Научная статья на тему 'Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций'

Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ROLE-PLAYING GAMES / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бедрина Валентина Викторовна, Петрова Елена Ивановна, Тарасова Елена Юрьевна, Смирнова Наталия Анатольевна

В настоящей статье рассматривается значение ролевых игр в формировании профессиональных и общекультурных компетенций, приводится порядок проведения игровых занятий на кафедре товароведения, стандартизации и управления качеством и даются практические советы по преодолению «подводных камней», выявленных опытным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role-Playing Games As A Factor Of Formation Of Common Cultural And Professional Competences

In the present article value of role-playing games in formation of professional and common cultural competences is considered, the order of carrying out game occupations at the department of merchandizing, standardization and quality management is given and a practical advice on overcoming of the "reefs" revealed by practical consideration is given.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций»

Педагогические науки

Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова Н.А. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya-2015-2/140-00029

УДК 372.8

Бедрина Валентина Викторовна,

Старший преподаватель

ФГБОУВПО ОмГАУим. П.А. Столыпина, Омск bedrinaVV@mail.ru

Петрова Елена Ивановна,

Старший преподаватель

ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, Омск leongardtlena@mail.ru

Тарасова Елена Юрьевна,

Старший преподаватель

ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, Омск elena160170@mail.ru

Смирнова Наталия Анатольевна

Кандидат технических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, Омск

Nati.SMI@mail.ru

Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных

компетенций

Аннотация: В настоящей статье рассматривается значение ролевых игр в формировании профессиональных и общекультурных компетенций, приводится порядок проведения игровых занятий на кафедре товароведения, стандартизации и управления качеством и даются практические советы по преодолению «подводных камней», выявленных опытным путем.

Ключевые слова: ролевые игры, компетентностный подход, интерактивные методы обучения, профессиональная подготовка бакалавров

Внедрение интерактивных методов обучения для формирования компетентностного подхода, что является одним из требований ФГОС ВПО, весьма перспективно реализовывать в виде проведения занятий в форме деловых или ролевых игр. Игровые методы обучения обладают большим потенциалом в обеспечении профессиональной подготовки бакалавров, так как помогают формировать такие важные навыки, как умение работать в коллективе,

способность собирать и анализировать полученные данные, принимать, обосновывать и защищать выработанное решение. Кроме того, игры позволяют улучшить запоминание учебного материала, придают определенную динамику занятиям [1].

Цель ролевых игр - освоение, осмысление, обобщение и использование на практике будущими специалистами полученных знаний. При изучении дисциплин «Метрология» и «Основы технического регулирования» на кафедре товароведения, стандартизации и управления качеством обучающимся предлагается провести следующие игры:

- нарушение требований технических регламентов и отзыв продукции;

- правила предоставления субвенций организациям, выполняющим отдельные работы в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- аккредитация метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право поверки средств измерений;

- федеральный государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Организация проведения игры включает ряд этапов [2]:

- подготовка к игре;

- формирование игровой группы;

- проведение игры;

- подведение итогов и оценка результатов.

Для проведения игры обучающиеся разбиваются на группы-команды, выполняющие определенные задания, при этом каждый участник игры должен внести свой вклад в достижение конечного результата. В статье рассматривается порядок проведения игровых занятий и даются практические советы по преодолению «подводных камней», выявленных опытным путем.

Игра № 1 Нарушение требований технических регламентов и отзыв продукции

Цель предложенной игры - на практике освоить:

- положения законодательства Российской Федерации о порядке защиты прав потребителей [3];

- права потребителя в случаях причинения вреда их здоровью или имуществу при нарушении требований технических регламентов при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации конкретной продукции;

- обязанности и ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) при нарушении им требований технических регламентов;

- действия органов государственного контроля и надзора в случае получения информации о нарушении требований технических регламентов [4,5].

Для успешной подготовки к игре обучающиеся должны освоить ее теоретические основы, т.е. перед началом занятия желательно провести опрос, т.к. практика показала, что без теоретических знаний затягивается игровой процесс. Подготовка к занятию включает освоение следующих вопросов:

1) цели принятия технических регламентов, их содержание и применение;

2) объекты и субъекты технического регулирования;

3) перечень и функции органов государственного контроля и надзора (далее - ГКиН) за соблюдением требований технических регламентов;

4) права и обязанности государственных инспекторов в области технического регулирования;

5) права и обязанности изготовителя (продавца) при проведении ГКиН;

6) права потребителя;

7) перечень и содержание документов, заполняемых в случае нарушений требований технических регламентов и сроки их рассмотрения;

8) перечень и содержание документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям;

9) ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации за нарушение требований технических регламентов;

10) порядок возмещения ущерба, причиненного потребителю;

11) порядок регистрации случаев нарушения требований технических регламентов и отзыва продукции.

Для проведение игры обучающимся предлагаются к рассмотрению конкретные ситуации, например:

Потребитель приобрел стиральную машину марки «Сибирь», выпущенную Научно-производственным объединением (НПО) «Сибирь», номер партии М137, заводской номер 673249. Стиральная машина выпущена в марте 2014 г., реализована магазином «Эксперт» в сентябре 2014 г. НПО и магазин имеют все необходимые документы на осуществление определенного вида деятельности.

При эксплуатации выяснилось, что при заполнении стиральной машины водой корпус оказывался под напряжением. Пострадала хозяйка стиральной машины - Смирнова Ирина Михайловна, пенсионерка, 1949 г. рождения. Смирнова И.М. получила травму, что подтверждается документально (прилагается справка, выданная травм пунктом №1, МУЗ ЦАО, расположенным по адресу г. Омск, ул. Ленина 1).

В орган ГКиН поступило заявление потребителя, или от имени потребителя от Общества защиты прав потребителей, о факте причинения вреда здоровью или имуществу гражданина вследствие несоблюдения требований технических регламентов с приложением подтверждающих документов.

Для проведения игры необходимо заранее сформировать команды и выдать задание на игру каждой.

1) Команда экспертов-наблюдателей. В эту команду рекомендуется включить наиболее подготовленных студентов, которые оказывают командам необходимую помощь по порядку заполнения документации, процедурам обращения в различные инстанции, по выбору причин нарушения требований технических регламентов и способам их устранения. Практика показывает, что помощь студентов воспринимается более критично, обучающиеся могут самостоятельно исправить имеющиеся недочеты, тогда как авторитет преподавателя несколько «давит».

Задание команде экспертов-наблюдателей:

- наблюдать за ходом игры, за порядком заполнения и сроками представления необходимых документов;

- консультировать команды предприятия-изготовителя и органа ГКиН по всем вопросам заполнения соответствующей документации и по ведению игры.

Отчет по игре команды экспертов-наблюдателей

Команда экспертов-наблюдателей по окончании игры должна представить отчет, содержащий анализ работы команд, наблюдаемых затруднений, задаваемых вопросов. В отчете дополнительно указывается, чем члены команды руководствовались при ответе на заданные вопросы.

2) Команды предприятий-изготовителей продукции. Таких команд может быть три-четыре, состав - не более пяти человек. При большей численности часть игроков «простаивают», либо при обсуждении ситуации проявляется множественность мнений, трудно поддающихся согласованию. Руководить игрой команды должен лидер, ему придаются функции, или роль, директора предприятия. Руководитель координирует работу команды, распределяет роли, принимает взвешенное решение по результатам обсуждения проблемы, защищает мнение команды при защите отчета по игре.

Задание команде предприятия- изготовителя:

- установить причину причинения вреда здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения требований технических регламентов, с указанием, на каком

конкретном этапе жизненного цикла продукции (проектирование, производство, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация) было допущено нарушение, и какие требования к безопасности (безопасность излучений, биологическая, механическая, пожарная, промышленная, термическая, химическая, электрическая безопасность, электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования и др.) не обеспечены;

- разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом ГКиН;

- сформировать пакет необходимых документов и в установленные законодательством сроки представить их в орган ГКиН.

Отчет по игре команды предприятия - изготовителя

Команда предприятия-изготовителя по окончании игры должна представить отчет, содержащий следующие сведения:

- проверка достоверности полученной информации с составлением акта проверки;

- разработка программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, включающую:

а) выяснение причин причинения вреда (нарушения при проведении процессов монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации; наличие комплектующих, не имеющих соответствующих документов, удостоверяющих безопасность; непредусмотренные конструкторской документацией марки материалов и т.п.);

б) проведение необходимых экспертиз с оформлением экспертных заключений;

в) приостановление выпуска и реализации продукции (уведомление магазину) до выяснения причин причинения вреда;

г) оповещение приобретателей о возможном риске причинения вреда (информационные листки в магазине, объявления в средствах массовой информации и т.п.);

д) обеспечение возмещения транспортных расходов, оплата экспертиз и т.д.

3) Команда органа ГКиН. Состав команды зависит от количества команд предприятий-изготовителей, но не более пяти-шести игроков.

Задание команде органа ГКиН:

- в установленный законодательством срок известить предприятие-изготовителя о получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

- затребовать у предприятия-изготовителя всю необходимую документацию о продукции, процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

- на основании представленных документов принять решение о причине причинения вреда, обращении в суд с иском о возмещении причиненного ущерба;

- принятое решение оформить соответствующими документами.

Отчет по игре команды органа ГКиН

Команда ГКиН по окончании игры должна представить отчет, содержащий следующие сведения:

- перечислить документы, которые были подготовлены в ходе игры, с обоснованием необходимости их предоставления;

- дать анализ представленных предприятием-изготовителем документов;

- принять и обосновать решение о причине причинения вреда, о необходимости обращения в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.

Во время представления отчета особое внимание следует уделить его построению, связанному изложению, весомости доводов, приводимых в защиту собственного мнения, грамотности речи, применению профессиональных терминов, принятых в установленной области науки и техники. По окончании отчета рекомендуется задать вопросы по процедуре проведения игры, причем вопросы может задавать преподаватель, игроки команды органа

ГКиН, и команд предприятий-изготовителей. По результатам отчета и ответов на вопросы проставляется оценка за игру.

Игра № 2 Правила предоставления субвенций организациям, выполняющим отдельные работы в области стандартизации, метрологии и сертификации

Цель игры - на практике освоить состав, функции и полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [6] .

Подготовка к занятию включает освоение следующих теоретических вопросов:

1) порядок предоставления субвенций организациям, выполняющим работы в области стандартизации, метрологии и сертификации;

2) возможный перечень работ в области стандартизации, метрологии и сертификации, при выполнении которых за счет федерального бюджета организациям независимо от организационно-правовой формы, кроме бюджетных учреждений могут быть предоставлены субвенции [7].

Для проведения игры предлагается к рассмотрению следующий сценарий: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проводит в установленном порядке конкурс и готово заключить государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в области стандартизации, метрологии и сертификации. Сроки и условия проведения конкурса установлены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распределяет субвенции между организациями и заключает с ними договоры о предоставлении субвенций. Организация выполняет работы в области стандартизации, метрологии и сертификации и желает получить дополнительные средства для успешного их завершения.

Заранее сформированным командам выдается конкретное задание.

1) Команды - организации, выполняющие отдельные работы в области стандартизации, метрологии и сертификации и претендующие на предоставление субвенции. Таких команд может быть три-четыре, состав - не более пяти человек.

Задание организациям, претендующим на предоставление субвенции:

- выбрать сферу деятельности и конкретные работы в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- сформировать пакет документов для получения субвенции и представить их в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обосновать и защитить право на получение субвенции.

Сферой деятельности может быть выбрана любая отрасль народного хозяйства, например: здравоохранение, ветеринария, оборона, промышленное производство, торговля и т.п., но направление исследований должно четко укладываться в рамки государственных нужд в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Отчет по игре команды-организации

Команды-организации, претендующие на получение субвенций из федерального бюджета, по окончании игры должны представить отчет, содержащий следующие сведения:

- обоснование выбранного вида деятельности;

- перечень необходимых документов, подготовленных для предоставления субвенции на осуществляемый вид деятельности.

- перечень нормативно-правовых актов, которыми руководствовались при подготовке пакета документов;

- обоснование права на получение субвенции.

2) Команда - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Задание команде:

- консультировать организации по всем вопросам заполнения соответствующей документации;

- на основании представленных документов принять аргументированное решение о предоставлении или отказе в предоставлении субвенции организации, обратившейся в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с заявлением о предоставлении субвенции;

- принятое решение оформить соответствующими документами.

Отчет по игре команды Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Команда, представляющая Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по окончании игры должна представить отчет, содержащий следующие сведения:

- анализ работы команд и возникших в ходе игры затруднений;

- анализ правильности заполнения представленных документов;

- аргументирование принятого решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субвенции.

Игра № 3 Аккредитация метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право поверки средств измерений

Цель игры - на практике освоить порядок аккредитации в области обеспечения единства измерений.

Подготовка к занятию включает освоение следующих теоретических вопросов:

1) положения законодательства Российской Федерации по аккредитации в области обеспечения единства измерений [8,9];

2) функции, полномочия Федеральной службы по аккредитации [10];

3) цели и принципы аккредитации в области обеспечения единства измерений;

4) критерии аккредитации;

5) сферы и формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений;

6) перечень работ и услуг в области обеспечения единства измерений, для выполнения которых необходимо наличие аттестата аккредитации;

7) порядок и этапы проведения аккредитации;

8) виды поверки средств измерений;

9) метрологические характеристики средств измерений.

Порядок проведения поверки средств измерений установлен правилами [11], порядок аккредитации юридических лиц на право поверки средств измерений - правилами [12]. Аккредитуемые организации должны отвечать определённым требованиям, в части организации работ, нормативного, технического и кадрового обеспечения, состояния помещений, в которых проводятся поверочные работы.

Аккредитующим органом по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право поверки средств измерений является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), находящаяся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации [9]. При аккредитации заявителю выдаётся аттестат аккредитации с обязательным приложением к нему, в котором указывается область аккредитации. Аттестат аккредитации является бессрочным и имеет равную юридическую силу на всей территории России.

Сведения об аккредитованных лицах вносят в Реестр аккредитованных лиц Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, состав и порядок ведения которого определен законодательством Российской Федерации [8].

Для игры предлагается следующая ситуация: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерен проводить поверку средств измерений, предназначенных для применения и применяемых в сфере государственного регулирования в области обеспечения

единства измерений. Для проведения такого вида работ необходимо провести аккредитацию организации на право поверки средств измерений.

Для проведения игры формируются команды, выдается задание.

1) Команды, представляющие конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Таких команд рекомендуется сформировать две-три, численностью четыре-пять игроков.

Задание организациям, претендующим на аккредитацию на право поверки средств измерений:

- сформировать необходимый пакет документов, включающий заявление об аккредитации в национальный орган по аккредитации с заявленной областью аккредитации с копиями документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации.

Отчет по игре команды-организации, претендующей на получение аттестата аккредитации на право поверки средств измерений

Команды-организации по окончании игры должны представить отчет, включающий документы, содержащие следующие сведения:

- о наличии действующей системы управления качеством поверки;

- о наличии положения о метрологической службе;

- о персонале, который должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации;

- о наличии эталонов, вспомогательного оборудования, необходимых для проведения поверки всех средств измерений, определённых областью аккредитации;

- о наличии необходимой нормативной и методической документации;

- о помещениях и условиях, обеспечивающих проведение поверки средств измерений (условия, в которых производят поверку, не должны снижать их нормированную точность);

- об области аккредитации.

2) Команда - аккредитующий орган. В состав этой команды рекомендуется включить наиболее подготовленных студентов из числа обучающихся.

Задание аккредитующему органу:

- консультировать команды-организации по всем вопросам, касающимся процедуры проведения аккредитации и заполнения соответствующей документации;

- провести документарную оценку соответствия заявителя критериям аккредитации, на основании которой принять взвешенное решение о проведении аккредитации на право поверки средств измерений или об отказе в аккредитации;

- принятое решение оформить соответствующими документами аккредитующего органа (экспертное заключение, акт выездной экспертизы, приказ Росаккредитации).

Отчет по игре команды аккредитующего органа

Команда по окончании игры должны представить отчет, включающий следующие сведения:

- анализ работы команд-организаций, претендующих на получение аккредитации;

- анализ полноты и правильности заполнения представленных документов;

- аргументирование принятого решения об аккредитации.

Подобную игру можно провести по аккредитации на право проведения калибровочных работ, метрологической экспертизы, аттестации методик (методов) измерений.

Игра № 4 Федеральный государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Цель игры - на практике освоить порядок проведения федерального государственного метрологического надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расфасовку товаров.

Подготовка к занятию включает освоение следующих теоретических вопросов:

1) положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений;

2) порядок осуществления федерального государственного метрологического надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расфасовку товаров;

3) требования, установленные нормативной документацией, к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, фасовке, продаже и импорте [13];

4) права и обязанности государственных инспекторов в области обеспечения единства измерений при осуществлении федерального государственного метрологического надзора [8];

5) порядок отбора образцов фасованных товаров, формирования выборки, проведения измерений и обработки их результатов;

6) перечень и содержание документов, заполняемых при проведении федерального государственного метрологического надзора.

Задание на игру: государственный инспектор по обеспечению единства измерений проводит мероприятия федерального государственного метрологического надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расфасовку товаров. Предприятие выпускает (продает) фасованный товар в упаковках. Указанная деятельность подлежит государственному метрологическому надзору за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Предприятие было извещено за трое суток о предполагаемой плановой проверке. Измерения массы содержимого нетто каждой упаковки проводились на весах лабораторных аналитических ВЛА-200, верхний предел измерений 200 г, погрешность измерения ± 0,1 %.

Результаты измерения массы каждой упаковочной единицы партии фасованного товара приводятся в таблицах.

Обучающиеся делятся на команды, в состав которых входит государственный инспектор и представители предприятия, участвующие в проверке.

Задание командам:

- определить размер выборки, обеспечивающей достаточную достоверность контроля;

- провести анализ полученных результатов определения массы и сделать вывод о пригодности партии фасованных товаров по количеству бракованных упаковок;

- провести математическую обработку результатов измерений содержимого нетто каждой упаковки партии фасованных товаров и сделать вывод о годности партии фасованных товаров по рассчитанному среднему содержимому нетто для партии;

- провести анализ соответствия содержимого нетто партии фасованных товаров в упаковках при их расфасовке номинальному количеству;

- заполнить протокол по результатам измерения содержимого нетто в каждой индивидуальной упаковке;

- составить акт по результатам проверки;

- в случае выявления нарушений составить предписание об их устранении с указанием характера нарушения и сроков его устранения.

Отчет по игре

Команды по окончании игры должны представить отчет, включающий следующие сведения:

- характеристика предприятия, осуществляющего расфасовку товаров;

- анализ процедуры проведения федерального государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

- выводы о деятельности предприятия.

Отчет представляет игрок, исполнявший роль государственного инспектора по обеспечению единства измерений.

Темы, закрепленные в процессе проведения ролевых игр, вызывают наименьшие затруднения при подготовке к текущему и промежуточному контролю. Обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, осмысленно используют специальную

терминологию, учатся формировать собственное мнение, приводить доводы в его защиту, что существенно влияет на степень усвоения изучаемого материала и, как следствие, позволяет повысить качество образовательного процесса.

Ссылки на источники:

1. Обучение основам обеспечения единства измерений. Проблемы и решения / В.В. Бедрина // Главный метролог. - 2010. - № 2. - С. 49-54

2. Современные методы в образовании / В.В. Бедрина // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 8. - С. 141-144

3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1

4. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 287 от 16 мая 2003 г. «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации»

6. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 70 от 6 февраля 2003 г. «Правила предоставления субвенций организациям, выполняющим работы в области стандартизации, метрологии и сертификации»

8. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ

9. Федеральный закон Российской Федерации «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 23 декабря 2013 г. № 412-ФЗ

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе по аккредитации» № 845 от 17 октября 2011 г.

11. ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения

12. ПР 50.2.014-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, фасовке, продаже и импорте

Valentina Bedrina

Senior lecturer

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Elena Petrova

Senior lecturer

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Elena Tarasova

Senior lecturer

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Natalia Smirnova

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk

Role-Playing Games As A Factor Of Formation Of Common Cultural And Professional

Competences

Abstract: In the present article value of role-playing games in formation of professional and common cultural competences is considered, the order of carrying out game occupations at the department of merchandizing, standardization and quality management is given and a practical advice on overcoming of the "reefs" revealed by practical consideration is given.

Keywords: role-playing games, competence-based approach, interactive methods of training, vocational training of bachelors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.