Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития российского рынка грузовых авиаперевозок'

Современное состояние и тенденции развития российского рынка грузовых авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степуро Т.Г., Гильц Н.Е.

Глобализация экономики и сопровождающее ее развитие внешнеторгового обмена значительно расширили объем и структуру рынка грузовых авиаперевозок, увеличили требования к международным и местным транспортным системам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития российского рынка грузовых авиаперевозок»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

3. Рожков М. И. Разработка имитационных моделей управления запасами в цепях поставок : учеб. пособие ; Национальный исследовательский университет - высшая школа экономики. М., 2011.

4. Сайт «Все о логистике» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lobanov-logist.ru/index.php? newsid=7796.

5. Сайт AnyLogic [Электронный ресурс]. URL: http://www.anylogic.ru/overview; http://www.anylogic.ru/ overview.

© Степаненко А. Ю., 2013

УДК 658.7

Т. Г. Степуро Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА

ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Глобализация экономики и сопровождающее ее развитие внешнеторгового обмена значительно расширили объем и структуру рынка грузовых авиаперевозок, увеличили требования к международным и местным транспортным системам.

Динамика экономической активности разных стран выступает одним из существенных факторов влияния на рынок грузовых авиаперевозок. Чутко реагируя на расширение международных торговых связей и рост объемов мировой торговли, данный рынок до кризиса рос примерно в 1,5-2 раза быстрее мирового ВВП.

Волатильность российского рынка грузоперевозок больше, нежели в целом по миру. Она обусловлена, в частности, рядом проблем российской авиации, которые с 90-х годов так и не удалось решить. Другим следствием имеющихся проблем является довольно вялый рост рынка воздушных грузоперевозок, значения показателей которого после резкого снижения в начале 90-х годов так и не приблизились к прежним величинам.

В настоящее время около половины авиационного грузопотока гражданской авиации в России приходится на Московский авиационный узел (МАУ). Судя по статистическим данным ежегодно в аэропортах МАУ обрабатывается более 80 % общего количества международных грузов и почты. Являясь крупнейшим логистическим центром России, Московский регион распределяет входящие грузовые потоки по всей территории страны.

Эта особенность проявляется в выраженной асимметрии внутренних перевозок сборного груза. Из Москвы и Санкт-Петербурга в сторону Сибири и Дальнего Востока идет довольно большой объем грузов, в обратную сторону грузопоток значительно меньше. При развитии транзитных грузоперевозок обратный грузопоток постепенно увеличивается за счет товаров из Китая, направляемых в Россию и Европу. При этом, однако, необходимо развитие аэропортовых комплексов в центральной части России, которые могли бы выступить в роли перевалочных пунктов. Развитие транзитного потенциала России - в настоящий момент, самая яркая тенденция совершенствования рынка грузовых авиаперевозок [2]

В настоящее время около 53 % всех грузов, перевозимых авиакомпаниями мира, доставляется в грузовых отсеках пассажирских самолетов. Совмещение пасса-

жирских и грузовых перевозок особенно актуально в период снижения деловой активности и уменьшения объемов грузоперевозок. Преимущество грузоперевозок в багажных отделениях состоит в том, что это дает возможность гибко реагировать на макроэкономическую ситуацию и оперативно снижать тарифы.

Рассматривая авиационную отрасль России, нельзя не выделить слаборазвитую инфраструктуру. По данным Федерального агентства воздушного транспорта общее количество аэропортов гражданской авиации с 1992 г. по настоящее время уменьшилось почти на 40 %. При этом, например, во Франции, которая занимает территорию в 25 раз меньшую, нежели Россия, находится 475 аэропортов. Россия отстает не только по количеству, но и по качеству аэропортов. Пропускная способность (измеряемая в операциях взлета-посадок) большинства аэропортов России в среднем в 5-10 раз меньше, чем в аэропортах США и Европы [1].

В настоящий момент, грузооборот российских аэропортов незначителен, он составляет около 50 % от объема грузоперевозок одного из крупнейших хабов в Дубае или 1,5-2 % от мировых объемов грузоперевозок. Вместе с тем, развитие воздушного флота, логистической и аэропортовой инфраструктуры позволит в значительно большей степени использовать воздушный транспорт для перевозки грузов.

Если рассматривать основные направления грузоперевозок в мире, в качестве наиболее крупных участников выделяются Северная Америка, Азия и Европа. При этом на направлениях Азия - Северная Америка и Азия - Европа отмечаются наиболее высокие темпы роста грузопотока. По мнению экспертов, они и далее будут превышать мировые показатели на 3-4 % [3].

По прогнозам компании «Airbus» (данные представлены в таблице), до 2030 г. мировой воздушный грузопоток будет расти на 5,9 % в среднем за год. В странах СНГ рост может быть еще выше - 6,1 %, однако это напрямую зависит от действий России по развитию авиационных грузоперевозок [1].

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

Среднегодовые темпы роста грузовых авиаперевозок по различным направлениям согласно прогнозу компании Airbus до 2030 г.

Направление Среднегодовые темпы роста, %

Откуда Куда

Азия США 7,4

Азия Центральная Европа 5,9

Азия Восточная Европа 5,9

Азия Канада 5,0

Азия Австралия/Новая Зеландия 6,6

Азия Африка 3,9

Северная Америка Азия 5,9

Западная Европа Азия 6,9

Центральная Европа Азия 6,4

Африка Азия 4,1

Австралия/Новая Зеландия Азия 7,5

Африка США 4,4

Южная Америка Северная Америка 5,6

Азия, внутренние перевозки 5,9

Центральная Европа, внутренние перевозки 6,1

Восточная Европа, внутренние перевозки 5,0

США, внутренние перевозки 3,2

Северная Америка, внутренние перевозки 5,8

В случае усугубления имеющихся проблем или недостаточно быстрого их решения Россия может упустить имеющийся у нее шанс, передав транзитные потоки другим странам. В то же время, задействовав потенциал как транзитных, так и внутренних перевозок, наша страна может обеспечить более существенный рост грузопотока при соответствующем развитии авиационной инфраструктуры и нормативно-правовой базы.

Библиографические ссылки

1. Авиакомпания Ютэйр. Оценка справедливой доходности // [Электронный ресурс]. URL: http:// st.finam.ru/ipo/analitics%5C2445_UTEIR_price.pdf.

2. Авиакомпания ЭйрБриджКарго. Многообещающее будущее для российского рынка грузовых авиаперевозок [Электронный ресурс]. URL: http://ru.airbridgecargo.com/press/exhibition/97.html.

3. Чижов С. Ю., Юрлов С. В. Рынок грузовых авиаперевозок в России // Экономика и финансы [Электронный ресурс]. URL: http://rostransport.com/transportrf/pdf/30/32-34.pdf.

© Степуро Т. Г., 2013

УДК 658.7

Н. С. Турчина Научный руководитель - М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА ПО ЗАКУПКАМ НА ОСНОВЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА

Тки модуля в программном обеспечении, который автоматически производит расчет размера заказа и устраняет ошибки расчетов вручную.

Сфера розничной торговли в России находится в стадии развития, крупные торговые сети открывают всё больше точек продаж, и параллельно с этим, ищут пути организации более эффективной деятельности, что, в свою очередь, приводит к организации распределительного центра (РЦ) [1]. За счет консолидированных поставок от поставщика через РЦ в магазины торговая сеть сокращает свои затраты на закупку и ликвидирует функцию входного контроля в магазинах, тем самым давая возможность персоналу сфокусироваться на деятельности по работе с покупателями и на продажах. В этих условиях важно поддерживать

необходимый уровень запасов на полках магазинов, что достигается путем эффективной организации закупочной деятельности [2].

Анализ процесса формирования заказа менеджером по закупке в РЦ крупной торговой сети города Красноярска позволил представить этот процесс в виде следующих этапов:

1) расчет среднедневного потребления за год (вручную в MS Office Excel) на основании данных отчета о продажах РЦ и данных отчета о запасах в РЦ на текущую дату в программе 1С.Торговля и склад;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.