Научная статья на тему 'Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий'

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13593
1243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Елена Анатольевна

Современное развитие экономики характеризуется непрерывным увеличением роли инноваций как ключевого фактора успеха в конкурентной борьбе. Перед отечественным производственным комплексом остро стоит проблема низкой инновационной активности предприятий. Добиться стратегического доминирования на глобальном рынке можно посредством реализации инноваций, поэтому важной особенностью экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий»

Е.А. ИВАНОВА ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Современное развитие экономики характеризуется непрерывным увеличением роли инноваций как ключевого фактора успеха в конкурентной борьбе. Перед отечественным производственным ком -плексом остро стоит проблема низкой инновацион-

ной активности предприятий. Добиться стратегического доминирования на глобальном рынке можно посредством реализации инноваций, поэтому важной особенностью экономического роста является переход кнепрерывному инновационному процессу.

Инновационная деятельность, инновационные конкурентные преимущества, технологические инновации, инновационная активность, конкурентоспособность продукции, инновационно-активные организации, затраты на инновации.

Важнейшим фактором модернизации национальной экономики, развития и укрепления ее позиций на мировом рынке, повышения уровня конкурентоспособности России является интенсификация инновационной деятельности. Спрос на технологические инновации со стороны российских предприятий остается крайне низким и не соответствует ожидаемым переменам в экономической жизни страны.

Устаревшая инфраструктура, неспособность обес-печить освоение и создание новых факторов производства, диспропорции между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике делает необходимым анализ тенденций раз -вития инновационной сферы как фактора достижения конкурентоспособности. Реализация конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и внедрение абсолютно новых организационно-управленческих, финансово-экономических и производственных технологий.

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Государственная поддержка реального сектора экономики, снижение негативного влияния от экономических изменений, ведущих к снижению экономического роста в РФ, увеличение расходов на создание и развитие инновационных производств позволит российской экономике переориентироваться с поставщика факторов производства на производителя качественной и конкурентоспособной продукции.

Формирование и удержание конкурентного преимущества затрагивает механизм функционирования предприятия, связанный с проектированием, произ-водством и реализацией продукции. Вместе с тем в условиях активизации конкурентной борьбы как на внутреннем, так и на внешнем рынках, наиболее ус -тойчивы инновационные конкурентные преимущества, т.е. конкурентные преимущества, основанные на использовании инноваций.

Инновации формируют конкурентные преимущества со средней и высокой степенью устойчивости. Соответственно под инновационным обеспечением кон-

курентоспособности предприятия понимается создание и реализация инновационных конкурентных преимуществ в области повышения качества продукции, сокращения затрат, методов формирования товарного ассортимента, организации производства и управления на предприятии.

Важной особенностью экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу. Интенсивность НИОКР во многом определяет уровень экономического развития. В условиях острой конкурентной борьбы на рынке выигрывают только те предприятия, которые обеспечивают благоприятные условия для реализации научных исследований. Добиться и удержать конкурентные преимущества возможно лишь посредством инноваций - это утверждение стало аксиомой для сегодняшних предприятий. Несмотря на то, что каждое успешное предприятие реализует собственную стратегию роста, в основе своей они используют один принцип - только постоянные улучшения и нововведения позволят добиться высокого уровня эффективности производства.

Формирование конкурентных преимуществ на ос -нове инноваций возможно посредством их реализации в новых товарах и технологиях, что в свою очередь обеспечит предприятию технологическое превосходство перед конкурентами. Но иметь конкурентное преимущество не самоцель для предприятия, важно правильно сориентировать его деятельность и умело следовать выбранной стратегии, что в конечном счете поз -волит добиться успеха в конкурентной борьбе (рш. 1).

Таким образом, роль инноваций в достижении конкурентоспособности заключается в том, что они предоставляют предприятиям возможности добиться технологического доминирования на рынке и обеспечить победу в конкурентной борьбе. Однако ключевой проблемой для России остается проблема активизации инвестиционной деятельности, прежде всего в материальное производство, которое определяет развитие всей экономики. Привлекая инвестиции в производство, необходимо учитывать, в какие сферы экономики они направляются. Наибольшие преимущества получают хозяйствующие субъекты, которые вкладывают средства в развитие технологий, причем в те, отдача от которых не заставит себя ждать. Традиционно инновации связывают, прежде всего, со сферой материального производства, тем не менее, нововведения возникают и воплощаются и в непроизводственной сфере: в медицине, образовании и ряде других отрас-лей, не производящих материальный продукт.

Рис. 1. Этапы достижения успеха в конкуренции[1]

Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая исследования, разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов независимо от их отраслевого предназначения. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить ее на прежнем уровне, необходимы инвестиции в разработку и реализацию инноваций. При этом существует прямая зависимость между успехом предприятия в будущем и его затратами в настоящем.

Удельный вес организаций в России, осуществлявших технологические инновации в 2007 г., составил 8,6%. Для сравнения в Германии их доля 62,6%, в Бельгии - 52,2%. По интенсивности затрат Россия в 2007 г. находилась на 16 месте: удельный вес на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составил 1,1% [2]. Структура экономики России представлена на рис. 2.

■ - сфера услуг

□- обрабатывающая промышле]

□-добыча полезных ископаем]

□- строительство

□- сельское хозяйство

□- производство и распределен: электроэнергии, газа и воды

Рис. 2 Структура экономики России

Российская обрабатывающая промышленность имеет значительный вес и в целом разделяется на три группы отраслей:

• занимающихся переработкой собственных сырьевых ресурсов и имеющих определённый экспортный потенциал;

• машиностроение, разные сектора которого обладают разным уровнем технологической сложности и различным экспортным потенциалом;

• низкотехнологичные отрасли, обслуживающие потребности внутреннего рынка.

Производство машин и оборудования относится к среднетехнологичной отрасли высокого уровня. Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в данной области, необходимо решить комплекс про-

блем: разработать законопроекты по защите авторе -ких прав, ускорить процедуру выдачи патентов, подготовить высококвалифицированные кадры, способные на реорганизацию, обеспечить государственную адресную поддержку производств, использовать международные стандарты качества и современные технические регламенты. Целесообразность стимулирования производства машин и оборудования во многом предопределяет эффективное развитие смежных и сопутствующих отраслей. В эту отрасль должны привлекаться новинки современной техники и технологии, однако статистические данные свидетельствуют о низкой инновационной активности предприятий в сфере производства машин и оборудования (табл. 1).

Таблица 1

Инновационная активность организаций в сфере производства машин и оборудования

Совокупный уровень инновационной активности организаций, % 2006 г. -16,2 2007 г. - 17,2

Удельный вес организаций, осуществляющих инновации в общем числе организаций по типам, %: - технологические, 15 16,1

- организационные, 5,2 5,8

- маркетинговые 3,8 4,6

Наибольший уровень инновационной активности (более 17%) характерен для предприятий смешанной формы собственности и предприятий, находящихся в совместной российской и иностранной собственности.

В 2007 г. насчитывалось 277 организаций, осуществлявших технологические инновации, что на 0,7% больше, чем в 2006 г., при этом большая доля приходится на продуктовые инновации (более 70%) (табл. 2).

Среди организаций анализируемого производства наибольшую долю составляют организации, приобретавшие машины и оборудование, связанные с технологическими инновациями. Актуальность этого вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования, что является одним из факторов конкурентоспособного производства. В 2007г. приобретением производственного оборудования занималось 58,5% организаций из числа осуществлявших технологические инновации, что ниже уровня 2006 г. на 0,8 процентного пункта. Возросло число организаций, приобретавших программные средства, на 2,6%. В 2007 г. треть организаций занималась на-

По данным статистического наблюдения за инновационной деятельностью организаций в 2007 г., 2941 организация в течение последних трех лет имела завершенные технологические инновации, из них 332 (11,3%) приходятся на производство машин и оборудования. Их число по сравнению с 2006 г. возросло соответственно на 6,2 и 4,4%.

Более половины организаций, занятых производством машин и оборудования (65,1%), имевших технологические инновации, разрабатывали их самостоятельно, треть - совместно с другими организациями, для 6,9% организаций инновации разрабатывали в основном другие организации. Примерно в таком же соотношении разрабатывались маркетинговые и организационные инновации.

Объем инновационных товаров по организациям производства машин и оборудования в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 54,8% и составляет 37001,1 млн руб. Более 60% приходится на товары, вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям в

учными исследованиями и разработками (36,5%) и еще одна треть - производственным проектированием (36,1%). Этот уровень незначительно изменился по сравнению с 2006 г. Значительно сократились затраты на приобретение технологий и маркетинговые исследования - на 26,8 и 22,8% соответственно.

Производством машин и оборудования занимается большое число организаций, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения (табл. 3). Однако только 40,3% из них реально осуществляли технологические инновации. Все это свидетельствует о низком уровне инновационной активности и неиспользованных возможностях предприятий.

течение последних трех лет, треть продукции составляет инновационная продукция, подвергавшаяся усовершенствованию.

На организации производства машин и оборудования приходится 8,7% от числа организаций, приобретавших новые технологии, и более 10% на организации, передававшие новые технологии. Несмотря на достаточно весомую долю в общем числе организаций, занимающихся разными видами экономической деятельности, в абсолютном выражении (106 и 10 организаций соответственно) уровень технологического обмена для такой страны, как Россия, ничтожен.

Аналитики рынка производства машин и оборудования рассматривают Россию как потребителя им -портных товаров, а не как активного участника международного разделения труда в области промышленного производства. Данная тенденция ориентирует отечес твенных производителей на формирование продуктовых инновационных конкурентных преимуществ . Анализируя возможности их реализации на российском рынке, можно отметить, что ведущие

Таблица 2

Организации, осуществлявшие технологические инновации по видам инновационной деятельности в

сфере производства машин и оборудования

Виды инновационной деятельности Число организаций, осущес-твлявших технологические инновации В % к числу организаций, осуществлявших технологические инновации

2006г. 2007г. 2006г. 2007г.

Исследования и разработки 95 101 34,5 36,5

Производственное проектирование 105 100 38,2 36,1

Приобретение машин и оборудования 163 162 59,3 58,5

Приобретение технологий 38 28 13,8 10,1

Из них приобретение прав на патенты, лицензии 21 17 7,6 6,1

Приобретение программных средств 95 98 34,5 35,4

Другие виды подготовки производства 52 52 18,9 18,8

Обучение и подготовка персонала 77 77 28 27,8

Маркетинговые исследования 59 46 21,5 16,6

Прочее 17 14 6,2 5,1

Таблица 3

Научно-исследовательские подразделения в организациях, занятых производством машин и оборудования

2006 г. 2007 г.

число % число %

Организации, имевшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения 411 100 457 100

Организации, осуществлявшие технологические инновации 182 44,3 184 40,3

Организации, не осуществлявшие технологические инновации 229 55,7 273 59,7

отечес твенные производственные предприятия, с одной стороны, не располагают средствами, необходимыми для осуществления инновационной деятельности, ас другой - при постоянном интенсивном выходе на рынок новых конкурентов их вложения в отечественные разработки весьма рискованны. Поэтому на успех могут претендовать лишь отдельные товары или категории товаров, предназначенные для относительно свободного сегмента рынка и характеризующиеся высокими потребительскими свойствами раз -работки.

Деятельность инновационно-активных организаций в основном направлена на удовлетворение спроса отечес твенных потребителей. Анализ структуры экс -порта показывает, что инновации не оказали заметного влияния на его увеличение. В 2007г. экспортировано инновационных товаров на сумму 5686,1 млн руб. (15%), товаров, не подвергшихся инновационным из -менениями, - на 32190,8 млн руб. (85%).

Экспорт инновационной продукции ориентирован в основном на страны СНГ. Импорт технологий при-

ходится на страны дальнего зарубежья. Данные статистического наблюдения организаций производства машин и оборудования свидетельствуют о сокращении числа организаций, приобретавших новые технологии в 2007 г. на 7,5%. Как и в предыдущем году, большая доля приобретений приходится на внутренний рынок. Из 86 организаций, приобретавших новые технологии, более 65% приходится на покупку оборудования, права на патенты, лицензии, на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей - 20,1%, на целенаправленный прием на работу квалифицированных кадров приходится 19,8%, на долю исследований и разработок - 16, 3%. В экс -порте новых технологий в 2007 г. участвовало всего 2 организации, по 37,5% приходилось на продажу оборудования и на передачу результатов исследований и разработок, 25% - на переход квалифицированных специалистов и 12,5% на передачу прав на патенты, лицензии, на использование изобретений, промыш-ленных образцов (табл. 4).

Таблица 4

Экспорт - импорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации в сфере

производства машин и оборудования

2006 г. 2007 г.

число % число %

Организации, передававшие новые технологии 8 100 8 100

Из них за пределы РФ: -всего 1 12,5 2 25

- в страны СНГ 1 12,5 2 25

- в страны дальнего зарубежья - - - -

Организации, приобретавшие новые технологии 93 100 86 100

Из них за пределами РФ: -всего 31 33,3 20 23,3

- в странах СНГ 6 6,5 3 3,5

- в странах дальнего зарубежья 25 26,9 17 19,8

В 2007 г. разработано 485 совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в которых участвовало 126 организаций производства машин и оборудования, 98 из них (76,5%) приходится на организации, осуществлявшие технологические инновации, из которых 11,5% осуществлялись в России, 9,3% - в странах Европейского Союза, Исландии, Лихтенштейне, Норвегии, Швейцарии, 15,7% - в странах СНГ, 9,5% приходится на США и Канаду, 9,6% - на другие страны. Из российских партнеров организации, осуществляющие технологические инновации, работали преимущественно с поставщиками оборудования, материалов, комплектующих, программных средств (51%), потребителями товаров, работ, услуг (39%) и научными организациями (35% от количества подготовленных совместных проектов). По данным статис-тического исследования, в 2007 г. постоянно кооперировали 42 организации по производству машин и оборудования, ими было разработано 214 совместных проектов, 225 проектов осуществлено 69 организация-

ми кооперировавших в рамках проекта. Для завоевания и удержания конкурентных преимуществ предприятиям отрасли необходим поиск новых инновационных возможностей и активизация их деятельности посредством кооперации. Стратегия кооперации с ведущими зарубежными партнерами на основе полной интеграции может быть перспективной в долгосрочном периоде, т.к. дает возможность для доступа к значительным инвестициям, на основе которых развиваются отечественные предприятия.

Затраты на технологические инновации в промышленности России составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями нашей страны в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной отечественной продукции. В 2007г. эти затраты составили 11203,4 млн руб. и увеличились в сопоставимых ценах по сравнению с 2006г. на 37,9%, две трети приходится на продуктовые инновации и треть - на процессные (табл 5).

Таблица 5

Затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности

Затраты на технологические инновации, млн руб. Структура затрат на технологические инновации, %

2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.

Всего 8122,7 11203,4 100 100

Исследование и разработка новых продуктов, производственное проектирование, приобретение машин и оборудования, приобретение новых технологий, приобретение программных средств, другие виды подготовки производства, обучение и подготовка персонала, маркетинговые исследования, прочие затраты

1441,8 2763,7 17,8 24,7

927,7 989,2 11,4 8,8

3668,1 6157,5 45,2 55

222,1 23,9 2,7 0,2

724,3 219,1 8,9 2,0

438,3 622,6 5,4 5,6

41,1 75,9 0,5 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49,5 134,2 0,6 1,2

609,0 217,3 7,5 1,9

Отмеченные особенности количественных и качественных параметров инновационных затрат в большей степени определяются сложившимися условиями финансирования инноваций. Основным источником финансирования инновационной деятельности по -прежнему остается самофинансирование. Структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования представлена на рис. 3. В 2007г. за

2006 г.

счет собственных средств организаций производства машин и оборудования было профинансировано 69,5% всех затрат на технологические инновации. В организациях по производству табачных изделий этот показатель составил 100% всех затрат, наименьшее значение данного показателя в издательской и полиграфической деятельности - 27,3%.

2007 г.

■ Собственные сиедсгса оргдиииций

■ Ф едер J !\ ЬН Ы Й ІЧОДЖі' I

■ Бюджеты ¿убьСктйв РФ н мЄсіньіі? бюджеты

■ Внебюджетные фонды

■ И 1 Шч. ГUlHIНЫ1' инвестиции

■ Прочие срсдст&а

Рис. 3. Структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования

Средства федерального бюджета в общей сумме затрат на технологические инновации в среднем не превышают 4,0% и в основном использованы в производстве изделий медицинской техники, летательных аппаратов, электронного и оптического оборудования. Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов незначительны - 0,1% от всех затрат на инновационную деятельность. Иностранные инвестиции составляют

0,01% от всех затрат. Максимальные иностранные инвестиции зафиксированы в производстве пищевых продуктов (298,9 млн руб. и производстве автомобилей (196 млн руб.).

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по обследованным организациям в 2007г. составил 1,2% и по сравнению с 2006г. снизился на 0,2 процентного пункта. Для организаций по производству машин и оборудования характерна средняя интенсивность затрат на технологические инновации, их доля в объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на протяжении 2006-2007 гг. оставалась на уровне 1,8%. Наряду с технологическими инновациями организации по производству машин и оборудования осуществляли маркетинговые и организационные инновации. Маркетинговыми инновациями в 2007г. занималось 79 организаций или 4,6% обследованных организаций, организационными - 99 организаций или 5,8% (табл. 6).

Таблица 6

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, млн руб.

Виды инноваций 2006г. 2007г.

Технологические инновации 8122,7 11203,4

Маркетинговые инновации 327,3 445,1

Организационные инновации 166,7 131,3

Организации, осуществлявшие в 2007г. инновационную деятельность, составляя 10,8% от общего числа обследованных, произвели 48,2% объема всей продукции организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды В среднем в 2007г. на одну инновационно активную организацию приходилось отгруженной продукции на 2842,2 млн руб., на неинновационную - 368,9 млн руб.

Среднесписочная численность работников в среднем на одну инновационно активную организацию составила 1267 человек, на неинновационную - 260. Квалификация работников, характеризуемая наличием высшего профессионального образования, несколько выше в инновационных организациях. Специалисты с высшим профессиональным образованием составляют 22,1%, против 19,5% в неинновационных организациях.

В 2007г. в общем объеме инвестиций в основной капитал обследованных организаций удельный вес инновационно активных организацийсоставил около 46%.

Анализ полученных данных показывает, что наибольшие трудности при осуществлении инновационной деятельности в организациях связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых экономических факторов относится высокая стоимость нововведений - их назвали 33,5% обследованных организаций, недостаток собственных денежных средств -32,6%, недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 29,3%, высокий экономический риск -27,3% организаций. Из производственных факторов 24,6% организаций назвали недостаток квалифицированного персонала и 23,3% организаций - низкий инновационный потенциал.

В 2008-2010 гг. в экономике Ростовской области предполагается сохранение устойчивых темпов раз -вития, причем эти темпы существенно выше, чем в России. По объемам валового регионального продукта область находится на 15 месте среди других субъектов России. Темп роста ВРП в 2010 г. к уровню 2006 г. составит 142,4% при 127,2% роста в среднем по России. По уровню развития и разнообразию отраслей промышленности Ростовская область относится к ведущим в РФ.

Наибольший удельный вес занимают машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика. Многие предприятия области имеют общероссийское значение,

Исследования инновационной деятельности предприятий России и Ростовской обл. показали, что уровень инновационной активности предприятий пока низок. В структуре видов инновационной деятельности основным для большинства предприятий является приобретение машин и оборудования, практически игнорируются маркетинговые инновации, обучение и подготовка персонала, что в значительной степени сдерживает внедрение инноваций. Для большинства российских предприятий в жестких условиях выживаемости на рынке и постоянном усилении конкуренции со стороны зарубежных компаний именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, а прежде всего те из них, которые зани-

являясь єдинетвенными или крупнейшими произво-дителями отдельных видов продукции в стране. На предприятиях области выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94% швейных машин, более 60% зерноуборочных комбайнов. Ведущее место в России принадлежит тяжелому вертолетостроению, производству навигационных систем для судов, котельного теплообменного и водонагревательного оборудования, нефтеаппаратуры, культиваторов тракторных. Важнейшей задачей экономической политики Ростовской области является стимулирование инновационной активности всех субъектов хозяйствования (предприятий, фирм, организаций), поэтапное формирование на Дону экономики инновационного типа.

Затраты области в 2007 г. на технологические инновации в добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3725 млн руб., что составляет 1,4% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг. Как и в целом по России, финансирование технологических инноваций в области осуществлялось за счет собственных средств организаций. В 2007 г. их доля по сравнению с 2006 г. увеличилась на 6 процентных пункта и составила 66% (рис. 4).

маются производством, для обеспечения и поддержания своих конкурентных позиций должны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научнотехническую политику, подчиненную достижению главной цели - максимальному удовлетворению требований рынка к количеству и качеству выпускаемой продукции, соответствующей современным международным стандартам, при минимально возможных затратах на ее разработку и производство и при этом опережающей конкурентов в функциональном и технологическом отношениях.

Эффективность функционирования предприятия МО -жет достигаться за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов. Также необходимо содействие со стороны органов власти и управления

■ Исследован ієн разработка новых продуктов

■ Проиюсдствежое проасшроваш іе

■ Приобретение машин и оборудования

■ Приобретет іеновых технологий

■ Прнобреіешегфоґрпммних средств

і Другие виды подготовки

ПрО!ГЭВОД{ ТЕЛ

і Обу’їси іе и подготовки пер: она л л Млркешнговыепселедорш-ош

Рис. 4. Распределение затратна технологические инновации по видам инновационной деятельности

в Ростовской обл.

через совершенствование механизмов подцержки инновационно актив ных организаций, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, привлечение инвестиций в инновационную сферу, отработку механизмов финансирования инновационных проектов и различных способов продвижения их на рынок, содействие повышению активности ученых и научных работников, формирование благоприятного общественного мнения об инновационном потенциале России, повышение восприимчивости руководителей предприятий к нововведениям и стимулированию этого процесса.

В настоящее время одним из основных условий экономического развития страны признан переход на инновационную экономику. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тычинский A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2009/ Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

3. Инновационная деятельность в России в 2007 г. // Internet2010: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.