Научная статья на тему 'Добровольные оборонные организации на Дальнем Востоке СССР как форма организации политико-идеологической работы среди населения в 1920-1930-е гг'

Добровольные оборонные организации на Дальнем Востоке СССР как форма организации политико-идеологической работы среди населения в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБОРОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СССР / ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / НАСЕЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / VOLUNTARY DEFENCE ORGANIZATIONS / THE FAR EAST OF THE USSR / POLITICAL AND IDEOLOGICAL WORK / POPULATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулабухов Николай Сергеевич, Исаев Александр Александрович, Федирко Оксана Петровна

В статье рассматривается деятельность добровольных оборонных организаций, действовавших на Дальнем Востоке СССР в 1920-1930-х годах как форма политико-идеологической работы среди населения страны. Отмечается, что деятельность добровольных оборонных организаций в довоенный период, направленная на привлечение молодежи в военные и спортивные кружки и призванная воспитывать советских патриотов, носила массовый характер и позволила гражданскому населению в военное время стать потенциальным боевым резервом армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY DEFENCE ORGANIZATIONS IN THE FAR EAST OF THE USSR AS A FORM OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL WORK AMONG POPULATION IN THE 1920-1930S

The article examines activity of voluntary defence organizations that functioned in the Far East of the USSR in the 1920-1930s as a form of political and ideological work among population. It is shown that in the pre-war period activity of voluntary defence organizations aimed to involve youth in military and sports societies and to educate Soviet patriots was wide-scale and allowed civil population to become potential operational reserve of the army.

Текст научной работы на тему «Добровольные оборонные организации на Дальнем Востоке СССР как форма организации политико-идеологической работы среди населения в 1920-1930-е гг»

Кулабухов Николай Сергеевич, Исаев Александр Александрович, Федирко Оксана Петровна ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБОРОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СССР КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОИ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В 1920-1930-Е

Ш

В статье рассматривается деятельность добровольных оборонных организаций, действовавших на Дальнем Востоке СССР в 1920-1930-х годах как форма политико-идеологической работы среди населения страны. Отмечается, что деятельность добровольных оборонных организаций в довоенный период, направленная на привлечение молодежи в военные и спортивные кружки и призванная воспитывать советских патриотов, носила массовый характер и позволила гражданскому населению в военное время стать потенциальным боевым резервом армии. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/6-1/26.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 94-98. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

6. Константинова Н. Н. Росписи семейских Чикоя как основа современного художественного творчества // Алтарь России. Большой камень. 1997. Вып. 1. С. 101-103.

7. Кузнецова С. Г. Архитектоника забайкальского старообрядческого костюма // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 8. Ч. II. С. 394-400.

8. Кузнецова С. Г. Традиции в костюме, искусстве семейских Забайкалья: монография. Чита: ПРЕСС, 2013. 288 с.

9. Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища Забайкалья // История и культура семейских Забайкалья: хрестоматия: в 2-х ч. / сост. В. Л. Петров, Е. В. Петрова. Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. Ч. 2. С. 71-86.

10. Охрименко Г. И. Народное декоративно-прикладное искусство русских (семейских) Забайкалья XIX-XX веков: автореф. дисс. ... к.и.н. М., 1968. 29 с.

11. Охрименко Г. И., Железняк О. Е. Пространства культурной идентификации. Семейские Забайкалья: монография / Иркут. гос. техн. ун-т. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 155 с.

12. Старообрядцы (семейские) Бурятии: к 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию: историко-культурный энциклопедический справочник / науч. ред. Ф. Ф. Болонев; отв. ред. С. В. Васильева и др. Улан-Удэ: Экос, 2015. 264 с.

13. Тарусская М. Г. Коллекция расписной утвари и одежды семейского населения // История и культура семейских Забайкалья: хрестоматия: в 2-х ч. / сост. В. Л. Петров, Е. В. Петрова. Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. Ч. 2. С. 104-118.

14. Терехова Ю. Г. Особенности искусства домовой росписи семейских Забайкалья. Попытка анализа прагматики и функций // Семейские - староверы Забайкалья: история, культура и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (с. Тарбагатай, 17-18 июня 2011 г.) / науч. ред.: Д. Л. Хилханов, И. С. Цыремпилова, О. Э. Мишакова. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВПО «ВСГАКИ», 2011. С. 137-149.

TRADITIONS OF THE TRANS-BAIKAL SEMEISKIE (OLD BELIEVERS) REGARDING LAYOUT OF SETTLEMENTS, FARMS, ARCHITECTURAL OBJECTS, APPLIED ART

Kuznetsova Svetlana Grigor'evna, Ph. D. in Pedagogy Moscow State University of Education svet1anachita@mail. ru

The article summarizes results of studying the Semeiskie's culture and introducing research materials into pedagogical practice

and art criticism. The author traces preservation of the Old Believers' tradition regarding the layout of a settlement and farm,

architectural objects and applied art in 13 localities of Krasny Chikoy district of the Trans-Baikal territory.

Key words and phrases: ethnic art; Trans-Baikal Old Believers; architecture; layout of settlements; applied art; carved décor;

painting.

УДК 93/374.73/32.019.51 Исторические науки и археология

В статье рассматривается деятельность добровольных оборонных организаций, действовавших на Дальнем Востоке СССР в 1920-1930-х годах как форма политико-идеологической работы среди населения страны. Отмечается, что деятельность добровольных оборонных организаций в довоенный период, направленная на привлечение молодежи в военные и спортивные кружки и призванная воспитывать советских патриотов, носила массовый характер и позволила гражданскому населению в военное время стать потенциальным боевым резервом армии.

Ключевые слова и фразы: Добровольные оборонные организации; Дальний Восток СССР; политико-идеологическая работа; население; патриотизм.

Кулабухов Николай Сергеевич

Исаев Александр Александрович, к.и.н., доцент

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток fedenka. 67@mail. т

Федирко Оксана Петровна, д.и.н., доцент

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Институт истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток fedenka. 67@mail. т

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБОРОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СССР КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В 1920-1930-Е ГГ.

Оборона и безопасность страны в огромной мере зависят от степени вовлечения широких слоев населения в изучение военного дела, от его мобилизационной готовности и инициативы. Понимая это, советское

правительство еще в 1918 г. ввело в стране всеобуч - всеобщее обязательное военное обучение рабочих и крестьян. Это не только способствовало победе Красной Армии в Гражданской войне, но и привело к повышению обороноспособности страны в дальнейшем. Исходя из этого положительного опыта, центральные и местные власти, в условиях постоянной угрозы внутренней и внешней контрреволюции, военную подготовку населения страны считали важным элементом политико-идеологической работы.

Одной из форм политико-идеологической работы среди населения стала организация общественных организаций и объединений различной направленности, значительное место среди которых занимали добровольные оборонные организации (ДОО).

По всей стране с середины 1920-х гг. начинают создаваться «Дома обороны», где трудящихся обучали азбуке военного дела. Разворачивалась сеть стрелковых тиров и профильных кружков военных знаний (авиационных, автотракторных, военно-морских и др.). В сельской местности военные кружки создавались в клубах и при избах-читальнях, где помимо подготовки военному делу проходила переподготовка бывших военнослужащих. Однако и этого было недостаточно.

В целях усовершенствования и усиления всей оборонно-массовой работы, по решению правительства, в стране создаются ДОО. Главными задачами этих организаций были: пропаганда военных знаний среди населения, военно-патриотическое воспитание молодежи и ее привлечение к занятиям спортом, военно-прикладным его видам.

Дальний Восток России после окончания Гражданской войны активно включился в процесс организации и развития региональных ДОО. Реализуя поставленные перед ними задачи, дальневосточные ДОО создавали на местах военно-спортивные кружки и секции в учебных и трудовых коллективах, военизированные подразделения (взвода, роты) при вузовских организациях, военно-учебные лагеря, учебно-строевые подразделения на предприятиях, организовывали молодежные военно-исторические походы, военизированные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта, массовую сдачу нормативов и др. Такая необходимость в широком охвате оборонно-массовой работой всех трудящихся в Дальневосточном крае была продиктована сложной международной обстановкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе в первые годы советской власти.

В дальневосточном крае, как и в целом по стране, действовали отделения Военно-научного общества (ВНО), Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), Добровольного общества друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ), Общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности (АВИАХИМ), Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (ОСОАВИАХИМ СССР). Целью статьи является обзор деятельности дальневосточных ДОО в системе политико-идеологической работы молодого советского государства.

В 1920 г., ещё во время Гражданской войны, в РСФСР была создана добровольная оборонная организация -Военно-научное общество. Первоначально в это общество входили только военные. Позже, на фоне роста популярности ВНО, политико-идеологическая работа, проводимая этой организацией, вышла за пределы военных подразделений и быстро распространилась на гражданские коллективы заводов, фабрик, учебных заведений. Повсеместно стали открываться региональные отделения общества. В конце ноября 1925 года было создано Владивостокское гарнизонное ВНО, которому принадлежала организационная роль по вовлечению трудящихся г. Владивостока в активную работу по обороне страны.

Выступая на одном из совещаний, председатель ВНО, видный военный теоретик и герой Гражданской войны М. В. Фрунзе подчеркивал, что «армию военного времени, которая и будет настоящей Красной Армией, составит весь вооруженный советский народ. Для этого мы должны готовить не только наш кадровый состав, но и все группы населения, которые должны влиться в состав Красной Армии» [11, с. 446-447].

В связи с переориентацией своей деятельности на гражданское население в 1926 г. Военно-научное общество было переименовано в «Общество содействия обороны СССР» (ОСО) [8]. Дальневосточный краевой совет «Общества содействия обороне СССР» руководил и направлял работу всех оборонных обществ на территории округов края. Новая организация развернула свою работу не только среди своих членов, но и среди рабочих и крестьян, которые не состояли в ней.

8 марта 1923 года возникло ОДВФ, его целью было создание в СССР военной и гражданской авиации. 16 апреля 1923 г. было создано Приморское губернское ОДВФ. К середине 1924 года во Владивостоке действовало 57 ячеек ОДВФ, в которых насчитывалось 8356 чел. [9, с. 14].

19 мая 1924 г. по инициативе Л. Троцкого было создано ДОБРОХИМ, которое стало предшественником знаменитого советского ДОСААФа. Декларировалось, что это общество создавалось для широкого распространения среди трудящихся химических знаний. Особый упор в пропагандисткой работе делался на разъяснение пользы от внедрения химии в сельское хозяйство и роли химической промышленности в преодолении отсталости молодой советской республики от западных государств. К ДОО мы относим ДОБРОХИМ, так как населению преподавались способы и методы защиты широких масс от химического оружия.

Развитие автотранспорта, подготовка водителей и механиков, контроль за качеством и деятельность по улучшению автомобильных (грунтовых и шоссейных) дорог и всей автомобильной инфраструктуры стали объектом деятельности «Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог» (АВТОДОР), образованного в 1927 г. В сфере военно-медицинского обеспечения и образования большую роль играло Советское «Общество Красного Креста и Красного Полумесяца» (СОКК и КП) [6, с. 222].

Объединяя в своих рядах многие десятки тысяч рабочих, служащих, колхозников, военных и учащихся, общественные организации под непосредственным контролем и руководством партии и правительства

проводили активную военно-оборонную работу. ДОО занимались не только обучением военному искусству, но и распространением политических, экономических, идеологических и научно-технических знаний о месте и роли СССР на международной арене. В относительно спокойное мирное время данные организации оказывали деятельную профессиональную помощь сельскому хозяйству, промышленности, транспорту, образованию. Это была поддержка не только техникой и технологиями, но прежде всего кадрами. Тем самым ДОО являлись не только военной, но и большой созидательной силой.

В 1925 году ОДВФ объединилось с ДОБРОХИМ. Объединенная организация стала именоваться АВИАХИМ.

23 января 1927 года на совместном заседании I Всесоюзного съезда Авиахима и 2-го Пленума Центрального Совета ОСО по инициативе наркома по военным и морским делам К. Е. Ворошилова было решено слить два общества в одно под названием: АВИАХИМ-ОСО. Со временем оно было переименовано в «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР», сокращенно ОСОАВИАХИМ СССР. Это было сделано для усиления работы и контроля за деятельностью ДОО, а также с целью устранения дублирования в работе нескольких схожих организаций. В 1935 г. этому обществу были переданы функции ликвидированного общества «АВТОДОР» [Там же, с. 223].

Вся деятельность ОСОАВИАХИМ СССР была направлена на подготовку резервов и профессиональных кадров для Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Важнейшей задачей общества стала широкая пропаганда и агитация среди населения страны политики мира Советского Союза и мобилизации общественности страны вокруг задач подготовки населения к защите страны в связи с наличием военной опасности. Важное место занимала военная подготовка и переподготовка населения: содействие милиционно-территориальному строительству РККА, подготовка в кружках военных знаний, руководство и организация стрелкового спорта и военно-стрелкового дела, военно-спортивные лагеря и походы, военно-морская подготовка, конное дело, служебное собаководство и голубеводство.

16 марта 1927 года Владивостокский окружной съезд АВИАХИМа принял решение о создании новой ОСОАВИАХИМовской организации. Разъяснение о необходимости создания и поддержки новой ДОО в Приморье содержалось в письме окружного комитета ВКП(б) (июль 1927 г.). С сентября 1927 г. во Владивостоке в здании клуба имени Ф. Дзержинского стал функционировать Дом обороны, ставший центром оборонно-массовой и спортивной работы в Приморье [9, с. 20].

Подобные процессы шли на территории округов края. В крупных городах, таких как Владивосток, Хабаровск, Ворошилов (Уссурийск), Благовещенск и др., организовывались кружки ОСОАВИАХИМ, в деревнях и рабочих поселках, при клубах и избах-читальнях, создавались ячейки оборонных организаций. К 1928 г. дальневосточные организации ОСОАВИАХИМ объединяли около 65 тыс. человек, а уже к началу 1929 г. это количество возросло до 73 тыс. человек [10, с. 2].

28 января 1928 года на состоявшейся в Доме обороны во Владивостоке Окружной конференции ОСОАВИАХИМа перед всеми ячейками оборонной организации была поставлена задача создать широкую сеть лекториев и дать населению элементарные военные знания. С этой целью с 15 по 22 июля 1928 г., по решению Владивостокского окружкома, была проведена Неделя обороны [7, с. 7].

ДОО кроме спортивной и политико-идеологической работы активно проводили сбор средств для укрепления собственной материально-технической базы и строительства военной техники для РККА.

7 ноября 1930 года организация ОСОАВИАХИМ Приморья передала Красной Армии два самолета -«Приморский партизан» и «Владивостокский рабочий», построенные на собранные членами оборонной организации средства. По утвержденному Бюро Владивостокского горкома ВКП(б) плану, с 25 ноября по 5 декабря 1930 г. проведена Декада обороны, целью которой было обеспечение систематической работы по военизации, укреплению обороноспособности страны и шефства над частями Красной Армии профсоюзов, комсомола, общества Красного Креста и ячеек ОСОАВИАХИМ. По состоянию на 28 июля 1931 г. Владивостокский городской Совет ОСОАВИАХИМ объединял 193 ячейки, в которых на учете состояли 14922 человека. В состав организации входили 41 химинструктор, 15 стрелковых инструкторов, 22 бригады по борьбе с вредителями сельхозкультур. Общей военной подготовкой было охвачено 908 чел., стрелковой - 3011 чел., военно-химической - 934 чел., кавалерийской - 60 чел. [Там же, с. 21].

В 1932 г. был создан Приморский областной совет ОСОАВИАХИМ, первым председателем которого был избран И. С. Вовк. В состав организации входили стрелковая, авиационная, планерная, две парашютные школы, школа ПВО, питомник служебных собак и голубей. Из материальной базы имелись учебные классы, тиры, аэродром, 4 самолета, 2 парашютные вышки, радиоустановки, учебные корабли и учебный танк. В рядах Общества насчитывалось более 20 тыс. человек [3].

На состоявшемся в 1930 г. XVI Съезде ВКП(б), отмечая осложнение военно-политической ситуации в мире, среди первоочередных задач выделялась необходимость дальнейшего укрепления обороны СССР. Учитывая пограничное положение края, тревожную обстановку на границе, сложившуюся после захвата Манчжурии Японией в начале 1930-х гг., краевой комитет ВКП(б) рекомендовал партийным ячейкам и ОСОАВИАХИМу организовать в выделенных в особую группу пограничных районах массовую военную подготовку для поддержки ОКДВА (Отдельная Краснознаменная Дальневосточная Армия). Именно на Дальнем Востоке связи населения и ДОО с действующей армией были очень крепки. При помощи военнослужащих была широко развернута военная и оборонная учеба населения. Организовывались выставки, посвященные могуществу и успехам Красной Армии, в деревни и рабочие поселки направлялись передвижные стрелковые школы.

Со стороны частей и соединений дальневосточной армии оказывалась большая помощь гражданским организациям, колхозам в проведении агитации и пропаганды военных знаний, а также в проведении полевых работ [2, д. 225, л. 279]. В свою очередь, для оказания помощи в деле улучшения материально-бытовых условий красноармейцев создавались ударные бригады и «красные обозы» из рабочих и колхозников.

Наибольший рост членства в них с усилением подготовки оборонных кадров и улучшением партийного руководства оборонно-массовой работой произошел с созданием по решению XVIII съезда ВКП(б) в 1939 г. военных отделов при райкомах, горкомах, окружкомах, обкомах, крайкомах, которые стали партийными центрами по руководству военным обучением трудящихся. Выступая на съезде, глава Наркомата обороны СССР К. Е. Ворошилов говорил: «...мы должны, можем и обязаны в ближайшее время сделать все для того, чтобы ОСОАВИАХИМ системой своих организаций и обучением военным специальностям охватил все предприятия, организации колхозы, учебные заведения» [1, д. 23, л. 11].

В 1939 г. на Дальнем Востоке ОСОАВИАХИМ объединял 8 областных, 13 районных, 3379 первичных организаций численностью свыше 125 тыс. членов. Общества являлись организаторами массовых оборонных мероприятий, и именно в них проходила военная подготовка трудящихся края к защите страны. Дальневосточный ОСОАВИАХИМ располагал широкой сетью пунктов военной подготовки и значительной учебно-материальной базой [4, с. 31].

К лету 1941 г. в отрядах ОСОАВИАХИМа Советского Союза было 13 673 840 чел. В обществе насчитывалось около 156 тыс. учебных групп, 26680 команд и 3500 отрядов, в которых военные специальности получали 2600 тыс. чел. Материально-техническая база ОСОАВИАХИМ СССР располагала 203 учебными центрами, 144 стрелковыми, 65 кавалерийскими, 76 автомотоклубами, 76 клубами технической связи, 179 аэроклубами, 46 планерными клубами и авиашколами [5, с. 405-406].

В связи с нарастанием вероятности новой войны в СССР в предвоенный период происходит перестройка работы ДОО. Главной и основной задачей становится подготовка полноценного резерва для действующей армии. Всестороннее военное образование получили прежде всего те категории граждан, которые в случае войны по необходимости будут призваны в армию. Занятия проводили командиры запаса в условиях, приближенных к боевым, по специальным программам, включающим в себя физическую, тактическую и огневую подготовку. Главный упор был сделан на подготовку боевых резервов для дальневосточной армии, которая из-за удаленности региона от центра должна была в основном самостоятельно решать свои кадровые вопросы. В этой связи следует отметить, что огромный интерес к военному делу проявляли беспартийные рабочие, служащие, крестьяне, которые составляли основную и большую часть желающих пройти обучение. Коммунисты и комсомольцы составляли лишь 25% общего количества ОСОАВИАХИМовцев Дальнего Востока. Всесоюзная кампания по овладению оружием и военной специальностью не обошла и Дальний Восток.

Таким образом, в 1920-1930-е гг. на Дальнем Востоке СССР, как и в стране в целом, ДОО эволюционировали от небольших организаций, ставящих своей целью формирование навыков и умений различных категорий населения в отдельных сферах военных наук, до крупных структур, объединявших подавляющее большинство городской молодежи и юношества в СССР, располагающих мощной материально-технической базой и ведущих массовую политико-идеологическую работу.

Особое значение роли ДОО по распространению военных знаний и подготовки кадров для РККА на Дальнем Востоке придавала сложная международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Агрессивная политика Японии, сложная политическая ситуация в Китае и Корее стимулировали рост численности ДОО и их популярность в регионе.

Создание и развитие ДОО стало одной из самых эффективных форм политико-идеологической работы с населением. Сформированная советской идеологической системой установка на получение военных знаний, практические мероприятия по распространению военных видов спорта и приобщению к ним советских людей позволила гражданскому населению в военное время стать потенциальным боевым резервом армии, а грамотно расставленные акценты в политико-идеологической работе способствовали воспитанию патриотизма.

Список источников

1. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 1930. Оп. 1.

2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 35. Оп. 1.

3. ДОСААФ России [Электронный ресурс]. URL: http://www.dosaaf25region.ru/2011-12-16-07-08-09/istoriya-organizatsii (дата обращения: 22.03.2017).

4. Исаев А. А., Федирко О. П. Деятельность общественно-политических организаций по подготовке населения Дальнего Востока к обороне в годы Великой Отечественной войны // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 4. История. 2015. № 7. С. 30-36.

5. История Второй мировой войны. М., 1974. Т. 3. 498 с.

6. К истории советских общественных организаций: сборник архивных документов. М., 1970. 440 с.

7. Марковин Н. Ф. Осоавиахим - могучий резерв Красной Армии и Военно-Морского Флота. М.: Изд-во Осоавиахима, 1935. 48 с.

8. О переименовании Военно-научного общества Союза ССР в «Общество Содействия Обороне Союза ССР»

[Электронный ресурс]: Постановление СНК СССР от 27.07.1926 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Осоавиахим Особой Дальневосточной. М. - Л., 1930. 34 с.

10. Тихоокеанская звезда. 1929. 23 февраля.

11. Фрунзе М. В. Избранные произведения. М., 1965. 480 с.

VOLUNTARY DEFENCE ORGANIZATIONS IN THE FAR EAST OF THE USSR AS A FORM OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL WORK AMONG POPULATION IN THE 1920-1930S

Kulabukhov Nikolai Sergeevich Isaev Aleksandr Aleksandrovich, Ph. D. in History, Associate Professor Far Eastern Federal University in Vladivostok fedenka. 67@mail. ru

Fedirko Oksana Petrovna, Doctor in History, Associate Professor Far Eastern Federal University in Vladivostok Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences in Vladivostok fedenka. 67@mail. ru

The article examines activity of voluntary defence organizations that functioned in the Far East of the USSR in the 1920-1930s as a form of political and ideological work among population. It is shown that in the pre-war period activity of voluntary defence organizations aimed to involve youth in military and sports societies and to educate Soviet patriots was wide-scale and allowed civil population to become potential operational reserve of the army.

Key words and phrases: voluntary defence organizations; The Far East of the USSR; political and ideological work; population; patriotism.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

В данной статье рассматривается процесс восстановления Храма Гроба Господня после его разрушения по приказу фатимидского халифа аль-Хакима в 1008(9) году. Согласно упоминаниям в письменных источниках, восстановление осуществлялось в несколько этапов под покровительством нескольких императоров Византийской империи. Археологических сведений о внешнем облике и внутреннем устройстве Храма Гроба Господня сохранилось совсем мало, так как в начале XII века его восточная часть была полностью перестроена крестоносцами.

Ключевые слова и фразы: Храм Гроба Господня в Иерусалиме; Роман III Аргир; Михаил IV Пафлагон; Константин IX Мономах; аль-Хаким Биамриллах; фатимидский халифат.

Лаврентьева Елена Сергеевна

Государственный институт искусствознания

при Министерстве культуры Российской Федерации, г. Москва

lavrentyeva27@gmail. com

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В XI ВЕКЕ

Храм Гроба Господня - один из самых известных памятников мировой культуры. На данный момент принято считать, что он прошел три этапа строительства: первый относится к возведению Храма над Гробницей Христа (после 325 г.); второй этап - к восстановлению Храма после его разрушения халифом аль-Хакимом в 1008(9) г.; третий - к восстановлению Храма Гроба крестоносцами, начавшемуся со строительства кувуклии в 1119 г. [2, р. 21-26, 223-235; 4, р. 1]. Некоторые восстановительные работы длились десятилетиями, как, например, восстановление Храма в Х! в. (по одной из версий с 1012 г. по 1023 г., а затем с 1036 г. по 1041 г.), или в XII в. (с 1119 г. по 1149 г.).

Однако из-за многочисленных пожаров и землетрясений, нападений и грабежей в Храме Гроба часто проводились и небольшие строительные кампании, нацеленные на укрепление архитектурной конструкции. Таким образом, находясь в состоянии дискретного процесса строительства, памятник постепенно утратил свой первоначальный облик.

Восстановление Храма Гроба Господня в XI в. является строительным этапом, о котором сохранилось наименьшее количество информации. Сведения о масштабах разрушения здания и его последующем возведении, к сожалению, размыты и не дают целостного представления о том, в каком именно виде Храм Гроба был восстановлен. Помимо того, в своем новом обличии он просуществовал меньше столетия, потому что был основательно перестроен в начале XII в. после захвата Иерусалима рыцарями Крестового похода.

Всего сохранилось около 40 паломнических текстов XI столетия, в которых упоминалось разрушение Храма Гроба Господня [1, р. 76]. В текстах нет ни одного подробного описания святыни или же повествования о восстановлении - только указания на событие. Невысокая степень изученности этого строительного этапа продиктована также небогатым археологическим материалом, который только приблизительно позволяет говорить об облике восстановленного здания. В то же время, обмеры и пропорции, использовавшиеся мастерами в XI в., были взяты за основу при возведении нового, увенчанного куполом восточного пространства Храма Гроба Господня XII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.