Научная статья на тему 'Опыт оптимизации подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к сдаче экзамена по ЕГЭ (английский язык) преподавателями вуза'

Опыт оптимизации подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к сдаче экзамена по ЕГЭ (английский язык) преподавателями вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ / НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Виктория Александровна, Натурина Светлана Андреевна

В данной статье обобщается опыт работы преподавателей кафедры английского языка №1 МГИМО МИД России по проведению проекта, инициированного Министерством Образования и Науки России совместно с учителями школы №1974 г. Москвы по реализации программы подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по иностранному языку (английский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина Виктория Александровна, Натурина Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт оптимизации подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к сдаче экзамена по ЕГЭ (английский язык) преподавателями вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

форм и методов обучения.

Но, разумеется, при наличии таких технологий обучения было бы странно не попытаться применить их для упрощения некоторых процессов в обучении студентов - очников. В частности, в ГУ имени Шакарима была опробована и внедрена возможность проводить тестирование в системе Moodle при помощи создаваемых там тестовых заданий, получена возможность оценивать знания моментально. К тому же, студенты могут сразу самостоятельно увидеть, что именно решили неверно и какой ответ был правильным.

Следует отметить что, традиционная форма обучения преподаватель-студент-учебник успешно заменяется новой: преподаватель - студент - учебник - Moodle- домашняя подготовка - деловая игра -тестовый контроль. Использование среды Moodle делает систему обучения гибкой и даёт возможность проводить обучение эффективно, а так же является важным элементом в повышении качества образования в ВУЗе в настоящее время.

Список использованной литературы:

1. Зайцева О. Н. Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов: на примере изучения математических дисциплин: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08.- Орел, 2013. - С. 27-30. URL: http://dvs.rsl.ru (дата обращения: 10.09.2015).

2. Михайлова Н. В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Оренбург, 2012. - С. 6-12. URL: http:// dvs.rsl.ru (дата обращения: 12.09.2015).

© Григорьева И.Я., Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М., 2015

УДК 378

Демина Виктория Александровна

канд.пед.наук, доцент, доцент МГИМО МИД России, г. Москва, РФ E-mail: demina72@rambler.ru Натурина Светлана Андреевна старший преподаватель МГИМО МИД России, г. Москва, РФ

E-mail:Svetlana-naturina@yandex.ru

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ЕГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА

Аннотация

В данной статье обобщается опыт работы преподавателей кафедры английского языка №1 МГИМО МИД России по проведению проекта, инициированного Министерством Образования и Науки России совместно с учителями школы №1974 г. Москвы по реализации программы подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по иностранному языку (английский).

Ключевые слова

Оптимизация учебного процесса, образовательные стандарты, принцип преемственности, механизмы повышения эффективности подготовки учащихся, новые методы работы.

Правительство города Москвы уделяет большое значение улучшению работы средних школ и повышению образования учащихся во многих областях науки, развитию воспитательного процесса в системе « Вуз - Средняя школа», направленного на повышение качества подготовки учащихся с учётом образовательных стандартов, условий сдачи ЕГЭ и расширения олимпиадного движения. В связи с этим,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

нами была проведена работа в школе по подготовке учащихся с даче единого госэкзамена по английскому языку.

Обобщение итогов данного проекта позволяет нам сделать вывод, что внедрение последнего делает процесс обучения профессионально ориентированным, реализуя при этом права каждого учащегося на качественное и доступное образование, которое обеспечивает равные стартовые условия для полноценного развития детей. При этом невозможно переоценить социальную значимость проекта для города.

Таким образом, преподаватели Вузов наряду с учителями школ проводят работу по формированию необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования и обеспечения социально - экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами.

Внедрение данного проекта обусловлено объективной потребностью современного общества, особенно в условиях реорганизации всех его звеньев (в том числе и образования) в поиске оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, подборе рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Поскольку в школе проверяются разные стратегии обучения, то мы считаем, что чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей оптимизации обучения предмету в целом.

Как показывает анализ методической литературы, обучение английскому языку имеет два вектора развития. С одной стороны, оно детерминируется объективными нуждами большинства, выражая его социальный заказ, с другой, оно само детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы, и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения иностранного языка и содержания обучения. Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи его другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Более того, иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Принимая во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика особо подчеркивает необходимость усиления прагматических аспектов изучения языка. Речь идет не столько о знании языка, сколько об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «прагматической межкультурной компетенции». В государственном стандарте обучения иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с «вторичной социализацией»[4]. Иными словами, без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Именно культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека.

Наш опыт совместной работы дал положительные результаты в достижении общей цели -эффективности подготовки учащихся по овладению иностранными языками на основе принципа преемственности. Необходимо отметить тот факт, что в современной научной литературе и в средствах массовой информации недостаточно широко освещается вопрос преемственности общего среднего и вузовского образования. А именно, преемственность часто рассматривают как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения. Несмотря на глубокое раскрытие сути данного принципа в огромном количестве научных исследований, на практике до сих пор существует разрыв между школьным и вузовским образованием. Практика показывает, что вчерашнему школьнику, оказавшемуся на студенческой скамье трудно адаптироваться к новым формам организации учебного процесса и методам обучения, к требованиям его результатов. Это говорит о значительной несогласованности и в содержании, и в методах, и в средствах обучения в школе и в вузе. Также кардинально отличается характер и способы познавательной деятельности студента и школьника. По нашему мнению введение профильного обучения в старших классах может помочь хотя бы частично в решении этой проблемы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Мы считаем, что для большего обеспечения преемственности необходимо вводить в учебный процесс на старшей ступени как можно больше новых компонентов обучения, таких как элективные курсы, проектная или исследовательская работа и т.д. Именно они детерминируют и катализируют процесс введения новых организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и новых способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования. Профильные курсы имеют сильную мотивационную базу - подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования, развитие профессионального самоопределения учащихся.

Поэтому введение Единого Государственного Экзамена является одной из ступеней подготовки к поступлению в Вуз. Следует отметить, что требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, оказывали и оказывают значительное влияние на обучение иностранным языкам в средней школе. Во-первых, планка поднята очень высоко и обычная школа пока часто не дотягивает до этого уровня. Поэтому ЕГЭ по иностранному считается самым трудным этапом в реализации требований общества, государства и образования. Во-вторых, с каждым годом все больше и больше ВУЗов вводят иностранный в качестве одного из вступительных экзаменов на многие специальности. И если проанализировать вступительные экзамены во всех ВУЗах России, то мы увидим, что, чем престижнее учебное заведение, тем больше там вступительных экзаменов по иностранному языку.

Будучи экспертом ЕГЭ и проводя проверки экзаменационных работ учащихся московских школ в 2009 - 2012 годах нами было отмечено, что наиболее слабые результаты продемонстрировали участники экзамена по ЕГЭ по английскому языку в разделе «Письмо», которое является чрезвычайно сложным продуктивным видом речевой деятельности. При проверке работ наиболее распространенными причинами потери баллов были:

1. Неумение выполнять коммуникативные задания в заданном объеме.

2. Несоответствие содержания письменной работы поставленной коммуникативной задаче.

3. Незнание формата экзамена, критериев оценивания, а также общей структуры написания личного письма.

Поэтому при проведении занятий по английскому языку с учащимися школы № 1974 г. Москвы особое внимание было уделено работе по формированию устойчивых навыков письма.

До недавнего времени (как на традиционном школьном экзамене, так и на вступительном экзамене в вуз) успешность работы выпускника определялась в основном незначительным количеством лексико-грамматических ошибок, а отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи (она, по сути, и не ставится за выполнение традиционных типов заданий). При этом оценивание носило чисто субъективный характер: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих объективизировать результаты. В последнее время разработаны критерии оценивания устных и письменных ответов учащихся, которые учащиеся могут использовать при самопроверке и оценке работ одноклассников.

Большую помощь в оптимизации учебного процесса оказывает развитие информационных технологий. Последние позволяют учителям иностранных языков все активнее использовать в своей воспитательно -образовательной деятельности информационные ресурсы сети Интернет, а также готовые мультимедиа программы. Сказать, что всё идет успешно, нельзя, потому, что использование компьютера на уроке требует от преподавателя определённой квалификации в применении данных ресурсов, это также требует много времени на подготовку к уроку, чтобы провести его на высоком методическом уровне.

Так, к примеру, тест EGU-test.html, созданный на основе учебника по грамматике English Grammar in Use издательства Кембриджского университета можно использовать для диагностики успеваемости во время проведения входящего мониторинга в 10-11 классах, а также для проведения обычного тестирования в течение учебного года. Данный тест очень полезен для успешной организации индивидуальной работы в классе. Если рассматривать использование данного теста в традиционном бумажном варианте и в компьютерном исполнении, то видны существенные различия. Если группа обучающихся большая, то учитель сможет проверить тесты и проанализировать ошибки только к следующему занятию, если же обучающиеся работают с данным тестом в компьютерном варианте, то здесь появляются совершенно иные возможности работы с ним. Тест создан в программе Macromedia Flash, что позволяет обучающимся получить сведения об ошибках после выполнения теста с указанием страницы учебника по грамматике на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

использование данного правила. Данный тест можно повторять большое количество раз не только в классе, но и дома, до тех пор, пока не будет полностью усвоен грамматический материал. Также данный тест можно использовать для организации парной работы, для анализа типичных ошибок на большом экране либо учителем, либо обучающимися.

Таким образом, мы можем сделать выбор, что чем богаче спектр методов подготовки учащихся к сдаче экзамена по ЕГЭ и ярче выражена преемственность работы преподавателей Вуза и учителей средней школы, тем выше результаты сдачи данного экзамена учащимися. Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход./А.А.Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.-206с.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика./ Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992.- 254с.

3. Куликов Г.П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофесотонального взаимодействия: Дис....канд.психол. наук. / Г.П.Куликов. - М., 1997.-168с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ от «17» мая 2012г. №413.

© Демина В.А., Натурина С.А., 2015

УДК 378.147

Ерофеева Елена Александровна

канд. пед. наук, доцент ТГУ, г.о. Тольятти, РФ E-mail: e.erofeeva_73@mail.ru Казаченок Надежда Николаевна старший преподаватель ТГУ, г.о. Тольятти, РФ E-mail: kazachenok@tltsu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Рассматриваются принципы построения систем дистанционного обучения и методы, способы использования в учебном процессе различных медиаформ и современных коммуникационных технологий.

Ключевые слова

Системы открытого дистанционного обучения, медиаформы, медиатехнологии, социальные сети.

Современные технологические инновации способствуют существенному усовершенствованию системы коммуникации и выводят её на качественно новый уровень. Значительные изменения в сфере медиа, произошедшие за последние несколько лет, повлекли за собой очередную интеллектуальную революцию, которая поставила перед современным обществом новые задачи.

Социальные медиа, более знакомы нам как Web 2.0., охватывают множество разнообразных, связанных с вебкоммуникационными технологиями направлений, такие как блоги, общедоступные доски объявлений, социальные онлайн сети и другие медиаформы. Информационно-коммуникационное пространство Интернета предполагает активность пользователя даже на базовом уровне. Чтобы Интернет работал как средство коммуникации, человек должен быть активным: задавать адреса страниц, использовать инструменты поиска, заходить на сайты, выбирать пути, переходить по ссылкам. А активность пользователя предполагает такие характеристики как коммуникация, сотрудничество, сообщество, творчество и конвергенция, которые объединяют все перечисленные выше разрозненные технологии в единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.