Научная статья на тему '«Мастеринг» этических знаний в университетском образовании'

«Мастеринг» этических знаний в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕРИНГ / ЭТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭТИКА В ВЕК ГЛОБАЛИЗАЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕН / НОСТИ / ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ДОСТОИНСТВО / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрицкая Елена Александровна

В свете современной глобализации в статье рассматриваются некоторые принципы овладе, ния этическими знаниями в университете, что раскрывается во введенном автором понятии «ма, стеринг» этических знаний. Освоение этическими знаниями может осуществляться не только на занятиях дисциплины «Этика», но и в любых учебных курсах. По мнению автора, особенно благо, приятные условия создаются на занятиях иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мастеринг» этических знаний в университетском образовании»

Мокрицкая Е.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: nssakharova@mail.ru

«МАСТЕРИНГ» ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В свете современной глобализации в статье рассматриваются некоторые принципы овладения этическими знаниями в университете, что раскрывается во введенном автором понятии - «мастеринг» этических знаний. Освоение этическими знаниями может осуществляться не только на занятиях дисциплины «Этика», но и в любых учебных курсах. По мнению автора, особенно благоприятные условия создаются на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: мастеринг, этические знания, этика в век глобализации, нравственные ценности, этические категории, достоинство, моральный выбор.

К университетскому образованию сегодня объективно выдвигаются новые требования, в частности, уделяется внимание нравственно

- этическому аспекту. Это во многом связано со становлением новой этики в век глобализации, переосмысляющей ситуацию морального выбора человека в современном изменяющемся мире. Выдвижение этической проблематики является одним из наиболее важных условий выживания человечества, что заставляет людей искать новые возможности повышения эффективности совместной деятельности. Предмет этики становится все более междисциплинарным, а процесс освоения студентами этическими знаниями делается более технологичным, конкретизируется в процессе совместной деятельности педагога и студента. Что касается иностранного языка, то в процессе его изучения складываются благоприятные условия для системного развития этических знаний наряду с изучением языка и формированием иноязычной коммуникативной компетенции. Иностранный язык способствует развитию как интеллектуальных, речевых, эмоциональных способностей студентов, так и их личностных качеств, ориентации в общечеловеческих ценностях. Изучение иностранного языка, особенно английского, признанного международным в широком коммуникативном пространстве, является действенным средством изучения не только культурного наследия своего народа и народов страны изучаемого языка, но и способствует освоению и осмыслению норм морали, системы ценностей, оценке действий, поступков и поведения людей. Следовательно, посредством обращения к этическим знаниям, на занятиях по иностранному языку представляется возможным усилить этический компонент высшего образования и

дать студенту ясное представление об этических категориях и ценностях, которые способствуют повышению общего уровня культуры специалиста, благоразумному общению в условиях современного процесса международной коммуникации, а также осознанию студентами принадлежности к определенной культуре и возможности взаимодействия с представителями других культур, при котором необходимо учитывать их моральные устои и убеждения.

Так как мы способствуем овладению этическими знаниями студентами университета на дисциплине «Иностранный язык», а именно в процессе изучения английского языка, то мы посчитали целесообразным употребить в нашей работе английское слово «mastering», которое в переводе с английского языка означает высокую степень овладения чем-либо. Отметим, что под понятием «мастеринг этических знаний» мы понимаем процесс овладения студентами этическими знаниями, который включает усвоение, освоение и применение знаний. Мастеринг этических знаний базируется на аксиологическом, культурологическом, деятельностном, личностно-ориентированном подходах и заключает в себе следующие компоненты:

- когнитивный (этические знания, т.е. наличие знаний о нормах и ценностях общества);

- эмоционально-ценностный (этическое осмысление, т.е. умение анализировать, воспринимать роль другого человека);

- практический (ситуации морального выбора, т.е. способность принимать решение, руководствуясь этическими знаниями, готовность идти на компромисс, к поиску альтернативных решений).

Мастеринг этических знаний включает не только усвоение понятий, норм, категорий этики, но их глубокое теоретическое осмысление, прочувствование, осознание их необходимости на основе фундаментальных законов, ценностей, выработанных человечеством и систематизированных философами и педагогами.

Мастеринг этических знаний студентов в сфере университетского образования рассматривается нами как проблема педагогики и педагогической антропологии. Антропология представляет собой знание о человеке. Педагогическая антропология - это педагогически ориентированная философская теория. Это наука о сущности человека, о взаимозависимости человека и культуры, человека и воспитания, о целях и возможностях воспитания. Педагогическая антропология ставит в центр отношения: человек - человек, человек - природа, что непосредственно связанно с этическими знаниями. Этические проблемы при этом предстают особенно важными для человека. Этические ценности являются интерсубъективными, общечеловеческими и играют большую роль в жизненной и профессиональной ориентации студента.

Обратимся к истории философской мысли об этических знаниях как жизненных ценностях. Отметим, что античная этика носила эвдемонический характер и решала проблему, как с помощью разума можно добиться счастливой жизни, не уповая на волю богов. Софисты развернули деятельность по научению мудрости, силе слова, добродетелям. Согласно Сократу, знания и поступки, т.е. теория и практика едины: знание определяет ценность «дела», а «дело» — ценность знания. Он считал, что знания неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Таким образом, Сократ размышлял о взаимодействии знания и добродетели и считал проблему человека и человеческих отношений главной в философии. Знание по Сократу - это способность понимать сущность людей и вещей, оно изначально заключено в человеке, нужно только вспомнить его, следовательно, оно должно стать осознанным [1, 218]. Аристотель разделял убежденность Сократа в том, что именно разум толкает человека на добрые поступки, следовательно, человек знающий, т.е. обладающий этическими знаниями не будет поступать дурно. Отсюда можно сделать вывод что, Аристотель полагал, что мораль-

но-нравственный человек, не тот, кто обладает знаниями о добродетелях, а тот, кто применяет знания на практике. По Аристотелю, этическое знание делает поведение человека разумным, нравственным. Заметим, что поведение становится нравственным не только благодаря наличию знаний, но, к тому же, необходима привычка, приобретаемая в процессе воспитания и этического просвещения. Аристотель утверждал, что цель этики «не познание, а поступки» и полагал, что этика учит тому, как стать добродетельным, наилучшим, а ее задача научить человека как стать счастливым и осознать главные цели своей жизнедеятельности.

Согласно позиции мыслителей 19 века, этика, изучающая мораль, не остается более лишь теорией, а становится настоящим «искусством жить». Л. Фейербах (1804-1872), Э. Фромм (1900-1980) полагают, что истинную мораль и подлинную этику мы можем выработать, только зная природу человека. Антропология в данном случае выступает как основа практически направленных этических знаний.

С точки зрения педагогического анализа, отметим, что этические знания сопрягаются с воспитательной функцией образования, способствуют этическому просвещению и развитию личности. Как показывает история этико-педагогических учений, представление о морали, нравственности было связанно с практическими знаниями и особо подчеркивалась мысль, что самое главное человеческое качество - добродетель, которую надо прививать, т.е. целенаправленно учить. Таким образом, добродетель рассматривалась, как умение хорошо поступать, а хорошо поступать может тот, кто знает, как именно нужно поступать. Следовательно, считалось, что поведение напрямую зависит от знания, а образование должно вооружить народ знаниями необходимыми не только для материального, но и для духовного благосостояния личности.

Итак, анализируя различные труды современных педагогов и мыслителей, можно сделать вывод, что сущность этических знаний заключается в представлении о моральных нормах поведения человека, этических добродетелях и нравственных ценностях, а также в том, что любой человек находится в ситуации морального выбора и этот выбор должен осуществлятся на основе знаний, накопленных в традиции этического воспита-

ния. Этические знания включают способность к нравственной саморефлексии, моральной оценке поведения людей.

Моральные и нравственные ориентации составляют содержание этических знаний. Таким образом, в понятие содержание этического знания личности на современном этапе включаются такие ценностные ориентации как: добро и зло в нравственной жизни человека, проблема морального выбора поступков, долг и ответственность, достоинство и честь человека, проблемы справедливости и свободы, совесть как нравственный самоконтроль личности, а также высшие жизненные ценности, к которым относятся счастье, радость, любовь, смысл жизни.

На наш взгляд, этические знания можно разделить на два уровня, теоретический и практический. Теоретическое этическое знание включает в себя знание (философско-этическое представление) о нравственных понятиях и этических категориях, таких как о моральный выбор, добро и зло, долг, достоинство, ответственность, высшие жизненные ценности и другие. Практическое нравственное знание - это аналитическое суждение о поведении в конкретных жизненных ситуациях с ориентацией на то «как должно быть», это действия личности в моделированных конфликтно-игровых ситуациях, в которых проявляется разумное использование этико-теоретических знаний.

Заметим, этические знания вырабатываются практикой культурных норм общества, воспитанием в семье, школе, различных образовательных учреждениях и имеют ценность не сами по себе, а только когда они переходят в нормы, в требования к поведению. По словам И.Л. Зеленковой, этические знания формируются в контекстах реальных нравственных процессов, выполняя по отношению к ним нормативную и ценностно-ори-ентирующую функцию [2, 17]. Ценностные ориентации - это внутренний компонент сознания и самосознания личности [3, 203]. Мораль насыщена ценностными ориентациями. Мир этических ценностей составляет комплекс нравственных ценностей, которые выступают в качестве ядра саморегуляции и регуляции общественных отношений, являясь в широком смысле слова «внутренним стержнем культуры общества» [4, 21]. Переосмысляя слова А.Г. Здравомыслова, отметим, что в системе нравственных ценностей нахо-

дит выражение мера решимости, готовности личности к изменению мира, которая не ос-таетсая стабильной и неизменной. Благодаря этическим знаниям нравственные ценности раскрываются и выступают ориентирами морального поведения студентов. Исходя из этого мы видим, что мастеринг этических знаний студента с педагогической точки зрения заключается в формировании и развитии этических ориентаций, относящихся к человеческому поведению. Мы делаем акцент на ситуации морального выбора, так как считаем необходимым прояснить студенту возможности и пути совершения нравственного выбора в этически сложных ситуациях на основе этических знаний и ценностных ориентиров. По словам А.П. Скрипника, «проблема нравственного выбора возникает, когда в одной ситуации две нравственные нормы сталкиваются друг с другом» [5, 204]. Следовательно, человек должен уметь оценить возможные последствия выбора, соотнести свои цели с опытом жизни других людей и с последствиями, сделанного им выбора, думать о собственном достоинстве, о развитии своих отношений с другими людьми, четко представлять возможные формы своего поведения, основываясь на имеющиеся у него этические знания. С точки зрения морального выбора этическое знание мы рассматриваем как ценность, так как его составляющая включает в себя не просто информацию, а наполняет ее личностными смыслами, осознание которых является ценностью, а, следовательно, и ценностью знания. Этические знания снимают или опосредствуют напряжения и противоречия, которые нередко возникают между общими моральными принципами и теми решениями, которые человек вынужден принимать, исполняя свои обязанности, в том числе профессиональные.

Мы считаем, что этические знания, включающие в себя знания этических добродетелей, моральных ориентиров, истории жизни других людей, помогут студенту прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным и показать, к каким последствиям приведет то или иное решение, а умение принять этически верное решение является очень важным в общественной и профессиональной деятельности. Владея этическими знаниями, студент получает возможность оценивать этические ситуации и совершать нравственный выбор в системе альтернатив. Человек поступает этически пра-

вильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы. Нередко в ситуации морального выбора человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, которые рассматриваются как более высокие. А сложность морального выбора обусловлена тем, что человек выбирает не всегда между добром и злом, а чаще между видами добра. Естественно, такое поведение, не может строиться без каких-либо этических знаний, т. е. представления о нравственных ценностях и этических категориях, сложившихся в обществе. Мы полагаем, что, знающий человек, делая выбор в сложной ситуации, умеет находить «золотую середину», стремится избежать крайностей или сознательно стремится к одной из них, пытается найти оптимальный путь решения проблемы. Весь опыт философии и педагогики также учит умению адаптации человека в мире, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. Итак, человек в силу своей этической образованности, руководствуясь этическими знаниями, совершает тот или иной моральный выбор. Этические знания являются ориентиром действия в ситуации нравственного выбора, а также направляющей формирования личностной, нравственной, духовной культуры человека. Иными словами, они являются базисом, частью культуры, ценностями будущего специалиста, и предполагают моделирование поступков, поведения и саморефлексию. Таким образом, они определяют механизмы регуляции морального поведения. К таковым мы можем отнести: нравственные качества личности, которые предполагают степень самокритичной оценки поступка, способности к регуляции отношений; принципы как стратегиче-сике установки на нравственное поведение; моральные идеалы как образцы нравственного поведения; моральные нормы как требования, сложившиеся в социуме. Этические знания базируются на традициях, но вместе с тем они расширяются и обновляются, поэтому в условиях всемирного информационного поля, широких возможностей общения и профессиональных контактов ядро этических знаний остается неизменным, однако векторы отношения, определяющие ценности общественного сознания могут изменяться.

В связи с этим, мы ставим приоритетными целями мастеринга этических знаний студентов, обоснование, разъяснение значимости этического аспекта в жизни, культуре, профессии и считаем, что, следуя этическому аспекту в обучении, необходимо рассматривать такие наиболее значимые понятия как: чувство собственного достоинства, ответственность, профессиональная честь, долг, добро и зло, справедливость, совесть и обозначить данные понятия в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться студенту. Рассмотрев данные фундаментальные этические категории, мы выделили, по степени значимости для нас, пять групп этических ценностей, обеспечивающих свободу ориентации в разных жизненных и профессиональных ситуациях которые, на наш взгляд, наиболее необходимы будущему специалисту в современных условиях:

1) понятие этики, добра и зла в жизни человека; «золотое правило этики»;

2) высшие жизненные ценности, к которым мы относим ценности и идеалы, выверенные временем, утверждающие гармонию жизни на земле, присущие каждому народу независимо от национального менталитета, особенностей культуры это - жизнь, счастье, любовь; отношение к общечеловеческим ценностям и нравственной ситуации в стране;

3) категории нравственного самоконтроля (совесть, стыд, вина, раскаяние);

4) категории ответственности, долга, свободы (свобода морального выбора, оценка морального выбора), справедливости;

5) этика человеческого достоинства и профессиональной чести.

В первую очередь мы имеем в виду профессиональную ответственность, честь и достоинство специалиста, для которого данные категории должны быть приоритетными.

Ответственность рассматривается нами, как моральная готовность отвечать за свои действия и осознавать их последствия. Ответственность — не то же самое, что обязанность, а особый случай этого. Обязанность может полностью находиться внутри себя самой, ответственность же переходит эти пределы, она направлена вовне. Заметим, что в науке принцип ответственности трактуется как принцип предусмотрительности и предвидения результатов деятельности, таким образом, особую актуальность сегодня приобретает этика

ответственности ученого за последствия своих действий, ориентиром которых должен являться не собственный теоретический интерес исследователя, а ценностные ориентации, этические знания.

Следует отметить, что в современной ситуации так же большую значимость приобретает такое понятие как «лидерская ответственность». Ю.П. Адлер в своей работе обращается к данному понятию «лидерская ответственность» и считает, что для осуществления успешной и эффективной профессиональной деятельности в современных условиях нужен лидер, т.е. «человек способный взять на себя лидерскую ответственность, ведущий людей в новый мир, в который они хотят попасть» [6, 250].

Лидер - это свободная и ответственная личность, способная конструктивно работать в проблемных ситуациях и сочетать профессиональную компетентность с моральной ответственностью, выстраивая линии поведения и принимая решения в сложных ситуациях, в том числе и этических. Только этически грамотный человек является конкурентоспособным и имеет возможность занять лидирующую позицию и достойное место в профессии.

Заметим, что понятие «достоинство» является одним из духовных стержней личности. Мы выделяем категорию достоинства в отдельную приоритетную группу, так как считаем его центральным понятием и ориентиром мастеринга этических знаний студентов. Осмысление понятия человеческого достоинства является главной задачей современности. Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в собственной индивидуальности и определенной независимости в свободе выбора. В.М. Хвостов считает важным, что в сравнении с долгом и счастьем именно чувство человеческого достоинства является основным психологическим фундаментом нравственного принципа и подчеркивает, что «человек, проникнутый чувством достоинства, служит своим идеалам... именно в служении идеалам состоит его достоинство» [7,273]. В.М. Хвостов подчеркивает, что мотивом действий для нравственного человека служит - достоинство и ему стыдно отступить от идеала, даже если служение добру ведет к утрате счастья. Размышляя об этике Канта, В.М. Хвостов отмечает, что, вводя в этику эмпирический и

психологический элемент, Кантовское понятие долга, с токи зрения этики достоинства утрачивает характер сухого предписания, лишенного всяких мотивов и приобретает более мягкий колорит. Таким образом, чувство достоинства имеет психологический аспект, эмоциональную окраску, оно переживается и является одной из важнейших характеристик будущего специалиста. Как отмечает современная философская мысль (Ю. Хабермас), достоинство личности находится в основании прав человека, а главной социально-антропологической проблемой современности является соотношение человеческого достоинства и прав человека. По мнению Ю. Хабермаса, понятие человеческого достоинства является связующим звеном между важнейшими правами человека, связанными с его личной независимостью, свободой выбора, свободой деятельности. Следует отметить, что законы государств, в сущности, созданы для того, чтобы примирить интересы личности и общества, т.е. в основе современного права лежит «золотое правило» этики.

Акцентируя внимание студентов на этических категориях, формирующих этические знания, таких как достоинство, профессиональная и лидерская, ответственность, мы позволяем им осмысливать и осваивать, такие собирательные понятия, как: культура чувств, моральное сознание, нравственные ценности, духовность и приобщаться к ним в процессе образования.

Итак, в современных условиях обучения студента в университете необходимо рассматривать систему знаний, которые включают в себя в первую очередь профессиональные знания, затем знания иностранного языка и этические знания, способствующие формированию профессионала, способного к взаимодействию с людьми в разнообразных проблемных ситуациях. Эти знания есть фундамент эффективной деятельности специалиста. Следовательно, нашей первичной задачей на занятиях английского языка мы ставим, соответственно учебной дисциплине, преподавание студентам необходимых знаний иностранного языка, а вторичной - мастеринг этических знаний. Вторичная задача диктуется сложившейся сегодня ситуацией и с точки зрения, аксиологии образования, повышения конкурентоспособности, культуры специалиста тесно связанна с первичной задачей.

К основным задачам обеспечения мастеринга этических знаний студентов на любых занятиях и в частности на занятиях иностранного языка мы относим:

1) овладение студентами этическими знаниями на основе актуализации их моральнонравственных представлений в процессе воспитания;

2) включение студентов в обсуждение этико-проблемных ситуаций, смоделированных педагогом на занятиях;

3) повышение этической образованности и общей культуры студентов. На наш взгляд, при вовлечении студентов в моделированные ситуации морального выбора, приобретенные студентами этические знания, будут использоваться в качестве морального ориентира, а также регулятора поведения и принятия решения.

Таким образом, процесс мастеринга этических знаний в университетском образовании, должен быть целенаправленным, опираться на ряд принципов, включать в себя

Список литературы:

1. Кессиди Х.Ф. Сократ. — СПб.: Алетейя, 2001. — 352 с.

2. Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн.: ТетраСистемс, 1990. - 496с.

3. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. - том 2. -М.: Мысль, 1996. -С.187-207.

4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. - Оренбург, 1996. - 188с.

5. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 351с.

6. Адлер Ю.П. Высшему образованию - высшее качество/Науковедческие исследования М., 2008. - С.250

7. Хвостов В.М. Очерк истории этических учений: Курс лекций. Изд. 3-е, М.: Ком Книга, 2006. - 288с.

Сведения об авторе: Мокрицкая Елена Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 340633, nssakharova@mail.ru

UDC 378:802.0 Mokritskaya Е.А.

«MASTERING» OF ETHICAL KNOWLEDGE AT UNIVERSITY EDUCATION

This article considers some principles of students ethical knowledge mastering during the process of University education in the light of modern globalization. Those principles are revealed in the concept introduced by the author - «mastering» of ethical knowledge. The author points out that ethical knowledge mastering can be carried out not only during the «Ethics» course, but also at some other disciplines, including the «Foreign language».

Keywords: mastering, ethical knowledge, ethics in a century of globalization, moral values, ethical categories, dignity, a moral choice.

Bibliography:

1. Kessidi H.F. Socrat. - SPb.: Aleteiya, 2001. - 352p.

2. Zelenkova I.L. Principles of ethics. - Mn.: TetraSystems, 1990. - 496p.

3. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Attitude to work and valuable orientations of the person //Sociology in the USSR. - volume 2. -М: Misl, 1996.- P187-207.

4. Kiryakova A.V. Theory of the person orientation in the world of values. Monography. - Orenburg, 1996.-188p.

5. Skripnik A.P Moral evil in the history of ethic and culture. - M: Politizdat, 1992. - 351p.

6. Adler U.P Higher education - the higher quality/Scientific research М, 2008. - P.250

7. Hvostov V.M. History essays of ethical doctrines: Course of lectures. М: KomKniga, 2006. - 288p.

системное овладение этическими знаниями с целью повышения этической образованности студентов, их вовлечения в ситуации морального выбора в рамках практических занятий английского языка. Мы считаем целесообразным выстраивать учебно-воспитательный процесс в горизонте перемен в сегодняшнем мире и учитывать особые требования современности, такие как, создание основы ценностей под девизом: этика достоинства и ответственности. На наш взгляд, по-настоящему образованный человек обладает не только глубокими профессиональными знаниями, но знаниями иностранного языка, а также готов к свободному сознательному выбору, к самостоятельной, ответственной деятельности в профессиональной и культурной жизни, готов к диалогу культур, терпим к представителям других взглядов и национальностей, способен обсуждать и принимать решения в проблемных ситуациях на основе этических знаний, общечеловеческих ценностей.

18.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.