Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию педагогической толерантности будущих бакалавров образования'

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию педагогической толерантности будущих бакалавров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / BACHELOR OF EDUCATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TOLERANT EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамхалова Б.А.

Статья посвящена проблеме формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Целью статьи является описание проведённого эксперимента, в котором осуществлялась реализация разработанной автором модели процесса формирования педагогической толерантности. Констатирующий эксперимент, в ходе которого были применены тесты и опросники по диагностике толерантности личности будущих бакалавров образования, подтвердил необходимость в разработке и реализации модели формирования педагогической толерантности. В описанной опытно-экспериментальной работе участвовали 123 будущих бакалавра педагогического образования, разделенных на три экспериментальные и две контрольные группы. По результатам проведенного мониторинга в конце эксперимента была доказана эффективность данной модели, что позволило рекомендовать её в качестве одного из условий формирования столь важного профессионального качества бакалавра образования как педагогическая толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PEDAGOGICAL TOLERANCE OF FUTURE BACHELORS OF EDUCATION

The article studies a problem of formation pedagogical tolerance of future bachelors. The purpose of the article is to describe the experiment, where amodel of the formation of pedagogical tolerance, developed by the author, is implemented. Tests and questionnaires are used to diagnose the personality tolerance of future bachelors of education during the experiment, and the results of it confirmed the necessity to develop and implement the model of the formation of pedagogical tolerance. 123 future bachelors have been divided into three experimental and two control groups and participated in the described experimental work. The effectiveness of this model is shown in the monitoring results, which allow recommending it as one of the conditions of the formation of such important professional quality of the bachelor of education as pedagogical tolerance.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию педагогической толерантности будущих бакалавров образования»

- формировать широкий кругозор и общественно-направленное мировоззрение. Формирование трансдисциплинарного представления о природе и механизмах профессионального образования, адаптированного для понимания неспециалистами (потребителями образовательных услуг, социальными партнерами, представителями педагогической общественности) позволит найти новые подходы к повышению активности населения в сфере профессионального образования.

Применение трансдисциплинарного подхода в условиях высшего образования представляется на данный момент в виде

Библиографический список

проектирования содержания, основных методов и технологий совершенствования профессионального образования.

Применение трансдисциплинарного подхода в системе высшего образовании, особенно в условиях магистратуры, может стать методологической основой инновационного проектирования механизмов обеспечения его преемственности и развития. Это связано с тем, что именно магистранты, на основе уже сформированных на этапе бакалавриата психолого - педагогических знаний, способны к синтезу изученных подходов и комплексному их применению в образовательной практике.

1. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4 (8), 2014, Available at: 10.15393/j5.art.2014.2642

2. Трансдисциплинарные исследования. Available at: http://transstudy.ru/q-q-.html

3. Киященко Л. Моисеев В. Философия трансдисциплинарности. Москва, 2009.

4. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего. Вызов познанию. Москва, 2004: 29 - 49.

5. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526

References

1. Kolesnikova I. A. Transdisciplinarnaya strategiya issledovaniya nepreryvnogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vypusk 4 (8), 2014, Available at: 10.15393/j5.art.2014.2642

2. Transdisciplinarnye issledovaniya. Available at: http://transstudy.ru/q-q-.html

3. Kiyaschenko L. Moiseev V. Filosofiya transdisciplinarnosti. Moskva, 2009.

4. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye kognitivnye strategii v nauke buduschego. Vyzovpoznaniyu. Moskva, 2004: 29 - 49.

5. Mokij M.S., Mokij V.S. Transdisciplinarnost' v vysshem obrazovanii: 'ekspertnye ocenki, problemy i prakticheskie resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526

Статья поступила в редакцию 04.10.17

УДК 378

Shamkhalova B.A., postgraduate, Department of Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: biche-82@mail.ru

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PEDAGOGICAL TOLERANCE OF FUTURE BACHELORS OF EDUCATION. The article studies a problem of formation pedagogical tolerance of future bachelors. The purpose of the article is to describe the experiment, where amodel of the formation of pedagogical tolerance, developed by the author, is implemented. Tests and questionnaires are used to diagnose the personality tolerance of future bachelors of education during the experiment, and the results of it confirmed the necessity to develop and implement the model of the formation of pedagogical tolerance. 123 future bachelors have been divided into three experimental and two control groups and participated in the described experimental work. The effectiveness of this model is shown in the monitoring results, which allow recommending it as one of the conditions of the formation of such important professional quality of the bachelor of education as pedagogical tolerance.

Key words: bachelor of education, tolerance, pedagogical tolerance, tolerant educational environment, multicultural environment of university, experimental work.

Б.А. Шамхалова, соискатель каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, Е-mail: biche-82@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Целью статьи является описание проведённого эксперимента, в котором осуществлялась реализация разработанной автором модели процесса формирования педагогической толерантности. Констатирующий эксперимент, в ходе которого были применены тесты и опросники по диагностике толерантности личности будущих бакалавров образования, подтвердил необходимость в разработке и реализации модели формирования педагогической толерантности. В описанной опытно-экспериментальной работе участвовали 123 будущих бакалавра педагогического образования, разделенных на три экспериментальные и две контрольные группы. По результатам проведенного мониторинга в конце эксперимента была доказана эффективность данной модели, что позволило рекомендовать её в качестве одного из условий формирования столь важного профессионального качества бакалавра образования как педагогическая толерантность.

Ключевые слова: бакалавр образования, толерантность, педагогическая толерантность, толерантная образовательная среда, поликультурная среда вуза.

В современных условиях бакалавры образования испытывают повышенную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, что связано с большим количеством учащихся в классе, являющихся носителями различных культур. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования показывает, что выпускник-бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен обладать способностью толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) [1].

Общественно-государственный заказ на подготовку толерантных педагогов, способных к осуществлению профессиональной деятельности, вызвал большой интерес в отечественной научной среде к решению задач формирования толерантности у будущих бакалавров образования. В последние десятилетия уделяется достаточное внимание разработкам методических рекомендаций и построению учебных программ в педвузах (Е.Ю. Клепцова, В.А. Панина, В.С. Чернявская и др.) [2; 3; 4]. Однако существует ряд проблем, которые нуждаются в более

пристальном внимании. Речь идет о формировании такого профессионально-значимого качества личности педагога как педагогическая толерантность.

Опираясь на определения понятия «педагогическая толерантность», которые даны О.Г. Шавриной, М.А. Перепелицы-ной, Т.А. Юзефавичус, Н.О. Липатовой, А.В. Демчук [5; 6; 7; 8; 9] под педагогической толерантностью мы понимаем профессионально-важное качество педагога, проявляющееся в уважительном отношении к личности ученика (ребенка), эмпатическом понимании его, основанном на знании индивидуальных, возрастных, культурных особенностей детей, установке на диалог во взаимодействии с учащимися с целью организации условий успешного личностного развития ученика.

Модель процесса формирования педагогической толерантности будущего педагога [10] была создана на основе компе-тентностного подхода с учетом требований Профессионального стандарта педагога [11] и ФГОС Во по на правлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Данная модель состоит из взаимосвязанных блоков: целевой, содержательный, технологический, диагностический, - в которых определены цель, задачи, методологические подходы, принципы, педагогические технологии, условия и результаты.

Среди условий, обозначенных в модели, выделено создание толерантной образовательной среды в поликультурной среде вуза. В исследованиях отечественных ученых (Т.Ю. Фадеевой, И.С. Бессарабова, В.П. Борисенков) [12; 13; 14] под «поликультурным» образованием понимается образование, основанное на принципах гуманизма и толерантности к людям, принадлежащим к разнообразным социальным, религиозным, гендерным, политическим культурам. Поликультурная среда образовательного учреждения является основой толерантной образовательной среды, где участники процесса образова ния,признаваяценно-сти культурного разнообразия, принципы толерантности, мира и ненасилия, сотрудничают в психологически комфортной учебной среде для достижения общих целей.

Диагностический комплекс по оценкесформированностя педагогической толерантности (выделены высокий, средний, низкий уровни) позволил провести системный мониторинг. Каждый из этих уровней можно определить с помощью критериев: содержательный, рефлексивный, результативный, а также посредством соответствующего каждому критярсюнаборяпоназа-телей, по которым можно судить об уровне сформированности педагогической толерантности студентов.

Итак, целью опытно-экспериментальной работы нашего исследования было апробировать разработанную модель формирования педагогической толерантности. Нами был проведен констатирующий эксперимент среди студентов первых и четвертых курсов, в котором приняли участие студенты факультета иностранных языков и естественно-географического факультета Дагестанского государственного педагогического университета для определения уровня педагогической толерантности личности. Были применены тесты и опросники тесты и опросники из «Практикума по исследованию и диагностике толерантности личности» авторов Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухла-ева, Л.А. Шайгеровой [15].

Результаты анкетирования показали, что уснвень оформнно-ванности представлений о толерантности, являющейся основой для формирования педагогической толерантности, у студентов первого курса недостаточно высок: у 20% опрошенных студентов он оказался низким, у 70% - средним, и только у 10% - высоким. Такие результаты свидетельствуют о необходимости разработки и реализации модели формирования педагогической толерантности.

В формирующем эксперименте участвовало 123 студента: три эспериментальные и две контиоиьныегропяы. Фнр-мирующий эксперимент - это целенаправленная работа по формированию педагогической толерантности у будущих бакалавров образования согласно разработанной нами технологии, которая разделилась на три основных этапа: 1, 2 курсы - формирование представлений (знаний) о категориях и понятиях «толерантность», «интолерантность», «педагогическая толерантность», о ценностях; 3 курс - приобщение к ценностям, отражающим сущность педагогической толерантности; 4 курс - формирование опыта толерантного поведения и деятельности. На первом и втором курсах обучения, в рамках гуманитарных дисциплин, проводились занятия в форме бесед, диспутов по проблемам, связанным с толерантностью

в современном обществе, значимостью толерантности и последствиями его отсутствия.

Следующий этап обучения (3 курс) позволил приобщать к ценностям, что могло осуществляться как в ходе лекций, бесед, диспутов, конференций, так и в ходе разбора педагогических ситуаций, решения педагогических задач, участия в коллективных факультетских и общеуниверситетских мероприятиях. Формирование опыта толерантного поведения и деятельности происходило на 4 курсе на основе материалов спецкурса «Педагогическая толерантность» [16] разработанного нами. В ходе прохождения спецкурса студенты изучали теоретический материал, участвовали в практических занятиях, в организации тренинга по отработке способов толерантного поведения, самостоятельно работали по предложенным заданиям.

В экспериментальной работе мониторинг осуществлялся неп ре рывно на протяжении всего периода исследования. Было выявлено значительное изменение отношения к субъектам образования (более уважительное, терпимое) у студентов трех экспериментальных групп. Динамика формирования педагогической толерантности у студентов в экспериментальных группах в начале ив конце эксперимента наглядно представлена на рисун ках 1, 2,3.

Ж

□ низкий ■ средний О высокий

□ завыыш.

Ри с.

18 16 14 12 10 18 6

14

28

0

Рис.

14 12 10 8 6 4 2

1. Динамика формирования педагогической толерантности в ЭГ-1

□ низкий ■средний п высокий

□ завыыш.

2. Динамика формирования педагогической толерантности в ЭГ-2

3. Динамика формирования педагогической толерантнодти в ЭГ-3

Таблица 1

Динамика формирования представлений о толерантности у будущих бакалавров образования

Уровень Начало эксперимента Конец эксперимента

высокий средний низкий высокий средний низкий

Кол-во студентов КГ-1 3(11,11%) 11(40,74%) 13(48,15%) 4(14,81%) 14(51,85%) 9(33,33%)

Кол-во студентов КГ-2 2(9,52%) 9(42,86%) 10(47,61) 2(9,52%) 12(57,14%) 7(33,33%)

В то время как уровень сформированности представлений о толерантности у студентов контрольных групп повысился незначительно. Студенты получили знания о культуре толерантности и осознали необходимость толерантного взаимодействия с учащимися, но таких студентов немного, что раскрыто в таблице 1.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о существенных изменениях, произошедших в уровне сформированности педагогической

Библиографический список

толерантности у будущих бакалавров образования во всех экспериментальных группах, что говорит об эффективности разработанной нами модели. Значительных изменений в контрольных группах не произошло.

Итак, доказано, что модель формирования педагогической толерантности является важным условием развития всех компонентов педагогической толерантности в процессе профессиональной подготовки бакалавров образования.

1. ФГОС ВО. Available at: www.gosvo.ru

2. Клепцова Е.Ю. Психологические условия, способствующие формированию терпимого отношения педагогов к детям. Диссертация ... кандидата психологических наук. Курск, 2001.

3. Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете. Диссертация ... кандидата психологических наук. Краснодар, 2005.

4. Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владивосток, 2007.

5. Шаврина О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курган, 2005г.

6. Перепелицына М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

7. Юзефавичус Т.А. К вопросу о формировании педагогической толерантности у студентов педагогических специальностей. Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия педагогика и психология. 2006; № 1: 23 - 33.

8. Липатова Н. О. Средства формирования педагогической толерантности будущих учителей. Вестник СамГУ. 2006; 10/3: 50.

9. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012.

10. Караханова Г.А., Шамхалова Б.А. Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Вестник ТГПУ. 2016; 1 (166): 38 - 42.

11. Профессиональный стандарт педагога. Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

12. Фадеева Т.Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2012.

13. Бессарабова И.С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США. Современные наукоемкие технологии. 2008; 8: 97 - 99.

14. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. Ростов-на-Дону, 2004.

15. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности. Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова. Москва: Смысл, НПЦ «Гратис», 2008.

16. Шамхалова Б.А. Педагогическая толерантность: учебно-методический комплекс. Махачкала, 2013.

References

1. FGOS VO. Available at: www.gosvo.ru

2. Klepcova E.Yu. Psihologicheskie usloviya, sposobstvuyuschie formirovaniyu terpimogo otnosheniya pedagogov k detyam. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2001.

3. Panina V.A. Razvitie tolerantnoj pozicii studentov v processe professional'noj podgotovki v universitete. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Krasnodar, 2005.

4. Chernyavskaya V.S. Razvitie pedagogicheskoj tolerantnosti v processe nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladivostok, 2007.

5. Shavrina O.G. Formirovanie mezhlichnostnoj tolerantnosti starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kurgan, 2005g.

6. Perepelicyna M.A. Formirovanie pedagogicheskoj tolerantnosti u buduschih uchitelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

7. Yuzefavichus T.A. K voprosu o formirovanii pedagogicheskoj tolerantnosti u studentov pedagogicheskih special'nostej. Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Oblastnogo Universiteta. Seriya pedagogika ipsihologiya. 2006; № 1: 23 - 33.

8. Lipatova N. O. Sredstva formirovaniya pedagogicheskoj tolerantnosti buduschih uchitelej. Vestnik SamGU. 2006; 10/3: 50.

9. Demchuk A.V. Formirovanie professional'noj tolerantnosti buduschih uchitelej k detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2012.

10. Karahanova G.A., Shamhalova B.A. Model' processa formirovaniya pedagogicheskoj tolerantnosti u buduschih bakalavrov obrazovaniya. Vestnik TGPU. 2016; 1 (166): 38 - 42.

11. Professional'nyj standart pedagoga. Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n.

12. Fadeeva T.Yu. Formirovanie pedagogicheskoj tolerantnosti buduschih specialistov sfery obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2012.

13. Bessarabova I.S. Celi, zadachi i principy polikul'turnogo obrazovaniya v Rossii i SShA. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2008; 8: 97 - 99.

14. Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya. Rostov-na-Donu, 2004.

15. Soldatova G.U. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti. L.A. ShaTgerova, T.Yu. Prokof'eva, O.A. Kravcova. Moskva: Smysl, NPC «Gratis», 2008.

16. Shamhalova B.A. Pedagogicheskaya tolerantnost': uchebno-metodicheskij kompleks. Mahachkala, 2013.

Статья поступила в редакцию 29.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.