5. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: что это такое? / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 2-14.
6. Фосслер К. Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении / К. Фосслер // Логос. -М.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 157-170.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© Джандарова Г.Н.*
Средняя общеобразовательная школа, Саратовская область, Ровенский район, с. Луговское
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострано-ведческих и страноведческих знаний.
Ключевые слова компетентность, коммуникативная компетенция, технологии, игровые технологии.
С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
Р. Штейнер
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострановедческих и страновед-
* Учитель английского языка.
ческих знаний. В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения: читать и понимать несложные аутентичные тексты; устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку; умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).
При выборе методов, средств и приемов обучения использую: развивающие технологии; технологию личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре; технологии проблемного обучения; элементы программированного обучения; групповые технологии; теорию поэтапного формирования умственных действий; технологию индивидуализации обучения; информационно-коммуникационные технологии.
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности - чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.
Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему и поможет игра.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра -это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и во-
ображение, там работает мышление. В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в учебных целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности. Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как методе обучения.
Игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта. Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.
Я провела эксперимент с целью определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка при изучении лексики. В исследовании принимали 13 учащихся 4 класса. Средний возраст детей в группе составляет 10-11 лет. Отношение к учебной деятельности оцениваю достаточно ровное. Общеучебные навыки сформированы. На уроке, как правило, достаточно быстро реагируют, активны.
Для выражения уровня знаний я использовала пятибалльную систему оценок, соответствующую отметочной школьной системе. Изучение первой темы « Мой дом» («Enioying your home») (4 урока) составило первую часть эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме проверочной работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на этой стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме: высокий уровень - 3 человека, или 23 % детей; средний уровень - 5 человек, или 38,4 % детей; низкий уровень - 5 человек, или 38,4 % всей группы. Получив указанные результаты, я приступила к проведению второй части эксперимента, с учётом всех полученных теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Магазин и покупки» -«Shopping for everything». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе. Для получения результатов по уровню усвоения лексики были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей эксперимент. В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество - 13 человек. Высокий уровень - 6 человек, или 40,1 % детей; средний уровень - 4 человека, или 30,7 % детей; низкий уровень - 5 человек, или 23 % всей группы.
Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.
Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Список литературы:
1. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб.: «Каро», 2001.
2. Петричук И.И. Ещё раз об игре // Иностр. языки в школе. -2008. - № 2.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Костюкевич Е.Ф.*
Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Салехард
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Ключевые слова: метод, интеллект-карта, ассоциативное мышление, теория радиантного мышления.
Если бы мы сейчас провели тестирование среди взрослых людей попросив их изобразить как они представляют себе воду, то скорее всего в 90 % получили бы стандартное изображение в виде нескольких волнистых линий.
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.
А пока они думают так:
* Учитель английского языка, заместитель директора по УВР.