Научная статья на тему 'Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге'

Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2178
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / STATE SUPPORT SYSTEM / STRATEGY / SPECIAL PROGRAM / INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникас Ирина Дмитриевна

Результативный процесс развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях максимизации использования внутренних и внешних ресурсов бизнеса. Реалии экономического развития таковы, что наилучшие социально-экономические показатели достигаются предпринимателями, владеющими стратегией и тактикой привлечения внешних ресурсов, в первую очередь, инвестиций и различных видов государственной поддержки. В работе рассматриваются особенности функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также дана оценка этой деятельности предпринимателями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапожникас Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS AND TOOLS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN ST.-PETERSBURG

The effective process of development of small and medium-sized businesses is carried out in conditions of maximizing the use of internal and external resources of the business. The realities of economic development are such that the best socio-economic indicators are achieved by entrepreneurs who own the strategy and tactics of attracting external resources, first of all, investments and various types of state support for entrepreneurship. The paper discusses the features of the functioning of the system of state support for small and medium businesses in St. Petersburg, as well as the assessment of this activity by entrepreneurs in the region.

Текст научной работы на тему «Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация. Результативный процесс развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях максимизации использования внутренних и внешних ресурсов бизнеса. Реалии экономического развития таковы, что наилучшие социально-экономические показатели достигаются предпринимателями, владеющими стратегией и тактикой привлечения внешних ресурсов, в первую очередь, инвестиций и различных видов государственной поддержки. В работе рассматриваются особенности функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также дана оценка этой деятельности предпринимателями региона.

Ключевые слова. Малое и среднее предпринимательство, система государственной поддержки, стратегия, специальная программа, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Sapozhnikas I.D.

MECHANISMS AND TOOLS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN ST.-PETERSBURG

Abstract. The effective process of development of small and medium-sized businesses is carried out in conditions of maximizing the use of internal and external resources of the business. The realities of economic development are such that the best socio-economic indicators are achieved by entrepreneurs who own the strategy and tactics of attracting external resources, first of all, investments and various types of state support for entrepreneurship. The paper discusses the features of the functioning of the system of state support for small and medium businesses in St. Petersburg, as well as the assessment of this activity by entrepreneurs in the region.

Keywords. Small and medium enterprises, state support system, strategy, special program, infrastructure of support of small and medium enterprises.

Введение

Становление и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в России сопровождается рядом законодательно закрепленных процедур (регистрация, лицензирование, сертификация, осуществление налогового учета и контроля и пр.). При этом обязанность государства заключается в создании действенной системы регулирования и поддержки предпринимательства, которая способна ускорить процесс становления МСП, его инновационно-технологическое развитие, повысить вклад МСП в экономику страны. На развитие такой системы направлены принимаемые на различных уровнях нормативные и правовые акты, пакеты документов стратегического развития (стратегии, концепции, программы). При этом управленческое воздействие на субъекты МСП осуществляется, как в

ГРНТИ 06.61.33 © Сапожникас И.Д., 2018

Ирина Дмитриевна Сапожникас - аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44А (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44A). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 31.05.2018.

сфере предпринимательской деятельности, так и в профессиональной области. Поэтому субъекты МСП должны быть готовы аккумулировать для использования ресурсы, предлагаемые государством. Повысить эффективность привлечения этих средств (как финансовых, так и нефинансовых) должна созданная при поддержке государства инфраструктура поддержки МСП [1].

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года предусматривает необходимость активизации процесса развития предпринимательства [2]. На фоне констатации привлекательности Санкт-Петербурга для ведения бизнеса, в Стратегии города отмечается необходимость преодоления высокого уровня административных барьеров (в процессе выделения земельных участков, подключения к энергоресурсам, получения разрешений на строительство и пр.), снижения коррупционности, уменьшения стоимости финансовых и инвестиционных ресурсов и др.

Развитие предпринимательства в значительной степени будет определяться складывающейся макроэкономической ситуацией в стране. В процессе становления и развития предприниматели должны максимально использовать конкурентные преимущества, которые дает им осуществление предпринимательства в мегаполисе, и решать проблемы, которые накладывают ограничения развития города, в ряду которых следует выделить:

• недостаток финансовых, имущественных, трудовых и прочих ресурсов;

• практика привлечения большого количества трудовых мигрантов, проблемы нелегальной трудовой миграции;

• недостаточный уровень развития региональной инновационной инфраструктуры и практической реализации инновационных разработок;

• дефицит инженерной инфраструктуры для развития бизнеса;

• значительное запаздывание в развитии объектов энергетической и инженерно-транспортной инфраструктур относительно потребностей экономики;

• сокращение доходной части бюджета в результате изменений в налоговом законодательстве и спада инвестиционной активности в период ужесточения экономических санкций против России;

• необходимость преодоления рисков, связанных с климатическими условиями, ухудшением экологической ситуации [6];

• недостаток мощностей объектов утилизации и переработки бытовых и производственных отходов;

• старение населения и связанное с этим увеличение нагрузки на бюджетную систему, социальную сферу и работников, занятых в экономике.

Влияние приведенных факторов должно учитываться, в том числе, и в процессе разработки стратегических и программных документов развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Методология и теория

Нормативной основой развития малого и среднего предпринимательства в России являются законы, прочие нормативные и правовые акты, регулирующие процессы формирования МСП на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном). На каждом из уровней реализуются документы стратегического развития МСП. В современных условиях на федеральном уровне реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», аналогичные стратегии разработаны в каждом регионе. Основными программными документами, на основании которых осуществляется управление развитием малого и среднего предпринимательства являются программы (подпрограммы) поддержки МСП в регионах. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 г. № 554 утверждена государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (в ней имеется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства») [3]. Участниками Программы являются субъекты МСП Санкт-Петербурга, которые зарегистрированы и осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории города.

Для достижения основной цели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» - формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Санкт-Петербурге - решается ряд задач, в числе которых: повышение доли МСП в экономике

Санкт-Петербурга; изменение отраслевой принадлежности субъектов МСП с ориентиром на увеличение производственных и инновационных предприятий; развитие конкурентной среды в Санкт-Петербурге.

Ежегодно в городе в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» реализуются специальные программы по субсидированию МСП, поддержке образовательной деятельности, молодежного предпринимательства, приобретения основных средств в лизинг, социального предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности и пр. В процессе реализации государственной поддержки МСП используется совокупность инструментов финансовой (субсидирование предоставление гарантий, лизинг, гранты, возмещение затрат по кредитам и пр.) и нефинансовой (центры субконтрактации, инжиниринга, возмещение расходов на сертификацию, технологическое присоединение, технопарки, промышленные парки и пр.) поддержки предпринимательства.

Основу институциональной поддержки малого и среднего предпринимательства составляет инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, в организациях которой субъекты МСП получают в различных формах финансовую, юридическую, имущественную, информационную, консультационную и прочие виды поддержки.

Интегратором мер государственной поддержки в России с 2015 года выступает Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), которая создана чтобы:

• оказывать различные виды поддержки субъектам МСП, а также организациям, которые объединены в инфраструктуру поддержки МСП;

• осуществлять привлечение денежных ресурсов для поддержки субъектов МСП от российских, иностранных и международных организаций;

• организовывать сопровождение (финансовое, юридическое, информационное, маркетинговое) инвестиционных проектов субъектов МСП;

• повышать эффективность мероприятий по увеличению доли государственных закупок у субъектов МСП в общем объеме госзакупок, а также доли инновационной и высокотехнологичной продукции;

• обеспечивать процесс информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

• готовить предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки МСП.

Обсуждение результатов

По итогам 2017 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано более 359,7 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (данные Федеральной налоговой службы), из которых: 60,90% (218,9 тыс.) составляют микропредприятия; 33,40% (120,2 тыс.) - индивидуальные предприниматели; 5,66% (19,0 тыс.) - малые предприятия; 0,04% (1,6 тыс.) - средние предприятия. В целом в развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге наблюдается позитивная динамика: по количеству зарегистрированных предприятий (тыс. единиц): 2014 год -218,2; 2015 год - 122,7; 2016 год - 235,1; 2017 год - 359,7 (использованы данные территориального управления Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области).

В рамках комплексного мониторинга малого и среднего предпринимательства [4] был измерен уровень информированности предпринимателей о системе государственной поддержки предпринимательства в городе (в опросе приняли участие 8 тыс. предпринимателей). По результатам опроса 40,4% субъектов МСП заявили, что они знают о мерах поддержки, которые предлагаются предпринимателям города, но лишь 9% оценивают уровень информированности о системе государственной поддержки как «очень хороший». Удовлетворенность компетентностью консультантов государственных структур высказали только 23,2% опрошенных.

Ситуация в сфере информированности о программах и мероприятиях государственной поддержки МСП мало меняется с течением времени, несмотря на усилия организаций инфраструктуры поддержки МСП. Следовательно, в подпрограммы поддержки МСП должны быть внесены дополнительные

мероприятия, которые будут способствовать повышению уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оценка доступности ресурсов государственной поддержки для предпринимателей Санкт-Петербурга в рамках мониторинга в зависимости от масштабов предприятий представлена в таблице 1. Оценка проводилась по пятибалльной шкале (максимальная оценка - 5 баллов, минимальная - 1). Предпринимательские структуры всех масштабов (крупные, средние и малые) считают, что наиболее хорошо обстоят дела с получением в аренду производственных, складских, офисных и торговых помещений (более 4 баллов), от 3,6 до 3,9 баллов оценивают представители бизнеса процесс получения лицензий, сертификатов, прочих разрешений. Ниже всего малыми и средними предприятиями оценен процесс получения долгосрочных кредитов и финансовых ресурсов по государственным программам Санкт-Петербурга для поддержки развития предпринимательства (от 1,3 до 2,1 балла). Следует отметить, в этой связи, что крупные предприятия гораздо выше оценивают доступность кредитных ресурсов (от 3,3 до 4,0 баллов).

Таким образом, подтверждаются результаты многочисленных исследований по поводу повышенной востребованности различных видов финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.

Финансирование отдельных мероприятий государственной поддержки МСП осуществляется в рамках региональных программ (подпрограмм) за счет субсидий из средств федерального бюджета и бюджета региона. В частности, динамика финансирования реализуемых программ (подпрограмм) поддержки МСП в Санкт-Петербурге представлена в таблице 2.

До 2016 года наблюдалось сокращение финансирования программ (подпрограмм), причиной чему стали сложившиеся экономические условия и дефицит бюджета. В 2016 году произошло увеличение финансирования на 16,4% к 2015 году, в 2017 году - на 48,5% к 2016 году.

Таблица 1

Оценка доступности ресурсов по масштабам предприятий в Санкт-Петербурге

Показатель Масштаб предприятия Всего

Крупные Средние Малые

Доступность государственного заказа Санкт-Петербурга 3,5 2,4 2,4 2,4

Получение финансовых ресурсов по государственным программам Санкт-Петербурга для поддержки 3,0 2,1 1,5 1,6

развития предпринимательства

Получение кредитных ресурсов в банках на срок бо- 4,0 1,3 1,7 1,7

лее 5 лет

Получение кредитных ресурсов в банках на срок от 1 3,3 2,6 2,3 2,3

до 5 лет

Получение лицензий, сертификатов, прочих разре- 3,9 3,6 3,6 3,6

шений

Подключение к водоснабжению и водоотведе- 3,6 3,0 3,1 3,1

нию/канализации

Подключение к энергоснабжению нестационарных объектов 3,3 2,0 2,8 2,8

Подключение объектов недвижимости к энергоснаб- 2,1 2,3 2,6 2,5

жению

Аренда/выкуп земельных участков 2,5 1,0 2,8 2,7

Продление аренды производственных, складских, 4,1 4,5 4,1 4,3

офисных, торговых помещений

Получение в аренду производственных, складских, 3,8 4,2 4,0 4,0

офисных, торговых помещений

Получение в собственность производственных, 3,5 3,3 2,4 2,5

складских, офисных, торговых помещений

Таблица 2

Динамика финансирования программ (подпрограмм) поддержки МСП, реализуемых в Санкт-Петербурге в период с 2012 по 2017 гг. (млн руб.)

Источник финансирования 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Общее финансирование 892,6 574,8 519,4 385,5 448,5 665,8

Федеральный бюджет (субсидия бюджету Санкт-Петербурга) 260,0 247,2 234,9 81,4 5,0 0

Бюджет Санкт-Петербурга 632,6 327,6 284,5 304,1 443,5 665,8

Таблица 3

Специальные программы поддержки субъектов МСП в 2018 году

Название специальной программы Максимальный размер субсидии, тыс. руб. Финансирование, млн руб.

«Выставочно -ярмарочная деятельность» 350,0 36,0

«Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности» 500,0 25,0

«Поддержка социального предпринимательства» 500,0 14,0

«Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста» 700 тыс. руб. на создание Центра; 400 тыс. руб. на развитие Центра 13,5

«Сертификация» 700,0 7,0

«Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов» 350 6,0

Финансирование прямых мер государственной поддержки МСП в Санкт-Петербурге осуществляется в рамках реализации специальных программ, направленность (наименования) и объемы финансирования которых определяются ежегодно, исходя из приоритетов развития МСП в Санкт-Петербурге. В 2018 году Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга принято к реализации 6 специальных программ, в рамках которых будут осуществляться субсидирование субъектов МСП [5] (таблица 3). Субъекты МСП могут привлечь средства по специальным программам в виде субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на конкурсной основе, при условии отсутствия задолженности перед бюджетом.

Динамика получения субсидий субъектами МСП по специальным программам в ежегодном разрезе представлена в таблице 4. Анализ таблицы 4 демонстрирует, что суммарный объем прямой поддержки постепенно уменьшается, несмотря на то, что наиболее востребованной в течение нескольких последних лет у предпринимателей была специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов МСП» (таблица 5).

Таблица 4

Динамика получения субсидий субъектами МСП (на основании данных «Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки») в 2013-2017 гг.

Год Количество субсидий, выданных в рамках подпрограммы [3] В том числе Суммарный объем поддержки, млн руб.

Малые предприятия Микропредприятия Средние предприятия

2013 121 64 46 11 314,5

2014 153 55 82 16 201,7

2015 204 81 91 32 164,6

2016 280 131 126 23 114,9

2017 367 н/д н/д н/д 144,5

Итого 1125 940,3

Таблица 5

Распределение прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Санкт-Петербурга по специальным программам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название специальной программы 2015 2016 2017

Количество выданных субсидий, ед. Сумма субсидирования, млн руб. Количество выданных субсидий, ед. Сумма субсидирования, млн руб. Количество выданных субсидий, ед. Сумма субсидирования, млн руб.

«Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства» 52 33,0 89 57,1 97 58,5

«Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности» 29 9,6 55 20,5 57 21,0

«Выставочно-ярмарочная деятельность» 21 5,0 79 20,0 80 21,4

«Сертификация» 19 2,5 23 3,1 38 6,7

«Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов» 11 2,8 14 3,2 22 6,6

«Субсидирование затрат на организацию и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста» 14 8,0 15 8,0 32 13,4

«Социальное предпринимательство» 5 2,0 5 3,0 41 16,9

«Приобретение основных средств в лизинг» 53 101,7 - - - -

Итого 204 164,6 280 114,9 367 144,5

Современные тенденции в развитии системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства заключаются в переходе от мер прямого финансового стимулирования к развитию институциональной поддержки МСП. Таким образом, приоритетным в современных условиях стало развитие инфраструктуры поддержки МСП, в организациях которой предприниматель может получить различные виды юридической, информационной, образовательной, консультационной и прочих видов государственной поддержки. Субъекты МСП имеют возможность привлечь финансовые средства на возвратной основе в созданных институтах системы государственной поддержки. Спектр инструментов, используемых институтами поддержки МСП, достаточно широк, но предприятие должно аккумулировать информацию о том, каким образом привлечь тот или иной вид поддержки, как правильно оформить документы, получить нужную информацию или консультации на льготных условиях или на безвозмездной основе.

Каждая институциональная структура использует свой спектр инструментов для работы с субъектами МСП. Например, приоритетным направлением поддержки предпринимательства является поддержка экспортной деятельности МСП. Безвозмездную консультационную поддержку по проведению валютных и экспортных операций МСП могут получить в Центре экспорта. Например, в 2017 году это: проведение маркетинговых исследований, услуги перевода на 17 языках, консультационные услуги, возможность участия в обучающей программе (семинары по ведению внешнеэкономической деятельности), организация взаимодействия с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Система государственной поддержки предпринимательства на региональном

уровне

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года

Программы и проекты поддержки МСП на федеральном уровне Региональные программы (подпрограммы) развития МСП Целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» Прочие документы стратегического развития

Региональные Правительства и Администрации Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

Ознакомительное информирование МСП об основных направлениях и возможностях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Профессиональные объединения

Российский союз промышленников и предпринимателей Ассоциация предприятий по сотрудничеству в научно-технической сфере Российский союз туриндустрии Стоматологическая ассоциация России (73 региональных объединения)

Прочие объединения

Общественные объединения предпринимателей

Опора России Деловая Россия Ассоциация молодых предпринимателей

Ассоциация женщин-предпринимателей России Торгово-промышленные палаты в регионах Прочие объединения

5

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Рис. Механизм первичного информирования МСП о мерах поддержки

Способствовать развитию экспортной деятельности МСП призван также созданный в 2015 году Региональный интегрированный центр - Санкт-Петербург, который для развития экспортной деятельности субъектов МСП использует все многообразие инструментов поддержки экспортеров: поддержка экспортных поставок (логистическое сопровождение, налоговое консультирование, таможенное администрирование); аналитика и исследования (готовые аналитические продукты, интерактивные аналитические продукты); продвижение на внешние рынки (международные проекты и тендеры, экспорт по каналам электронной торговли); кредитно-гарантийная поддержка; специальные программы по поддержке экспорта (комплекс субсидий и компенсаций); прочие.

С 2010 года в Санкт-Петербурге функционирует Центр развития и поддержки предпринимательства, в рамках которого субъекты МСП могут получить консультационную поддержку по различным аспектам организации и ведения бизнеса, найти бизнес-партнеров, пройти обучение, а также получить адресную помощь. За период функционирования консультантами Центра достигнуты следующие показатели, на основании которых можно оценить результативность данного звена инфраструктуры поддержки МСП: консультации - более 25 тыс.; проверка пакетов документов на получение субсидий -более 1000; субсидии - выдано более 1000; образовательные программы - реализовано более 20; обучающие семинары - проведено более 200 и пр. Реестр получателей поддержки Центра включает более 6 тыс. субъектов МСП

В условиях многообразия форм, механизмов и инструментов государственной поддержки МСП, необходимым шагом представляется разработка механизма первичного информирования о возможности получения государственной поддержки по всему спектру услуг, а также передачи опыта получения государственной поддержки субъектами МСП (см. рисунок).

Таким образом, в работе предлагается дополнительный механизм активизации обращений предпринимателей за различными видами государственной поддержки: широкое использование ресурсов профессиональных объединений предприятий (по сферам деятельности) и общественных объединений предпринимателей. Заключение

Проведенный анализ развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге по итогам реализации специальных программ поддержки МСП и функционирования сети организаций инфраструктуры поддержки МСП демонстрирует, что наиболее востребованной формой государственной поддержки в Санкт-Петербурге является финансовая. Основными препятствиями в процессе привлечения ресурсов по программам государственной поддержки представляются недостаточная информированность предпринимателей в вопросах выбора инструмента поддержки, неуверенность в выборе несоответствующей программы и неправильное оформление пакета документов на привлечение ресурсов.

Следует дополнить модели развития системы государственной поддержки предпринимательства механизмом активизации обращений предпринимателей за различными видами государственной поддержки блоком, включающим профессиональные объединения предприятий и общественные объединения предпринимателей для проведения разъяснительной работы по преодолению мифа о «малой вероятности получения государственной поддержки».

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимирская Д.А., Владимирский Д.Д., Колпакиди Д.В. Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне в условиях социально-экономической нестабильности // Горизонты экономики. 2017. № 4 (37). С. 55-71.

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zdrav.spb.ru/media/komzdrav/documents/document/iile/strategiya1.pdf (дата обращения 10.05.2018).

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 554 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 822403701 (дата обращения 10.05.2018).

4. Мониторинг малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2016 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crppr.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/02/13/ КОМПЛЕКС_МОНИТО-РИНГ_новый.pdf (дата обращения 10.05.2018).

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2018 № 133 «О порядке предоставления в 2018 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556610413 (дата обращения 10.06.2018).

6. Зеленая экономика и зеленые финансы / под ред. Б.Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.