Научная статья на тему 'Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования'

Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL TOLERANCE / STRUCTURE OF PEDAGOGICAL TOLERANCE / MODEL OF PEDAGOGICAL TOLERANCE / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Шамхалова Биче Аслановна

Статья посвящена моделированию процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Авторами предложена структурная модель педагогической толерантности, на основе которой разработана модель ее формирования у будущих бакалавров, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки. Основное внимание уделяется характеристике модели педагогической толерантности и компонентам модели процесса формирования педагогической толерантности в рамках компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Шамхалова Биче Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FUTURE BACHELORS’ PEDAGOGICAL TOLERANCE DEVELOPMENT

The article presents a model of developing pedagogical tolerance of the future bachelors. The authors offer structural model of pedagogical tolerance that is the basis of a model of pedagogical tolerance development which consists of: objective, informative, organizational, diagnostic blocks. The main attention is paid to the characteristics of pedagogical tolerance model and to the components of the model of pedagogical tolerance development within the context of competency-based education. Pedagogical tolerance is considered as the main competence for teachers to accept a pupil as a person with his way of thinking and behaving, to be aware of their right to be different.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования»

УДК 378

Г. А. Караханова, Б. А. Шамхалова

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена моделированию процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Авторами предложена структурная модель педагогической толерантности, на основе которой разработана модель ее формирования у будущих бакалавров, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки. Основное внимание уделяется характеристике модели педагогической толерантности и компонентам модели процесса формирования педагогической толерантности в рамках компетентностного подхода.

Ключевые слова: педагогическая толерантность, структура педагогической толерантности, модель процесса формирования педагогической толерантности, компетенции.

Толерантность стала неотъемлемой базовой характеристикой личности человека в современном обществе, что является необходимостью в условиях поликультурности и разнообразия. Толерантность - одна из общекультурных компетенций, которой должен обладать бакалавр образования, выпускник современного вуза. Это привело к особенному повышению интереса к проблеме педагогической толерантности ученых, занимающихся исследованием психологических и педагогических аспектов профессиональной подготовки бакалавров.

Содержание педагогической толерантности и технологии ее формирования у будущих педагогов рассматривают в своих научных трудах Л. Г. Бала-новская, М. А. Перепелицына, Н. О. Липатова, Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова, Т. Ю. Фадеева. Научные исследования, посвященные вопросам формирования педагогической толерантности в системе профессиональной подготовки, показывают актуальность данной проблемы на сегодняшний день и дают возможность разработать модель педагогической толерантности, что внесет ясность в понимании феномена педагогической толерантности и технологии ее формирования.

Опираясь на проведенное исследование и в рамках компетентностного подхода, определяем педагогическую толерантность как один из элементов компетентности бакалавра образования, проявляющийся в уважительном отношении к личности ученика (ребенка), эмпатическом понимании его, основанном на знании индивидуальных и возрастных особенностей детей, установке на диалог во взаимодействии с учащимися с целью организации условий успешного личностного развития ученика. Педагогическая толерантность является профессиональным качеством личности педагога, и необходимость ее формирования у бакалавров образования подтверждают современные требования к выпускникам педагогических вузов (ФГОС ВО, Профессиональный стандарт педагога), что обусловило разработку модели педагогиче-

ской толерантности в рамках компетентностного подхода.

Модель педагогической толерантности представляет собой отражение ее сущности и структуры. Согласно Т. В. Третьяковой, под структурой педагогической толерантности будем понимать «совокупность вариативно устойчивых компонентов, которые сохраняются при различных изменениях условий жизнедеятельности» [1]. В работах отечественных ученых можно найти расхождение в определении структуры толерантности. Так, О. Б. Нурлигия-нова, С. Л. Братченко, Е. В. Алексеева, М. А. Пере-пелицына выделяют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты [2-4]. Н. О. Липатова, Н. Н. Колмагорцева, А. В. Демчук добавляют к ним еще и мотивационный компонент [5-7], в исследовании Т. Ю. Фадеевой есть только два компонента педагогической толерантности: психологический и социальный [8]. На основе проведенного исследования в понятии «педагогическая толерантность» выделяются следующие основные компоненты:

1) когнитивный (знание о толерантности, культурных и возрастных особенностях детей);

2) мотивационный (педагогическая направленность на эмпатическое отношение к личности ученика);

3) поведенческий (уважительное, толерантное отношение к ученикам).

Данные компоненты в совокупности и взаимосвязи определяют профессиональную пригодность педагога, его способность развивать личность учащегося в условиях психологической безопасности в школе, что представляется основной задачей педагогической деятельности. Все перечисленные компоненты могут быть поэтапно сформированы, и основой развития мотивационного и поведенческого компонентов является когнитивный компонент. Если на первом этапе студенты получают знания о культуре толерантности, то на последующих они осознают необходимость толерантного взаимодействия с учащимися, настраивая личность на ценно-

сти толерантности, и на завершающем этапе формируются устойчивые поведенческие навыки бесконфликтного, толерантного поведения в условиях образовательного пространства.

Исходя из этого, можно говорить о соответствующем наборе конкретных показателей критериев сформированности педагогической толерантности, по которым можно будет судить об уровне педагогической толерантности. Содержательный критерий раскрывают показатели: знания о сущности понятия «толерантность», правах ребенка, молодежной и детской субкультуре, изучение технологий профессионального саморазвития и самообразования, технологий педагогической диагностики личности и коллектива и возрастной психологии. Критерий рефлексивный раскрывают показатели: уважительное отношение к личному опыту ребенка, ценностное отношение к детству и ценностным ориентациям детей, проявление терпимости, эмпа-тии, доброжелательности, ответственности по отношению к детям. Критерий результативный раскрывают показатели: умение найти выход из слож-

ной конфликтной ситуации, организация самоконтроля и самокоррекции, контактируемость, коммуникабельность, внимательное выслушивание и оценка точки зрения ребенка, понимание и принятие особенностей проявления детской, подростковой, молодежной субкультуры, своеобразие их поведения и мышления.

По обозначенным критериям можно судить об уровне сформированности педагогической толерантности. В данном случае использовалась уров-невая классификация степени сформированности компонентов, выделены такие уровни, как высокий, средний и низкий. Высокие показатели каждого из критериев являются показателями высокого уровня педагогической толерантности, средние показатели каждого критерия - среднего уровня педагогической толерантности, низкие показатели - низкого уровня педагогической толерантности. Изложенная структура педагогической толерантности, ее сущность и уровни сформированности представлены в модели педагогической толерантности на рисунке.

Когнитивный компонент Мотивационный компонент Поведенческий компонент

1 , Соответствующие компетенции по ФГОС ВО ]

ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОПК-7 ОПК-1 ОК-5, ОПК-2, ОПК-3, ПК-6

Критерий содержательный Критерий рефлексивный Критерий результативный

Показатели: знание о сущности понятия «толерантность», толерантных стратегиях взаимодействия, знание о правах ребенка.

молодежной и детской субкультуре, технологий профессионального саморазвития и самообразования, технологий педагогической диагностики личности и коллектива, народной педагогики и региональной этнопедагогики, кросс-культурной и возрастной психологии

Показатели: осознание мотивов толерантного отношения к детям, гуманистическая направленность и позитивное отношение к детской субкультуре,

принятие идей толерантности и ненасилия как общечеловеческой и личностной ценности

Показатели: уважительное отношение к личному опыту

ребенка, педагогически целесообразное отношение к различным формам проявления детской активности, позитивное взаимодействие и сотрудничество, стремление к диалогу, организация самоконтроля и эмоциональная устойчивость, умение критично оценивать свое мнение и продуктивно решать конфликтные ситуации, способность к достижению компромисса

Уровни сформированности компонентов педагогической толерантности

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень уровень уровень уровень

Высокий уровень педагогической Средний уровень Низкий уровень

толерантности педагогической толерантности педагогической толерантности

Модель педагогической толерантности

Представленная модель показывает, что высокий уровень педагогической толерантности характеризуется высокой степенью сформированности всех компонентов данного качества личности педагога и определяется наличием показателей каждого из критериев. Перечень компетенций, который соответствует содержанию основных компонентов педагогической толерантности, дает возможность определить дисциплины, направленные на формирование данных компетенций и способствующие таким образом формированию педагогической толерантности.

Педагогическая толерантность, рассмотренная в структурной модели, позволяет говорить о дальнейшем исследовании эффективных технологий формирования одного из важных личностно-про-фессиональных компетенций педагога - педагогическая толерантность в условиях возросших межэтнических и межличностных конфликтов. Толерантный к своим ученикам педагог обладает такими качествами, как эмпатия, терпимость, уважение к личности ученика, владение технологиями разрешения конфликтных ситуаций, позиционирование себя как толерантной личности. Таким образом, формирование педагогической толерантности у будущих учителей на сегодняшний день - одна из приоритетных задач педагогических вузов.

Опираясь на вышеизложенную модель педагогической толерантности, а также на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО [9], была разработана модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования в условиях поликультурной среды и в рамках компетентностного подхода.

В данной модели выделены структурные компоненты процесса формирования педагогической толерантности - целевой, содержательный, организационный и диагностический блоки, рисующие ее как целостную систему, в которой определена внутренняя организация этого процесса, ведущая к конечному результату - сформированности педагогической толерантности. Целевой блок включает в себя определение целей, задач, которые обеспечивают целенаправленность всего процесса. Цель: формирование педагогической толерантности у бакалавров образования, задачи: информировать о необходимости толерантного взаимодействия с участниками образовательного процесса; раскрыть содержание педагогической толерантности и значение толерантности как важного профессионального качества педагога; развить устойчивую установку на толерантное взаимодействие; формировать навыки толерантного поведения, научить методам самодиагностики и самоконтроля. Следует уточнить, что на каждом этапе процесса формирования педагогической толерантности задачи конкретизируются, и в

целевом блоке они представлены в соответствующей последовательности. Данный процесс осуществляется на основе принципов индивидуализации, гуманизации, что позволит строить весь процесс с учетом индивидуальных, возрастных, культурных особенностей, социального опыта студентов, формировать в них понимание ценностей толерантности и установок на толерантное поведение. Опираясь на принцип учета поликультурности образовательной среды, принцип создания толерантной среды, можно ориентировать студентов на ценностное отношение к многообразию культур, эти принципы отражают процессы интеграции воспитания в культуру тех народов, которые представлены в учебном заведении, помогают строить процесс формирования толерантности в традициях уважения и принятия культурного многообразия. Принцип диалога и сотрудничества необходим для эффективного взаимодействия, помощи и доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, без чего мы не представляем возможным формирование положительного опыта взаимодействия педагога и ученика, который будущие учителя вынесут в свою практическую деятельность. Формирование педагогической толерантности зависит еще и от того, насколько будущий педагог осознает значимость этой категории и связывает ее с практикой, видит ее результаты, поэтому придерживаясь принципа единства теории и практики, студенты ориентируются на реальное толерантное взаимодействие в процессе сотрудничества с педагогами, однокурсниками, учащимися школ в период педагогической практики.

В модели представлены основные теоретические подходы к формированию педагогической толерантности: на основе компетентностного подхода педагогическая толерантность рассматривается в структуре профессиональной компетентности; личностно ориентированный подход позволяет выявить и учитывать индивидуальные особенности студентов; технологический подход необходим для разработки эффективной технологии формирования педагогической толерантности, ориентирует на достижение запланированных результатов; дея-тельностный подход определяет методы, применяемые в процессе обучения, нацеленные на приобретение определенных навыков и умений толерантного взаимодействия.

В содержательном блоке раскрыта структура педагогической толерантности, перечень компетенций, соответствующих содержанию компонентов педагогической толерантности, этапы их формирования, которые были рассмотрены выше.

Комплекс условий, детерминирующих формирование педагогической толерантности у бакалавров образования, отмеченных в организационном блоке, включает в себя:

- методологические: учет компетентностно-го подхода позволяет направить процесс обучения на развитие определенных, важных для формирования педагогической толерантности компетенций;

- социальные: при условии опоры на поликультурность вуза знание культуры народов мира и этносов, проживающих на территории страны, общение с представителями разных народов дают реальное представление об особенностях этих людей и формируют положительное представление о них, позволяют применять принципы толерантности в повседневной жизни;

- психологические: организация толерантной атмосферы в процессе обучения, внедрение тренингов по формированию эмпатии, эмоциональной устойчивости;

- педагогические: применение гуманитарных технологий, толерантная культура педагога, использование потенциала гуманитарных дисциплины, в том числе и с профессиональным направлением базовой и вариативной частей учебного плана подготовки бакалавров, внедрение спецкурса «Педагогическая толерантность», обеспечивают актуализацию у студентов установку на профессиональную деятельность в соответствии с принципами толерантности.

В ходе исследования мы убедились, что умелое использование таких средств формирования педа-

гогической толерантности, как имитирование профессиональных ситуаций, работа с художественными текстами и фильмами, методы обучения в сотрудничестве, тренинги по формированию толерантного отношения, создают благоприятные педагогические условия для формирования педагогической толерантности у будущих учителей иностранного языка [10].

Диагностический блок включает в себя критерии оценки уровня сформированности компонентов педагогической толерантности и определяется с помощью разработанного комплекса тестов и практических заданий, что обеспечивает требуемое качество результатов процесса формирования педагогической толерантности.

Реализация разработанной модели формирования педагогической толерантности бакалавров образования способствует развитию мотивов толерантного отношения к детям, обогащению знаниями и расширению профессиональных умений и эмпатических способностей, так необходимых педагогу в условиях поликультурности современного общества и развития инклюзивного образования в России. И как верно заметила Л. В. Кавун, образовательное пространство вуза есть та база, на которой необходимо формировать новые модели социального поведения, позволяющие человеку «строить более гармоничные отношения с собой и миром» [11].

Список литературы

1. Третьякова Т. В. Структура толерантности как профессионально значимого качества личности социального педагога // Вестн. Амурского гос. ун-та. 2011. Вып. 54. Сер. «Гуманитар. науки». С. 82-86.

2. Нурлигаянова О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: ав-тореф. дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2006. 24 с.

3. Алексеева Е. В., Братченко С. Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. СПб.: СПбАППО, 2003. С. 165-172.

4. Перепелицына М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: автореф. дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 32 с.

5. Липатова Н. О. Средства формирования педагогической толерантности будущих учителей // Вестник СамГУ. 2006. № 10/3. 50 с.

6. Колмагорцева Н. Н. Технология формирования педагогической толерантности дополнительного образования // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. 2013. № 1. С. 173-176.

7. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Йошкар-Ола, 2012. 32 с.

8. Фадеева Т. Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012. 24 с.

9. ФГОС ВО (3+) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения 10.11.2015).

10. Шамхалова Б. А. Учебно-методический комплекс «Педагогическая толерантность». Махачкала: Типография А4, 2013. 41 с.

11. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вуза: результаты факторного анализа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 160-166.

Караханова Г. А., доктор педагогических наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет.

Ул. М. Ярагского, 57, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, 367003. E-mail: gak0110@mail.ru

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

Шамхалова Б. А., соискатель кафедры.

Дагестанский государственный педагогический университет.

Ул. М. Ярагского, 57, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, 367003. E-mail: biche-82@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.09.2015.

G. A. Karakhanova, B. A. Shamkhalova MODEL OF FUTURE BACHELORS' PEDAGOGICAL TOLERANCE DEVELOPMENT

The article presents a model of developing pedagogical tolerance of the future bachelors. The authors offer structural model of pedagogical tolerance that is the basis of a model of pedagogical tolerance development which consists of: objective, informative, organizational, diagnostic blocks. The main attention is paid to the characteristics of pedagogical tolerance model and to the components of the model of pedagogical tolerance development within the context of competency-based education. Pedagogical tolerance is considered as the main competence for teachers to accept a pupil as a person with his way of thinking and behaving, to be aware of their right to be different.

Key words: pedagogical tolerance, structure of pedagogical tolerance, model of pedagogical tolerance, competency.

References

1. Tretyakova T. V. Struktura tolerantnosti kak professional'no znachimogo kachestva lichnosti sotsial'nogo pedagoga [Structure of tolerance as professionally significant personal quality of the social teacher]. VestnikAmurskogo Gosudarstvenogo Universiteta. Seria "Gumanitar. nauki' -Bulletion of Amur State University. Series Humanities, 2011, vol. 54, pp. 82-86 (in Russian).

2. Nurligayanova O. B. Psihologicheskoye soderzhaniye pedagogicheskoy tolerantnosti kak professional'no vazhnogo kachestva uchitelya. Avtoref. dis. kand. psikh. nauk [Psychological maintenance of pedagogical tolerance as an important characteristic of the teacher. Abstract of thesis of cand. psych. sci.]. Yaroslavl, 2006. 24 p. (in Russian).

3. Alekseeva E. V., Bratchenko S. L. Psikhologicheskiye osnovy tolerantnosti uchitelya [Psychological bases of teacher's tolerance]. Monolog ob uchitele [Monologue about teachers]. SPb.: SPbAPPO Publ., 2003, pp. 165-172 (in Russian).

4. Perepelitsyna M. A. Formirovaniye pedagogicheskoy tolerantnosti u budushchikh uchiteley. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of pedagogical tolerance of future teachers. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Volgograd, 2004. 32 p. (in Russian).

5. Lipatova N. O. Sredstva formirovaniya pedagogicheskoy tolerantnosti budushchikh uchiteley [Means of formation of pedagogical tolerance of future teachers]. Vestnik SamGU - Vestnik of Samara State University, 2006, no. 10/3, 50 p. (in Russian).

6. Kolmagortseva N. N. Tekhnologiya formirovaniya pedagogicheskoy tolerantnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya [Technology of formation of pedagogical tolerance of additional education]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvenogo pedagogicheskogo instituta - Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University, 2013, no. 1, pp. 173-176 (in Russian).

7. Demchuk A. V. Formirovaniye professional'noy tolerantnosti budushchikh uchiteley k detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Avtoref. dis. dok. pedagog. nauk [Forming professional tolerance future teachers for children with disabilities. Abstract of thesis of doc. ped. sci.]. Yoshkar Ola, 2012. 32 p. (in Russian).

8. Fadeeva T. Yu. Formirovaniye pedagogicheskoy tolerantnosti budushchikh spetsialistov sfery obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of pedagogical tolerance of future specialists in education. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Saratov, 2012. 24 p. (in Russian).

9. FSES HE (3+) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf/ (accessed 10.11.2015) (in Russian).

10. Shamkhalova B. A. Uchebno-metodicheskiy kompleks "Pedagogicheskaya tolerantnost'" [Educational program "Pedagogical Tolerance"]. Makhachkala, Tipografiya A4 Publ., 2013. 41 p. (in Russian).

11. Kavun L. V. Tolerantnost' v strukture lichnostnykh svoystv studentov vuza: rezul'taty faktornogo analiza [Tolerance in the structure of individual characteristics of higher school students: results of factorial analysis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 160-166 (in Russian).

Karakhanova G. A.

Dagestan State Pedagogical University.

Ul. M. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367003. E-mail: gak0110@mail.ru

Shamkhalova B. A.

Dagestan State Pedagogical University.

Ul. M. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367003. E-mail: biche-82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.