Научная статья на тему 'Анализ параметров региональной системы профессионального образования Белгородской области: методологический аспект'

Анализ параметров региональной системы профессионального образования Белгородской области: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ТРУДА / КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко О. А.

В статье рассмотрены основные направления развития региональной системы профессионального образования: информирование населения, связь системы профессионального образования с развитием кластеров региона, увеличение количества обучающихся, модернизация материально-технической базы, общественное участие в системе управления, мотивация работников, расширение источников финансирования профессионального образования. Методология анализа может быть использована при разработке стратегических планов развития профессионального образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ параметров региональной системы профессионального образования Белгородской области: методологический аспект»

УДК 332.19 (470.351:331.5:337:37.014.54

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО : МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

gerasimenko@bsu.edu.ru

О.А. ГЕРАСИМЕНКО

В статье рассмотрены основные направления развития региональной системы профессионального образования: информирование населения, связь системы профессионального образования с развитием кластеров региона, увеличение количества обучающихся, модернизация материально-технической базы, общественное участие в системе управления, мотивация работников, расширение источников финансирования профессионального образования. Методология анализа может быть использована при разработке стратегических планов развития профессионального образования в регионе.

Ключевые слова: региональная образовательная система, рынок труда, кластер, профессиональное образование.

Ведущей идеей государственной образовательной политики, определяющей логику развития образования в России, является интеграция общероссийских тенденций развития образования с общественными инициативами. Основным условием этой интеграции является согласованность усилий местного сообщества, социального заказа обучающихся, представителей бизнес-структур с государственной образовательной политикой. Это требует создания методологии управления региональными образовательными системами, интегрирующими в себе различные уровни и элементы.

Управление образовательной системой региона, как правило, представлено следующими уровнями:

- федеральный уровень (формирование нормативно-правовой базы системы образования; формирование сети федеральных университетов; аккредитация и лицензирование деятельности образовательных учреждений и т.д.);

- региональный уровень (организация работы по формированию кадрового заказа; лицензирование и аккредитация образовательных учреждений; организация работы по формированию регионального кадрового заказа; контроль качества образования и т.д.);

- муниципальный уровень (разработка проекта бюджета; организация научнометодической работы; оценка качества учебно-воспитательного процесса и т.д.).

В рамках региональной образовательной системы особо следует выделить начальное и среднее профессиональное звенья образования, поскольку наблюдается отставание системы профессионального образования от требований работодателей. В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования спросу на него со стороны работодателей, неотработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг.

Изменения, происходящие в структуре экономики региона, требуют рационального взаимодействия рынка труда и образовательной системы, поскольку появление новых требований ведущих предприятий региона к компетенциям выпускников, а также развитие перспективных отраслей региона привело к нарушению баланса спроса и предложения на рынке труда. Так, ведущими секторами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта Белгородской области, являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь. Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, на который приходится около половины валового регионального продукта области и всех налоговых платежей региона.

В структуре промышленности региона наибольший удельный вес занимают добывающая и обрабатывающая промышленность.

020102324801313232023223234801

В целом, рост промышленного производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдался по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 111,8%, производство неметаллических минеральных продуктов - 125,1%, обрабатывающие производства-110,4%, производство электрооборудования - 146,6%.

Соответствие образовательной системы региона структуре экономики может быть оценено следующими факторами:

восстребованность выпускников различных специальностей;

соответствие национальной структуре экономики по развитию технологических платформ и критических технологий.

За последние два десятилетия в сфере профессионального образования Белгородской области произошел ряд существенных изменений:

оптимизация региональной сети учреждений профессионального образования за счет сокращения учебных заведений, дублирующих профили подготовки (4 учреждения СПО, 9 учреждений НПО);

увеличение до 50% доли реализуемых программ углубленной подготовки и повышенного уровня в учреждениях СПО, что способствует трудоустройству выпускников на рынке труда через получение ими дополнительной квалификации; создание 7 двухуровневых учреждений СПО;

укрепление материально-технической базы учреждений ВПО за счет софинансирования строительства (НИУ «БелГУ», БГСХ, БГТУ им. Шухова, СТИ НИТУ «МИСиС» и т.д.);

информатизация учреждений профессионального образования;

формирование системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров;

присвоение Правительством Российской Федерации статуса «Национальный исследовательский университет» Белгородскому государственному университету.

Сегодня в системе профессионального образования Белгородской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по 170 специальностям и направлениям ведет 21 образовательное учреждение, где обучается по всем формам обучения 82912 студентов.

27 учреждений среднего профессионального образования готовят специалистов среднего звена по 120 специальностям с общим контингентом 16414 человек.

Число средних учебных заведений Белгородской области в период с 2006 по 2010 гг. увеличилось с 22 до 23. Численность студентов уменьшилась с 25,1 тыс. чел. в 2005 году до 19,8 тыс. чел. в 2010 году или сократилась в среднем на 21,8%. Количество выпущенных специалистов, соответственно, также уменьшилось с 6,5 тыс. чел. до 5,6 тыс. чел. с 2005 по 2010 г. или на 13,9%.

19 учреждений начального профессионального образования готовят рабочие кадры по 102 профессиям. Контингент учащихся учебных заведений этого уровня составляет 8796 человек. Число единиц учреждений начального профессионального образования уменьшилось на 4, с 34 в 2005 г. до 30 в 2009 г. Численность учащихся сократилась с 18,1 тыс. чел. (2005 г.) до 11,0 тыс. чел. (2009 г.) или на 29,3%. Количество принятых учащихся сократилось в данный промежуток времени также на 23,9%. С 2005 по 2009 года наблюдалось сокращение подготовленных специалистов: с 8,2 тыс. чел. (2005 г.) до 6,0 тыс. чел. (2009 г.) или на 26,9%[1; с-6_7].

Данное обстоятельство можно объяснить ростом доступности платного высшего образования и распределением абитуриентов в системе среднего и начального образования в регионе по остаточного признаку.

В 67 профессиональных учебных заведениях области получают профессиональное образование по всем формам обучения 108122 человек.

В настоящее время рынок труда Белгородской области (как и Российской Федерации в целом) характеризуется несбалансированностью и противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения, так и со стороны качественного состава (уровень образования, полученная специальность/квалификация и т.д.) работников.

Кроме того, ежегодно появляются новые профессии и специальности, вызванные структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующие новые профессиональные рынки труда: в 2009-2010 годах в учреждениях ВПО было открыто 13 новых специальностей, в учреждениях СПО и НПО - 8 направлений профессиональной подготовки. В настоящее время 9 образовательных учреждений НПО начали процедуру лицензирования по 50 новым профессиям сельскохозяйственной направленности (начальное профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации).

Установление сбалансированных контрольных цифр приема во многом зависит от устранения ряда противоречий между:

ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза;

ростом объёмов подготовки кадров и несовершенством ее структуры, диспропорцией и излишним дублированием в подготовке кадров.

Несмотря на достаточно инертный характер функционирования образовательной сферы, связанным с длительными сроками лицензирования образовательных программ и подготовки кадров, все же необходимо создание системы, гибко реагирующей на изменяющиеся потребности в трудовых ресурсах в регионе. Это требует создания качественного информационного обеспечения в виде как краткосрочного, так и долгосрочного, постоянно уточняемого прогноза потребности региона в кадровых ресурсах.

В этой связи нами были определены следующие основные направления развития региональной системы профессионального образования Белгородской области.

1. Повышение уровня информированности населения и популяризации престижа рабочих профессий.

Недостаточно осуществляется информирование населения о прогнозируемой потребности в рабочих кадрах и специалистах в целях формирования сознательного отношения молодежи к выбору профессии и специальности, профилю и уровню получаемого образования. Снижение привлекательности рабочих профессий, ориентация выпускников школ на поступление в учреждения высшего профессионального образования привели к тому, что основная часть учреждений начального и среднего профессионального образования в большей степени комплектуются обучающимися с низким уровнем мотивации к освоению рабочих профессий и дальнейшему трудоустройству.

2. Связь системы профессионального образования с развитием кластеров региона.

Учреждения всех уровней профессионального образования реализуют 373 специальности по всем 7 направлениям развития кластеров в регионе, при этом только 25 специальностей, востребованных у работодателей, не реализуется в учреждениях региона. Важно отметить, что доля подготавливаемых специалистов по обозначенным 7 направлениям составляет:

- горно-металлургический комплекс - 10%;

- агропромышленный комплекс - 19%;

- строительный комплекс - 23%;

- региональная инновационная система - 5 %;

- транспортно-логистическая система - 12 %;

- туристко-рекреационная система - 3%.

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, внедрения в производство инноваций, современных наукоемких технологий, выпуска высокотехнологичной продукции в регионе принята долгосрочная целевая программа «Модернизация системы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту экономического развития Белгородской области, на 2012-2015 годы», где рассматривается создание и развитие кластера непрерывного технического образования [2]. В рамках кластера в 2010 году на территории Белгородской области подготовку инженерно-технических кадров вели 8 высших учебных заведений по 82 специальностям и направлениям, что составляет более 45 процентов от реализуемых вузами специальностей. Учитывая, что потребность региона в инженерно-технических кадрах еже-

годно растет, формирование кластера непрерывного технического образования будет строиться на следующих позициях:

- обучение инженерно-технических кадров в условиях интеграции реального производства с наукой и непрерывным образованием (поддержка вузовского взаимодействия с реальным бизнесом, выход на российский и глобальный рынки);

- коммерциализация результатов, полученных в ходе научно-исследовательских, научно-конструкторских работ высшей технической школой, в увязке с программами отраслевого и регионального развития;

- разработка образовательных и профессиональных стандартов с участием работодателей и т.д.

В целях эффективного использования средств областного бюджета, привлечения ресурсов работодателей к софинансированию учреждений профессионального образования и стабилизации ситуации с дефицитом профессиональных рабочих кадров и специалистов в соответствующих отраслях, постановлением правительства Белгородской области от 29 декабря 2008 года № 328-пп «О создании отраслевых производственнообразовательных комплексов» созданы шесть производственно-образовательных комплексов на территории Белгородской области. Производственно-образовательные комплексы функционируют на базе пяти отраслевых департаментов (образования, культуры и молодежной политики; экономического развития; строительства, транспорта и ЖКХ; агропромышленного комплекса; здравоохранения и социальной защиты). В состав производственно-образовательных комплексов вошли учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, расположенные на территории Белгородской области, и отраслевые базовые предприятия. Согласно данному постановлению правительства Белгородской области, функции учредителя соответствующих учреждений начального и среднего профессионального образования областного подчинения были возложены на отраслевые департаменты Белгородской области.

3. Увеличение доли обучающихся на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В общем объеме средств учреждений профессионального образования, полученных от внебюджетных деятельности, дополнительные платные образовательные услуги (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по специальностям и рабочим профессиям) составляют от 38% (учреждения ВПО) до 86% (учреждения НиСПО).

Следует отметить, что доля доходов учреждений профессионального образования, расположенных на территории области, от реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с 2006 года по 2010 год увеличилась почти в 2 раза. Сегодня в учреждениях высшего профессионального образования реализуются более 300 программ дополнительного профессионального образования.

Велика доля учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации: в течение 2010 года было обучено 15270 граждан на общую сумму 81 млн. 400 тыс. рублей. Наибольшее количество обученных приходится на профессиональную подготовку - 6541 чел. на общую сумму в 57,4 млн. рублей.

При этом объемы подготовки распределяются неравномерно: 15% - по договорам с предприятиями, 23% - по направлениям служб занятости и более 60% - по индивидуальным договорам с гражданами.

В 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей обучалось 2449 человек или 9,5% от общего контингента обучающихся. По сравнению с 2006 годом данный показатель вырос более чем в 2,5 раза: с 2,6% до 9,5%. При общем сохранении контингента обучающихся в учреждениях НПО и СПО области на постоянном уровне до 2015 года планируется увеличение данного показателя до 13,6%.

4. Модернизация материально-технической и учебно-методической базы учреждений профессионального образования.

Одним из основных факторов, сдерживающих увеличение доли обучающихся по сокращенным программам, является устаревшая материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования. С ликвидацией института «базовых предприятий» и в условиях недофинансирования сферы образования в настоящее время существенно уменьшились инвестиции в развитие и укрепление учебноматериальной базы образовательных учреждений НиСПО региона.

Результатом стало ухудшение условий для производственного обучения в указанных учреждениях (расчетно-моральный и физический износ учебного оборудования в них составляет от 50 до 70%), что нарушает целостность образовательного процесса и соответственно снижает качество предоставляемых образовательных услуг.

При этом прирост оснащенности образовательных учреждений начального профессионального образования в целом составляет 2% в год к общей стоимости основных фондов, что не может быть признано удовлетворительным. Совершенно очевидно, что состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности инвестировать в большое количество образовательных учреждений НиСПО.

5. Расширение общественного участия в управлении системой профессионального образования.

Управление начальным и средним специальным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Во всех учреждениях НПО и СПО Белгородской области действуют советы образовательных учреждений, в состав которых входят директор, представители всех категорий работников, обучающихся, родителей, работодателей и заинтересованных организаций с правом совещательного голоса. Функционируют и иные органы самоуправления, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, педагогические, методические и попечительские советы.

С 2006 года при плановом проведении процедур лицензирования и аттестации в учреждениях образования области принимают участие представители общественности. К 2010 году в 68 % учреждений НПО и СПО зафиксированы факты участия общественности в аккредитации и экспертизе учреждений.

На сегодняшний день 10% учреждений НПО и СПО имеют управляющие советы, обеспечивающие демократический государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

6. Повышение мотивации педагогических кадров в образовательной системе региона.

В целях совершенствования организации заработной платы работников, повышения ее уровня, сокращения неэффективных бюджетных расходов, повышения качества и объема предоставляемых образовательных услуг и установления особенностей оплаты труда работников учреждений начального профессионального образования, находящихся в ведении области, было принято постановление правительства Белгородской области от 27 августа 2007 года № 196-ПП «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда учреждений начального профессионального образования, находящихся в ведении Белгородской области на основе нормативно-подушевого финансирования».

Новая система оплаты труда работников учреждений начального профессионального образования была разработана в целях создания стимулов к эффективному использованию бюджетных средств и установлению прозрачного способа распределения финансовых ресурсов в расчете на одного обучающегося. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников системы образования в Белгородской области представлена в табл. 1.

Размер номинальной заработной платы в целом по региону увеличился с 8336,9 тыс. руб. в 2006 г. до 15938,4 тыс. руб. в 2010 г. или на 91,1%; размер номинальной начисленной заработной платы в системе образования также увеличился с 5297,8 тыс. руб. в 2006 г. до 11664 5 тыс. руб. в 2010 г. или на 110,7%[5;с147].

Таблица 1

Среднемесячная номинальная заработная плата работников системы образования региона, тыс. руб.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Размер средней номинальной заработной платы в экономике 8336,9 10479,5 13508,5 14061,0 15938,4

Размер средней номинальной заработной платы в системе образования 5297,8 6554,6 9482,9 11308,9 11664,5

Размер средней реальной заработной платы в экономике 7586,58 9232,44 11711,87 12823,63 14535,82

Размер средней номинальной заработной платы в системе образования 4820,99 5774,6 8221,67 10313,72 10638,02

Как видно из табл. 1, в период с 2006 по 2010 гг. размер реальной заработной платы в экономике увеличился на 91%; размер реальной заработной платы в системе образования региона увеличился на 120,7%.

7. Дополнительные источники финансирования в системе среднего и начального профессионального образования.

За последние годы в образовании Белгородской области уже произошли принципиальные перемены, которые коснулись всех его сторон - от форм собственности, содержания и образовательных технологий до механизмов и уровня финансирования.

Под влиянием трансформации источников финансирования меняется характер деятельности образовательных учреждений и других организаций, оказывающих образовательные услуги. Новый финансовый механизм характеризуется формированием системы многоканального финансирования образования на основе сочетания бюджетного финансирования высших учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и других внебюджетных источников.

Таблица 2

Объемы финансирования учебных заведений среднего профессионального образования, скорректированные с учетом инфляции

Показатель 2007/08 гг. 2008/09 гг. 2009/10 гг.

Объем денежных средств, тыс. руб. 567,1 665,4 864,4

Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. чел. 23,0 20,9 19,8

Размер затрат на 1 учащегося, руб. 2 465,7 3 183,3 4 365,6

Величина инфляции, % 13,3 8,8 8,8

Дефлятор денежных средств, млн. руб. 491,7 606,9 788,34

Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы:

1) в период 2008-2009 гг. наблюдалось увеличение размера финансирования системы СПО на 17% , в этот же период времени происходило уменьшение количества учащихся на 10%;

2) в период 2009-2010 гг. также наблюдалось увеличение размера средств на 29,9%, при этом уменьшение количества студентов в аналогичный период составляло 5,3%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) уменьшение количества студентов свидетельствует о снижении престижности начального и среднего профессионального образования.

По-видимому, для решения последней проблемы необходимо наращивать не только объемы финансирования, но и привлекать другие ресурсы (материальные, кадровые,

информационные) в систему среднего и начального профессионального образования. Одним из способов этого является система государственно-частного партнерства, которое может быть создано между образовательными учреждениями и предприятиями по дос- тижению целей модернизации экономики региона.

Обозначенные проблемы позволяют определить основные направления модернизации региональной образовательной системы:

подготовка квалифицированных специалистов в соответствии со структурой экономики региона;

привлечение дополнительных источников финансирования системы начального и среднего профессионального

образования;

информирование населения о рабочих профессиях НПО и специальностях СПО, востребованных на рынке труда области;

применение форм и методов государственно-частного партнерства в системе НПО и СПО региона.

Факторами модернизации региональной системы профессионального образования Белгородской области можно считать следующие:

формирование нормативно-правовой базы модернизации системы образования региона;

реструктуризация учреждений и изменение порядка финансирования учебных заведений;

организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования; организация эффективной профориентационной работы; создание и развитие сети ресурсных центров, в которых будет интегрированы уровни и элементы региональной образовательной системы.

Список

литературы

1. О системе высшего и среднего профессионального образования в Белгородской области. Аналитический материал.- Белгород: Белгородстат, 2011. - С.6-

72. Долгосрочная целевая программа от 11 июля 1011 года №266-пп «Модернизация систе- мы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального об- разования, подведомственных Департаменту экономического развития Белгородской области, на 2012-2015 годы».

3. Постановление правительства Белгородской области от 29 декабря 2008 года № 328-пп «О создании отраслевых производственно-образовательных

комплексов».

4. Постановление правительства Белгородской области от 27 августа 2007 года № 196-ПП «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда учреждений начального профессионального образования, находящихся в ведении Белгородской области на основе нормативноподушевого

финансирования».

5. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2011:Стат. сб. - Белгород: Белгород-стат, 2011.-

С.147.

THE ANALYSIS OF THE PARAMETERS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL REGIONAL

SYSTEM IN BELGOROD REGION: METHODOLOGICALASPECT

O.A. GERASIMENKO

BelgorodNational

Research University

e-mail:

gerasimenko@bsu.edu.ru

The main directions of regional system development of a vocational education are described in this article: computerization of the population, link of the system of a vocational education with the development of clusters in the region, growth of the number of students, modernization of material-technical base, public participation in the management system, motivation of employees, expansion of the sources of financing the vocational education. The methodology of the analysis can be used in the design of the strategic plans for the vocational education development in the region.

Key words: regional educational system, labor market, cluster, vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.