Научная статья на тему 'Создание и использование мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов'

Создание и использование мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедиа / мультимедийный проект / слайд / программа PowerPoint / multimedia / multimedia project / slide / PowerPoint

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Инна Валерьевна

В статье рассматривается проблема создания и использования мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Приведены ключевые слайды из мультимедийного проекта «Welcome to Paris».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Инна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating and Using Multimedia Projects for Accompanying English Lessons while To-Be Professional’s Training

The article considers the problem of creating and using multimedia projects for accompanying English lessons while training of to-be professionals. The key slides from the multimedia project Welcome to Paris are given as the example.

Текст научной работы на тему «Создание и использование мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов»

УДК 378.614 ББК Ч-58+Б1

Касьянова Инна Валерьевна

кандидат педагогических наук г. Челябинск Kasyanova Inna Valeryevna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Создание и использование мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов Creating and Using Multimedia Projects for Accompanying English Lessons while To-Be Professional's Training

В статье рассматривается проблема создания и использования мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Приведены ключевые слайды из мультимедийного проекта «Welcome to Paris».

The article considers the problem of creating and using multimedia projects for accompanying English lessons while training of to-be professionals. The key slides from the multimedia project Welcome to Paris are given as the example.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный проект, слайд, программа PowerPoint.

Key words: multimedia, multimedia project, slide, PowerPoint.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу обусловливает важность развития коммуникативных умений у будущих специалистов. А поскольку формирование коммуникативной компетенции и является основной целью предмета «Иностранный язык», то ведущим компонентом содержания иноязычного образования

языка являются способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

Вместе с тем, подготовка преподавателей-профессионалов, обладающих конкурентоспособными навыками в мировой экономике, является основной задачей реформы высшего педагогического образования в России. В 2005 году Национальный фонд подготовки кадров начал реализовывать крупномасштабный проект «Информатизация системы образования». Один из компонентов данного проекта включает повышение квалификации педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий, а также разработку методик, используемых в педагогической практике [4].

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. За счет этого, большинство преподавателей может использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.

На сегодняшний день проблемой является «нестыковка» компьютерных фрагментов курсов как по логике построения, так и по технике организации диалога с обучаемым, появляющаяся при отсутствии единой схемы, в рамках которой проектировались и в нишах которой располагались бы эти курсы. Даже различное использование управляющих клавиш, кнопок и их расположение на экране вызывает дискомфорт и потерю эффективности обучения при переходе обучаемого от одного курса к другому.

Проблема создания и дальнейшего сопровождения мультимедийных средств обучения осложняется многообразием используемых при разработке программно-технических средств и инструментариев. Это вызывает определенную трудность, а часто и невозможность комплексно использовать различные обучающие программы в рамках одного учебного курса. Следовательно, возникает необходимость в разработке преподавателем мультимедийных проектов, которые соответствовали бы специфике конкретного высшего учебного заведения [4].

Создание мультимедийных проектов является удовольствием крайне дорогостоящим, поскольку требует труда сценаристов, дизайнеров, программистов и других высокооплачиваемых специалистов. Однако эта весьма захватывающая область компьютерной техники дает возможность не только создать коммерческий продукт, но и выразить свой творческий потенциал.

К сожалению, технологией создания недорогих электронных мультимедийных проектов владеют очень немногие издатели и группы разработчиков. Однако необходимость создания электронных учебников, собственных мультимедийных курсов, информационных систем или презентационных дисков встает перед очень многими преподавателями.

Стоимость таких разработок довольно высока при использовании классических языков программирования. Надо иметь очень сильную команду программистов либо нанимать сторонних разработчиков, что обойдется еще дороже. Поэтому оправдано применение авторских средств создания мультимедийных проектов. Уже само название «авторское средство» предполагает возможность создания мультимедийного проекта самим автором (преподавателем) без участия профессиональных программистов [2].

Однако создание эффективных компьютерных средств обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа. Особенно это относится к мультимедиа программам.

Во-первых, преподавателю - создателю мультимедиа - требуются не только профессиональные знания; ему необходимо иметь знания в области компьютерных технологий, дизайна, сценарного и актерского искусства и многих других знаний и навыков, порой далеких от его основной профессии. Поэтому, как правило, мультимедиа проект выполняется коллективом авторов.

Во-вторых, для создания мультимедиа проектов необходимы современные инструментальные и программные средства, которые отличаются высоким уровнем цен. В результате создание мультимедиа оказывается под силу только специализированным коллективам, имеющим необходимое оборудование и программное обеспечение.

Например, программа PowerPoint фирмы Microsoft. По количеству изобразительных и анимационных эффектов она не уступает многим авторским инструментальным средствам мультимедиа. За счет использования языка Visual Basic PowerPoint позволяет создавать сложные программные надстройки. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда мы можем вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, мы можем изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание.

Программа PowerPoint - это средство конструирования и демонстрации набора слайдов (слайд-фильма). Каждый слайд может содержать статические изображения (одно или несколько), фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).

Данная программная среда позволяет учитывать и варьировать степень наглядности представления материала, наличие интерактивных компонентов, обеспечивающих быструю и эффективную обратную связь, возможность обновления программного продукта по мере сбора и накопления новых данных или изменений условий обучения (возраста, уровня и интересов обучаемых, количества учебных часов, подхода преподавателя, тематики учебного материала и т. д.), удобство управления материалом [1].

Учебно-методические программные средства для сопровождения занятий по иностранному языку, созданные самим преподавателем, обладают важным преимуществом: они не отторгают преподавателя от обучаемых, а способствуют их творческому единению на занятии. Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются преподавателем) создают на занятии особого рода учебную информационную среду - «преподаватель - обучаемые - учебный материал на экране, трансли-

руемый с компьютера через проектор». Управление трансляцией материала осуществляет сам преподаватель: он выбирает слайды, порядок их следования, скорость их смены, виды анимации и т. д., т. е. задает уровень интерактивности во взаимодействии с материалом и материала во взаимодействии с учебной группой.

На слайдах могут быть представлены новые материалы для объяснения, задания для дискуссий, вопросы, иллюстративный материал - всевозможные средства изобразительной наглядности, доступ к которым осуществляется системой гиперссылок, командами запуска анимации, а также простой сменой слайдов. Причем слайды существуют не «сами по себе» - они представляют собой видеоряд, построенный в соответствии с логикой занятия или той его части, которая «делегирована» компьютеру [6].

Рассмотрим подробнее мультимедийный проект по теме Welcome to Paris.

Рис. 1. Титульный слайд для электронного урока по теме Welcome to Paris

Каждый мультимедийный проект представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:

• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);

• образные объекты (фото, рисунки);

• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);

• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);

Кроме того, входящие в состав электронный учебных пособий интерактивные тренажеры с системой реакций на неправильные ответ, позволяют анализировать уровень освоения различных тем и курса в целом.

Каждый мультимедийный проект содержит достаточно большой объем информации, поэтому мы постарались сделать его как можно более удобным в использовании. Для этого был применен принцип гиперссылок, управляющих материалом со слайда «Main Menu», которые выглядят следующим образом

Щелкая левой кнопкой «мыши» по образу слайда, можно открыть соответствующий раздел презентации, а, завершив его, - снова вернуться в главное меню.

(рис. 2) [1].

Рис. 2. Слайд «Main Menu» для электронного урока по теме Welcome to Paris

Привлечение внешних программ-проигрывателей позволяет посмотреть видеосюжет о городе, не выходя из программы PowerPoint (рис. 3).

Press the button below to start the video

Рис. 3. Слайд с видеосюжетом для электронного урока по теме Welcome to Paris

Раздел мультимедийного проекта Reading (Чтение) включает тексты, рассказы, викторины, которые нацелены на развитие навыков чтения с целью получения необходимой информации и / или служат моделью для подготовки собственного монологического высказывания по теме.

Кроме того, в данном проекте существует такой раздел, как «Список имен собственных и географических названий», гиперссылка на который позволяет сразу же ознакомиться с произношением и переводом (рис. 4).

Методической основой при разработке мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку с помощью программы PowerPoint стала технология развития критического чтения (аудирования) и мышления, предполагающая работу в три этапа:

I этап — дотекстовый этап.

Формулируется проблема, предлагается разнообразные упражнения, знакомящие с лексикой занятия.

II этап - текстовый этап.

Студентам предлагается прослушать текст и ответить на предварительно поставленные вопросы, восполнить пропущенную информацию из предложенных опций. Далее требуется прочитать скрипт (просмотрово-поисковое чтение) для определения основной темы / идеи (Skimming), для поиска конкретной информации (Scanning), для детального понимания текста не только на уровне содержания, но и смысла (Reading for Detail). Затем следует отработка лексического материала урока и проводится ряд упражнений: найти / выбрать / прочесть / соединить / вставить необходимую информацию.

Gustave Eiffel /gq'stelv(gq'stRv) Balf(q)/

Александр Гюстав Эйфель (1832 -1923) - французский

инженер. В 1889г. сконструировал в Париже башню, названную его

III этап - послетекстовый этап.

Предлагаются вопросы для обсуждения, позволяющие студентам скорректировать понимание на основе способности критически мыслить, задания пере-

Back Menu

Рис. 4. Пример слайда из раздела «Список имен собственных и географических названий»

дать содержание текста по выделенным ранее ключевым словам и выражениям, задания на смысловую группировку текста и др., что позволит в дальнейшем свободно участвовать в межкультурном общении.

В целом, разработанные мультимедийные проекты включают ряд заданий, позволяющих достичь максимального обучающего эффекта, и предлагают работу по следующим направлениям:

• ознакомление с тематической лексикой и закрепление новых слов в упражнениях;

• прослушивание звуковых фрагментов с одновременным выполнением упражнений, развивающих навыки общего и детального понимания звучащей речи;

• чтение текста и выполнение лексико-грамматических заданий;

• перевод дополнительного текста с русского языка на английский;

• подготовка к проблемной дискуссии по теме урока [1].

Таким образом, определяя эффективность профессионального обучения иностранным языкам будущих специалистов, мы приходим к выводу, что формировать коммуникативную компетентность на желаемом уровне невозможно без совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одним из действенных путей в этом направлении, на наш взгляд, является разработка и применение электронных мультимедийных материалов по иностранному языку.

Организованный в интерактивном режиме учебный процесс имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, поскольку организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму

познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. При этом создается интегрированная информационная среда, в которой будущий специалист обретает качественно новые возможности мыслить на иностранном языке и учиться работать самостоятельно.

Библиографический список

1. Корчажкина, О. М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного центра [Электронный ресурс] / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2005-06 уч. год., разд. «Преподавание иностранных языков» - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2006. - Режим доступа: http://www.festival.1september.ru.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения. квалификации. пед. кадров [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

4. Сергеева, Т. А. Новые информационные технологии и содержание обучения [Текст] / Т. А. Сергеева // Информатика и образование. - 1991. - № 1.

- С. 3-10.

5. Соломахина, И. А., Малюкова Г. Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2004-05 уч. год., разд. «Преподавание иностранных языков» - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2005. - Режим доступа: http://www.festival.1september.ru.

Bibliography

1. Korchazhkina, O. M. Multimedia Accompanying of the English Lessons: Experience of Creating School Multimedia Centre [On-line Resource] / Multimedia Collected Works The Festival of Pedagogical Ideas «Demonstration Lesson»

- 2005-06 ac. year, section «Foreign Language Teaching» - М.: Publishing House «Pervoe Sentyabrya», 2006. - Access Mode: http://www.festival.1september.ru.

2. New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education: Manual for Pedagogical University Students and System of Pedagogical Personnel Advanced Training [Text] / Under the Editorship of Е. S. Polat. - М.: Publishing House «Academia», 2001. - 272 p.

3. Polat, E. S. New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education [Text] / Е. S. Polat. - М.: Publishing House «Academia», 2003. - 272 p.

4. Sergeeva, T. A. New Information Technologies and Contents of Edu-

cation [Text] / T. A. Sergeeva // Computer Science and Education. - 1991. - № 1. - P. 3-10.

5. Solomakhina, I. A., Malyukova, G. N. The Usage of Multimedia while Foreigh Language Teaching Process [On-line Resource] / Multimedia Collected Works The Festival of Pedagogical Ideas «Demonstration Lesson» - 2004-05 ac. year, section «Foreign Language Teaching» - M.: Publishing House «Pervoe Sentyabrya», 2005. - Access Mode: http://www.festival.1september.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.