Научная статья на тему 'Современные тенденции развития высшего профессионального образования'

Современные тенденции развития высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ / INTEGRATION OF SCIENCE WITH EDUCATION AND PRODUCTION / ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / COORDINATION OF STATE AND BUSINESS WITH SCIENCE AND EDUCATION / КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ ГОСУДАРСТВА / БИЗНЕСА / НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова И.Б., Байгулова А.А.

Показана роль образования как отрасли, ответственной за подготовку человеческих ресурсов для экономики на корпоративном, региональном и глобальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors showed the role of education as an industry, responsible for training human resources for the economy at the corporate, regional and global levels.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития высшего профессионального образования»

оинергия образования

современные тенденции развития

высшего профессионального образования

_Аннотация

Показана роль образования как отрасли, ответственной за подготовку человеческих ресурсов для экономики на корпоративном, региональном и глобальном уровнях. _

Ключевые слова: образовательные услуги, интеграция науки, образования и производства, координация усилий государства, бизнеса, науки и образования _

В связи с переходом к экономике знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости в настоящее время рыночная модель образования нуждается в своем дальнейшем развитии. При этом следует учесть ряд общеэкономических тенденций и особенности их проявления в сфере образовательных услуг.

Регионализация

Тенденция регионализации, обусловленная действием факторов сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении. Регион рассматривается как квазигосударство - относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики вследствие того, что регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов под влиянием процессов децентрализации и федерализации. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики. Иной подход предполагает рассмотрение региона как квазикорпорации - крупного субъекта собственности и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг,

Романова И.Б.

д-р экон. наук,

зам. директора

Института

экономики и бизнеса,

Ульяновский

государственный

университет

Байгулова А.А.

канд. экон. наук,

директор,

Инзенскийфилиал

Ульяновского

государственного

университета

priemnay@bk.ru

обр (

Регионы становятся

_участниками

конкурентной борьбы -на рынках товаров,

_услуг, капитала,

взаимодействуют с _национальными

_и транснацио-

_нальными

_корпорациями

капитала, взаимодействуют с национальными и транснациональными корпорациями. Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности, включая предпринимательский климат, и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Альтернативой им выступает социальных подход. Он имеет дело с регионом - социумом как общностью людей, обитающих на определенной территории, при этом на первый план выдвигаются задачи воспроизводства социальной жизни населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и развитие системы асселения. Изучение ведется в разрезе социальных п с их особыми функциями и интересами. льный подход учитывает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.

В сфере образовательных услуг тенденция регионализации приобретает содержание, смысл которого определяет ориентация образования на решение социально-экономических задач развития регионов, в том числе стратегически значимых для России. При этом наиболее перспективным становится подход к рассмотрению региона с комплексных, многоаспектных позиций как участника глобализации экономики, что воплощается в идее создания территориальных комплексов профессионального образования.

Будучи субъектом региона, вуз предстает центром, аккумулирующим вокруг себя и в себе интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, совместная деятельность и использование которых не противоречат целям общества, установкам государства и обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала региона.

Корпоратизация

Тенденция корпоратизации, предполагающая использование преимуществ координированного управления интегрированными формами органи-

2

тивная экономика, 2010, № 6

зации, просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом допускается создание интегрированных структур смешанного типа.

Интеграционные процессы в сфере науки, образования и производства могут носить институциональный, программный либо кластерный характер. В качестве перспективной формы интеграции научной, образовательной и производственной деятельности могут быть рассмотрены интегрированные образовательно-промышленные группы.

В узком смысле термин «корпоратизация» в высшем образовании предполагает рассмотрение университета как экономической корпорации, связанной с производством и распространением знаний и подчиняющейся тем же нормам и правилам, что и другие хозяйствующие субъекты. С.В. Иванов и А.М. Осипов выделяют следующие признаки вуза, которые характерны для современных корпораций [1]:

• институциональная и организационная устойчивость;

• определенная, узкая сфера деятельности, специфичность продукта;

• обладание кадровыми и информационными ресурсами, составляющими основу корпоративного капитала, наращивание которого зависит от положения в отраслевой конкурентной среде;

• локальный и сетевой характер деятельности;

• относительная общность интересов и социально-экономического положения сотрудников, зависящего от формирующейся вокруг вуза конкурентной среды и клиентской базы;

• иерархическая социальная организация персонала. Дополнительный признак вуза как корпорации -его стремление к укрупнению и росту, поглощению зависимых организаций.

На практике интеграционные процессы обнаруживают себя чаще всего в сфере предпринимательства. В сфере образовательных услуг они становятся возможными в меру адаптации вузов к условиям рынка и обретают свои перспективы при поддержке государства. Последняя должна быть соотносимой с корпоративной миссией вузов, которая включает в себя три главные составляющие:

интеграционные

процессы в сфере

науки, образования и производства

могут носить

институциональным, программный

либо кластерный характер

образован

в сфере

образовательных услуг

активизируются

_интеграционные

процессы, дающие

_синергетические

_эффекты за счет координации усилий государства, бизнеса, „науки и образования

• накопление, сохранение и преумножение культурного и образовательного потенциала станы;

• повышение уровня общей и профессиональной образованности населения;

• участие (наряду с академическими и отраслевыми структурами) в развитии научно-технического потенциала страны.

В сфере образовательных услуг в последние годы активизируются интеграционные процессы, дающие синергетические эффекты за счет координации усилий государства, бизнеса, науки и образования. Обособленное существование научных, образовательных и производственных структур снижает потенциал их развития, препятствует полноценному вхождению отечественных вузов в мировое науч-азовательное пространство.

ализация

нция глобализации, являющаяся в последние 10 лет господствующей тенденцией мировой экономики. Именно интернационализация производителей и выпускаемой продукции требует глобального знания и его международного применения, объективно приводит к феномену транснационального образования. Информационные и телекоммуникационные технологии лишь ускоряют этот процесс.

Можно выделить и другие факторы, стимулирующие процесс интернационализации образования [2]:

- Растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономических систем.

- Усиление мобильности основных факторов роста производства - капитала, рабочей силы, технологий, информации. Это приводит к повышению мобильности студентов и преподавателей.

- Поворот мирового сообщества к повсеместному использованию рыночных механизмов и демократических процедур. В высшем образовании эти процессы сопровождаются восстановлением подлинной автономии высшей школы.

- Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, дальнейшая либерализация торговли товарами и сферы услуг.

- Ориентация развитых стран на переход к экономике знаний как основному источнику силы и богатства.

креативная экономика, 2010, № 6

У/..............—

Интернационализация образования

Существуют различные подходы к определению понятия «интернационализация образования». В качестве одного из принятых научным сообществом определений интернационализации можно считать лаконичную дефиницию Дж. Найта (1993): « это процесс внедрения международного аспекта в исследовательскую, образовательную и обслуживающую функции высшего образования» [3]. Интернационализация высшего образования на европейском геополитическом пространстве осуществляется в рамках Болонского процесса. Формальным началом Болонского процесса является подписанная в 1999 году Болонская Декларация. В 2003 году Россия присоединилась к этому процессу, подписав Болонскую Декларацию. Болонская Декларация включает следующие направления в реформировании европейской системы высшего образования [4]:

• обеспечение качества образования на основе сопоставимых процедур оценки качества;

• реализация многоцикловой системы высшего образования;

• реализация образовательных программ на основе научных исследований;

• обеспечение студенческой мобильности и мобильности профессорско-преподавательского состава;

• использование единой системы учета объемов академической работы по изучению предмета на основе единой Европейской системы передачи кредитных единиц (European Credit Transfer System -ECTS);

• использование единой формы приложения к диплому об уровне высшего образования (Diploma Supplement);

• обеспечение участия студентов в управлении университетом;

• всемерная поддержка европейской составляющей в содержании образовательных программ;

• обеспечение привлекательности Европейского образовательного пространства путем представления широкого спектра услуг обучающимся;

• развитие программ обучения через всю жизнь. Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студен-

Литература

1. Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. - 2004. - № 11. - С.105 - 110.

2. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования// Мировая экономика и международные отношения. - 2005. -№ 3. - С.10 - 17.

3. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования. - http: // prof. msu. Ru/publ/omsk2/o50.htm

4. Солдаткин В.И. Международная сертификация образовательных программ и преподавателей // Материалы 3-й Всероссийской научно-практ. конференции-выставки

образование

_самая известная

форма интернациона-

_лизации высшего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_образования -

_это мобильность

_студентов

тов. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 году число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 миллионов человек, а к 2025 году - 4,9 миллионов. Хотя мобильность преподавателей не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать также чрезвычайно важной формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава связана с чтением академических курсов и научными исследованиями.

Сильным стимулом для интернационализации обучения является возрастающее влияние международных профессиональных объединений в различных сферах деятельности.

Выводы

Таким образом, современное образование как важнейшая отрасль народного хозяйства, решающая проблемы обеспечения экономики подготовленными человеческими ресурсами, в настоящее время должна отвечать решению проблем на корпоративном и региональном уровнях с учетом проблем глобализации экономики.

Romanova I.B.

Dr. of Econ. Sci, Deputy Director of the Institute of Economics and Business, Ulyanovsk State University Baygulova A.A.

Cand. of Econ. Sci, Director of Inzensky Branch of Ulyanovsk State University Modern trends in development of higher education

_Abstract

The authors showed the role of education as an industry, responsible for training human resources for the economy at the corporate, regional and JL global levels.

Keywords: educational services, integration of science with education and production, coordination of state and business with science and education

. \креат.

ивная экономика, 2010, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.