Научная статья на тему 'Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России'

Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ И АССОЦИАЦИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ENDOWMENT FUNDS / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC CONTROL / CHARITY FOUNDATIONS / BOARDS OF TRUSTEES AND ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений и согласованности интересов государства и общества в деле управления образованием в России. Дается обобщающая характеристика основных механизмов эффективного общественно-государственного управления педагогическим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Mechanisms of State-Public Management of Pedagogical Education in Russia

The article covers the problems of relationship and harmonization of interests of the state and society in the management of education in Russia. General description of the main mechanisms for effective public management of pedagogical education is given.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России»

► модернизация образования

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ

MODERN MECHANiSMS OF STATE-PUBLiC MANAGEMENT OF PEDAGOGiCAL EDUCATiON iN RUSSiA

Гончаров Михаил Анатольевич

Профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук E-mail: rust20@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений и согласованности интересов государства и общества в деле управления образованием в России. Дается обобщающая характеристика основных механизмов эффективного общественно-государственного управления педагогическим образованием.

Ключевые слова: педагогическое образование, государственно-общественное управление, государственно-частное партнерство, эндаумент-фонды, социальное партнерство, общественно-государственный контроль, благотворительные фонды, попечительские советы и ассоциации.

Goncharov Mikhail A.

Professor of the Pedagogics Department, Moscow State Pedagogical University, ScD in Education E-mail: rust20@yandex.ru

Abstract. The article covers the problems of relationship and harmonization of interests of the state and society in the management of education in Russia. General description of the main mechanisms for effective public management of pedagogical education is given.

Keywords: pedagogical education, public administration, public-private partnerships, endowment funds, social partnership, public control, charity foundations, boards of Trustees and associations.

Система российского образования в разные периоды своего развития характеризовалась богатой палитрой инноваций. В наше время наиболее широко и глубоко разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием. Необходимость модификации системы управления образованием, а именно придания ему государственно-общественного, а затем - общественно-государственного характера, обусловлена изменением, с одной стороны, парадигмы социального управления, а с другой - парадигмы образования. Новые направления основаны на принципах гуманизации и демократизации отношений между участниками управленческих процессов и на значительном повышении роли общественных институций. Трансформация систем государственно-общественного и общественно-государственного управления связана также с этапами демократического процесса в стране и является фактором ее движения к открытому обществу.

Развитие государственно-общественного управления и частной инициативы в образовании заявлено в качестве приоритетов во многих официальных документах: «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2013-2015 гг.

Современная концепция управления образованием нашла свое отражение и в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в котором закреплены положения о том, что «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (п. 1 ст. 89), а также определено право на «независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию» (п. 7 ст. 89). Впервые в законе «Об образовании... » прописаны права и обязанности работников сферы образования и их общественная роль в управлении образованием - они «имеют право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации [1].

Особое место и роль в модернизации системы образования в современной России отведены педагогическому образованию.

Во-первых, потому, что процесс перестройки образования происходит в тесной взаимосвязи с подготовкой педагогических кадров, а стало быть, преподаватели и студенты педагогических вузов являются одновременно разработчиками и исполнителями основных задач модернизации [2, с. 20]. Другими словами, именно педагогические вузы являются сегодня теми центрами, где анализируется, проектируется и одновременно апробируется новое знание о качестве современного образования.

Во-вторых, важную роль в создании новой модели непрерывного профессионального образования педагогических кадров играет «Проект Концепции поддержки развития педагогического образования» (12.01.2014). Цель Концепции состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров и приведении системы педагогического образования в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога и

ФГОС общего образования. Одной из задач концепции является создание системы профессионально-общественной аккредитации программ, что отражает историческое значение влияния общественных сил на реформирование педагогического образования в современной России [3].

Кроме вышеперечисленных правовых документов, определяющих законодательную базу государственно-общественного управления педагогическим образованием, определен специальный орган для взаимодействия между Министерством образования и науки РФ и гражданами Российской Федерации, общественными объединениями и объединениями некоммерческих организаций - Общественный совет, основными задачами и полномочиями которого являются следующие:

• вносить предложения по развитию надзора за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

• привлекать к своей деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций для внесения предложений и рекомендаций;

• обеспечивать общественную экспертизу проектов нормативных, инструктивных и методических документов;

• рассматривать инициативы граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций по развитию и совершенствованию сферы образования и др.

Перечисляя задачи Общественного совета, следует выделить три основные точки зрения на необходимость его создания:

• социальная, суть которой состоит в том, что участие общественности в управлении образованием необходимо в силу демократизации общественной жизни;

• педагогическая, где акцент делается на воспитании гражданских качеств, необходимых для жизни в свободном обществе (личностное самосознание, социальная активность, понимание устройства общественного управления, мотивации и навыков самостоятельного принятия решений и т. д.);

• управленческая, которая заключается в том, что государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной системой образования, в частности, имеется ряд задач управления, которые на данном этапе оптимизации образования решить без привлечения общественности или частной инициативы либо невозможно, либо очень трудно.

Механизм функционирования общественного участия в управлении педагогическим образованием должен опираться на принципы:

• доступности;

• четкого распределения полномочий и сфер ответственности всех субъектов управления;

• паритетного участия властей и работодателей в создании общественных институтов;

• социального партнерства и сотрудничества;

• непрерывности и многоуровневости профессионального педагогического образования;

• перехода к договорным формам трудоустройства (целевой набор, контрактные отношения, образовательные кредиты).

Для моделирования эффективных механизмов общественного участия в области управления педагогическим образованием в условиях развития рынка важно понять, где эффект от привлечения представителей общественности будет максимальным, а где минимальным. Учитывая логику изложенного выше, можем предположить, что наиболее эффективным будет привлечение общественности к реализации стратегических и контрольных функций.

Стратегические и контрольные функции осуществляются путем формирования управляющих органов, причем эти органы являются выборными или представительскими. Примером могут служить управляющие органы Московского педагогического государ -ственного университета (МПГУ). Выборным органом общественного управления МПГУ является Ученый совет, который состоит из представителей преподавательского состава, студентов (переменного состава), иных общественных объединений (профсоюзов) и др.

Основными задачами Ученого совета являются:

• принятие решения о созыве и проведении конференции;

• осуществление общего контроля за соблюдением в деятельности Университета законодательства Российской Федерации и настоящего Устава;

• решение вопросов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, подготовки кадров (в том числе утверждение рабочих учебных планов и программ);

• решение вопросов координации учебных планов кафедр;

• определение принципов распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов Университета;

• определение сроков и процедуры проведения выборов ректора Университета и многое другое [4].

Представительским органом является Попечительский совет МПГУ, который состоит из представителей предпринимательских, финансовых и научных кругов, объединений работодателей, общественных объединений, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических лиц, в том числе выпускников Университета [5].

Но необходимо отметить, что непосредственное участие общественности в реализации образовательного процесса противоречит российскому федеральному законодательству. Поэтому выборные управляющие органы учреждений высшего образования, по сути, осуществляют только стратегическое планирование и установление соответствия целей образовательной деятельности.

Для достижения положительной динамики в развитии принципа государственно-общественного характера управления педагогическим образованием, что крайне необходимо в условиях образовательного рынка, применяются современные механизмы. Они запускают процесс модернизации и оптимизации государственного управления

педагогическим образованием, в частности, выполнение согласованных заказов от государства и общества (от бизнеса) по подготовке специалистов определенной профессиональной ориентации в соответствии с потребностями рыночной экономики, рынка труда. Такой подход стимулирует мотивацию к созданию органов, обеспечивающих общественно-гражданское участие в управлении педагогическим образованием.

К механизмам государственно-общественного управления педагогическим образованием в сложившихся условиях рынка образовательных услуг можно отнести следующие:

- государственно-частное партнерство, которое означает взаимосвязь публичной власти и частного сектора для совместной выработки решений и сбалансированной ответственности в сфере управления образованием. Данный механизм позволяет бизнесу участвовать в определении состава компетенций, которыми должен обладать выпускник педагогического вуза, в разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций, целевой профессиональной подготовке кадров под конкретные рабочие места, обеспечении непрерывного образования (переподготовка, повышение квалификации), научном обеспечении процессов оптимизации системы управления педагогическим образованием;

- эндаумент-фонды (эндаументы), то есть формируемые за счет пожертвований фонды денежных средств, доходы от инвестирования которых направляются на благотворительные цели (получателями средств могут быть университеты, госпитали, музеи, театры, библиотеки и т. п.). В России эндаумент-фонды (терминология США) получили название фондов целевого капитала. Правовые предпосылки для их создания были установлены Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Образование и наука были определены в данном законе как области, где возможно формирование целевого капитала и использование доходов от него (п. 1 ст. 3). Среди основных преимуществ эндаумент-фонда можно выделить следующие: привлечение частных инвестиций в образование (эндаумент-фонд является механизмом частно-государственного партнерства в сфере образования); неприкосновенность созданного целевого капитала, расходование только полученных доходов от управления целевым капиталом; отсутствие необходимости начала финансового года с «нуля», формирование финансового резерва; приобретение образовательным учреждением преимущества в получении более высоких государственных статусов; возможность финансирования широкого перечня направлений (по выбору): специальных проектов, инновационной деятельности, поощрения обучающихся, гранты профессорско-преподавательскому составу, повышение зарплаты основного состава, привлечения лучших кадров, закупки необходимого оборудования, учебно-методических материалов; прозрачная и более понятная структура для жертвователей; удобный механизм для попечителей в плане сбора пожертвовании и контроля за расходованием средств эн-даумента; налоговые льготы;

- социальное партнерство, которое означает взаимовыгодное сотрудничество между сферой образования, общественными и благотворительными фондами, частными лицами, государственными органами. К основным функциям социального партнерства в сфере управления педагогическим образованием относятся: помощь в накоплении и

последующей передаче жизненного опыта профессионально-педагогического сообщества; обеспечение выживания на рынке образовательных услуг; организация общественных дискуссий; разработка проектов законодательных и нормативно-правовых актов в области педагогического образования; проведение общественных экспертиз учреждений педагогического образования; использование возможностей средств массовой информации для повышения ценности и престижа педагогического образования в общественном сознании;

- общественно-государственный контроль за аккредитацией направлений образования в учреждениях педагогического профиля (качество обучения, образовательный процесс и его результаты). Формами участия общественных институтов являются: представительство общественных институтов в экспертной комиссии, проводящей оценку, участие в подготовке и проведении аккредитации органа государственно-общественного управления (Ученого совета) учреждения высшего образования, наблюдение за работой экспертных комиссий, предоставление экспертной комиссии результатов изучения общественного мнения по данному вопросу;

- общественно-государственный совет по организации оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений высшего образования. Он создан Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации. Основными функциями общественно-государственного совета являются: определение и утверждение приоритетных направлений деятельности в области опенки и сертификации квалификации, утверждение организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификации, взаимодействие с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций;

- общественные благотворительные фонды по развитию учреждений педагогического образования. Фонды, как механизм государственно-общественного управления, обеспечивают сотрудничество рынка образовательных услуг и учреждений педагогического образования; развитие материально-технической базы; финансирование реальных проектов подготовки педагогических кадров; привлечение работодателей к разработке квалификационных требований, проведению процедур проверки профессиональных знаний, умений, навыков;

- попечительские, координационные советы и ассоциации. Данный механизм государственно-общественного управления способствует определению объемов подготовки специалистов для образовательного рынка труда; привлечению инвестиций в педагогическое образование; участию работодателей в разработке учебных планов и программ, оценке качества подготовки специалистов. Примерами могут служить Ассоциация развития педагогических университетов и институтов (Зарегистрирована Московской регистрационной палатой 21.08.2000 г. (свидетельство о регистрации № 002.01.148)). Штаб-квартира - Московский педагогический государственный университет. Задачами ассоциации являются: развитие педагогического образования, содействие научным исследованиям в сфере образования, совершенствование общественно-государственных форм управления системой непрерывного педагогического образования, сохранение престижа педагогической профессии и др.

Другим примером является Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров (УМО) - государственно-общественное объединение в сфере образования Российской Федерации. К его компетенции относится разработка и актуализация ФГОС, в том числе с учетом требований профессиональных стандартов, разработка и утверждение примерных основных образовательных программ в рамках направлений подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат); 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура); 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат); 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (магистратура); 44.06.01 Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура); а также взаимодействие с работодателями и их ассоциациями по запуску механизмов профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ, взаимодействие с образовательными организациями по внедрению ФГОС и примерных основных образовательных программ, разработка учебно-методической документации, обеспечивающей внедрение ФГОС ВО.

Педагогическое образование в любой стране призвано способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах политической жизни общества, экономики, культуры. В современной образовательной политике основным объектом модернизации и оптимизации является высшая педагогическая школа. Содержание педагогического образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением, поэтому успешное проведение реформы в области содержания педагогического образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания педагогического образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Все эти положения обусловлены прежде всего историческим развитием российского государства, они имеют глубокие корни в становлении и развитии педагогического образования с момента становления государственности и появления потребности в образовании и воспитании своих граждан.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=l58429 (дата обращения: 14.04.2014).

2. Заир-Бек, Е. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение. Рекомендации по результатам научных исследований / Е. Заир-Бек, А. П. Тряпицына; под ред. действительного члена РАО, д-ра физ.-мат. наук, проф. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

3. Семенов, А. Л. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mpgu.edu/docu-ments/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

4. Положение об Ученом совете Университета (с изменениями и дополнениями) утверждено приказом ректора МПГУ 10.07.2014 № 539 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/11/Polozhenie-ob-Uchenom-sovete-Universiteta-v-redaktsii-2014g.1.pdf (дата обращения: 28.11.2015).

5. Устав Московского педагогического государственного университета, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 15.10.2015 № 1152 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/06/ Ustava-MPGU.pdf (дата обращения: 28.11.2015).

References

1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=l58429 (accessed:

14.04.2014).

2. Zair-Bek E., Tryapitsyna A. P. Podgotovka spetsialistov v oblasti obrazovaniya k uchastiyu i ispolzovaniyu mezhdunarodnykh programm otsenki kachestva obrazovaniya dlya vsekh: nat-sionalnoe videnie. Rekomendatsii po rezultatam nauchnykh issledovaniy. St. Petersburg: Izd-vo RGPU a. n. A. I. Herzen, 2006.

3. Semenov A. L. Proekt Kontseptsii podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obra-zovaniya. Available at: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (accessed: 15.04.2014).

4. Polozhenie ob Uchenom sovete Universiteta (s izmeneniyami i dopolneniyami) utver-zhdeno prikazom rektora MPGU 10.07.2014 No. 539. Available at: http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/11/Polozhenie-ob-Uchenom-sovete-Universiteta-v-redaktsii-2014g.1.pdf (accessed: 28.11.2015).

5. Ustav Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta, utverzh-dennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 15.10.2015 No. 1152. Available at: http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/06/Ustava-MPGU.pdf (accessed:

28.11.2015).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.