Научная статья на тему 'Современная этика на занятиях английского языка как фактор повышения общекультурной компетенции студента - строителя'

Современная этика на занятиях английского языка как фактор повышения общекультурной компетенции студента - строителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHICAL EDUCATION / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURAL COMPETENCE / МАСТЕРИНГ / MASTERING / ЭТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ETHICAL KNOWLEDGE / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / КАТЕГОРИИ МОРАЛИ / ETHICAL CATEGORIES / ЭТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ETHICAL DIALOGUE / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / MORAL CHOICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрицкая Е.А.

Статья посвящена проблеме повышения общекультурной компетенции студента, способного работать в едином мультикультурном пространстве, с учетом требований современной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHIC IN ENGLISH LANGUAGE STUDYING AS THE FACTOR IMPROVING CULTURAL COMPETENCE OF CONSTRUCTING SPECIALITIES STUDENTS

Article is devoted to the problem of students cultural competence improvement. Modern students must be able to work in multicultural world, taking into account the request of modern ethic.

Текст научной работы на тему «Современная этика на занятиях английского языка как фактор повышения общекультурной компетенции студента - строителя»

4/2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА - СТРОИТЕЛЯ

MODERN ETHIC IN ENGLISH LANGUAGE STUDYING AS THE FACTOR IMPROVING CULTURAL COMPETENCE OF CONSTRUCTING SPECIALITIES STUDENTS

Е.А. Мокрицкая E.A. Mokritskaya

Оренбургский государственный университет

Статья посвящена проблеме повышения общекультурной компетенции студента, способного работать в едином мультикультурном пространстве, с учетом требований современной этики.

Article is devoted to the problem of students cultural competence improvement. Modern students must be able to work in multicultural world, taking into account the request of modern ethic.

Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями практически во всех сферах его жизни. Значительные изменения происходят и в области высшего образования, к которому предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся социуме. В связи с переходом системы высшего образования на программу бакалавриата, особое внимание уделяется повышению общекультурной компетенции студентов, способных работать в едином мультикультурном пространстве. Следовательно, современные специалисты, владея, прежде всего профессиональными навыками, должны отличаться достойными нравственными качествами, обеспечивающими гармоническую коммуникацию в свете сегодняшней ситуации глобализирующегося мира, требующего диалога культур.

Несмотря на глобальные перемены, строительство всегда являлось и является актуальной сферой деятельности во всем мире. В связи с этим, перед вузами, подготавливающими инженеров-строителей, в качестве одной из важных стоит задача подготовки будущих строителей, владеющих не только профессиональными знаниями и умениями, но и этическими знаниями, т.е. специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность с учетом современных процессов глобализации и интересов других людей, способных этически грамотно взаимодействовать с людьми, принимать решения в сложных ситуациях, в целом обладать высоким уровнем этической образованности.

Таким образом, предмет этики становится все более междисциплинарным, а процесс освоения студентами этическими знаниями делается более технологичным, конкретизируется в процессе совместной деятельности педагога и студента. На наш взгляд, в процессе изучения иностранного языка складываются благоприятные условия для системного развития этических знаний наряду с изучением языка и формированием иноязычной коммуникативной компетенции. Посредством обращения к этическим знаниям, на занятиях по иностранному языку представляется возможным усилить этический компонент высшего образования и дать студенту ясное представление об этических понятиях и ценностях, которые служат ориентиром принятия решения в ситуациях морального выбора. «Смысловая составляющая знания наполняет информацию студента о категориях этики и понятиях морали смыслом, «осознание которого есть не что иное, как ценность знания» [2].

По нашему мнению, этические знания предполагают верное суждение, с точки зрения этических категорий как ценностей, о поведении человека и понимание того, что любой человек всегда находится в ситуации морального выбора.

В нашем исследовании мы способствуем овладению этическими знаниями студентами университета в процессе изучения английского языка, поэтому мы посчитали целесообразным употребить в нашей работе английское слово «mastering», которое в переводе с английского языка означает высокую степень овладения чем-либо. Отметим, что под понятием «мастеринг этических знаний» мы понимаем процесс овладения студентами этическими знаниями, который включает усвоение, освоение и применение знаний. Мастеринг этических знаний студентов в сфере высшего образования рассматривается нами как проблема педагогики и педагогической антропологии. Педагогическая антропология - это педагогически ориентированная философская теория. Это наука о сущности человека, о взаимозависимости человека и культуры, человека и воспитания, о целях и возможностях воспитания. Педагогическая антропология ставит в центр отношения: человек - человек, человек - природа, что непосредственно связанно с этическими знаниями [3]. Этические проблемы при этом предстают особенно важными для человека. Этические ценности являются интерсубъективными, общечеловеческими и играют большую роль в жизненной и профессиональной ориентации будущего специалиста.

Мастеринг этических знаний базируется на аксиологическом, культурологическом, деятельностном, личностно-ориентированном подходах и заключает в себе следующие компоненты:

- когнитивный (этические знания, т.е. наличие знаний о нормах и ценностях общества);

- эмоционально-ценностный (этическое осмысление, т.е. умение анализировать, воспринимать роль другого человека);

- практический (ситуации морального выбора, т.е. способность принимать решение, руководствуясь этическими знаниями, готовность идти на компромисс, к поиску альтернативных решений).

Мастеринг этических знаний включает не только усвоение понятий, норм, категорий этики, но их глубокое теоретическое осмысление, прочувствование, осознание их необходимости на основе фундаментальных законов, ценностей, выработанных человечеством и систематизированных философами и педагогами.

Насущность мастеринга этических знаний студентов была выявлена в процессе нашего исследования этических знаний студентов-строителей Оренбургского государственного университета. Мы обнаружили существенное незнание и недооценивание

4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

студентами роли этических ценностей в современном мире и выяснили, что большинство студентов не имеют представления о «золотом правиле этики», установившимся с древних времен в разных культурах, затрудняются в определении термина «этика», области ее знаний и предмете изучения, не могут осмыслить категории добра и зла, ассоциируют свободу с вседозволенностью, а понятия совести, долга, чести и достоинства считают устаревшими.

Таким образом, анализируя результаты выявленных нами этических знаний студентов университета, мы обнаружили их низкий уровень, а, следовательно, убедились в целесообразности мастеринга этических знаний студентов университета.

На занятиях английского языка мы в процессе чтения текста или изучения разговорной темы соответственно рабочей программе, выделяли 10-20 минут на мастеринг этических знаний студентов, т.е. ставили вопрос о значении какого-либо понятия сопряженного с тематикой изучаемого материала, разъясняли смысл данного понятия, ценности в традиционном понимании научной мысли, обсуждали понятия и возникающие в процессе дискуссии вопросы.

Наша задача состояла в том, чтобы показать и доказать важность, необходимость, востребованность этических знаний при анализе проблемных ситуаций, т.е. при поиске ее возможных решений. Весь нравственный опыт человека складывается из проблемных ситуаций, в которых нужно принимать наиболее оптимальное решение, исходя из ее особенностей.

Мастеринг этических знаний предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и студентов, совместные размышления, поиск ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие студентов к нравственно-ценным ориентирам и стимулирующие этические суждения, которые базируются не только на усвоении знаний, но и на мастеринге, т.е. осознанном овладении, а также на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения.

В процессе исследования мы выяснили, что одним из методов мастеринга этических знаний является этическая беседа или этический диалог, направленный на овладение студентами этическими знаниями, их способность мыслить. Диалог, по М. Бахтину, - это «взаимопонимание участвующих в этом процессе и в то же время сохранение своего мнения, сохранение дистанции (своего места)»[1]. Здесь важны отношения по формуле: я - ты с признанием и «слышанием» другого при уважительном отношении к «другому», попытка найти взаимопонимание, основанное на искренности.

В.П. Бездухов подчеркивает, что этический диалог пробуждает у студентов интерес к этике, развивает потребность в моральном осмыслении, способствует усвоению этических понятий [2]. Диалог выступает побудительной основой самоопределения и самоосмысления студентов. Благодаря использованию нами этических диалогов студенты в процессе обучения приобретают этические знания, овладевают ими, получают возможность рефлектировать, опираясь на теоретические этические знания. Этический диалог, обеспечивает формирование моральных знаний студентов, способность мыслить, пробуждает интерес студентов к этике, развивает у них потребность в этическом осмыслении, способствует освоению ими категорий и понятий этики, морали. Студенты включаются в процесс рассуждения, именно этот процесс должен лежать в основе этической беседы. Важно, чтобы педагог не объяснял понятия морали, а выводил к ним мысли студентов в процессе совместного поиска, в основе которого лежит не простое восприятие знаний, а деятельностная форма усвоения этических понятий. Однако понятия должны быть не только усвоены, но и присвоены студентами, т.е. стать лич-

ностно значимыми, поэтому с помощью разнообразных тренировочных методик, позволяющих вывести студентов на положительный опыт, необходимо включить студентов в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения, соотнести этот опыт с этически выверенными нормами образа жизни людей в вековом опыте человечества и закрепить в моделируемых ситуациях морального выбора.

В качестве примера овладения этическими знаниями студентов приведем занятие по изучению темы «Russian Federation». В первую очередь, мы акцентируем внимание студентов на столице нашей Родины, взываем к размышлению, диалогу о Москве как центре отечества, ценности России. В данном случае ситуация морального выбора не выходит на проблему, что хорошо, а что плохо, а выходит на более широкий спектр вопросов, что доступно и интересно студенту.

В этой связи, обучение иностранному языку в процессе изучения темы «Russian Federation» дополняется новой лексикой и выражениями: любить Родину - to love your motherland защищать Родину- to protect your motherland долг Родине - duty to your motherland быть ответственным - to be responsible for ценность Отечества - the value of your motherland и другими.

По истечении занятия в сознании студента закрепилось, что он является не просто человеком, но россиянином, несущим ответственность за свою родину, а также носителем культуры своего отечества. Для строителя - это проблема градостроительства с учетом национальных и природных ценностей.

По аналогии мы рассматривали другие темы, предусмотренные рабочей программой, такие как «Orenburg region», «Great Britain», «My family» и т.п. В процессе изучения темы «Моя семья» мы акцентировали внимание студентов на высших жизненных ценностях, ответственности, долженствовании.

Мастеринг этических знаний студентов предполагает акцентуацию этических знаний на профессиональную этику. Рассуждение со студентами - строителями возможно начать с практически любой проблемы, которая обязательно натолкнет их на мысль о взаимосвязи практики и вопросов морали. Так, например, будущими строителями рассматривается адекватность поведения перед заказчиками, участниками проекта, чьи интересы могут быть задеты при его выполнении, возможно возникновение конфликта между личностными ценностями и профессиональными установками.

Мы акцентируем внимание студентов, что специалист должен обладать не только профессиональными знаниями, но знаниями иностранного языка и этическими знаниями, чтобы быть готовым к диалогу культур в свете расширяющихся возможностей работы за рубежом. Таким образом, мы подчеркиваем значимость этического аспекта и обращаем внимание на необходимые качества современного специалиста.

На данном этапе мы поднимаем вопросы ценностно-морального сознания, в структуре которого с учетом условий современности мы выделяем мастеринг центральных этических понятий: совесть, долг, ответственность, честь и достоинство, на наш взгляд, в первую очередь необходимых будущему специалисту.

Наши инновационные занятия предполагают, не снимая структуры изучения темы, использовать проблемный стиль обсуждения вопросов этики, и человеческого поведения, имеющие ценностные фундаментальные основания. Мы способствуем повышению общекультурной компетенции студентов, внедряя в учебный процесс этические знания, понятия, за которыми стоит человек в ситуации морального выбора, раз-

4/2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

мышляющий и принимающий решение в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Таким образом, наряду с традиционной моделью ведения практических занятий мы использовали анализ проблемных ситуаций в различных сферах деятельности для осуществления взаимосвязанных задач, направленных на мастеринг этических знаний, а, следовательно, на воспитание и развитие интеллектуальной личности и конкурентоспособного специалиста.

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986. 353с.

2. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля пед. деятельности будущего учителя. Самара: СГПИ, 1992. 104с.

3. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высш. учебн. Заведений. М.: издательский центр «Академя», 2006. 208с.

4. Шрейдер Ю.А. Этика: Учебное пособие. М.: Текст, 1998. 271с.

References

1. Bakhtin M.M. Estetika of verbal creativity. M: "Art", 1986. - 353p.

2. Bezduhov V.P. Theoretical problems of formation of humanistic style ped. activity of the future teacher. Samara: SSPI, 1992. 104p.

3. Maksakova V. I. Pedagogical anthropology: Manual for high school students. M: publishing centre "Academy", 2006. 208p.

4. Shrejder Ju.A. Ethic: the Manual. M: Text, 1998. 271p.

Ключевые слова: этическое образование, общекультурная компетенция, мастеринг, этические знания, нравственные ценности, категории морали, этический диалог, моральный выбор, педагогическая антропология

Key words: ethical education, cultural competence, mastering, ethical knowledge, moral values, ethical categories, ethical dialogue, a moral choice, pedagogical anthropology

Телефон:89033666601 helenafine@rambler.ru

Рецензент: Кривых E.Г., к.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии ГОУ ВПО МГСУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.