Научная статья на тему 'Современные проблемы развития малых предприятий в российской экономике'

Современные проблемы развития малых предприятий в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е.

Статья посвящена исследованию современных проблем развития малого предпринимательства в российской экономике. В числе таких проблем авторами обозначены следующие: избыточная административная нагрузка на малое предпринимательство; ограниченная доступность кредитных ресурсов; низкий уровень информированности предпринимателей о мерах и инициативах государственной поддержки; формальный подход к распределению ресурсов на осуществление мероприятий поддержки малого бизнеса без учета региональной специфики его развития. Даны рекомендации по мерам поддержки малого предпринимательства на государственном уровне с учетом выявленных проблем и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития малых предприятий в российской экономике»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Александрова Е.Н.* *, Кравченко Т.Е.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар

Статья посвящена исследованию современных проблем развития малого предпринимательства в российской экономике. В числе таких проблем авторами обозначены следующие: избыточная административная нагрузка на малое предпринимательство; ограниченная доступность кредитных ресурсов; низкий уровень информированности предпринимателей о мерах и инициативах государственной поддержки; формальный подход к распределению ресурсов на осуществление мероприятий поддержки малого бизнеса без учета региональной спец и-фики его развития. Даны рекомендации по мерам поддержки малого предпринимательства на государственном уровне с учетом выявленных проблем и ограничений.

Ключевые слова: малые предприятия, проблемы развития малого предпринимательства в России.

В настоящее время Россия находится на начальной стадии формирования благоприятной среды для развития малого бизнеса и приоритет на современном этапе определяется в наборе критической массы предпринимателей малого бизнеса, повышении их роли в экономике страны. Представляется, что достижение положительных эффектов возможно лишь в случае активного развития малого бизнеса. Нерешенность ряда проблем в данном направлении приводит к тому, что Россия по числу малых и средних предприятий находится на уровне развитых стран: на 1000 человек приходятся 33 небольшие компании, но они производят всего 21 % российского ВВП, что почти в два раза меньше по сравнению с развитыми экономиками - более 40 % [4].

В последние годы в сегменте малого бизнеса отмечается снижение качества роста сектора, а также падение финансовых показателей его деятельности. Так, общее число МСП - юридических лиц за 2012 и 2013 годы увеличилось на 12,2 % до 2,08 млн. единиц, однако весь этот прирост пришелся на сегмент микропредпринимательства [1]. В 2014 г. данная тенденция сохранилась.

Согласно данным Росстата из общего числа субъектов МСП 62,8 % являются индивидуальными предпринимателями, 32,7 % относятся к катего-

* Доцент кафедры Мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Финансов и кредита Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

193

рии микропредприятий, 4,2 % - к малым предприятиям и только 0,3 % - к средним предприятиям. По сравнению с годом ранее число малых предприятий в российской экономике на начало 2014 г. выросло на 3 % при этом количество микропредприятий на начало 2014 г. увеличилось на 3,9 % [5].

Несмотря на предпринимаемые меры и инициативы поддержки малого предпринимательства в отечественной практике, следует отметить, что в числе наиболее серьезных проблем для устойчивого развития малого бизнеса - высокие издержки на административные процедуры. По данным доклада «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ» треть компаний считают административные барьеры достаточно тяжелымр[6].

По данным исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса - 2014», проведенного Аналитическим центром МСП Банка, предприниматели по сравнению с 2013 г. в целом негативно оценивают изменения ключевых показателей своей деятельности - объем оборота, число занятых и объема инвестиции- восновные средства. Среди основных проблем современного бизнес климата негативные оценки малых предприятий на протяжении последних лет получают [2]:

- высокий уровень конкуренции (главной проблемой данный факт назвали 37 % опрошенных);

- значительное налоговое бремя (29 %);

- недоступность финансирования (11 %).

Многие владельцы малых предприятий отмечают, что бизнес-планирование значительно осложняется с учетом невозможности прогнозирования изменения мер государственной фискальной политики даже в краткосрочной перспективе. В итоге отмечается рост занятости в неформальном секторе экономики. По оценке Росстата, в 2013 г. в неформальном секторе было занято 14,7 млн. человек, или 19,4 % от общей численности экономически активного населения.

Отдельная проблема в развитии малого бизнеса, которая сохраняется на протяжении последнего десятилетия - низкий уровень информированности владельцев бизнеса о действующих государственных программах [3]. Например, в США такая информация может быть получена как через государственные электронные ресурсы, так и на сайтах коммерческих баков. В России такая информация чаще встречается в нормативных актах федерального и региональных уровней, а также на официальных сайтах уполномоченных некоммерческих организаций. Очевидно, что в данном случае не все предприниматели и владельцы малого бизнеса могут ознакомиться с информацией.

Как показало исследование «Деловой климат в малых промышленных организациях России во втором полугодии 2014 г. и ожидания предпринимателей на первое полугодие 2015 г.», проведенное центром конъюнктурных исследовании- института статистических исследовании- и экономикина-

194 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ний национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», во втором полугодии 2014 г. 66 % руководителей малых предприятий сообщили, что практически не осуществляли инвестиции: только 9 % от всех участников опроса отмечали, что инвестировали значительные средства в развитие своего бизнеса [7].

Актуальной проблемой развития малого бизнеса в России также является ограниченный доступ и сложности финансирования деятельности малых предприятий, что на практике выражается в высокой стоимости финансовых ресурсов, недостатке долгосрочных инвестиционных средств, жестких требованиях к заемщику, длительным срокам рассмотрения заявок. При этом следует подчеркнуть, что в стране реализуется в целом достаточное количество программ финансовой поддержки предприятии- сектора малого бизнеса. Например, по линии Минэкономразвития России. Небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели ограничены в получении банковских кредитов и нуждаются в небольших займах, выдаваемых на короткий срок и с минимальными требованиями к заемщикам. Данную потребность в полной мере призваны решать микрофинансовые организации, которые, однако, в условиях рынка больше ориентированы на работу с физическими лицами и выдачу займов «до зарплаты» [1].

При распределении ресурсов для поддержки малого предпринимательства практически не принимаются в расчет региональные особенности развития сектора. Фактически, распределение ресурсов на осуществление мероприятий поддержки ведется во многом по формальным основаниям. Речь идет о необходимости дифференциации регионов по уровню развития сектора малого предпринимательства при распределении субсидий- Например, изменение процесса распределения субсидии-, а именно - учитывать при определении итогового объема субсидии, на который может претендовать регион, дополнительные факторы. Так, при оценке заявки региона предлагается принимать в расчет численность городского населения в регионе, уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ, долю оборота субъектов МСП в общем объеме оборота предприятии- региона, количество субъектов МСП на 100 тысяч населения и показатели, характеризующие эффективность распределения субсидии" за предыдущие отчетные периода [1].

Кроме рассмотренных проблем, в развитии малого бизнеса на современном этапе остаются значимыми ограничивающими факторами следующие:

- проблемы доступности земли и недвижимости;

- низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью;

- проблемы кадрового обеспечения - доступ к трудовым ресурсам требуемой квалификации;

- сложности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

195

Таким образом, ключевые проблемы развития современного малого бизнеса в российской экономике связаны с избыточной административной нагрузкой, ограниченной доступностью кредитных ресурсов и низким уровнем информированности предпринимателей о мерах и инициативах государственной поддержки. Очевидно, что разнонаправленность и рассогласованность мер в отношении малого бизнеса снижает уровень заинтересованности предпринимателей в своем бизнесе, формирует у них так называемую «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

Представляется, что в рамках комплексного решения проблем малого бизнеса в стране должны быть обеспечены:

- прозрачные правила и процедуры его функционирования;

- механизмы гарантирующих стабильные условия развития сектора малого предпринимательства в том числе моратории- на частые изменения в фискальной сфере, введение налоговых каникул и другие;

- реализации мероприятии- по финансовой поддержке предприятии сектора малого предпринимательства;

- развитие механизмов микрофинансирования, факторинга, лизинга в целях расширения возможностей малых предприятий к получению доступного финансирования;

- совершенствование системы оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на предпринимательскую деятельность.

Список литературы:

1. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. - М., 2015.

2. Индекс качества условии для малого и среднего бизнеса 2012-2013 гг. Региональные диспропорции. - М., 2014. - МСП Банк.

3. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Александров А.В. Южный Федеральный округ: что там за горизонтом? // Региональная экономика: теория и практика. - 2004. - № 1. - С. 49-59.

4. КПМГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmg. com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/press-releases/Pages/KPMG-at-International-Business-Summit-in-NiNo-2014.aspx.

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. Федеральная

служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publi-

cations/catalog/doc_1139841601359.

6. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.opora.ru/projects/index.

7. НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hse.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.