Научная статья на тему 'Современное состояние и пути улучшения нормирования труда в торговле'

Современное состояние и пути улучшения нормирования труда в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1495
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА ТРУДА / НОРМАТИВЫ ПО ТРУДУ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / RATE OF LABOR / STANDART ON LABOR / THE LABOR ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кычанов Борис Иванович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты нормирования труда в торговле, определены направления применения норм труда на различных рабочих местах торговых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF CONSUMER BEHAVIOR: A NEW APPROACH

Proposed classification model of consumer behaviour on the criteria for customer satisfaction, repeat purchases and the type of information disseminated. Describes the reasons for the choice of the consumer of a model. Directions to develop possible strategies of the company for each model.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути улучшения нормирования труда в торговле»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУПА В ТОРГОВОЕ

КЫЧАНОВ Б.И.,

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и бухгалтерский учет»

Омский Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты нормирования труда в торговле, определены направления применения норм труда на различных рабочих местах торговых организаций.

Ключевые слова: норма труда, нормативы по труду, организация труда.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, производимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой сферы, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требуют кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Не секрет, что многие предприятия торговли обеспечивают прирост прибыли за счет увеличения торговой наценки, которая нередко составляет более 50 % в структуре розничных цен. Между тем снижение издержек обращения является одним из резервов улучшения финансовых результатов торговой организации, не связанных с ростом инфляции.

Важным резервом повышения производительности труда и снижения торговых издержек является улучшения нормирования труда и планирования численности работников.

Многие авторы публикаций и учебных пособий по экономике торговых организаций, касаясь вопросов планирования численности, организации и оплаты труда в торговле вообще не упоминают нормирование труда, считая торговлю отраслью, где принципы и методы нормирования труда не применяются. Это ошибочное мнение .Например, даже вводя премирование за выполнение и перевыполнение плана товарооборота для одного работника или группы работников предприниматель использует ни что иное как норму выработки. При использовании нормативов заработной платы на единицу товара или на одну тысячу рублей выручки также необходимо использовать нормы труда и т.д.

В системе централизованной плановой экономики нормирование труда рассматривалось в качестве одного из важных инструментов повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, совершенствования оплаты труда, достижения более полного соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения за труд. Нормированием было охвачено до 90% работников. При центральных и отраслевых государственных органах действовали десятки организаций, разрабатывавших нормативы по труду и типовые нормы. На каждом крупном и среднем предприятии функционировали отделы организации и нормирования труда. Правда, тарифная система и система должностных окладов, устанавливаемые в централизованном порядке, пересматривались крайне редко: применяемые нормы корректировались поправочными коэффициентами. В результате организация и нормирования, и заработной платы превращалась в "выводиловку". Работники предприятий были заинтересованы в уменьшении плановых заданий, что отражалось на качестве норм, которые занижались, обусловливая, в частности, излишнюю (по сравнению с реально необходимой) численность персонала.

С приватизацией предприятий отраслевое управление в сфере нормирования фактически перестало существовать так же, как и централизованная разработка норм и нормативов. Нормирование стало делом самих предприятий, причем большинство из них не видели смысла в продолжении данной работы. Поэтому на многих были упразднены отделы организации труда и нормирования. Резко снизилась роль профсоюзных организаций, нередко они вообще пропали. Еще одна немаловажная причина прекращения работы по нормированию -в отсутствии информации о современных подходах к организации нормирования, его месте и роли в новых экономических условиях и т.д.

Сегодня речь должна идти не о возрождении или совершенствовании прежних институтов нормирования, а о качественном изменении его организации, отвечающем новым экономическим условиям и ориентированным на перспективу.

В настоящее время вопросы нормирования труда регламентируются условиями трудовых договоренностей. Поэтому важной мерой контроля над интенсивностью труда является позиция профсоюзных организаций при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров. В договоре должно предусматриваться, что изменение норм труда возможно лишь при соответствующих изменениях организационно-технических параметров работы. Кроме того, актуальным для этого документа является установление минимального уровня выполнения норм труда и темпа работы.

Между тем недостатки в разработке методических подходов к планированию численности работников торговых организации приводят к недооценке этих вопросов на практике, где имеют место низкий коэффициент занятости многих работников (не редко менее 0,5 сменного времени), низкая производительность труда на предприятий.

Необходимо назвать следующие основные направления улучшения нормирования и экономии труда в торговых организациях.

1. Прежде всего в торговле немало операций, где могут и должны применяться нормы времени (операции предпродажной подготовки товаров, фасовка, сортировка, транспортировка и выгрузка товаров и т.п.) Укрупненной нормой труда для торгово-оперативного персонала магазина может считаться план выручки от реализации товаров, например, месяца. Соответственно, вопросы нормирования труда должны тесно взаимодействовать с вопросами планирования на предприятиях торговли. В целом же сейчас для нормирования труда в торговой отрасли характерна слабая база нормативных материалов.

2. Для работников, занятых обслуживанием крупных торговых комплексов (слесари-электрики, слесари по обслуживанию холодильного и прочего оборудования, уборка помещений, включая торговые площади и т.п.) необходимо использовать нормы обслуживания: количество единиц ремонтной сложности на одного слесаря, квадратных метров площади для уборщиков и т.д. При отсутствии нормативов целесообразно для ориентира использовать подобные нормативы производственных предприятий или разработать такие нормативы на основе фотографий рабочего времени (ФРВ).

3. На предпродажных операциях, а также для работников занятых обслуживанием, для планирования их численности могут быть также использованы нормы численности типа:

Н ч = а1 Х1 + а2Х 2 +...+ а п Х п (1)

где Х 1, Х 2 ,...Х п - факторы, влияющие на численность данной группы

а1 а2 ап - свободные коэффициенты уравнения регрессии.

4. Для персонала управления и специалистов торговых организаций целесообразно использовать методические подходы к нормированию труда служащих, разработанные у нас в советский период в 70-х. годах. Методика нормирования, разработанная НИИ труда основа на использовании фактических данных о численности специалистов и служащих в функциональных подразделениях на лучших предприятиях. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы. Исходная формула имеет вид:

Нч = к* Ха * Уь * Т с . (2)

где к - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

Х^Д - числовые значения факторов;

а,Ь,с - показатели степени при числовых значениях факторов, характеризующие влияние соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.

5. Такие же нормативы численности в зависимости от размера товарооборота, торговой площади, ассортимента товаров и т.п. могут быть разработаны для торговооперационного персонала. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонах и мелкорозничной сети.

При всей слабости нормативной базы в торговле для применения в качестве нормативных заслуживают внимания следующие документы:

• межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы (постановление Минтруда России от 17 октября 2000 г. № 76);

• межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (постановление Минтруда России от 25 ноября 1994 г. № 72);

• нормативы времени на ремонт торгово-холодильного оборудования (постановление

Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 21);

• нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (постановление Госкомтруда СССР от 29 декабря 1990 г. № 469);

• нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 сентября 1985 г. № 321/19-28);

• рекомендации по определению норм выработки и расценок для оплаты труда кондитеров предприятий общественного питания, разработанные Центральным институтом научной организации труда, управления и рационализации Центросоюза СССР (1991 г.).

Для снижения издержек обращения целесообразно более широко использовать такие формы занятости как: часовая занятость, работа с не полным рабочим днем и рабочей неделей, гибкие графики работы и т.п.

Так во многих торговых организациях Японии учитываются значительные колебания интенсивности покупательских потоков в течение дня, поэтому в дневное время количество торговых работников ограничено, зато в вечерние и утренние часы в период наибольшего наплыва покупателей привлекаются дополнительные работники (студенты, домохозяйки, и т.п.) на условиях часовой занятости. Это позволяет снизить издержки обращения на заработную плату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.