Научная статья на тему 'Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг'

Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5948
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / SOCIAL SERVICES / THE QUALITY OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Басников Олег Викторович

Рассмотрены особенности развития сферы социальных услуг в условиях кризиса. Приведено сравнение отечественного и зарубежного законодательств в социальной сфере. Сформулированы основные направления модернизации управления системой социального обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Басников Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS AND DEVELOPMENT SOCIAL SERVICES

In the article features the provision of social services in a crisis, a comparison of domestic and foreign laws in the social sphere, the main directions of modernization management system of social services.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг»

Данная статья освещает только риски и методы их управления для замкнутой системы, связанной только с одним законом, и не учитывает совокупность рисков, порождаемых другими законами или традициями Российской Федерации, а также стран, с которыми может быть связана деятельность российских компаний. С одной стороны, внедрение одних технологий может уменьшить риски, порожденными различными угрозами. С другой стороны, методы уменьшения одних рисков могут войти в прямое противоречие с методами уменьшения других. Целью дальнейшего исследование является выявление методов уменьшения рисков, которые по соотношению цены к результаты могут быть безусловно рекомендованы к применению, а также выработка рекомендаций по применению методов (как, например, создание резервных копий), которые могут уменьшать одни риски, при этом увеличивая или создавая другие.

Литература

1. http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=1601088.

2. http://www.sec.gov/answers/insider.htm.

3. http://www.sec.gov/news/speech/speecharchive/1998/spch221.htm.

4. http://www.abanet.org/lpm/lpt/articles/ftr01045.html.

5. http://en.wikipedia.Org/wiki/lnvestment_banking#Chinese_wall.

6. http://na.blackberry.com/eng/solutions.

7. http://www.brg-expert.com.

АНТОНОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов имени заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург (dekanat205@mail.ru).

ANTONOV ALEXANDER VIKTOROVICH - post-graduate Student of Department of management and planning of socio-economic processes named after Honored Worker of Science Y.A. Lavrikov, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Russia, St. Petersburg.

УДК 338.462

О.В. БАСНИКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: сфера социальных услуг, социальное обслуживание, качество социальных услуг.

Рассмотрены особенности развития сферы социальных услуг в условиях кризиса. Приведено сравнение отечественного и зарубежного законодательств в социальной сфере. Сформулированы основные направления модернизации управления системой социального обслуживания населения.

ОМ. BASNIKOV

CURRENT PROBLEMS AND DEVELOPMENT SOCIAL SERVICES

Keywords: social services, social services, the quality of social services.

In the article features the provision of social services in a crisis, a comparison of domestic and foreign laws In the social sphere, the main directions of modernization management system of social services.

В связи с трансформацией общества, кризисными явлениями в политике, экономике, социальной сфере постоянно происходит модернизация управления системой социального обслуживания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, связанная, прежде всего, с перераспределением полномочий органов власти и уточнением функционала социальных служб (федеральных, региональных и местных) в сфере социального обслуживания и адаптацией социальных служб к рыночным условиям, введением платных услуг и компенсаций.

На сегодняшний день перед государством стоит новая задача - создание рынка социальных услуг и расширение возможностей клиентов в выборе форм и методов обслуживания [1]. Наиболее существенные препятствия на пути станов-

ления рынка социальных услуг создают особенности российского законодательства, регулирующего функционирование и развитие системы социального обслуживания населения. К ним можно отнести в первую очередь: несогласованность действующего законодательства, определяющего механизмы функционирования системы социального обслуживания; неопределенность социальных стандартов в сфере социальной защиты в целом (и социального обслуживания в частности); отсутствие нормативно-определенных требований к объемам и качеству услуг, оказываемых населению учреждениями социального обслуживания за счет бюджетных средств; отсутствие на федеральном уровне многих нормативов (как финансовых, так и натуральных) в области социального обслуживания; отсутствие законодательно определенной номенклатуры услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания и др.

Несмотря на существенное продвижение в области законодательства, применение традиционных и инновационных технологий социального обслуживания, анализ практики развития учреждений социального обслуживания населения и применения законодательства в Российской Федерации, регламентирующего социальное обслуживание, позволил выявить следующие группы противоречий и недостатков. Первая группа - это противоречия, связанные с содержанием и применением федеральных законов, регламентирующих социальное обслуживание. Некоторые из норм, установленных федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», между собой не корреспондируются и противоречат друг другу, что, естественно, приводит к различным их толкованиям. Кроме того, в законах имеются повторяющиеся нормы. В то же время существует дефицит норм, регламентирующих предоставление социальных услуг лицам без определенного места жительства и других объектов социального обслуживания. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения, касающиеся разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти в области правовых, экономических и организационных основ создания, функционирования и финансирования деятельности учреждений по оказанию социальных услуг. Правовым базисом этих изменений стало отнесение социального обслуживания к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и реализуемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с освобождением органов местного самоуправления от этой деятельности и обязательств по ее финансированию. В этой связи деятельность по установлению государственных стандартов социального обслуживания отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Некоторые из упомянутых федеральных законов, регламентирующих предоставление социальных услуг, были просто дезавуированы. Сложившееся противоречивое положение в действующем законодательстве предполагает существенное обновление законодательных основ социального обслуживания. Не менее остро проявляют себя противоречия в законодательстве субъектов Российской Федерации. Совершенно очевидно, что существующая законодательная база нуждается в преодолении выявленных противоречий и устранении явных просчетов в формулировках положений, регламентирующих процесс предоставления социальных услуг, реализации задач в области социальной адаптации и реабилитации клиентов социальных служб.

Сопоставление отечественного и зарубежного законодательств позволяет сделать вывод, что процесс стандартизации в России ориентирован на международные нормы, хотя, безусловно, концептуальные подходы в формировании стандартов социальных услуг отличаются [2]. Меньше всего отечественные стандарты адаптированы к особым нуждам безнадзорных и бездомных детей, инвалидов, лиц без определенного места жительства. Перечисленные пробле-

мы создают препятствия качественной и своевременной реализации государственных социальных обязательств в области социального обслуживания населения, эффективному планированию и распределению бюджетных средств на эти цели, а следовательно, соблюдению прав граждан Российской Федерации в сфере государственной защиты и поддержки, закрепленных действующей Конституцией. Формирование национальной системы стандартизации в области социального обслуживания призвано решить многие из перечисленных выше проблем. В этой связи необходимо создать комплекс национальных стандартов в области предоставления услуг по социальному обслуживанию, охватить все качественные и количественные стороны их предоставления, включить в единую систему стандартизации социальные нормы и нормативы - регуляторы количественных сторон обеспечения деятельности по оказанию услуг учреждениями и службами социального обслуживания, используемые при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации.

Несмотря на относительно высокие темпы развития сети учреждений социального обслуживания, их количество явно недостаточно, сеть не сбалансирована, в ней по-прежнему не развита целостность. Динамика развития подсистем социального обслуживания показывает, что острая потребность населения в социальных услугах не может быть удовлетворена, так как воспринимается органами управления неадекватно, а меры, принимаемые органами социальной защиты, являются явно неэффективными и однозначными с точки зрения потребителей услуг. Объем социальных услуг (и их качество) явно недостаточен. Целевые группы потребителей социальных услуг, прежде всего граждане пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями и без определенного места жительства, остро нуждаются в социальной поддержке. Продекларированные политическими деятелями, государственными чиновниками права на доступность социальных услуг для пожилых людей не подтверждаются реальными данными. Ежегодно примерно 18-20 тыс. пожилых людей не имеют возможности получить социальные услуги в стационарных учреждениях, хотя такая необходимость в этом есть. Предположительно в целом по России в социальных услугах в ближайшие годы будут нуждаться около 5 млн лиц старшего возраста, в том числе 1,5 млн человек в постоянной социальной помощи и услугах, и примерно 4 млн дезадаптированных детей и подростков.

По данным Минздравсоцразвития России, степень удовлетворенности количеством учреждений социального обслуживания в субъектах Российской Федерации оценивается по-разному и в среднем эта величина составляет 71,9%. К тому же качество предоставляемых услуг не может быть достаточно высоким, так как на каждого социального работника приходится 28 обслуживаемых граждан вместо 10 (в городе) и 4-6 (в сельской местности) по нормативным расчетам. Перегрузки специалистов социальной работы и младшего персонала социальных служб, немеханизированный труд, слабое ресурсное обеспечение, низкая зарплата работников учреждений, текучесть кадров и, как следствие, - снижение качества предоставляемых услуг.

Показательна стратегия и практическая деятельность системы социального обслуживания такого региона, как Санкт-Петербург. Оптимальная система государственных учреждений социального обслуживания населения города на современном уровне предполагает наличие двухуровневой системы учреждений социального обслуживания и наличие на районном уровне трех типов учреждений социального обслуживания: учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста (комплексный центр социального обслуживания населения); учреждения социальной реабилитации инвалидов; учреждения социального обслуживания семьи и детей. Востребованность рассматриваемой системы учреждений социального обслуживания определяется в настоящее время реальной оценкой экономических возможностей Санкт-Петербурга. При этом представленная в Кон-

цепции перспектива развития системы учреждений социального обслуживания населения согласуется с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга до 2025 г. и соответствует отраслевому стандарту системы социальной защиты населения. Особенностью социального обслуживания семей и детей в районах Санкт-Петербурга стало то, что впервые был взят ориентир на оказание помощи и поддержки не только семьям, находящимся в трудной ситуации или социально опасном положении, но и обычным семьям. Они также испытывают потребность во внимании и поддержке государства.

Таким образом, в решении задачи, поставленной Президентом, - обеспечить доступность и качество социальных услуг, включая услуги социального обслуживания, заинтересовано большое число граждан, для которых возможность воспользоваться услугами социальных служб является жизненной необходимостью. Как показывает анализ проблемы, доступности услуг в сфере социального обслуживания препятствуют следующие основные факторы: недостаточная инфраструктура учреждений социального обслуживания; неравномерное распределение их сети по регионам; заявительный принцип предоставления названных услуг взрослой части населения; отсутствие полного банка данных о гражданах, нуждающихся в услугах социальных служб; низкая информированность потенциальных потребителей социальных услуг о возможности их получения [3].

Можно выделить ряд факторов, препятствующих высокому качеству оказания социальных услуг: невозможность осуществить индивидуальный подход ввиду одновременного проживания большого числа граждан в одном учреждении; отсутствие учреждений социального обслуживания малой вместимости (на 10-30 мест), семейного типа, временного (сезонного) проживания, что позволит улучшить условия жизни пожилых людей и инвалидов; отсутствие в системе социального обслуживания службы повышения квалификации персонала (социальное обслуживание - единственный из сегментов социальной сферы, не имеющий институтов или центров повышения квалификации); применение неэффективных, неоптимальных технологий оказания социальных услуг, отсутствие комплексного подхода при их предоставлении; неравный, а зачастую отличающийся в разы, неоптимальный ресурсный потенциал учреждений социального обслуживания, а также их недостаточная ориентация на конечный результат; монополизация сферы предоставления услуг по социальному обслуживанию социальными службами, входящими в государственный сектор; отсутствие рыночных механизмов привлечения в эту сферу негосударственных поставщиков соответствующих услуг; слабая материальная база многих социальных служб.

Для решения этих и других проблем необходима реализация комплекса первоочередных мер, которые бы обеспечили повышение доступности и качества услуг по социальному обслуживанию. В их числе меры, предлагаемые к реализации на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном (если муниципалитетам переданы соответствующие полномочия), а также на уровне самих социальных служб. Среди таких мер можно назвать изменение парадигмы деятельности социальных служб: переход от заявительного принципа взрослой части населения к принципу активного выявления граждан, нуждающихся в услугах социального обслуживания. Применяемый в настоящее время заявительный характер обращения за соответствующими услугами при определенных обстоятельствах (мапомобильность, одинокое проживание, удаленность от учреждения социального обслуживания, психологические барьеры и т.п.) приводит к ограничению доступности этих услуг и занижению данных о численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации целесообразно провести уточнение потенциальной численности потребителей услуг социальных служб с целью формирования первичного звена инфраструктуры предоставления услуг по социальному обслужива-

нию - участковых социальных служб, охватывающих все население страны. На этой основе должны быть сформированы федеральный и региональные банки данных о реальных и потенциальных клиентах системы социального обслуживания, т.е. о гражданах, получающих услуги соответствующих учреждений и нуждающихся в них. Механизм пополнения таких банков данных - мониторинг социального здоровья населения. В перспективе это послужит обеспечению сбалансированного развития системы социального обслуживания на качественно новой основе путем создания участковых социальных служб, оказывающих услуги гражданам непосредственно по месту жительства.

Назрела необходимость организации социального патронажа как эффективной социальной технологии своевременного выявления граждан, оказавшихся в социально уязвимой ситуации, и предоставления им адекватных услуг учреждениями социального обслуживания. В частности необходимо организовать патронаж на дому семей групп социального риска, семей, воспитывающих детей-инвалидов, выпускников детских домов, лиц в возрасте старше 80 лет и других категорий граждан для предотвращения потенциально опасных ситуаций вследствие необеспеченности необходимыми услугами.

Внедрение в сферу оказания услуг по социальному обслуживанию рыночных механизмов должно основываться на привлечении общественных объединений и других неправительственных организаций путем предоставления государственных и муниципальных грантов, проведения конкурсов на получение государственного, муниципального или социального заказа, требует создания условий для развития института благотворительной деятельности бизнес-структур, частногосударственного партнерства в сфере предоставления услуг социального обслуживания, включения в сферу социальной ответственности бизнеса как корпоративных, так и общественно значимых интересов.

Для эффективного и оптимального решения проблемы повышения доступности и качества услуг социального обслуживания должен быть использован программно-целевой метод. Актуальным вопросом следует считать разработку региональных целевых программ «Развитие системы социального обслуживания уязвимых групп населения». В состав мероприятий программы могут быть включены все изложенные выше меры, а также ряд других мероприятий, в том числе: развитие сети учреждений социального обслуживания различных категорий и групп населения, укрепление материально-технической базы и кадрового состава действующих учреждений; развитие и внедрение новых форм и социальных моделей социальной реабилитации и адаптации нуждающихся граждан, профилактики кризисных ситуаций; широкое использование доказавшей свою эффективность социальной технологии работы с людьми, находящимися в социально сложной ситуации.

Применение новых подходов в управлении сектором социальных услуг необходимо рассматривать в общем контексте предоставления социальных услуг населению и в общей системе возможных различных подходов к организации предоставления услуг, включая и существующие традиционные подходы. Это позволит не только лучше понять суть новых подходов, но и осуществлять их корректный выбор при проведении реформы на местах. Кроме того, номенклатура, условия предоставления, специфика клиентских групп этих услуг чрезвычайно разнообразны, и именно поэтому важно понимать, что выбор только одного универсального подхода к организации их предоставления может быть неправильным и неэффективным. Практика применения различных современных подходов к организации предоставления социальных услуг показывает, что чрезвычайно важным моментом являются последовательность в применении выбранного подхода и недопущение смешивания подходов.

Литература

1. Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Е. Гонтмахер, Т. Малева // Вопросы экономики. 2008. № 2.

2. Мясоедова ЕЛ. Зарубежный опыт деятельности социальных служб и возможности его использования в России / Е.А. Мясоедова // Социальное обслуживание. 2006. № 2.

3. Коломейчук Л. А. Особенности управления социальной сферой в России / Л. А. Коломейчук II Микроэкономика. 2009. № 1.

БАСНИКОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры управления и планирования социально-экономических процессов имени заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург (dekanat205@mail.ru).

BASNIKOV OLEG VIKTOROVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate of Department of management and planning of socio-economic processes named after Honored Worker of Science Y.A. Lavrikov, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Russia, St. Petersburg.

УДК 336.767.017.2

Г.М. БОЛОТИН

АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ АНАЛИТИКОВ НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ

Ключевые слова: прогнозы аналитиков, прогнозирующая способность.

Анализ прогнозов финансовых аналитиков проведен на основе целевых цен, выставленных 9 ведущими аналитиками по шести ликвидным акциям. Анализ абсолютной прогнозирующей способности не выявил различий в прогнозирующей способности аналитиков, но идентифицировал различия в прогнозируемости акций. Анализ относительной прогнозирующей способности позволил выявить ведущих аналитиков на различных интервалах рассмотренного периода.

G.M. BOLOTIN

A STUDY ON FINANCIAL ANALYSTS’ FORECASTING ABILITY ON THE RUSSIAB STOCK MARKET

Key words: analysts' forecasts, forecasting ability.

The research was conducted based on the target prices for 6 liquid stocks Issued by the 9 leading analysts.

Analysis of absolute forecasting ability has not revealed any differences In forecasting ability across analysts.

However, certain differences in forecastlbility of stocks were found. Analysis of relative forecasting ability has Identified the best performing analysts on each of the sub-period under Investigation.

Исследование вопроса, существуют ли различия в прогнозирующей способности финансовых аналитиков, становится особенно актуальным на фоне присутствия на фондовых рынках большого числа высокооплачиваемых аналитиков, основной задачей которых является прогнозирование динамики цен акций. Поскольку на основе этих прогнозов инвестиционные компании и банки осуществляют управление как своими, так и доверенными им клиентами активами, исследование прогнозирующей силы финансовых аналитиков может дать полезные сведения для оценки эффективности функционирования отдельных финансовых институтов и всей отрасли управления активами в целом.

Большинство работ, посвященных анализу прогнозов аналитиков, исследуют прогнозирующую способность агрегированных прогнозов. Работы таких известных авторов, как К. Womack (1996), D. Barber et al. (2001) и N. Jegadeesh et al. (2004), свидетельствуют о наличии определенной прогнозирующей способности у аналитиков в целом. Однако, например, в работе Е. Dimson и P. Marsh (1984)1 были выявлены определенные различия в прогнозирующей способности отдельных аналитиков.

В качестве задач данного исследования можно выделить следующие составляющие: обзор прогнозов аналитиков: сравнительный различных видов

1 Все четыре работы анализируют данные по американскому рынку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.