наш взгляд, с актуализацией творческого потенциала студентов.
Целью преобразующего этапа было проектирование содержания текста в свой общекультурный опыт (через самооценку и самопознание) и создание личностно-осмысленного текста как достояния своего общекультурного опыта (через «означивание» и нахождение смыслов). Продуктивными методами и приемами на данном этапе представляются написание сочинения (с элементами мнения, сбалансированной аргументации, рассуждения и др.) с опорой на содержание прочитанного текста; составление читательского портфолио как результата личностных достижений студента. Необходимо отметить, что на преобразующем этапе включается уже более широкий диапазон когнитивных стилей, отмечается их индивидуально-выборочное варьирование, задаваемое особенностями как личности студента, так и учебно-профессиональной деятельности. Гармонизация и учет этих особенностей, на наш взгляд, являются показателями совершенствования читательской компетентности студента.
Итак, в ходе теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам. Психолого-педагогическим механизмом формирования читательской компетентности является «полистилевой репертуар» студента, опосредующий читательские стратегии и качества личности обучающегося. При этом содержанием психолого-педагогического механизма формирования читательской компетентности студентов вуза выступает когнитивный, предметно-практический и личностный опыт студента, а средством реализации данного механизма - общекультурный опыт студента и текст как носитель культуры и инструмент познания.
литература
1. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М. : Академия, 2008.
2. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004.
3. Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме : моногр. Красноярск, 2006.
4. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М. : Смысл, 1998.
5. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг...Концепция педагогической герменевтики : моногр. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011.
6. Соснова М.Л. Креативные приемы конструирования сознания // Вопр. психолингвистики. 2008. №7. С. 26-36.
7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М. : Яз. рус. культуры, 1996.
Psychological and pedagogical mechanism of higher school students’ reading competence formation
There is considered the psychological and pedagogical mechanism of higher school students’ reading competence formation, which consists in widening of "polystyle repertory" of student’s personality through harmonization, flexible combination and "parallel involvement" of the existing and formed cognitive styles.
Key words: reading competence, cognitive style, "polystyle repertory", psychological and pedagogical mechanism, "reader’s portrait".
Е.В. ДОРОФЕЕВА (Казань)
создание комфортного психологического климата в студенческой группе
Описаны способы создания в студенческой группе комфортного психологического климата, в основе которого лежит идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях студентов и преподавателя.
Ключевые слова: комфортный психологический климат, взаимопонимание, устойчиво положительные взаимоотношения, творческое общение, творческая атмосфера, педагогический такт.
Создание комфортного психологического климата в коллективе является крайне необходимым условием на занятиях по иностранному языку, т.к. в доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосфере, базирующейся на сознательной самодисциплине и организованности партнерских отношений, настроенность студентов связана с положительными эмоциями и содействует развитию их творческого потенциала. Кроме того, создание благоприятного эмоционально-
© Дорофеева Е.В., 2012
психологического климата основано на партнерских отношениях (общность целей и интересов) между преподавателем и студентами, что способствует личностному самовыражению, самоутверждению и характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического взаимодействия, как взаимопомощь, уважение, взаимопонимание. Можно сказать, что создать комфортный психологический климат в группе - значит создать на занятиях атмосферу высокой эмоциональной культуры, связанной с расширением общего кругозора студентов, воспитанием у них восприимчивости ко всему прекрасному в отношениях друг с другом и с преподавателем, с нетерпимостью к проявлениям грубости, дурного вкуса, индивидуализма.
Все характеристики благоприятного положительного психологического климата связаны с межличностными, нравственными, эмоциональными, правовыми взаимоотношениями коллективной деятельности, поэтому и психологический климат слагается прежде всего из устойчивых отношений группы (коллектива) к человеку (значит, друг к другу), делу, объединяющему членов группы, руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, и каждого члена в группе к самому себе. Следовательно, психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся норм отношений между людьми. Вследствие этого создание комфортного, положительного психологического климата на занятиях по иностранному языку является крайне важным. В группе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой, преподаватель и студенты испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.
Существует ряд условий, способствующих созданию комфортного психологического климата в группе, посещающей занятия по иностранному языку. К таковым мы относим 1) установление партнерских взаимоотношений преподавателя и студентов; 2) правильную организацию педагогического общения;
3) учет особенностей коллективной работы;
4) учет индивидуально-психологических особенностей личностей студентов; 5) создание оптимистического (благоприятного) эмоционально-психологического настроя; 6) организацию преподавателем «ситуаций успеха».
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях студентов и преподавателя - одна из основных в создании комфортного психологического климата на заня-
тиях по иностранному языку. Для ее реализации в практической деятельности необходимо понимать, что углубленное содержание совместной деятельности, качество и эффективность обучения достигаются не интенсификацией проводимых мероприятий, а прежде всего развитием творческого характера общения, повышением его культуры.
Развитие творческих взаимоотношений в педагогическом процессе связано, с нашей точки зрения, с добровольным принятием студентами стимулирующей роли преподавателя, которая проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Однако такие взаимоотношения требуют определенных личностных качеств самого преподавателя. К их числу мы относим в первую очередь духовный, нравственный облик, профессиональную компетентность, знание законов современной высшей школы и передового педагогического опыта; педагогическую культуру; творческое отношение к делу; умение сотрудничать с коллегами. Именно в этом случае мы предполагаем, что личность будет воспитываться личностью, духовность - производиться духовностью.
Немаловажную роль в педагогическом взаимодействии играют возникающие в результате него психологические новообразования (изменения, эффекты) личностного и межличностного характера, среди которых наиболее существенными, на наш взгляд, являются психологический статус личности, взаимопонимание, доверие, феномен отраженной субъ-ектности.
Психологический статус личности характеризует реальное место студента в системе межличностных отношений в группе.
Не менее важным феноменом, рождающимся в педагогическом взаимодействии, является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для раскрытия способностей каждого. Взаимопонимание обеспечивает такой уровень «совместности», когда между участниками педагогического процесса нет авторитарного доминирования, эмоциональной напряженности, недоверия или незаинтересованности.
Доверие является близким по своим характеристикам к взаимопониманию. Доверие есть открытость миру людей, явлений, процессов. отсутствие доверия к студенту - одна из главных причин, задерживающих развитие его
личности. Студенты испытывают потребность в том, чтобы им доверяли и значимые сверстники в группе, и преподаватели [5, с. 71-74].
В педагогическом взаимодействии проявляется и феномен отраженной субъектности, который мы тоже учитываем на своих занятиях. В его возникновении играют роль субъективные параметры личности педагога, которые осмысливаются и учитываются студентами. Из психологического облика преподавателя они переходят в личностную сферу студента. Образ преподавателя здесь может стать как образцом для подражания, так и источником конфликта и агрессии. Рассмотренные феномены педагогического взаимодействия обусловливают необходимость соответствия педагогических усилий психологическим характеристикам участников педагогического взаимодействия.
Преподаватель, ведущий занятия по иностранному языку, должен всегда помнить, что неправильно организованное педагогическое взаимодействие приводит к искажению начальных целевых установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий со стороны как преподавателя, так и студентов. В связи с этим важно, как уже говорилось, устанавливать положительные, заботливые, доброжелательные, чуткие, доверительные отношения между студентами и преподавателем. Именно эти отношения сказываются на успешности педагогической деятельности, психологической атмосфере, авторитете преподавателя, а также на самооценке студентов.
В педагогической практике существуют различные виды взаимоотношений преподавателя и студентов: устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, негативные. На занятиях по иностранному языку могут преобладать только устойчиво-положительные взаимоотношения, поскольку они характеризуются постоянным вниманием к работе группы и отдельных студентов, наличием деловых контактов, принятием всех студентов, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. Именно с таким отношением мы можем реализовать в процессе педагогического взаимодействия свою положительную направленность, характеризующуюся такими личностными параметрами, как заинтересованность успехами учебной деятельности студентов, стремление поощрить их достижения, ориентация на продвижение студентов, умение подчеркнуть их уникальные особенности и др.
В педагогической литературе указываются и пути улучшения межличностных от-
ношений. Наиболее значимыми для нас явились следующие: постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым студентом; создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; использование преподавателем информации о структуре коллектива, о личных качествах студентов, занимающих различное положение в группе; организация совместной деятельности, усиливающей контакты студентов и создающей общие эмоциональные переживания; оказание помощи студенту при выполнении заданий, справедливое, ровное отношение ко всем студентам и объективная оценка, независимая от уже сложившихся межличностных отношений; учет специфики группы, в которую входит студент, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций. Улучшению межличностных отношений, как мы считаем, способствуют также похвала преподавателя, высказанное им положительное отношение, которые могут значительно повысить самооценку студента, пробудить его стремление к новым достижениям, порадовать. При оценке успехов студентов особенно важна и требовательность преподавателя. У нетребовательного преподавателя студенты расхолаживаются, их активность снижается.
Таким образом, установление партнерских взаимоотношений и партнерского взаимодействия является необходимым условием в создании комфортного психологического климата. Именно такие отношения, построенные на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества, лежат в основе совместной деятельности преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку.
Одним из условий создания комфортного психологического климата на занятиях выступает также организация творческого общения, которое является важнейшим инструментом педагогической деятельности. Все стили педагогического общения, которые используются на занятиях по иностранному языку, обязательно должны примыкать к понятию «демократический стиль педагогического взаимодействия». Его основные особенности - взаи-моприятие и взаимоориентация. такой стиль отношений проявляется в опоре преподавателя на мнение коллектива (студентов). Демократичный преподаватель всегда стремится наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основными способами данного вида общения являются просьба, совет, информация.
Во избежание создания отрицательного эмоционального состояния студентов необходимо всегда соблюдать чувство педагогического такта, которому мы также уделяем большое внимание.
Педагогический такт развивает творчество студентов потому, что предполагает мощную мотивацию учебной деятельности. Если студент чувствует уверенность преподавателя в том, что данный материал будет постигнут, что трудности будут преодолены, несмотря ни на что, эта уверенность передается и обучаемому, его воля и интеллект мобилизуются, активизируются. И наоборот, малейшая бестактность парализует личность, студент замыкается в себе, озлобляется. Исследования показывают, что даже у яркого, знающего, увлеченного и влюбленного в свой предмет преподавателя, допустившего бестактность, творческая активность студентов небольшая и имеет тенденцию к снижению [6, с. 68-69].
Для полноценного творческого общения важно развивать у студентов коммуникативные умения (умения ориентироваться в партнерах, в ситуации общения, избегать ненужных конфликтов и др.), а также работать в команде. Чтобы создать комфортный психологический климат, необходимо также знание особенностей коллективной (групповой) работы. Мы учитываем и тот факт, что коллектив корректирует нравственные убеждения и поведение своих членов. Нравственное сознание студента в коллективе разностороннее, переживание острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее.
Учитывая обозначенные выше особенности коллектива, можно сказать, что большое значение для морального климата, самочувствия студентов в коллективе имеет педагогически оправданный тон и стиль отношений. Преподаватель должен делать все возможное, чтобы организовать для студентов на занятиях интересную и радостную жизнь, которая рождает у них бодрое оптимистическое настроение, творческую активность, деловитость, постоянную готовность к действию, чтобы каждый студент чувствовал себя в таком коллективе свободным, равноправным и защищенным, мог смело критиковать своих одногруппников, требовать от них выполнения совместных поручений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что учет особенностей коллективной работы - это необходимое условие создания комфортного психологического климата, поскольку именно в коллективных отношениях отражается характер всей совокупно-
сти общественных отношений, а педагогическое воздействие в коллективе и с помощью коллектива имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации, деятельности студентов, противостояние негативным явлениям.
Для успеха в создании комфортного психологического климата необходим и учет индивидуально-психологических особенностей личностей студентов, их умственного, эмоционального и волевого развития, склонностей и интересов, отношения к учению, особенностей усвоения учебного материала, поскольку созревание психики - сложный и длительный процесс, единый с процессом усвоения содержания образования, отбор которого производится на занятиях по иностранному языку одновременно с позиций его ценности и необходимости в жизни, важности для развития психических свойств и качеств личности.
Реальные пути индивидуального подхода на занятиях по иностранному языку состоят в следующем:
- использовать все потенциальные силы индивидуальности студента;
- запросы, стремления, интересы, творческие, организаторские, исполнительские возможности;
- включать каждого в жизнь коллектива;
- содействовать проявлению активной позиции личности в деятельности;
- способствовать предупреждению и устранению причин, возможных отклонений в самых разнообразных направлениях (в процессе общения, нравственных отношениях, в приобретении двигательных умений и т.д.);
- помогать осуществлению целей самовоспитания с обязательным индивидуальным коррективом.
Именно эти пути мы стараемся учитывать в организации занятий.
В основе условия учета индивидуальнопсихологических особенностей личностей студентов лежит личностно-деятельностный подход, который предполагает, что в центре обучения находится студент как субъект учебной деятельности. такое положение, как неоднократно подчеркивалось в литературе, означает, что цель занятия должна определяться с позиции самого студента на основе учета его а) индивидуальных особенностей; б) прошлого опыта; в) интересов, склонностей, целей, притязаний; г) социальной позиции и статуса в учебном коллективе.
Немаловажным моментом является и тот факт, что личностно-деятельностный подход
предполагает также равноправные отношения преподавателя и группы в учебном общении, уважительное отношение к студенту как партнеру общения, который может быть хорошо осведомлен о содержании высказывания, но не знать средств и способов выражения мысли. Сама же мысль, предмет речевой деятельности, может быть по глубине, по профессиональному знанию у студентов не менее содержательной и интересной, чем у преподавателя, организующего иноязычное общение. Мы убеждены, что по отношению ко всей организации учебной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку должен быть реализован личностно-деятельностный подход.
Созданию комфортного психологического климата на занятиях способствует также оптимистический (благоприятный) эмоционально-психологический настрой в творческой учебно-познавательной деятельности студентов. Адекватная преднастройка обеспечивает снятие внутреннего напряжения и взаимопонимание. Этому способствует нормальный межличностный контакт, который обеспечивает эмоционально-положительный настрой, активизирует мысль, устраняет внутреннюю напряженность, мешающую логическому и последовательному суждению, и создает ощущение удовлетворенности у говорящих. В условиях нормального контакта мысль легко «рождается в слове» и человек быстро находит подходящую форму ее выражения [3, с. 65-66]. только подготовив студентов эмоционально, можно использовать комплекс приемов и средств для активизации творческих возможностей студентов. Мы уверены, что в процессе обучения на занятиях очень важен оптимистический эмоционально-психологический настрой студентов, благоприятно влияющий на предстоящее общение в их творческой учебнопознавательной деятельности.
Еще одним условием создания комфортного психологического климата в группе на занятиях по иностранному языку является организация преподавателем ситуаций успеха. Психологи (в том числе У. Глассер) доказали, что человек никогда не сумеет добиться чего-либо в жизни, если с детства не познает цену успеха. Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремление к достижению цели [2, с. 70]. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуация успеха как разновидность педагогической ситуации формирует у обучаемых субъективное состо-
яние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей и обеспечивает условия для такого включения. А создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых обучаемый добивается в обучении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод, как считает ряд авторов (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.), относится к методам стимулирования учебно-познавательной деятельности и наиболее действенным средствам стимулирования интереса к учению [5, с. 189]. Являясь на каждом этапе учебной деятельности средством воспитания положительного отношения к обучению, ситуации успеха одновременно выступают условием перерастания положительного отношения в активное, сознательное, творческое отношение к деятельности в целом. Таким образом, ситуации успеха развивают нестандартное мышление, стремление к творческому самопроявлению, формируют в студентах позицию активного участника процесса познания, субъекта учебной деятельности. Кроме того, как мы убедились, ситуации успеха должны соответствовать возможностям студента, для которого она создается преподавателем, раскрывая психологические особенности преподавателя по моделированию и созданию для студентов ситуаций успеха в обучении.
Помимо выделенных нами условий создания комфортного психологического климата в группе студентов, посещающих занятия по иностранному языку, мы хотели бы остановиться на творческой атмосфере, которая, как считает В.И. Андреев, является важным, если не решающим условием в творческом саморазвитии личности [1, с. 77]. Для создания атмосферы свободы мысли и самопрояв-ления есть множество приемов. Назовем те из них, которые являются для нас наиболее важными: 1) первоначально давать легко доступные творческие задания; 2) проявлять интерес к действиям студентов; 3) признавать и поощрять многовариантность ответов студентов;
4) раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; 5) поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на занятии чувство ожидания; 6) знакомое снова сделать незнакомым (рассматривать с другой точки зрения); 7) строить предположение на расширенной совокупности исходных данных; 8) соотносить по видимости несоотноси-мое; 9) не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки; 10) повышать значение
ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно [4].
Для создания творческой атмосферы в группе необходимо стремиться выявить оптимальные сообщества студентов, в которых лучше проявились бы их творческие способности. Эти знания помогут сплачивать студенческую группу. Подбор в группы, проводимый на психолого-педагогической основе, способствует, как мы считаем, созданию благоприятного морально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества.
Психологический климат на занятиях по иностранному языку необходимо не только создавать, но и поддерживать на протяжении всего обучения. Для этого мы используем различные способы: интересную информацию в содержании изучаемого материала; подбор данных, связанных с жизнью и деятельностью известных людей; включение студентов в интересную для них творческую работу; использование различного типа проблемных ситуаций; различные формы (красота, образность, эмоциональная напряженность) выражения эмоционального отношения преподавателя к учебному материалу и др.
Таким образом, на занятиях по иностранному языку важной задачей является создание комфортного психологического климата, благодаря которому в атмосфере положительного отношения преподавателя к студентам, демократической организации дела, увлеченности совместным творческим трудом происходит продуктивная педагогическая деятельность, позволяющая строить процесс обучения таким образом, чтобы он был активным, творческим, живым, учитывал интересы и склонности студентов, развивал их творческую инициативу и самостоятельность, прививал навыки самообразования. Коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной моральнопсихологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов.
литература
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.
2. Дроздикова Л.Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системноцелевой дифференциации обучения : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998.
3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 1986.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М. : Знание, 1976.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и ср. пед. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]. 4-е изд. М.: Академия, 2001.
6. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М. : Знание, 1987.
Formation of comfortable psychological climate in students’ group
There are described the ways of formation of comfortable psychological climate in students’ group; its base is the idea of collaboration, dialogue, partnership in relations between students and their teacher.
Key words: comfortable psychological climate, mutual understanding, steady positive relations, creative communication, creative atmosphere, pedagogical tact.
М.А. БУКАЕВА (Волгоград)
особенность познавательной
самостоятельности
музыканта-исполнителя
Рассматриваются функции познавательной самостоятельности как единый комплекс необходимых условий для формирования творческого подхода музыканта-исполнителя к раскрытию авторского замысла.
Ключевые слова: художественный образ, познавательная самостоятельность, музыкант-исполнитель.
Подготовка специалистов в системе профессионального музыкального образования зависит от познавательной самостоятельности, развитие которой обусловлено способностью музыканта-исполнителя воплощать художественный образ. Мы обратились к проблеме научного понимания познавательной самостоятельности музыкантов-исполнителей,
© Букаева М.А., 2012