Научная статья на тему 'Современные проблемы гуманизации высшего военного образования'

Современные проблемы гуманизации высшего военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС / СЛУЖБА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / OFFICERS' TRAINING CORPS / HUMANIZATION OF EDUCATION / OFFICER CORPS / THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников И. И.

Современное состояние науки и образования характеризуется повышением требований к качеству подготовки военных специалистов. Одним из направлений является гуманизация образования. Это понятие означает усиление внимания к человеку, в том числе и военному. В плане (контексте) подготовки военного специалиста, слово «гуманизация» может означать человеческое отношение к обучающимся, подчиненным, сослуживцам и семьям военнослужащим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of science and education is characterized by improvement of requirements to the quality of military personnel training. One of the main trends is humanization of education. This conception signifies the attention intensification towards the person, including the military. In the context of military personnel training the word humanization can signify human attitude towards the learners, subordinates, colleagues and military personnel families.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гуманизации высшего военного образования»

И. И. Мельников

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: гуманизация образования, офицерский корпус, служба подготовки

офицеров, гуманитарные дисциплины.

Современное состояние науки и образования характеризуется повышением требований к качеству подготовки военных специалистов. Одним из направлений является гуманизация образования. Это понятие означает усиление внимания к человеку, в том числе и военному. В плане (контексте) подготовки военного специалиста, слово «гуманизация» может означать человеческое отношение к обучающимся, подчиненным, сослуживцам и семьям военнослужащим.

Key words: humanization of education, Officer Corps, Officers' Training Corps, the humanities.

The current state of science and education is characterized by improvement of requirements to the quality of military personnel training. One of the main trends is humanization of education. This conception signifies the attention intensification towards the person, including the military. In the context of military personnel training the word ‘humanization’ can signify human attitude towards the learners, subordinates, colleagues and military personnel families.

Современное состояние науки и образования, обусловленное экономическими и социальными факторами, характеризуется повышением требований к качеству подготовки специалистов (в том числе и военных) и определяет необходимость постоянного поиска новых методов и средств повышения эффективности образовательного процесса. Как нам представляется, одним из таких направлений является гуманизация образования.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация,

диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость,

фундаментализация, информатизация, индивидуализация и непрерывность. Гуманизация образования - это ориентация всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения обучающихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранении и укреплении их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Слово «гуманизация» можно дословно перевести как «очеловечивание». Это понятие означает усиление внимания к человеку, в том числе и военному, отношение к нему как к цели, а не как средству. Стало быть, в контексте подготовки военного специалиста, слово «гуманизация» может означать человеческое отношение к обучающимся, подчиненным, сослуживцам и семьям военнослужащим. Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; быть экономически и юридически грамотным человеком. Итак, слово «гуманизация» можно дословно перевести как «очеловечивание». Но именно здесь мы начинаем чувствовать пределы этого понятия. Так, особенно командиры взводов нередко считают, что если «по-человечески» относиться к своим

подчиненным, прислушиваться ко всем их потребностям, то дело может существенно затормозиться, а, если, так сказать «гуманно» учитывать потребности своих подчиненных, то можно и просто не выполнить требования по качественной подготовке будущих офицеров. Теперь зададимся вопросом, что мы можем сделать для этого на этапе подготовки курсантов в стенах нашего ввуза?

Думаю, что уже сейчас в стенах военного вуза мы можем заложить в наших курсантов некоторые гуманистические установки, то есть обозначить пути, которыми они смогут воспользоваться при наличии у них соответствующих потребностей и ресурсов. И главную роль в этом процессе я отвожу гуманитарным дисциплинам. Безусловно, именно они призваны открыть «человеческое» в человеке. Приведем пример из жизни нашего ввуза. С 8 по 10 сентября этого года на базе Казанского ВВКУ прошла международная конференция по апробации наставления по соблюдению норм международного гуманитарного права (МГП). Значение данного мероприятия огромно. Оно позволяет наглядно показать курсантам, что проблема гуманного отношения, даже на поле войны актуальна и значима. Отводя роль той или иной дисциплине в гуманизации образования, могу кратко пояснить, что, например, математические дисциплины хорошо развивают рациональное мышление. Технические дисциплины соответственно, развивают механическое мировоззрение, основанное на достаточно жестком детерминизме, не оставляющем места для свободного выбора. Естественные науки пытаются более всех приблизиться к природе, но их успехи связаны в основном с описанием материального аспекта природы (будь то живая или неживая природа). Душевная, духовная, социальная жизнь человека не поддается адекватному описанию средствами естественных наук.

Таким образом, рационально ориентированные исследователи всегда будут теряться, встречаясь лицом к лицу с чисто человеческими феноменами. И только гуманитарные дисциплины помогают приблизиться к ним и попытаться понять их сущность. Сегодня есть необходимость указать на особую роль гуманитарных дисциплин, которая заключается в наделении изучения профессиональных и специальных дисциплин личностным, социальным и культурным смыслом. На наш взгляд, профессиональные дисциплины носят исключительно инструментальный характер, они снабжают человека эффективными средствами преобразования мира, но формировать и выбирать цели призваны помогать именно гуманитарные дисциплины. Главной, как нам кажется, является культурология. Именно она знакомит нас с многообразием человеческого опыта, форм и проявлений человеческой природы. Тем самым, она освобождает от власти стереотипов, расширяет мировоззренческий выбор, дает возможность полнее реализовать свои возможности. Кроме того, культорология воспитывает уважение (или, как минимум, толерантность) к особенностям чужих культур. Остальные науки я не стану располагать в порядке предпочтения и лишь вкратце отмечу их ценность в плане гуманизации.

Психология дает возможность лучше понять себя и окружающих. Педагогика учит распознавать и развивать потенциал другого человека. Социология пробуждает интерес к социальной реальности и желание изменить ее. Философия учит разнообразию подходов к пониманию окружающего мира и человека, побуждает к размышлению о смысле человеческого существования. Изучение иностранных языков обеспечивает человека дополнительным средством общения - любой иностранной язык помогает понять другую культуру, а, кроме того, лучше понять и свой собственный язык, увидеть его богатство и ограничения.

Таким образом, в данном случае, показывая особую значимость гуманитарных дисциплин в гуманизации образования сегодня, нам кажется целесообразным введение в учебные планы военных вузов разнообразных факультативных дисциплин, расширяющих гуманистическую составляющую своих выпускников.

Приоритетной формой взаимодействия преподавателя и будущих офицеров в военном учебном заведении в указанном направлении является, на наш взгляд, диалогическое общение. Как первичная и наиболее фундаментальная форма межличностного общения диалог особенно актуален на занятиях по иностранному языку, когда обучающийся вступает в непосредственный контакт с другими, обменивается с ними суждениями по тому или иному вопросу, пытается выяснить, что ему непонятно, подтверждает или опровергает имеющиеся у него точки зрения.

В учебной практике в рамках диалогического общения апробирована такая форма работы с будущими офицерами, как коммуникативная ситуация. На занятиях широко использовались коммуникативные ситуации, направленные, прежде всего, на формирование гуманистических ценностей курсантов. Так, в тематическом блоке «Миротворческая деятельность» курсантам предлагаются следующие ситуации: проверка документов на контрольно-пропускном пункте, сбор данных об обстановке, поддержание взаимодействия с соседним миротворческим подразделением, доклад обстановки за истекшие сутки, организация выхода подразделения на блокирование района (моста, дороги и т. д.). В другом тематическом блоке - «Антитеррористическая операция» могут быть следующие коммуникативные ситуации: досмотр автотранспорта на блокпосту, блокирование террористов в городе (населенном пункте), на открытой местности, преследование, нанесение огневых ударов по формированиям террористов.

Данные ситуации целесообразно рассматривать с трех позиций: психолингвистической (как цели, мотивы и стимулы речевого общения на иностранном языке), лингводидактической (как способ организации преподавателем речевой деятельности и речевого поведения курсантов), а также аксиологической (как способ формирования гуманистических ценностей будущих офицеров).

Еще в одном разработанном нами тематическом блоке «Ликвидация последствий стихийных бедствий», имеющем гуманистическую ценность, примерами коммуникативных ситуаций являются: организация поиска пострадавших, эвакуация людей из-под обломков здания, транспортирование их в медпункты, доставка раненым продовольствия, медикаментов, охрана района бедствия.

В блоке «Военно-технические вопросы» проблемными ситуациями могут служить следующие: организация буксирования неисправной техники, помощь в ремонте техники, вызов технической помощи через проходящее авто или радио, эвакуация застрявшей техники, дозаправка топливом, маслом. Такие ситуации, как показало наше экспериментальное исследование, имеют значительную ценность не только для развития интеллектуальных возможностей и речевых аспектов деятельности курсантов военного вуза, но и для формирования у них гуманистических ценностных ориентации, поскольку способствуют поиску наиболее совершенных форм выражения как самих противоречий, так и тех решений, которые необходимо предельно ясно и доказательно выразить.

Еще одной эффективной формой, направленной на гуманистическое воспитание будущего офицера, как показали результаты проведенного эксперимента, выступают ролевые игры. Анализ научной литературы позволил нам под ролевой игрой понимать комплекс ситуаций профессионального общения (в данном случае военной направленности), объединенных единым сценарием, который, в свою очередь, является формой организации, обучения и контроля коллективной учебной деятельности. В качестве структурных компонентов игры выделяются цель, правила игры, содержание, сюжет, имитируемая ситуация, роли и возможные действия по их реализации, игровое употребление предметов, их условное замещение, отношения между участниками. Цель ролевой игры заключается в обучении общению в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям. При этом содержание-это все то, что воспроизводится в игре, все виды деятельности игроков. Сюжет игры - воспроизводимая в ней область

действительности, рассматриваемая как последовательность игровых ситуаций, имитирующих профессиональное общение и обусловливающих конкретные действия, а также динамику. Сюжет игры может иметь несколько сюжетных линий, связанных с основной и содержащих дополнительную информацию. Он определяет тактику игроков. Наряду с этим, каждый из коммуникантов выступает в определенной социальнокоммуникативной роли. Критерием оценки выполнения каждым игроком его роли и профессиональных обязанностей является то, насколько поведение обучающегося соответствует общественным или групповым ожиданиям. Социально-психологические особенности ролевой игры как метода обучения проявляются, прежде всего, во взаимодействии ее участников и их мотивированности. Мотивация играет важную роль в процессе обучения. Это внутренний механизм, который организует и направляет деятельность человека на решение важных для него задач. Как известно, повышение учебной мотивации курсанта одно из основных направлений профессиональной деятельности преподавателя. При этом дидактическими средствами ее повышения в ролевой игре выступают: актуальность содержания, темы и учебного материала; новизна темы, форм и методов обучения; ситуативно-тематическая организация материала; соответствие формы обучения форме профессионального взаимодействия курсантов военного вуза. Что касается психологических средств учебной мотивации, то ими являются: положительные установки в процессе обучения; личность преподавателя и взаимоотношения между участниками образовательного процесса; оценка и самооценка участников игры; эмоциональное стимулирование. Формируя гуманистические ценности у курсантов, преподаватели могут предлагать следующие ролевые игры: действия

подразделений Российской армии на блокпосту в составе миротворческих сил в совместных антитеррористических операциях, международных учениях, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. В литературе ролевая игра представляется в виде трех основных этапов деятельности преподавателя и обучающегося: подготовка к игре, ее проведение, обсуждение результатов. На подготовительном этапе перед преподавателем стоят следующие задачи: подбор языкового и речевого материала по теме игры, написание сценария игры, ориентация речевой профессионально-ориентированной подготовки курсантов, разработка критериев оценки речевого поведения и некоторых речевых компонентов общения игроков. Основными требованиями при подборе материала для ролевой игры на иностранном языке выступают аутентичность, коммуникативная ценность, информационная насыщенность, военная направленность, актуальность, соответствие учебного материала уровню иноязычной подготовки курсантов и учет их интересов, особенностей, склонностей, гуманистических представлений и взглядов.

В заключение отметим, что ситуационные игры - это ценностно-значимые проблемные ситуации с решением задач социального характера («конфликт в коллективе», «неуставные отношения и пути их преодоления», «самовольная отлучка», «проступок подчиненного и наказание» и др.), аппелирующие к прошлому личностному быту курсантов и «личному выбору». Рефлексия при проведении ролевых и ситуационных игр направлена на осознание военнослужащими норм и правил поведения. На данном этапе фиксируется «сдвиг мотива» на цель-формирование гуманистических качеств у будущего офицера. Продолжая наши рассуждения, в плоскости, так сказать, «защиты» проблемы гуманизации образования, необходимо пояснить, что большинство современных социологов и философов сходятся в том, что в настоящую эпоху происходит переход от одного типа общественного развития к другому. Новое общество получает различные наименования: постиндустриальное, постэкономическое, информационное,

постсовременное. Но характер его видится в однородных чертах: наука становится главной производительной силой общества. Все это заставляет человека соответствовать новым требованиям: в частности, он вынужден, непрерывно повышать свой уровень

квалификации, адаптироваться к особенностям научно-технического прогресса и гибко менять характер деятельности.

Поэтому в настоящее время цели гуманитарной подготовки в вузе представляются следующими:

1) формирование способности к профессиональной мобильности, включающей: возможность гибкой адаптации к изменению содержания социальной и профессиональной деятельности; осознание необходимости непрерывного самообразования; умение с его помощью поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса;

2) развитие творческих способностей и критического мышления, вырабатывающих: знание эвристических приемов мышления; владение методами, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей; гибкость и нестандартность мышления; способность противодействовать психологической инерции мышления; умение находить оригинальные решения в условиях риска; умение полноценно усваивать быстро меняющуюся информацию;

умение ориентироваться в нестандартных условиях, самостоятельно разработать и реализовать план действий; умение выдвигать и обосновывать собственные суждения, анализировать и критиковать чужие; умение раскрывать взаимосвязи и выявлять противоречия, отличать существенное от второстепенного;

3) формирование социальных качеств специалиста: выработка самодисциплины и инициативности; способность к эффективной коммуникационной деятельности; способность организовать диалог; способность работать в группе;

4) формирование общекультурных качеств специалиста: выработка системы ценностей, норм и привычек, создающих активную личность; интегрирование специалиста в современное ему общество; осознание современных социально значимых проблем; способность к самостоятельному анализу и разрешению принципиальных мировоззренческих вопросов; выработка гуманистического стиля мышления; устойчивое, осознанное стремление к постоянному личному и профессиональному совершенствованию.

Сегодня, несмотря на признанную необходимость гуманитаризации образования, практическая реализация этого решения наталкивается на серьезные трудности. Одна из проблем связана с попытками определения разумного объема и последовательности изучаемого материала. Обучать специалиста нужно не только тому, как действовать по известным схемам, но и тому, как творить, создавать новое не только в своей профессии, но и в общественной жизни. Для того, чтобы высшая школа могла успешнее формировать специалистов будущего, необходимо дальнейшее совершенствование образовательного процесса, дальнейшие разработки в области теории и методики образования.

Литература

1. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. - М.: ГК СВ, 2006.

2. Ни, А.В. Управление и контроль качества военного образования. Монография / А.В.Ни. - М., 2007.

© И. И. Мельников - канд. пед. наук, профессор, заместитель начальника Казанского ВВКУ по УНР, полковник, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.