Научная статья на тему 'Оценка результативности государственной политики в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства'

Оценка результативности государственной политики в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2828
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE POLICY / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS / COMPETITIVENESS / FINANCING / LENDING / STATE SUPPORT / DEVELOPMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцева Елена Сергеевна

В статье рассматривается проблема результативности государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) по увеличению доступности финансовых ресурсов. Проведен анализ современной законодательной базы, стратегических и программных документов и институтов поддержки, оказывающих помощь МСП в Российской Федерации и ее регионах с акцентом на финансовые инструменты. Предложен комплексный подход к оценке эффективности государственной политики в сфере малого предпринимательства. Особое внимание уделено методике оценки отдельных инструментов государственной поддержки малого предпринимательства. Проведен анализ развития МСП, а также результативности реализации мер государственной финансовой поддержки на примере Свердловской области. Представлена экономическая составляющая институционального контура развитиям МСП для Свердловской области. Выделены перспективные направления совершенствования государственной финансовой поддержки МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мезенцева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measuring the State Policy Effectiveness in the Financial Support of Small Businesses

The paper examines the effectiveness of the state policy in the support of small and medium-sized businesses (SMB) in terms of their access to financial resources. The analysis of the modern legal framework, strategic and policy documents and supporting institutions that provide assistance to SMBs in the Russian Federation and its regions with an emphasis on financial instruments is made. A comprehensive approach to evaluating the effectiveness of the state policy in the sphere of small businesses and its applicability to the SMB financial support is proposed. Particular attention is paid to the methodology for assessment of individual tools used by the state to support small businesses. The paper analyzes the SMB evolution as well as the effectiveness of the government financial support measures based on the case study of the Sverdlovsk Region. The economic component of the institutional contour of the SMB development in the Sverdlovsk Region is described. Prospects for improvement of the SMB financial support by the state are identified.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности государственной политики в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства»

УДК 334.012.64

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

МЕЗЕНЦЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, канд. экон. наук,

старший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН, Екатеринбург, Россия mezentseva_elena@mail.ru

В статье рассматривается проблема результативности государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) по увеличению доступности финансовых ресурсов. Проведен анализ современной законодательной базы, стратегических и программных документов и институтов поддержки, оказывающих помощь МСП в Российской Федерации и ее регионах с акцентом на финансовые инструменты. Предложен комплексный подход к оценке эффективности государственной политики в сфере малого предпринимательства. Особое внимание уделено методике оценки отдельных инструментов государственной поддержки малого предпринимательства. Проведен анализ развития МСП, а также результативности реализации мер государственной финансовой поддержки на примере Свердловской области. Представлена экономическая составляющая институционального контура развитиям МСП для Свердловской области. Выделены перспективные направления совершенствования государственной финансовой поддержки МСП.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная политика; эффективность; результативность; конкурентоспособность; финансирование; кредитование; государственная поддержка; институты развития.

Measuring the State Policy Effectiveness in the Financial Support of Small Businesses

MEZENTSEVA ELENA S.,

PhD (Economics), senior researcher at the Institute of Economics,

the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia

The paper examines the effectiveness of the state policy in the support of small and medium-sized businesses (SMB) in terms of their access to financial resources. The analysis of the modern legal framework, strategic and policy documents and supporting institutions that provide assistance to SMBs in the Russian Federation and its regions with an emphasis on financial instruments is made. A comprehensive approach to evaluating the effectiveness of the state policy in the sphere of small businesses and its applicability to the SMB financial support is proposed. Particular attention is paid to the methodology for assessment of individual tools used by the state to support small businesses. The paper analyzes the SMB evolution as well as the effectiveness of the government financial support measures based on the case study of the Sverdlovsk Region. The economic component of the institutional contour of the SMB development in the Sverdlovsk Region is described. Prospects for improvement of the SMB financial support by the state are identified. Keywords: small and medium-sized businesses; state policy; efficiency; effectiveness; competitiveness; financing; lending; state support; development institutions.

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 15-32-01360 «Оценка влияния институциональной среды на эффективность развития малого предпринимательства в регионах».

Вклад малого и среднего предпринимательства в экономическое развитие Российской Федерации

В текущих экономических условиях в Российской Федерации среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства, наряду с необходимостью поиска рынков сбыта продукции и финансирования, нестабильностью законодательства, высокими налоговыми ставками, административными барьерами, выделяется низкая эффективность государственной поддержки [1].

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 5,6 млн малых и средних предприятий (далее — МСП), которые создают рабочие места для 18 млн человек и около 20% ВВП. Однако вклад МСП в экономическое развитие Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Доля МСП в общем объеме основных средств составляет 5-6%, в объеме инвестиций в основной капитал — 6-7%. Развитие малого предпринимательства сдерживается рядом факторов организационного, институционального и экономического характера. Среди экономических факторов важнейшим остается труднодоступность финансовых ресурсов. По данным ЦБ РФ, в 2015 г. доля МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9% при среднемировом уровне — 23%.

Создание условий для поддержки МСП

К настоящему времени в Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Распоряжением Правительств РФ от 02.06.2016 № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее — Стратегия). Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, которые позволяют субъектам МСП во всех российских регионах пользоваться субсидиями, микрозаймами, гарантиями по кредитам, кредитами, предоставляемыми на льготных условиях. В регионах также сформирована сеть организаций инфраструктуры государственной и муни-

ципальной поддержки. В 2015 г. создан новый институт развития — акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация МСП), в задачи которого входят в том числе оказание финансовой поддержки, привлечение денежных средств организаций в целях поддержки субъектов МСП, организация системы финансового и другого сопровождения инвестиционных проектов МСП, обеспечение взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями инфраструктуры поддержки МСП.

Корпорация МСП1 осуществляет следующие виды деятельности в сфере финансовой поддержки:

1) оказание гарантийной поддержки субъектам МСП — выдача поручительств и независимых гарантий;

2) организация иных форм финансовой поддержки субъектов МСП, включая развитие лизинговых и факторинговых операций, разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП;

3) организация финансирования кредитных организаций, иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП.

В 2016 г. Корпорация МСП увеличивает объемы выданных гарантий и поручительств в рамках Национальной гарантийной системы (далее — НГС). Общая величина гарантийной поддержки субъектов МСП должна составить не менее 65 млрд руб. Целевые значения объема гарантий/поручительств, предоставленных участниками НГС, утверждены в следующих объемах: АО «Корпорация МСП» — 30 млрд руб., АО «МСП Банк» — 12 млрд руб. и региональные гарантийные организации — 23 млрд руб. Кроме того, осуществляется развитие дополнительных форм финансовой поддержки субъектов МСП за счет создания новых гарантийных продуктов, обеспечивающих доступность лизинговых, факторинговых операций для конечного получателя — субъекта МСП, а также за счет развития

1 Сайт Корпорации МСП. ШЬ: http://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka.

инфраструктуры поддержки субъектов МСП — лизинговых, факторинговых и микрофинансовых организаций, которые специализируются на оказании финансовых услуг субъектам МСП.

При всей комплексности нормативно-законодательной базы и системы финансовой поддержки МСП, по нашему мнению, остается актуальным обеспечение гибкости и адаптивности инструментов поддержки, необходимости дифференцированного подхода к оказанию финансовой поддержки предприятиями разных сфер экономики, находящимися на разных стадиях жизненного цикла и различного уровня конкурентоспособности, в целях содействия приоритетному развитию МСП в обрабатывающих производствах, сфере инноваций и высоких технологий.

В целом посредством создания государством условий для развития бизнеса, на которые нацелена Стратегия, будут решаться проблемы высоких рисков малого бизнеса и его ухода в тень. Следует в позитивном ключе выделить принципы, которые декларируются в Стратегии. Это учет интересов и специфики субъектов малого бизнеса, применение гибких инструментов регулирования, дифференцированный подход к предприятиям разных сфер (выделение двух целевых групп — массовой и высокотехнологичной), оказание приоритетной поддержки МСП, которые демонстрируют потенциал для роста. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию МСП. Предполагается развитие национальной гарантийной системы поддержки МСП, привлекающих кредитные ресурсы и т.д.

Мониторинг эффективности государственной поддержки МСП

С учетом уровня развития системы поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях охват субъектов МСП программами поддержки и их общая эффективность остаются весьма низкими. В связи с этим актуальным является решение проблем мониторинга и оценки эффективности и результативности государственной политики поддержки МСП. Следует отметить, что критерии эффек-

тивности, которыми руководствуются в государственных программах поддержки и развития МСП, предусматривают обычно увеличение или сохранение на прежнем уровне определенных количественных показателей (вклад в ВРП, количество субъектов МСП, численность занятых и т.д.), носят фрагментарный характер, не отражают взаимосвязь со стратегией развития региона и стратегией развитиям МСП, не ориентированы на будущие результаты, не адаптируются к изменениям экономической среды [2, с. 36; 3, с. 83]. При этом стратегия развития МСП должна быть составным элементом механизма реализации стратегии экономического развития региона. Выбор стратегии развития малого предпринимательства при этом будет определяться особенностями социально-экономических процессов в регионе.

Учитывая, что в соответствии с проводимой федеральной политикой основная (и финансовая, и организационная) нагрузка переносится именно на региональный уровень, необходимо активизировать работу по поддержке МСП на уровне субъектов Российской Федерации. Соответственно возрастает необходимость наличия методического инструментария оценки эффективности и результативности осуществляемых в рамках политики поддержки МСП мер. Нами предлагается системный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, включающий следующие направления [4]:

• оценка показателей развития МСП на территории региона [5, с. 54-55];

• оценка конкурентоспособности МСП;

• оценка институциональной среды, способствующей развитию МСП, — на базе институциональных контуров;

• оценка эффекта от реализации отдельных инструментов государственной политики в области поддержки МСП.

В целом государственную финансовую поддержку МСП можно оценивать по следующим показателям:

• расходы консолидированного бюджета на реализацию государственной поддержки МСП в регионе в расчете на одного жителя;

• доля малых предприятий, получивших поддержку в рамках реализации государствен-

ных программ развития субъектов МСП, в общем количестве малых предприятий в регионе;

• объем финансовых ресурсов, предоставленных субъектам МСП в рамках программ микрофинансирования;

• объем поручительств и гарантий фондов поддержки, специализированных гарантийных фондов, выданных субъектам МСП, в расчете на одно предприятие.

В рамках определения результативности политики в отношении малого предпринимательства следует оценивать указанные показатели отдельно для малых предприятий, чья деятельность относится к сфере обрабатывающих производств, работающих в приоритетных отраслях экономики региона, высокотехнологичных и инновационных предприятий.

Государственную политику в отношении малого предпринимательства необходимо оценивать на предмет ее комплексности, т.е. реализации в регионе наиболее полного набора мер, ориентированных на поддержку малого бизнеса. В систему региональной финансовой поддержки малого бизнеса предлагается включать, наряду с общими, следующие направления:

• поддержка производителей инновационной продукции, венчурного бизнеса;

• поддержка МСП, участвующих в кооперации с крупным бизнесом;

• компенсация затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства;

• субсидирование части затрат на приобретение оборудования и на уплату процентов по инвестиционным кредитам;

• субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, части затрат на повышение энергоэффективности производства.

Развитие МСП в Свердловской области

Развитие МСП в Свердловской области характеризуется следующими видами диспропорций. Отраслевая производительность труда в малом и среднем бизнесе существенно ниже, чем в целом по экономике. Существуют территориальные диспропорции: на четыре муниципальных образования, где проживает половина населе-

ния области населения, приходится более 70% всех зарегистрированных предпринимателей. Очевидно, что на территориях созданы разные условия для развития предпринимательской деятельности. Отраслевые диспропорции состоят в том, что существенно превалирует сфера торговли и услуг — около 80% оборота и занятых. Так же как и Российской Федерации в целом, в Свердловской области низка доля среднего бизнеса.

В 2015 г. общее количество субъектов МСП составило 193,8 тыс. единиц [6]. По сравнению с 2014 г. количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в Свердловской области увеличилось почти на 3 % (с 107 до 110 тыс. человек), количество малых и средних предприятий — более чем на 22% (с 7003 до 9030).

В общей сложности МСП обеспечивает занятость более 28% экономически активного населения Свердловской области. Так, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в Свердловской области по итогам 2015 г. составила 666,2 тыс. человек, в том числе на средних предприятиях — 38,2 тыс. человек, на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) — 390,4 тыс. человек, у индивидуальных предпринимателей — 237,6 тыс. человек.

В соответствии с исследованием Аналитического центра «Эксперт-Урал» [7, с. 122] недостаток инвестиций и усложненная процедура доступа к финансовым ресурсам кредитных организаций отмечены 20% опрошенных предпринимателей среди основных факторов, препятствующих развитию МСП в Свердловской области.

В Свердловской области сформирована многоуровневая инфраструктура поддержки МСП, базисными институтами которой являются Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства.

Рассмотрим основные направления государственной и муниципальной финансовой МСП в Свердловской области и оценим результативность отдельных ее инструментов. Государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы 3 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области»

Таблица

Финансовые ресурсы, выделенные из бюджетов и других источников в рамках поддержки субъектов МСП в Свердловской области в 2015 г.

Гранты начинающим предпринимателям Субсидии на модернизацию Микрозаймы Льготные инвесткредиты Поручительства Займы Инвест фонда Гранты фондов Бортника и «Сколково» Итого

Объем средств областного и федерального бюджетов, направленных в 2015 г., млн руб. 72,5 304,3 130,0 109,4 100,0 - - 716,2

Количество заявок, ед. 650 304 390 38 299 12 163 1856

Количество субъектов МСП -получателей поддержки 246 78 195 29 211 4 28 776

Объем предоставленной финансовой поддержки, млн руб. 72,5 304,3 135,2 145,4 612,0 112,0 187,0 1568,4

Объем привлеченных кредитных средств, млн руб. - 730,7 - - 1801,4 590,0 - 3122,1

Источник: составлено автором.

государственной программы Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года». В 2015 г. на поддержку МСП было направлено 1568,4 млн руб., в том числе из бюджетов всех уровней — 1269,4 млн руб., из фондов — 724 млн руб. (см. таблицу). При этом получателями поддержки в бюджеты всех уровней уплачено налогов на 909,2 млн руб. Получателями финансовой поддержки стали 744 субъекта МСП, которыми создано 2112 рабочих места.

Одним из показателей эффективности господдержки малого предпринимательства является осуществление мер поддержки начинающих предпринимателей. В Свердловской области начинающим предпринимателям предоставляются гранты в размере до 300 тыс. руб. В 2015 г. 246 начинающим субъектам малого предпринимательства из 33 муниципальных образований Свердловской области предоставлены субсидии на общую сумму 72,5 млн руб.

Следующий блок мер поддержки — поддержка действующих предпринимателей. Важным

инструментом финансовой поддержки предпринимателей является предоставление субсидий в рамках реализации государственных программ Свердловской области. В 2015 г. объем бюджетного финансирования подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года» составил 912,2 млн руб. (из них — 414,4 млн руб. из областного бюджета и 497,8 млн руб. из федерального бюджета).

В 2015 г. продолжилось применение инструментов возвратной поддержки, реализуемых Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства: предоставление поручительств, льготных кредитов и микрозаймов.

На капитализацию Гарантийного фонда Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства в 2015 г. из бюджетных средств было направлено 100 млн руб. (капитализация фонда составила 845,1 млн руб.). До 32 было увеличено количество банков-пар-

Финансовая система

Банки-партнеры

Банк Открытие

Транскапиталбанк

Уралтрансбанк

СКБ-банк

32 банка партнера,

в том числе:

Уральский банк Сбербанка РФ

Абсолют-Банк

Банк Интеза

Кольцо Урала

Банк Москвы

Россельхозбанк

УБРИР

СМП-Банк и др.

Инфраструктура поддержки МСП

Субъекты МСП

Инструменты поддержки

\

Льготные инвестиционные кредиты

(предприятиям приоритетных видов деятельности или особых территорий)

Поручительства по банковским кредитам

Поручительства по банковским гарантиям

Организации инфраструктуры

Свердловский областной фонд поддержки малого п редп ри н и мател ьства

37 муниципальных фондов поддержки малого п редп ри н и мател ьства

Свердловский фонд инвестиций

Инструменты поддержки

Субсидии на модернизацию (предприятиям из приоритетных сфер)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Микрофинансирование

Гранты начинающим предпринимателям

Инвестиционный заем

Инвестиции через покупку доли в уставном капитале

Экономическая сфера институционального контура развития малого предпринимательства

Свердловской области

тнеров. Указанные меры позволили предоставить 232 поручительства 211 субъектам МСП и тем самым привлечь 1,8 млрд руб. кредитных средств.

Субъектам МСП, осуществляющим деятельность на территориях, где имеется высокий уровень безработицы, осуществляющим приоритетные виды деятельности, при участии банков предоставляются льготные инвестиционные кредиты до 10 млн руб. на срок до пяти лет по ставке рефинансирования. Льготными инвестиционными кредитами на общую сумму 145,4 млн руб. в 2015 г. воспользовались 29 хозяйствующих субъектов.

Альтернативой банковскому кредитованию является Фонд микрофинансирования, объем которого в 2015 г. составил 260,4 млн руб. Микрозаймы выдаются бизнесу на выгодных условиях, например заем до 1 млн руб. под 10%. За 2015 г. было предоставлено 195 микрозаймов на общую сумму 135,2 млн руб.

Институциональная поддержка МСП в Свердловской области

В исследованиях [8] нами было предложено оценивать институциональную поддержку МСП на базе институциональных контуров, которые представляют совокупность взаимосвязанных институтов поддержки МСП в трех основных сферах — экономической, идеологической и политической. В экономической сфере институционального контура важнейшими институтами, оказывающими финансовую поддержку в Свердловской области, являются организации инфраструктуры поддержки и банки, с которыми ими установлены партнерские отношения. На рисунке систематизированы основные субъекты экономической сферы институционального контура Свердловской области и приведены инструменты финансовой поддержки, которую они предоставляют субъектам МСП.

Задачи в сфере государственной финансовой поддержки и развития малого предпринимательства

Основными задачами в сфере государственной финансовой поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области и других регионах Российской Федерации на ближайшую перспективу являются:

1) развитие возвратных инструментов поддержки субъектов МСП, т.е. снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидии) в общем объеме средств, выделяемых в рамках программ поддержки МСП, и увеличение доли рыночных (микрозаймов, поручительств);

2) применение дифференцированного подхода в оказании финансовой поддержки субъектам МСП различных сфер экономики с приоритетом высокотехнологичных секторов и малых промышленных предприятий, участвующих в производственных цепочках; предприятиям на разных стадиях жизненного цикла, предприятиям разного размера (микро-, малые, средние);

3) продолжение практики софинансирования из регионального бюджета муниципальных программ поддержки МСП;

4) обеспечение действующей и создание новой инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

5) развитие долгосрочного финансирования на базе проектного финансирования и синдицированного кредитования МСП;

6) создание условий, информационная поддержка для развития венчурного финансирования, гибридного финансирования — для инновационных малых предприятий;

7) содействие развитию альтернативных форм финансирования, таких как привлечение инвестиций на бирже, краудфан-динг, краудинвестинг.

Литература

1. Доклад Государственного совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 7 апреля 2015 г. URL: https://asi.ru/upload/iblock/0ca/Doklad%20 k%20gossovetu.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

2. Филимонова Н., Башарина С. Подходы к оценке эффективности развития малого предпринимательства // Perspectives of Innovations, Economics and Business. 2009. Т. 2. № 2. С. 36-37.

3. Гришин И. А., Утюшева Л. Д. Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. № 1. С. 77-84.

4. Мезенцева Е.С. Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. 2014. Т. 4. № 3. С. 40-64. URL: http://www.creativeconomy.ru/journals/epp/.

5. Татаркин А.И., Романова О.А., Мезенцева Е.С. Адаптационные стратегии малого и среднего бизнеса в кризисных и посткризисных условиях // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 2. С. 45-56.

6. Основные показатели деятельности малых предприятий в 2015 г. URL: http://sverdl.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/enterprises/ (дата обращения: 30.08.2016).

7. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. 2015. № 1 (41). С. 115-131.

8. Мезенцева Е.С. Особенности формирования институциональных контуров развития малого бизнеса на территориях Свердловской области // Экономика региона. 2008. № 4. С. 204-212.

References

1. Report of the State Council of the Russian Federation "On measures on development of small and medium enterprises in the Russian Federation". April 7, 2015 [Doklad Gosudarstvennogo soveta RF «O merah po razvitiju malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii». 7 aprelja 2015 g.]. Available at: https://asi.ru/upload/iblock/0ca/Doklad%20k%20gossovetu.pdf (accessed 15.09.2016).

2. Filimonova N., Basharina C. Approaches to evaluating the effectiveness of small business [Podhody k ocenke jeffektivnosti razvitija malogo predprinimatel'stva]. Perspectives of Innovations, Economics and Business, 2009, Vol. 2, No. 2, pp. 36-37.

3. Grishin I.A., Utiusheva L. D. Current trends of modification variability of regional system of small and medium business support [Sovremennye tendentsii modifikatsionnoi izmenchivosti regional'noi sistemy podderzhki malogo i srednego biznesa]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Ekonomika. Ekologiia — Bulletin of the Volgograd state university. Series 3: Economy. Ecology, 2013, No. 1, pp. 77-84.

4. Mezentseva E. S. Features regional industrial policy to support small and medium-sized enterprises [Osobennosti regional'noj promyshlennoj politiki v oblasti podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo — Economics, Business and Law, 2014, vol. 4, No. 3, pp. 40-64. Available at: http://www.creativeconomy.ru/journals/epp/.

5. Tatarkin A. I., Romanova O.A., Mezentseva E. S. Adaptation strategies of small and medium-sized businesses in crisis and post-crisis conditions [Adaptacionnye strategii malogo i srednego biznesa v krizisnyh i postkrizisnyh uslovijah]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economy. Taxes. Law, 2010, No. 2, pp. 45-56.

6. The basic indicators of activity of small enterprises in 2015 [Osnovnye pokazateli dejatel'nosti malyh predprijatij v 2015 g. Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Sverdlovskoj oblasti]. Territorial body of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk Region. Available at: http:// sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/enterprises/ (accessed 30.08.2016).

7. Tolmachev D.E., Ulyanova E.A., Pliner L. M. Development of small and medium-sized business in the region: the formation of the priority areas on the example of Sverdlovsk region [Razvitie malogo i srednego biznesa v regione: formirovanie prioritetnyh napravlenij na primere Sverdlovskoj oblasti]. Ekonomika regiona. — The economy of the region, 2015, No. 1 (41), pp. 115-131.

8. Mezentseva E.S. Features of the formation of the institutional contours of the development of small business in Sverdlovsk Region [Osobennosti formirovanija institucional'nyh konturov razvitija malogo biznesa na territorijah Sverdlovskoj oblasti ]. Eekonomika regiona — The economy of the region, 2008, No. 4, pp. 204-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.