Научная статья на тему 'Современные модели формирования толерантности студентов'

Современные модели формирования толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Леонидовна

Известно, что толерантность – одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества, а её формирование – социальный заказ системе непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей формирования толерантности студентов препятствует полноценному использованию социокультурного потенциала образования. Цель исследования – разработка моделей формирования толерантности студентов в образовательном процессе. В работе обоснована необходимость использования потенциала трансдисциплинарного образовательного процесса для формирования всех компонентов толерантности. Методологической основой формирования толерантности должен быть процессный подход, научной – модели трансдисциплинарного образовательного процесса. Технологии формирования толерантности студентов характеризуются тремя аспектами: информационным, инструментальным и социальным. В работе представлен информационных аспект таких технологий – модели формирования толерантности и диагностики образовательного процесса, направленного на ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern models of students tolerance formation

As well known the tolerance is one of the important qualities determining the personal adaptation success to multi-cultural world and humanist society development, and its formation is social requirement to permanent education system. However, the weak elaboration of students tolerance formation models does not allow to full using of social and cultural education potential. The purpose of investigation is elaborating of student’s tolerance formation models in educational process. The article justifies the necessity of multi-subjects educational process using for tolerance components formation. The methodological foundation for tolerance formation must be a processing approach and scientific foundation is multi-subject educational process models. The students’ tolerance formation technologies are described by three aspects: informational, instrumental and social. The article presents the informational aspect of such technologies – the multi-subject educational process models, oriented at its formation.

Текст научной работы на тему «Современные модели формирования толерантности студентов»

24. Polubabkina, N. (1995), Personal Self-fulfillment, dissertation, Moscow.

25. Rogers, C. (1997), Client-Centered Therapy. Moscow: Refl-book; Kiev: Vakler.

26. Fromm, E. (1995), Escape from Freedom, publishing house “Progress”, Moscow, Russian Federation.

27. Shostrom E., and Carnegie D. (1997), Anti-Carnegy. Whims of fortune, publishing house “Popurri”, Minsk.

28. Allport G.W. (1968), The person in psychology: Selected essays. Boston: Beacon

Press.

29. Desi E. and Ryan R. (1985), The General Causality Orientations Scale: SelfDetermination in Personality In Research in Personality 19: 109-134.

30. Harre R. (1983), Personal being. Oxford: Blackwell.

31. Tageson W. (1982), Hymanistic psychology: a synthesis. Homewood (III.): The Dorsey Press.

Контактная информация: elnigor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2013.

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Известно, что толерантность - одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества, а её формирование - социальный заказ системе непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей формирования толерантности студентов препятствует полноценному использованию социокультурного потенциала образования. Цель исследования - разработка моделей формирования толерантности студентов в образовательном процессе. В работе обоснована необходимость использования потенциала трансдисциплинарного образовательного процесса для формирования всех компонентов толерантности. Методологической основой формирования толерантности должен быть процессный подход, научной - модели трансдисциплинарного образовательного процесса. Технологии формирования толерантности студентов характеризуются тремя аспектами: информационным, инструментальным и социальным. В работе представлен информационных аспект таких технологий - модели формирования толерантности и диагностики образовательного процесса, направленного на ее формирование.

Ключевые слова: толерантность, формирование, образовательный процесс, модели, личностно-профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p121-125 MODERN MODELS OF STUDENTS TOLERANCE FORMATION

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

As well known the tolerance is one of the important qualities determining the personal adaptation success to multi-cultural world and humanist society development, and its formation is social requirement to permanent education system. However, the weak elaboration of students tolerance formation models does not allow to full using of social and cultural education potential. The purpose of investigation is elaborating of student’s tolerance formation models in educational process. The article justifies the necessity of multi-subjects educational process using for tolerance components formation. The methodological

foundation for tolerance formation must be a processing approach and scientific foundation is multisubject educational process models. The students’ tolerance formation technologies are described by three aspects: informational, instrumental and social. The article presents the informational aspect of such technologies - the multi-subject educational process models, oriented at its formation.

Keywords: tolerance, formation, educational process, models, personal and professional development.

Известно, что толерантность - одно из важнейших личностно-профессиональных качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества, а её формирование - социальный заказ системе непрерывного образования. Однако недостаточная разработанность моделей формирования толерантности студентов препятствует полноценному использованию социокультурного потенциала образования. Проблема исследования - вопрос: какими должны быть модели формирования толерантности студентов в трансдисциплинарном образовательном процессе, чтобы они стали основой проектирования инновационных педагогических технологий? Цель исследования - разработка моделей формирования толерантности студентов в образовательном процессе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование толерантности студентов должно быть обязательной составляющей процесса преподавания конкретных учебных дисциплин, а задачи её воспитания - подчинены целям преподавания учебной дисциплины. Процессный подход обязывает максимально использовать потенциал каждой учебной дисциплины для эффективного формирования толерантности студентов. Технологии формирования толерантности студентов характеризуются тремя аспектами: информационным (методы диагностики толерантности и модели её формирования), инструментальным (методические приёмы и средства формирования толерантности, а также системы компьютерной поддержки данного процесса) и социальным (поликультурная среда вуза и педагог с высоким уровнем толерантности, готовый к её формированию у обучающихся). Рассмотрим подробнее модели формирования толерантности.

Пусть Wj - множество дидактических единиц i-й учебной дисциплины (разделов, тем, элементарных составляющих учебной информации), wi - соответственно множество дидактических единиц, направленных на формирование толерантности обучающихся, Р -мощность множества.

Тогда коэффициент направленности i-й предметной области на формирование то-P ( w.)

лерантности а = —-——. Если N - число учебных дисциплин, то общее множество ди-

' P W

дактических единиц и единиц, направленных на формирование толерантности, соответ-

N N

ственно W = ^wt и W' = \^Wi, а коэффициент направленности трансдисциплинарно-

i=1 i=1

/ P (w')

го образовательного процесса на формирование толерантности а' =—)—г-. Учтём

P (W')

временной фактор. В этом случае коэффициент направленности i-й учебной дисциплины

Т P( w,) P(W)

на формирование толерантности Д. = —/-, где т, = ^ t., тj = ^ t., tj - время, отво-

Ti j=1 j=1

димое на освоение j-й дидактической единицы. Для трансдисциплинарного образова-

1=1 ]=\

1=1 ]=1

Далеко не каждая учебная дисциплина предполагает наличие дидактических единиц, содержащих информацию (априори направленных) для формирования когнитивного (операционного) компонента толерантности - знаний поликультурного мира, социальных, культурных и психологических различий между людьми. Это, как правило, гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Поэтому более значимым и распространенным направлением использования учебных дисциплин для формирования толерантности является разработка и применение педагогических заданий, связанных с ней. Например, в рамках обучения информатики можно дать обучающемуся задание “Найти в ресурсах Интернет информацию о вкладе мусульманских стран в развитие мировой культуры”. Или, например, в рамках преподавания дисциплины “Мультимедиа технологии” дать обучающемуся задание: “Создать презентацию на тему “Краснодар - город межнационального сотрудничества”. Пусть Б1 - множество педагогических заданий в рамках преподавания 1-й учебной дисциплины, Б1тол - подмножество заданий, направленных на формирование толерантности студентов, тогда коэффициент направленности педагоги-

соответственно общее множество заданий, множество заданий, направленных на форми-

рование толерантности и коэффициент направленности контроля р = 0 р\,

Следует отметить, что многие учебные дисциплины (не только гуманитарные или социально-экономические) можно использовать для формирования толерантности студентов. Например, в курсе математической логики выполняют следующее задание. Пусть высказывания: а - "Вы любите окружающий мир", Ь - "Вы цените добрые отношения с людьми" с - "Вы предпочитаете уважительное отношение людям, не похожим на Вас", d - "Вы предпочитаете конфликты и амбициозное, безапелляционное отстаивание своей позиции". Тогда сложное высказывание "Если вы любите окружающий мир и цените добрые отношения с людьми, то вы предпочтете уважительное отношение к людям, не похожим на Вас, а не конфликты и амбициозное, безапелляционное отстаивание своей

позиции» может быть записано с помощью формулы: а) а ^ с л Ь ^ d; б)

а л Ь ^ с л d; в) а л Ь л с ^ d; г) а ^ с V d л Ь.

Поскольку толерантность, помимо операционного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, включает рефлексивный компонент, то в рамках преподавания каждой учебной дисциплины полезны задания на формирование рефлексивных умений и развитие способностей. Например, возможно предложить следующие задания: “Произвести SWOT-анализ собственной подготовленности по учебной дисциплине” или “Произвести SWOT-анализ собственной готовности к будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в поликультурном мире”. Значимость рефлексии для толерантности нельзя недооценивать: нередко отсутствие уважительного отношения к индивидуальным и культурным различиям основано на ложном представлении о собственном “превосходстве” и “непогрешимости”. Очевидно, что

жество заданий для формирования соответственно операционного, мотивационного,

ческого контроля %

. Для трансдисциплинарного образовательного процесса

N

эмоционально-волевого, поведенческого и рефлексивного компонентов толерантности в рамках преподавания 1-й учебной дисциплины. Тогда в трансдисциплинарном образовательном процессе множество заданий, направленных на формирование компонентов толерантности, соответственно

N N NN N

Р ОКТ _и Р ОКТ рМКТ _ и рМКТ р ЭВКТ _ и ЭВКТ р ПКТ _и р.ПКТ и рРКТ _ и РРКТ,, при

1_1 1_1 1_1 1_1 1_1

этом Р тш _ Р ОКТ и р МКТ и Р ЭВКТ и Р ПКТ и Р РКТ .

Следующие индикаторы будут отражать роль научно-методического обеспечения учебной дисциплины (учебной информации) в формировании толерантности. Например, в рамках любой учебной дисциплины возможно создать информацию о вкладе учёных различных стран в данную науку. Роль педагога - создать учебную и научнометодическую информацию в различных формах и режимах функционирования, соответствующую предметной области. Доля текстовой информации для применения в формировании толерантности: $ _ ^инф(тол) , где Уинф - общий объём текстовой информации (в

^инф

п. л. или байтах), Уинф(тол) - объём текстовой информации для применения в формировании толерантности. Множество порций информации, связанной с 1-й учебной дисциплиной и направленной на формирование толерантности, составит

2том _гт°л(т)и2то’1(Г)и2тол{В), где первый, второй и третий параметры - соответственно

множество порций информации текстовой, графической и видеоинформации (видеоматериал или анимация). В трансдисциплинарном образовательном процессе множество порций информации, направленных на формирование толерантности, составит

N Р\2 тол)

2 тол _ I \2 тол, доля такой информации е _ —---------, где Ъ - общее множество порций

и ' Р{2)

информации в трансдисциплинарном образовательном процессе.

В рамках каждой учебной дисциплины должны применяться методы (методические приёмы, способы) формирования толерантности. Пусть Ь1 - множество методических приёмов в рамках преподавания 1-й учебной дисциплины, Ь1тол - подмножество приёмов, направленных на формирование толерантности студентов, тогда коэффициент технологической направленности педагогического управления на формирование толерант-р(рт°л )

ности ф ________I. Для трансдисциплинарного образовательного процесса соответствен-

рЬ )

но общее множество приёмов, множество приёмов, направленных на формирование то-

N N

лерантности и коэффициент технологической направленности Ь _ и ь , ьтол _ и ьтол

г _1 г_1

р(ь~)

Р\ь)

Процессный подход позволяет создать структурно-функциональные модели трансдисциплинарного образовательного процесса, которые являются промежуточным звеном между концептуальными и математическими моделями. Применительно к трансдисциплинарному формированию толерантности он состоит в следующем. Пусть М - число формируемых компонентов толерантности, N - число преподаваемых учебных дисциплин. Тогда формируют матрицу А _ [а]д,хМ, столбцы которой - формируемые компо-

ненты толерантности, строки - учебные дисциплины, пересечение строки и столбца -роль преподавания учебной дисциплины в формировании компонента толерантности у обучающегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные модели формирования толерантности студентов могут стать основой для проектирования инновационных образовательных технологий. Толерантность, как и другие важнейшие личностно-профессиональные качества, должна стать обязательным целевым ориентиром образовательного процесса.

Работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 “Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Математические модели преемственности в формировании личностнопрофессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 66-73.

REFERENCES

1. E.S. Kiseleva, L.N. Karavanskaya, M.L. Romanova and R.V. Teryukha (2012), “Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta., Vol. 92, No. 10, pp. 104-109.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2013.

УДК 796:338.28; 796.078

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ

Марина Евгеньевна Ретюнских, кандидат педагогических наук, доцент,

Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)

Аннотация

В рамках проведенного исследования на основании результатов педагогических наблюдений, хронометрирования уроков физической культуры годичного планирования, мониторинга ЧСС с использованием регистраторов сердечного ритма «POLAR - 610, 810» и командной системы «POLAR Team System» были определены значения пульсовой напряженности двигательных заданий (ДЗ) легкоатлетического, гимнастического и игрового характера в содержании обучения школьников подготовительной группы в 5-6 классах. Определена пульсовая напряженность двигательных заданий (ДЗ) раздела «Гимнастики с элементами акробатики» программного материала и осуществлена классификация типичных ДЗ уроков гимнастики по кластерам (уровням) на основе прироста ЧСС (стандартного сдвига) в сравнении с исходной величиной. Уровневое построение ДЗ уроков физической культуры позволяет оптимизировать нагрузку для учеников подготовительной группы и осуществлять ее с учетом степени активности их организма, что способствует эффективному решению задачи повышения уровня физической подготовленности школьников, а соответственно и их здоровья. В ходе исследований выявлена и разная степень тренирующего воздействия уроков физической культуры с различным предметным содержанием.

Ключевые слова: школьники 5-6 классов, подготовительная медицинская группа, программа по физической культуре, учебный материал раздела «Гимнастика с элементами акробатики», двигательные задания (ДЗ), классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.