, чтобы главными были учащиеся, развивали свои творческие способности, чтобы они активно работали, добывая знания, свободно излагали учебный материал, приводили примеры, делали выводы, чтобы они с интересом слушали друг друга и запоминали материал на уроке.

Определились следующие задачи:

1. Изучить современные технологии обучения и выявить наиболее удачные приемы, способствующие развитию информационной компетенции.

2. Внедрение технологий обучения на уроках.

3. Апробировать технологию знаково-контекстного обучения на уроках педагогики и выявить наиболее положительные ее стороны.

4. Определить алгоритм действий студентов по данной технологии.

5. Собрать материалы для использования технологии знаково-контекстного обучения (материалы учебника, лекции, статьи, видео).

6. Изучить мнения студентов.

7. Разработать критерии оценки работы студентов по данной технологии.

8. Разработать критерии по уровням сформирован-ности информационной компетенции.

9. Проследить изменения в приобретаемых умениях у студентов по уровням сформированности информационной компетенции.

10. Собрать образцы работ студентов «Яркое пятно» для использования их на других уроках.

Для осуществления поставленных задач используются ресурсы:

Раздаточный материал к урокам: карточки с заданиями, статьи, книги, конспекты уроков, высказывания педагогов, листы бумаги, маркеры, программированные задания, педагогические ситуации, плакаты «Яркое пятно».

Наглядные средства обучения: опорные сигналы, схемы, таблицы, фото, иллюстрации, видеоматериалы, ТСО

Личный профессиональный опыт

Продукт:

1.Критерии оценки работы студентов по знаковоконтекстной технологии на уроках педагогики.

2. Критерии по уровням сформированности информационной компетенции.

3. Разработка новой формы проведения экзамена.

4.Текстовые и видео материалы для организации знаково-контекстной технологии на уроках педагогики.

5.Образцы работ студентов. (ФОТО: яркое пятно 2)

б.Эссе.

Критерии работы студентов:

• Повышает активность и интерес.

• Умеет выделять главные мысли в изучаемом материале.

• Умеет представлять и излагать информацию.

• Умеет самостоятельно добывать информацию.

• Желает самостоятельно работать с источниками.

• С интересом размышляет над поставленной проблемой.

• Формулирует выводы.

• Читает дополнительную литературу.

• Задает вопросы отвечающим.

• Проявляет творчество.

Организуя работу по знаково-контекстной технологии роли педагога и учащихся отличаются от традиционных. Проводится занятие в виде мастерской, на которой учащиеся получат задание изобразить изученный материал (или изучить и изобразить) в виде «Яркого пятна» и выступить с защитой. Рабата идет по группам (2-5 человек). Раздаются листы ватмана и маркеры. Работа проводится на двух уроках и осуществляется по этапам. Первый урок: изучение материала, разработка, оформление «Яркого пятна». Второй урок: выступления, оценка, рефлексия. Учащиеся должны не только выступать, но обязательно дополнять, вносить предложения, задавать вопросы выступающим. Можно оформление работы «Яркое пятно» предложить выполнить дома с целью экономии времени и большей возможности проявить учащимся творчество.

Алгоритм работы студентов с использованием знаково-контекстной технологии обучения

1. Распределение на группы.

2. Ознакомление с заданием.

3. Изучение информационного источника (лекционный материал, статья, видеосюжет).

4. Составление плана ответа.

5. Обдумывание перевода информации в символы, схемы, таблицы, рисунки.

6. Изображение «Яркого пятна»: (фото: работа над ярким пятном)

7. Распределение материала для выступления внутри группы по плану: (фото: подготовка к выступлению)

- вступление,

- объяснение что изобразили (схему, символы, таблицу, рисунки) и почему именно так,

- изложение информации с опорой на знаки,

- формулирование вывода.

8. Выступление у доски с представлением «Яркого пятна». (ФОТО: выступление 1, выступление 2)

9. Вопросы к выступающим.

10. Дополнения, рекомендации, уточнения к изображению «Яркого пятна».

11. Оценка (самооценка, общая групповая, роль каждого) по критериям.

Критерии оценки:

> Участие в изучении информации (информация изучена, понята).

> Участие в обсуждении плана ответа на вопрос (составление плана, принятие чужих идей)

> Выдвижение идей к изображению информации (внесение предложений, принятие идеи других)

> Участие в выступлении (изложение по памяти, речь грамотная, рассказ последовательный, четко сформулированы мысли, подкрепление

рассказа примерами, использование конспекта, затруднения в изложении).

> Умение задавать вопросы (вопросы глубокие по содержанию, уточняющего характера, вопросы, требующие однозначного ответа, вопросы не формулировал).

> Ответы на вопросы (отвечал, не отвечал).

> Формулирование рекомендаций выступающим, участие в обсуждении выступлений.

12. Рефлексия.

Вот некоторые мнения студентов: «Способствует лучшему запоминанию с помощью изображения. «Яркое пятно» врезается в память. Интересно слушать, присутствовать, смотреть. С помощью картинок выстраивается логический ответ. Материал усваивать легче, вспоминаешь условные обозначения и сразу вспоминается название. Когда ты хочешь отобразить «яркое пятно», ты думаешь, что изобразить, а таким образом теория запоминается сама по себе. После такого урока в памяти остаются представленные темы и их легко воспроизводить. Через этот прием становится понятно, что к чему относится. Работаем все дружно, заинтересованно. Ребята, которые ничего не делали, становятся активными и показывают свои таланты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На таких уроках развивается мышление, воображение. Развиваются речевые способности. Учит не бояться ответа у доски и слушателей. Такая работа помогает выделить главное из всего материала. На уроке можно всех выслушать, поставить всем оценки. Учимся правильно излагать свои мысли, делаем выводы, подводим итоги. Развивается умение говорить, стоять перед классом. Смогли посмотреть на другие проекты, послушать их ответы, сравнивая со своими и объективно оценить.»

Таким образом, внедрение знаково-контекстной технологии и других приемов обучения будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций у учащихся. Разработка и описание таких приемов обучения поможет преподавателям колледжа успешно осуществить переход на новые стандарты.

Литература

1. Бердяев Н. Самопознание, Москва «ДЭМ». 1990. С. 277.

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии/ О.Б. Даутова. - СПб., 2005. - С.29-52.

3. Ивин A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. - С.24-64.

5. Педагогические технологи/ М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общ.ред.В.С. Кукушина.- Ростов н/Д.: МарТ

2002.- С.70-73.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2.т Т.2. / Г.К. Селевко.-М.: НИИ школьных технологий ,- 2006. С- 96.

7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта»,

2003.- 284с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.