Научная статья на тему 'Совершенствование системы профессиональной переподготовки кадров в условиях формирования инфраструктуры кемпингов'

Совершенствование системы профессиональной переподготовки кадров в условиях формирования инфраструктуры кемпингов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМПИНГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОБИЛЬНЫЕ ДОМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / CAMPSITE (CAMPING) / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / MOBILE HOME / PROFESSIONAL STAFF / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамеджанова Ольга Габитовна, Ермаков Александр Станиславович

В статье рассмотрены основные рациональные условия реализации образовательных и профессиональных стандартов при подготовке и переподготовке кадров для строительства и эксплуатации инфраструктуры кемпингов. Качественное создание инженерной инфраструктуры кемпингов и её эксплуатация требуют реализации системы контроля и управления качеством инфраструктуры кемпингов. В связи с отсутствием специальных образовательных профессиональных программ подготовки кадров по проектированию, эксплуатации и контролю качества инфраструктуры кемпингов авторами предложено проводить переподготовку кадров посредством применения системного подхода: интеграционного подхода к формированию знаний по проектированию, строительству и эффективной эксплуатации инфраструктуры кемпингов; гармонизации зарубежных нормативных требований с нормативно-законодательными отечественным требованиями; модульного представления материала в учебных программах для гибкой адаптации их под потребности заказчика; формирования исходных требований к уровню квалификации обучающегося через применение компетентностного подхода по оценке их освоения с учётом требований профессиональных стандартов для специалистов по строительному контролю качества и работодателей. Специальная траектория обучения слушателей по требованиям работодателя с привлечением специалистов-практиков как строительства, так и индустрии гостеприимства позволяют сформировать качественную учебно-методическую программу профессиональной переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамеджанова Ольга Габитовна, Ермаков Александр Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PERSONNEL UNDER CONDITIONS OF CAMPSITES INFRASTRUCTURE FORMATION

The article describes main rational conditions for realization of educational and professional standards in the process of training and retraining for the construction and operation of campsites infrastructure. Qualitative construction of engineering infrastructure of campsites and its exploitation require the introduction of control and quality management system of campsites infrastructure. Due to the absence of special education programs to enhance skills in designing, operation and quality control of campsites infrastructure, staff retraining through a system approach is proposed. By this the authors mean implementation of integrated approach to the formation of knowledge in design, construction and effective operation of the campsites infrastructure; settlement of foreign regulatory requirements with national regulatory requirements; the modular structure of the educational material in the curriculum to meet the needs of a customer; the formation of the basic qualification requirements through application of the competence-based approach taking into account the requirements of professional standards for professionals and employers. Special learning trajectory is generated according to the employer's requirements and with the participation of experts in the field construction and hospitality industry. This allows to form high-quality education program of professional retraining of personnel.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы профессиональной переподготовки кадров в условиях формирования инфраструктуры кемпингов»

УДК 378.001 Б01: 10.12737/20098

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КЕМПИНГОВ

Мухамеджанова Ольга Габитовна, кандидат технических наук,

доцент кафедры комплексной безопасности в строительстве, 0lga.mg@mail.ru

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», Москва, Российская Федерация

Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, TKEI2011@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены основные рациональные условия реализации образовательных и профессиональных стандартов при подготовке и переподготовке кадров для строительства и эксплуатации инфраструктуры кемпингов. Качественное создание инженерной инфраструктуры кемпингов и её эксплуатация требуют реализации системы контроля и управления качеством инфраструктуры кемпингов. В связи с отсутствием специальных образовательных профессиональных программ подготовки кадров по проектированию, эксплуатации и контролю качества инфраструктуры кемпингов авторами предложено проводить переподготовку кадров посредством применения системного подхода: интеграционного подхода к формированию знаний по проектированию, строительству и эффективной эксплуатации инфраструктуры кемпингов; гармонизации зарубежных нормативных требований с нормативно-законодательными отечественным требованиями; модульного представления материала в учебных программах для гибкой адаптации их под потребности заказчика; формирования исходных требований к уровню квалификации обучающегося через применение компетентностного подхода по оценке их освоения с учётом требований профессиональных стандартов для специалистов по строительному контролю качества и работодателей. Специальная траектория обучения слушателей по требованиям работодателя с привлечением специалистов-практиков как строительства, так и индустрии гостеприимства позволяют сформировать качественную учебно-методическую программу профессиональной переподготовки кадров.

Ключевые слова: кемпинг, дополнительное профессиональное образование, профессиональный стандарт, мобильные дома, профессиональные кадры, строительство

Введение

Создание строительных сооружений и инженерной инфраструктуры кемпингов требует специальных знаний и профессиональной подготовки кадров. Качество услуг и

инженерного обеспечения их выполнения требует реализации системы контроля и управления качеством инфраструктуры кемпингов. Данные программы отсутствуют в профессиональной подготовке кадров, т.к. опыт создания кемпингов в России уступает зарубежному как по качеству, так и по видам инфраструктурных решений. Зарубежный опыт развития инфраструктуры кемпингов является желаемым уровнем качества для отечественной индустрии гостеприимства. Качество услуг в зарубежных кемпингах дошло до уровня, когда развитие направлено не только на обеспечение инфраструктурой кемпингов различных видов услуг, но и на достижение при её эксплуатации максимальной энергетической и экологической эффективности. Поэтому требуется исследование существующих и формирование рациональных условий по качественной профессиональной подготовке кадров по проектированию, эксплуатации и контролю качества инфраструктуры кемпингов в соответствии с передовыми достижениями в этой области за рубежом, а также адаптация этого опыта к условиям нашей страны [1, 2, 3, 7, 13, 14].

Обзор литературы и нормативно-правовой базы

Анализ условий формирования непрерывного профессионального образования для строительства и эксплуатации мобильных домов для событийного туризма, выполнения сезонных работ, размещения населения при чрезвычайных ситуациях и т.п. должен охватывать все основные виды обеспечения: правовые, нормативно-методические, учебно-методические, организационные и др.

Правовая база. Основой для осуществления дополнительного профессионального образования по проектированию, эксплуатации и контролю качества инфраструктуры кемпингов служат следующие нормативно-правовые документы: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.7; Положение «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»8; Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов9; Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов10; Уровни квалификаций в

7 Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://base.garant.ru/70291362/

8 Положение «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» (утверждено Министерством образовании и науки 31.07.2009 АФ-313/03 и РСПП от 27.07.2009) URL: http://base.garant.ru/55170975/

9 Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утверждены Постановлением Правительства РФ №23 от 22.01.2013) URL: http://base.garant.ru/70304190/

10 Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (утверждены приказом № 170н Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013) URL: http://base.garant.ru/70426836/

целях подготовки профессиональных стандартов11; Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах12.

Необходимость в данном виде образования, а следовательно, и спрос на данный вид профессиональной подготовки кадров обосновывается необходимостью выполнения следующих программ: «О Федеральной целевой Программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (постановление Правительства РФ от 2.08. 2011 г. № 644)13; «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 г. № 941-р)14; а также в перспективе Концепции развития системы дополнительного профессионального образования в строительной отрасли (проект)15.

Таким образом, для реализации непрерывной профессиональной переподготовки кадров основные нормативно-законодательные акты на федеральном уровне созданы, однако для подготовки кадров в области создания и эксплуатации качественной инфраструктуры кемпингов требуется наполнение содержанием процесса обучения для практического овладения знаниями, умениями и навыками в данной области. Реализация компетентностного подхода в дополнительной профессиональной переподготовке выполняется через отбор профессиональных стандартов и изучение трудовых функций, прописанных в них. Предварительно собирается информация об обеспечении качественной инфраструктуры для развития автотуризма, в т.ч. и такого актуального вида туризма в преддверии проведения в России чемпионата мира 2018 года, как событийный [4, 11]. При этом сведения о достижениях в инфраструктуре кемпингов зарубежных стран должны быть адаптированы к нашей стране с учётом климатических и административно-

11 Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (утверждены приказом № 148н Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013) URL: http://base.garant.ru/70366852/

12 Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством образования и науки РФ 31.07.2009) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=501544

13 Постановление Правительства РФ от 2.08. 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой Программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» URL: http://base.garant.ru/55171986/

14 Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://base.garant.ru/70673746/

15 Концепции развития системы дополнительного профессионального образования в строительной отрасли (проект) URL: http://academv-nostrov.ru/documents/cat/1/doc/40/

регламентированных различий и использованы в разработке учебно-методического обеспечения данного вида дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты и квалификации. Исходным для разработки учебно-методического обеспечение дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки кадров в области создания и эксплуатации качественной инфраструктуры кемпингов до недавнего времени могли бы быть квалификации, представленные в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕТК)16, а также в соответствующих образовательных стандартах. Но для специалистов по проектированию и эксплуатации инфраструктуры вследствие неразвитости формы размещения туристов в России в кемпингах данный вид профессиональной деятельности не выделен. В настоящее время, проводя кадровую политику, работодатели учитывают соответствие компетенций соискателя не только требованиям к его профессиональной квалификации, отраженным в ЕТК, но и должностным обязанностям согласно штатному расписанию предприятия. Работодатели всё чаще при формировании штатного расписания и требований к компетенциям соискателям обращают внимание на профессиональные стандарты. Так, при подготовке требований к профессиональным кадрам по контролю и управлению качеством в инфраструктуре кемпингов могут быть использованы следующие профессиональные стандарты:

-«Организатор строительного производства» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.11. 2014 г. №930н)17;

-«Руководитель строительной организации» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2014г. №1182н)18;

-«Специалист по техническому контролю качества продукции» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.11.2014 г. №930н)19 и др.

Вероятно, для проектирования, строительства и эксплуатации качественной инфраструктуры кемпингов с отражением его специфики необходима разработка новых

16 «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕТК) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/

17 «Организатор строительного производства» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.11. 2014 г. №930н) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736322/

18 «Руководитель строительной организации» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2014г. №1182н) URL: http://base.garant.ru/70854538/

19 «Специалист по техническому контролю качества продукции» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.11.2014 г. №930н) Собрание законодательства РФ 2014. Вып. №24. URL: http://www.szrf.ru/issuepdf/2014/05_2014024000.pdf#page=102&zoom=100

профессиональных стандартов через сотрудничество общественных, государственных, образовательных и научно-исследовательских организаций и работодателей [6, 7] или применения прямых договоров с заказчиком профессиональной переподготовки кадров. Необходимость появления новых квалификаций, а следовательно, и появления соответствующих им профессиональных стандартов будет возрастать в соответствии с развитием автотуризма и мобильного домостроения для него в России. Требования к новым профессиональным квалификациям по соответствующим уровням могут быть установлены как при анализе зарубежного опыта [3, 6, 7], так и с учётом результатов отечественных исследований [1, 6, 7, 5].

Специфика инфраструктуры для автотуризма. Учитывая, что зарубежный опыт развития автотуризма имеет более давнюю историю [11], нежели отечественный [13], то уместно его изучить и обобщить. В некоторой степени данные сведения представлены в работах Сидоровой Н.В. [12], Томова А.И. [14], Сахарчук Е.С. и Корнеева А.А. [10, 13], Панфилова А.В. [5] и др. Однако требуется более глубокий анализ существующих

требований как к мобильному и сборно-разборному домостроению и контролю

20

параметров их качества, так и к параметрам площадок под их размещение - кемпингов и процессу строительства (монтажа) сооружений.

Мобильные дома для кемпингов необходимо создавать с учётом передовых достижений, которые имеют страны, где широко распространён данный вид отдыха (США, Канада, Австралия, западноевропейские страны). При этом важно учитывать имеющие природно-климатические условия нашей страны, наличие или отсутствие инженерных коммуникаций на местности, способы обеспечения сохранности окружающей среды и устойчивого её развития и другие факторы.

Качественный сервис инфраструктуры кемпинга также требует особых профессиональных знаний и подготовки кадров для внедрения и эксплуатации метрологического, технического и информационного обеспечений инженерной инфраструктуры кемпингов.

Методология

Для определения рациональных условий профессиональной переподготовки кадров в качестве метода исследования применяем системный анализ с элементами процесса методологического моделирования и прогнозирования развития. Объектом исследования

20 Campsite Design and Conceptual Building Renderings. URL:

http://www.mwcd.org/upload/documents/parkmasterplan/campsite design and conceptual building renderings 11 -21-2014.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

являлся процесс профессиональной переподготовки кадров и условия его эффективного выполнения с учётом специфики знаний в области обеспечения и контроля качества инженерной инфраструктуры индустрии туризма.

Профессиональная переподготовка кадров как система имеет общую функцию -это профессиональное дополнительное образование, в котором качество подготовки кадров формируется из множества составляющих и оценивается по выпускающей аттестационной работе. Условие о соответствии профессиональной переподготовки кадров современным требованиям развития отрасли предопределяет применение в этом процессе инновационного подхода, основанного на принципах непрерывности, динамичности и гибкости с отражением состояния и перспектив научно-технического развития как индустрии туризма, так и строительной отрасли, обслуживающей её. Однако связь между появляющимися потребностями в инновационном развитии строительной отрасли и её соответствием потребностям рынка, в т. ч. и в развитии строительства для индустрии автотуризма, в кадровом её обеспечении через систему переподготовки кадров недостаточно исследована и формализована [8, 9]. Так, известно [3], что наиболее эффективным способом обеспечения инженерной инфраструктуры кемпингов является использование в них мобильных домов (в т.ч. автокемперов и трейлеров). Процесс профессионального образования с учётом постоянного обновления знаний и опыта в данной области становится непрерывно развивающимся.

Организация дополнительного профессионального образования. Во многом эффективность профессиональной переподготовки кадров зависит от её организации. Дополнительное профессиональное образование в строительстве для индустрии гостеприимства осуществляется в организациях, имеющих государственную лицензию на данную образовательную деятельность, через заключение двухстороннего договора между образовательным учреждением и слушателем. Таким слушателями могут быть предприниматели, слушатели, направленные от центров занятости или общественных объединений, органов аккредитации, региональных администраций и иных структур.

Условием качественного дополнительного профессионального образования является согласованное с заказчиком (слушателем) содержание образовательной программы через определение необходимой траектории обучения (рис.) для получения знаний, умений и навыков для качественной профессиональной подготовки кадров по проектированию, эксплуатации и контролю качества инфраструктуры кемпингов.

Обучение должно вестись с максимально эффективным использованием потенциала образовательного учреждения и других организаций, с которыми должен быть

заключён договор на проведение образовательного процесса. Так, при подготовке специалистов по обслуживанию уникальных контрольно-измерительных приборов по эксплуатации кемпинга, систем обеспечения безопасности, учёта и регистрации, охраны объектов и т. п. могут быть использовано материально-техническое обеспечение аккредитованных испытательных центров и сертификационных лабораторий. При подготовке специалистов в области оценки качества мобильного домостроения (мобильные дома, сборно-разборные сооружения, автокемперы) может быть использовано оборудование, в т. ч. метрологическое, производственно-строительных комбинатов, метрологических лабораторий, автосервиса, НИИ и т.п.

Рисунок - Факторы, определяющие содержание учебно-методического обеспечения профессиональной переподготовки кадров для создания качественной инфраструктуры кемпингов

Процесс обучения контролю качества инфраструктуры кемпингов и нормативно-метрологическому его обеспечению может происходить посредством применения дистанционных и сетевых форм согласно составленной образовательной программе и договору об образовании.

Независимо от применяемых образовательных технологий при итоговой аттестации, которая проходит после завершения профессионального обучения, требуется предоставление аттестационной работы в очной форме либо с применением современных дистанционных технологий с обеспечением идентификации личности обучающегося.

Дистанционная форма позволяет создать рациональные условия для удовлетворения в профессиональной переподготовке кадров для строительства и контроля качества инфраструктуры кемпингов в различных регионах страны.

Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования. В содержании дополнительных профессиональных программ по инфраструктуре кемпингов отражаются необходимые сведения по обучению, ожидаемым результатам освоения программы, её содержанию, графикам прохождения обучения, изучаемым дисциплинам, а также условиям, формам и материалам по оценки и аттестации знаний. Одними из необходимых специальных дисциплин в обучении могут быть такие дисциплины, как «Система управления качеством и безопасностью кемпингов», «Мобильное домостроение», «Системы оценки рисков комплексной безопасностью кемпинга» и др.

Содержание программы дополнительного профессионального образования для управления качеством и безопасностью инфраструктуры кемпингов может коррелироваться с учётом потребностей слушателя, предпринимателя, организации, по инициативе которых осуществляется данное дополнительное образование или переподготовка.

Наиболее эффективно проводить подготовку для инновационных видов деятельности в строительной области для автотуризма возможно только с применением таких современных технологий обучения, как компьютерное моделирование, цифровые технологии в управлении и оценке рисков в строительстве кемпингов и контроле её качества, интерактивные методы в построении практических занятий с приглашением специалистов и другие образовательные технологии, способствующие не только получению и освоению современных знаний и умений, но и развивающие творческие навыки в обучающихся.

В результате обучения слушатель получает следующие профессиональные компетенции (ПК):

-определять существующие нормативно-технические требования к инфраструктуре кемпингов (ПК-1);

-устанавливать и предотвращать случаи аварийного состояния на объектах инфраструктуры кемпингов (ПК-2);

-проводить оценку инфраструктуры кемпинга в соответствии с техническими регламентами и проектной документацией (ПК-3);

-осуществлять контроль соблюдения проектных решений, качества и безопасности строительства и эксплуатации инфраструктуры кемпинга (ПК-4);

-осуществлять контроль и оценку качества производства однотипных строительных работ при возведении инфраструктуры кемпинга (ПК-5);

-спланировать и организовать систему контроля качества инфраструктуры кемпинга на этапах проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры кемпинга (ПК-6);

-осуществлять оценку безопасности и охраны труда работников кемпинга (ПК-7). По окончании обучения по программе профессиональной переподготовки по качественному формированию инфраструктуры кемпингов и при успешном прохождении слушателями итоговой аттестации им выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного (негосударственного) образца. Полученные результаты

Подготовка по дополнительной профессиональной программе по качественному формированию инфраструктуры кемпингов позволит обучающимся в рамках данной образовательной программы приобрести знания, умения и навыки по следующим направлениям:

-направления совершенствования индустрии гостеприимства для автотуристов как в России, так и за рубежом21 [4];

-методы организации системы менеджмента качества в кемпингах и при строительстве их инфраструктуры22 [1, 2];

-измерение показателей качества инфраструктуры кемпинга23 [5];

-системы стандартизации и сертификации кемпингов в России и за рубежом

[13, 14];

-менеджмент качества в индустрии гостеприимства и проблемы его повышения

[10];

-диагностика технологических процессов строительства, эксплуатации инфраструктуры кемпинга и рекультивации территории после окончания сезона [9];

21 Campsite Design and Conceptual Building Renderings. URL:

http://www.mwcd.org/upload/documents/parkmasterplan/campsite design and conceptual building renderings 11 -21-2014.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

22 Mobile Homes Act 2013. SN/SP/6438, (с изм. 1.07.2014). URL: http://www.legislation.gov.uk/ (дата обращения: 20.02.2016).

23 Model Standards 2008 for Caravan Sites in England. URL: http://www.nationalarchives.gov.uk/ (дата обращения: 20.02.2016).

-системы обеспечения безопасности и охраны труда при эксплуатации инфраструктуры кемпингов [13].

При выполнении итоговой аттестационной работы слушатель представляет в работе следующие сведения:

-анализ тенденций и перспектив развития выбранного вида кемпинга и его инфраструктуры;

-систематизацию существующих законодательных и нормативно-технических документов, методик оценки качества услуг, уровней качества кемпингов и требований, предъявляемых к проектированию, строительству и эксплуатации кемпингов;

-анализ наиболее ответственных процессов в СМК кемпинга по формированию качественных показателей функционирования инфраструктуры кемпингов на этапах её проектирования, строительства и эксплуатации;

-информационно-методическое обеспечение СМК кемпинга;

-разработку рекомендаций, направленных на улучшения качества инфраструктуры кемпинга и уровня сервиса для выбранного типа кемпинга. Основные выводы

Таким образом, проведённое исследование условий обеспечения эффективной профессиональной переподготовки кадров для создания качественной инфраструктуры кемпингов позволило определить:

-общую системную модель обеспечения рациональных условий проведения профессиональной переподготовки кадров по инфраструктуре кемпингов;

-особенности адаптации применения зарубежного опыта создания и эксплуатации кемпингов для автотуризма в России в образовательном процессе;

-особенности профессиональной переподготовки по организации и контролю качества строительства и эксплуатации инфраструктуры кемпингов;

-гибкость учебно-методического обеспечения через реализацию специальных траекторий обучения слушателей с учётом требований работодателя в модульных программах профессиональной переподготовки для специалистов строительной отрасли для индустрии гостеприимства, в т. ч. и для кемпингов, и др.

Данные предложения, впервые представленные в практике дополнительного образования, позволяют определить для нынешнего домостроения и формирования инженерных коммуникаций для кемпингов в России рациональные условия качественной профессиональной переподготовки кадров по созданию и эксплуатации инженерной

инфраструктуры кемпингов, что сделает автотуризм в России привлекательным видом отдыха и конкурентоспособным на международном рынке туризма.

Литература

1. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D. Analysis of requirements of the federal state educational standards of the degree programs 'recreation and sports and recreation tourism' and 'tourism' //International Business Management. 2015. Т. 9. № 6. С. 1147-1151.

2. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D., Ovsyannikov V.P. Fundamentals of design of the occupational retraining programs on the basis of interdisciplinary integration // International Business Management. 2015. Т. 9. № 6. С. 1097-1101.

3. Анализ Российского, международного и иностранного опыта проведения независимой оценки качества профессионального образования в сфере туризма с целью разработки механизмов её использования в Российской Федерации / Ю.В. Копылов, С.В. Огнева, Т.М. Кривошеева, Н.А. Зайцева, С.В. Дусенко, Д.Р. Макеева, Е.С. Сахарчук, М.В. Виноградова, А.А. Федулин, В.П. Белянский: отчет о НИР № 241-13-05-13-01 от 13.05.2013 (Федеральное агентство по туризму).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ермаков А.С., Кохреидзе М.В., Черепанов Д.А. Организационное и инженерное обеспечение событийного туризма в Центральном Федеральном округе // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 3. - С. 69-75.

5. Панфилов А.В. Классификационная модель мобильного жилища для временного пребывания. [Электронный ресурс] //Архитектон: известия вузов. - 2011. - №34. URL: http://archvuz.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

6. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда в условиях Европейской образовательной интеграции (на примере туристских специальностей в Германии) / Е.С. Сахарчук: отчет о НИР (Министерство образования и науки).

7. Лаврентьева Е.А. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов - на службу транспортной отрасли // Транспорт России. Морской и речной транспорт: приложение. - 2014. - №1. - С. 67-69.

8. Методический подход к оценке и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса / Т.И. Зворыкина, А.С. Ермаков, О.Г. Мухамеджанова, И.Н. Томохова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2012. - № 4 (23). - С. 62-67.

9. Модель взаимодействия участников системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса / Т.И. Зворыкина, О.Г. Мухамеджанова, А.С. Ермаков // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2012. - № 2. - С. 25-29.

10. Колесников Н.Г., Петрова Н.В., Шевченко В.И. Объекты инфраструктуры туризма как элементы туристских дестинаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9-3. - С. 173-174.

11. Сахарчук Е.С., Ермаков А.С., Корнеев А.А. Дестинации самодеятельного туризма в Российской Федерации: разработка схемы развития сервисных зон на основе анализа транспортных потоков: монография. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2014. - 82 с.

12. Сидорова Н.В. Принципы организации транспортного обслуживания природных парков: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 18.00.04. - Киев, 1984.

13. Состояние и перспективы развития автотуризма в Российской Федерации: монография / Е.С. Сахарчук, А.С. Ермаков, А. А. Корнеев, Д. А. Черепанов. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2016.

14. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2010.

IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PERSONNEL UNDER CONDITIONS OF CAMPSITES INFRASTRUCTURE FORMATION

Olga Mukhamedzhanova, PhD in Engineering sciences, Associate Professor, e-mail:

Olga.mg@mail.ru

National research Moscow State University of Civil Engineering Moscow, Russian Federation

Aleksander Ermakov, PhD in Engineering sciences, Associate Professor, e-mail:

TKEI2011@yandex.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The article describes main rational conditions for realization of educational and professional standards in the process of training and retraining for the construction and operation of campsites infrastructure. Qualitative construction of engineering infrastructure of campsites and its exploitation require the introduction of control and quality management system of campsites infrastructure. Due to the absence of special education programs to enhance skills in designing, operation and quality control of campsites infrastructure, staff retraining through a system approach is proposed. By this the authors mean implementation of integrated approach to the formation of knowledge in design, construction and effective operation of the campsites infrastructure; settlement of foreign regulatory requirements with national regulatory requirements; the modular structure of the educational material in the curriculum to meet the needs of a customer; the formation of the basic qualification requirements through application of the competence-based approach taking into account the requirements of professional standards for professionals and employers. Special learning trajectory is generated according to the

employer's requirements and with the participation of experts in the field construction and hospitality industry. This allows to form high-quality education program of professional retraining of personnel.

Keywords: campsite (camping), additional professional education, professional standard, mobile home, professional staff, construction.

References:

1. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D. Analysis of requirements of the federal state educational standards of the degree programs 'recreation and sports and recreation tourism' and 'tourism' //International Business Management. 2015. Vol. 9. № 6. Pp. 1147-1151.

2. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D., Ovsyannikov V.P. Fundamentals of design of the occupational retraining programs on the basis of interdisciplinary integration // International Business Management. 2015. Vol. 9. № 6. Pp. 1097-1101.

3. Analiz rossijskogo, mezhdunarodnogo i inostrannogo opyta provedenija nezavisimoj ocenki kachestva professional'nogo obrazovanija v sfere turizma s cel'ju razrabotki mehanizmov ego ispol'zovanija v Rossijskoj Federacii [An independent quality assessment of professional education in tourism for the develop mechanisms for its use in the Russian Federation: The analysis of Russian, international and foreign experience] / Yu.V. Kopylov, S.V. Ogneva, T.M. Krivosheeva, N.A. Zajceva, S.V. Dusenko, D.R. Makeeva, E.S. Sakharchuk, M.V. Vinogradova, A.A. Fedulin, V.P. Beljanskij. Research report No. 241-13-05-13-01 from 13.05.2013 (Federal Agency for Tourism).

4. Ermakov A., Kokhreidze M., Cherepanov D. Organizacionnoe i inzhenernoe obespechenie sobytijnogo turizma v Central'nom Federal'nom okruge [Organizational and engineering support of event tourism in Central Federal District] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 3. Pp. 69-75.

5. Panfilov A.V. Klassifikacionnaja model' mobil'nogo zhilishha dlja vremennogo prebyvanija [Classification model of mobile homes for temporary stay] // Arhitekton: izvestija vuzov [Architecton: proceedings of higher education]. 2011. №34. URL: http://archvuz.ru/2011_22/17 (Accessed on February 20, 2016).

6. Konkurentosposobnost' vypusknika vuza na rynke truda v uslovijah Evropejskoj obrazovatel'noj integracii (na primere turistskih special'nostej v Germanii) [Graduates' competitiveness on the labor-market under European educational integration (by the example of tourism professions in Germany)] / E.S. Sakharchuk. Research reports (Ministry of education and science).

7. Lavrent'eva E.A. Integracija obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov - na sluzhbu transportnoj otrasli [Integration of educational and professional standards: In the service

of the transport industry] // Transport Rossii. Morskoj i rechnoj transport [Transport of Russia Marine and River Transport]. 2014. №1. Pp. 67-69.

8. Zvorykina T.I., Yermakov A.S., Mukhamedjanova O.G., Tomokhova I.N. Metodicheskij podhod k ocenke i sertifikacii kvalifikacii personala v sfere servisa [Methodic approach to service personnel's qualification estimation and certification] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. № 4 (23). Pp. 62-67.

9. Zvorykina T.I., Mukhamedzhanova O.G ., Yermakov A.S. Model' vzaimodejstvija uchastnikov sistemy ocenki i sertifikacii kvalifikacii personala v sfere servisa [Model of interaction among participants in the system of assessment and personnel certification in business] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. № 2. Pp. 25-29.

10. Kolesnikov N.G., Petrova N.V., Shevchenko V.I. Ob'ekty infrastruktury turizma kak elementy turistskih destinacij [The objects of tourism infrastructure as elements of tourist destinations] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research]. 2014. № 9-3. Pp. 173-174.

11. Sakharchuk E.S., Ermakov A.S., Korneev A.Â. Destinacii samodejatel'nogo turizma v Rossijskoj Federacii: razrabotka shemy razvitija servisnyh zon na osnove analiza transportnyh potokov: monografija [Flashpacking destinations in the Russian Federation: Developing scheme of the service areas based on the analysis of traffic flows: a monograph]. Moscow: RSUTS, 2014. 82 p.

12. Sidorova N.V. Principy organizacii transportnogo obsluzhivanija prirodnyh parkov [Principles of the transport service organization in natural parks]: Candidate of Engineering dissertation: author's abstract. Kiev, 1984.

13. Sostojanie i perspektivy razvitija avtoturizma v Rossijskoj Federacii: monografija [The status and prospects of tourism development in the Russian Federation: a monograph] / E.S. Sakharchuk, A.S. Ermakov, A.A. Korneev, D.A. Cherepanov. Мoscow: RSUTS, 2016. 120 p.

14. Tamov A.I. Organizacija upravlenija avtomobil'nym turizmom v regionah Rossii [Management of automobile tourism in the regions of Russia]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Мoscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.