Научная статья на тему 'Современные методы в образовании'

Современные методы в образовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2748
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методы в образовании»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

В.В. БЕДРИНА________________________

Качество и безопасность жизни, т.е. степень цивилизованности общества, зависят от уровня его экономического развития. Развитие экономики, в свою очередь, определяется «человеческим фактором». А каким будет этот «человеческий фактор» во многом зависит от качества профессиональной подготовки. Развитие новых информационных технологий, использование компьютерных сетей значительно влияет на характер приобретения знаний, вносит коррективы в традиционные методы работы преподавателя. Для формирования объема знаний студентов, расширения кругозора, приобретения практических навыков, а также в целях устранения субъективизма оценки целесообразно применять современные методы обучения и контроля эффективности подготовки.

К современным образовательным методам относятся: компьютерные обучающие программы, кейс-методы, методы проектов, использование мультимедиа при проведении занятий, деловые и ролевые игры, обучающие и контролирующие тесты, пресс-конференции и т.п.

Автор статьи не ставит целью рассматривать все существующие современные методы, применяемые в образовательном процессе, а делится собственным опытом проведения практических занятий по дисциплинам «Метрология, стандартизация, сертификация» и «Технология разработки стандартов и нормативной документации».

Деловые игры

Этот метод основан на проведении ролевых игр, в которых участники представляют различные интересы и стоят перед необходимостью принятия решений, как в ходе игры, так и по ее окончании. Ролевые игры помогают формировать такие важные навыки, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, самостоятельность мышления, способность обосновывать принятое решение и т.п. Игровые методы обучения обладают большим потенциалом в обеспечении профессиональной подготовки специалистов, так как характеризуются направленностью на приобретение конкретных деловых навыков.

Деловые игры - эффективная форма усвоения изучаемого материала: в процессе игры студенты имеют возможность применить полученные знания в условиях, когда они чувствуют себя легко и свободно, то есть «играют».

Деловые игры позволяют не только улучшить запоминание учебного материала, но и способствуют его идентификации и реализации в повседневной жизни; повышают интерес к изучаемому материалу, придают определенную динамику занятиям.

Деловые игры можно организовывать различными способами. Автор выбрал следующий вариант: все студенты разбиваются на группы-команды, выполняющие определенные

ситуационные задания, и каждый участник игры должен внести свой вклад в достижение конечного результата.

Организация проведения деловой игры включает ряд этапов:

- подготовка к игре - предлагается ознакомиться с положениями Федеральных законов, постановлений Правительства РФ, нормативных документов, изучить теоретический материал, подготовить необходимые формы документов, заполняемые в процессе игры. На этом же этапе усваивают цель, условия и правила игры;

- формирование игровой группы - распределение студентов по командам в соответствии с их компетентностью и уровнем подготовки. В пределах каждой команды распределяются функции участников;

- проведение игры - на этом этапе важным фактором успеха является руководство игрой и контроль ее процесса. Руководитель игры должен быть объективным, уметь корректно направлять ход игры, учитывать интересы всех участников, быть готовым находиться в тени, т.е. удерживаться от чрезмерного вмешательства в процесс игры, предоставив тем самым свободу действия игрокам;

- подведение итогов и оценка результатов - заключительный и очень важный момент игры. Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить результаты своей деятельности, сделать соответствующие выводы.

При изучении дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» предлагаются следующие деловые игры.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Команда - «предприятие-соискатель лицензии» - готовит все необходимые документы и представляет их в лицензирующий орган. Команда - «лицензирующий орган» - рассматривает представленные документы и готовит аргументированное решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии [1,2,3,4]. В процессе проведения игры участники усваивают положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», самостоятельно выбирают область лицензирования, готовят доказательную базу, подтверждающую соответствие

лицензионным требованиям, знакомятся с полномочиями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, приобретают практические навыки заполнения документов, необходимых для получения лицензии для осуществления определенного вида деятельности.

Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

Команда - «метрологическая служба юридического лица» - намерена проводить поверку средств измерений в заявленной области аккредитации. Команда - «аккредитующий орган» -проверяет наличие необходимых условий для проведения поверочных работ и выдает аттестат аккредитации либо отказывает в его выдаче [5,6]. При проведении деловой игры устанавливается, что существуют средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В процессе игры участники усваивают общие правила, критерии и процедуру аккредитации, знакомятся с полномочиями органа по аккредитации, заполняют документы, подтверждающие наличие аккредитационных требований, продумывают вопросы финансирования работ, самостоятельно выбирают область и сферу аккредитации, знакомятся с формой поверительного клейма (знака поверки в соответствии с новым Федеральным законом [7]). При определении области аккредитации закрепляются знания, полученные при изучении курса «Общая теория измерений».

Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ.

Команда - «метрологическая служба» - намерена проводить калибровочные работы. Команда -«аккредитующий орган» - проверяет наличие необходимых условий для проведения калибровочных работ и либо выдает аттестат аккредитации, либо отказывает в его выдаче [8,9,10]. При проведении деловой игры закрепляются знания, что средства измерений делятся на две группы, в зависимости от сферы применения, что калибровка средств измерений, несмотря на добровольность, должна выполняться с использованием поверенных эталонов единиц величин. При проведении игры усваиваются правила, критерии и процедура аккредитации на право проведения калибровочных работ, полномочия аккредитующего органа, отличия данной процедуры от процедуры на право проведения поверочных работ.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Команда, состоящая из государственного инспектора и лиц, привлеченных к проведению надзора, осуществляет государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке либо продаже. При проведении надзора используется статистический метод обработки результатов измерений, анализируются возможные причины нарушения метрологических правил и норм, заполняются все, предусмотренные нормативной документацией, формы документов [11,12,13].

Ситуационная методика обучения

Ситуационную методику обучения, часто называемую кейс-методом, целесообразно применять при изучении тех разделов дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Задача преподавания направлена на получение нескольких возможных решений вопроса и ориентацию студентов в проблемном поле. Кроме того, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Использование данного метода позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

При изучении дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» предлагается разрешить следующую ситуацию - потребителю причинен ущерб вследствие несоблюдения требований технических регламентов [6].

При разрешении ситуации участники должны выяснить, на каком этапе жизненного цикла продукции могло быть допущено нарушение требований технических регламентов (производство, наладка, хранение, транспортирование, эксплуатация), каков характер нарушения, кто виновник, какие действия может предпринять пострадавшая сторона, какие органы и организации могут быть привлечены к решению проблемы, кто может рассчитывать на выплату компенсации в случае причинения ущерба, какие органы собирают сведения о случаях нарушения требований технических регламентов и т. п.

Студенты должны самостоятельно попытаться выяснить суть проблемы, определить собственную позицию в оценке ситуации, продумать ответы на вопросы, найти конкретные пути решения проблемы. При обсуждении ситуации возможны дискуссия, «мозговой штурм», обмен мнениями и т.п. Конкретная ситуация не имеет однозначного ответа, она служит лишь учебным материалом, на котором учатся анализировать, дискутировать, выступать, обосновывать свою точку зрения.

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных и практических навыков студентов, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это способ достижения конкретной цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным

определенным образом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную, парную или групповую деятельность студентов в течение определенного промежутка времени.

При изучении дисциплины «Технология разработки стандартов и нормативной документации» предлагается разработать проект национального стандарта на конкретный пищевой продукт, причем разработка включает в себя практически все этапы организации разработки документа:

- разработка пояснительной записки [15];

- разработка проекта стандарта [16,17];

- составление уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта [18];

- проведение экспертизы проекта стандарта [19];

- составление экспертного заключения по результатам экспертизы проекта стандарта.

В качестве практического применения национального стандарта предлагается составить:

- заявку на выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам;

- разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам [20].

При разработке проекта стандарта студент, кроме освоения учебного материала по изучаемой дисциплине, закрепляет знания по таким дисциплинам, как «Метрология, стандартизация, сертификация», «Сенсорный анализ», «Микробиология», «Методы и средства измерений». Тестирование

Тест - научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности [21, с. 292]. Под тестовым заданием понимается система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов.

Несмотря на некоторую формализацию тестирования этот вид контроля знаний имеет ряд достоинств:

- возможность за короткий промежуток времени охватить контролем большое количество тестируемых;

- объективность, так как исключается фактор субъективного подхода со стороны преподавателя;

- валидность, то есть исключается фактор «лотереи», тестовые задания охватывают весь объем материала предмета, что позволяет опрашиваемому не слишком снизить оценку из-за случайного пробела в знаниях;

- простота, так как не требуется развернутого ответа на поставленный вопрос, достаточно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;

- демократичность, так как все тестируемые находятся в равных условиях;

- возникновение затруднений при использовании шпаргалок.

Значение тестового контроля заключается еще и в том, что он позволяет преподавателю получить информацию, как происходит овладение учебным материалом каждым студентом, какие элементы учебного обеспечения недостаточно эффективны, какую корректировку следует внести в содержание и форму преподавания конкретных тем. Кроме того, тестирование помогает студенту критически оценить уровень собственных успехов и промахов в изучении дисциплины и правильно организовать дальнейшую работу. То есть при проведении тестирования положительный эффект наблюдается как для дальнейшей работы преподавателя, так и для самооценки студента.

Очень привлекательна идея проведения тестирования при входном контроле знаний, что позволяет определить уровень подготовки студентов, с которыми преподаватель ранее не работал. Кроме того, представляет интерес проведение перекрестного тестирования. В этом случае студентам предлагается самостоятельно составить тестовые задания по изучаемому материалу, решить которые предлагается другой группе студентов. Оценку результатов тестирования проводят авторы тестовых заданий совместно с отвечающими и преподавателем.

Тестирование с успехом можно применять при текущем и итоговом контроле знаний, а также после изучения программы учебной дисциплины (контроль остаточных знаний). Терминологический «Пинг-понг»

Терминология - краеугольный камень любой науки. Законодательные акты Российской Федерации, включая технические регламенты, нормативные документы содержат определения терминов, позволяющих однозначно толковать требования данного документа [1,7,14,21,22,23,24]. Поэтому необходимость знания определений терминов очевидна. Каждый преподаватель сталкивался с проблемой изучения терминологии, и знает, насколько трудоемок процесс контроля знаний при стопроцентном устном опросе. Автор предлагает такой вариант проведения занятия. Все термины, определения которых необходимо знать, наносятся на карточки. Два студента выбирают карточки, один из них называет термин, второй - дает его определение и в свою очередь называет свой термин, определение которого дает первый студент. Получается своеобразный терминологический «пинг-понг». Оценку правильности и полноты ответов дает вся группа. Занятия можно усложнить, вызвав для опроса пять-шесть студентов. В этом случае вопросы и ответы идут по кругу, образуя «карусель». Кроме терминов в опрос можно включить цели законов, сферу их распространения, задачи дисциплины и т.п. Занятие проходит в хорошем темпе, при

активном участии всех студентов, которые проставляют баллы за ответы, проверяя собственные знания. По окончании опроса подводятся итоги, разбираются характерные ошибки и выставляются оценки.

Практика показала, что темы, закрепленные в процессе проведения деловых игр, дискуссий по предложенной ситуации, разработки конкретного проекта, вызывают наименьшие затруднения при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Повышение эффективности обучения студентов прямо зависит от использования разнообразных методов обучения и активизации учебного процесса. Современные методы преподавания позволяют создавать ситуации - сами говорили, сами делали, сами нашли выход, - что существенно влияет на степень усвоения и осмысления изучаемого материала и, как следствие, повысить качество образовательного процесса.

Литература:

1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г., № 128-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 № 28-ФЗ, от 21.03. 2002 № 31-ФЗ)

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 135

3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений» от 13 августа 2006 г. №493 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731)

4. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 17 июня 2004 г. № 294 (с изменениями от 27 октября 2004 г.)

5. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения

6. ПР 50.2.014-2002 ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

7. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ

8. ПР 50.2.016-94 ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ

9. ПР 50.2.017-95 ГСИ. Положение о Российской системе калибровки

10. ПР 50.2.018-95 ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ

11. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» от 16 мая 2003 г. № 287

12. ГОСТ 8.579-2002 ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, фасовке, продаже и импорте

13. ПР 50.2.004-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

14. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

15. ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

16. ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

17 ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

18 ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомление о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

19 ГОСТ Р 1.6 -2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

20 ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

21 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

22 Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

23 ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

24 РМГ 29-99 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.