УДК 374
Гуменная Алиса Николаевна
Центр развития и социальных инноваций «Мир людей», г. Кострома
tordis 1 @yandex. ru
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
В статье рассматривается зарубежная практика подготовки и развития детского и молодежного добровольчества на примере Соединенных Штатов Америки. Охарактеризованы государственные нормативно-правовые и стимулирующие подходы к добровольческой деятельности.
Ключевые слова: подготовка и обучение добровольцев, детское и молодежное добровольчество, кадровый педагогический резерв, молодежная политика.
Добровольчество как устойчивая историческая практика работы с молодежью является уникальной системой со свои-ами и методами работы по социализации молодежи. Одним из важнейших условий ее качественного функционирования является сформированный и профессионально подготовленный кадровый педагогический резерв. Несмотря на меры, осуществляемые государством для развития добровольчества в сфере молодежной политики, а именно: принятие Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, утверждение Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, создание крупных добровольческих проектов (Всемирные студенческие игры в Казани 2013 года, проект «Сочи 2014» по подготовке олимпийских волонтеров), интернет-проекты (Jaba.ru) - на данный момент статус добровольца официально не закреплен, единая программа по обучению российских волонтеров не разработана. Таким образом, возникает противоречие - существует государственный заказ на подготовку добровольческих кадров, но механизмов и инструментов для его реализации в стране не разработаны. Центры развития добровольчества - НКО, общественные организации, добровольческие объединения призваны самостоятельно, нерегламентирован-но заниматься составлением программ и методических пособий по подбору и обучению волонтеров.
Решение данной проблемы возможно через изучение историко-культурных основ институционализации добровольческой деятельности, применение на практике которых может стать основой построения эффективной действующей системы по подготовке добровольцев и по развитию волонтерского движения в целом. В связи с этим предоставляется важным исследовать формы, методы взаимоотношений государства и добровольчества за рубежом, выделить устойчивые паттерны этих отношений. История развития добровольчества на Западе дает богатый материал для понимания и разработки методик для построения рабочей модели по обучению как «педагогов-добровольцев», так и участников волонтерского движения.
Согласно Резолюции принятой Генеральной Ассамблеей ООН, термин «добровольчество» означает широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом [2].
Рассматривая современный опыт и специфику волонтерского движения на Западе, мы, прежде всего, обращаемся к опыту Соединенных Штатов Америки. В США существует законодательно закрепленная система экономической оценки добровольного труда, которая учитывается в составе валового национального продукта. В суммарном эквиваленте в 2010 году сумма часов волонтерской работы 26,8 млн. взрослых американцев равна 8,1 млрд часов, что равно 173 млрд. долларов. В волонтерскую деятельность, по данным федеральной организации Corporation for National and Community Service (CNCS) за 2010 год, вовлечено 62,8% населения США [9], что, несомненно, является самым высоким показателем включенности населения в добровольческую деятельность в мире. Из них подростки и молодежь от 16 до 24 лет, участвующие в добровольческой деятельности составляют 44,6% населения [4].
Необходимо отметить, что в США молодежная политика не является отдельной сферой деятельности государственных органов, воспитание молодых людей - составляющая часть системы образования. Основными инструментами воспитания молодежи, широко применяемыми в США, можно назвать привлечение молодежи к общественной добровольческой деятельности (Youth Service) и активное обучение через опыт (Service Learning). Реализация данных задач происходит в едином проектном направлении, осуществляемом различными ведомствами, организациями, НКО. Отличительная особенность волонтерства в США заключается в том, что оно имеет свое нормативно-правовое обеспечение (т.е. введено в политико-юридическую систему государства). В 1973 году принят закон США о внутренней добровольческой
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Гуменная А.Н., 2013
службе. В 1979 году принят закон о демократической добровольческой службе и образован Национальный центр добровольческих действий «Волонтер», занимающийся организационным развитием волонтерства в США. Стратегии развития образования и вовлечения молодежи в общественную деятельность формулируются на уровне отдельных штатов как субъектов государства. Комитет по добровольческой деятельности инициирует несколько национальных программ, объединяющих общественные организации, которые действуют на уровне штатов, городов и т.д., каждая из которых свободна в определении методов организации мероприятий. Так, например, в 2009 году был принят закон «Serve America Act» [6], дословный перевод «Закон о служении Америке» по которому на ассигнование волонтерской деятельности на территории страны выделяется до 6 млрд. долларов до 2014 года. Кроме того, в рамках закона увеличивается количество мест в Американском Корпусе (сеть национальных волонтерских программ) с 175000 до 250000 тысяч человек. Создается программа «Лето общественного служения» с предоставлением наград в размере 500 долларов в счет оплаты образования учащимся 6-12 классов, программа «Семестр общественного служения» для вовлечения старшеклассников в изучение добровольческой деятельности, а также «Зоны расширения возможностей молодежи» для учащихся средних школ и неучащейся молодежи. Разработана система грантовой поддержки волонтеров. При вырабатывании определенного количества волонтерских часов, учащиеся могут получить премию в области образования для оплаты расходов на образование в высших учебных заведениях, для учебной подготовки, либо для погашения студенческих кредитов. Кроме того, в некоторых волонтерских проектах, таких как Peace Corps (Корпус Мира) после окончания работы в долгосрочных проектах (27 месяцев службы), доброволец получает стипендию в 7425 долларов (без вычета налогов) [5]. Тем не менее, несмотря на грантовую политику и финансовую под-дерку НКО государством, основная сумма денег на развитие волонтерских проектов приходится на благотворительные взносы коммерческих организаций и пожертвования частных лиц. Именно поэтому фандрайзинг является одной из ключевых тем при подготовке и обучении волонтеров.
Результаты исследований добровольчества в Соединенных Штатах позволяют выделить три вида нематериального стимулирования: практическое, информационное и привилегированное. К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных знаний, навыков, опыта работы в различных направлениях, ко второму - обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследователь-
ским разработкам и др.), к третьему - предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участия в торжественных, юбилейных мероприятиях, получения поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций.
Подростки и молодежь привлекаются как в различные волонтёрские проекты в школах, колледжах и университетах, так и в молодежные клубы, общественные организации и объединения. Образовательная деятельность зачастую интегрирована в добровольческую. Такая взаимосвязь основана на гипотезе Уильяма Рамсея (William Ramsey) [7] о связи между насущными практическими потребностями общества и требованиями дисциплинированного рационального мышления в образовании, что становится очень эффективным средством развития и общества, и обучения, и продвижения знаний. Так, например, студенты юридического колледжа Южной Каролины проходят практику в юридических клиниках, правовых комиссиях помогающих социально незащищенным гражданам [8]. Студенты ботаники, совершенствуют свои умения в ботанических садах и лабораториях и т.д. Каждый студент, должен отработать от 350 волонтерских часов, что является обязательным условием для получения диплома.
Добровольчество пропагандируется с раннего детства и предлагает самые разнообразные проекты для участия. Существуют волонтерские проекты для детей с 4-5 лет, например Kids Korps USA. Основная идея данного проекта воспитывать в ребенке «дух служения», развивая лидерские качества и ответственность [3]. Деятельность, осуществляемая юными волонтерами, заключается в упаковывании и раздаче пищи для бездомных, уборке территории, помощи в массовых мероприятиях и т.д.
Необходимо отметить, что деятельность волонтера за рубежом является регламентированной. Обязательным условием отношений между волонтером и принимающей организацией, является, заключение договора, строго определяющего условия, характер и объем работы.
Занятия по подготовке волонтеров являются так же структурированными и регламентированными. Программы, методические пособия по подготовке волонтеров и педагогических кадров разрабатываются специальными комитетами, профессионалами своего дела и далее распространяются в НКО, по этой схеме работает организация «4-Н». Деятельность центра мобильна и актуализирована для подростков, т.к. ориентируется на анализ окружающей среды подростка, его потребностей и интересов, а так же возможностей самой организации. Важной чертой, является подбор волонтера на конкретную акцию, семинар, мероприятие. Для того чтобы принять участие в волонтерской деятельности человек должен обладать определенным опы-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
127
том, личностными характеристиками, навыками и умениями. Волонтеры проходят собеседование и согласование своей кандидатуры, прежде чем приступить к конкретной деятельности [1, с. 82].
В США система воспитания молодежи простроена в духе гордости за национальные ценности и ценности демократии, что стимулирует молодежь к активному добровольческому участию в социальных программах. Пропаганда молодежной добровольческой деятельности проводится через разнообразные средства массовой информации: школьные, университетские газеты, радио, популярные сериалы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в США разработан эффективный механизм поддержки и развития волонтерской деятельности. Адаптированный зарубежный опыт вовлечения, обучения и поддержки добровольцев может быть внедрен и применен в российских условиях. На наш взгляд наиболее интересным для апробации является механизм разработки методических пособий по работе с волонтерами компетентными учреждениями, учитывающих региональные, возрастные, гендерные и профессиональные особенности и потребности добровольцев и их адресатов.
Библиографический список
1. Мирошкина М.Р. Зарубежный опыт организации работы с населением в местных сообществах:
Научно-методический комплекс. - М.: Кейп Паб-лишерз, 2010. - 82 с.
2. Рекомендации о поддержке добровольчества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ 56/38/ // Материалы VI общероссийской конференции по добровольчеству 20-21 мая 2009 г. - М., 2009. - С. 8.
3. http://www.kidskorps.org/
4. Information on volunteering and civic engagement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. volunteeringinamerica. gov/ export.cfm (дата обращения 07.06.2012).
5. Learn about volunteering / What are the benefits? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.peacecorps.gov/index.cfm?shell=learn.whyvol (дата обращения 07.06.2012).
6. Serve America Act. PUBLIC LAW 111-13-APR. 21, 2009.
7. Stanton T., GilesD., & Cruz N. Service-learning: A movement’s pioneers reflect on its origins, practice and future. San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
8. University of South Carolina. Pro bono program. Volunteer opportunities [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://law.sc.edu/pro_bono/ opportunities.shtml (дата обращения 29.05.2012).
9. Volunteering in Amerika. Higtligts: Numbers of volunteers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. volunteeringinamerica. gov/ index.cfm (дата обращения 07.06.2012).
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19