Научная статья на тему 'Создание и развитие общества «Осоавиахим» на территории Сибири в первые годы советской власти'

Создание и развитие общества «Осоавиахим» на территории Сибири в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / «ОСОАВИАХИМ» / АВИАХИМ / АВИАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астраханцев Олег Николаевич

Рассматриваются вопросы создания, этапы развития и деятельности оборонного общества «Осоавиахим» на территории Сибири в первые годы советской власти. Подготовка резерва квалифицированных авиационных кадров была одним из самых важных вопросов для отечественной авиации. Эта необходимость подтолкнула правительство Советской республики к созданию оборонных обществ, одним из которых являлось «Осоавиахим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Астраханцев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF ‘OSOAVIAKHIM’ ASSOCIATION IN SIBERIA AT THE START OF SOVIET POWER

The matters of foundation, development and activities of “Osoaviakhim” defensive association in Siberia at the start of Soviet power are considered. The training of skilled aviation staff was one of the most important matters for civil aviation. This necessity caused the Soviet government to found defensive organizations, and “Osoaviakhim” was one of them.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие общества «Осоавиахим» на территории Сибири в первые годы советской власти»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 355.58(571.5)(091)

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА «ОСОАВИАХИМ» НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

О.Н. АСТРАХАНЦЕВ

Статья представлена доктором физико-математических наук, профессором Козловым А.И.

Рассматриваются вопросы создания, этапы развития и деятельности оборонного общества «Осоавиахим» на территории Сибири в первые годы советской власти. Подготовка резерва квалифицированных авиационных кадров была одним из самых важных вопросов для отечественной авиации. Эта необходимость подтолкнула правительство Советской республики к созданию оборонных обществ, одним из которых являлось «Осоавиахим».

Ключевые слова: Сибирь, «Осоавиахим», авиахим, авиация, развитие, подготовка пилотов, обороноспособность страны, становление воздушного флота.

После окончания гражданской войны, в 1921 г. развернулась дискуссия о военной доктрине, предназначение которой состояло в ясном и точном представлении характера будущей войны. Исходя из него, вся система военного строительства и обороны государства должна была строиться на правильном учете как собственных ресурсов и средств, так и тех, которыми будут располагать вероятные противники. В этой связи огромную роль приобретали стратегические резервы. Под такими резервами понимались не только находившиеся в руках Главнокомандования готовые или создаваемые войсковые формирования, но и людские ресурсы государства, в том числе запасы военно-обученных людей. Это предопределяло необходимость широкого охвата населения военной подготовкой в мирное время, что позволяло бы в короткие сроки развернуть большую армию. Поэтому отечественная военная мысль отводила немалую роль массовым общественным оборонным организациям СССР. В случае возникновения вооруженных конфликтов с потенциальными противниками военно-политическое руководство Советского государства придавало важную роль авиации.

Для мобилизации усилий трудящихся и особенно советской молодежи на развитие воздушного флота в марте 1923 года было основано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ).

В марте 1923 года в Москве состоялось организационное собрание Общества друзей воздушного флота. Одними из первых крупных мероприятий ОДВФ стала организация Всероссийской денежной лотереи для сбора средств на нужды Воздухофлота (май-август 1923 г.) и неделя помощи Воздухофлоту (10-17 июня 1923 г.) [1, л. 1]. В сентябре того же года, на 1-м Всероссийском совещании ОДВФ были подведены результаты деятельности общества: оно объединяло в своих рядах 106830 человек; на постройку самолетов было собрано 840156 руб., что позволило заказать 12 аэропланов для эскадрильи Воздухофлота и наметить программу постройки боевых машин. Через год в системе ОДВФ функционировало 10 авиакурсов, 98 авиабиблиотек, 211 спортивных кружков, 400 авиауголков и 9 аэроклубов [2, с. 353].

Проводимые мероприятия позволили в целом по стране вовлечь в члены ОДВФ 1469252 человек, объединенных в 19 тыс. ячеек. За первые 10 месяцев своего существования ОДВФ СССР собрало 3 млн. руб. золотом и построило на эти средства 64 самолета. На поступившие в 1924 г. от населения средства было построено более 150 самолетов и оборудовано более 20 аэродромов. В январе 1925 г. летчикам передали еще одну авиаэскадрилью из 16 боевых машин. К этому времени ОДВФ, ставшее коллективным шефом РККА, насчитывало в своих рядах 2,5 млн. человек [2, с. 358]. По примеру ОДВФ была создана новая оборонная организация - общество друзей химической обороны и химической промышленности Доброхим. Деятельность общества протекала в тесном контакте с ОДВФ и зачастую многие мероприятия они готовили вместе.

Российское Общество добровольного воздушного флота (Добролет) было создано по инициативе Промбанка СССР на совещании ответственных представителей промышленности и Главвоздухфлота в марте 1923 года. На этом совещании было принято решение, что создаваемое общество должно быть построено не на принципах благотворительности, а как коммерческое самоокупающееся предприятие, обсуживающее нужды всех хозяйственных учреждений и наркоматов [3, л. 1]. К делу строительства общества было решено привлечь широкие массы трудящихся.

В Положении о полномочных представительствах Общества добровольного воздушного флота говорилось: «В целях более успешного проведения работ общества «Добролет» на местах организуются местные полномочные представительства «Добролета». Важнейшие задачи полномочных представительств состояли в открытии агитационной компании с целью прояснить хозяйственным организациям, государственным органам и трудящимся массам в целом цели общества как предприятия, построенного на коммерческих началах и ведущего практическую работу по организации и оборудованию воздушных сообщений в СССР. Правление Промбанка приняло на себя обязательство по распространению через правление и его филиалы акций «Добролета» на сумму 50.000 золотых рублей.

Бюро Сибирского отделения «Добролета» было организовано в апреле 1923 года [4, л. 9]. Решение о создании отделения «Добролета» - «Сибдобролета» было принято на совещании представителей сибирских хозяйственных и общественных организаций в начале мая 1923 года [4, л. 1]. Летом 1923 года бюро учредителей на собранные средства приобрело 2 самолета «Юн-керс», которые поступили в распоряжение Сибревкома и использовались для агитационных полетов.

Сибирское отделение Общество друзей воздушного флота - Сиблет было организовано 6 апреля 1923 года. Целью деятельности общества являлись: внедрение идей авиационной культуры в широкие трудящиеся массы, вовлечение их в дело добровольной помощи и содействия развитию мощного военного и гражданского Красного воздушного флота СССР. Сибирское отделение ОДВФ подчинялось непосредственно ОДВФ РСФСР и в своей деятельности руководствовалось Уставом, утвержденным 18 декабря 1924 года Президиумом ОДВФ РСФСР.

Согласно уставу, структура Сибирских организаций ОДВФ строилась на принципе последовательной подчиненности друг другу. Связь Сиблетов с Центральными правлениями ОДВФ осуществлялась путем письменной переписки и была достаточно тесной, как и связь Сиблета с гублетами. Слабее была налажена связь с улетами и еще хуже связь улетов с низовыми ячейками, так как улеты не могли руководить в достаточной мере многочисленными ячейками. Практически эта работа сводилась к учету и сбору средств.

Отсутствие квалифицированных кадров, а также финансирования на содержание аппарата добровольных организаций не давало возможности развернуть их работу должным образом. Фактически активная работа велась в крупных организациях уровня губернии (области), района и города. На местах велась пропаганда лишь через литературу и плакаты, но так как они были платными, то часто не раскупались и возвращались назад приславшим их организациям. Часто членство в ячейках (организациях) сводилось лишь к уплате членских взносов, реальная же работа, направленная на развитие воздушного флота, не проводилась или проводилась формально, так сказать, для отчетности. Но при этом число членов общества неуклонно росло. «Число членов по Омскому Губернскому Обществу друзей воздушного флота на 01.06.1925 года -24040 человек» [5, л. 3].

Динамика численности членов Сиблета выражалась в следующих цифрах: на 1 января 1924 г. в организациях состояло: рабочих - 41.015 человек, крестьян - 10.784 человек. На 1 марта 1925 г. рабочих - 94470 человек, крестьян - 41646 человек. В 1924-1925 гг. характерно было отставание роста количества членов в ячейках Сиблета от роста числа самих ячеек. Это указывало на слабость руководства ячейками, недостаточную налаженность их работы. Только в Иркутской губернии происходил одновременный пропорциональный рост этих показателей [6, л. 16-24].

3 июня 1924 г. при Сибревкоме группой работников партийных, профсоюзных, советских и военных областных и губернских организаций было организовано «Сибирское общество друзей химической обороны и добровольной химической промышленности» - Сибдоброхим, подчиненного всероссийскому обществу - «Доброхим».

Определенные трудности в работе всех добровольных обществ, создаваемых в тот период времени, вызывал переход к добровольному членству. Обязательное членство в десятках организаций, аналогичных по характеру и значению ОДВФ и Доброхиму, коллективные отчисления в их пользу, далеко не демократические методы сбора средств для улучшения материального положения всех добровольных обществ ложились тяжелым бременем на бюджет трудящихся. Необходимость ликвидации этих недостатков привели к изданию в феврале 1925 года постановления ЦК ВКП (б) о новых методах работы добровольных обществ. Реакция масс против старых методов работы добровольных обществ выразилась в значительном отливе людей из всех обществ. Для ОДВФ и Доброхима, кроме того, процесс осложнялся тем, что с августа 1925 г. как раз проходило слияние этих двух обществ [7, л. 11].

Руководствуясь решением оргбюро ЦК ВКП (б) от 16 февраля 1925 года о переходе к добровольному членству в обществах, объединенное заседание президиумов ОДВФ и Центрального Совета Доброхима решило, как тесно связанные между собой, объединить ОДВФ и Добро-хим в одно общество, которое получило название «Союз обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР - Авиахим» [8, л. 18].

Работа по ликвидации отдельных организаций ОДВФ и Доброхима и созданию Авиахима в Сибири, как было отмечено на заседании бюро президиумов Авиахима СССР и РСФСР 20 октября 1925 г., затянулась. Указано было и на запутанность их денежных расчетов с центральными органами Авиахима и материальных взаимоотношений с третьими лицами [9, л. 121].

Задачами общества Авиахим являлось содействие росту и развитию авиационной и химической промышленности и обороне СССР. В целях агитации и вовлечения населения в работу Авиахима издавались местные периодические органы и два центральных журнала «Самолет» и «Доброхим».

К середине 1925 г. Авиахимом было издано до 4 млн. экземпляров книг и брошюр, 200 тыс. плакатов и демонстраций. Уже в первый год существования в Авиахиме было 30 тыс. ячеек (объединявших 3 млн. человек), 5281 авиатехнических курсов. В 1926 г. воздушный флот получил 159 самолетов, построенных на средства Авиахима [10, с. 60-64]. Стремительно росло количество человек, ставших членами общества. Одним из наиболее интересных способов привлечения населения к помощи в создании и развитии отечественной авиации были агит-полеты. Как это происходило в Сибири, можно узнать из сохранившихся документов - отчетов, статей и т.д., например, отчет Сибавиахима за август 1925 года: «...в 3 часа дня произведены агит-полеты для крестьян. Получили воздушное крещение 3 женщины, 1 киргиз и 5 крестьян. Настроение крестьян было сильно повышенное. За 23 августа в общество записалось 85 крестьян, распродано акций Добролета на 200 рублей» [11, л. 19]. Еще один пример: «Агит-полет аэроплана Ново-Николаевского Губ. ОДВФ в Каргат. «Снег, ветер летчику в лицо. Но тверды уверенные руки, и стройный «Сопвич» /система аппарата, 120 л/с, скорость 145 верст/час/ мощно режет воздух. 1 час 20 минут и самолет перелетел из Ново-Николаевска в Каргат. .сельчане поднаперли так, что милиция едва сдерживала пыл. Опасно - поломают самолет. Крестьянину первое дело - товар пощупать. 31 марта аэропорт перелетел в Канск. Летел быстрее ветра 1 час 3 минуты. и там летело 10 человек» [12, л. 12, 13].

Мы можем представить себе, что испытывали крестьяне из деревень, когда впервые в жизни оказывались на борту самолета: «.при перелете в Барабинск был взят на самолет один человек (после полета его спросили о впечатлении от полета).и сверху город как коробка спичек, а деревня наша как куча навозу в поле (он же по поводу полетов женщин на самолете) . нонче бабе равноправие и в воздухе» [12, л. 13]. Многие крестьяне, совершившие полет на самолете,

просили потом выдать им какое-нибудь удостоверение, чтобы в деревне им поверили, что они летали [12, л. 13]. Самолет в то время был еще в диковинку.

В отчетном докладе 2-му Сибирскому краевому совещанию организаций Авиахима в октябре 1926 года президиум Сибавиахима привел следующие данные о работе организации. Работа шла по нескольким направлениям, за летний период 1926 года были проведены агитационные полеты самолета «Сибревком» в 3-х округах: Барабинском, Славгородском, Рубцовском, пройдено 13.000 км. Посещены были все районные села в этих округах, всего полеты наблюдало 1,5 тыс. человек. Агитационно-пропагандистская работа велась вокруг сбора средств на заграничные перелеты, проведения дня Авиахима, наборы в летные школы. План набора в летные школы был выполнен успешно. Организовано 37 авиамодельных и 4 планерных кружка [13, л. 11-12].

Авиахим в своей работе был связан с ВНО - Военно-научным обществом, которое было создано 13 октября 1920 г. при Военной академии РККА под председательством М.В. Фрунзе. ВНО не ограничивалось одним обобщением опыта войн и разработкой теоретических проблем, а проводило разностороннюю работу, способствующую укреплению обороноспособности государства, его наименование перестало соответствовать действительности. Поэтому СНК СССР 27 июля 1926 г., положительно оценив деятельность ВНО, переименовал организацию в ОСО -общество содействия обороне СССР.

В январе 1927 года, путем объединения двух обществ - Общество содействия обороне (ОСО) и Авиахима, было образовано общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству - Осоавиахима [14, л. 28-51]. Одним из направлений работы общества оставалось содействие в создании и развитии авиационных видов спорта. Осоавиахим стал одним из организаторов воздушной экспедиции Владивосток - о. Врангеля - Якутск - Иркутск. Оборонное общество стало инициатором создания серии легкомоторных самолетов, без которых было немыслимо массовое обучение трудящихся авиаделу. Параллельно шло создание летных школ, планерных станций [2, с. 379].

Особое внимание оборонное общество уделяло подготовке кадров для ВВС. В феврале-марте 1926 года было проведено первое комплектование летных школ через Авиахим. Среди кандидатов было 68 % рабочих, 18 % крестьян. Члены и кандидаты партии составляли 21 %, комсомольцы 60 % [15, с. 41].

В конце 20-х годов была выработана система комплектования военных авиашкол. Осо-авиахим принимал непосредственное участие в комплектовании авиационных школ ВВС. Общество набирало добровольцев из различных учреждений (заводов, фабрик и т.д.), из них в ходе обучения отбирались кандидаты для поступления в школы ВВС. Осоавиахим поставлял основную массу кандидатов для поступления в школы, и лишь незначительное количество поступающих в авиашколы проходили непосредственно через постоянные военные отборочные комиссии ВВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ф. 7577. Оп.1. Д.27. Государственный архив Российской Федерации.

2. Кузин А.В. Военное строительство на Дальнем Востоке СССР (1922-1941 гг.): дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. - Иркутск: Иркутский государственный ун-т, 2004.

3. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 2. Государственный архив Новосибирской области.

4. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 3. Государственный архив Новосибирской области.

5. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 38. Государственный архив Новосибирской области.

6. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 48. Государственный архив Новосибирской области.

7. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 46. Государственный архив Новосибирской области.

8. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 61. Государственный архив Новосибирской области.

9. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 185. Государственный архив Новосибирской области.

10. Самойлов А. Д. Деятельность Коммунистической партии по осуществлению военной реформы 1924-1925 гг. // Военно-исторический журнал. - 1985. - № 11.

11. Ф. 1186. Оп. 1. Д. 138. Государственный архив Новосибирской области.

12. Ф. 1186. Оп. 1. Д.162. Государственный архив Новосибирской области.

13. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 218. Государственный архив Новосибирской области.

14. Ф. Р-1186. Оп. 1. Д. 281. Государственный архив Новосибирской области.

15. Карташев А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России: монография. - Ставрополь: Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище; Сервисшкола, 2007.

FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF 'OSOAVIAKHIM' ASSOCIATION IN SIBERIA AT THE START OF SOVIET POWER

Astrahancev O.N.

The matters of foundation, development and activities of "Osoaviakhim" defensive association in Siberia at the start of Soviet power are considered. The training of skilled aviation staff was one of the most important matters for civil aviation. This necessity caused the Soviet government to found defensive organizations, and "Osoaviakhim" was one of them.

Key words: Siberia, "Osoaviakhim", aviation chemistry, aviation, development, pilots' training, country's defensive capacity, air fleet development.

Сведения об авторе

Астраханцев Олег Николаевич, 1972 г.р., окончил Иркутский государственный университет (2003), кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-политических дисциплин Иркутского филиала МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - история русской армии, история отечественной авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.