Научная статья на тему 'Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга'

Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ДОСУГА / ИНДУСТРИЯ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / LEISURE INDUSTRY / CREATIVE LEISURE INDUSTRY / TRAINING OF PROFESSIONAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Валентина Павловна, Григорьева Елена Ивановна, Грибкова Галина Ивановна, Сергеева Ирина Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время культура рассматривается как определяющий фактор социально-экономических перемен и ресурсный потенциал региона, требующий подготовки кадров, владеющих передовыми инновационными методами и технологиями в сфере индустрии креативного досуга. Целью исследования было на основе анализа нормативно-правовых документов и научных исследований разработать классификацию видов индустрии креативного досуга, разработать и апробировать программы подготовки и переподготовки кадров для учреждений культурно-досуговой сферы г. Москва. В исследовании были использованы такие методы, как анализ нормативно-правовых документов, научных источников и педагогической практики, теоретическое проектирование. Выявлено противоречие между требованиями работодателя в сфере индустрии креативного досуга к качеству подготовки кадров в профильных вузах и недостаточным уровнем сформированности у них профессиональных компетенций, разработана классификация видов и форм креативного досуга, обоснована потребность в развитии педагогической теории и социально-культурной практики, выявлена необходимость в разработке и научно-методическом обеспечении системы подготовки кадров в условиях высшего профессионального образования, раскрыты научные предпосылки педагогического проектирования образовательных программ и требований к их созданию в системе высшего профессионального образования, в условиях института культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В процессе исследования конкретизированы понятия «индустрия досуга» и «индустрия креативного досуга», внедрение разрабатываемой образовательной системы обосновано взаимодействием вуза и предприятий индустрии креативного досуга, что является важным педагогическим условием развития как учреждений культуры, так и качественной профессиональной подготовки будущих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current aspects of professional staff training for creative leisure industry

The relevance of the study is due to the fact that today culture is seen as the determining factor of social and economic changes and the resource potential of the region, which requires the training of personnel possessing advanced innovative methods and technologies in the sphere of the leisure industry. The goal of the research was to study the classification of forms and types of leisure industry, to develop programs for training and retraining personnel for enterprises of the creative leisure industry and cultural and recreational facilities in Moscow. Such methods as analysis of scientific sources, normative legal documents and pedagogical practice, theoretical design were used in the research. The problem in the development of the creative leisure industry is revealed, which consists in insufficient training of personnel for the given social and economic sphere of the region, a classification of the types and forms of creative leisure was developed, the need for the development of pedagogical theory and socio-cultural practice was grounded, the need for the development and scientific and methodological support of the system of training personnel in the conditions of higher professional education is revealed, the scientific prerequisites for the pedagogical design of educational programs and the requirements for their creation in the system of higher professional education are revealed, in the conditions of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University. The introduction of the developed educational system is justified by the interaction of the university and the enterprises of the creative leisure industry, which is an important pedagogical condition for the development of both cultural institutions and high-quality professional training for future staff.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга»

УДК 378.14

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-145-152

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА

Валентина Павловна СЕРГЕЕВА, Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА, Галина Ивановна ГРИБКОВА, Ирина Сергеевна СЕРГЕЕВА

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1

E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время культура рассматривается как определяющий фактор социально-экономических перемен и ресурсный потенциал региона, требующий подготовки кадров, владеющих передовыми инновационными методами и технологиями в сфере индустрии креативного досуга. Целью исследования было на основе анализа нормативно-правовых документов и научных исследований разработать классификацию видов индустрии креативного досуга, разработать и апробировать программы подготовки и переподготовки кадров для учреждений культурно-досуговой сферы г. Москва. В исследовании были использованы такие методы, как анализ нормативно-правовых документов, научных источников и педагогической практики, теоретическое проектирование. Выявлено противоречие между требованиями работодателя в сфере индустрии креативного досуга к качеству подготовки кадров в профильных вузах и недостаточным уровнем сформированности у них профессиональных компетенций, разработана классификация видов и форм креативного досуга, обоснована потребность в развитии педагогической теории и социально-культурной практики, выявлена необходимость в разработке и научно-методическом обеспечении системы подготовки кадров в условиях высшего профессионального образования, раскрыты научные предпосылки педагогического проектирования образовательных программ и требований к их созданию в системе высшего профессионального образования, в условиях института культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В процессе исследования конкретизированы понятия «индустрия досуга» и «индустрия креативного досуга», внедрение разрабатываемой образовательной системы обосновано взаимодействием вуза и предприятий индустрии креативного досуга, что является важным педагогическим условием развития как учреждений культуры, так и качественной профессиональной подготовки будущих кадров.

Ключевые слова: индустрия досуга; индустрия креативного досуга; подготовка профессиональных кадров

В условиях современного мегаполиса досуг становится жизненно важной сферой существования человека. Рынок культурных услуг постоянно расширяется, делая индустрию досуга одним из приоритетных направлений развития социально-экономического пространства города.

К толкованию понятия «индустрия досуга» не раз обращались российские и зарубежные исследователи в сфере социально-культурной деятельности, определяя ее как «отрасль по созданию оптимальных условий для досугово-рекреационной деятельности человека, в том числе предоставлению ему разнообразных досуговых услуг - на основе использования информационно-компьютерных технологий и новейших технических средств» (В.З. Дуликов), «коммерческий сектор досугово-рекреационного обслуживания населения» (Е.Г. Доронкина), «мощную от-

расль отечественной экономики, охватывающую целый ряд аспектов: экономических, идеологических, нормативно-правовых, психологических, научно-технических, информационно-технологических, промышленных, социально-культурных и других» (Л.В. Секретова) [1, с. 122].

В «Основах государственной культурной политики» творческие индустрии определяются как «компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное

© Сергеева В.П., Григорьева Е.И., Грибкова Г.И., Сергеева И.С., 2018

145

производство и средства массовой информации»1 .

На наш взгляд, индустрия досуга - это четко организованная, продуманная во всех деталях модель совместной деятельности одного или нескольких учреждений культуры, включающая инициацию общей идеи, создание сети (объединение учреждений культуры), расширение пространства (привлечение образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, населения города и др.), реализацию идеи в виде организации мероприятий, проектов, акций и других интерактивных технологий, направленных на удовлетворение досуговых потребностей разных социальных групп.

Индустрия креативного досуга - это инновационные, интерактивные технологии досуговой деятельности, основанные на творческом подходе и креативных идеях организации свободного времени разных социальных групп населения с учетом их интересов, потребностей и условий обслуживания.

Исследования последних лет пытаются классифицировать досуговые индустрии по различным признакам: содержанию и формам деятельности, критерию досугового времени и критерию досуговой деятельности. По мнению Л.В. Секретовой, «индустрии, затрагивающие сферу досуга, целесообразно классифицировать по их направленности, функциям и сферам проявления» [2, с. 141].

Признаком классификации индустрий креативного досуга могут являться виды до-суговых услуг культурно-досуговой продукции, созданные на основе предпринимательской деятельности:

1) медиаиндустрия;

2) киноиндустрия, производство видеопродукции, телевидение;

3) музыкальная индустрия;

4) издательский бизнес;

5) арт-бизнес (галереи, выставочные залы);

6) организация концертов, шоу-программ и т. п. ;

7) игровой и игорный бизнес;

1 Основы государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации об утверждении основ государственной культурной политики от 14.12.2014 № 808. URL: https://www.mkrf.ru/upload/ medialibrary/3aa/3aa5ed08e6cfbb1c982fee8618c4fa09.pdf (дата обращения: 22.12.2017).

8) театры, концертные организации, цирки;

9) ивент-индустрия - организация событийных мероприятий и акций;

10) организация различных видов кве-стов'. квест-клубы, квест-агентства;

11) досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки, караоке-клубы, создающие условия для общения и креативного самовыражения [3, с. 160];

12) модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;

13) сеть общественного питания (кафе, рестораны);

14) интерактивные формы театральной деятельности - аудиопроменад, иммер-сивный театр, «кухонный театр», «уличный театр», перфоманс для одного и т. д.;

15) флешмобы;

16) народные промыслы - одно из направлений индустрии досуга, форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются этнические традиции и нравы. Русские промыслы сочетают в себе неповторимость народной художественной культуры и авторский стиль мастеров [4, с. 64]. В индустрии туризма народные промыслы представлены в форме сувенирной продукции;

17) свободное времяпрепровождение как основа образа жизни переходит в виртуальное пространство, обусловленное пятью "i" -intensive (интенсивность), interactive (интерактивность), immersive (иммерсивность), illustrative (иллюстративность), intuitive (интуитивность) [5]. В сети Интернет представлены досуговые коммерческие услуги в форме игр, кино- и видеопродукции, арт-проек-ты, виртуальные экскурсии и т. д. Вместе с тем, как отмечают исследователи, это инновационное, интерактивное направление еще не сформировалось как социально-педагогическое направление и находится в стадии изучения, выявления закономерностей, задач, понятийного аппарата и других научных атрибутов [6, с. 129];

18) активный отдых становится признаком статусности. Ради хорошей физической формы не только у подростков и молодежи, но и у представителей старших возрастных групп появляется желание раскрыть в себе новые физические возможности. Предлагаемые туристскими организациями новые виды и формы активного отдыха приобретают

элементы экстрима: флайбординг, вулкано-бординг, паркур на батуте, кайтвинг и т. д.;

19) драг-рейсинг (Drag Rasing) - заезды по прямой дистанции на скорость и стрит-рейсинг (Street Rasing, Streetchallenge) - городские гонки: поездка из одной намеченной организаторами точки в другую с выполнением необычных заданий и их фотоподтверждением;

20) парк развлечений - еще один вид креативного досуга, который имеет свои зоны (парк аттракционов, парк природных зон России, парк активного отдыха, тематический парк, этнокультурный парк, экопарк и т. д.) [7, с. 232]. Следовательно, парк является креативной площадкой, где конструируются объекты, которые используются в русле конкретной темы. Аттракционы и игровые территории включаются в пейзаж и декорации, создавая атмосферу происходящих событий;

21) аниме-движение - особая форма развлечения, называемая косплеем, основанная на подражании аниме-героям;

22) анимация - вид досуговой деятельности, направленный на рекреацию и развлечение, получение личностью положительных впечатлений: анимационные туристские маршруты; дополнительные анимационные услуги; гостиничная анимация, раус-программы и т. д.;

23) культурный туризм - направление в сфере креативного досуга, отвечающее познавательным и рекреативным потребностям туристов и экскурсантов. Появляются такие формы туристско-экскурсионной деятельности, как аудиопроменад, экскурсия-шоу, экс-курсия-перфоманс, экскурсия-театрализация, экскурсия-квест и т. д. В последнее время в индустрии туризма, являющейся сферой креативного досуга, разрабатываются проекты, обусловленные смещением интереса от познавательной деятельности к развлекательной, эмоционально-чувственному восприятию исторического или памятного места [8, с. 28].

Данная классификация является результатом анализа материалов всероссийских научно-практических конференций региональных вузов культуры и искусств, научно-исследовательских разработок профессорско-преподавательского состава института культуры и искусств Государственного авто-

номного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ИКИ ГАОУ ВО МГПУ).

На данном этапе исследований необходимо глубоко проанализировать содержание понятия «индустрия досуга»: в каких направлениях, видах и формах она на современном этапе развивается, какие факторы послужили основой ее развития, какие ценности она транслирует, с помощью каких технологий оказывает воздействие на социум и, наконец, какими должны быть государственные и общественные механизмы воздействия на содержание ее деятельности.

Какова при этом роль вузов культуры, ведь именно они способны подготовить кадры, которые смогут реализовать технологии социально-культурной деятельности в индустрии досуга на благо личности и общества [9, с. 152].

В условиях модернизации российской экономики система подготовки специалистов социально-культурной деятельности строится по другой модели, которая носит более открытый и творческий характер [10, с. 137].

В 2017/2018 учебном году кафедрой социально-культурной деятельности института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ был расширен перечень примерных тем в области индустрии досуга, рекомендуемых студентам для исследования в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, были предложены следующие темы:

Актуальные проблемы развития отечественной индустрии досуга в разных регионах России;

Многообразие досуговых индустрий в столичном мегаполисе и регионах;

Влияние креативных индустрий на формирование досуговой культуры личности и общества в условиях г. Москва;

- Деятельность департамента культуры по развитию досуговых индустрий на основе взаимодействия вуза и учреждений культуры;

- Ивент-агентства в индустрии досуга: модели и модификации, технологии;

- Современные проблемы информационно-нормативного регулирования индустрии досуга;

- Правовое обеспечение доступности и качества услуг досуговых индустрий для разновозрастных категорий населения;

- Разработка диагностического инструментария для комплекса критериев эффективности досуговых индустрий;

- Специфика технологий менеджмента и маркетинга на предприятиях индустрии досуга;

- Перспективы развития досугового кластера в Московском регионе, на основе взаимодействия вуза и учреждений культуры;

- Роль технологий массмедиа, кино-, фото-, видеотворчества в развитии индустрии досуга;

- Место индустрии досуга в торговых центрах и технология их развития.

Социально-культурное взаимодействие учреждений образования и культуры позволяет оптимизировать городскую среду, спо-собствовует решению социально-экономических проблем. Специфика профессиональной подготовки кадров для индустрии досуга города - это овладение, с одной стороны, «новыми» формами организации досуга, а с другой стороны, сочетание высокого уровня профессиональной компетентности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности. В модульные блоки профессиональной подготовки бакалавров предложены следующие программы: «Интерактивные технологии в индустрии креативного досуга», «Маркетинг в индустрии досуга», «Управление процессом проектирования в организации культурного досуга» и др.

Разработана магистерская программа «Ивент-технологии в индустрии креативного досуга» по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, включающая три модуля.

1. Теоретико-методологические основы индустрии креативного досуга.

2. Основы проектной деятельности в индустрии креативного досуга.

3. Ивент-технологии в индустрии креативного досуга.

Важное значение в развитии предприятий индустрии досуга приобретает разработка преподавателями кафедры социально-культурной деятельности программ для повышения профессиональной компетентности специалистов этой сферы. Сформированные компетенции позволяют обучающемуся самостоятельно применять на практике современные технологии организации креативного досуга, планировать результаты своей про-

фессиональной деятельности и оценивать ее результативность.

Программа «Креативные индустрии в системе подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры в современных условиях мегаполиса» реализуется с привлечением специалистов Министерства культуры РФ и Минобрнауки РФ, руководителей досуговых центров, центров культуры, центров детского и юношеского творчества, Дворцов и Домов культуры г. Москвы, успешных менеджеров-практиков в сфере творческих индустрий. Программа включает 3 модуля.

Раздел 1. Творческие индустрии: теория и практика.

Раздел 2. Креативные индустрии, экономика и менеджмент.

Раздел 3. Креативные проекты в городской среде.

В рамках учебного процесса организуются посещение ведущих арт-площадок, художественных галерей и профильных выставок, встречи с сотрудниками фирм, представленных на рынке творческих индустрий, встречи с редакторами профильных журналов, посещение ивент-агентств, развлекательных центров, театральных мастерских.

Программа «Социально-культурные технологии в индустрии креативного досуга».

Раздел 1. Социокультурные технологии в индустрии досуга: виды и типы.

Раздел 2. Организационно-технологические основы создания социокультурных программ в индустрии досуга.

Раздел 3. Материально-техническая база индустрии досуга и управление учреждениями этой отрасли.

При написании и реализации программ для будущих бакалавров, магистрантов и специалистов предприятий индустрии креативного досуга определены следующие требования.

Первое требование - это многосторонность подготовки, состоящая в изучении дисциплин из различных научных областей: культурологии, истории, экономики, теории и практики социально-культурной деятельности, культурной политики, правоведения, менеджмента, маркетинга, информационно-компьютерных технологий, педагогики досуга и в овладении знаниями основных технологий социально-культурной деятельности:

информационно-просветительных, культуро-творческих, рекреационно-игровых, проектных и др.

Второе требование относится к формированию личностных качеств специалистов, работающих в индустрии досуга. В дополнение к социальным качествам, обычно предъявляемым к работникам (дисциплинированность, ответственность, соответствие нормам и правилам корпоративной культуры организации и т. п.), требуется воспитывать активность, коммуникабельность, креативность, доброжелательность, выносливость, постоянное стремление к познанию нового, оптимизм.

Третье требование - практико-ориенти-рованность, профилизация, подготовка к работе в условиях конкретного вида индустрии досуга. Этому могут способствовать практики студентов (учебная, производственная и преддипломная) и стажировки в эффективно работающих досуговых центрах, на предприятиях индустрии досуга, изучение успешного отечественного и зарубежного опыта, выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ по актуальной новой отрасли - индустрии досуга.

Таким образом, актуальность обращения к заявленной теме обусловлена той особой ролью, которую играет креативный досуг в индустрии развлечений, способ его организации и проведения - в формировании образа будущего мира через инкультурацию личности, через ее социализацию и интерактивность. В настоящее время этот способ все более детерминируется влиянием индустрии досуга, само появление и развитие которой объективно обусловлено мировыми тенденциями глобализации, отечественными моделями коммерциализации досуга, экономиза-ции культуры, с одной стороны, и стремительным развитием высокотехнологичного промышленного производства, творческих отраслей экономики, с другой стороны.

Индустрия досуга должна стать той областью, в которой находятся не только коммерческие интересы предпринимателей, но и удовлетворяются интеллектуальные и духовные потребности различных групп населения, получают развитие лучшие человеческие качества [11, с. 48].

Немаловажна, а может быть, наиболее значима организация исследований в области

индустрии досуга, в которой актуализированы понятия «культурная деятельность», «творческие индустрии», а также поставлена задача, имеющая непосредственное, прямое отношение к профессорско-преподавательскому сообществу вузов культуры, а именно: развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций, повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Именно на решение данной актуальной задачи направлена научно-исследовательская, учебно-методическая и преподавательская работа кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ.

Список литературы

1. Дуликов В.З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 121-127.

2. Секретова Л.В. Исследования индустрии досуга в России: социально-культурный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 138-146.

3. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика / под общ. ред. Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2017. 184 с.

4. Сергеева И.С. Символика и образ народной игрушки // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 63-65.

5. Гришина А.А. Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 77.

6. Сергеева В.П. Информационные технологии: эффективные или разрушительные изменения в образовании? // Инновации в образовании. 2013. № 11. С. 127-132.

7. Родионов И.М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности // Молодой ученый. 2010. Т. 2. № 5. С. 231-234.

8. Грибкова Г.И. Некоторые особенности проектных технологий в деятельности социально-культурных учреждений // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сб. науч. тр. 2014. № 6. С. 27-31.

9. Медведь Э.И. Студенческая молодежь как субъект социально-культурной адаптации в

условиях столичного мегаполиса // Актуальные проблемы социального развития разных групп населения в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сб. ст. по результатам городской межвузовской науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГПУ, 2013. С. 149154.

10. Григорьева Е.И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 137-142.

11. Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 47-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 15.01.2018 г. Отрецензирована 09.02.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Сергеева Валентина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: sergeeva4646@mail.ru

Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Грибкова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: galina2658@yandex.ru

Сергеева Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: irina5.76@inbox.ru Для корреспонденции: Григорьева Е.И., e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Для цитирования

Сергеева В.П., Григорьева Е.И., Грибкова Г.И., Сергеева И.С. Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 145-152. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-145-152.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-145-152

CURRENT ASPECTS OF PROFESSIONAL STAFF TRAINING FOR CREATIVE LEISURE INDUSTRY

Valentina Pavlova SERGEEVA, Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Galina Ivanovna GRIBKOVA, Irina Sergeevna SERGEEVA

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that today culture is seen as the determining factor of social and economic changes and the resource potential of the region, which requires the training of personnel possessing advanced innovative methods and technologies in the sphere of the leisure industry. The goal of the research was to study the classification of forms and types of leisure industry, to develop programs for training and retraining personnel for enterprises of the creative leisure industry and cultural and recreational facilities in Moscow. Such methods as analysis of scientific sources, normative legal documents and pedagogical practice, theoretical design were used in the research. The problem in the development of the creative leisure industry is revealed, which consists in insufficient training of personnel for the given social and economic sphere of the region, a classification of the types and forms of creative leisure was developed, the

need for the development of pedagogical theory and socio-cultural practice was grounded, the need for the development and scientific and methodological support of the system of training personnel in the conditions of higher professional education is revealed, the scientific prerequisites for the pedagogical design of educational programs and the requirements for their creation in the system of higher professional education are revealed, in the conditions of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University. The introduction of the developed educational system is justified by the interaction of the university and the enterprises of the creative leisure industry, which is an important pedagogical condition for the development of both cultural institutions and high-quality professional training for future staff.

Keywords: leisure industry; creative leisure industry; training of professional staff

References

1. Dulikov V.Z. Industriya dosuga: k interpretatsii ponyatiya [Leisure industry: the interpretation of the notion]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv - The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2014, no. 3 (59), pp. 121-127. (In Russian).

2. Sekretova L.V. Issledovaniya industrii dosuga v Rossii: sotsial'no-kul'turnyy aspekt [Research of the leisure industry in Russia: social and cultural aspect]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv - The Bulletin ofMoscow State University of Culture and Arts, 2017, no. 3 (77), pp. 138-146. (In Russian).

3. Gribkova G.I. (gen. ed.). Sovremennye tendentsii razvitiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti i khudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Current Development Trends of Social and Cultural Activities and Artistic Education: Theory and Practice]. Moscow, Training Centre Perspektiva Publ., 2017, 184 p. (In Russian).

4. Sergeeva I.S. Simvolika i obraz narodnoy igrushki [Symbolism and the image of folk toys]. Srednee professional'noe obrazovanie - Secondary Vocational Education, 2011, no. 9, pp. 63-65. (In Russian).

5. Grishina A.A. Dosug v obshchestve potrebleniya: osnovnye tendentsii vospriyatiya [Leisure in the consumer society: basic perception trends]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of St. Petersburg State Institute of Culture]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Culture and Arts Publ., 2013, p. 77. (In Russian).

6. Sergeeva V.P. Informatsionnye tekhnologii: effektivnye ili razrushitel'nye izmeneniya v obrazovanii? [Information technologies: effective or destructive changes in education?]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2013, no. 11, pp. 127-132. (In Russian).

7. Rodionov I.M. Park razvlecheniy kak innovatsionnaya forma kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Amusement park as an innovative form of cultural and leisure activities]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2010, vol. 2, no. 5, pp. 231-234. (In Russian).

8. Gribkova G.I. Nekotorye osobennosti proektnykh tekhnologiy v deyatel'nosti sotsial'no-kul'turnykh uchrezhdeniy [Some peculiarities of project technologies in the activity of social and cultural institutions]. Sbornik nauchnykh trudov «Ak-tual'nye voprosy ekonomiki, upravleniya i prava» [Digest of Scientific Works "Current Issues of Economics, Management and Law"], 2014, no. 6, pp. 27-31. (In Russian).

9. Medved E.I. Studencheskaya molodezh' kak subekt sotsial'no-kul'turnoy adaptatsii v usloviyakh stolichnogo megapolisa [College youth as a subject of social and cultural adaptation in the conditions of a capital city]. Sbornik statey po re-zul'tatam gorodskoy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy sotsial'nogo razvitiya raznykh grupp naseleniya v sotsiokul'turnom prostranstve stolichnogo megapolisa» [Proceedings of City Interuniversity Scientific and Practical Conference "Current Issues of Social Development of Different Population Groups in Social and Cultural Space of a Capital City"]. Moscow, Moscow City University Publ., 2013, pp. 149-154. (In Russian).

10. Grigoryeva E.I. Traditsii i innovatsii v podgotovke sovremennykh bakalavrov i magistrov sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Traditions and innovations in preparation of modern bachelors and magisters of social and cultural activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2011, no. 11 (103), pp. 137-142. (In Russian).

11. Sekretova L.V. Industriya dosuga: sotsial'no-kul'turnyy aspekt [Leisure industry: social and cultural aspect]. Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v usloviyakh modernizatsii Rossii» [Proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference "Social and Cultural Activity in Terms of Modernization in Russia"]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2013, pp. 47-55. (In Russian).

Received 15 January 2018 Reviewed 9 February 2018 Accepted for press 2 April 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Sergeeva Valentina Pavlovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: sergeeva4646@mail.ru

Grigoryeva Elena Ivanovna, Doctor of Culturology, Professor, Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Gribkova Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: galina2658@yandex.ru

Sergeeva Irina Sergeevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: irina5.76@inbox.ru

For correspondence: Grigoryeva E.I., e-mail: grigorev_tmb@list.ru

For citation

Sergeeva V.P., Grigoryeva E.I., Gribkova G.I., Sergeeva I.S. Sovremennye aspekty professional'noy podgotovki kadrov dlya industrii kreativnogo dosuga [Current aspects of professional staff training for creative leisure industry]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 145-152. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-145-152. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.