Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии обучения на уроках английского языка'

Современные педагогические технологии обучения на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джандарова Г.Н.

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострановедческих и страноведческих знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии обучения на уроках английского языка»

5. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: что это такое? / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 2-14.

6. Фосслер К. Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении / К. Фосслер // Логос. -М.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 157-170.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Джандарова Г.Н.*

Средняя общеобразовательная школа, Саратовская область, Ровенский район, с. Луговское

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострано-ведческих и страноведческих знаний.

Ключевые слова компетентность, коммуникативная компетенция, технологии, игровые технологии.

С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

Р. Штейнер

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострановедческих и страновед-

* Учитель английского языка.

ческих знаний. В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения: читать и понимать несложные аутентичные тексты; устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку; умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).

При выборе методов, средств и приемов обучения использую: развивающие технологии; технологию личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре; технологии проблемного обучения; элементы программированного обучения; групповые технологии; теорию поэтапного формирования умственных действий; технологию индивидуализации обучения; информационно-коммуникационные технологии.

Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности - чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.

Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему и поможет игра.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра -это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и во-

ображение, там работает мышление. В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в учебных целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности. Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как методе обучения.

Игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта. Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.

Я провела эксперимент с целью определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка при изучении лексики. В исследовании принимали 13 учащихся 4 класса. Средний возраст детей в группе составляет 10-11 лет. Отношение к учебной деятельности оцениваю достаточно ровное. Общеучебные навыки сформированы. На уроке, как правило, достаточно быстро реагируют, активны.

Для выражения уровня знаний я использовала пятибалльную систему оценок, соответствующую отметочной школьной системе. Изучение первой темы « Мой дом» («Enioying your home») (4 урока) составило первую часть эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме проверочной работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на этой стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме: высокий уровень - 3 человека, или 23 % детей; средний уровень - 5 человек, или 38,4 % детей; низкий уровень - 5 человек, или 38,4 % всей группы. Получив указанные результаты, я приступила к проведению второй части эксперимента, с учётом всех полученных теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Магазин и покупки» -«Shopping for everything». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе. Для получения результатов по уровню усвоения лексики были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей эксперимент. В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество - 13 человек. Высокий уровень - 6 человек, или 40,1 % детей; средний уровень - 4 человека, или 30,7 % детей; низкий уровень - 5 человек, или 23 % всей группы.

Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.

Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

Список литературы:

1. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб.: «Каро», 2001.

2. Петричук И.И. Ещё раз об игре // Иностр. языки в школе. -2008. - № 2.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Костюкевич Е.Ф.*

Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Салехард

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Ключевые слова: метод, интеллект-карта, ассоциативное мышление, теория радиантного мышления.

Если бы мы сейчас провели тестирование среди взрослых людей попросив их изобразить как они представляют себе воду, то скорее всего в 90 % получили бы стандартное изображение в виде нескольких волнистых линий.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

А пока они думают так:

* Учитель английского языка, заместитель директора по УВР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.