Научная статья на тему 'Создание и развитие единой антикризисной системы управления безопасностью региона'

Создание и развитие единой антикризисной системы управления безопасностью региона Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
245
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / АВАРИЯ / ПОДТОПЛЕНИЕ / ДТП / ПОЖАР / ВЗРЫВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ОПОВЕЩЕНИЕ И СВЯЗЬ / МОНИТОРИНГ / AN EXTREME SITUATION / FAILURE / FLOODING / ROAD ACCIDENT / A FIRE / EXPLOSION / A CONTROL SYSTEM OF SAFETY / THE NOTIFICATION AND COMMUNICATION / MONITORING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бусин Михаил Владимирович

Раскрываются основные направления деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области, приведены статистические данные по аварийным и чрезвычайным ситуациям. Определен комплекс основных мероприятий и направлений работы единой антикризисной системы управления безопасностью региона, необходимых для обеспечения защиты населения и территории от воздействия природных и техногенных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бусин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and development of a uniform anti-recessionary control system by safety of region

The basic directions of activity Central administrative board the Ministry of Emergency Measures of Russia on the Arkhangelsk area reveal, statistical data on emergency and extreme situations are cited. The complex of the basic actions and directions of job of a uniform anti-recessionary control system of safety of the region, necessary for maintenance of protection of the population and territory from influence of natural and technogenic factors is defined

Текст научной работы на тему «Создание и развитие единой антикризисной системы управления безопасностью региона»

УДК 614.8

Создание и развитие единой антикризисной системы управления безопасностью региона

© Бусин Михаил Владимирович, начальник Главного Управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУ МЧС) России по Архангельской области, генерал-майор внутренней службы. Контактныйтелефон: 8 (8182) 65-14-94. Е-таМ emercom@atnet.ru.

Раскрываются основные направления деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области, приведены статистические данные по аварийным и чрезвычайным ситуациям. Оп-

ределен комплекс основных мероприятий и направлений работы единой антикризисной системы управления безопасностью региона, необходимых для обеспечения защиты населения и территории от воздействия природных и техногенных факторов.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, авария, подтопление, ДТП, пожар, взрыв, система управления безопасностью, оповещение и связь, жониторинг.

Creation and development of a uniform anti-recessionary control system by safety of region

© Bysin Mikhail, Head of the Main Department of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia) Arkhangelsk region, major-general. Contact Phone: 8 (8182) 65-14-94. E-mail emer-com@atnet.ru.

The basic directions of activity Central administrative board the Ministry of Emergency Measures of Russia on the Arkhangelsk area reveal, statistical data on emergency and extreme situations are cited. The complex of the basic actions and directions of job of a uniform anti-recessionary control system of safety of the region, necessary for maintenance of protection of the population and territory from influence of natural and technogenic factors is defined.

Key words: an extreme situation, failure, flooding, road accident, a fire, explosion, a control system of safety, the notification and communication, monitoring.

Начало XXI века по количеству ЧС, их масштабам и последствиям остается достаточно сложным и напряженным. Нас не могут не беспокоить те количественные показатели, которые характеризуют оперативную обстановку на территории области, связанные прежде всего с гибелью людей, количеством пострадавших в чрезвычайных ситуациях, нанесенным материальным ущербом. Вместе с тем, характер ЧС, происшествий и пожаров, причины их возникновения и последствия, требуют от нас более глубокого анализа своей деятельности,

Abstract

поиска более эффективных путей ее совершенствования, а также новых форм и методов работы. В 2010 году на территории Архангельской области произошел рост количества чрезвычайных ситуаций в 2,7 раза. Из восьми ЧС одно имело техногенный характер, семь -природный. Нужно отметить, что такой значительный прирост количества ЧС в 201 0 году связан, прежде всего, с засушливым и жарким летом, в связи с чем произошло 5 природных пожаров, отнесенных к ЧС. Статистика ЧС и происшествий последнего десятилетия на примере бытовых и природных пожаров показывает, что уровень негативного воздействия неуклонно снижается (рисунок 1) Но если посмотреть на среднее количество погибших (227 человек) на пожарах в жилых помещениях, среднюю площадь уничтоженного леса (7032 га), мы понимаем что вопросы безопасности населения и территории находятся на уровне, который не может устраивать современное общество. Только в 2010 году на территории Архангельской области зарегистрировано 2259 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 196 человек и 2 884 человека получили ранения.

50 40 30 20 10 0

Рисунок 1. Статистика чрезвычайных ситуаций и происшествий

Продолжают вызывать особую озабоченность цикличные чрезвычайные ситуации, характерные для области и связанные с половодьем (1 ЧС), и лесными пожарами (5 ЧС), авариями на объектах ЖКХ (1 ЧС), так как ликвидация их последствий занимает продолжительное время и требует привлечения большого количества сил и средств. Подготовка к пропуску ледохода и паводковых вод на реках Архангельской области весной организована по нескольким направлениям:

> создание запасов материальных средств и продовольствия в муниципальных образованиях и населенных пунктах традиционно попадающих в зоны подтоплений;

> уточнение планов эвакуации населения и материальных ценностей из зон возможного подтопления, подготовки необходимого количества сил и средств для выполнения эвакуационных мероприятий как из зон прогнозируемых, так и внезапно возникающих подтоплений;

> подготовка органов управления территориальной подсистемы Архангельской

□ 2009 год И 2010 год

47

Количество ЧС Погибло Спасено

области к действиям в период паводка;

> планирование и проведение превентивных мероприятий по ослаблению ледовых полей в традиционных местах образований заторов.

Многолетний опыт работы в период паводка говорит о том, что мероприятия подготовки в основном охватывают все наиболее сложные вопросы возможного сценария развития ситуации. В комплексе подготовительных мероприятий к паводку 2011 года было определено несколько новых направлений, это: заблаговременная подготовка информационно-

справочных материалов по прогнозируемым местам подтоплений; разработка моделей развития ситуаций подтопления населенных пунктов при подъеме уровней воды выше критических; использование в целях мониторинга развития ситуации космических снимков высокого разрешения инженерно-технологического центра космического мониторинга «СКАНЕКС».

Учитывая особенности территории Архангельской области в части лесного массива (лесистость - 77,9%, по запасам древесины Архангельская область занимает 2 место в СЗФО) особую опасность представляют лесные пожары. С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 352 лесных пожара, пройденная площадь составила 14 198,37 га, средняя площадь одного пожара составила 40,3 га. По сравнению с пожароопасным сезоном 2009 года, количество пожаров возросло в 4,9 раз, а площадь от них в - 78,9 раз (рисунок 2).

Рисунок 2. Площадь, пройденная пожарами (в га)

Первый лесной пожар в 2010 году произошёл 28 апреля (Красноборский район, площадь 1,5 га), хотя по многолетним наблюдениям начало пожароопасного периода обычно начинается в мае и заканчивается в сентябре (в 2009 году первый пожар произошел 5 мая). Увеличение количества лесных пожаров обусловлено аномально жаркой и сухой погодой на протяжении длительного периода. Так, по данным гидрометеоцентра в июле и августе в южных районах области из-за длительного отсутствия дождей наблюдалось такое явление как «почвенная засуха». Для тушения крупных пожаров и защиты населенных пунктов в этих районах были задействованы, помимо лесной охраны, рабочие и техника нескольких предприятий области, сотрудники МВД и МЧС, добровольцы из числа населения. Во всех пожарных подразделениях области, где позволяла штатная численность, были созданы резервные

мобильные группы для экстренного реагирования в случае возникновения угрозы для населенных пунктов от лесных пожаров. В 2010 году на территории Архангельской области зарегистрировано 2 134 пожара. В пожарах погибло 188 чел. Травмирован на пожарах 201 чел. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 227 миллионов 803 тысячи рублей. Спасено на пожарах 719 чел. Спасено материальных ценностей на сумму 544,3 млн. руб. Основная доля пожаров в Архангельской области - 68,09% приходится на объекты жилого фонда, объекты производственного назначения - 7,51%, в социально-культурных и

административно-общественных зданиях - 1,7 2%, здания торговых предприятий - 2,72%.

В жилом секторе зарегистрировано 1453 пожаров (68,09% от общего количества пожаров). В жилых домах погибло 94,7% от общего количества погибших при пожарах (178 человек из 188). Основная категория погибших - люди без определённого рода занятий, пенсионеры -люди в возрасте от 41 до 60 лет (46,3% от общего количества погибших), мужчины (67,6%), а основная причина - неосторожное обращения с огнем (рисунок 3).

□ Неосторожное обращение согнем ■ Эл.оборудование

□ Печи Ж] Поджоги

0 Прочие

Рисунок 3. Основные причины бытовых пожаров

Основным условием, способствующим гибели людей при пожарах, по-прежнему остается состояние алкогольного (наркотического) опьянения - 69,1% от общего числа погибших. Гибели людей способствуют также болезнь, преклонный возраст, инвалидность, состояние сна, оставление малолетних детей без присмотра.

Не может не беспокоить ситуация с дорожно-транспортными происшествиями на территории Архангельской области. В 2010 году на территории Архангельской области зарегистрировано 2259 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 196 человек и 2 884 человека получили ранения. Тяжесть последствий составляет 6,4 погибших на 100 пострадавших. На рисунке 4 показано количество в процентах задействованных сил на ликвидацию ДТП и основные виды работ.

Аварийно-спасательные формирования н пожарные подразделения участвовали в ликвидации последствии ДТП:

Спасено: 2008 г.- 204 чел. 2009 г.- 204 чел. 2010 г.-242 чел

Основные виды работ при ликвидации ДТП

1497

150 -і

100 -

93

72

50 -

34

30

О

О Ту шениепожар а □ Деблокация □ Оказан иедл омощи □ Смыв р аэлнтого ГСМ □ Прочие

Рисунок 4. Количество в процентах задействованных сил на ликвидацию ДТП и

основные виды работ

На территории области подготовлены: 7 профессиональных аварийно-спасательных

формирований; 11 подразделений ФПС МЧС России; 117 подразделений противопожарной службы области (81 ПЧ и 36 ОППЧ); подразделения скорой медицинской помощи и санитарной авиации; специализированные предприятия по ремонту и обслуживанию автомобильных дорог. По итогам года доля реагирования на ДТП АСФ и ПСФ в Архангельской области составляет 71%. Среднее время реагирования - 10,1 мин. Спасено 242 человека. За 2010 год аварийно-спасательные формирования и подразделения ГПС привлекались 1726 раз для ликвидации последствий 1037 ДТП, что составляет 166,4%. Из них: подразделения ФПС МЧС России - 1072 раза; противопожарной службы субъекта - 440 раз; поисково-спасательные формирования субъекта и муниципальных образований - 214 раз. Места возникновения ДТП, на которые привлекались АСФ, подразделения ГПС: дорога федерального значения - 107 раз; дороги областного и местного значения - 499 раз; дороги в черте населенных пунктов - 1120 раз.

На водных бассейнах Архангельской области в 201 0 году зарегистрированы 2 чрезвычайные ситуации. В г. Северодвинск, в районе о. Ягры произошел отрыв льдины с рыбаками, спасено 8 человек. Был зарегистрирован самый высокий за последние десять лет уровень воды в реке Северная Двина по водомерному посту Соломбала - 334 см. Всего в зону подтопления попали 345 жилых домов, в которых проживает 4 089 человек, из них 745 детей. Гибель людей в Архангельской области, связанная с водой, составила 170 человек, что на 20 человек больше, чем в 2009 году. При этом на водных объектах зафиксировано 136 происшествий, в которых погибло 128 человек. В расчете на 100 тысяч населения гибель людей на воде в Архангельской области является одной из самых высоких и составила 10,0 человек, что более чем в 1,6 раза превышает аналогичный показатель по Северо-Западному федеральному округу (6,0 чел.) ив 2,4 раза превышает средний показатель гибели по России (4,1 чел.). Количество погибших на воде в Архангельской области стало сравнимо с гибелью на пожарах (189 чел.). Но, к сожалению, безопасности на воде уделяется крайне мало внимания, особенно муниципальными образованиями. Основной причиной роста числа погибших на водоемах является слабая работа администраций муниципальных образований по обеспечению безопасности людей на водных объектах, по созданию цивилизованных мест

отдыха, созданию аварийно-спасательных формирований, а также отсутствие должного внимания к проведению антиалкогольной пропаганды. Места массового отдыха людей на водных объектах не оборудуются. Гибель людей при купании в необорудованных местах составила 74 человека, из них детей - 8. Создалась недопустимая ситуация, когда городские округа не планируют открытие пляжей в период купального сезона 2011 г (за исключением гг. Коряжма и Северодвинск). Муниципальные образования не были готовы к майскому и июньскому повышению температуры, наступлению жаркой погоды в прошлом году. В результате за июнь-июль погибло 69 человек, на 19% больше, чем в 2009 году.

Поэтому, в связи со всем вышесказанным, существующие сегодня риски возникновения ЧС определяют необходимость выработки новых подходов к развитию и совершенствованию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом и системы антикризисного управления в частности. Принятие управленческих решений и оповещение сил и средств реагирования, на наш взгляд, - один из реальных шагов к сокращению числа погибших и пострадавших. Развитие перспективных направлений антикризисного управления, это:

^ развитие системы органов управления и пунктов управления качественно нового формата, то есть Центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС)1, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурнодиспетчерских служб как органов повседневного управления РСЧС;

^ развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, создание единого информационного контура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

^ развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, переход к работе с ежедневным оперативным прогнозом.

Необходимо отметить, что на территории Архангельской области в основном завершено создание системы антикризисного управления в рамках РСЧС2. С 1 июля 2009 года приступил к выполнению задач по предназначению ЦУКС МЧС России по Архангельской области. Центр оснащен современным оборудованием, средствами связи, которые позволяют моделировать угрозы происшествий, разрабатывать варианты их предупреждения, смягчения последствий и ликвидации ЧС. Наремонт и оснащение ЦУКСа областной бюджет выделил порядка 6,5 млн. рублей3. ЦУКС является органом повседневного управления принципиально нового формата, вышестоящим для других органов повседневного управления в вертикально-интегрированной системе РСЧС. Одна из основных задач ЦУКС -повышение уровня действий по реагированию, сокращение времени прохождения информации о чрезвычайных ситуациях с использованием современных технологий. В целях

1 Центры управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) создаются на основании приказа МЧС России от 01.10.2004 года № 458, Директивы МЧС России от 23.07.2008 года № 55-14-3.

2 РСЧС - Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

3 20 июля губернатор Илья Михальчук посетил центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) главного управления МЧС России по Архангельской области. иР1_:

http://www.dvinaland.ru/ргсе^ег/ге1еаБе/7882/ (дата обращения: 30.07.2011).

развития автоматизированных систем в рамках перспективного развития ЦУКС произведена работа по внедрению следующих программных комплексов: «Система оперативного

управления» (СОУ); «Система сбора информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП и ведения автоматизированной базы» (АБД ДТП);

Автоматизированная система «Транзас Глобал»; «Единая система информации об обстановке в Мировом океане» (ЕСИМО).

Одним из главных направлений в работе по совершенствованию системы антикризисного управления на территории области является совершенствование органов повседневного управления муниципальных образований - ЕДДС. В 2010 году в ЕДДС-01 поступило 274 312 заявок на оказание помощи, из них: отработано - 236 259; переадресовано заявок в дежурно-диспетчерские службы других ведомств - 37 960. В результате деятельности спасено 1 670 человек. При подобной интенсивности обращений граждан, значительного изменения динамики развития обстановки и тяжести чрезвычайных ситуаций (происшествий) уже недостаточно иметь дежурного телефониста, который доложит руководителю о происшествии, необходима цельная система антикризисного реагирования.

Большое внимание уделено совершенствованию системы связи. Следует отметить, что система организации связи органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Архангельской области претерпела значительные, а во многом и принципиальные изменения. Конечно, вектор направления развития системы связи был задан созданием ЦУКС МЧС России по Архангельской области. Именно при создании ЦУКС стало понятно, что существующая до этого система связи не обеспечит гарантированное управления силами и средствами спасания, не обеспечит создание и использование справочной базы для информационной поддержки принятия решения.

Впервые на территории Архангельской области организована видеоконференцсвязь через Интернет с использованием аппаратно-програмного комплекса шифрования «Континент». На средства федерального бюджета приобретено и подключено оконечное оборудование, установлено программное обеспечение. По решению Губернатора области выделены денежные средства в размере 3 млн. рублей, на которые приобретен и запущен в эксплуатацию видеосервер, что обеспечивает участие в видеоселекторных совещаниях должностных лиц местных гарнизонов пожарной охраны.

Таким образом, можно выделить главные цели дальнейшего развития органов управления:

1. Завершение создания единого информационного пространства, баз данных, совершенствование автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поддержку принятия управленческих решений. Очевидно, что чем больше информации используется при принятии решения, тем это решение будет эффективнее. С этой целью активно проводится работа по наращиванию информационного ресурса. Основу этого ресурса составляют паспорта территории и паспорта безопасности опасных производственных объектов, которые в свою очередь являются информационной основой создаваемой базы данных.

2. С целью сокращения времени на оценку обстановки и принятия эффективных решений создана рабочая и организована работа по созданию трехмерных геоизображений (моделей) потенциально опасных, критически важных объектов и объектов с массовым пребыванием людей на территории Архангельской области, разработано 77 объектов.

3. Развитие инфраструктуры связи: проведение мероприятий по реализации Указа

Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О

совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации».

Особую роль играет Федеральная противопожарная служба. Общая группировка Федеральной противопожарной службы МЧС России в Архангельской области с 1 января 2010 года составляет 985 единиц (сотрудники - 728 единиц, работники - 257 единиц). В соответствии с областным законом от 20 сентября 2005 года № 86-5-03 «О пожарной безопасности в Архангельской области» создана областная противопожарная служба, объединившая на сегодняшний день в своем составе 78 пожарных частей, 55 отдельных постов пожаротушения и производственно-технический центр (2 пожарные части). Общая численность составляет 1674 ед. (только работники). В соответствии с Перспективным планом развития противопожарной службы области, в 2008-2010 годах предусматривалось создание 25 пожарных подразделений в 25 населенных пунктах области общей численностью личного состава 202 единицы, а также увеличение численности личного состава существующих малочисленных пожарных частей на 143 единиц в 24 муниципальных образованиях области. В свете выполнения данного документа в 2010 году, для охраны населенных пунктов вновь создано 2 пожарных подразделения. Аварийно-спасательные формирования и подразделения государственной противопожарной службы привлекались к проведению аварийно-спасательных работ различного характера 17 185 раз, из них в условиях природной среды - более 150 раз, в бытовых условиях - 12 560 раз. Подразделения ГПС4 участвовали в проведении АСР5 818 раз. К проведению аварийно-спасательных работ привлекалось 56 711 человек личного состава, 17185 единиц техники (16 815 раз -автомобильная техника, 111 - снегоходы, 258 раз - плавсредства). Гидравлический

аварийно-спасательный инструмент применялся 181 раз. При проведении АСР оказана помощь 76 341 человеку. Существующие сегодня риски возникновения ЧС определяют необходимость выработки новых подходов к развитию и совершенствованию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом новых подходов: вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место выходит «культура предупреждения».

Основой предупреждения и реагирования на ЧС, аварии и происшествия на территории области является прогноз их возникновения и развития. Обобщение прогнозной информации

4 ГПС - государственная противопожарная служба МЧС России.

5 АСР - аварийно-спасательные работы.

и составление ежедневного оперативного прогноза и других видов прогноза осуществляется в территориальном центре мониторинга и прогнозирования. Достоверность прогностическо-мониторинговой информации составила 0,85-0,90.

Получает свое дальнейшее развитие система космического мониторинга ЧС, основной задачей которой является обеспечение органов повседневного управления всех уровней оперативной космической информацией и мониторинга потенциально опасных объектов и территорий. В настоящее время оперативность получения космической информации доведена до 1-3 суток, до конца 2011 года оперативность ее получения составит до 1 суток. В рамках взаимодействия по вопросам космического мониторинга проводится совместная работа между Главным управлением и САФУ.

Функциональные подсистемы РСЧС созданы 21 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями в количестве 25 подсистем. Информационный обмен осуществляется через оперативно-дежурную смену ЦУКС как по прямым, так и телефонным каналам связи. Структура Архангельской территориальной подсистемы РСЧС представлена на рисунке 5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями) на территории области функционируют:

> территориальная подсистема РСЧС Архангельской области;

> функциональные подсистемы РСЧС.

Рисунок 5. Архангельская территориальная подсистема РСЧС.

Существующие сегодня риски возникновения ЧС определяют необходимость выработки новых подходов к развитию и совершенствованию безопасности в целом и системы антикризисного управления в частности. Принятие грамотных управленческих решений и своевременное оповещение сил и средств реагирования, на мой взгляд, один из реальных шагов к сокращению числа погибших и пострадавших. Исходя из этого, в настоящее время уделяется большое внимание развитию перспективных направлений антикризисного управления. Это:

• развитие системы органов управления и пунктов управления качественно нового формата, то есть ЦУКС, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб как органов повседневного управления РСЧС;

• развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, создание единого информационного контура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

• развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, переход к работе с ежедневным оперативным прогнозом.

ЦУКС6 является органом повседневного управления принципиально нового формата и является вышестоящим органом для органов повседневного управления в вертикально-интегрированной системе РСЧС7. Для информирования и оповещения населения по вопросам безопасности в местах массового пребывания людей выполнены работы по Государственному контракту по строительству общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Стоимость проекта составила более 19 млн. руб. С 1 декабря 2010 года система принята в опытную эксплуатацию. В состав системы, размещенной в городе Архангельске, входят: 1

региональный информационный центр; 1 пункт уличного оповещения населения; 3 пункта информирования населения в местах с массовым пребыванием людей, в состав которых входит 20 плазменных панелей и 6 устройств «бегущая строка». В сутки на территории области обеспечено гарантированное оповещение более 75 тыс. человек, что составляет 21% населения города Архангельска.

В настоящее время ведется работа по окончанию строительства и ввода в опытную эксплуатацию в 2011 году сегмента АСКРО - автоматизированной системы контроля радиационной обстановки. Проект «Усовершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования Архангельской области» представляет из себя развитие территориальной системы аварийного реагирования и предполагает модернизацию региональных, муниципальных и объектовых органов управления РСЧС в части, касающейся предотвращения и ликвидации возможных ЧС с радиационным фактором, создание новых вспомогательных структур, оснащение их современными техническими средствами,

6 Центр управления в кризисных ситуациях.

7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

обеспечение доступа к оперативной информации о текущей радиационной ситуации и прогнозах ее развития, исключение человеческого фактора, что позволит своевременно принять решения и существенно сократить время оповещения населения в 2 раза (от 10 до 15 минут).

Основы дальнейшего развития системы подготовки в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах заложены в постановлении правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года № 407-пп «Концепция развития системы подготовки населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на период до 2015 года». Подготовлены и направлены для реализации методические рекомендации по созданию курсов ГО и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС в муниципальных образованиях. В области созданы и развиваются Региональные отделения Всероссийского детско-юношеского общественного Движения «Школа Безопасности» и Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Результаты подготовки оцениваются во время проведения ежегодных региональных и межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и «Юный спасатель». В соответствии с соглашением о молодежно-политическом сотрудничестве молодежного отделения федеральной организации Германии «Техническая организация помощи» (ТИШ) и Архангельским региональным отделением Всероссийского студенческого корпуса спасателей, на острове Соловки проведен международный российско-немецкий полевой лагерь.

В рамках тесного сотрудничества САФУ с Главным управлением МЧС России по Архангельской области в 2006 и 2007 годах были проведены первые наборы студентов по специальностям 280104.65 «Пожарная безопасность» и 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях». Профессорско-преподавательский состав кафедры БТПиП регулярно проходит повышение квалификации в одном из ведущих вузов МСЧ России ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России». Студенты кафедры имеют возможность проходить все виды практик в действующих подразделениях МЧС России. Сборная команда студентов-спасателей (спасательные отряды студентов-спасателей ПГУ и САФУ) Архангельского регионального отделения ВСКС заняла II место в XV Открытых региональных соревнованиях по многоборью спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России на «Кубок Героя Российской Федерации, Заслуженного спасателя Российской Федерации Ю.Л. Воробьёва». Однако после первых наборов групп студентов стало очевидно, что в рамках одной кафедры развивается несколько направлений подготовки и что для грамотной и полной подготовки студентов необходима более комплексная детализация. Кафедра безопасности технологических процессов и производств образована 4 мая 2000 г. В 2001 г. на специальность «Безопасность технологических процессов и производств» произведен первый набор. В том же году организован Центр охраны труда и социального партнерства, преобразованный в 2002 году в Региональный базовый центр безопасности труда и жизнедеятельности (РБЦБТиЖ). В состав кафедры и центра вошли сотрудники испытательной лаборатории, кафедры «Гражданской обороны», преподаватели университета. Возглавил кафедру доцент, кандидат технических наук Ю.Ф. Воронцов. В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

настоящее время заведует кафедрой кандидат технических наук, профессор Е.Г. Царёв. Ранее на кафедре, совместно с центром проводились конференции и семинары, касающиеся вопросов безопасности труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, но мероприятий подобной тематики не было. Идея создания института зарождалась давно, но осуществить её не получалось в виду стечения обстоятельств.

Поэтому основной целью конференции являлось привлечение внимания действующих специалистов, профессорско-преподавательского состава вуза, представителей местных органов власти и будущих специалистов - выпускников университета, аспирантов и молодых учёных к приоритетному развитию инфраструктуры и обеспечения пожарной безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях в условиях низких температур в Арктическом регионе. Не случайно в работе конференции принимают участие сотрудники, специалисты и студенты САФУ, представители правительства Архангельской области, специалисты Главного управления МЧС, управления Государственного противопожарного надзора, испытательной пожарной лаборатории по Архангельской области, государственной инспекции по маломерным судам, авиалесоохраны, и др. учреждений и организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в кризисных ситуациях. Результатом работы конференции явилось подписание резолюции. На конференции обсуждались вопросы, касающиеся наиболее перспективных направлений исследований в области:

a. создания систем оперативного информационного обеспечения населения и органов власти; прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций в условиях Крайнего Севера;

b. координации действий сил и средств единой российской государственной системы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в условиях чрезвычайных ситуаций и проведения аварийноспасательных, поисково-спасательных работ в условиях Крайнего Севера;

c. разработки оборудования, которое можно применять при проведении аварийно-спасательных работ, тушении пожаров с учетом климатической зоны.

d. оповещения и связи в труднодоступных районах; координации сил и средств для локализации и проведения работ в зоне ЧС с учетом специфики района и климатологии.

Рассмотрев и обсудив эти вопросы, участники конференции определили не только приоритетные направления развития комплексной безопасности, но и обосновали необходимость развития Института комплексной безопасности как базы и фундамента для подготовки специалистов в области пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях в СевероЗападном регионе, который в дальнейшем станет центром научных исследований и практических разработок, касающихся вопросов обеспечения комплексной безопасности в условиях низких температур.

Данное мероприятие проводилось впервые и подчеркивает необходимость создания и развития для региона нового структурного формирования САФУ - института безопасности как базы и фундамента для подготовки специалистов в области пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях в Северо-Западном регионе, что позволит в дальнейшем стать центром научных исследований и практических разработок, касающихся вопросов обеспечения комплексной безопасности в условиях Крайнего Севера. Это решение документально подтверждено представителями оргкомитета при подписании резолюции. В завершении хотелось выразить уверенность, что, объединив усилия, справимся с этими задачами, обеспечим устойчивое развитие системы, а значит, обеспечим большую защищенность наших граждан в чрезвычайных ситуациях.

Рецензент: ШрагаМ.Х., доктор медицинских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.