Научная статья на тему 'О стратегии развития системы МЧС России на период до 2020 года (взгляды и предложения)'

О стратегии развития системы МЧС России на период до 2020 года (взгляды и предложения) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
9980
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегии развития системы МЧС России на период до 2020 года (взгляды и предложения)»

О стратегии развития системы МЧС России на период до 2020 года (взгляды и предложения)

Владимиров В.А., д.т.н.

Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

I. Общие положения

1.1. Основные термины и понятия

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы - совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Авиация МЧС России - группировка воздушно-транспортных средств МЧС России, предназначенная для: доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также мониторинговой работы, проведения поисковых, аварийно-спасательных и специальных работ (пожаротушение, десантирование и др.) и решения других задач.

Войска гражданской обороны - организационное объединение воинских формирований, предназначенных для решения задач в области гражданской обороны и участия в мирное время в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (ГУ МЧС России) - территориальный орган МЧС России, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенный для осуществления функций по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России) - система органов управления, организаций и подразделений, входящих в систему МЧС России, осуществляющих государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Г осударственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС России) - составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от пожаров, состоящая из федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит

решение вопросов в области защиты населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) - орган повседневного управления, предназначенный для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управления в установленном порядке деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.

Обеспечение безопасности людей на водных объектах - комплекс организационных, правовых, надзорных, контрольных, спасательных и профилактических мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья людей при использовании водных объектов для судоходства, в том числе морского плавания маломерных судов, рекреационных и иных целей.

Обеспечение пожарной безопасности - комплекс мероприятий, направленных на принятие и соблюдение нормативных и правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий.

Образовательное учреждение - организация, осуществляющая образовательный процесс, реализующий одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающий содержание и воспитание обучающихся.

Органы управления МЧС России - руководство Министерством, коллегия, военный совет войск гражданской обороны, департаменты и управления центрального аппарата Министерства, региональные центры МЧС России, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые подведомственные МЧС России организации, предназначенные для руководства деятельностью и силами Министерства в различных звеньях.

Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций при ведении военных действий или вследствие этих действий - совокупность взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни, поддержания здоровья и работоспособности людей.

Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Поисково-спасательная служба МЧС России (ПСС МЧС России) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.

Пункт управления - оборудованное и оснащённое необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления осуществляют управление силами и средствами.

Региональный центр МЧС России - территориальный орган управления МЧС России, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, подчиненными главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, воинскими формированиями гражданской обороны, поисково-спасательными формированиями и организациями МЧС России, а также координирующие деятельность органов исполнитель ной власти субъектов Российской Федерации в указанных направлениях деятельности на территории соответствующего федерального округа.

Силы и средства МЧС России - силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и входящие в систему МЧС России.

Федеральная противопожарная служба (ФПС) - составная часть государственной

противопожарной службы, входящая в систему МЧС России.

1. 2. Необходимость дальнейшего развития системы МЧС России

Система МЧС России - это совокупность органов управления, сил и средств, входящих в состав Министерства и на общей организационно-правовой, материально-технической и информационной основе решающих задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В систему МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы МЧС России» от 11 июля 2004 г. №868 входят:

центральный аппарат Министерства;

территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;

ФПС МЧС России;

ГИМС МЧС России;

войска гражданской обороны;

аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства.

Структурная схема системы МЧС России представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурная схема системы МЧС России

Как показывает опыт почти двадцатилетней деятельности система МЧС России функционирует достаточно успешно, о чём свидетельствуют определённые успехи, достигнутые в последние годы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышению оперативности реагирования на них в случае возникновения,

снижению гибели людей в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, увеличению числа спасённых при бедствиях. Только в 2008 году в результате целенаправленной работы количество чрезвычайных ситуаций было снижено на 13,4%, количество пожаров - на 5,3%, гибель людей на водных объектах - на 14,8%. За прошедшие годы система МЧС России показала свою социальную востребованность, значимость и эффективность. Сегодня, являясь важным элементом системы национальной безопасности страны, она осознаётся гражданами Российской Федерации как одна из структур, способная обеспечить их безопасность.

Несмотря на то, что система МЧС России постоянно совершенствуется на основе развития законодательной и нормативной правовой базы, внедрения положительного опыта и новых достижений науки и техники, в её деятельности вместе с тем имеются определённые негативные тенденции и проблемы, что требует дальнейшего совершенствования и развития системы. При этом целесообразно перспективное планирование стратегического развития системы МЧС России, что обуславливается следующими причинами:

имеющими место тенденциями изменений внешнеполитической обстановки и социально-экономических отношений внутри страны;

вероятностью появления новых военных опасностей, связанных с созданием нового оружия, в том числе оружия на новых физических принципах;

идущим процессом значительного сокращения численности войск гражданской обороны;

наблюдающимся ростом количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленных, в том числе, глобальными изменениями климата на Земле, вследствие этого возрастанием объёмов аварийно-спасательных и аварийновосстановительных работ;

необходимостью развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в связи с появлением новых опасностей и угроз;

потребностью повышения оперативного реагирования аварийно-спасательных сил на возникающие чрезвычайные ситуации, их мобильности, изменения состава и структур подразделений, приближения дислокации аварийно-спасательных формирований, пожарных подразделений к потенциально опасным объектам;

научно-техническими достижениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Кроме того, необходимость дальнейшего стратегического развития системы МЧС России обуславливается ещё продолжающимся формированием в стране нового механизма государственного управления на всех уровнях, имеющим место изменением задач, возложенных на Министерство, их объёма, а также целесообразностью корреляции сроков её развития со сроками планов перспективного развития страны на период до 2020 года.

1.3. Цель и принципы дальнейшего развития системы МЧС России Целью дальнейшего стратегического развития системы МЧС России является приведение её структуры, состава и возможностей в соответствие с требованиями, обеспечивающими эффективное решение задач, возложенных на МЧС России, по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Система МЧС России при своём дальнейшем совершенствовании и развитии должна стремиться к системе, отвечающей следующим требованиям:

1. Состав и организационная структура органов управления системы должны: соответствовать объёму решаемых задач;

адаптироваться к появлению новых задач в условиях меняющейся обстановки; обеспечивать совершенствование методов работы органов управления, предусматривая повышение оперативности и качества выработки предложений и рекомендаций, приня-

тия решений, планирования, надёжности и своевременности доведения задач до исполнительных органов, контроля за их выполнением на базе повышения профессиональной выучки должностных лиц и их персональной ответственности, широкого применения автоматизированных систем и электронно-вычислительной техники с обеспечением резкого сокращения документооборота;

обеспечивать органам управления возможность организации, поддержания и сохранения управления подчиненными силами и средствами, централизованного и децентрализованного управления.

2. Состав и организационная структура и техническое оснащение сил и средств системы должны:

соответствовать перечню и объёму решаемых задач;

обеспечивать требуемую степень готовности к решению возложенных на них задач, своевременность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и угрозы военного характера;

быть мобильными, способными к проведению маневра в зоне ответственности, обладать автономностью и иметь необходимые запасы для выполнения текущего расхода и потерь.

В связи с этим в основу стратегического развития системы МЧС России на период до 2020 года должны быть положены следующие основополагающие принципы, присущие организационным системам, к которым относится МЧС России:

1. Для органов управления системы:

соответствия структуры и численности управляющего органа управляемому объекту, состоящий в том, что структура органов управления должна соответствовать составу подчиненных сил, а их численность - объему задач управления, системе пунктов управления и количеству «боевых» расчетов на них;

иерархического соответствия, сущность которого состоит в том, что иерархия органов управления должна соответствовать иерархии задач управления со строгим разделением функций на каждом уровне управления;

функциональной однородности, существо которой состоит в том, что в один орган управления должны сводиться те подразделения, которые решают функционально связанные задачи управления. Этот принцип исключает возможность создания органов, решающих исключительно оперативные и исключительно административные задачи, так как оперативные и административные функции управления образуют неразрывно связанные функциональные блоки, которые должны реализовываться в едином органе управления;

исключения дублирования и параллелизма, состоящий том, что в системе органов управления должно быть исключено дублирование ответственности за исполнение функций управления и параллельного исполнения одних и тех же видов работ разными органами управления;

соответствия структуры органов управления военного и мирного времени, состоящий в том, что оргштатные структуры органов управления в мирное и военное время должны быть максимально близки, по возможности полностью совпадать, чем обеспечивается возможность своевременного перевода органов управления МЧС России на организацию и штаты военного времени без существенной перестройки органов управления, в основном за счет определенного увеличения численности их личного состава и минимально необходимого уточнения функций в соответствии с задачами военного времени;

единства ответственности и исполнения, сущность которого состоит в том, что ответственность за качество и своевременность реализации любой функции управления должна лежать на ее основном исполнителе. При этом участвовать в работе могут и другие органы управления, но главный исполнитель должен быть всегда один, и он несет ответственность за реализацию этой функции, организуя работу всех других участников;

2. Для сил и средств системы:

соответствия состава сил и средств, их технического оснащения и степени готовности

характеру и масштабам военных опасностей и угроз природного, техногенного и террористического характера;

разграничения полномочий органов управления по управлению силами и средствами МЧС России на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

использования многовариантного принципа построения сил и средств в зависимости от складывающейся обстановки;

возможности отмобилизования и развёртывания дополнительных сил для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доукомплектования и восполнения потерь живой силы, текущего расхода и потерь материальных средств и специальной техники в военное время.

Осуществление стратегического развития системы МЧС России должно позволить к 2020 году:

усовершенствовать законодательную и нормативную правовую базу в области деятельности системы МЧС России, что обеспечит повышение эффективности деятельности органов управления, сил и средств системы, улучшит регулирование экономических механизмов, стимулирующих работу органов управления и личного состава сил системы;

создать оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления, сил и средств системы, предназначенных для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, обусловленных террористическими актами и возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

повысить эффективность управления силами и средствами системы, их деятельности за счёт усовершенствования используемых технологий и внедрения новых, улучшения оснащённости сил техническими средствами, разработанными на основе достижений науки и техники.

II. Основные направления стратегического развития системы МЧС России

Основными направлениями стратегического развития системы МЧС России на период до 2020 года являются:

развитие органов управления системы; развитие сил и средств системы.

2.1. Развитие органов управления системы МЧС России

Органы управления являются основными элементами системы МЧС России, осуществляющими управленческое воздействие на объекты управления (на подведомственные органы управления, силы и средства). Основными органами управления в системе МЧС России являются центральный аппарат Министерства и его территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ, организационные структуры которых представлены на рис. 2, 3, 4.

В соответствии с основными задачами и функциями, определенными Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии, основными направлениями деятельности органов управления системы МЧС России являются:

выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; подготовка и организация ведения гражданской обороны;

обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение пожарной безопасности; подготовка сил и обучение населения;

осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

Начальник РЦ МЧС России

Первый заместитель Первый заместитель Заместители начальника

начальника РЦ начальника РЦ по ГПС РЦ

УПРАВЛЕНИЯ

Оперативное Предупреждения и ликвидации ЧС

Гражданской защиты Подготовки войск и сил

Государственного надзора Организации пожаротушения

Организационно- мобилизационное Кадров

Тыла и вооружения Капитального строительства и ремонта

Финансово-экономическое

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ

Информации связи с общественностью

Р ис. 3. Типовая организационная структура регионального центра МЧС России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организация преодоления последствий радиационных аварий и катастроф; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при

ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; руководство функционированием РСЧС;

выработка и реализация кадровой политики в системе МЧС России; осуществление организационно-мобилизационной деятельности в системе МЧС России;

использование авиационных средств в системе МЧС России; использование информационных технологий в системе МЧС России; материально-техническое обеспечение системы МЧС России;

осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных катастроф;

медицинское обеспечение деятельности системы МЧС России; финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России;

реализация функций государственного заказчика строительных работ, организация ремонта и эксплуатации основных фондов МЧС России;

организация правового обеспечения деятельности системы МЧС России; организация и осуществление контрольно-ревизионной деятельности в системе МЧС России;

организация информационного обеспечения деятельности системы МЧС России и связи с общественностью;

организация и осуществление делопроизводства в системе МЧС России.

Дальнейшее развитие органов управления системы МЧС России должно происходить с учетом перечисленных основных направлений их деятельности, в соответствии с основополагающими принципами построения организационных систем, предусматривая устранение недостатков, присущих действующим организационным структурам органов управления системы МЧС России (отсутствие структурных подразделений, определяющих стратегию развития системы, координирующих деятельность других структурных подразделений органов управления, некоторых подразделений, решающих конкретные задачи, возложенные на органы управления; отсутствие функциональной однородности, когда функционально связанные задачи решаются различными подразделениями, в том числе процесса предупре-ждение-ликвидация-помощь; разнородная организационная структура как РЦ МЧС России, так и ГУ МЧС России по субъектам РФ.

При этом изменение организационной структуры органов управления системы МЧС России, распределения задач между структурными подразделениями этих органов управления должны идти по пути:

- создания подразделений, решающих функционально связанные задачи в полном объёме (предупреждения - ликвидации - помощи; обеспечения пожарной безопасности; обеспечения безопасности людей на водных объектах; подготовки различных сил; осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций и т.п.); исключения дублирования и параллелизма решаемых задач;

- создания подразделения, организующего работу по стратегии развития системы, координирующего деятельность структурных подразделений органов управления, организующего реагирование на угрозы и возникающие чрезвычайные ситуации;

- создания организационных структур органов управления, отвечающих принципу иерархического соответствия, согласно которому иерархия органов управления должна соответствовать иерархии задач управления со строгим разделением функций на каждом уровне управления.

В качестве наиболее оптимальных организационных структур органов управления системы МЧС России, к которым должны стремиться органы управления при своём дальнейшем развитии на период до 2020 года, могут быть структуры, представленные на рис. 5, 6 и 7. Задачи, возлагаемые на структурные подразделения этих органов управления представлены в табл. 1 и 2.

Первый заместитель Министра

Статс-секретарь -заместитель Министра

Заместители

Министра

Департаменты

Оперативный

Территориальной политики

Гражданской защиты

Обеспечения пожарной безопасности

Надзорной деятельности

Кадровой политики

Организационно-мобилизационный

Материально-технического

обеспечения

Финансово-экономический

Основных фондов и капитального строительства

Административный

Главный государственный инспектор по пожнадзору

Управления

Обеспечения безопасности людей на водных объектах

Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф

Подготовки сил и обучения населения

Научно-техническое

Функционирования РСЧС

Авиации и авиационно-спасательных технологий

Информационных технологий

Международного сотрудничества

Медицинского обеспечения

Правовое

Контрольно-ревизионное

Информации и связи с общественностью

Рис. 5 Предлагаемая организационная структура центрального аппарата МЧС

России

УПРАВЛЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ

Рис. 6. Предлагаемая типовая организационная структура регионального центра

МЧС России

Начальник ГУ МЧС России по субъекту РФ

УПРАВЛЕНИЯ

I

Первый заместитель начальника ГУ по ГПС

Оперативное Гражданской защиты

Обеспечения пожарной безопасности Надзорной деятельности

Материальнотехнического обеспечения

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ

Рис. 7. Предлагаемая типовая организационная структура главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации

Таблица 1

Основные задачи, возлагаемые на предлагаемые структурные ______подразделения центрального аппарата МЧС России____________________

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

1. Оперативный департамент * Организация выработки и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Организация выработки и реализация мер по стратегическому развитию системы МЧС России. Перспективное и текущее планирование в системе и центральном аппарате МЧС России. Организация управления в системе МЧС России и функционирования пунктов управления, системы информирования и оповещения населения. Координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России. Организация оперативного реагирования на угрозы и возникающие чрезвычайные ситуации, пожары и бедствия на водных объектах.

2. Департамент территориальной политики Разработка основных направлений территориальной политики МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Управление деятельностью территориальных органов управления МЧС России, методическое руководство их повседневной деятельностью. Организация взаимодействия с аппаратами представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, с федеральными органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России. Организация деятельности коллегиальных и общественных организаций по сотрудничеству с территориальными органами управления МЧС России на территориях федеральных округов и субъектов Российской Федерации, межрегионального сотрудничества территориальных органов управления МЧС России. Организация контроля и надзора за деятельностью территориальных органов управления МЧС России.

3. Департамент гражданской защиты Разработка и организация реализации мер по развитию и совершенствованию гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, а также специфического характера (последствий радиационных катастроф и крупных землетрясений). Организация оказания федеральной поддержки населения и

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Методическое руководство территориальными органами управления МЧС России в части единого процесса предупреждение - ликвидация - помощь.

4. Департамент обеспечения пожарной безопасности Разработка и организация реализации мер по обеспечению пожарной безопасности. Методическое руководство и контроль за деятельностью территориальных органов МЧС России по обеспечению пожарной безопасности. Координация деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности. Организационно-методическое руководство подразделениями ФПС, непосредственное руководство подразделениями ФПС центрального подчинения, специальными подразделениями ФПС и их органами управления. Организация реализации мер по предупреждению пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населённых пунктах, ЗАТО, организациях, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

5. Департамент надзорной деятельности Организация и осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности на водных объектах. Организация экспертных учреждений по вопросам проведения экспертиз по делам о пожарах. Организация деятельности системы сертификации продукции в области обеспечения пожарной безопасности. Организационно-методическое обеспечение надзорной и правоприменительной деятельности надзорных органов МЧС России.

6. Департамент кадровой политики Разработка и проведение единой кадровой политики в системе МЧС России. Деятельность по подбору и расстановке кадров в системе МЧС России. Организация аттестации всех категорий личного состава в системе МЧС России. Организация подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для системы МЧС России. Руководство воспитательной работой в системе МЧС России.

7. Организационно- мобилизационный департамент Планирование и осуществление мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности территориальных органов, сил, образовательных, научно-исследовательских учреждений и организаций МЧС России.

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

Планирование и организация мобилизационной подготовки в системе МЧС России. Разработка организационно-штатных мероприятий в системе МЧС России. Проведение в системе МЧС России работы по планированию, тарификации и оплате труда, материальному стимулированию персонала.

8. Департамент материально-технического обеспечения Планирование и организация материально-технического обеспечения в системе МЧС России. Непосредственное руководство деятельностью баз, складов материально-технического обеспечения, производственнотехническими центрами. Осуществление размещения заказов на поставку материальнотехнических средств для системы МЧС России. Планирование и организация перевозок в системе МЧС России. Определение ежегодной потребности и организация в системе МЧС России капитального и регламентированного ремонта техники и вооружения.

9. Департамент финансово-экономический Планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России. Исполнение части федерального бюджета по выделенным средствам в соответствии с компетенцией МЧС России. Обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций. Финансово-экономическое планирование в системе МЧС России доходов и расходов при осуществлении разрешённой предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

10. Департамент основных фондов и капитального строительства Осуществление планирования и проведение капитального строительства, капитального (текущего) ремонта и содержания основных фондов в системе МЧС России. Осуществление функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и ремонту в системе МЧС России. Разработка прогнозных показателей и сводных бюджетных заявок по капитальному строительству (ремонту) объектов и содержанию основных фондов. Организация разработки схем развития структурных подразделений МЧС России и проектов застройки их территорий. Осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ на местах. Организация учёта федерального имущества, находящегося в ведении МЧС России.

11. Административный департамент Организация делопроизводства, архивного и иного хранения документов и материалов по вопросам, отнесённым к компетенции МЧС России. Методическое руководство по вопросам делопроизводства, архивной работы и контроля исполнения в системе МЧС Рос-

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

сии. Осуществление контроля за выполнением поручений, приказов, указаний, решений в системе МЧС России. Подготовка к докладу Министру и его первому заместителю поступающих в МЧС России документов.

12. Управление обеспечения безопасности людей на водных объектах Разработка предложений по формированию государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах. Организационно-методическое руководство силами спасания на водных объектах, подразделениями ГИМС, непосредственное руководство силами спасания и подразделениями ГИМС центрального подчинения. Организация работ по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах и во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Управление деятельностью ГИМС МЧС России.

13. Управление преодоления последствий радиационных аварий и катастроф Разработка предложений по формированию государственной политики в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Разработка и организация реализации ФЦП и межгосударственных программ в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и испытаний ядерного оружия. Методическое руководство и контроль за деятельностью органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и испытаний ядерного оружия.

14. Управление подготовки сил и обучения населения Организационно-методическое руководство профессиональной подготовкой и переподготовкой аварийно-спасательных и противопожарных сил, сил обеспечения безопасности людей на водных объектах. Организационно-методическое руководство войсками гражданской обороны, аварийно-спасательными и поисковоспасательными службами и формированиями МЧС России при режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и развёртывании в районах чрезвычайных ситуаций, непосредственное руководство этими подразделениями центрального подчинения. Проведение в установленном порядке аттестации аварийноспасательных и поисково-спасательных служб, аварийноспасательных формирований и спасателей. Организация и осуществление обучения населения действиями

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и бедствиях на водных объектах. Методическое руководство и контроль за учебной и методической работой в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации. Организация и контроль за оперативной и профессиональной подготовкой в центральном аппарате и территориальных органах управления МЧС России.

15. Научно-техническое управление Организация работ по формированию и проведению единой научно-технической политики в системе МЧС России. Организация и управление научно-технической и инновационной деятельностью в системе МЧС России. Руководство деятельностью научных, исследовательских и образовательных учреждений МЧС России в части осуществления научно-исследовательской и инновационной деятельности. Организация проведения мероприятий по сертификации и стандартизации в системе МЧС России.

16. Управление функционирования РСЧС Организация работ и контроль по строительству и развитию РСЧС. Методическое руководство функционированием территориальных и функциональных подсистем РСЧС. Оценка эффективности функционирования подсистем РСЧС и системы в целом. Координация и контроль за деятельностью территориальных органов МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по руководству функционированием подсистем РСЧС.

17. Управление авиации и авиационноспасательных технологий Управление авиационными формированиями МЧС России. Планирование и руководство применением авиации МЧС России. Организация подготовки авиационных формирований МЧС России, профессиональной подготовки и повышения квалификации лётного и инженерно-технического состава авиации МЧС России. Организация инженерно-авиационной и аэродромнотехнической деятельности авиационных формирований МЧС России.

18. Управление информационных технологий Проведение в системе МЧС России единой технической политики в области создания и развития систем, комплексов и средств связи, оповещения, средств космического мониторинга и систем видеоинформационного обеспечения. Организация устойчивого функционирования систем связи, технических систем оповещения МЧС России. Обеспечение функционирования и безопасности шифрованной связи в системе МЧС России. Осуществление в системе МЧС России в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации. Осуществление организационно-методического руководства

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

подразделениями связи войск гражданской обороны, ФПС, иных организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам, относящимся к компетенции управления.

19. Управление международного сотрудничества Организация международного сотрудничества МЧС России по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Организация эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. Договорно-правовое обеспечение международной деятельности в системе МЧС России.

20. Управление медицинского обеспечения Организация реализации государственной политики в области комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья личного состава системы МЧС России. Организационно-методическое руководство деятельностью медицинской и психологической служб МЧС России. Организация медицинской и психологической реабилитации личного состава МЧС России, принимавшего участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения, а также санитарного надзора в системе МЧС России.

21. Правовое управление Организация и координация законопроектной работы по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России. Организация правового обеспечения деятельности системы МЧС России. Обеспечение в установленном порядке единого подхода к вопросам взаимодействия в системе МЧС России с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органами прокуратуры и внутренних дел в пределах компетенции управления. Организация взаимодействия с комитетами, комиссиями и правовыми подразделениями Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам законопроектной деятельности.

22. Контрольноревизионное управление Организация контрольно-ревизионной работы в системе МЧС России. Контроль за выполнением в системе МЧС России законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, директив, приказов и распоряжений МЧС России. Проведение плановых и внеплановых ревизий и проверок отдельных вопросов деятельности в системе МЧС России.

23. Управление информации и связи с общественностью Организация регулярного освещения в средствах массовой информации и доведение до общественности информации о деятельности МЧС России. Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью по вопросам пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от

№№ п/п Название структурного подразделения Основные задачи, возлагаемые на структурные подразделения

чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Организация оперативного информирования населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и ходе работ по их ликвидации. Организация издательской деятельности в системе МЧС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Директор оперативного департамента, учитывая организационные и координирующие функции в системе МЧС России, должен иметь статус заместителя Министра.

Таблица 2

Основные задачи, возлагаемые на предлагаемые структурные _____подразделения регионального центра МЧС России*_____________________

№№ п/п Название структурного подразделения Решаемые задачи

1. Оперативное управление ** Перспективное и текущее планирование в регионе и региональном центре. Организация управления в регионе, функционирования пунктов управления, системы информирования и оповещения населения. Координация деятельности структурных подразделений регионального центра. Организация оперативного реагирования на угрозы и возникающие чрезвычайные ситуации, пожары и бедствия на водных объектах.

2. Управление гражданской защиты Разработка и организация реализации мер в регионе по развитию и совершенствованию гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организация деятельности подчинённых поисковоспасательных подразделений и авиации. Разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство деятельностью главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, функционированием территориальных подсистем РСЧС.

3. Управление обеспечения пожарной безопасности Разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности. Координация деятельности всех видов пожарной охраны на территории региона. Организация предупреждения и тушения пожаров в регионе.

№№ п/п Название структурного подразделения Решаемые задачи

4. Управление надзорной деятельности Организация и осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением требований органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Организационномобилизационное управление Разработка предложений по организационно-штатным мероприятиям. Планирование и осуществление мер по обеспечению мобилизационной готовности подчинённых органов управления и сил. Планирование и организация мобилизационной подготовки в региональном центре, подчинённых органах управления и силах.

6. Управление материально-технического обеспечения Организация материально-технического обеспечения подчинённых сил, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Разработка предложений по закупке и ремонту вооружения, техники, другого имущества, материальных и других средств.

7. Финансовоэкономическое управление Организация финансового обеспечения управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчинённых сил.

8. Управление капитального строительства и ремонта Осуществление планирования и проведение капитального строительства, капитального (текущего) ремонта и эксплуатации основных фондов. Учёт федерального имущества, находящегося в ведении регионального центра.

9. Отдел подготовки сил и обучения населения Организационно-методическое руководство профессиональной подготовкой и переподготовкой поисковоспасательных и пожарных подразделений. Проведение в установленном порядке аттестации поисково-спасательных служб и формирований спасателей. Организация обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и бедствиях на водных объектах. Методическое руководство и контроль за учебной и методической работой в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации.

10. Отдел обеспечения безопасности людей на водных объектах Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах. Организация работ по поиску и спасанию людей на водных объектах. Организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах. Организационно-методическое руководство деятельно-

№№ п/п Название структурного подразделения Решаемые задачи

стью подразделений ГИМС МЧС России в регионе.

11. Отдел кадров Деятельность по подбору и расстановке кадров в региональной системе МЧС России. Аттестация личного состава в региональной системе МЧС России. Руководство воспитательной работой.

12. Административный отдел Организация открытого и закрытого делопроизводства, архивного и иного хранения документов и материалов по вопросам, отнесённым к компетенции МЧС России, в региональной системе МЧС России. Осуществление контроля за выполнением поручений, приказов, указаний, решений. Правовое обеспечение деятельности регионального центра.

13. Контрольноревизионный отдел Организация контрольно-ревизионной работы в региональной системе МЧС России. Проведение плановых и внеплановых ревизий и проверок отдельных вопросов деятельности в региональной системе МЧС России.

14. Отдел информации и связи с общественностью Организация регулярного освещения в средствах массовой информации и доведение до общественности информации о деятельности МЧС России, регионального центра МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Организация оперативного информирования населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и ходе работ по их ликвидации.

* Аналогичные задачи характерны для структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

** Начальник оперативного управления, учитывая организационные и координирующие функции, возложенные на управление, должен иметь статус заместителя начальника регионального центра.

2.2. Развитие сил и средств МЧС России

Развитие сил и средств системы МЧС России на период до 2020 года должно осуществляться с учётом возложенных на них задач:

оперативное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

ведение радиационной, химической и неспецифической биологической (бактериологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения, загрязнения (заражения);

проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием боеприпасов и взрывоопасных предметов;

предупреждение и тушение пожаров, в том числе локализация и ликвидация крупных лесных и торфяных пожаров;

обеспечение безопасности людей на водных объектах;

подготовка кадров для системы МЧС России, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий.

Приоритетными направлениями развития сил и средств системы МЧС России должны быть:

повышение готовности, технической оснащённости, расширение спектра задач, решаемых войсками гражданской обороны, аварийно-спасательными и поисковоспасательными службами и формированиями, пожарными подразделениями и подразделениями ГИМС;

повышение мобильности сил и средств;

развитие и внедрение новых более эффективных спасательных технологий; совершенствование системы подготовки руководящего состава, специалистов аварийно-спасательных сил и обучения населения.

Дальнейшее развитие сил и средств системы МЧС России должно идти по пути: создания функциональной единой, мобильной, оперативной, высокоэффективной, многопрофильной, оснащённой современными средствами и владеющей необходимыми технологиями группировки сил и средств системы МЧС России;

создания в регионах крупных мобильных формирований, способных оперативно реагировать на все виды бедствий и чрезвычайных ситуаций, комплексно выполнять весь спектр задач, возложенных на МЧС России, действовать при бедствиях и чрезвычайных ситуациях различного масштаба на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях; эффективного применения аварийно-спасательных технологий.

Группировку сил и средств системы МЧС России составляют: войска гражданской обороны, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования; спасательные формирования на водных объектах, подразделения ФПС и ГИМС, образовательные и научно-исследовательские учреждения, центры управления в кризисных ситуациях.

Войска гражданской обороны Основной целью реорганизации и развития войск гражданской обороны является создание воинских спасательных формирований в принципиально новой, мобильной, оснащённой современными техническими средствами структуре, способной решать задачи в соответствии с предназначением в мирное и военное время.

В связи с этим Планом строительства сил МЧС России предусмотрено и реализуется: расформирование 5 спасательных центров войск гражданской обороны и сокращение численности войск гражданской обороны с 2009 года по 2011 год с 19,5 тыс. человек до 7,2 тыс. человек;

создание в 2009 году на базе существующих частей и соединений войск гражданской обороны 9 воинских спасательных формирований постоянной готовности, из них 2 - центрального подчинения и по одному в каждом из 7 федеральных округов (см. рис. 8);

создание в каждом федеральном округе баз обеспечения мобилизационной готовности (БОМГ) по обеспечению мобилизационной готовности, материально-техническому обеспечению приёма мобилизационных ресурсов и обеспечению проведения «боевого сла-живания» развёртываемых сил, хранению и развёртыванию пунктов приёма призывного состава и приёма техники от хозяйствующих субъектов.

В одном из воинских спасательных формирований центрального подчинения необходимо создать усиленные подразделения радиационной и химической защиты, имеющие в своём составе до 10 разведывательных дозоров на машинах РХМ и БРДМ-2рх, двух пунктов специальной обработки, до двух групп дегазации и дезактивации, что позволит с учётом мобильности этих подразделений обеспечить решение первоочередных задач по выявлению радиационной или химической обстановки в районе аварии и локализации распространения радиоактивных загрязнений и химических заражений или их ликвидацию в случае возникновения радиационных и химических аварий.

329

СЗРЦ

г. Ко Л ПИНО Ленинградской обл. (346 СЦ)

Центрального подчинения

г. Ногинск Московской области (178 СЦ)

Регионального подчинения

ДВРЦ

п. Анаста-севка Хабаровского края (1042 СЦ)

ЦРЦ

ЮРЦ

ПРЦ

УРЦ

СРЦ

г. Кураково п. Ковалёв-

Тульской ка

обл. Ростовской

(996 СЦ) обл.

(495 СЦ)

г. Самара (1001 СЦ)

п. Ново- г. Коченево

горный Новоси-

Челябин- бирской

ской обл. обл.

(978 УСЦ) (653 СЦ)

г. Видное Московской области (294 ЦСООР)

Рис. 8. Создание воинских спасательных формирований (спасательных центров - СП) постоянной готовности системы МЧС России

Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования Приоритетными направлениями развития аварийно-спасательных и поисковоспасательных формирований системы МЧС России на период до 2020 года являются:

развитие структуры спасательных формирований системы МЧС России с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

повышение квалификации личного состава спасательных формирований; совершенствование аварийно-спасательных и поисково-спасательных технологий и организации применения спасательных формирований, в том числе в дорожно-транспортных происшествиях и на водных объектах;

обеспечение спасательных формирований техникой и имуществом в целях проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ с использованием современных технологий.

Развитие аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований системы МЧС России на период до 2020 года предполагает:

создание федеральной аварийно-спасательной службы МЧС России, которая объединит аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования системы МЧС России;

создание филиала ГУ ГОСАКВАСПАСа в районе г. Владивосток, что повысит эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах Дальневосточного региона;

создание специализированных аварийно-спасательных подразделений в составе 3-х аварийно-спасательных отрядов на федеральных автомобильных дорогах - М-10 «Россия» (Москва-Санкт-Петербург), М-4 «Дон» (Москва-Новороссийск) и М-7 «Волга» (Москва-Казань) в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2010 годах», а затем на остальных федеральных автомобильных дорогах, что повысит эффективность реагирования на дорожно-транспортные происшествия, приведёт к уменьшению количества погибших и пострадавших;

создание новых поисково-спасательных формирований для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики страны в приполярных и полярных широтах (Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Салехард, Дудинка, Тикси, Певек, Уэлен, Анадырь, Усть-Камчатск);

создание специализированных спасательных отрядов в горной части и на побережье Черного, Азовского и Каспийского морей для обеспечения безопасности организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи и развития активного отдыха граждан на побережье указанных морей.

Состав создаваемой Федеральной аварийно-спасательной службы МЧС России представлен на рис.9.

Федеральный уровень

£

Центроспас

Г осакваспас

Жуковский

Туапсе

I

Архангельск

I

Балтийск

Специализированные аварийно-спасательных отряды

Г еленджик

I

Ногинск

1

Владивосток

АСО

Межрегиональный уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САСП

РПСО Байкальский ПСО Калининградский ПСО ПСФ в районах Заполярья

филиалы Региональный уровень

Специализированные спасательные отряды в ЮРЦ

- подразделения, планируемые к созданию Рис. 9. Федеральная аварийно-спасательная служба МЧС России

Федеральная противопожарная служба МЧС России

Основной целью развития ФПС МЧС России на период до 2020 года является повышение уровня пожарной безопасности на территории страны. Приоритетными направлениями этого развития должны быть:

развитие состава сил ФПС, их структуры, технического оснащения, требуемых для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности;

реализация мер по совершенствованию противопожарной защиты критически важных для национальной безопасности объектов и объектов с массовым пребыванием людей;

оснащение подразделений ФПС МЧС России современными средствами спасения и тушения пожаров;

повышение квалификации личного состава подразделений ФПС МЧС России. Развитие ФПС МЧС России на период до 2020 года предполагает: передачу полномочий по организации и осуществлению тушения пожаров от субъектов Российской Федерации, а также зданий, сооружений и имущества, находящихся в их собственности, необходимых для осуществления передаваемых функций;

создание территориальных подразделений ФПС МЧС России для предупреждения и тушения пожаров в населённых пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек;

создание объектовых и специальных подразделений ФПС МЧС России в организациях, включённых в перечень, утверждённый решением Правительства Российской Федерации №477-рс, а также в закрытых административно-территориальных образованиях;

доукомплектование имеющихся объектовых и специальных подразделений ФПС МЧС России, созданных в целях организации (обеспечения) профилактики и тушения пожаров в организациях и закрытых административно-территориальных образованиях до численности, позволяющей ФПС МЧС России решать возложенные на неё задачи в полном объёме;

подготовка личного состава ФПС МЧС России для участия в решении задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России

Основными целями развития сил ГИМС МЧС России на период до 2020 года являются: снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации; снижение людских и материальных потерь путём развития системы реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития сил и средств ГИМС МЧС России должны быть:

совершенствование осуществления государственного и технического надзора за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

улучшение обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Развитие сил и средств ГИМС МЧС России на период до 2020 года предполагает: оптимизацию организационно-штатной структуры территориальных органов ГИМС МЧС России, развитие их инфраструктуры;

создание автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России по регистрации и учёту маломерных судов для ведения единого реестра зарегистрированных маломерных судов, их владельцев и судоводителей;

формирование системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ГИМС МЧС России;

создание подвижных пунктов технического освидетельствования судов, переоснащение современным оборудованием стационарных пунктов технического освидетельствования маломерных судов;

создание в системе МЧС России единых пунктов технического обеспечения и ремонта

авиационной техники, судов, плавсредств, автомобильной техники с учётом существующих баз.

Авиация МЧС России Основными направлениями дальнейшего развития авиации МЧС России являются: совершенствование системы оказания помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях с использованием авиационных технологий;

создание службы авиационного спасения с функциями санитарной авиации в субъектах Российской Федерации;

совершенствование специализированных авиационных подразделений, предназначенных для борьбы с катастрофами.

Развитие авиации МЧС России на период до 2020 годы предполагает: создание авиационно-спасательных подразделений на базе вертолётов лёгкого и среднего типов с их размещением вдоль основных федеральных автомобильных дорог;

создание авиационно-спасательных подразделений службы авиационного спасения на базе вертолётов МИ-8 с их размещением в административных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации;

создание специализированных авиационных подразделений, оснащённых новыми авиационными комплексами на базе самолётов Бе-200ЧС.

Научно-исследовательские учреждения МЧС России Основными направлениями дальнейшего развития научно-исследовательских учреждений МЧС России на период до 2020 года должны быть:

совершенствование законодательной деятельности Министерства и нормативной правовой базы по реализации положений законодательных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

совершенствование вопросов антикризисного управления в системе РСЧС; внедрение комплексных подходов по обеспечению безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов;

повышение эффективности деятельности сил постоянной готовности.

Перспективное развитие ведомственной науки будет осуществляться по пути формирования сбалансированной системы научных исследований и разработок, имеющей оптимальную структуру и обеспечивающую широкое воспроизводство научных знаний.

Развитие научно-исследовательских учреждений МЧС России на период до 2020 года предполагает совершенствование их структуры, повышение эффективности научных исследований.

Образовательные учреждения МЧС России Основными задачами образовательных учреждений системы МЧС России являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, решение которых должно обеспечить наличие в организациях Министерства высококвалифицированного кадрового состава, отвечающего установленным требованиям и обеспечивающего гарантированное выполнение задач, возложенных на МЧС России.

Направлениями дальнейшего развития образовательных учреждений МЧС России являются:

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в части развития системы образовательных учреждений;

совершенствование программ обучения, оснащение образовательных учреждений современной техникой, снаряжением, учебным и лабораторным оборудованием;

приведение существующей системы подготовки специалистов в соответствие с современными задачами, решаемыми МЧС России, структурой и численностью сил МЧС Рос-

сии с учётом количественных и качественных параметров кадрового заказа на подготовку специалистов.

Развитие образовательных учреждений системы МЧС России на период до 2020 года предполагает:

создание в Красноярском крае (г. Железногорск) филиала Санкт-Петербургского университета ГПС;

создание образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России в Приволжском и Дальневосточном федеральном округах;

создание в Воронежском институте ГПС факультета переподготовки кадров;

создание учебных центров ФПС в городах Астрахань, Омск, Санкт-Петербург, Воронеж, Иваново, Надым, Казань, Сургут, Новосибирск, Кемерово. Развитие системы подготовки кадров МЧС России представлено на рис. 10.

Обозначения: ППК - переподготовка и повышение квалификации ГОУ - государственное образовательное учреждение ЦУС - центр управления силами

- образовательное учреждение, планируемое к созданию

Рис. 10. Система подготовки кадров МЧС России

Медицинские и санаторно-курортные учреждения МЧС России Основными задачами медицинских и санаторно-курортных учреждений МЧС России являются: улучшение состояния здоровья личного состава Министерства, увеличение профессионального долголетия, снижение заболеваемости. Направлениями их дальнейшего развития являются:

повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа

жизни;

улучшение оказания медицинской помощи, развитие современных медицинских технологий, создание новых организационных структур и совершенствование управления медицинским обеспечением.

В этих целях развитие медицинских и санаторно-курортных учреждений МЧС России на период до 2020 года предполагает:

создание медицинской службы МЧС России, совершенствование и развитие её организационных структур. Структурная схема медицинской службы МЧС России представлена на рис. 11;

создание сети медицинских подразделений первичной медикосанитарной помощи специализированных пожарных частей ФПС, гарнизонов пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований МЧС России;

создание центров первичной медико-санитарной и специализированной помощи на базе медицинских подразделений аварийно-спасательных формирований, учреждений и организаций системы МЧС России в целях обслуживания личного состава системы МЧС России по территориальному принципу;

создание сети центров высокотехнологичной помощи (клиники и филиалы ВЦЭРМ) с целью повышения доступности специализированной и высокотехнологичной помощи;

создание в штате клиник и филиалов ВЦЭРМ МЧС России, Дальневосточном и Сибирском РПСО полевых мобильных медицинских групп для оказания экстренной специализированной помощи;

наращивание и совершенствование существующей материальной базы оздоровительных учреждений МЧС России.

Система управления силами и средствами МЧС России Дальнейшее развитие системы управления силами и средствами МЧС России предполагается осуществлять как составную часть единой взаимоувязанной системы государственного управления.

Основными направлениями совершенствования системы управления, связи и оповещения должны быть:

создание современных пунктов управления;

внедрение новых научно обоснованных подходов в практику управления и принятия решений и их реализации;

создание новых перспективных автоматизированных систем (средств) управления.

337

Рис. 11. Структурная схема медицинской службы МЧС России

Развитие системы управления силами и средствами МЧС России на период до 2020 года предполагает:

совершенствование структуры функционирования Национального центра управления в кризисных ситуациях;

модернизация центров управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России при субъектах Российской Федерации, совершенствование их структуры;

создание мобильных пунктов управления для системы МЧС России; создание командных диспетчерских пунктов управления полётами авиации МЧС России.

III. Порядок реализации стратегии развития системы МЧС России

Основными формами реализации стратегии развития системы МЧС России должны

быть:

совершенствование системы законодательных и нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разработка федеральных и ведомственных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, включая вопросы развития системы МЧС России;

определение порядка финансирования мероприятий по развитию системы МЧС России как за счёт бюджетных, так и внебюджетных средств;

проведение НИОКР по обоснованию оптимальных структур органов управления системы МЧС России, разработке более эффективных средств, методов и способов решения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разработка текущих и долгосрочных планов стратегического развития системы МЧС России.

Требования и положения стратегии реализуются поэтапно:

В ходе первого этапа (до 2011 года) предполагается:

совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

реорганизация войск гражданской обороны, доведение их численности до 7200 человек, создание воинских спасательных формирований постоянной готовности;

создание специализированных аварийно-спасательных и авиационно-спасательных подразделений на федеральных автомобильных дорогах Москва-Санкт-Петербург, Москва-Новороссийск и Москва-Казань;

создание территориальных подразделений ФПС для предупреждения и тушения пожаров в населённых пунктах;

создание объектовых и специальных подразделений ФПС в организациях, включенных в перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации №477-рс, а также в ЗАТО;

создание новых образовательных учреждений МЧС России;

совершенствование структуры органов управления системы МЧС России, модернизация ЦУКС территориальных органов управления.

В ходе второго этапа (2012-2015 гг.) предусматривается:

продолжение совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

создание филиала ГУ «ГОСАКВАСПАСа» в районе г. Владивостока;

создание специализированных аварийно-спасательных и авиационно-спасательных подразделений на федеральных автомобильных дорогах: «Беларусь», «Украина», «Балтия», «Нарва», «Кавказ», «Крым» и других;

создание поисково-спасательных формирований для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики страны в приполярных и полярных широтах;

создание специализированных спасательных отрядов в горной части Северного Кавказа и на побережье Черного, Азовского и Каспийского морей;

создание специализированных авиационных подразделений, оснащённых новыми авиационными комплексами на базе самолётов Бе-200 ЧС;

создание мобильных пунктов управления для системы МЧС России и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе третьего этапа (2016-2020 гг.) предполагается совершенствование и дальнейшее развитие системы МЧС России в связи с возможным изменением задач, решаемых Министерством, и их объёма.

Литература:

1. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собрание законодательства РФ, 2004, №28, Ст.2882.

2. Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. №458.

3. Гражданская защита: Энциклопедия / под общ. ред. С.К. Шойгу - М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2005-2008 гг.

4. Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: Приказ МЧС России от 6 августа 2004 г. №372.

5. Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. №784 // Собрание законодательства РФ, 1996, №22, Ст.2671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.