Научная статья на тему 'Современное состояние рынка перерабатывающей промышленности'

Современное состояние рынка перерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЯСО / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова Алена Вячеславовна, Герасимов Алексей Николаевич

В современных условиях актуальной задачей является оценка текущей ситуации в отраслях перерабатывающей промышленности. Перерабатывающая промышленность играет решающую роль в обеспечении населения продуктами питания. На сегодняшний день рынок колбасных и деликатесных изделий один из крупнейших и динамичных рынков продовольственных товаров. В последние годы наблюдается активное его развитие: появляются новые производители, увеличивается ассортимент продукции, охватываются новые территории. В статье представлены результаты исследования современного состояния отечественного рынка колбасных изделий. Согласно экспертным мнениям, в настоящее время спрос на колбасные изделия крупных предприятий начинает сокращаться, поскольку население все чаще отдает предпочтение продукции, изготовленной в домашних условиях как более натуральной и экологически безопасной. Снижение спроса на продукцию промышленных предприятий вряд ли приведет к уменьшению ее стоимости. Сокращение спроса на продукцию, как правило, обостряет борьбу за потребителя среди производителей. На основе анализа деятельности мясоперерабатывающей промышленности выявлены основные тенденции развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврова Алена Вячеславовна, Герасимов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of the processing industry

In modern conditions an urgent task is to assess the current situation in the process industries. Processing industry plays a crucial role in providing the population with food. Today the market of sausage and deli products is one of the largest and most dynamic markets for food products. In recent years there has been an active development: there are new producers, increasing product range covering new territory. The results of the study of the current state of the market of sausage products in the Russian market. According to expert opinion, the current demand for meat products of large enterprises began to decline, as people increasingly prefer products made in the home, as a more natural and environmentally safe. Decline in demand for industrial products, is unlikely to lead to a decrease in its value. Reduction in demand for products, usually intensifies the struggle for the consumer among manufacturers. Based on the analysis of the meat industry identified the major trends in the industry.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка перерабатывающей промышленности»

УДК 637.523

Современное состояние

рынка перерабатывающей промышленности

А. В.Лаврова, канд. техн. наук

Московский государственный университет пищевых производств А. Н. Герасимов, д-р экон. наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет

Рынок колбасных изделий - один из самых значимых продовольственных рынков в России. На протяжении последних 10 лет он активно развивается: появляются новые производители, увеличивается ассортимент продукции, охватываются новые территории.

За последнее десятилетие объемы производства колбасных изделий в России выросли более чем на 70% и к 2012 г. достигли 2,5 млн т продукции в год.

Если рассматривать структуру производства колбасных изделий по территориальному признаку, то наибольшая доля - 38,6% - приходится на Центральный федеральный округ (ЦФО) (табл. 1).

В ЦФО большая часть производственных мощностей сконцентрирована в Москве. В частности, в столице располагаются ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (производственная мощность - 500 т продукции в сутки), ЗАО «Микоянов-ский мясокомбинат» (400 т в сутки) и ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (350 т в сутки).

Крупнейшим предприятием Приволжского федерального округа по мясопереработке является ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский» (Группа «Черкизово») с производственной мощностью 70,5 тыс. т продукции в год. Помимо колбасных изделий завод выпускает охлажденные и замороженные полуфабрикаты.

Согласно экспертным мнениям, в настоящее время спрос на колбасные изделия крупных предприятий начинает сокращаться, поскольку на-

Таблица 1

Структура производства колбасных изделий по федеральным округам [1]

Федеральный округ Доля в производстве, %

Центральный 38,6

Приволжский 19,7

Северо-Западный 12,3

Сибирский 12,1

Уральский 6,7

Южный 6,6

Дальневосточный 3,2

Северо-Кавказский 0,9

селение все чаще отдает предпочтение продукции, изготовленной в домашних условиях как более натуральной и экологически безопасной. В дальнейшем данная тенденция может способствовать сокращению объемов промышленного производства.

Снижение спроса на продукцию промышленных предприятий, однако, вряд ли приведет к уменьшению ее стоимости. Сокращение спроса на продукцию, как правило, обостряет борьбу за потребителя среди производителей. При этом одним из основных конкурентных преимуществ выступает более низкий уровень цен, который достигается за счет собственного производства мяса. Но согласно отчетам крупных производителей колбасных изделий, значительную часть мясосырья большинство из них закупает за рубежом, что не позволяет снизить себестоимость продукции.

Импорт колбасных изделий в Россию не превышает 1% видимой емкости рынка. Однако в начале 2013 г. отмечалось увеличение объемов ввоза рассматриваемой продукции в Россию. За первые четыре месяца 2013 г. по отношению к аналогичному периоду 2012 г. импорт колбасных изделий в страну вырос на 12%, достигнув 5,26 тыс. т.

В январе-апреле 2013 г. в Россию импортировались колбасные изделия, произведенные 130 предприятиями более чем 20 стран мира. Около половины всего объема импортируемых колбасных изделий представлено непосредственно колбасами, среди которых порядка 40% приходится на премиальный сегмент сыроваренных и сырокопченых колбас. Еще треть всей продукции, ввозимой на территорию России, приходится на сегмент «сосиски, сардельки и шпикачки».

За первые четыре месяца 2014 г. суммарный объем импорта колбас, сосисок, сарделек и шпикачек увеличился на 36% относительно аналогичного периода годом ранее.

Стоит отметить, что в январе -апреле 2014 г. самый значительный рост продемонстрировали зарубеж-

ные производители сыроваренных и сырокопченых колбас, отгрузивших на 85% больше данной продукции, чем в аналогичном периоде годом ранее.

Пятая часть всех поставок колбасных изделий в Россию в натуральном выражении приходится на США (рис. 1).

Основной товарный поток колбасных изделий из стран Таможенного союза направлен из Беларуси. Импортные поставки из этой страны в 2012 г. составили более 69 тыс. т, увеличившись относительно 2011 г. в 2,3 раза. К крупнейшим белорусским производителям колбасных изделий относятся ОАО «Брестский мясокомбинат», ОАО «Могилевский мясокомбинат» и ОАО «Слуцкий мясокомбинат».

Увеличение объемов поставок из Беларуси сопровождалось не только наполнением колбасами, сосисками и деликатесами прилавков крупных российских магазинов и супермаркетов, но и открытием большого количества фирменных торговых точек по реализации белорусской продукции на территории РФ.

В январе-апреле 2013 г. объемы поставок колбасных изделий из Беларуси составили около 21,7 тыс. т, что на 8,9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Таким образом, импорт из Беларуси превысил поставки колбасных изделий из всех остальных стран мира в 2012 г. в 3,7 раза, а в январе - апреле 2013 г. -в 4,6 раза. Доля импорта в видимой емкости рынка в 2012 г. составила 2,7 %, а за первые четыре месяца 2013 г. - 2,9%.

Российский экспорт колбасных изделий находится на низком уровне. По оценочным данным, в 2012 г. объем экспортируемый продукции был в девять раз меньше объема продукции, ввезенной на территорию страны, и не превышал 0,1% производства. В январе - апреле 2013 г. из России было отгружено чуть более 510 т колбасных изделий, что несколько меньше по сравнению с показателем в аналогичном периоде годом ранее.

AIC PRODUCTS - FROM FIELD TO COUNTER

Покупателями выступили порядка 35 предприятий и индивидуальных предпринимателей из 12 стран мира (рис. 2).

Крупнейшим российским экспортером колбасных изделий в 2012 г. выступило ОАО «Сочинский мясокомбинат» (Краснодарский край). На долю предприятия приходится около 55% всей отгруженной за рубеж продукции. В январе - апреле 2013 г. объемы поставок компании на внешние рынки выросли на 11% по отношению к аналогичному периоду годом ранее.

Сочинский мясокомбинат является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий пищевой промышленности юга России. Согласно данным руководства компании, в натуральном выражении на долю мясокомбината приходится около 40% колбасных изделий, выпускаемых в Краснодарском крае.

Еще около четверти всей экспортируемой колбасной продукции в начале 2013 г. пришлось на ОАО «Царицыно» (Москва) и ООО «Ростовский колбасный завод «ТАВР». Суммарная доля ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Черкизовский МПЗ» (Москва) и ООО «ПТЦ Насл» (Пензенская обл.) в анализируемом периоде составила 10 - 12%.

В целом за последние 10 лет потребление мяса в РФ существенно выросло - более чем на 47%: с 46 тыс. т в 2002 г. до 73,8 тыс. т в 2012 г. Ключевыми факторам роста стали: улучшение общеэкономической конъюнктуры;

рост реальных доходов и повышение уровня жизни населения;

развитие сетевой розничной торговли и пищевой промышленности.

Еще одним важным фактором, способствовавшим быстрому увеличению спроса на мясо, стал крайне низкий базовый уровень его душевого потребления, составлявший в 2000 г. всего 38 кг при научно обоснованной норме, согласно РАМН, на уровне 81 кг и фактическом уровне потребления в развитых странах порядка 80 - 100 кг.

Текущая емкость российского рынка мяса и мясопродуктов оценивается в 10,4 млн т. Среднее потребление на душу населения составляет около 73 кг в год. При этом растет не только потребление, но и производство мяса. В январе - июле 2013 г. в хозяйствах всех категорий продолжился рост производства скота и птицы на убой в живом весе, составивший 6,7% к соответствующему периоду 2012 г. Основной прирост производства продукции обеспечен за счет сельхозор-ганизаций (12,1 % к аналогичному периоду 2012 г.).

За семь месяцев 2013 г. производители мяса и мясопродуктов продемонстрировали существенные темпы

роста (8,5% к январю - июлю 2013 г.). За счет продолжающегося увеличения производства сырья на перерабатывающих предприятиях выросли объемы выпуска свинины парной, остывшей, охлажденной - на 31,4% относительно января - июля 2012 г., мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы - на 4,9%, полуфабрикатов мясных (мясосодержащих) охлажденных - на 15,3%.

Отличительной чертой российского рынка мясопереработки является то, что он в большей степени обеспечивается за счет продукции собственного производства. Крупнейшими игроками на нем являются московские ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» («ОМПК»), ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Группа Черкизово», Компания «Дымов» и Группа компаний «Царицыно», общая доля которых составляет более 17,2% рынка мясопереработки в натуральном выражении.

Каждый производитель предлагает широкий ассортимент продукции из мяса, который можно сегментировать по видам изделий.

Принято выделять следующие виды колбасных изделий: вареные колбасы; фаршированные колбасы; ливерные колбасы; сосиски и сардельки; мясные хлебы, паштеты, зельцы и студни; копченые колбасы; сыровяленые колбасы.

Как показывают исследования, в последние три года более половины российского производства колбасной продукции приходится на вареные и копченые изделия (табл. 2).

Продукцию, представленную на рынке колбасных изделий, можно условно разделить на три ценовых сегмента: низкий, средний и высокий.

Колбасы первого сорта, сосиски и сардельки являются самыми доступными для потребителей: в период с апреля 2012 г. по апрель 2013 г. увеличение цен на данные виды продукции составило 6 % (табл. 3).

Более умеренный рост - около 4% -наблюдается в высоком ценовом сегменте.

Для исследуемого рынка характерна сезонность продаж, чем нельзя пренебрегать игрокам рынка. Так, в летний сезон объемы продаж снижаются на одну пятую. Данный спад в наибольшей степени затрагивает вареные колбасы, сосиски, сардельки и паштеты. Согласно данным производителей, отмечается традиционное увеличение продаж в новогодние и майские праздничные дни, а также в периоды с ноября по декабрь (в связи со снижением температуры) и с апреля по май (в связи с открытием дачного сезона) - в эти периоды объемы продаж вырастают на четверть.

В текущий момент на российском рынке можно выделить три основные

Монголия, 3 % Другие, 3 %

Рис. 2. Структура экспорта колбасных изделий по ведущим странам-покупателям в 2013 г. [2]

Таблица 2

Структура производства колбасных изделий по видам в 2013 г.

Вид колбасных изделий Доля в производстве, %

Вареные колбасы 34

Копченые колбасы 26

Сосиски 18

Полукопченые колбасы 14

Сардельки 6

Ливерные колбасы 1

Другое 1

Таблица 3

Средние потребительские цены на основные виды колбасных изделий в 2012 г. (руб./кг)

Сегмент Вид продукции 2012 г. 2013 г.

Низкий Колбаса вареная первого сорта Сосиски, сардельки 199,2 225,9 211,1 239,3

Средний Колбаса вареная высшего сорта Колбаса полукопченая 275,9 287,4 249,1 302,4

Высокий Мясокопченности Колбаса сырокопченая 404,5 646,1 421,4 673,3

канала продаж мяса и мясопродуктов:

крупные и средние предприятия (включая сети); розничные рынки и ярмарки; индивидуальные предприниматели вне рынка и малые предприятия.

По данным Росстата, наименьшую долю в розничном товарообороте -менее 10% - составляют розничные рынки и ярмарки. Почти 49% приходится на индивидуальные предприятия вне рынка и малые предприятия, 41,6% - на крупные и средние предприятия, включая торговые сети.

Снижение конкурентоспособности розничных рынков обусловлено улучшением качества ассортимента в категории «"гаБИ» в торговых сетях, ужесточением условий организации неорганизованной торговли (перевод рынков в торговые комплексы). Также одно из объяснений связано с динамикой цен на продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках. В основном эта динамика повторяет тенденцию изменения

Таблица 4

Предпочтения потребителей по производителям колбасных изделий (% от числа опрошенных)

Предприятие Доля в предпочтениях потребителей

ЗАО «Микояновский мясокомбинат» 25

ОАО «Останкинский МПК» 22,3

ООО «Дымовское колбасное производство» 13,8

ОАО «Царицыно» 13,8

ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» 11,2

ЗАО «Стародворские колбасы» 9,1

ООО «Велком» 8,9

ОАО «Великолукский мясокомбинат» 7,5

ОАО «Клинский мясокомбинат» 7,2

ООО «Рублевский мясокомбинат» 6,4

При этом предприятие развивает прилавочную торговлю, которая достаточно свободна от присутствия торговых сетей. Основными преимуществами данного формата является то, что компания может реализовы-вать свою продукцию независимо. Кроме того, можно оперативно и качественно отслеживать потребительскую активность, при этом упрощаются система работы с ассортиментом, система внедрения новых продуктов и т. п.

Что касается предпочтений россиян по видам колбасных изделий, то на протяжении многих лет свою популярность сохраняют вареные колбасы, сосиски и копчености. Сезонный рост продаж наблюдается у деликатесных изделий. Потребители крупных городов все больше внимания обращают на натуральность продукции: состав сырья, добавки и вид оболочки.

Наибольшим потребительским спросом пользуются колбасные изделия мясоперерабатывающих комбинатов «Останкинский» и «Микоянов-ский» - на долю каждого из этих производителей при опросах приходится около 20% ответов (табл. 4).

Итак, наиболее активными игроками российского рынка являются московские производители - ЗАО «Ми-кояновский мясокомбинат», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ООО «КампоМос», ОАО «Царицино». Марки московских производителей в настоящий момент могут считаться единственными на-

циональными брендами на российском рынке мясопродуктов.

Решая задачи повышения эффективности производства мясной промышленности, следует начинать с создания системы государственного регулирования сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей; необходимо уделять серьезное внимание механизму регулирования в области ценовой, налоговой и кредитной политики, а также агропромышленной интеграции; требует обновления материально-техническая база предприятий. К участию в решении проблем мясоперерабатывающей промышленности следует активно подключать машиностроительные заводы и конверсионные предприятия.

На сегодняшний день в мясоперерабатывающей отрасли продолжаются структурные изменения. Наблюдается дальнейшее формирование вертикально интегрированных агропромышленных холдингов с развитым мясоперерабатывающим производством. Крупнейшие мясоперерабатывающие предприятия предполагают наращивать производство и усиливать экспансию в регионы. Они продолжат скупку небольших мясоперерабатывающих предприятий, что будет способствовать укреплению их собственной сырьевой базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах. 2014: Стат. сб./Росстат. - М., 2014. - 525 с.

2. Регионы России. 2014: Крат. стат. сб./Росстат. - М., 2014. - 238 с.

потребительских цен на аналогичные продукты питания, реализуемые в целом по всем формам торговли. При этом уровень цен на большую часть продуктов питания, реализуемых на рынках, был выше, чем в торговых сетях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве отдельного канала продаж мясной продукции выделяют фирменные торговые сети. Наиболее успешным примером здесь является сеть «Великолукский мясокомбинат» («Великолукский агропромышленный холдинг»). Сегодня фирменная сеть насчитывает более 700 магазинов. Успешность «Великолукского мясокомбината» достигается во многом благодаря тому, что магазины сети имеют площадь не более 100 м2.

Современное состояние рынка перерабатывающей промышленности

Ключевые слова

колбасные изделия; мясоперерабатывающая промышленность; мясо; предпочтение; потребительский спрос; потребление; структура производства

Реферат

В современных условиях актуальной задачей является оценка текущей ситуации в отраслях перерабатывающей промышленности. Перерабатывающая промышленность играет решающую роль в обеспечении населения продуктами питания. На сегодняшний день рынок колбасных и деликатесных изделий - один из крупнейших и динамичных рынков продовольственных товаров. В последние годы наблюдается активное его развитие: появляются новые производители, увеличивается ассортимент продукции, охватываются новые территории. В статье представлены результаты исследования современного состояния отечественного рынка колбасных изделий. Согласно экспертным мнениям, в настоящее время спрос на колбасные изделия крупных предприятий начинает сокращаться, поскольку население все чаще отдает предпочтение продукции, изготовленной в домашних условиях как более натуральной и экологически безопасной. Снижение спроса на продукцию промышленных предприятий вряд ли приведет к уменьшению ее стоимости. Сокращение спроса на продукцию, как правило, обостряет борьбу за потребителя среди производителей. На основе анализа деятельности мясоперерабатывающей промышленности выявлены основные тенденции развития отрасли.

Авторы

Лаврова Алена Вячеславовна, канд. техн. наук, Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе., д. 11, a-lenka-g@mail.ru Герасимов Алексей Николаевич, д-р экон. наук, доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, 355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12, Gerasimov_A@nail.ru

Current state of the processing industry

Key words

sausages; meat processing industry; meat; preference; consumer demand; consumption; production structure

Abstracts

In modern conditions an urgent task is to assess the current situation in the process industries. Processing industry plays a crucial role in providing the population with food. Today the market of sausage and deli products is one of the largest and most dynamic markets for food products. In recent years there has been an active development: there are new producers, increasing product range covering new territory. The results of the study of the current state of the market of sausage products in the Russian market. According to expert opinion, the current demand for meat products of large enterprises began to decline, as people increasingly prefer products made in the home, as a more natural and environmentally safe. Decline in demand for industrial products, is unlikely to lead to a decrease in its value. Reduction in demand for products, usually intensifies the struggle for the consumer among manufacturers. Based on the analysis of the meat industry identified the major trends in the industry.

Authors

Lavrova Alyona Vyacheslavovna, Candidate of Technical Science Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Shosse, Moscow, 125080, a-lenka-g@mail.ru

Gerasimov Alexey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Docent, Stavropol State Agrarian University, 12, Zootekhnichesky Pereulok, Stavropol, 355017, Gerasimov_A@nail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.