Научная статья на тему 'Современные проблемы управления инновационными процессами'

Современные проблемы управления инновационными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагута И. В.

Исследуются современные проблемы управления инновационными процессами, что развивает инновационный тип производства. Новая инновационная политика в России, инновационный прогресс, инновационный потенциал, маркетинговые инновации, инновационный менеджмент развивают инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы управления инновационными процессами»

УДК 338.26.28 И.В. Лагута

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Исследуются современные проблемы управления инновационными процессами, что развивает инновационный тип производства. Новая инновационная политика в России, инновационный прогресс, инновационный потенциал, маркетинговые инновации, инновационный менеджмент развивают инновационную деятельность.

Ключевые слова: управление инновационными процессами, модернизация производства, инновационный тип производства, инновационный прогресс, инновационный потенциал, интенсивный тип воспроизводства, новая инновационная политика в России, процесс управления инновационной деятельностью, маркетинговые инновации, проектный стиль управления, инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновационный проект, инновационная и инвестиционная стратегия, управление инновационной и инвестиционной деятельностью.

У правление развитием инновационными процессами в России предполагает качественные преобразования производственного потенциала при модернизации производства, до устойчивого конкурентоспособного уровня. В результате проведения модернизации сформируется инновационный тип воспроизводства. Он базируется на научных разработках и их ускоренном включении в процессы воспроизводства; развивает необратимые потребности в новых, адекватных им методах, технологических схемах, приемах, инструментах его организации, и новом качестве работников. Формирует потребность в новой организации труда и производства, ускоряет преобразование организационного и экономического механизма хозяйствования и управления. В целом, на инновационной основе будет проходить процесс интеллектуализации экономики предприятия, организации, промышленности.

Инвестиции в развитии инновационности воспроизводственного процесса необходимый фактор. Но чаще всего фактор, лимитирующий инновационный прогресс, сдерживающий повышение уровня, качества и конкурентоспособности продукции, формирование нового этапа в развитии предприятий и отраслей в целом.

Поэтому необходимо включить в инновационное развитие полный арсенал инноваций всех видов и типов.

Развитие инновационной деятельности в условиях национального промышленного комплекса, имеет свою специфику по сравнению с другими высокоразвитыми странами. С одной стороны, в России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики промышленности. В стране достигнут высокий (мировой) уровень развития фундаментальных наук; достаточный научно-технический потенциал (например, на предприятиях военно-промышленного комплекса); высокообразованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; высокий уровень интеллектуального и профессионального развития российских специалистов.

В глобальном интегральном индексе конкурентоспособности Россия занимает в 2008 г. - 51 место; в 2009 г. - 68, в числе 133 стран. По индексу интеллектуального развития Россия в 2009-2010 гг. находилась на шестом месте. Во многих регионах России за годы плановой экономики был создан мощный инновационный потенциал, который обеспечивал мировой уровень развития по приоритетным направлениям техники, и технологий ряда отраслей промышленного производства. Экономика переходила к интенсивному типу воспроизводства.

Вместе с этим, организационно управление экономикой больших масштабов в сложных технико-технологических, экономических условиях не было подготовлено к высокому уровню освоения научно-технических достижений. Число авторских свидетельств и патентов, ежегодно выдаваемых государственными службами патентоведения, превышало количественно число патентов и свидетельств на полезные модели в 1970-1983 гг. совокупный общемировой уровень. В новых условиях переход России на инновационное развитие возможен поэтапно, на основе оптимальной диффузии инновационных идей и проектов. Тем более что трудовые ресурсы остаются восприимчивыми к инновациям, что видно из официальной информации по развитию науки, вузов, образования в целом.

В процессе смены общественно-экономического уклада в России (1991-1993 гг.), упущен значительный временной интервал для инновационного развития. Это требует интенсификации при решении его проблем, так как разрыв в общем уровне экономики, социальной сферы, национальной безопасности страны, достиг крити-

ческих пределов. Это подтверждают результаты системного кризиса в России, осложненного всеобщим мировым кризисом. Следовательно, необходимо адекватное представление об основных характеристиках инновационных процессов, их движущих силах и закономерностях, углубленных исследований инновационного типа воспроизводства и формирования на его основе экономики и общества знаний. Вероятно, что результатами реализации новой инновационной политики в России должны стать: достижения высокого уровня инновационного развития, социальной и гуманитарной его направленности, содействующие качественным преобразованиям в уровне, стиле жизни населения, росте эффективности общественного воспроизводства, ресурсосбережению и экологизации экономики.

Активизация инновационной деятельности связана с формированием развернутой системы ее мотивации за последние два десятилетия. Здесь необходимы новые организационно-управленческие меры, стимулирующие население приоритетами инновационной деятельности.

Нельзя не согласиться с Кастельс М., что инновации есть проблема культуры страны. Их использование часто осложняется микрофакторами, и в первую очередь - нерациональностью использования интеллектуальных ресурсов. Инновационно развитые страны обеспечили переход к эффективной экономике, основанной на знаниях, инновациях, всеобщем росте культуры, воспитания, а также интенсивном развитии экономики в сочетании с названными факторами. Процесс управления инновационной деятельностью отличается высоким уровнем сложности. В силу своей объективной природы он продолжителен во времени и распределен в пространстве, и порой далеко выходит за рамки промышленного предприятия, комплексов, отрасли. Кроме того, он отличается высокой вероятностью коммерциализации и рисками. Следовательно, инновационная система должна быть способной управлять не только фазой концептуального решения проблемы, на основе результатов фундаментальных и поисковых научных исследований, но и полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок для реализации. Весь процесс должен проходить на основе справедливой цены и строгого соблюдения всеми участниками рынка интересов потребителей. Если при этом не модернизируется система управления, то возни-86

кают затруднения в реализации нового, так как, инновационное управление по самой своей природе связано с большим уровнем неопределённости и рисков.

В связи с этим целесообразно обратить особое внимание на управление инновационным развитием. Как показал анализ, по уровню развития организационные и маркетинговые инновации отстают от использования других видов инноваций в 3-5 раз.

Международные рейтинги показывают на низкий уровень данного показателя в России. Статистические справочники РФ выделяют лишь два вида управленческой деятельности, включенных в отчетность: организационные и маркетинговые инновации. В 2006 году организации, осуществлявшие организационные инновации составляли 857 единиц (из них 84,5 % - в обрабатывающем производстве); маркетинговые инновации - 615 единиц (из них 96,4 % - в обрабатывающем производстве).

В среднем на производственные предприятия в 2006 г. приходилось расходов на инновационное развитие - 2,1 млн. руб. в год, в том числе на обрабатывающую промышленность - 1,8 млн. руб., высокотехнологичные отрасли - 1,1 млн. руб. При этом каждое второе предприятие имело готовые, но не использованные организационные инновации в течение последних трех лет.1

В число организационных инноваций включались лишь двенадцать видов: реализация новой, изначально измененной корпоративной стратегии; внедрение современных методов управления на основе информационных технологий; внедрение новых, значительно измененных организационных структур; применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих; создание специализированных подразделений по проведению исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений; внедрение корпоративных систем управления знаниями, реализация мер по развитию персонала; реализация новых форм стратегических связей, партнерских отношений и прочих кооперационных связей с поставщиками, потребителями продукции; передача ряда функций и

1 Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.

бизнес-процессов специализированным подрядчикам, и прочие организационные инновации.

Объем производства с использованием маркетинговых инноваций в 2006 г. составлял 94,89 млн руб., в т. ч. в обрабатывающем производстве - 21,8 млн руб.; в 2007 г. - 30,73 млн руб., в т.ч. в обрабатывающем производстве 23,1 млн руб. Расчеты показали, что затраты на маркетинговые инновации составили в 2006 г. - 1,1 млн руб. (1,2%); в 2007 г. - 2,1 млн руб. (6,8 %), от стоимости произведенной продукции.2

Достаточно высокий уровень результативности маркетинговых инноваций, при производстве и реализации продукции в этот период, достигался в результате: внедрения значительных изменений в дизайне товаров и услуг; существенных изменений в упаковке; реализации новой стратегии маркетинга, ориентированной на расширение рыночной ниши; использования новых приемов по продвижению товара, поиска каналов продаж; введения новых концепций презентации товаров; использования новых ценовых стратегий по продаже товаров и услуг; прочих маркетинговых инноваций.

Исследование показало, что при проектировании ожидаемых результатов использования инновационных идей и проектов, требуется особая тщательность, профессионализм в обосновании мер, упреждающих возможные нежелательные последствия отдельных нововведений. Инновации любого рода - это результат целенаправленной, предметной, системной деятельности всех участников инновационного процесса, как единой коллективной социализированной системы получения, накопления и использования новых знаний и новых технологий, основанных на них в воспроизводственной системе. В связи с этим инновационную политику целесообразно формировать на следующих принципах: единства и адекватности уровня развития научного, организационнотехнического, технологического процессов; и их направленности на экономическое, социальное, гуманитарное развитие общества; оптимальное сочетание государственного управления, регулирования и самоуправления с максимальной ориентацией населения на включение в экономическую и общественную жизнь страны; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований,

2 Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.

проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием новой продукции; поддержка ведущих научных коллективов, научных школ, способных обеспечить опережающий уровень научных исследований; многообразие форм их организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных проектов и программ; поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической и технологической сферах.

Основной особенностью системы управления инновационным развитием является проектная форма организации труда. Инновационная деятельность полностью вписывается в проектный стиль управления. Любой проект предполагает ограниченную по времени деятельность, которая имеет четко выраженное начало (вход) и завершение (выход), систему определенных мероприятий, позволяющую эффективно управлять проектом и ресурсами. В связи с этим применение проектного подхода, основанного на соответствующих стандартах, позволяет с необходимой долей формализации описать процессы инновационной деятельности для эффективного управления ими.

Другой особенностью системы управления является нематериальный характер основных ценностей, какими, прежде всего, являются трудовые и информационные ресурсы. Управление информационными ресурсами, накопленными знаниями и персоналом, непрерывное опережающее повышение квалификации, становятся первоочередными и приоритетными задачами управления инновационным развитием предприятий промышленности. Существенное значение имеет инновационный менеджмент, включающий идентификацию знаний и информации, их высоко результативное использование, хранение и защиту.

Следовательно, разработка инновационных проектов должна предваряться (как предпроектная подготовка) концептуальными разработками, в основе которых находится соответствующая методологическая база, а также, используемые понятия и принципы инновационной деятельности. В связи с необходимо уточнение содержания понятий: «инновационный проект», «инновационная и инвестиционная стратегия», «управление инновационной и инвестиционной деятельностью», применительно к предприятиям и организациям промышленности. Кроме того необходимо пересмотреть классификацию отраслей перерабатывающей промышленно-

сти, изложенную в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности: 2009». В нем, в рамках обрабатывающего производства выделены: высокотехнологичные отрасли, среднетехнологичные отрасли высокого уровня; среднетехнологичные отрасли низкого уровня; низкотехнологичные отрасли. К последним отнесены отрасли, отличающиеся на национальном и мировом рынках низким уровнем конкурентоспособности. Между тем, по результатам многократных исследований и различного рода анализов, они относятся к жизнеобеспечивающим товарам, отличающимся высокой добавленной стоимостью и скоростью кругооборота продукции. Именно они могут гарантировать в первую очередь высокое качество жизни и устойчивость финансовой системы. В первом десятилетии XXI века Россия существенным образом зависела от импорта названной продукции. В связи с этим целесообразно выделить данную группу, как область приоритетного инновационного развития. И очевидна необходимость ее непосредственного соседства с фармацевтической продукцией и производством медицинской техники, как соответствующих решению главной проблемы - росту уровня социализации и гуманизации российского общества. пгсге

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------

Лагута И.В. - преподаватель кафедры экономики Самарского государственного архитектурно-строительного университета Россия соискатель НОУ ВПО «Институт управления и права», auv59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.