Научная статья на тему 'Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике'

Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДОМИНАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречко М.В.

В статье предпринята авторская попытка анализа современного состояния национального института образования. Выявлены основные доминанты и направления развития всех уровней профессионального образования. Предложен комплекс приоритетных мер, обеспечивающих модернизацию и развитие системы профессионального образования при трансформации его аксиологической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике»

современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике

М. В. ГРЕЧКО,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Педагогического института Южный федеральный университет

В статье предпринята авторская попытка анализа современного состояния национального института образования. Выявлены основные доминанты и направления развития всех уровней профессионального образования. Предложен комплекс приоритетных мер, обеспечивающих модернизацию и развитие системы профессионального образования при трансформации его аксиологической значимости.

Ключевые слова: образование, институт, рынок образовательных услуг, глобализация, доминанты, образовательный уровень,

Интеграционные процессы и международная конкуренция изменяют не только ментальные, структурные, но и функциональные контуры глобального экономического хозяйства. Трансформационные процессы проявляются в таких важнейших его характеристиках, как доминирование сферы услуг в общей структуре мирового капитала, рост наукоемкости, информационности и интегрированности производства, формирование социально ориентированного типа хозяйства, нацеленного на минимизацию экономических и социальных рисков.

Сегодня национальная экономика находится на этапе смены экономической модели. Доминировавшая более четверти века неолиберальная экономическая модель себя в данный исторический момент исчерпала. К порогу современности подошел неосоциализм. Мы уже сейчас наблюдаем устойчивый восходящий тренд удельного веса человеческого фактора и интеллекта в новой экономике, которая уже не сможет эксплуатировать различные

объективные тенденции развития без субъективного, творческого и критического подхода к ним. На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду, а значит, политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать. Игнорирование данного обстоятельства чревато обречением национальной экономики на вечно «догоняюще-мобилизацион-ный тип развития».

В этой связи стратегические интересы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, ее устойчивости, безопасности и ин-новационности обусловливают особую роль образования. Институт образования становится новой производительной доминантой и детерминантой глобального и национального уровней развития. В этой связи исследование трансформации роли института образования в обществе, а также анализ основных тенденций эффективного его функционирования в условиях ужесточения международной конкуренции и обострения социальных рисков представляется довольно актуальным и перспективным.

Институт образования функционирует в определенном правовом поле. К основным нормативно-правовым документам, регламентирующим его деятельность, относятся: Конституция РФ; Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Национальная доктрина образования до 2025 г.; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации российского образо-

вания на период до 2010 г.; национальный проект «Образование» (2005 г.).

Конституция РФ определяет общие законодательные рамки функционирования системы образования в России. В ст. 43 Конституции закреплена всеобщность права на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность образования на конкурсной основе, а также введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация которых осуществляется за счет федеральных ресурсов.

Основополагающие принципы в части институциональных форм функционирования системы образования конкретизируются Законом РФ «Об образовании», принятом 10 июля 1992 г. В разд. 3 Закона «Об образовании» осуществлено разделение полномочий федеральных органов власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления и образовательных учреждений. В этом же разделе определена система органов управления образованием и охарактеризована система государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях [4].

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей образовательными и иными услугами. Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Кроме того, в 2006 г. был принят Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Появилась возможность для внедрения новой организационно-правовой формы, обеспечивающей большую самостоятельность и большую прозрачность деятельности образовательных организаций. Однако вузовская администрация и общественность настороженно относятся к преобразованию вузов в автономные учреждения (далее — АУ). Одним из наиболее серьезных поводов для сомнений является опасение лишиться имущественного комплекса, находящегося в оперативном управлении вуза.

Что касается процесса обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования, то здесь появились и получили развитие учебные заведения, получившие статус колледжа. Особенно органично колледжные структуры интегрировались в систему непрерывного многоуровневого образования «школа—колледж—вуз». В настоящее время их число прибли-

зилось к 1 250 единицам, что составляет около 40 % от всего количества учреждений данного уровня1. В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор — 50 % от общего числа государственных вузов. Около 25 % составляет доля академий [2].

Очередным импульсом для развития отечественной сферы образования стало принятие в 2005 г. Приоритетного национального проекта «Образование» (далее — ПНПО). В общем образовании в рамках ПНПО началась реализация комплексных программ модернизации региональных систем образования, в которых ведущими элементами были: полноценное внедрение нормативного подушевого финансирования и отработка новой отраслевой системы оплаты труда работников образования (внедрена в декабре 2008 г.). В рамках ПНПО в 2007 г. были проведены конкурсы по разработке инновационных образовательных программ учебными заведениями СПО и НПО. В высшем образовании к 17 вузам, реализующим инновационные программы с 2006 г., добавились еще 40.

В 2007 г. началось фактическое становление двух федеральных (национальных) университетов — Сибирского и Южного. На их становление и развитие выделено из средств федерального бюджета по 3 млрд руб. 2 Цель образования мегау-ниверситетов состоит в создании в отечественном ВПО интеллектуального (научные исследования и разработки) и кадрового (новая генерация специалистов) ядра. Данное ядро должно, по задумке авторов проекта, обеспечить в будущем развитие инновационной экономики и гарантировать высокие темпы экономического роста независимо от конъюнктуры мировых рынков сырья.

Однако сегодня многие государственные и корпоративные образовательные проекты столкнулись с недофинансированием. Это, безусловно, связано с негативной макроэкономической конъюнктурой, снижением темпов экономического роста и недостатком оборотных средств.

Тем не менее в предкризисный период (2000— 2007 гг.) расходы на образование росли как из государственных, так и из частных источников. Особенно заметным был рост в высшем образовании, которое согласно разграничению полномочий между уровнями власти отнесено к федеральному ведению (таб. 1 и 2).

Сравним соотношение расходов федерального бюджета на образование в 2005—2007 гг. В 2005 г.

1 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 г.

2 По ценам 2007 г.

Таблица 1

Бюджетные расходы на образование (2000—2006 гг.). 1

Параметр Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Консолидированный бюджет на образование, млрд руб. в том числе: 214,8 277,8 408 475,6 593,2 801,8 1033,3

федеральный бюджет 38,1 54,5 81,7 99,8 121,6 162,1 201,6

территориальные бюджеты 176,7 223,3 326,3 375,8 471,6 628,6 831,7

Доля расходов консолидированного бюджета на образование, в процентах от ВВП, в том числе: 2,9 3,1 3,8 3,6 3,5 3,7 3,9

федеральный бюджет 0,5 0,6 0,8 0,8 0,7 0,8 0,8

территориальные бюджеты 2,4 2,5 3,0 2,8 2,8 2,9 3,1

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, % 9,7 9,7 10,2 12,0 12,7 11,8 12,3

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на образование в 2000—2007 гг. 2

Расходы Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Расходы федерального бюджета на образование, млрд руб. 38,1 54,5 81,7 99,8 121,6 160,5 201,6 278,0

Расходы федерального бюджета на высшее образование, млрд руб. 22,5 31,3 44,4 56,8 72,1 114,7 155,1 214,0

Расходы федерального бюджета на образование, в процентах от ВВП 0,5 0,6 0,8 0,8 0,7 0,7 0,8 0,9

Расходы федерального бюджета на высшее образование, в процентах от ВВП 0,3 0,3 0,4 0,5 0,4 0,5 0,6 0,7

Доля расходов на образование в расходах федерального бюджета, % 3,8 4,1 4,1 4,1 4,9 4,6 4,7 5,1

Доля расходов на высшее образование в расходах федерального бюджета, % 2,3 2,4 2,2 2,3 2,8 3,2 3,6 3,9

1 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 г.

2 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 год

доля расходов на высшее образование в расходах федерального бюджета на образование составляла 70 %. В 2006—2007 гг. она выросла почти до 77 %. В 2007 г. при общем росте финансирования образования из федерального бюджета в 1,3 раза расходы на высшую школу выросли в 1,43 раза.

Вместе с тем принятый федеральный бюджет на трехлетний период (2008—2010 гг.) показывает существенное замедление расходов на образование. Так, в 2008 г. они выросли на 10,7 % по сравнению с 2007 г., в то время как в 2007 г. указанные расходы выросли на 38,3 % по сравнению с 2006 г. В 2009 г. прирост расходов федерального бюджета на образование должен составить 1,5 %, что будет заведомо ниже уровня инфляции [8].

Исходя из указанных статистических данных, можно сделать априорный вывод о том, что объявление образования приоритетом или обеспечивало только компенсационный рост расходов после значительных структурных спадов (1998—1999гг.), или

было следствием политических решений в рамках избирательного цикла. Вместе с тем сохраняющийся разрыв по расходам на образование в расчете на 1 студента не позволяет России на равных конкурировать на мировом рынке высшего образования: в настоящее время ее доля (объем получаемых средств от иностранных студентов в долл. США по ППС) на указанном рынке составляет 0,3 % (для сравнения: доля стран ЕС — 30 %, США и Канады — 31 %, Австралии и Новой Зеландии — 10 %). Это означает, что сокращение темпов роста расходов на высшее образование в 2008—2010 гг. еще более осложнит для России решение указанной задачи, поскольку разрыв со странами ОЭСР вновь начнет увеличиваться.

Одним из результатов трансформации деятельности профессионального образования явилось изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребнос-

Таблица 3

Основные недостатки выпускников системы НПО по мнению работодателей1

Критерий Доля, %

Нехватка профессиональных навыков 58

Неразвитость функциональных навыков 39

Низкие личностные качества 32

1 Составлено автором с использованием [1].

ти обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда по специальностям инженерно-технологического профиля, сферы сервиса, информационных технологий, рабочих специальностей. Причем они по-разному отразились для каждого из уровней системы профессионального образования.

За последние десять лет система начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования претерпела значительные изменения, что было связано с переходом образовательных учреждений из-под управления отраслевых министерств в подчинение Минобрнауки и субъектов Федерации. В настоящее время в ведении Рособра-зования находится 239 учреждений НПО (общий контингент учащихся — 148 тыс. чел.) и 900 учреждений СПО, из которых 97 включены в состав вузов (общий контингент учащихся в учреждениях этого типа — 1 100 тыс. чел.).

Начальное профессиональное образование в последние годы рассматривается как один из наиболее проблемных секторов системы образования. При этом в структуре занятых увеличивается доля лиц, имеющих данный уровень образования. При этом в национальной экономике, находящейся в фазе спада, все более остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров.

Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в возрасте 17—18 лет, прак-

тически сразу уходят служить в армию. Это обусловливает отсутствие мотивации у обучающихся к полноценному образованию, востребованному на рынке труда. Таким образом, в настоящий момент эффективность деятельности учебных заведений НПО весьма низкая: только 25 % окончивших идут работать по полученной профессии, остальные либо стремятся продолжить образование (поэтому их мотивация к хорошей работе слаба), либо ждут призыва в армию [1].

С другой стороны, потенциальные работодатели, в свою очередь, также недовольны как личностными качествами подготовленных в системе НПО кадров, так и уровнем их квалификации (табл. 3).

Что касается системы СПО, то, по данным Рос-стата, в 2004 г. впервые за 10 лет сократился прием в государственные и муниципальные учебные заведения данного уровня подготовки на 12 тыс. чел. (по сравнению с 2003 г.). В 2005 г. сокращение достигло уже 41,6 тыс. чел., а в 2006 г. прием снизился на 55 тыс. чел. В 2007 г. прием сократился на 26,1 тыс. чел. (табл. 4).

Проведенный анализ статистических показателей показал, что система начального и среднего профобразования (НПО, СПО) находится в глубоком и затяжном кризисе. Квалифицированных рабочих катастрофически не хватает и, по прогнозам Минобрнауки, до 2015 г. ситуация принципиально не изменится: будут нужны кадры по всем направлениям подготовки, особенно в металлургии — отрицательный баланс между выпуском и потребностью составляет 50 тыс. специалистов, в сфере обслуживания — 58 тыс., в энергетике — 35 тыс., в строительстве и архитектуре — 31 тыс. В общей сложности не хватает свыше 300 тыс. специалистов с НПО (табл. 5).

Одним из вариантов решения указанной дихотомии , по нашему мнению, может стать интеграция

Таблица 4

Средние специальные учебные заведения (на начало учебного года) 2

Учебный год Число учебных заведений В них студентов — всего, тыс. чел. В том числе обучавшихся на отделениях На 10 000 чел. населения приходилось студентов

Очных Очно-заочных (вечерних) Заочных Экстернат

1995/96 2 634 1 929,9 1 379,7 92,3 457,6 0,3 130

2000/01 2 703 2 360,8 1 721,5 93,4 540,1 5,8 162

2001/02 2 684 2 470,2 1 788,6 93,4 581,7 6,5 169

2002/03 2 816 2 585,5 1 855,1 95,7 625,9 8,8 179

2003/04 2 809 2 612,1 1 903,0 86,9 614,0 8,2 182

2004/05 2 805 2 599,6 1 933,3 81,1 575,8 9,4 181

2005/06 2 905 2 590,7 1 960,3 70,7 549,4 10,3 181

2006/07 2 847 2 514,0 1 911,0 64,4 527,3 11,4 177

2 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 г.

Таблица 5

Баланс потребностей экономики и объема подготовки специалистов в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования, 2008—2015 гг. 1

Отрасль ВПО СПО НПО

Потребность Выпуск Баланс Потребность Выпуск Баланс Потребность Выпуск Баланс

Сфера обслуживания 12 170 8 100 -4 070 21 320 8 550 -12 770 99 370 53 630 -45 740

Сельское и рыбное хозяйство 18 150 38 400 20 250 18 480 18 380 -100 81 140 42 330 -38 810

Энергетика, энергическое машиностроение и электротехника 23 000 26 280 3 280 22 180 13 100 -9 170 39 150 13 180 -2 5970

Металлургия, машиностроение и металлообработка 17 040 30 120 13 080 33 030 20 030 -1 300 80 570 42 180 -38 390

Транспортные средства 21 490 28 640 7 150 32 570 30 650 -1 920 107 140 53 580 -53 560

Электронная техника, радиотехника и связь 13 300 18 110 4 810 11 640 8 100 -3 540 13 660 6 870 -6 790

Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов 12 070 17 650 5 580 20 870 18 150 -2 720 47 190 30 820 -16 370

Строительство и архитектура 24 330 32 100 7 770 28 790 21 960 -6 830 62 260 37 670 -24 590

1 Составлено автором по данным Министерства науки и образования РФ 2008 г.

государства, образовательных учреждений и бизнес-структур путем подготовки специалистов рабочих специальностей, обладающих определенным набором компетенций, для решения поставленных производственных и управленческих задач. Либо через слияние систем СПО и ВПО в единый комплекс, в рамках которого будет реализован принцип непрерывного образования (Lifelong learning). Что примечательно, Россия и в этом процессе значительно отстает от большинства высокоразвитых стран, где осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенций работников невозможно строить инновационную экономику, и уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах обучения. В Австрии в них задействовано 89 % жителей, в Дании — почти 80, Финляндии — 77, Швеции — 71, Швейцарии — 68 %. Россия, где в сфере непрерывного образования занято 22,4 % населения, сможет достичь уровня развитых стран лет через 20, считают эксперты.

В 2007/08 учебном году ситуация в системе высшего профессионального образования характеризуется следующими показателями (табл. 6).

Численность студентов продолжала расти как в государственных, так и в коммерческих вузах, достигнув 7,46 млн чел. Общий прием в вузы составил 1,68 млн чел. Одновременно после значительного падения в 2004 г. на 33,2 тыс. чел. в течение трех лет

(2004—2007) устойчиво растет платный прием в государственные и муниципальные вузы (он увеличился практически на ту же величину, на которую снизился бюджетный — на 59,3 тыс. чел.).

В профессиональном образовании до последнего времени явно или неявно превалировала задача обеспечения доступности образования. Решение доступности, особенно за счет студентов, платящих за свое обучение, решило для вузов еще одну проблему: компенсировало острую нехватку бюджетных средств. Однако, после того как поставленная задача была решена, Россия перешла фактически ко всеобщему высшему образованию. И здесь в полной мере встал другой вопрос — повышения качества высшего образования. Однако, как показывает практика, высшие учебные заведения в подавляющей массе пока не готовы к быстрому решению вопроса о повышении качества образовательных услуг. Особенно это относится к негосударственным образовательным учреждениям, число которых в настоящее время продолжает неуклонно расти.

Активность негосударственного сектора начала развиваться прежде всего в структуре высшей школы и с 1990 гг. несколько изменила структуру совокупных показателей: к началу 2003/2004 учебного года негосударственные вузы обеспечивали 6,2 % численности, 8,2 % приема студентов и 4,7 % выпуска специалистов. Однако уже в 2006/07 учеб-

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебные заведения системы высшего профессионального образования1

Учебный год Число учебных заведений В них студентов — всего, тыс. человек В том числе обучавшихся на отделениях На 10 000 чел. населения приходилось студентов, чел.

Очных Очно-заочных (вечерних) Заочных Экстернат

2000/01 965 4 741,4 2 625,2 302,2 1 761,8 52,2 324

2001/02 1 008 5 426,9 2 880,6 335,6 2 138,1 72,6 373

2002/03 1 039 5 947,5 3 104,0 346,0 2 399,9 97,6 410

2003/04 1 044 6 455,7 3 276,6 351,3 2 703,7 124,1 448

2004/05 1 071 6 884,2 3 433,5 361,8 2942,5 146,4 480

2005/06 1 068 7 064,6 3 508,0 371,2 3 032,0 153,4 495

2006/07 1 090 7 309,8 3 582,1 372,3 3 195,9 159,6 514

1 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 год.

ном году на негосударственные вузы приходится 20 % общей численности студентов, 21 % приема студентов и 18,5 % выпуска3.

Вместе с тем дальнейшее развитие негосударственного сектора и его место в российской системе образования пока представить сложно. Сейчас высказывается слишком много претензий к качеству подготовки специалистов в негосударственных образовательных учреждениях, их документам об образовании, размерам платы за образовательные услуги и т. п. [7].

Отдельно следует сказать об устойчивом развитии интеграции образовательных и научных учреждений, предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усиливая связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно используя имеющуюся материально-техническую базу, научные и преподавательские кадры, финансовые и информационные ресурсы. Примером такого сотрудничества может выступать соглашение о подготовке и профессиональной переподготовке мастеров производственного обучения между Педагогическим институтом Южного федерального университета и Производственной компанией «Новочеркасский электровозостроительный завод». Особое значение начинает приобретать формирование мегауниверситетских комплексов в рамках Национального проекта «Образование», восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы.

Одно из направлений институциональной реорганизации российской системы профессионального образования связано с подписанием в

3 Рассчитано автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 год.

2007 г. Президентом РФ закона о введении уров-невой системы ВПО. Закон устанавливает самостоятельные уровни высшего образования с отдельными государственными стандартами с присвоением квалификации «бакалавр» (1-й уровень) и «магистр» либо «специалист» (2-й уровень — с углубленной профессиональной специализацией). Согласно закону устанавливаются следующие сроки обучения: 4 года для бакалавриата и 2 года для магистратуры. Специалист должен учиться не менее 5 лет.

Процесс перехода к уровневой системе ВПО неоднозначен и вызывает немало споров и разногласий. В качестве одного из основных аргументов против перехода указывалось, что общее ограничение бюджетного приема на магистерские программы по сравнению с выпуском из бакалавриата негативно скажется на финансовом благополучии вузов. Разделение учебных заведений на тех кто осуществляет магистерскую подготовку, и тех, кто ее лишен, привело бы к снижению статуса многих вузов и переформатированию всего образовательного контура ВПО. Кроме того, переход на двухуровневую систему требует серьезной методической работы, к чему преподавательский корпус российской высшей школы в большинстве своем не готов.

На самом же деле переход на новую модель образования имеет смысл только в том случае, если оно сопровождается серьезными изменениями программ и принципов организации системы ВПО. Бакалавриат становится системой всеобщего и общего высшего образования, спрос на которое в стране в настоящее время очевиден. В нем предполагается наличие широких специальностей при доминировании бюджетного финансирования. Напротив, в магистратуре речь должна идти об узкой специализации и целевом финансировании (частное, корпоративное, государственное). Целевой ха-

рактер магистратуры позволил бы решить проблему «работы выпускника по специальности» [5].

Только при таком подходе к двухуровневой модели она перестает восприниматься как навязанная извне. На самом деле она предопределяется внутренними потребностями России и теми изменениями, которые по факту происходили в российской системе ВПО. Они связаны с необходимостью резко повысить гибкость высшей школы, с ее потребностями и возможностями адекватно реагировать на быстро меняющиеся социальные и технологические вызовы постиндустриальной эпохи.

На фоне роста всех совокупных показателей в целом в 1990-х гг. ситуация по отдельным подсистемам профессионального образования развивалась своеобразно. Так, за 1995—2007 гг. возросла численность выпускников, получивших социально-гуманитарное (с 9 до 16,55), экономическое (с 14,9 до 30,8 %) и педагогическое (с 9,6 до 11,5 %) образование. Одновременно сократилась численность специалистов сельского хозяйства (с 5,2 до 3 %), естественнонаучного (с 9,2 до 1,35 %), медицинского (с 6,94 до 2,93 %) и инженерного4 (с 25,2 до 22,1 %) профилей5.

Что касается процесса развития и адаптации механизмов управления системы профессионального образования, то наблюдается перераспределение функций регулирования образовательной деятельности: ключевые функции находятся в ведении центральных государственных органов (федеральный уровень), а большая часть функций оказалась в компетенции нижестоящих органов управления (региональных и подведомственных) [3].

Учебное заведение как первичный элемент системы управления образованием (зафиксировано в федеральном законодательстве) самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке научно-педагогических кадров, финансовой, хозяйственной, научной и иной деятельности в пределах, определенных, с одной стороны, действующим законодательством, с другой — уставом учреждения. Именно на этом самом

4 При расчете интегрального показателя инженерного профиля использовано суммирование числа студентов по следующим направлениям подготовки: геология и разведка полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика и энергомашиностроение, металлургия, материалообработка, авиационная и ракетно-космическая техника, технологические машины и оборудование, электротехника, приборостроение, электронная техника, радиотехника и связь, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, эксплуатация транспорта, химическая технология, технология продовольственных продуктов, технология товаров широкого потребления и машиностроение.

5 Составлено автором по данным Государственного комитета по статистике РФ, 2007 г.

низком уровне иерархической системы управления образованием решаются задачи удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования; распространения знаний среди населения; формирования способности к профессиональному труду.

Все это предопределяет важность и актуальность непрерывного профессионального образования, внедрение проектного обучения на всех ступенях (школьное, профессиональное). В постиндустриальном обществе выпускник должен рассчитывать на 35—40 лет активной работы. Но за указанный промежуток времени проходит весь жизненный цикл профессии от ее зарождения до полного исчезновения (частичной или полной замены), т. е. срок трудовой деятельности человека превышает срок жизни профессии.

Соответственно, в ответ на новые вызовы времени индустрия образования должна научиться передавать человеку такой интеллектуальный капитал, который бы позволял и создавать добавочную стоимость, и решать нестандартные профессиональные задачи, повышать так называемый адаптогенный потенциал современного выпускника и позволять ему переходить из одной профессиональной ниши в другую. Таким образом, та страна, которая сумеет выстроить систему образования, адекватную постулатам и потребностям постиндустриализма, получит стратегическое преимущество в глобальной политике.

Создание социально ориентированного образовательного комплекса и экологичных образовательных высоких технологий — вот проверенный мировой практикой реальный путь роста конкурентоспособной экономики и национальной безопасности. Так, определяется задача организации системы образования, позволяющая сформировать и реализовать в интересах личности и общества современный, инновационный по сути воспроизводственный образовательный цикл от дошкольного образования до уровня профессиональной переподготовки и непрерывного открытого образования, характерного для экономически развитых стран.

Объединяя проблемы современного состояния системы управления в сфере профессионального образования, следует выделить основные функции регулирования деятельности (см. рисунок).

Таким образом, определившись с функциями управления в образовательной сфере, логичным представляется проведение анализа методологии реализации управления и взаимодействия системы образования как отрасли экономики с другими

функции системы управления институтам образования

Определение числа образовательных учреждений, финансируемых из средств государственного бюджета

Разработка и реализация единой национальной образовательной политики

Доведение до образовательных учреждений государственных заказов на подготовку специалистов

1

Снижение социальных рисков и их последствий

Контроль за исполнением перечисленных функций и их корректировка

Функции системы управления образованием

социально-экономическими сферами. Ключевым понятием в попытке раскрытия методологии управления является государственная политика развития и регулирования деятельности института образования. Государственная политика развития системы профессионального образования содержательно представляет собой совокупность краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегий развития, принятых к реализации.

Государственная стратегия развития института образования реализуется посредством следующих документов: Закон РФ «Об образовании»; Национальная доктрина образования до 2025 г.; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; национальный проект «Образование» (2005 г.). Проведя сравнительный анализ указанных стратегических документов, можно сделать ряд заключений.

Во-первых, сегодня уже можно говорить о том, что произошла эволюция целевого позиционирования сферы образования, сопровождающаяся переходом от аксиологических характеристик образования к экспортным параметрам сферы образования как открытой и единой государственно-общественной системы, построенной на принципах децентрализации управления между государством, бизнесом, потребителями.

Во-вторых, в рамках тенденции конкретизации направлений финансирования государственного регулирования от одного документа к другому сохраняются нерешенные проблемы, связанные с дифференциацией механизма подушевого финансирования, не учитывается неравномерность региональных образовательных систем по уров-

ням образования, по количеству образовательных учреждений, численности обучающихся по различным специальностям и преподавателей, выпуску студентов, потребности в специалистах, а также отсутствие комплексных оценок критериев уровня образования и их сравнения по методологии индекса развития человеческого потенциала ООН и других инструментах.

В-третьих, функции государства по координации, мониторингу рынка труда, разработке методик определения потребностей в специалистах, развитию независимых и общественных систем оценок качества образовательных услуг подменяются системой административного контроля, регулирования и надзора в данной сфере, что не способствует созданию настоящей рыночной модели. [6].

Сама же глобальная цель государственной политики развития института образования в стратегических документах определяется как поддержка образовательного потенциала и конкурентоспособности человеческого капитала на уровне одной из наиболее мощных систем в мире, отвечающей современным и перспективным целям развития. Обозначенная цель реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач, среди которых, по нашему мнению, наиболее приоритетными являются следующие:

• обеспечение равных условий и возможностей, обеспечивающих выбор человеком своей образовательной траектории;

• формирование инновационного характера базового образования (применение компетен-тостного подхода, формирование федеральных университетов, развитие уровневого образования);

• построение конкурентоспособной модели непрерывного образования;

• применение системы менеджмента качества в сфере образования (публичная отчетность образовательных учреждений, общественно-профессиональная аттестация, ориентированная на качество система оплаты труда). Таким образом, вхождение России в мировое

экономическое пространство возможно при устойчивом функционировании национальной образовательной системы, как в рамках отечественной экономики, так и на международном рынке. В условиях глобализации, экономического спада и формирования экономики знаний предъявляются качественно новые «ресурсные» и «факторные»

- 47

характеристики функционирования национальных образовательных систем.

Анализ развития процессов в системе профессионального образования России позволяет выделить стратегическую задачу развития образования в условиях глобализирующегося рынка образовательных услуг, заключающуюся в изменении вектора развития от парадигмы преподавания (передача информации) к парадигме научения (передача потенциала к действиям). Однако отечественный рынок образовательных услуг в настоящее время характеризуется высокой степенью фрагментарности, возникновением локализованных и слабо взаимодействующих образовательных рынков и поэтому не способен в полной мере адекватно отвечать вызовам новой, основанной на социальных доминантах, экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков С. А. и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты. — М.:МАКС ПРЕСС. — 2006. — 340 с.

2. Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 1998. — С. 158—160.

3. Долматова С. А. Международная статистика образования и ее отражение статистики занятости: методология и организация. // РАН, Институт мировой экономики и международных отношений. 1993. — С. 146.

4. Жильцов Е. Н. Рыночные горизонты высшей школы. // Вестник МАН ВШ, №2 (12). — М.: изд. МГУК. 2000. — С. 66—69.

5. Клячко Т. Л., Мау В. А. Между деньгами и институтами. // Эксперт. 10—16 сентября 2007 г. № 33 (574).

6. Лашко С. И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2008. с. 328.

7. Песовская Е. В. Маркетинг услуг. — СПб. «Питер». 2000. — С. 121.

8. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. Под ред. Е. Т. Гайдара. (Выпуск 29). — М: ИЭПП. 2008. — С. 657.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.