Научная статья на тему 'Выявление конкурентных преимуществ мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области'

Выявление конкурентных преимуществ мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОКУПАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / РЫНОК / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT / MARKET RESEARCH / MEAT-PROCESSING PRODUCTION / CONSUMER PREFERENCES / MARKET / COMPETITIVE POSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умбетова Марина Хажымуратовна

Представлены результаты исследования состояния рынка продукции мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области. Выявлены основные причины слабых конкурентных позиций местных производителей наличие большого количества конкурентов, сокращение сырьевой базы, рост закупочных цен низкий уровень государственной поддержки мясопереработчиков области. Представлены стратегические направления развития мясоперерабатывающей промышленности региона. Библиогр. 6. Ил. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Умбетова Марина Хажымуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research of market condition of meat-processing companies" production in Astrakhan region are presented. The main reasons of the weak competitive position of local producers, such as the presence of a large number of competitors, reduction of the resource base, increase in purchase prices and low level of state support for the regional meat processors are revealed. The strategic directions of the regional meat-processing industry development are given.

Текст научной работы на тему «Выявление конкурентных преимуществ мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области»

ББК 65.305.735-31(2Рос-4Аст)

М. Х. Умбетова

ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Государственная региональная политика, основанная на идеях сокращения различий и выравнивания уровней социально-экономического развития регионов, привела к росту территориальных диспропорций. Этот процесс непосредственно отразился на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. В связи с этим возникла необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием, что, в свою очередь, потребовало нового подхода, носящего комплексный характер и опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления.

Одним из важнейших секторов развития региона является мясоперерабатывающая отрасль.

Мясоперерабатывающая промышленность - одна из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения, является важной частью продовольственной безопасности любого региона и имеет огромное социальное значение в решении такой проблемы, как занятость населения. Изменение потребления мясной продукции является непосредственным качественным показателем уровня жизни общества.

По оценкам специалистов, оптимальная биологическая норма потребления мяса (под которой понимается не просто поддержание жизни организма, но и его активное развитие и противодействие физическим и умственным нагрузкам) составляет не менее 80 кг на душу населения. Данная норма верна при следующей сегментации потребления (на человека в год): свинина -около 30 кг, говядина - около 25 кг, мясо птицы - около 25 кг, потребление рыбы при условии достаточного потребления мяса (80 кг на душу) должно составлять не менее 15-19 кг на душу населения в год [1].

Целью маркетинговых исследований являлось выявление покупательских предпочтений в отношении продукции мясопереработки на рынке г. Астрахани для определения конкурентной позиции региональных производителей и обозначения стратегических ориентиров развития.

Исследование рынка продукции мясоперерабатывающих предприятий г. Астрахани строилось на изучении двух сторон - как покупателей, так и производителей. Изучение состояния предложения на рынке осуществлялось на основе вторичной информации.

Результаты исследований и их обсуждение

Рынок мясопереработки в Астраханской области представлен следующими хозяйствующими субъектами: ООО МПП «Астраханские деликатесы», ООО ПКФ «Пикант», ООО «Ахту-бинский мясоперерабатывающий комплекс», ООО «Ахтубинский мясокомбинат», ООО АУПП «Дельта» ВОС. Помимо этого на рынке действуют 4 индивидуальных предпринимателя (ИП). Масштабы производства мясной продукции можно оценить по объемам готовой продукции предприятий (рис. 1) [2].

На рынке Астраханской области наблюдается волнообразный рост динамики производства мясных продуктов (рис. 2).

За январь - апрель 2009 г. колбасных изделий и мясокопченостей в области было произведено 721,4 т. За аналогичный период 2010 г. этот показатель составил 671,9 т [3]. Мясных полуфабрикатов по области за январь - апрель 2009 г. было произведено 43,2 т, за аналогичный период 2010 г. - 57,4 т. В целом объемы производства мясных полуфабрикатов за 2009-2010 гг. уменьшились на 21,2 %, колбасных изделий - на 8,1 %. Поскольку публикация органами государственной статистики данных о производстве различных видов продукции значительно запаздывает, мы осуществили прогнозирование производства мяса начиная с 2009 г.

ИП ВитковскаяОО(О АУПП ИП 2 % «Дельта» ВОС

Досмуханова-\ ^ 1 %

3 %

ИП Будник 5 %

ООО «Ахтубинский мясокомбинат» 21 %

\1

ООО МПП «Астраханские деликатесы» 21 %

ИП Куйшугулов 7 %

ООО «Ахтубинский мясоперерабатывающий “ комплекс»

40 %

Рис. 1. Доли рынка мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области на 01.01.2011 г.

3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

□ Мясо, включая субпродукты, т

□ Колбасные изделия, т

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Производство мясных продуктов в Астраханской области в 2003-2010 гг. (сост. автором)

Согласно данным Министерства сельского хозяйства Астраханской области, 20 % местных производителей работают на сырье из местного мяса, остальные производители -на замороженном блочном сырье длительного хранения, применение которого приводит к нестабильности технологического процесса производства колбасных изделий. Из-за нехватки сырья мощности астраханских мясоперерабатывающих предприятий используются на 30-50 %. Основными поставщиками сырья в область являются Ростовская, Белгородская и Волгоградская области, Краснодарский край, Республика Калмыкия [4].

Несмотря на количество местных производителей, существенную долю на рынке мясопе-реработки составляет привозная продукция из других регионов. На рис. 3 представлена структура ввоза колбасных изделий в Астраханскую область и доля астраханских мясоперерабатывающих предприятий [5].

Астраханская

Рис. 3. Рынок колбасных изделий Астраханской области в 2010 г.

Необходимо отметить, что вывоз колбасных изделий из Астраханской области осуществлялся только в 2003 г. (2,5 т), а с 2004 г. вывоза не было, что говорит об ориентации региональных производителей на местный рынок [5]. Кроме того, доля местных производителей в 2010 г. составила лишь 9 %, в то время как в 2007 г. - 25 % рынка.

На основе анализа информации о ценах на продукцию мясопереработчиков по 50 видам колбас, пользующихся наибольшим спросом, выявлено, что средняя цена сложилась в диапазоне 150-350 руб. за 1 кг (рис. 4).

400

350

300

250

200

150

100

50

0

ш

0

1

<

О

О

О

О ю 81

О

с

о

2 „

аз л т у

л <и

Ё ЕЕ

Ю 5

& о

- 1 Е I

С

С

О

О

о го

т I

2 5 2 ю

Ю

О 5 Ю О о ^

О о ^ о к

О

С

о

о

с

о

о

с

со

Рис. 4. Средний уровень цен по 50 видам колбас, пользующихся наибольшим спросом

По данным рис. 4 видно, что средний уровень цен на продукцию лидера мясопереработки г. Астрахани выше среднего значения на аналогичную конкурентную продукцию.

Для изучения отношения потребителей к продукции мясоперерабатывающих предприятий области, в частности к продукции местных производителей, нами было проведено анкетирование. Анкета включала следующие разделы: ассортимент приобретаемой продукции мясопереработки; факторы, влияющие на выбор; отношение к продукции местных производителей; ассоциативное восприятие названий продукции. Заключительная часть анкеты содержала данные о респонденте: уровень дохода, место жительства. Было опрошено 200 респондентов, проживающих в г. Астрахани, преимущественно в Ленинском - 42 %, Советском - 26 %, Кировском - 19 % и Трусовском -19 % районах. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами случайного отбора респондентов. Собранные данные подвергались статистической обработке.

Среди критериев, определяющих выбор продукции мясопереработки потребителями, ключевыми являются собственный опыт - 30 % опрошенных и цена продукции - 25 % опрошенных, для 24 % опрошенных играет роль внешний вид продукции и для 21 % важно имя производителя. Важным социально-демографическим фактором является доход покупателей. На основе данных потребители были разбиты на четыре группы: с доходом до 5 тыс. руб., до 10 тыс. руб., до 15 тыс. руб. и более 15 тыс. руб. Полученная взаимосвязь между рассмотренными факторами и уровнем дохода представлена на рис. 5.

Цена

Имя производителя

Внешний вид

Собственный опыт

Рис. 5. Доли факторов, влияющих на выбор вида продукции, при различных уровнях дохода респондентов

□ До 5 тыс.

□ До 10 тыс.

□ До 15 тыс.

□ Более 15 тыс.

Изучение спроса астраханских потребителей на продукцию мясопереработки показало следующее: покупают колбасы 29 % опрошенных, сосиски - 19 %, пельмени - 15 %, мясной фарш - 11 %, сардельки - 9 %, котлеты - 8 %, мясные консервы - 6 %, реже всего приобретают шпикачки - 2 % и пр. - 1 %.

Ответы на вопрос: «Продукцию каких мясоперерабатывающих предприятий г. Астрахани Вы предпочитаете?» распределились следующим образом: не покупают продукцию местных производителей 14 % опрошенных, ООО МПП «Астраханские деликатесы» - 50 %, ООО «Ах-тубинский мясоперерабатывающий комплекс» - 6 %, ООО «Ахтубинский мясокомбинат» -10 %, ООО ПКФ «Пикант» - 8 %, ООО АУПП «Дельта ВОС» - 2 %, ИП Куйшугулов - 1 %, других производителей - 9 %.

Согласно данным российских исследований по восприятию покупателями бренда, потребители осуществляют свой выбор на основе целостного образа («гештальта») товара, формирующегося у них в результате взаимодействия их представлений о значимых качествах для данной товарной группы, информации из рекламы, общения с другими людьми, цены, доступности товара и т. д. [6]. Согласно данным наших исследований, среди астраханских потребителей колбасной продукции нет приверженности к одной торговой марке (рис. 6).

Рис. 6. Ассоциативное восприятие покупателями категории «Колбасы, сосиски, сардельки, шпикачки»,

% от числа опрошенных

Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении пельменей (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категорию «Тушенка» астраханские потребители большей частью воспринимали как продукцию под маркой «Главпродукт» (рис. 8).

ООО

«Мясокомбинат

ЗАО ОАО «Царицыно» ОАО

«Агроинвест» 2 % «Великолу

Затрудняюсь

ответить

37 %

мясокомбинат» 12 %

мясокомбинат» 2 %

деликатесы» 21 %

Мопма

Мама мия

Затрудняюсь

ответить

60 %

2 %

полуфабрикаты

1 %

Рис. 7. Ассоциативное восприятие покупателями категории «Пельмени», % от числа опрошенных

ЗАО

«Орелпродукт»

Рис. 8. Ассоциативное восприятие покупателями категории «Тушенка», % от числа опрошенных

На вопрос: «Помните ли Вы рекламу какого-нибудь мясоперерабатывающего предприятия?» 77 % респондентов ответили, что не помнят рекламы ни одного предприятия, 11 % опрошенных вспомнили рекламу ЗАО «Микояновский мясокомбинат», 6 % опрошенных - ОАО «Мясокомбинат «Сочинский», 2 % - ООО «Мясокомбинат «Дубки» и ЗАО «Орелпродукт» (Главпродукт), 1 % - ООО МПП «Астраханские деликатесы». Согласно результатам исследования, традиционная реклама астраханскими производителями, как правило, не используется. Рекламой продукции выступают собственные фирменные магазины, то нары.

Интересными оказались и результаты исследования мест совершения покупки (рис. 9). Так, 55 % покупателей, проживающих в Кировском районе, приобретают продукцию мясопере-работки преимущественно в магазинах «у дома», жители Советского района - в фирменных магазинах производителя, жители Ленинского района - большей частью в супермаркетах. В первую очередь это связано с расположением торговых точек.

60,0

х 50,0

* 40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

XI

□ Советский

□ Кировский

□ Ленинский

□ Трусовский

Рынок Магазины Супермакет Фирменный

магазин

производителя

Оптовая база

Рис. 9. Место совершения покупки в зависимости от района проживания

Основные причины слабых конкурентных позиций местных производителей продукции мясопереработки [3] заключаются в следующем:

— сокращение сырьевой базы и рост закупочных цен;

— присутствие на рынке большого количества конкурентов из других регионов, поставляющих продукцию по более низкой цене;

— низкий уровень государственной поддержки мясопереработчиков области;

— отсутствие астраханских торговых организаций, обеспечивающих продвижение областной продукции;

— внедрение в регион торговых супермаркетов «Магнит», «Лента», «Городок», «Метро-кеш», что способствует продвижению продукции мясоперерабатывающих предприятий других регионов;

— отсутствие в СМИ рекламы мясоперерабатывающих предприятий области;

— плохая организация маркетинга и системы продвижения мясных изделий на рынок, а следовательно, потери рынка сбыта.

Мы видим решение проблем мясоперерабатывающих предприятий Астраханской области в реализации следующих стратегических направлений в рамках стратегии социальноэкономического развития региона:

— развитие собственной региональной сырьевой базы;

— развитие на базе мясоперерабатывающей отрасли перерабатывающих отраслей промышленности;

— развитие лизинга для укрепления материально-технической базы товаропроизводителей;

— создание и развитие интегрированных структур (крупных агрофирм, холдингов и др.);

— поддержка и стимулирование эффективного товаропроизводителя;

— развитие центров научного обеспечения и инновационных структур по созданию и освоению нововведений в развитии сырьевой базы и в производстве.

Реализация представленных стратегических направлений возможна при тесном сотрудничестве производителей, технологических центров, торговых сетей и при государственной поддержке в стимулировании здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, проведённый анализ позволил сделать выводы о состоянии и развитии рынка продукции предприятий мясоперерабатывающей продукции в г. Астрахани и обозначить стратегические направления развития отрасли в рамках региональной стратегии развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интервью Газете.ру. Рынок потребления Мяса: [Электронный ресурс] // www.thenumbers.ru.

2. Список мясоперерабатывающих предприятий на 2010 год. Данные Министерства сельского хозяйства [Электронный ресурс] // www.astragro.ru.

3. Ижбердиев Р. Продуктов местного производства становится все меньше. Что тянет вниз Астраханскую пищевую промышленность // Волга. - 2010. - № 96. - С. 3.

4. Кошкарова А., Кожевников А. Наколбасили // Астраханские ведомости. - 2008. - С. 1-3.

5. http://astrastat.gks.ru.

6. Восприятие бренда покупателями //http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/dnp_diag.htm.

Статья поступила в редакцию 11.04.2011, в окончательном варианте - 26.05.2011

EXPOSURE OF COMPETITIVE BENEFITS OF MEAT-PROCESSING ENTERPRISES IN ASTRAKHAN REGION

M. H. Umbetovа

The results of the research of market condition of meat-processing companies’ production in Astrakhan region are presented. The main reasons of the weak competitive position of local producers, such as the presence of a large number of competitors, reduction of the resource base, increase in purchase prices and low level of state support for the regional meat processors are revealed. The strategic directions of the regional meat-processing industry development are given.

Key words: strategy of development, market research, meat-processing production, consumer preferences, market, competitive position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.