Научная статья на тему 'Современная практика обучения добровольцев в Соединенных Штатах Америки'

Современная практика обучения добровольцев в Соединенных Штатах Америки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЦЕВ / ДЕТСКОЕ И МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / КАДРОВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / CHILDREN''S AND TEENAGERS’ VOLUNTARY / PREPARATION AND TRAINING OF VOLUNTEERS / PERSONNEL RESERVE / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуменная Алиса Николаевна

В статье рассматривается зарубежная практика подготовки и развития детского и молодежного добровольчества на примере Соединенных Штатов Америки. Охарактеризованы государственные нормативно-правовые и стимулирующие подходы к добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current practice of volunteer’s education in the USA

The article considers the international practice of children and teenagers’ voluntary development by the example of the USA. State regulatory and encouraging approaches to the volunteer activities are characterized.

Текст научной работы на тему «Современная практика обучения добровольцев в Соединенных Штатах Америки»

УДК 374

Гуменная Алиса Николаевна

Центр развития и социальных инноваций «Мир людей», г. Кострома

tordis 1 @yandex. ru

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

В статье рассматривается зарубежная практика подготовки и развития детского и молодежного добровольчества на примере Соединенных Штатов Америки. Охарактеризованы государственные нормативно-правовые и стимулирующие подходы к добровольческой деятельности.

Ключевые слова: подготовка и обучение добровольцев, детское и молодежное добровольчество, кадровый педагогический резерв, молодежная политика.

Добровольчество как устойчивая историческая практика работы с молодежью является уникальной системой со свои-ами и методами работы по социализации молодежи. Одним из важнейших условий ее качественного функционирования является сформированный и профессионально подготовленный кадровый педагогический резерв. Несмотря на меры, осуществляемые государством для развития добровольчества в сфере молодежной политики, а именно: принятие Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, утверждение Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, создание крупных добровольческих проектов (Всемирные студенческие игры в Казани 2013 года, проект «Сочи 2014» по подготовке олимпийских волонтеров), интернет-проекты (Jaba.ru) - на данный момент статус добровольца официально не закреплен, единая программа по обучению российских волонтеров не разработана. Таким образом, возникает противоречие - существует государственный заказ на подготовку добровольческих кадров, но механизмов и инструментов для его реализации в стране не разработаны. Центры развития добровольчества - НКО, общественные организации, добровольческие объединения призваны самостоятельно, нерегламентирован-но заниматься составлением программ и методических пособий по подбору и обучению волонтеров.

Решение данной проблемы возможно через изучение историко-культурных основ институционализации добровольческой деятельности, применение на практике которых может стать основой построения эффективной действующей системы по подготовке добровольцев и по развитию волонтерского движения в целом. В связи с этим предоставляется важным исследовать формы, методы взаимоотношений государства и добровольчества за рубежом, выделить устойчивые паттерны этих отношений. История развития добровольчества на Западе дает богатый материал для понимания и разработки методик для построения рабочей модели по обучению как «педагогов-добровольцев», так и участников волонтерского движения.

Согласно Резолюции принятой Генеральной Ассамблеей ООН, термин «добровольчество» означает широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом [2].

Рассматривая современный опыт и специфику волонтерского движения на Западе, мы, прежде всего, обращаемся к опыту Соединенных Штатов Америки. В США существует законодательно закрепленная система экономической оценки добровольного труда, которая учитывается в составе валового национального продукта. В суммарном эквиваленте в 2010 году сумма часов волонтерской работы 26,8 млн. взрослых американцев равна 8,1 млрд часов, что равно 173 млрд. долларов. В волонтерскую деятельность, по данным федеральной организации Corporation for National and Community Service (CNCS) за 2010 год, вовлечено 62,8% населения США [9], что, несомненно, является самым высоким показателем включенности населения в добровольческую деятельность в мире. Из них подростки и молодежь от 16 до 24 лет, участвующие в добровольческой деятельности составляют 44,6% населения [4].

Необходимо отметить, что в США молодежная политика не является отдельной сферой деятельности государственных органов, воспитание молодых людей - составляющая часть системы образования. Основными инструментами воспитания молодежи, широко применяемыми в США, можно назвать привлечение молодежи к общественной добровольческой деятельности (Youth Service) и активное обучение через опыт (Service Learning). Реализация данных задач происходит в едином проектном направлении, осуществляемом различными ведомствами, организациями, НКО. Отличительная особенность волонтерства в США заключается в том, что оно имеет свое нормативно-правовое обеспечение (т.е. введено в политико-юридическую систему государства). В 1973 году принят закон США о внутренней добровольческой

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Гуменная А.Н., 2013

службе. В 1979 году принят закон о демократической добровольческой службе и образован Национальный центр добровольческих действий «Волонтер», занимающийся организационным развитием волонтерства в США. Стратегии развития образования и вовлечения молодежи в общественную деятельность формулируются на уровне отдельных штатов как субъектов государства. Комитет по добровольческой деятельности инициирует несколько национальных программ, объединяющих общественные организации, которые действуют на уровне штатов, городов и т.д., каждая из которых свободна в определении методов организации мероприятий. Так, например, в 2009 году был принят закон «Serve America Act» [6], дословный перевод «Закон о служении Америке» по которому на ассигнование волонтерской деятельности на территории страны выделяется до 6 млрд. долларов до 2014 года. Кроме того, в рамках закона увеличивается количество мест в Американском Корпусе (сеть национальных волонтерских программ) с 175000 до 250000 тысяч человек. Создается программа «Лето общественного служения» с предоставлением наград в размере 500 долларов в счет оплаты образования учащимся 6-12 классов, программа «Семестр общественного служения» для вовлечения старшеклассников в изучение добровольческой деятельности, а также «Зоны расширения возможностей молодежи» для учащихся средних школ и неучащейся молодежи. Разработана система грантовой поддержки волонтеров. При вырабатывании определенного количества волонтерских часов, учащиеся могут получить премию в области образования для оплаты расходов на образование в высших учебных заведениях, для учебной подготовки, либо для погашения студенческих кредитов. Кроме того, в некоторых волонтерских проектах, таких как Peace Corps (Корпус Мира) после окончания работы в долгосрочных проектах (27 месяцев службы), доброволец получает стипендию в 7425 долларов (без вычета налогов) [5]. Тем не менее, несмотря на грантовую политику и финансовую под-дерку НКО государством, основная сумма денег на развитие волонтерских проектов приходится на благотворительные взносы коммерческих организаций и пожертвования частных лиц. Именно поэтому фандрайзинг является одной из ключевых тем при подготовке и обучении волонтеров.

Результаты исследований добровольчества в Соединенных Штатах позволяют выделить три вида нематериального стимулирования: практическое, информационное и привилегированное. К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных знаний, навыков, опыта работы в различных направлениях, ко второму - обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследователь-

ским разработкам и др.), к третьему - предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участия в торжественных, юбилейных мероприятиях, получения поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций.

Подростки и молодежь привлекаются как в различные волонтёрские проекты в школах, колледжах и университетах, так и в молодежные клубы, общественные организации и объединения. Образовательная деятельность зачастую интегрирована в добровольческую. Такая взаимосвязь основана на гипотезе Уильяма Рамсея (William Ramsey) [7] о связи между насущными практическими потребностями общества и требованиями дисциплинированного рационального мышления в образовании, что становится очень эффективным средством развития и общества, и обучения, и продвижения знаний. Так, например, студенты юридического колледжа Южной Каролины проходят практику в юридических клиниках, правовых комиссиях помогающих социально незащищенным гражданам [8]. Студенты ботаники, совершенствуют свои умения в ботанических садах и лабораториях и т.д. Каждый студент, должен отработать от 350 волонтерских часов, что является обязательным условием для получения диплома.

Добровольчество пропагандируется с раннего детства и предлагает самые разнообразные проекты для участия. Существуют волонтерские проекты для детей с 4-5 лет, например Kids Korps USA. Основная идея данного проекта воспитывать в ребенке «дух служения», развивая лидерские качества и ответственность [3]. Деятельность, осуществляемая юными волонтерами, заключается в упаковывании и раздаче пищи для бездомных, уборке территории, помощи в массовых мероприятиях и т.д.

Необходимо отметить, что деятельность волонтера за рубежом является регламентированной. Обязательным условием отношений между волонтером и принимающей организацией, является, заключение договора, строго определяющего условия, характер и объем работы.

Занятия по подготовке волонтеров являются так же структурированными и регламентированными. Программы, методические пособия по подготовке волонтеров и педагогических кадров разрабатываются специальными комитетами, профессионалами своего дела и далее распространяются в НКО, по этой схеме работает организация «4-Н». Деятельность центра мобильна и актуализирована для подростков, т.к. ориентируется на анализ окружающей среды подростка, его потребностей и интересов, а так же возможностей самой организации. Важной чертой, является подбор волонтера на конкретную акцию, семинар, мероприятие. Для того чтобы принять участие в волонтерской деятельности человек должен обладать определенным опы-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

127

том, личностными характеристиками, навыками и умениями. Волонтеры проходят собеседование и согласование своей кандидатуры, прежде чем приступить к конкретной деятельности [1, с. 82].

В США система воспитания молодежи простроена в духе гордости за национальные ценности и ценности демократии, что стимулирует молодежь к активному добровольческому участию в социальных программах. Пропаганда молодежной добровольческой деятельности проводится через разнообразные средства массовой информации: школьные, университетские газеты, радио, популярные сериалы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в США разработан эффективный механизм поддержки и развития волонтерской деятельности. Адаптированный зарубежный опыт вовлечения, обучения и поддержки добровольцев может быть внедрен и применен в российских условиях. На наш взгляд наиболее интересным для апробации является механизм разработки методических пособий по работе с волонтерами компетентными учреждениями, учитывающих региональные, возрастные, гендерные и профессиональные особенности и потребности добровольцев и их адресатов.

Библиографический список

1. Мирошкина М.Р. Зарубежный опыт организации работы с населением в местных сообществах:

Научно-методический комплекс. - М.: Кейп Паб-лишерз, 2010. - 82 с.

2. Рекомендации о поддержке добровольчества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ 56/38/ // Материалы VI общероссийской конференции по добровольчеству 20-21 мая 2009 г. - М., 2009. - С. 8.

3. http://www.kidskorps.org/

4. Information on volunteering and civic engagement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. volunteeringinamerica. gov/ export.cfm (дата обращения 07.06.2012).

5. Learn about volunteering / What are the benefits? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.peacecorps.gov/index.cfm?shell=learn.whyvol (дата обращения 07.06.2012).

6. Serve America Act. PUBLIC LAW 111-13-APR. 21, 2009.

7. Stanton T., GilesD., & Cruz N. Service-learning: A movement’s pioneers reflect on its origins, practice and future. San Francisco: Jossey-Bass, 1999.

8. University of South Carolina. Pro bono program. Volunteer opportunities [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://law.sc.edu/pro_bono/ opportunities.shtml (дата обращения 29.05.2012).

9. Volunteering in Amerika. Higtligts: Numbers of volunteers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. volunteeringinamerica. gov/ index.cfm (дата обращения 07.06.2012).

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.