Научная статья на тему 'Совершенствование тарифной политики в Республике Саха(Якутия) как инструмента обеспечения ее электроэнергетической безопасности'

Совершенствование тарифной политики в Республике Саха(Якутия) как инструмента обеспечения ее электроэнергетической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ЭНЕРГИЯ / ТЕПЛО / МЕТОД / ТАРИФЫ / ТА-РИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / ОАО АК "ЯКУТ-СКЭНЕРГО" / ПОТРЕБИТЕЛЬ / КАТЕГОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЭНЕРГОРАЙОН / РЕСПУБЛИКА САХА(ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна

Предложен метод тарифного регулирования на электрическую энергию в Республике Саха(Якутия) на долгосрочную перспективу, как одного из инструментов ор-ганизационно-экономического механизма обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона, учитывающий существование механизма перекрестного субсидирования потребителей региона, и заключающийся в установлении дифференцированной стоимости экономически обоснованных расходов на производство электроэнергии по энергорайонам, но в сохранении для них усредненных тарифов. Таким образом, сохраняя принцип перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии, возможно образование инвестиционной надбавки в тарифах для создания инвестиционного фонда развития и модернизации элек-троэнергетики с целью повышения электроэнергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование тарифной политики в Республике Саха(Якутия) как инструмента обеспечения ее электроэнергетической безопасности»

значение поддержка государства имеет для малых предприятий промышленности. Их государственная поддержка представляет собой систему стимулирования развития на основе применения комплекса макро- и микроэкономических инструментов и формирования организационных структур, включающих органы государственного и общественного управления для решения конкретных социально-экономических задач. При этом различают базовую модель гарантированной поддержки, под которой понимается минимальный набор гарантированных макро- и микроэкономических инструментов государственного стимулирования развития. Важным аспектом государственной поддержки является ее эффективность как результат действий, направленных на удовлетворение интересов всего общества, а не отдельных социальных групп. При этом основу государственной поддержки составляет формирование экономической, законодательной и социальной среды, способствующей созданию условий для саморазвития малых предприятий.

В зарубежных странах малое и среднее предпринимательство рассматривается через призму гармонизации социальных отношений. В этих случаях присутствуют и опека государства, и протекционизм крупных корпораций, и участие общественности. Например, в США малый бизнес институционально организован и инструментирован в государственные структуры через специальные комитеты конгресса, администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов, малого и среднего бизнеса. Государственную опеку над малым и средним бизнесом в США осуществляет Администрация мелкого бизнеса, задачи которой заключаются в оказании финансовой и консультативной помощи малым и средним предприятиям, содействии получению правительственных заказов, заключении контрактов с крупными корпорациями, обучении начинающих предпринимателей.

Библиографический список

1. Осадчая И. Миф и «Новый монетаризм» Стиглица // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 12.

2. You J.-I. Small firms in economic theory // Cambridge Journal of Economics. 2011. 19, 3:441-462.

3. Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С. 65-70.

4. Алиев Б.Х. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Финансы и кредит. - 2010. - № 32. - С. 16-23.

И.Д. Элякова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: предложен метод тарифного регулирования на электрическую энергию в Республике Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу, как одного из инструментов организационно-экономического механизма обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона, учитывающий существование механизма перекрестного субсидирования потребителей региона, и заключающийся в установлении дифференцированной стоимости экономически обоснованных расходов на производство электроэнергии по энергорайонам, но в сохранении для них усредненных тарифов. Таким образом, сохраняя принцип перекрестно-

© Элякова И.Д., 2013

го субсидирования потребителей электроэнергии, возможно образование инвестиционной надбавки в тарифах для создания инвестиционного фонда развития и модернизации электроэнергетики с целью повышения электроэнергетической безопасности.

Ключевые слова: тарифы на электроэнергию, энергия, тепло, метод, тарифы, тарифное регулирование, электроэнергетика, перекрестное субсидирование, ОАО АК «Якут-скэнерго», потребитель, категории потребителей, энергорайон, Республика Саха (Якутия).

Проведенные исследования показали, что существующие технологические особенности функционирования электроэнергетики обусловили в действующей системе формирования тарифов на энергию ОАО АК «Якутскэнерго» формирование механизма перекрестного субсидирования тарифов. С учетом данного механизма тарифная политика Правительства Республики Саха (Якутия) в электроэнергетике строится на установлении усредненных тарифов на энергию в целом по компании, дифференцированных по отдельным категориям потребителей, исходя из их платежеспособности, социальной защищенности и степени значимости отраслей и отдельных предприятий в экономике республики. Энергоизолированность Северного энергетического района республики, в силу технологической специфики дизельных электростанций с ее крайней неравномерностью расположения и полной автономностью функционирования на территории с низкой плотностью населения, и неразвитостью экономики отдаленных местностей обусловливает сохранение системы перекрестного субсидирования или получения дотаций из бюджета. Этим самым нарушается один из основных принципов федерального закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, которая заключается в установлении тарифов на энергию, исходя из обоснованности затрат на их производство [1]. Потребитель энергии должен платить ее реальную стоимость. Существующая система перекрестного субсидирования потребителей выражается в следующих формах:

- между энергетическими районами - Западный и Южно-Якутский энергорайоны с дешевой стоимостью энергии субсидируют Центральный и Северный, имеющие высокую стоимость производства электроэнергии;

- между видами продукции (электрической и тепловой энергией) - за счет электрической энергии субсидируется более затратная тепловая энергия;

- между потребителями - промышленные и приравненные к ним потребители несут на себе груз за бюджетных и приравненных к ним потребителей, а также за население.

Данный механизм призван обеспечить покрытие убытков на производство электрической и тепловой энергии в районах с наиболее высокими затратами за счет установления единых усредненных тарифов для всех потребителей республики. Так, в Северном энергорайоне в общих затратах производства электроэнергии дизельными электростанциями удельный вес топливной составляющей в себестоимости электроэнергии достигает до 70 % из-за высокой стоимости завозимого топлива. При этом на этот энергорайон приходится 94 % от общего потребления дизельного топлива в целом по ОАО АК «Якутскэнерго» и 76 % потребления объемов электроэнергии бюджетной сферой и жилищно-коммунальным хозяйством. Из-за дороговизны топлива и низких объемов потребления себестоимость производства электроэнергии дизельными электростанциями получается очень высокой и достигает больше 17 руб/кВтч. За счет сохранения системы перекрестного субсидирования объем денежных средств на эти цели составляет более 3,7 млрд руб. В итоге, в связи с особой социальной значимостью северного энергорайона, высокая стоимость электроэнергии дизельных электростанций субсидируется за счет остальных потребителей республики. Таким образом,

происходит районирование электроэнергетики республики по источникам энергоснабжения и дифференциация тарифов по реальной стоимости производства электрической и тепловой энергии. Анализ дифференцированных тарифов на энергию ОАО АК «Якутскэнерго» показал, что действующие тарифы для потребителей не соответствуют их реальным экономическим затратам, таким образом установлены экономически необоснованные тарифы. Реальная стоимость производимой электрической энергии в северном энергорайоне Республики Саха (Якутия) составляет 17,56 руб. / кВтч, а потребители оплачивают усредненные тарифы по 2,62 руб. / кВтч за счет повышенных тарифов в Западном энергорайоне с дешевой гидрогенерацией. В настоящее время на тепловую энергию, производимую ОАО АК «Якутскэнер-го», установлены дифференцированные тарифы по условно выделенным четырем энергорайонам. В то же время тарифы на тепло субсидируются за счет тарифов на электроэнергию, в связи с ее высокой стоимостью производства от централизованных источников, так как население еще долго не сможет оплачивать полную стоимость жилищно-коммунальных услуг и выйти на 100 % его окупаемость. Стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства в республике выше, чем в соседних регионах на 45-70 %. Сохранение механизма второго типа перекрестного субсидирования в энергосистеме Республики Саха (Якутия) пока необходимо. В результате сохранения третьего типа перекрестного субсидирования между промышленными потребителями и населением, бюджетными и сельскохозяйственными потребителями сложился ценовой перекос на одних потребителей за счет других. Тарифы на электроэнергию между промышленными потребителями и населением по некоторым развитым странам и по Республике Саха (Якутия) показаны на рис.

Анализ динамики тарифов на электроэнергию для потребителей Республики Саха (Якутия) за период 1990-2009 гг. показывает, что сложилась крайне неравномерное изменение темпов роста электроэнергии по различным категориям потребителей. Фактический индекс роста тарифа для промышленных потребителей в 2009 году составил 52350 раза по отношению к 1990 г., когда они платили 10 коп. за 1 кВтч, а сегодня 3,3 руб/кВтч (в деноминированных рублях). За тот же период тариф для сельского хозяйства вырос в 314100 раза, для сельского населения в 171 000, а для городского населения в 72000 раза в домах с газовыми плитами, и в 144 000 раз в домах с прочими плитами. Из этого следует, что существующая система перекрестного субсидирования между потребителями в электроэнергетике приводит к дотации населением и сельским хозяйством крупных рентабельных потребителей.

В то же время для бюджетных потребителей рост тарифа составил всего 26 500 раз, больше всех потребителей сохранялась их дотация за счет установления высоких тарифов для прочих потребителей. Но, с другой стороны, при высокой инфляции и всеобщем спаде производства в стране, такая политика ценообразования имела положительные стороны. В то же время сохранение субсидирования потребителей энергии привело к перекосам в экономике и финансах северной территории. Таким образом, происходило финансовое планирование не реальных расходов бюджетов; отражались где-то заниженные, где-то завышенные затраты бюджетных учреждений по расходованию электроэнергии, особенно по арктическим районам, где расположены дизельные электростанции с высокой стоимостью электроэнергии. На уровне федерации это искажение истинных федеральных стандартов на содержание 1 кв. м. жилья по Якутии, особенно по Арктике, и фактических расходов бюджетных организаций в Северном энергорайоне. Все это влечет к уменьшению финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и к нецелевому использованию бюджетных средств из фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза топлива в районы Крайнего Севера. В целом искажаются межбюджетные отношения во всех уровнях бюджета, а также механизм распределения налоговых доходов. На уровне республики это

недополучение необходимых объемов финансовой помощи от Федерации из-за неправильного формирования расходов бюджета с помощью усредненных тарифов на электроэнергию или уменьшение налоговых доходов для покрытия реальных расходов всех уровней бюджетов. На уровне муниципальных образований при переходе на местное самоуправление это искаженное формирование собственных материальных затрат на тепло - электроэнергию и топливо, - что ведет к неэкономному и неэффективному расходованию энергоресурсов, особенно где завозится дорогое дизельное топливо.

Источники: Данные по Евросоюзу: главное Управление Энергетики и Природных ресурсов Франции; по США: сайт управления информацией по энергетике.

Рис. Сравнительная характеристика тарифов на электроэнергию между промышленностью и населением по ДВФО и в зарубежных странах

Проведенный анализ реальных затрат и установленных усредненных тарифов энерго-снабжающей организации позволяет сделать вывод о том, что динамика затрат, которые признаются экономически обоснованными, на самом деле не соответствует реальным экономическим затратам их производства. Данный факт свидетельствует о том, что в процессе государственного регулирования тарифов энергоснабжающая организация и регулирующий орган не определяют экономически обоснованные затраты энергетических предприятий, а договариваются в целом о приемлемых тарифах для потребителей региона и необходимом безубыточном объеме выручки. Изменения в системе государственного регулирования тарифов должны привести в действие механизм стимулирующего влияния на хозяйственную деятельность вертикально-интегрированной энергокомпании с целью существенного повышения эффективности производства за счет сокращения потерь в энергосистеме и издержек энергетических компаний, а также механизм привлечения инвестиций для своего развития.

Действующая в энергетике система ценообразования и установления тарифов, основанная на ежегодной корректировке тарифов по индексу инфляции, имеет низкую эффективность и не может обеспечить эффективную реализацию моделей реформирования и регулирования электроэнергетического комплекса. О неэффективности существующего метода тарифного регулирования свидетельствуют снижение уровня инвестиций в отрасли и, как следствие, увеличение аварийных ситуаций на станциях и в электрических сетях, сверхнормативные потери, высокие показатели расхода топлива на единицу энергии, значительный износ сетей и генерирующих мощностей. В итоге, не в полной мере обеспечивается электроэнергетическая безопасность потребителей, что заключается в нехватке финансовых средств по обеспечению надежности и эффективности энергосистемы. Также существующее тарифное регулирование не стимулирует новые инновационные приоритеты развития регионального энергетического комплекса и экономики республики, провоцирует рост тарифов.

Все эти обстоятельства требуют существенного пересмотра подходов к тарифному регулированию, они задают контуры применения принципиально новой тарифной политики в Республике Саха-Якутия. Нами предлагается метод тарифного регулирования на электрическую энергию в регионе севера на долгосрочную перспективу, как одного из организационно-экономических механизмов повышения электроэнергетической безопасности республики, учитывающего существование механизма перекрестного субсидирования потребителей и заключающегося в установлении дифференцированной стоимости электроэнергии по энергорайонам внутри энергосистемы республики, исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, но в сохранении для конечных потребителей северного региона усредненных тарифов [2]. Ввиду особой социальной значимости арктических районов, государственной поддержки населения и местных товаропроизводителей, где высокие реальные затраты производства электроэнергии дизельных электростанций предлагается сохранить механизм получения дотации из бюджетов для покрытия разницы в тарифах на электрическую энергию, т.е. для потребителей северного энергорайона республики с высокой стоимостью электроэнергии предлагается механизм дотирования затрат потребителей на электроэнергию из бюджета. Для потребителей электроэнергии, где функционируют дизельные электростанции, должны устанавливаться приемлемые для них тарифы на электрическую энергию. Таким образом, сохраняя механизм перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии возможно образование инвестиционной надбавки в тарифах для создания инвестиционного фонда развития и модернизации электроэнергетики Республики Саха (Якутия) с целью обеспечения ее электроэнергетической безопасности.

Данный метод тарифного регулирования предлагается ввести на долгосрочный период функционирования и развития электроэнергетики региона, в течение, которого будет осуществляться ввод инвестиционных проектов, имеющих экономическую эффективность. В результате предлагаемого метода тарифного регулирования и механизмов дотирования из бюджета высокой себестоимости производства электроэнергии в северном энергорайоне республики объем денежных средств перекрестного субсидирования потребителей энергорайонов ежегодно может составлять без учета инфляции более 3,5 млрд руб. Данные финансовые средства могут стать одним из основных источников формирования данного инвестиционного фонда (см. табл.).

Таблица

Объемы перекрестного субсидирования потребителей между энергорайонами

ОАО АК «Якутскэнерго» на 2010 год.

Ед. измер. Центральный энергорайон (ЯГРЭС, ЯТЭЦ, ЦЭС) ЮжноЯкутский Энергорайон (НГРЭС, ЮЯЭС) Западный энергорайон (КВГЭС, ЗЭС, ВЭС) Северный энергорайон (ОАО «Саха-энерго») Всего

Электроэнергия

Полезный отпуск млн кВт.ч. 1156,6 1060,8 1843,9 236,9 4298,2

Эконом. обосн.тариф руб./кВт.ч 3,88 2.2 1,41 17,56 3,159

Утвержд. сред. тариф руб./кВт.ч 2,93 3,18 3,20 2,62 3,091

Необходимая выручка млн руб. 4488,4 2329,5 2599,2 4158,9 13575,9

Фактическая выручка млн руб. 3392,3 3371,4 5901,1 620,9 13285,6

Передача энергии млн руб. 501,1

Перекрестное субсидирование млн руб. -1096,1 1041,9 3803,0 -3538,0 210,8

Теплоэнергия

Полезный отпуск тыс. гкал 1942,7 14,9 1957,6

Эконом.обосн. тариф руб. / гкал 927,9 1602,6 933,0

Утвержд. сред.тариф руб. / гкал 819,6 1547,8 825,4

Необходимая выручка млн руб. 1802,6 23,9 1826,5

Фактическая выручка млн руб. 1592,2 23,5 1615,7

Перекрестное субсидирование млн руб. -210,3 -0,4 -210,8

Перекрест. суб-сид-ие - всего млн руб. -1306,5 1041,9 3802,6 -3538,0 0

Эти средства консолидируются в Фонде развития и модернизации электроэнергетики Республики Саха (Якутия) и расходуются по целевому назначению согласно программе финансирования обеспечения электробезопасности республики. Основными инвесторами проектов модернизации и строительства электроэнергетического оборудования энергоснаб-жающих предприятий являются: вертикально-интегрированная энергетическая компания ОАО АК «Якутскэнерго» и ведомственные энергоснабжающие предприятия, Правительство Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и его структурные подразделения (министерства, республиканская энергетическая комиссия), административные органы власти сопредельных территорий, крупные промышленные потребители энергии, коммерческие банки и портфельные инвесторы. Реализация программ финансирования развития и модернизации энергетической системы Республики Саха (Якутия) с привлечением государственных, кор-

поративных и частных инвестиций предполагает целевое финансирование инвестиционных средств на электроэнергетику республики, а также управление развитием и модернизацией электроэнергетической системы с учетом социальных интересов региона при условии участия самого северного региона в инвестировании данных программ развития и модернизации электроэнергетики. Анализ инвестиционных процессов в электроэнергетике северного региона показал наличие проблем, связанных с инвестированием крупных объектов электроэнергетики, в связи с большими объемами инвестиционных ресурсов в долгосрочном периоде. Поэтому целесообразно создание инвестиционного фонда развития электроэнергетики, средства которого будут использоваться на бездефицитное развитие электроэнергетики, в первую очередь на гарантийные обязательства инвесторам с целью стимулирования к финансированию электроэнергетических объектов. В качестве потенциальных источников финансирования инвестиционного фонда развития электроэнергетики могут выступать, кроме действующих источников финансирования следующие.

1. Средства материнской энергокомпании - инвестиции ОАО «РАО ОЭС Востока».

2. Бюджетные средства:

- дотации из бюджета в размере объема перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии для северного энергорайона республики в размере 3,5 млрд руб. (в ценах 2010 года) в виде инвестиционной надбавки в тарифах на электроэнергию;

- в виде инвестиционного залога (льготы по налогам);

- средства от продажи имущества и пакета акций предприятий, находящихся в государственной собственности и совместной собственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти;

- дивиденды по пакетам акций энергетических предприятий, находящихся в совместной собственности;

- финансовая поддержка инвестиционных проектов через субсидирование процентных ставок по кредитам энергокомпании.

3. Заемные средства:

- привлечение средств юридических и физических лиц на условиях софинансиро-вания инвестиционных проектов;

- в виде товарного кредита, в виде передачи топлива, продукции технического назначения и др.;

- кредиторская задолженность перед бюджетами и юридическими лицами, оформленная на конкретный временной период.

Рассчитывать на привлечение инвестиций населения на развитие и модернизацию производственных мощностей электроэнергетики можно только в условиях прозрачности о деятельности АК «Якутскэнерго». Предлагаемый метод тарифного регулирования с учетом перекрестного субсидирования энергетических районов Республики Саха (Якутия) учитывает формирование затрат на производство электроэнергии на основе нормативного расчета затрат и норматива инвестиционной надбавки в тарифе, оказывает стимулирующее воздействие на производителей и потребителей электроэнергии к внедрению энергоэффективных и инновационных технологий. Основным принципом предлагаемой тарифной политики в электроэнергетике северной территории является стимулирование на основе инвестиционной надбавки в тарифе процессов внедрения энергоэффективных и инновационных технологий предприятиями электроэнергетики северного региона и потребителями электроэнергии. Для применения предлагаемого тарифного инструмента обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия) по формированию тарифов на электрическую энер-

гию необходим переход к долгосрочному регулированию тарифов. Необходимо принятие регионального закона о тарифном регулировании в Республике Саха (Якутия), где кроме принципов формирования и регулирования тарифа должны быть определены условия действия тарифа в децентрализованной зоне электроснабжения потребителей северного региона, определения целесообразности включения инвестиционной надбавки в тариф и других критериев, регламентирующих деятельность участников процесса тарифного регулирования. Республиканский закон должен также определить статус, полномочия и обязанности органов тарифного регулирования, правила их взаимодействия с регулируемыми организациями, с муниципалитетами, с органами управления РС (Я). Поскольку речь идет о новой форме (методе) тарифного регулирования, закон должен дать правовое определение тарифному плану как соглашению сторон на уровне производителя и потребителя энергии. Существующее тарифное регулирование не стимулирует новые приоритеты развития электроэнергетического комплекса республики и экономики северного региона, стимулирует рост затрат и тарифов на электрическую энергию для потребителей данной территории. Все эти обстоятельства требуют существенного пересмотра существующей тарифной политики и новых подходов к тарифному регулированию в Республике Саха (Якутия). Экономическая и социальная эффективность предлагаемого метода тарифного регулирования электрической энергии заключается:

- во-первых, в обеспечении электроэнергетической безопасности северного региона в связи с повышением надежности электроэнергетических объектов и с реализацией крупных инвестиционных проектов строительства электроэнергетических объектов: это высоковольтные линии электропередач, соединяющие три технологически изолированных энергетических района республики, объекты генерации мощности в энергодефицитных районах и гидро-генерации, как самого дешевого вида электроэнергии, и многие другие объекты, предусматривающие экономическую и социальную эффективность и потребителей и производителей электрической энергии;

- во-вторых, в сокращении северного завоза дорогостоящего топлива для дизельных электростанций;

- в-третьих в экономической целесообразности сокращения затрат в локальной малой электроэнергетике и в предупреждении угроз от нарушений электроснабжения потребителей северного энергорайона республики.

Предлагаемый метод тарифного регулирования является одним из экономически эффективных механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности региона севера -Республики Саха-Якутия.

Библиографический список

1. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.05.95 г.

2. Элякова И.Д. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. «Методы дифференциации тарифов на электрическую и тепловую энергию (на примере Республики Саха (Якутия))» 2001 г., г. Москва Институт микроэкономики при Министерстве экономического развития и торговли РФ и Министерстве промышленности, науки и технологий РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.