Научная статья на тему 'Современные проблемы реализации региональной молодежной политики в Московской области'

Современные проблемы реализации региональной молодежной политики в Московской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2537
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабельникова С. И.

В статье анализируются актуальные проблемы реализации государственной моло-дежной политики в Московской области, исследуются факторы, влияющие на эффек-тивность деятельности в сфере молодежной политики, делается вывод о том, что наи-более успешными для нее были 2000-2009 годы, когда действовал самостоятельный орган исполнительной власти по делам молодежи и реализовывались отраслевые об-ластные целевые программы. В статье приводятся результаты работы в сфере моло-дежной политики в Московской области в рассматриваемый период времени в сравне-нии с результатами последующих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реализации региональной молодежной политики в Московской области»

УДК [323:316.334.23]-053.6(470.311)

ШАБЕЛЬНИКОВА СИ. Современные проблемы

реализации региональной молодежной политики в Московской области

В статье анализируются актуальные проблемы реализации государственной молодежной политики в Московской области, исследуются факторы, влияющие на эффективность деятельности в сфере молодежной политики, делается вывод о том, что наиболее успешными для нее были 2000-2009 годы, когда действовал самостоятельный орган исполнительной власти по делам молодежи и реализовывались отраслевые областные целевые программы. В статье приводятся результаты работы в сфере молодежной политики в Московской области в рассматриваемый период времени в сравнении с результатами последующих лет.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, нормативный правовой акт, законодательство, молодежь, Московская область, целевая программа, исполнительный орган власти, учреждения по работе с молодежью, органы местного самоуправления.

Изучая опыт реализации государственной молодежной политики в ряде субъектов Российской Федерации, мы установили, что за последнее десятилетие накоплен достаточно большой практический опыт работы в данном направлении.

Реализацию молодёжной политики осуществляют 11 министерств по молодёжной политике, 7 объединённых министерств, 5 государственных комитетов, 20 комитетов по молодёжной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13управлений, 11 отделов. Общее число сотрудников региональных органов по делам молодёжи составляет более 1300 человек1.

Существует большая сеть детских и молодёжных организаций. По данным Минюста России, в стране зарегистрированы 69 международных и общероссийских и около 150 тысяч межрегиональных, региональных и муниципальных детских и молодёжных общественных объединений.

В субъектах Российской Федерации действуют программы по обеспечению жильём молодых семей, выполняются программы поддержки молодёжных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодёжи, программы по тру-

доустройству молодёжи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни и т.д. Всего на территории Российской Федерации органами по делам молодёжи реализуется 220 различных социальных программ2. «Мы наблюдали феноменальное явление: в то время как все отрасли и направления деятельности российского государства в течение почти десятилетия рушились, государственная молодежная политика, несмотря ни на что, выживала, более того, развивалась»3.

В отдельных регионах государственная молодежная политика достаточно разнообразна и по содержанию и по глубине решения проблем молодого поколения продуктивнее деятельности на федеральном уровне4.

Таким образом, необходимость исследования позитивного опыта решения проблем молодежной политики на примере конкретно взятого региона является одним из факторов, подтверждающим актуальность выбранной нами темы исследования.

Государственная молодежная политика в Московской области имеет опреде-

ленные достижения в сравнении со многими другими регионами России, поскольку здесь руководство области отнесло данные вопросы к числу если не приоритетных, то по крайней мере важных.

«... Проблемы жизни молодых граждан области мы не можем и не имеем права забывать, тем более что они относятся как к социальной сфере, так и к экономической. Проще говоря, у молодых граждан должны быть возможности получить образование, работу, купить или построитьжилье. Только в таких условиях эта часть общества становится локомотивом экономики» - такова позиция Правительства Подмосковного региона, озвученная в 2008 году тогдашним заместителем председателя Правительства Сергеем Кошманом5.

Данное обстоятельство позволило уже более 10 лет развивать молодежную политику, создать организационные, правовые и экономические условия для ее эффективной реализации.

Изучая опыт Московской области, мы пришли квыводуотом, что наибольшего развития молодежная политика Московской области достигла в 2000-2009 годах.

Заданный период времени было разработано более 100 нормативно-правовых актов6.

Отдельно стоит отметить два правовых акта, которые имели важное политическое значение. Это Распоряжения Губернатора о дополнительных мерах в сфере молодежной политики. Первое датировано 06.04.2001 за № 246-РГ «О дополнительных мерах по работе с молодежью в муниципальных образованиях Московской области», которым муниципальным образованиям была рекомендована необходимая штатная численность органов по делам молодежи. Второе было подписано в период масштабной реформы органов местного самоуправления7. Тогда муниципальным образованиям Московской области было рекомендовано принять меры по сохранению и созданию в структуре местных администраций самостоятельных подразделений по делам молодежи и обеспечить сохранение профиля деятельности муниципальных учреждений по работе с молодежью, принять меры по созданию сети многофункциональных молодежных культурно-деловых, подростково-молодежных клубов, центров по месту

жительства указанных категорий населения. Это позволило сохранить действующую систему органов по делам молодежи на территории Московской области и «не размазать» молодежную политику по различным отраслям социальной сферы в городах и районах области.

Другое важное достижение - это сохранение специального органа центральной исполнительной власти, отвечающего за рабо-тусмолодежью, который еще в 1996 году был преобразован из отдела по делам молодежи и социальным вопросам при Администрации Московской области в Комитет по делам молодежи Администрации Московской области, а в 2000 году переименован в Комитет по делам молодежи Московской области. С тех самых пор до 2009 года никаких оргштатных мероприятий в Московской области не проводилось, менялась лишь внутренняя структура Комитета, что было обусловлено требованиями времени.

Важную роль в становлении и укреплении молодежной политики играли областные целевые программы. В 2001 году начала действовать областная целевая программа «Молодежь Подмосковья» на 2001-2005 годы», утвержденная Законом Московской области № 95/2001-03 «Об областной целевой программе «Молодежь Подмосковья» на 2001-2005 годы».

Объем финансирования из бюджета Московской области составил 95 646,8 тыс. рублей. В результате реализации вышеуказанной программы были достигнуты серьезные результаты:

- количество воспитанников военно-патриотических клубов и объединений увеличилось с 2100 человекдо 9150 человек;

- количество поисковых отрядов по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, увеличилось с 25 до 44;

- количество оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, финансируемых из средств бюджета Московской области, возросло с 3 до 20;

- количество молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической направленности, увеличилось с 31 300 до 117 000 человек;

- в конкурсах проектов и программ, направленных на поддержку социально значимых инициатив молодежи, были представлены 132 программы, из них призна-

№ 4(1) 2012 г.

ны победителями конкурсов и профинансированы из средств бюджета Московской области 62 программы из 41 муниципального образования Московской области;

- создана система организации и проведения лагерей труда и отдыха в муниципальных образованиях Московской области. В 2003 году лагеря труда и отдыха были созданы в 12 муниципальных образованиях, в их работе приняли участие 640 молодых граждан. В 2005 году лагеря труда и отдыха функционировали в 20 муниципальных образованиях, в работе лагерей труда и отдыха приняло участие 929 молодых граждан;

- увеличилось количество детей и подростков, направленных во Всероссийский детский центр «Орленок» (город Туапсе), с 131 человека из 26 муниципальных образований в 2002 году до 232 человек из 44 муниципальных образований в 2005 году;

- создана система проведения лагерей молодежного актива. В 2001 году в них приняли участие 200 человек, в 2005 году - более 3000 молодых людей из 53 муниципальных образований;

- возросло количество областных и межрайонных мероприятий, направленных на эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи, с 29 в 2001 году до 85 в 2005 году;

- увеличилось число молодежных средств массовой информации в муниципальных образованиях Московской области с 30 в 2001 году до 41 в 2005 году8.

В 2006 году была разработана и принята областная целевая программа «Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы»9. Ее преемственный характер обеспечил закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2005 году органам государственной власти Московской области совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований Московской области:

- увеличено число воспитанников военно-патриотических клубов и объединений на 4 процента (с 1150 в 2006 году до 1204 в 2007 году);

- приобретена и издана информационная, методическая литература в области гражданского и патриотического воспитания молодежи в количестве 7 единиц тиражом 8 тыс. экз.;

- на 20 процентов увеличено число участников оздоровительно-спортивных мероприятий, в том числе количество участников военно-спортивной игры «Защитник Отечества» возросло до 4,5 тыс. человек;

- проведено 24 массовых мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;

- в летний период сформировано 30 областных и межрайонных оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, в том числе 12 лагерей православной молодежи (454человека);

- на 7 процентов возросло число подростков, трудоустроенных в период летних каникул в лагерях труда и отдыха (с 1590 человек в 2006 году до 1700 человек в 2007 году);

- оказано информационное и организационно-методическое сопровождение 16 муниципальных программ поддержки молодых семей в решении жилищных проблем;

- реализованы 31 межрегиональный проект и программа по межклубному взаимодействию;

- проведено досуговых областных мероприятий с молодежью 72 (при плане 50 мероприятий);

-движением КВН охвачено 61 муниципальное образование;

- на 25 процентов увеличилось количество участников театральных фестивалей и творческих лагерей;

- количество шефских акций в частях Вооруженных сил Российской Федерации возросло на 40 процентов, а число их участников - на 15 процентов. Общее число участников торжественных проводов призывников на воинскую службуувеличилось с 350 человек (2006 год) до 2050 человек (2008 год), что составило 485 процентов;

- численность добровольцев(волонтеров), занимающихся пропагандой здорового образа жизни, увеличилась до 3500 человек, а число добровольческих организаций возросло до 33;

- число участников Московского областного конкурса специалистов сферы молодежной политики возросло до 77 человек;

- число участников конкурсов профессионального мастерства среди работающей молодежи возросло до 175 человек;

- организовано 43 лагеря труда и отдыха на территории 31 муниципального образования с общим количеством участников 1800 человек;

- участие в зональных отборочных турах конкурса «Семь + Я» приняли 193 семьи;

- организовано 10 лагерей молодежного актива;

- увеличилось число участников досу-говых и творческих областных мероприятий до 20 тысяч человек, а число зрителей - до 100 тысяч человек;

- возросло количество участников международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов, фестивалей, семинаров и других мероприятий до 1030 человек;

- в Московской области было зарегистрировано около 200 молодежных общественных объединений.

В рамках реализации программы проведено 149 мероприятий.

Финансирование за счет средств бюджета Московской области составило 64 488 тыс. рублей10.

Такой программно-целевой метод реализации государственной молодежной политики в рассматриваемый период времени позволил обеспечить последовательность в реализации системы мер государственной молодежной политики, направленной на создание условий для развития личности, поддержку молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи.

Кроме того, принятие целевых программ в сфере государственной молодежной политики на региональном уровне послужило импульсом для принятия соответствующих муниципальных программ в большинстве муниципальных образований Московской области."

В это же время активно развивалась сеть муниципальных учреждений по работе с молодежью Московской области.

По состоянию на 01.01. 2008 года в Московской области действовало 173 муниципальных учреждения по работе с молодежью. Это молодежные центры, подростково-молодежные клубы, центры гражданского и патриотического воспитания, центры социально-психологической помощи, центры правовой помощи, молодежные биржи труда, центры информации для молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Наибольшее количество учреждений насчитывалось в Ступинском муниципальном районе Московской области.

Ежегодно в период с 2000 по 2009 год количество учреждений увеличивалось в среднем на 8%. В связи с увеличившимся числом учреждений по работе с молодежью росли показатели по охвату молодежи и численности оказанных услуг.

Укрепилась материально-техническая база учреждений: увеличилось число единиц компьютерной и оргтехники. Это удавалось сделать в том числе и за счет средств областного бюджета по итогам участия в областных конкурсах проектов и программ, проводимых Комитетом по делам молодежи Московской области12.

В целом оказываемые в Московской области социальные услуги соответствовали запросам молодежи и оценивались ею положительно13.

В последующие годы, когда сложились сложные финансово-экономические условия в стране, Правительство Московской области вынуждено было пойти по пути оптимизации действующей системы. Комитет по делам молодежи был реорганизован и вошел в виде Управления в состав Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью со штатной численностью, меньшей вполовину.

Кроме того, срок реализации областных целевых программ закончился, и в настоящее время вся работа с молодежью осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой Московской области «Молодое поколение Подмосковья», которая принимается на текущий год, а не носит долгосрочный характер, как это было в предыдущие годы. Отметим, что ежегодный объем средств, выделяемых по ведомственной программе, составляет 6 млн. рублей, что почти в четыре раза меньше, чем выделялось раньше. При этом планируется, что охват составит 1,5 млн. «молодых граждан, претендующих на полноправное участие в определении и реализации перспектив развития Московской области»14. Таким образом, согласно программному документу, практически все молодые граждане Московской области попадают под действие программы (численность молодежи в Московской области в возрасте от 15 до 29 лет на протяжении многих лет составляет в среднем 1,5 млн. человек15). Однако возникает вопрос: каким образом это можно сделать, если, проведя простой расчет, выходит, что

114 №4(1) 2012 г.

в год на каждого молодого гражданина из регионального бюджета тратится 4 рубля?

Исходя из проведенного анализа материалов, можно сделать вывод о том, что региональная молодежная политика во многом зависит от моделей, формируемых с учетом политической, социально-экономической и социокультурной специфики каждого конкретного субъекта Федерации, и далеко не все регионы в состоянии проводить работу в отношении молодежи, поскольку предлагаемые и осуществляемые ими меры, как правило, являются вторичными по отношению к федеральным16. Масштаб и качество работы в сфере молодежной политики связаны с наличием специальной структуры в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечающей за работу с молодежью, социальной инфраструктуры для молодежи, ну и, конечно, финансированием в рамках целевых программ.

Безусловно, исследование региональной государственной молодежной политики Московской области имеет существенное значение не только для политологической науки и смежных дисциплин, но и для практической политики, ведь «.... те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества....»17.

1 Молодежная политика: итоги работы по проведению Года молодежи в Рос. Федерации // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российский Федерации. 2010. № 1. С. 199-266. Прил.: Молодежь и мо-лодеж. политика в России. С. 267-314.

2 Мутко В.Л. Доклад на заседании Совета Федерации «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2009 г.» в рамках «правительственного часа» 7 июля 2009 г. // Бюллетень Совета Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации. 2009. № 164(363). С. 29-33.

3 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 694с.

4 Гусев Б.Б. Стратегия государственной молодежной политики (с комментариями). М.: Издательство РГСУ, 2007. 148 с.

5 Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основные направления // Аналитический вестник Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. 2009. № 9. 75 с.

6 Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации: материалы парламентских слушаний/ Ком. Гос. Думы по делам молодежи. М., 2009.

7 Распоряжение Губернатора Московской области от 17 ноября 2005 г. № 909-РГ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы мер по работе с молодежью в муниципальных образованиях Московской области».

8 Постановление Мособлдумы от 03.05.2006 № 5/178-П «Об итоговом отчете о реализации областной целевой программы «Молодежь Подмосковья на 2001-2005 годы».

9 Закон Московской области от 17.02.2006 № 22/2006-03 «Об областной целевой программе «Молодое поколение Подмосковья на 2006-2008 годы».

10 Решение Мособлдумы от 04.06.2009 № 5/ 82 «Об Отчете о реализации Комплексной программы социально-экономического развития Московской области за 2008 год».

11 Решение Совета депутатов Пушкинского муниципального района МО от 22.12.2006 № 424/50 «Об утверждении Комплексной целевой программы «Молодое поколение Пушкинского муниципального района на 2007 год», Решение Ивантеевского городского Совета депутатов МО от 31.01.2006 № 245/23 «Об утверждении городской целевой программы «Патриотическое воспитание молодых граждан в городе Ивантеевка на 2006-2008 годы», Решение Совета депутатов Чеховского муниципального района МО от 24.04.2006 № 87/9 «О принятии Программы «Молодежь Чеховского муниципального района 2006-2008 гг., Решение Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 07.03.2007 № 361/41 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Молодежь 2007-2008 гг.».

12 Официальный сайт Комитета по делам молодежи Московской области www. http// kdmmosobl.ru

13 Отчет о научно-исследовательской работе «Мониторинг рынка социальных услуг для молодежи Московской области», 2006 г.

14 Распоряжение Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 22.04.2010 № 49/ РП «Об утверждении ведомственной целевой программы Московской области «Молодое поколение Подмосковья на 2010 год».

15 Молодежь в России: Стат. сб. ЮНИСЕФ, Рос-стат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. 166 с.

16 Толмачёва М.В. Современная молодежная политика: опыт и проблемы (на материале Ростовской области) // Социум и власть. 2010. № 3.

17 Молодежная политика: итоги работы по проведению Года молодежи в Рос. Федерации // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российский Федерации. 2010. № 1. С. 199-266. Прил.: Молодежь и молодежная политика в России. С. 267-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.