Научная статья на тему 'Создание оптимистического климата как основы здоровьесберегающеи технологии'

Создание оптимистического климата как основы здоровьесберегающеи технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / СОЗДАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО КЛИМАТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / OPTIMISM / ESTABLISHING OPTIMISTIC CLIMATE / EDUCATIONAL INSTITUTION / POSITIVE RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Создание оптимистического климата рассматривается в качестве основы здоровьесбережения, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников педагогического процесса. Уточнено содержание понятия «оптимизм» в его философско-педагогическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING OPTIMISTIC CLIMATE AS A BASIS OF HEALTH SAVING TECHNOLOGY

Optimism is viewed as a basis of health saving technology. The notion of optimism is specified from its philosophic and pedagogical angle. Establishing optimistic climate is viewed as a basis of health saving technology, which promotes health saving and strengthening of pedagogical process participants.

Текст научной работы на тему «Создание оптимистического климата как основы здоровьесберегающеи технологии»

УДК 37.037+371.72 ББК 4421.354+4510

СОЗДАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО КЛИМАТА КАК ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ю.В. Андреева

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

ESTABLISHING OPTIMISTIC CLIMATE AS A BASIS OF HEALTH SAVING TECHNOLOGY

Yu. Andreeva Eastern Academy of Economy and Law

Создание оптимистического климата рассматривается в качестве основы здоровьесбережения, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников педагогического процесса. Уточнено содержание понятия «оптимизм» в его философско-педагогическом аспекте.

Ключевые слова: оптимизм, создание оптимистического климата, образовательное учреждение, позитивные отношения.

Optimism is viewed as a basis of health saving technology. The notion of optimism is specified from its philosophic and pedagogical angle. Establishing optimistic climate is viewed as a basis of health saving technology, which promotes health saving and strengthening of pedagogical process participants.

Keywords: optimism, establishing optimistic climate, educational institution, positive relationship.

Научный интерес к проблеме исследования объясняется общей социальной нестабильностью и кризисом в системе образования, а также возрастающей потребностью общества и государства в грамотных и компетентных людях, способных к преодолению трудностей в различных областях собственной жизни, обладающих определенным запасом жизнестойкости и уверенности в условиях кризиса.

Осознание человеком собственной силы, ценности, понимание, каким набором великолепных качеств он обладает, открывает доступ к своим ресурсам и достижению вершин в избранной профессии. В таких условиях «двойка» студента на экзамене или проблемы учителя на работе, в некоторых случаях не пугают и не вызывают у оптимистичных персон стрессовую реакцию.

Оптимистично-ориентированные педагоги знают, что предпринять в случае неудачи и как сохранить позитивный настрой, который поддержит мотивацию к профессии и укрепит волю в преодолении трудностей.

Относительно устойчивый настрой, ко-

торый формируется в коллективе на основе эмоциональных и учебных отношений, получил в педагогическом менеджменте название социально-психологического климата.

Благоприятный социально-психологический климат создает условия для сохранения здоровья.

Возрастание актуальности создания оптимистического климата вызвано следующими противоречиями:

- между ориентировкой педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности, развитие навыков ответственности и уверенности студентов в себе, и неспособностью педагога осуществить процесс обучения и воспитания на основе веры в человека и в его возможности;

- между значительным повышением эмоциональных и учебных нагрузок и побуждением студентов к ответственности и познавательной активности;

- между господствующим авторитарным стилем преподавания и необходимостью по-

высить уровень самостоятельности, учебной компетентности и познавательной активности студентов;

- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

- между высокой теоретической подготовкой преподавателей, знанием ими способов реализации личностно-ориентированного подхода и слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости»;

-знание ряда здоровьесберегающих технологий и недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Выявленные противоречия обнаруживают необходимость так обучать и воспитывать студентов, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Все противоречия обнаруживают также необходимость отказа от стрессовой тактики авторитарной педагогики; от интенсификации учебного процесса, т. е. от увеличения темпа и объема учебной нагрузки, вызывающего стресс.

Не менее опасно в современной образовательной ситуации чувство страха, которое к сожалению, испытывают многие студенты на экзаменах. Своим проявлением чувство страха обязано следующим ситуациям:

- преподаватель предлагает учебные задания, которые изначально превышают реальные учебные возможности студентов, а затем в жесткой форме требует их выполнения;

- преподаватель знает типичные ошибки и недостатки студента и всякий раз стремится подчеркнуть их.

Постоянно поучая, акцентируя внимание на промахах и недостатках, мы формируем у наших воспитанников устойчивое чувство вины и стыда, что ведет к развитию устойчивой установки личности на ее неполноценность и ущербность. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья, построены не на чувствах вины и стыда, а на стимулировании прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Объект исследования - здоровьесберегающие технологии.

Предмет исследования: оптимистический климат и педагогические факторы его созда-

ния; возможность и продуктивность применения различных методик для создания оптимистического климата как здоровьесберегающей технологии.

Гипотеза: ведущим фактором создания оптимистического климата являются позитивные отношения. Оптимизм - тип позитивных взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, который влияет на здоровье участников педагогического процесса.

При изучении социально-психологического климата мы исходили из определения здоровьесберегающей технологии как условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), а также как соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся.

Тогда здоровьесберегающая технология выступает в качестве благоприятного условия обучения. Таким условием может стать оптимистический климат.

Создавая оптимистический климат, мы опираемся на принцип соблюдения баланса между педагогическими требованиями и личностными возможностями студента. 1. Посильные учебные задания повышают вероятность правильного и самостоятельного их выполнения. 2. Выполнение учебного задания (на зачете или тестировании) пополняет успешный опыт студента, повышает его уверенность в себе и собственных силах. 3. Постепенное усложнение учебных заданий развивает способности студента и его стремления к самосовершенствованию и личностному росту. Принцип способствует здоровьесбереже-нию. Наличие посильных учебных заданий дает студентам опыт успеха и радости [1].

Выявляя сильные стороны личности и опираясь на ее достоинства, мы обнаруживаем в человеке то «доброе начало», о котором говорил Ж.Ж. Руссо, раскрываем «позитивную сущность личности», которую считал врожденной К. Роджерс. В этом реализуется другой принцип - опоры на положительное.

Соблюдая принцип опоры на положительное, достаточно искренне и умело находить то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить качества студента, достойные похвалы, можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками -

это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. Как известно, положительными эмоциями и чувствами преподаватель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Недостаточная научная разработка вопросов структуры оптимизма, приемов и методов; условий, влияющих на эффективное формирование оптимизма как фактора здоровьесбе-режения, обусловили теоретическую актуальность нашего исследования.

С целью наиболее полного обоснования актуальности и определения степени изученности данной проблемы мы обратились к анализу философских, психологических и педагогических работ разных лет и направлений.

В философии оптимизм (лат. наилучший) -это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом. Сама возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения и способности в выстраивании собственной жизни с опорой на лучшее.

О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности» говорили еще советские педагоги A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В частности широко известен принцип педагогического оптимизма A.C. Макаренко и его идея завтрашней радости.

В теории коллектива Макаренко речь идет о социальном оптимизме - позитивных отношениях, мажорном тоне коллектива. Такой оптимизм связан со стилем общения воспитателя и воспитанников. Когда речь идет об оптимизме, неуместен директивный стиль общения, и формирование оптимизма предполагает доброжелательный тон и уважительные, мягкие формы обращения.

Эта мысль созвучна идеям К. Роджерса о том, что изначально позитивная природа ребенка требует внимания, заботы, любви и развития, а не замечаний, наказаний с целью прекращения негативного поведения. Однако сказанное не означает, что наказания отсутствуют вовсе, в качестве таковых могут выступать: естественное негативное последствие, о котором воспитанника необходимо предупредить или отказ во внимании к негативным проявлениям личности (в разумных пределах:

с соблюдением такта и меры). В крайнем случае, это могут быть сдержанные корректные замечания в сочетании с уважением к личности.

С позиции гуманистического подхода К. Роджерса, оптимизм рассматривается как вера в человеческую природу, вера в безусловно позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается и развивается в соответствующих условиях. Создание благоприятного психологического климата позволяет задействовать все самое лучшее, свойственное самой природе человека, и способствует его самореализации.

Гуманистические идеи и указанные принципы заложили научный фундамент для развития педагогики отношений, которую можно определить как «латентную» (скрытую) педагогику. Модель педагогики отношений подразумевает, прежде всего, приоритетную ориентацию в организации учебной деятельности на ценностные отношения, а не только на содержание деятельности. Формирование и развитие эмоционально-комфортных отношений, дающих личности внутреннюю защиту, становится главной задачей всего ученического сообщества, а не только педагога.

По убеждению В.А. Сухомлинского, отношение ребенка к знаниям, к учению, в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. В его сердце появляется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности [4, с. 19-20].

Существует категория педагогов, проработавших достаточно, чтобы оценить характер сложившихся отношений, и в то же время еще не успевших притерпеться, чтобы махнуть на эти отношения рукой. Чаще всего это люди, которые проработали в учебном заведении от 10 до 15 лет.

Основанием для благоприятного психологического климата в учебной деятельности служит атмосфера каждого отдельного учебного занятия с его позитивным эмоциональным зарядом. Атмосферу занятия трудно подвергнуть анализу, она трудно уловима в педагогической практике в силу переменчивости настроения и нематериальной природы человеческих взаимоотношений. В научной литературе атмосфера урока трактуется как «нечто неуловимое, как аура, как облако настроений, как некое поле, в пространстве которого раз-

ворачиваются личностные события». Однако при этом можно передать ее общую направленность и характер, если выявить ее наиболее существенные признаки.

Так, К. Роджерс основой благоприятной атмосферы считал отношения, выстроенные по типу признания каждого человека, независимо от его состояния, поведения и чувств. Такие «помогающие» отношения выстраивает учитель. Он оказывает помощь, он уважителен к ученику, «чувствителен и восприимчив к его качествам, свободен от любой моральной и диагностической оценки, старается понять, что за человек перед ним: его склонности, способности, направления в развитии» [3]. В целом такое позитивное отношение к ученику подразумевает наличие педагогического оптимизма.

Создавая благоприятный психологический климат, учитель конгруэнтен (искренен), эм-патичен (способен к сопереживанию), понимает и помогает каждому в самовыражении. Желание учителя «разделить мысли и чувства группы» в ситуациях затруднения закладывает основы доброжелательных отношений.

В качестве составляющих доброжелательного отношения учителя выступают также чуткость и психологическая зоркость, строгость и требовательная доброта, уважение, терпимость и педагогический такт. Это своего рода проект доброжелательности, который способствует развитию у студентов мотива достижения успеха и активизирует их личностные качества: желание помочь, стремление к сплоченности, содружеству, эмоциональной поддержке, что наполняет учебную деятельность каждого сорадованием успеху товарищей и личностным смыслом.

Определяя атмосферу занятия как психологический настрой студентов, мы предполагаем, что создает его настроение группы, но поддерживает его по большей части преподаватель. Именно ему следует уметь управлять данным явлением, направляя его в позитивное эмоциональное русло. В подтверждение сказанному приведем точку зрения В.Ю. Питю-кова, который в основе благоприятной психологической атмосферы выявляет отношения «радости и одобрения» и при этом отводит учителю в их создании первостепенную роль: «Благоприятный эмоциональный фон создают подбадривающие слова и мягкие интонации; мелодичность речи и корректность обращений; открытая поза и доброжелательная мимика учителя» [2, с. 131].

С педагогической точки зрения благоприятный психологический климат представлен как совокупность относительно устойчивых взаимоотношений позитивной эмоциональной направленности между учителем и учащимися.

В основе такого рода отношений лежат позитивные ожидания от поступков, действий и линии поведения студента, который в свою очередь стремится оправдать надежды своего ближайшего окружения, сверстников, преподавателя, родителей. Эмоциональная поддержка ученика значимыми для него людьми становится мощным стимулом к достижению результата. В случае совпадения личностных и социальных ожиданий результат будет пережит школьником как положительный и оценен им как успешный. Отношения доверия, взаимоуважения и помощи, способствующие успеху; определяют психологическое самочувствие и работоспособность личности, формируют чувство социальной и эмоциональной защищенности, способствуют общению и проявлению позитивных сторон его Я.

Это значит, что в условиях оптимистичноориентированного климата существует реальная возможность личностной самореализации и продуктивной совместной деятельности между преподавателем и студентом.

Создание такой среды, обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию «позитивной природы личности», обеспечивает ей условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности и активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье студента.

Итак, в основе здоровьесберегающей технологии оптимистический климат, тот что связан с развитием интеллектуальных способностей студента. Она основывается также на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельные посильные задания, и ведение тетради успеха, и прием «позитивных высказываний», и техника «эмпатического слушания», и техника «вычерпывания плюсов», приемы похвалы и система малых успехов. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

Позитивный настрой - один из педагогических приемов, который снимает напряжение, восстанавливает здоровье и, более того,

способствует повышению настроения у самого педагога.

Более того, создание позитивного настроя становится необходимым профессиональным умением педагога, которому для принятия решения иногда необходимо разрядить обстановку, отвлечься от серьезных проблем, улучшить настроение себе и окружающим.

Поэтому в учебных курсах «Основы педагогического мастерства», «Имиджелогия» мы проводим практические занятия и семинары с элементами тренинга, который хорошо зарекомендовал себя и используется нами в течение ряда лет (впервые апробирован в 2003 году).

В дальнейшем оптимизм выступает в качестве буфера перед трудностями, он становится копинг-ресурсом личности.

Эмоциональное благополучие у будущего учителя открывает пути для дальнейшей реализации всего развивающего потенциала его возможностей. Нет эмоционального благополучия у личности - нет развития, поскольку человек в этом случае тратит больше сил на защиту, а не на действительное свое развитие. Возможность создать оптимальное эмоциональное благополучие в учебной деятельности обеспечивает создание оптимистического климата и приоритет «педагогики отношений» над «педагогикой дел».

Итак, создание оптимистического климата можно считать здоровьесберегающей технологией. Это следует из того, что здоровьесберегающие технологии - те психолого-педа-гогические технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание личностных качеств (в т. ч. оптимизма), способствующих сохранению и укреплению здоровья. При этом оптимизм имеет несколько содержательных трактовок: 1) личностный - такое качество личности, которое способствует сохранению духовного здоровья; 2) педагогиче-

ский оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное; 3) социальный оптимизм -характер взаимоотношений между педагогом и воспитанником, оказывающий влияние на здоровье всех участников педагогического процесса. Без доброты как фундаментальной основы всех педагогических приемов созидательного характера результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом» и говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения, включая в себя и доброжелательность, и добродушие, и добросердечность. Позитивные взаимоотношения выступают в качестве ведущего фактора создания оптимистического климата. Таким образом, оптимистический климат может служить основой здоровьесберегающей технологии.

Литература

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков / Ю.В. Андреева. - Уфа: Восточный ун-т, 2005. -100 с.

2. Питюков, В.Ю. Создание ситуации успеха и неуспеха // Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гном-Пресс: Московское городское педагогич. о-во, 1999. -192 с.

3. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / К. Роджерс; под общ. ред. Е.И. Есениной. — М.: Издат. группа «Прогресс»: Универс, 1994. — 480 с.

4. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В.А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа, 1979. - Т. 4. - С. 19-20.

Поступила в редакцию 1 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.