Научная статья на тему 'Современные тенденции построения систем дистанционного обучения'

Современные тенденции построения систем дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕДИАФОРМЫ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Елена Александровна, Казаченок Надежда Николаевна

Рассматриваются принципы построения систем дистанционного обучения и методы, способы использования в учебном процессе различных медиаформ и современных коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции построения систем дистанционного обучения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

использование данного правила. Данный тест можно повторять большое количество раз не только в классе, но и дома, до тех пор, пока не будет полностью усвоен грамматический материал. Также данный тест можно использовать для организации парной работы, для анализа типичных ошибок на большом экране либо учителем, либо обучающимися.

Таким образом, мы можем сделать выбор, что чем богаче спектр методов подготовки учащихся к сдаче экзамена по ЕГЭ и ярче выражена преемственность работы преподавателей Вуза и учителей средней школы, тем выше результаты сдачи данного экзамена учащимися. Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход./А.А.Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.-206с.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика./ Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992.- 254с.

3. Куликов Г.П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофесcионального взаимодействия: Дис....канд.психол. наук. / Г.П.Куликов. - М., 1997.-168с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ от «17» мая 2012г. №413.

© Демина В.А., Натурина С.А., 2015

УДК 378.147

Ерофеева Елена Александровна

канд. пед. наук, доцент ТГУ, г.о. Тольятти, РФ E-mail: e.erofeeva_73@mail.ru Казаченок Надежда Николаевна старший преподаватель ТГУ, г.о. Тольятти, РФ E-mail: kazachenok@tltsu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Рассматриваются принципы построения систем дистанционного обучения и методы, способы использования в учебном процессе различных медиаформ и современных коммуникационных технологий.

Ключевые слова

Системы открытого дистанционного обучения, медиаформы, медиатехнологии, социальные сети.

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Значительные изменения в сфере медиа, произошедшие за последние несколько лет, повлекли за собой очередную интеллектуальную революцию, которая поставила перед современным обществом новые задачи.

Социальные медиа, более знакомы нам как Web 2.0., охватывают множество разнообразных, связанных с вебкоммуникационными технологиями направлений, такие как блоги, общедоступные доски объявлений, социальные онлайн сети и другие медиаформы. Информационно-коммуникационное пространство Интернета предполагает активность пользователя даже на базовом уровне. Чтобы Интернет работал как средство коммуникации, человек должен быть активным: задавать адреса страниц, использовать инструменты поиска, заходить на сайты, выбирать пути, переходить по ссылкам. А активность пользователя предполагает такие характеристики как коммуникация, сотрудничество, сообщество, творчество и конвергенция, которые объединяют все перечисленные выше разрозненные технологии в единое целое.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Коммуникация. По большому счету, социальные медиатехнологии затрагивают связи между людьми. Эти связи могут быть одно- двух- или много направленными, совместными, организованными в виде сети, или в виде социальных сетей. Блоги можно рассматривать в качестве альтернативы или дополнения к публикации, но они также могут быть альтернативой личных веб-страниц. Блоггеры не только занимаются односторонней публикацией, но также часто ссылаются на работы друг друга, комментируют и делятся своими записями, что приводит к широким дискуссиям. Такие сайты социальных сетей, как Facebook, Twitter, Вконтакте обеспечивают связью огромные группы людей, как и взрослых, так и детей. Быстрая скорость связи по Web 2.0 технологическим платформам лучше всего способствует распространению видео по социальным сетям.

Сотрудничество. Современные медиатехнологии позволяют ввести сотрудничество через Интернет. Хотя на первый взгляд и, кажется, что Блоги в целом исключают сотрудничество, но очевидно, что один блог может быть передан в группу различных людей, и иногда может быть использован для групповой работы. Общие доски объявлений могут служить современным инструментом для сотрудничества. Они являются масштабируемыми, при этом частные доски для небольших групп могут работать не хуже такого крупнейшего совместного продукта, как Википедия. Общие доски для объявлений используются, и на работе, и в учебе, и в других сферах жизни.

Сообщество. Социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Вконтакте и другие служат, чтобы сделать мир более удобным и уютным для общения. Но не секрет, что социальные медиатехнологии используются активно и в процессе обучения. Например, можно создать закрытую группу для отдельной группы образовательного учреждения и в ней обмениваться информацией или обсуждать решение задач, которые здесь же в группе были поставлены их преподавателем. Существует множество веб-технологий, которые ранее не имели связь с социальной составляющей, теперь являются частью ее устройства, например, eBay, YouTube. Как много можно найти обучающих видео по различным предметным областям. Теперь эти технологии довольно часто используются при создании обучающего контента для различных дистанционных обучающих платформ.

Следующая упомянутая характеристика - креативность. Превращает ли оцифровка старую информацию в новую? Современные программные средства позволяет сделать процесс редактирования любой цифровой информации очень легким. Это очень способствует творчеству, так как практически не существует технических ограничений для этого, кроме воображения. Сегодня потребители цифрового контента не просто читают, слушают, просматривают или воспроизводят его. Так, например, скачивая самую обычную фотографию можно редактируя, модифицируя ее, в итоге получить совершенно новый продукт. Социальные медиатехнологии позволяют пользователям производить продукцию, и благодаря социальным сетям имеется активная аудитория, которая готова создавать, редактировать, размещать и распространять различную информацию.

Конвергенция. За прошедшие десятилетия мы стали свидетелями конвергенции технологий еще более фантастических, чем самые смелые фантазии. Это, прежде всего, из-за широкой распространенности оцифровки и развитию Интернета. Примерами могут служить различные компании, которые раньше производили только принтеры, а теперь находятся в фото-бизнесе и производят целый спектр различных продуктов или производители компьютеров находятся в музыкальном бизнесе. Еще одним примером является использование для междугородних телефонных звонков широкополосное подключение к Интернету, передача фотографий по электронной почте с помощью мобильного телефона.

Теперь перейдем к рассмотрению систем открытого дистанционного обучения (ОДО). Термин дистанционного обучения означает, что вся или большая часть обучения управляется кем-то, кто находится на большом расстоянии от обучаемого. Системы открытого дистанционного обучения обычно представляют собой некоторую завершенную совокупность компонентов, таких как цель и задачи отдельной системы, программа и учебный план, обучение, стратегии обучения и техники, обучающий материал и ресурсы, коммуникации и взаимодействие, системы поддержки и доставки данных, студентов, преподавателей, учебных менеджеров, различных экспертов, руководства, а также собственно помещений для оборудования.

Системы ОДО используются не только для обучения детей школьного возраста не способных по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

разным причинам посещать обычные школы или для поддержки работы учителей начальных и старших классов, но также многие курсы и программы нацелены на взрослое население для получения второго высшего образования, для повышения квалификации или полной смены сферы профессиональной деятельности. Нужно понимать, что дистанционное обучение является важным методом обучения и оказывает значительное влияние на развитие всей системы национального образования. Потому что использование систем ОДО позволяет сделать образование одинаково доступным и качественным и в таких крупных мегаполисах как, например Москва или Санкт-Петербург и небольших городах как Белогорск с численностью населения менее 70000 человек.

Дистанционное образование в настоящее время действует в двух направлениях. С одной стороны, многочисленные отдельные открытые университеты, такие как Интуит стали принимать большое количество новых учащихся, с другой стороны традиционные университеты начали предлагать свои образовательные программы в режиме дистанционного образования.

Огромный рост коммуникационных технологий усилил эту тенденцию. Системы ОДО имеют потенциал для создания новых моделей преподавания и обучения, открывают и внедряют инновации в системе общего и высшего образования. Нынешние тенденции в ОДО показывают, что открытое и дистанционное обучение уже сейчас является важным элементом в системах образования и профессиональной подготовки. В системах ОДО по способу получения учебной информации различают: асинхронные системы (системы off-line) и синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени). Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает удобное для него время и интенсивность занятий. Для реализации асинхронного режима обучения можно выделить два направления. Первое - использование специализированных платформ, называемые LMS (Leaming Management System) на базе которых, разворачиваются разнообразные курсы или отдельные дисциплины. Наиболее яркими примерами таких LMS является Moodle - система управления курсами, также известная как система управления обучением или платформа Canvas. С возможностями данных систем можно познакомиться на сайтах https://moodle.org и https://canvas.instructure.com . Второе направление - это проектирование и разработка информационных образовательных систем «своими силами». Этот процесс включают в себя все этапы жизненного цикла программных приложений, начиная от проектирования функциональных требований к информационной системе, программирование, тестирование, внедрение.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя, например посредством web-чата. В целом можно сказать, что синхронный способ обучения требует точного планирования времени и преподавателя и обучаемых. Компоненты синхронных систем проще - это различные инструменты совместной работы (многопользовательские «белые доски», приложение, позволяющее нескольким пользователям рисовать, писать на одном экране, как на доске или листе бумаги). Эти факторы сами по себе требуют от разработчиков и преподавателей внимательнее относиться к тому, как составлять методики и проводить онлайновое обучение в коммуникации. Чтобы добиться от синхронного обучения качества нужно затратить некоторое время и усилия на разработку учебных ресурсов и на анализ ситуации, надо уделить внимание всем компонентам, включая сопутствующие материалы, визуальные средства, коммуникационные средства, средства интерактивности и совместной работы, скрипты. Хочется отдельно отметить такое направление дистанционного обучения как «массовый открытый онлайн курс (МООК) - MOOC (Massive open online course), которое представляет собой открытый интернет курс с массовым интерактивным участием. МООК ориентированы на большое количество участников курса (до 100 000 студентов и более)» [1].

Следовательно, распространение социальных медиаформ и их внедрение в учебную среду означает, что системы дистанционного обучения должны поддерживать их. Также нельзя забывать и про открытость и доступность систем, что позволит расширить территорию их применения и охватить большие слои общества.

Список использованной литературы: 1. Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579-587.

© Ерофеева Е.А., Казаченок Н.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.