Научная статья на тему 'Современные тенденции развития политической этики'

Современные тенденции развития политической этики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1256
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шишкин Дмитрий Александрович

В статье выявляется значение политической этики на современном этапе развития общества. Значение политической этики определяется наличием множества школ, методологий и теоретических концепций, которые рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития политической этики»

ничего не знаем, но уже научились управлять им, его частями и областями, в угоду узкогрупповым или личным интересам.

Как всякое новое явление, к тому глобальное и универсальное, бренд несет как позитив, так и негатив. Позитивная сторона бренда очевидна: он увеличивает наши возможности, повышая степень управляемости общественными процессами. Негативная его сторона, как обычно, состоит в том, что это культурное достояние используется антикультурным образом в угоду не общечеловеческим, а узкогрупповым или личным интересам.

В завершение подведем итоги. Мы раскрыли состав и установили структуру бренда. На этой основе мы рассмотрели и генезис бренда, его историю. Историческое подтвердило первоначальное логическое построение. Тем самым был соблюден классический методологический принцип единства исторического и логического - на материале брендинга и в рамках культурологии.

Библиографический список

1. Александров Н.Н. Системогенетика: история становления и основные идеи // Вопросы системогенетики. - СПб.: ПАНИ; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - С. 31-78.

2. Александров Н.Н. Пятый элемент - человек // Социогенетические основы трансформации общества / Под ред. А.И. Субетто. - Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова, 2004. - С. 141-152.

3. Александров Н. Н. Генезис бренда и его системная модель // Вестник Нижегородского коммерческого института. Вып. 12. - Н.Новгород: НКИ, 2007. - С. 5-10.

4. Шабалов Н. Ф. Типы брендов и уровни управления // Вестник Нижегородского коммерческого ин-та. Вып. 12. - Н.Новгород: НКИ, 2008. -С. 290-293.

5. Шабалов Н.Ф. Формирование бренда муниципального предприятия // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого ин-та. Вып. 16. - Н.Новгород: НКИ, 2008. - С. 85-88.

6. Шабалов Н. Ф. Специфика фирменного стиля в рамках брендов муниципально-государственных образований // Вестник Нижегородского коммерческого ин-та. Вып. 14. - Н.Новгород: НКИ, 2008. - С. 278-283.

7. Шабалов Н. Ф. Бренд и законы искусства // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого ин-та. Вып. 17. - Н.Новгород: НКИ, 2008. - С. 99-102.

8. Шабалов Н.Ф. Брендинг как механизм устойчивого развития фирмы // Роль системы образования в обеспечении устойчивого развития города: Материалы науч.-практ. конф. 12 дек. 2007 г. -

Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. - С. 217-220.

9. Шабалов Н.Ф. Классификация потребностей человека и их использование в бренде // Вестник Нижегородского коммерческого ин-та. Вып. 15. - Н.Новгород: НКИ, 2009. - С. 278-283.

Д.А. Шишкин СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

В статье выявляется значение политической этики на современном этапе развития общества. Значение политической этики определяется наличием множества школ, методологий и теоретических концепций, которые рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: политическая этика, мораль, современные тенденции.

Изучение проблем и тенденций развития политической этики, требует решения непростых исследовательских задач, поскольку необходим целостный анализ ситуации, выделение исторических этапов и позиций конкретных авторов, взгляды которых являются определяющими для этих этапов. При этом крайне важно избежать представления о том, что исследование политики и морали формируют особое, независимое знание, это практически во

всех случаях приводит к замыканию исследования и препятствует целостному пониманию проблем исследования.

По причине того, что цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать современные тенденции развития политической этики, настоящая работа будет состоять из нескольких частей: краткого анализа состояния теоретического знания и собственно анализа современных тенденций развития политической этики.

© Д.А. Шишкин, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

301

Теоретическое многообразие и плюрализм в определении соотношения морали и политики не позволяют определить общий смысл и осуществить понимание этих проблем. Эта ситуация определяется наличием множества школ, методологий и теоретических концепций, одновременно существующих и конкурирующих в разных научных трудах и практической политической деятельности.

В силу большой сложности вопросов политики и морали, проблем их соотношения следует отметить тот факт, что теоретическое исследование этих проблем развивается по двум основным направлениям.

В рамках первого направления пропагандируется отказ от единой теоретической платформы, на базе которой возможно исследование проблем развития политической этики. Поэтому осуществляется теоретическая попытка выделить те или иные составляющие политики или морали в качестве базовых и определить между ними соотношение в той или иной ситуации. Это во многом приводит к поляризации различных взглядов и «расползанию» поля теоретического исследования этих проблем. Основной смысл данных трудов состоит в создании ситуативного или временного знания для решения конкретных теоретических или практических политических задач.

Второе направление развивают сторонники возможности формулирования единого знания, общего смысла, выделения общих закономерностей развития, классификации основных подходов к вопросам развития политической этики. Основной смысл такой работы переходит в пласт обобщения и классификации знаний, полученных в результате разнонаправленных исследований сторонников теоретического плюрализма.

Не менее важно отметить плюрализм в определении предмета политической этики, в который согласно одной из концепций принято включать: «а) политические цели; б) политические институты и в) политическую деятельность» [1], тогда как в других выделяют: «ценности, интересы и структуру политики» [2].

Таким образом, описанные выше процессы развития теоретического знания говорят об отсутствии единого взгляда на развитие политической этики, проблемы соотношения морали и политики и одновременном сосуществовании «классических» исследовательских подходов с «плюралистическими», ориентированными на

практическую деятельность. Эта ситуация предоставляет возможность осуществления параллельного исследования в контексте развития, опирающегося на описание отдельных аспектов современных политических процессов, так и в контексте накопления теоретического знания о политической этике.

При переходе ко второй части настоящей работы, важно отметить наличие широкого спектра представлений о соотношении политики и морали, определяющих содержание вопроса о развитии политической этики.

Исторически сложившаяся теоретическая концепция политики строится на противопоставлении государства с жесткими требованиями контроля, нормативного регулирования и гражданского общества, главным для которого являются требования открытости, гласности, вовлечения граждан в публичный процесс. Классически схема взаимоотношений между этими двумя субъектами выглядит как борьба государственнических и общественных начал, подавление гражданского общества государством, стремление его контролировать и противодействие этому контролю, сопротивление власти со стороны гражданского общества. Идеалом этих взаимоотношений является концепция правового государства, в котором соблюдаются права и свободы граждан, обеспечивается открытость, гласность и участие общества в публичном процессе и одновременно осуществляется господство права, основанного на воле людей.

Важно отметить еще и тот факт, что данная концепция служит основой для развития представлений о соотношении морали и политики, определении развития политической этики. В этом отношении можно выделить несколько основных представлений:

1) «моральная политика» - мораль выполняет мотивационную функцию и составляет основу целеполагания в политической деятельности, как правило, подобный подход относится к практике политического конфликта, когда необходимость поиска политического компромисса требует опоры на моральные ценности;

2) «морализаторство» - мораль служит ценностным базисом политики и одновременно является основным критерием оценки политического процесса и политических действий, как правило, морализаторство относят к практике политического господства религиозных институтов;

302

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

3) «моральный нейтралитет» - мораль и политика явления взаимно независимые, моральные критерии неприменимы к политике, политика не определяет мораль;

4) «моральный кодекс политика» - существует особая профессиональная этика и особая мораль, которая относится только к людям, занятым в политической деятельности;

5) «морально-политический плюрализм» -мораль воспринимается как одна из частных политических позиций, позволяющая производить оценку политического процесса «извне»;

6) «заимствование политических ценностей» -рецепция морально-ценностного содержания политики в мораль, где политика определяет развитие морали.

Предпочтительным для обеспечения гармоничного развития государства и общества, соблюдения баланса морали и политики признается интегративная модель, где превалирует постепенное заимствование политических ценностей в мораль с гармоничным сочетанием других элементов политической этики.

Рассмотрев исторически сложившиеся взгляды на проблематику политической этики, попробуем приступить к рассмотрению тех тенденций, которые ими «не схватываются», но при этом являются не менее значимыми для развития политической этики.

Так многие исследователи, политики и представители общественности постоянно говорят о необходимости повышения эффективности государства, деформации культурных ценностей, разрушении традиций и сложившихся институтов. Анализируя эти процессы, если использовать традиционный подход и сложившуюся теоретическую модель, то создается некоторая угроза попасть в дилемму, которая, однако, не дает возможности сделать объективные выводы по этим вопросам, то есть так или иначе все может свестись к поиску некоего «виновника». Государство в этой ситуации будет выступать за укрепление порядка и законности, а общество будет требовать расширения круга свобод и большей открытости. Но при этом надо понимать, что эти последствия отчасти являются отражением недостатков той принятой теоретической модели, в которой все процессы, связанные с развитием политической этики выглядят несколько упрощенно. Конечно, ни один исследователь не станет умалять значимости действия общественных и го-

сударственных сил для развития политики и морали, но для более целостного понимания процесса развития политической этики и определения основных тенденций ее развития, необходимо учитывать разные события и процессы, которые происходят в политике и морали.

Например, во многих исследованиях вопросов политической этики существенно недооцененным остаются процессы глобализации и переоценка роли государства и общественной морали, в процессе которой происходит не просто изменение их соотношения, а ломка сложившихся представлений и переопределение сущностей этих явлений. Одна из негативных тенденций последнего времени, отмеченная в научных трудах разных авторов, как в России, так и за рубежом состоит в кризис государственности и гражданственности как таковой, деформации традиционных моральных ценностей, выхолащивание политики и области политического. «Административный контроль государства над собственной экономикой повсеместно оказался и оказывается решительно слабее, чем контроль транснациональных корпораций над государственной политикой...» [3] или «если российская общественность, возможно в силу своей недостаточной организованности или слабости, в настоящее время не способна противостоять негативным явлениям, то существует ли институт в Российском государстве, на который должна возлагаться ответственность за культурно-нравственные деформации?» [4].

Не менее важной тенденцией является развитие технологий, прежде всего, информационных и биотехнологий, гуманитарных технологий, которые также оказывают серьезное влияние на процессы указанные выше, в классическом контексте все эти области определены как «прикладные этики» и рассматриваются обособленно, что не дает возможность определить характер зависимостей и взаимосвязей в современных процессах развития политики и морали.

Как уже говорилось выше, ни одна теоретическая модель просто не способна охватить все тенденции развития политической этики в силу ограниченности предмета, а это говорит, прежде всего, о необходимости расширения вопросов, которые требуется подвергнуть анализу с целью более полного исследования вопросов развития политической этики. Это непосредственно связано с разворачиванием новых практико-ориенти-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

303

рованных междисциплинарных исследований по указанной проблематике.

По всей видимости, необходимо сделать эти вопросы темой для серьезной научной дискуссии и определения перспективные направления для дальнейших исследований, которые можно было бы развернуть по следующим направлениям:

1) совершенствование теоретических подходов, ориентированных на практическую политическую деятельность и способных описывать тенденции развития политики и морали на современном этапе;

2) восстановление культурного потенциала, ценностных ориентаций российского общества, возрождение государственности и общественной

морали через осознанную политическую деятельность;

3) развитие политического образования, формирование правил «морального кодекса политика» в политической деятельности и создание современной системы подготовки молодых политиков.

Библиографический список

1. НазаровВ.Н. Прикладная этика. - М., 2005. - 126с.

2. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. - М., 2000. - С. 19.

3. Карпеев А.М. Этика и политика сегодня и завтра (размышления о неприятном). - 2007.

4. Нескородов Б.Н. Публичная власть и проблемы нравственного оздоровления общества. - 2007.

А.А. Шишкина ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье выявляется значение принципов правовой этики государственных служащих и иных должностных лиц в современных условиях, что должно характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права.

Ключевые слова: правовая этика, государственные служащие, современные условия

С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы.

О. Бисмарк

Правовой этики государственных служащих и иных должностных должна ха. растеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание правового сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев в обществе.

Отношение должностного лица к обществу как «высшей» или «низшей» ценности будет определять модели его поведения, формировать и «оправдывать» конкретный набор нравственных качеств, «выстраивать» конкретный стиль взаимоотношений с субъектами различного уровня и характера, определять и «направлять» формы общественно - полезной деятельности, степень

ее интенсивности. В качестве ориентира могла бы стать мысль Аристотеля о том, что «совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком - значит обладать добродетелями. И тому, кто думает действовать в общественной и политической жизни, надо быть человеком добродетельного нрава» [1].

Именно государственная служба, как институт общественного служения может стать фактором стабилизации и духовно - нравственного оздоровления общества, гарантом успехов в построении действительного правового государства, но при условии возрождения в ее исконном призвании -служение своему народу верой и правдой.

Ввиду своей остроты, нравственный аспект государственный службы нашел отражение

304

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© А.А. Шишкина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.