Научная статья на тему 'Современный подход к изучению молодежи и ее роли в социально-экономическом развитии страны'

Современный подход к изучению молодежи и ее роли в социально-экономическом развитии страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1379
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNG GENERATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кутумов Андрей Сергеевич

В статье рассмотрена эволюция теоретических подходов к определению понятия «молодежь». Проведен анализ определений и взглядов на молодежь в разные эпохи, отмечены соответствующие роли этой социальной группы в определенные исторические периоды. Отмечается, что перед современным молодым поколением стоят более серьезные и глобальные вызовы. Прежде всего, автор связывает это с возрастающей экономической и демографической нагрузкой на молодое поколение, которому предстоит обеспечивать устойчивое развитие страны на протяжении ближайших десятилетий. В связи с этим обосновывается необходимость проведения последовательной и стабильной государственной молодежной политики, разносторонних и комплексных исследований молодежи, как стратегического ресурса и носителя инновационного потенциала успешного социально-экономического развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approach to the study of youth and its role in socioeconomic development of the country

The article deals with the evolution of theoretical approaches to the definition of the concept “youth”. The analysis of definitions and views on young people at different times has been made, the respective roles of this social group in certain historical periods have been pointed out. It is pointed out that prior to today's younger generation are more serious and global challenges, in contrast to the youth of other eras. First of all, the author attributes this to the growing economic and demographic burden on the young generation, which will ensure the sustainable development of the country over the next decades. In this regard, the necessity of consistent and stable state youth policy, a versatile and comprehensive research of such a multifaceted phenomenon as youth, in which it should be viewed as a strategic resource and holder of innovation potential of successful social and economic development of our country.

Текст научной работы на тему «Современный подход к изучению молодежи и ее роли в социально-экономическом развитии страны»

4. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: КНОРУС, 2006. — 352 с.

5. Киреенко А. П. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 113-114.

6. Нечаев В. И. Основные тенденции современной аграрной политики / КубГАУ. — Краснодар, 2008. —

30 с.

7. Лущик А. А. Региональная политика обеспечения населения доступным продовольствием // Известия ИГЭА. — 2012. — № 1(81). — С. 95.

8. Нечаев В. И., Резниченко С. М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. — СПб.: Лань, 2009. — 336 с.

9. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке. — М., 2004. — 432 с.

10. Свирейко Н. Продовольственная безопасность: методы исследования, пути достижения // Журнал международного права и международных отношений. — 2004. — № 4. — С. 19-26.

УДК 331

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ РОЛИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

© Кутумов Андрей Сергеевич, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: kutumovandrei@gmail.com

В статье рассмотрена эволюция теоретических подходов к определению понятия «молодежь». Проведен анализ определений и взглядов на молодежь в разные эпохи, отмечены соответствующие роли этой социальной группы в определенные исторические периоды. Отмечается, что перед современным молодым поколением стоят более серьезные и глобальные вызовы. Прежде всего, автор связывает это с возрастающей экономической и демографической нагрузкой на молодое поколение, которому предстоит обеспечивать устойчивое развитие страны на протяжении ближайших десятилетий. В связи с этим обосновывается необходимость проведения последовательной и стабильной государственной молодежной политики, разносторонних и комплексных исследований молодежи, как стратегического ресурса и носителя инновационного потенциала успешного социально-экономического развития нашей страны.

Ключевые слова: молодежь, потенциал, молодое поколение, социально-экономическое развитие, инновационный потенциал, устойчивое развитие.

MODERN APPROACH TO THE STUDY OF YOUTH AND ITS ROLE IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Kutumov Andrei S., Research Asssistent, East-Siberian State University of Technologies and Management

40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

The article deals with the evolution of theoretical approaches to the definition of the concept "youth". The analysis of definitions and views on young people at different times has been made, the respective roles of this social group in certain historical periods have been pointed out. It is pointed out that prior to today's younger generation are more serious and global challenges, in contrast to the youth of other eras. First of all, the author attributes this to the growing economic and demographic burden on the young generation, which will ensure the sustainable development of the country over the next decades. In this regard, the necessity of consistent and stable state youth policy, a versatile and comprehensive research of such a multifaceted phenomenon as youth, in which it should be viewed as a strategic resource and holder of innovation potential of successful social and economic development of our country. Keywords: youth, potential, young generation, socioeconomic development, innovation potential, sustainable development.

В условиях новых вызовов, которые возникают на международном, государственном и региональном уровнях, руководство нашей страны все больше внимания начинает уделять молодому поколению. В связи с этим в российском сообществе проблемами развития молодого поколения, его вовлечения в социально-экономическую жизнь общества стали активнее заниматься социологи, по-

литологи, психологи, экономисты и другие ученые. Для каждой из наук молодежь является объектом исследования в рамках ее области знания.

Молодежь (согласно действующим нормативным документам Российской Федерации) — это социально активная часть населения от 14 до 30 лет включительно, представляющая собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающая обеспечить реализацию своих интересов, отличающаяся определенным статусом в обществе, предоставляющим ей возможности для социального становления. Для этой социальной группы характерно физиологическое взросление, завершение формирования личности, вступление на полноправной основе в главные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Современная молодежь — это поколение, от которого зависит будущая судьба России и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности. Иными словами, молодежь — это категория населения, которая имеет наибольший потенциал для собственной реализации, что в конечном итоге должно положительно сказываться на социально-экономическом развитии регионов.

Большую роль в изучении молодежи играет социология и разнообразные социологические исследования, проводящиеся в нашей стране, треть из которых затрагивает интересы молодого поколения [7].

В узком социологическом смысле молодежь — социально-демографическая группа. Выделяется данная группа по причине обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, места их функций в социальной структуре общества, специфических ценностей и интересов.

По мнению Ю. В. Березутского, социологические исследования молодежи, основывающиеся на разных теоретико-методологических принципах, позволяют выявить новые подходы к исследованию социального потенциала молодежи российского общества в условиях его трансформации [1].

Интерес к изучению молодежной проблематики уходит корнями еще в античную эпоху. В трудах Платона, Сократа, Аристотеля нашли отражение проблемы воспитания и обучения молодежи, ее служения обществу и государству, вопросы соблюдения традиций и выполнения долга перед богами и людьми. Осмысление личной жизни молодежи, ее участие и роль в общественной жизни государства, становление личности, воспитание и образование молодого поколения рассматриваются в некоторых работах А. Августина, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.

В конце XIX — начале XX в. в связи с усложнением социальной структуры общества, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы массового профессионального образования произошло высвобождение молодого поколения из-под влияния семьи и выделение его в качестве объекта социализации со стороны государства. Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин изучали проблемы социализации молодежи через воспитание и образование.

Потенциал молодого поколения являлся органической составляющей классов и групп в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они считали, что потенциал и главные ценности формируются в процессе жизнедеятельности молодежи, осознания ею основных потребностей, определения своих позиций в классовых и социально-групповых интересах.

В 20-30-х гг. XX века теоретическое осмысление молодежи осуществлялось в нескольких направлениях. В трудах зарубежных мыслителей данного периода проводились исследования поведения и деятельности молодежи. Рассматривалась совокупность присущих молодому поколению функций и культурных свойств как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений (К. Манхейм, Б. Малиновский, М. Мид). В отечественной науке основной интерес к изучению молодежной проблематики выражался в проведении целенаправленных социологических исследований труда и быта молодежи, ее общественно-политической, социальной активности, роли и места в развитии общества.

Со второй половины XX в., когда отечественная гуманитарная наука после длительного застоя, обусловленного историческими и идеологическими причинами, начала обретать второе дыхание, большое внимание стало уделяться анализу жизнедеятельности молодого поколения в обществе в целом. Над этими вопросами трудились известные отечественные ученые-социологи И. С. Кон, С. Н. Иконникова, М. Н. Руткевич, В. Т. Лисовский, В. Н. Шубкин и др.

На данном историческом этапе изучения молодежи рассматривались следующие проблемы: социальная обусловленность и выбор позиций молодежью во всевозможных сферах жизнедеятельности, психологические особенности юношества, процесс самопознания молодых людей, взаимосвязь между молодежью и обществом, их обязанности и ответственность по отношению друг перед другом. Дальнейшее осмысление молодежной проблематики в России имеет разнообразные исследователь-

ские подходы, обусловленные многогранностью такого столь сложного объекта изучения, как молодое поколение.

Среди отечественных ученых-социологов впервые определение понятию «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [2].

Идеи представления молодежи социальным ресурсом общественного развития рассматривались И. М. Ильинским, который доказывал, что молодежь — это главная общественная ценность особого рода; это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое; это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, а социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь — одновременно и объект, и субъект социализации [4].

В знаменитой работе Карла Мангейма «Диагноз нашего времени» высказывается утверждение, что у каждого определенного поколения есть свое пространственно-временное измерение и для изучения особенностей конкретных поколений нельзя не учитывать их «историко-культурное пространство». Поэтому Мангейм, считавший молодежь одним из скрытых ресурсов любого общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, большое значение придавал определению социальной функции молодежи. Он утверждал, что значение и положение молодежи в обществе не могут быть постоянными и стабильными, а вопрос ее использования, мобилизации и вовлеченности в общественно-политическую деятельность напрямую зависит от характера и социальной структуры общества, его культурного состояния [3].

В современных реалиях многие молодые люди, недостаточно включенные в общественную жизнь и находящиеся в поиске своего места в социуме, преимущественно стремятся к повышению собственного социального статуса и тем самым в перспективе могут стать источником социально-экономического развития. Современная молодежь, с одной стороны, прогрессивна, с другой стороны, пассивна по своей природе, но и в том, и в другом случае она ресурс, готовый к активизации и переменам в жизни. При этом молодежь, желающая быть активной и полезной и вступающая в общественно-политическую и экономическую жизнь, проявляет инновационный потенциал, так необходимый нашей стране. Ведь, согласно утвержденным Правительством РФ от 29 ноября 2014 г. Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г., цель обеспечения инновационного (устойчивого) развития страны предъявляет особые требования к молодежи, ее мировоззрению, образованию и профессиональной квалификации, умению работать в высококонкурентной среде, лидерским качествам и предпринимательским способностям молодых людей. Перед молодым поколением будет стоять сверхзадача обладать одновременно компетенциями и навыками нескольких поколений, необходимыми для того, чтобы не просто сохранить страну, но обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие [5].

В России молодое поколение в теоретических исследованиях и на практике традиционно рассматривалось либо как объект воспитания и образования, либо как трудовой и кадровый ресурс. Долгое время не учитывалось, что молодежь является и субъектом собственной реализации и развития, и субъектом общественного воспроизводства. В последние годы круг исследований молодежи начал смещаться в сторону расширения изучения молодого поколения в современном обществе, политики в отношении семьи, детства и молодежи, активно влияющей на социально-экономические преобразования регионов посредством улучшения качества молодежного потенциала как основы будущих трудовых ресурсов территорий, соответствующих стратегическим ориентирам развития территорий.

Проблему исследования молодежи как ресурса и главного (в будущем) источника социально-экономического развития территорий рассматривает в своих работах М. Б. Скворцова. По ее мнению, молодое поколение следует рассматривать как объект и субъект регионального (общественного) воспроизводства, а в перспективе — как трудовой, оборонный и нравственный потенциал, от качеств и свойств которого зависит прогрессивное развитие социума или его деградация. Молодежь является специфической, социально-демографической группой, в которой сконцентрирован исходный потенциал, качество и количество которого обеспечивают перспективы социально-экономического развития регионов страны [6]. Данный подход все больше находит отражение в работах современных ученых, занимающихся проблемами молодежи. Изучение молодежного потенциала, роли и места моло-

дежи в современном обществе, демографической картины уже нельзя проводить в разрыве с экономической стороной.

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи.

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической и экономической нагрузки на молодое поколение.

Однако рассматривать молодежь исключительно как рабочую силу уже не является эффективным и единственно правильным подходом. Все больше надежд возлагается на молодежь и, в частности, на молодых специалистов как на новаторов — носителей передовых идей, создателей инноваций и форм их воплощения в жизнь. Только при таком подходе будет максимально задействован огромнейший потенциал современного молодого поколения, которое значительно отличается от своих предшественников по нескольким признакам:

1. Высокая мобильность.

2. Свободный доступ к информации и свобода выбора.

3. Амбиции и желание достичь больших высот.

4. Межличностная конкуренция.

5. Желание и возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

В настоящее время у большей части молодежи есть свободный доступ к средствам массовой коммуникации, и неотъемлемой частью образа современного молодого человека стало устройство с высокоскоростным доступом в Интернет. Молодые люди могут заниматься и изучать именно то, что их интересует, а это еще один успешный фактор для эффективной самореализации и наиболее полезного вклада в развитие общества.

Все больше молодых людей хотят достичь успеха, и уже приходит понимание, что знания и образование играют решающую роль в восприятии человека как личности в обществе. Несмотря на кадровый голод, как в частных организациях, так и в органах государственного и муниципального управления молодежи приходится конкурировать между собой, чтобы найти достойное место работы, которое соответствует их амбициям. В то же время немалую часть занимает группа молодежи, которой не так уж и важно признание или успех, они всеми способами пытаются выразить свою индивидуальность и найти свое предназначение в мире очень долгое время, что в определенной степени опасно для российского общества.

Все перечисленные признаки отличают сегодняшнюю молодежь от своих предшественников. С одной стороны, у такой молодежи намного больше возможностей и намного больше потенциала, с другой стороны, необходимо проводить ясную, четкую, последовательную политику по реализации этого потенциала, который должен быть направлен на пользу своим регионам и их дальнейшее успешное социально-экономическое развитие.

В современных условиях молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, переживающую период становления и имеющую наибольшие возможности для самореализации и самоопределения, которые в последующей деятельности приносят положительный эффект в социально-экономическое развитие регионов. Данное определение понятия «молодежь» отражает как социологическую, так и экономическую сущность столь сложного для современной действительности явления, требующего разностороннего и непрерывного изучения.

Литература

1. Березутский Ю. В. Демографический потенциал молодежи как фактор регионального развития // Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территории: тез. докл: в 2 ч. — Хабаровск: ДВГНБ, 2001. — Ч. 2.

2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб.: ГУП, 2000. — 256 с.

3. Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М.: Юристъ, 1994. — 704 с.

4. Ильинский И. М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. — М.: Голос, 1999. — 323 с.

О. Д. Дагбаева, Э. Ц. Гармаева. Стратегическое соответствие человеческого капитала как ведущего элемента в составе нематериальных активов региона_

5. Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение № 2403-р от 29 ноября 2014. — 10 с. — URL: http://government.ru/media/files/ ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 02.12.2014).

6. Скворцова М. Б., Слуцкий Е. Г. Потенциал молодого поколения как фактор социально-экономического развития региона // Региональная экология. — 2006. — № 3-4.

7. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. Социология молодежи. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.

УДК 330.1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

КАК ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА В СОСТАВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ РЕГИОНА

© Дагбаева Оюна Демьяновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: dag.7474@rambler.ru © Гармаева Эльвира Цыреновна, кандидат экономических наук, и. о. доцента кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция», член научно-методического совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: garmaeva.elvira@mail.ru

В статье осуществлена попытка обратить внимание на критерий стратегического соответствия в связи с ориентацией на экономику знаний, основанную на внедрении инноваций, способствующую росту технического уровня отечественного производства. Авторами предлагается детализация подхода к обеспечению и развитию человеческого капитала с помощью разделения на два элемента, что будет являться основой для дифференцирования разрабатываемых стратегических программ.

Ключевые слова: человеческий капитал, нематериальные активы региона, экономика знаний.

STRATEGIC APPROPRIATENESS OF HUMAN CAPITAL AS A LEADING ELEMENT IN THE NON-MATERIAL ASSETS OF THE REGION

Dagbaeva Oyuna D., PhD in Economics, A/Professor, department of management, marketing and commerce, East-Siberian State University of Technologies and Management 40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

Garmaeva Elvira T., PhD in Economics, acting A/Professor, department of management, marketing and commerce, member of scientific-methodological council, East-Siberian State University of Technologies and Management

40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

In the article an attempt to draw attention to the criteria of strategic appropriateness is made in regards of orientation to knowledge economy based on innovation, promoting the growth of technical level of domestic production. The authors propose a detailed approach to the promotion and development of human capital based on separation of two elements that will be the basis for differentiation of developing strategic programs.

Keywords: human capital, non-material assets of the region, knowledge economy.

Действующим фактором, влияющим на обеспечение успешного саморазвития региона, является разработка и реализация региональной стратегии развития в условиях экономики, ориентированной на модернизацию на основе инноваций, знаний и стратегических компетенций, информационных и организационных систем, конкурентоспособности региона во внешней среде, другими словами, на основе нематериальных активов. Такое направление развития было задано в региональной политике нашего государства.

Учитывая это стратегическое направление развития, целесообразно проводить внутренний анализ сильных и слабых сторон региона и его возможностей развития с учетом указанного направления: насколько имеющиеся ресурсы и потенциал региональных систем позволят реализовать намеченные стратегические планы. При этом необходимо в анализе ранжировать элементы потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.