Научная статья на тему 'Кемпинги как основа развития караванинга в России'

Кемпинги как основа развития караванинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2792
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМПИНГ / КАРАВАНИНГ / КЕМПИНГ-ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КЕМПИНГ-ИНДУСТРИЯ / CAMPING / CARAVANNING / CAMPING-TOURISM / AMATEUR TOURISM / CAMPING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунцевич Евгения Анатольевна, Морозов Валентин Викторович

В настоящее время автотуризм (караванинг) приобретает все большую популярность. Основной составляющей индустрии караванинга является кемпинг. Причина повышения популярности кемпингов изменение потребностей туристов. Сегодня туристы меняют привычные «пассивные» способы отдыха на активный самостоятельный отдых. Новые технологии и тенденции, а также высокая конкурентная среда позволили кемпингам адаптироваться под потребности рынка и реализовать туристский продукт в виде туристских специально оборудованных территорий с огромным количеством услуг. Кемпинги соединили в себе комфорт, безопасность проживания на основе современных стандартов качества, обеспечив при этом низкую базовую ставку размещения. Кемпинги объединили в себе комбинацию различных видов услуг: отдых и ночлег, наличие душевых кабин и туалетов, точки утилизации отходов, индивидуальное подключение к электричеству и воде, гастрономические услуги и др. Всё это в сумме даёт ряд конкурентных преимуществ перед «пассивными» видами отдыха. Очень важным при изучении, развитии данного направления в туризме является вопрос наличия определенных требований. Существует определенная система классификации, подобная системе классификации гостиниц и иных средств размещения. Изучив опыт зарубежных стран, авторы статьи пришли к выводу, что развитие кемпинг-туризма в России окажет положительное влияние на увеличение турпотока, на развитие как въездного, так и отечественного туризма. В нынешней экономической и политической ситуации это необходимо. Авторы статьи поднимают вопрос актуальности и необходимости развития кемпинг-туризма в России. Предлагают один из наиболее эффективных способов повышения внимания и интереса к данному вопросу, а также способ наглядно показать зональную структуру кемпинга, отвечающую всем существующим международным стандартам и нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAMPING AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CARAVANNING IN RUSSIA

Currently auto-tourism (caravanning) is becoming increasingly popular. The main component of the caravanning industry is camping. The reasons for the increase in the popularity of camping are changing needs of tourists. Today, tourists change the traditional “passive” means of recreation for active and independent traveling. New technologies and trends, as well as the high competitive environment have allowed campsites to adapt to the needs of the market and implement tourism product in the form of specially equipped tourist areas with a huge number of services. Camping combines the comfort, security of residence based on modern quality standards, providing, thus, a low base rate. Camping combines a combination of different types of services: leisure and accommodation, availability of showers and toilets, point of waste disposal, individual connection to electricity and water, gastronomic services etc. This all adds up to a number of competitive advantages over “passive” activities. The very important point when studying and developing this trend in tourism is the question of the existence of certain requirements. There is a system of classification like system of classification of hotels and other accommodation facilities. Studying the experience of foreign countries, the authors conclude that the development of camping tourism in Russia will have a positive impact on increasing numbers of tourists, on the development of inbound and domestic tourism. In the current economic and political situation it is necessary. The authors raise the question of the relevance and necessity of development of camping tourism in Russia. They offer one of the most effective ways to improve attention and interest in this issue and the way to demonstrate the zonal structure of the camping site that meets all existing international standards and norms.

Текст научной работы на тему «Кемпинги как основа развития караванинга в России»

УДК 379.854, 379.837 DOI: 10.12737/21138

| КЕМПИНГИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КАРАВАНИНГА В РОССИИ

Кунцевич Евгения Анатольевна*, помощник проректора,

студентка 1 курса факультета подготовки кадров высшей квалификации,

направление подготовки 43.04.02«Туризм», eugeny1993@mail.ru,

Морозов Валентин Викторович *, студент 1 курса

факультета подготовки кадров высшей квалификации,

направление подготовки 43.04.03«Гостиничное дело», morozacin@bk.ru,

*ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В настоящее время автотуризм (караванинг) приобретает все большую популярность. Основной составляющей индустрии караванинга является кемпинг. Причина повышения популярности кемпингов — изменение потребностей туристов. Сегодня туристы меняют привычные «пассивные» способы отдыха на активный самостоятельный отдых. Новые технологии и тенденции, а также высокая конкурентная среда позволили кемпингам адаптироваться под потребности рынка и реализовать туристский продукт в виде туристских специально оборудованных территорий с огромным количеством услуг. Кемпинги соединили в себе комфорт, безопасность проживания на основе современных стандартов качества, обеспечив при этом низкую базовую ставку размещения. Кемпинги объединили в себе комбинацию различных видов услуг: отдых и ночлег, наличие душевых кабин и туалетов, точки утилизации отходов, индивидуальное подключение к электричеству и воде, гастрономические услуги и др. Всё это в сумме даёт ряд конкурентных преимуществ перед «пассивными» видами отдыха. Очень важным при изучении, развитии данного направления в туризме является вопрос наличия определенных требований. Существует определенная система классификации, подобная системе классификации гостиниц и иных средств размещения. Изучив опыт зарубежных стран, авторы статьи пришли к выводу, что развитие кемпинг-туризма в России окажет положительное влияние на увеличение турпотока, на развитие как въездного, так и отечественного туризма. В нынешней экономической и политической ситуации это необходимо. Авторы статьи поднимают вопрос актуальности и необходимости развития кемпинг-туризма в России. Предлагают один из наиболее эффективных способов повышения внимания и интереса к данному вопросу, а также способ наглядно показать зональную структуру кемпинга, отвечающую всем существующим международным стандартам и нормам.

Ключевые слова: кемпинг, караванинг, кемпинг-туризм, самодеятельный туризм, кемпинг-индустрия

В последнее время в России вопрос повышения уровня внутреннего и въездного туризма стоит достаточно остро. Сегодняшняя обстановка требует внедрения новых форм туристской деятельности, формирования новых дестинаций, разработку норм и стандартов, согласно которым будет вестись проверка на соответствие им различных объектов турпоказа и средств размещения.

Сегодня в повышении уровня (показателей) как внутреннего, так и въездного туризма весьма успешно играет автотуризм. При выборе туристских направлений самодеятельные путешественники на первый план выдвигают такой фактор

как стоимость трансфера и средства размещения. Кроме того, возрос рост числа автомобилей в личном пользовании, увеличился темп жизни, повысился уровень урбанизации, открылись новые автодороги нашей страны. Эти факторы повлияли на необходимость более интенсивного развития автотуризма.

Автотуризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Развитие автотуризма повлечет за собой развитие такого явления, как караванинг [2].

Караванинг — достаточно актуальное и перспективное направление российского туризма. В настоящее время караванинг получил широкое распространение прежде всего в Европе и Америке. Данное направление автотуризма разнообразно, как разнообразны и цели использования караванинга: это может быть и отдых «выходного дня», это могут быть как короткие, так и дальние путешествия, предполагающие осмотр объектов туристского показа, природно-климатических достопримечательностей и другое, стоянка на одной точке в кемпинге в течение длительного периода, а также различные виды активной деятельности. Караванинг — удобный и увлекательный способ путешествия как для семей с детьми, групп молодых людей, пенсионеров и другое.

«Дом на колесах» породил целую индустрию, включающую в себя производителей домов, сервисные услуги, туристические фирмы, разрабатывающие туристические маршруты и, конечно, в роли средства размещения — кемпинги [5].

«Кемпинг — место для автотуристов с выделенной территорией, оборудованной местами стоянки с подводом электричества, местами для залива воды и слива отходов, стационарными туалетами и душевыми, а также местами для палаток или домиками легкого типа (бунгало). Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например, магазины, кафе, аквапарки...».[1]

Стандартный кемпинг должен отвечать следующим минимальным требованиям к инфраструктуре [5; 1; 4]:

• выбор места (близость к основным культурным и прородно-климатическим достопримечательностям, отдаленность от промышленных зон и т.д.);

• территория (огражденная, охраняемая, с определенной площадью, удобной дорожной инфраструктурой. Планировка должна учитывать естественный рельеф местности и планируемое количество мест);

• техническое обеспечение (должно обязательно организовано как общественное, так и индивидуальное подключение к внешним сетям (канализация, водопровод, электричество). Должны быть в наличии душевые кабины и туалеты, места для слива капсул биотуалетов, точки утилизации отходов, а также помещения для мытья посуды);

• размещение (обязательно должен осуществляться контроль на въезде (ресепшн).

Помимо питчей (специальные благоустроенные места для стоянок), желательно иметь минимальное количество собственных мобильных домов, бунгало, сдаваемых в аренду для проживания автотуристов, путешествующих на личных автомобилях. Кемпинги предоставляют туристам условия для размещения в трех базовых типах объектов кемпинг-размещения: палатки, автодома/караваны, мобильные дома);

• инфраструктура (на территории кемпинга обязательным является наличие мини-магазина по продаже продуктов и товаров первой необходимости. Как минимум, должна быть детская площадка, а также должна обязательно присутствовать информация о ближайших местных культурных и природных достопримечательностях.).

Кроме требований к инфраструктуре кемпингов, очень важное значение имеют требования к качеству предоставляемых услуг (в соответствии с национальной системой требований (стандартов), принятых в большинстве развитых стран) [8]:

• гигиена, чистота, эстетика, безопасность (комфорт);

• активный отдых на природе (спорт, фитнес, бассейн, развлекательные программы для детей и взрослых, анимация для детей, спортивное и игровое оборудование, охота, рыбалка и другое);

• высокое качество обслуживания;

• туристские аттракции и объекты показа;

• программа специальных мероприятий, событий (социальность).

В результате анализа и разработки требований в данном направлении сформировалось новое туристское направление — кемпинг-туризм (кемпинг-индустрия), который включил в себя различные виды самодеятельного туризма (караванинг, геотуризм и др.), связанные с комфортным и безопасным отдыхом в кемпингах, чаще всего связанный с проживанием в частных мобильных/переносных средствах размещения (ЧСР) [10]. Такая мобильность является достаточно удобной для незащищенных слоев населения (инвалидов, пожилых людей, женщин с маленькими детьми и т.д.). Кемпинг-туризм предоставляет возможность получить полноценный отдых за небольшую стоимость.

Как и любое средство размещения, кемпинги также классифицируются экспертами в зависимости от предоставляемых услуг и степени

комфортности [6]. В большинстве случаев в Европе их классифицируют точно так же, как и отели, с использованием системы звезд. Одним из основных показателей комфортности использования является то, сколько квадратных метров выделяется на парковку каждого каравана. На «звездность» оказывают большое влияние также и следующие факторы:

• информация в средствах массовой информации;

• уровень безопасности, в том числе и пожарной;

• обеспеченность питьевой водой;

• уровень освещенности;

• чистота территории и уборка мусора;

• наличие туалета, душа, стиральных машин и места для очистки биотуалета;

• наличие электрических розеток, к которым можно подключить мобильный дом. Рассмотрим обобщенную европейскую классификацию (в данном случае, на примере датской системы классификации) в зависимости от наличия услуг и вышеперечисленных факторов:

• одна звезда. На территории этого кемпинга под стоянку автодома выделяется земельный участок площадью не менее 80 кв. метров. На нем имеются электрические розетки для бритв и фенов, место для стирки и душевые кабинки, игровая площадка и кухонный блок;

• две звезды. Он отличается от предыдущего наличием розеток для подключения мобильных домов. Ими должно быть оборудовано не менее 20% от общего числа парковочных мест. Здесь обязательно должны быть душевые кабины и система канализации. Обслуживающий персонал работает только в дневное время, в ночные часы есть только ресепшен;

• три звезды. Обслуживающий персонал работает круглосуточно. К электричеству подключено не менее 40% парковочных мест. Не менее 15% от общего числа стоянок должны иметь площадь более 100 кв. метров. Все сервисные помещения отапливаются. Комнаты отдыха, кухня находятся в закрытом помещении;

• четыре звезды. Четверть парковочных мест имеет площадь более 100 кв. метров, а 60% — имеют точки подключения к электрической сети. Обязательно наличие отдельных душевых кабин с подводкой горячей воды и кабинками для переодевания. Кухня должна иметь не только плиту, но и микроволновую печь. Кафетерий и продовольственный магазины должны располагаться не далее одного

километра от парковочной зоны. Четырехзвездочный кемпинг обязан иметь и хорошо оборудованную игровую площадку; • пять звезд. Более половины парковочных мест имеют площадь свыше 100 кв. метров. Пятая часть парковок должна быть подключена к канализационной системе. Непосредственно на территории туристской зоны должен быть расположен ресторан, имеющий лицензию на торговлю спиртными напитками. Вышеперечисленные требования успешно реализуются в зарубежных странах. Пример тому — опыт стран Европы. Если проанализировать европейские кемпинги, то можно заметить, какое огромное количество услуг они предоставляют и на каком высоком уровне. Организованные кемпинги в Европе — это вид туристического отдыха, жилья на природе, который у нас мало практикуется и мало распространен. А кемпинг в Европе — это практически национальный вид отдыха. Там люди знают толк и в планировании организованных кемпинг-площадок, и в остановке в кемпинге на пол-лета. Европейцы видят в кемпингах возможность убежать из мегаполиса и побыть наедине с природой, при этом не расходуя много денег. Для наших туристов европейские кемпинги — это семейный, комфортный, удобно организованный отдых, где можно сократить свои финансовые расходы и насладиться красотами европейской природы.

В большинстве случаев европейские кемпинги разделены на три секции:

1) стационарные вагончики — бунгало (это домик из одной или двух комнат со спальными местами, ниши с встроенной кухней и небольшой гостиной, туалетом, душем), которые обычно принадлежат кемпингу;

2) места для мобильных вагончиков, то есть по функциональности это те же самые бунгало, но европейцы либо на них же и ездят от кемпинга к кемпингу, либо возят за собой на прицепе. В таких мобильных домиках есть спальные места, мини-кухня и душ;

3) поляна, где поселяются те, кто путешествует с рюкзаком и собственной палаткой, т.е. своего рода небольшой «палаточный городок».

В европейских кемпингах предоставляется целый ряд различных услуг, предоставление которых зависит от «звездности» кемпинга. Чем больше «звезд» у кемпинга, тем больше сервисных услуг. Перечислим несколько из них: инфраструктура (электричество, водопровод, канализация, газ, телевидение, замена газовых

Домики Тех. зона

Рис. Структура учебной модели кемпинга

баллонов, Интернет, камеры хранения, комнаты отдыха, места для готовок, места для выгула и купания собак и другие), продуктовое снабжение, места общественного питания (закусочные, рестораны), досуг (детские площадки, купание в естественном водоеме, открытый бассейн, настольный теннис, спортивные площадки, прокат различных снаряжений (для рыбалки, охоты, дайвинга и т.д.), передвижные дома, бунгало, палатки.

Таким образом, европейские кемпинги действительно хорошо продуманы с точки зрения удобства и комфорта отдыхающих. Путешествуя по Европе, туристу не составит труда найти кемпинг, так как система указателей для туристов действительно хорошо развита. Также полноценную информацию турист может с легкостью найти в сети Интернете. Существует множество различных сайтов, где дана вся информация по кемпингам, по их расположению и предоставляемым услугам. Можно упомянуть несколько таких сайтов: http://www.campingeurope.com/, http://ru.camping. info/, http://www.eurocampings.co.uk/ и др. [9; 11].

К сожалению, среди российских туристов кемпинг-туризм не пользуется таким спросом. Хотя на территории Российской Федерации существует несколько кемпингов: кемпинг на территории развлекательного комплекса «Русская деревня «Шуваловка» (г. Петергоф), кемпинг «Сокольники» (Москва), кемпинг на территории главного туристского комплекса «Суздаль»

(Владимирская область, г. Суздаль) и кемпинг «Анохово» (Псковская область).

Почему же Россия до сих пор не стала страной, успешно реализующей кемпинг-туризм? Ответ на этот вопрос в первую очередь кроется в непонимании специалистами кемпинг-индустрии, как правильно организовать кемпинг и успешно продвинуть его на мировом и внутреннем туристских рынках [3]. Для этого необходимо, во-первых, создать Ассоциацию российских кемпингов (АРК) как национальную саморегулируемую организацию в области автотуризма и караванинга. Во-вторых, разработать нормы, стандарты, технические и организационные требования для российских кемпингов в соответствии с международными требованиями. В-третьих, достаточно важным для развития современной кемпинг-индустрии является проведение исследований в данной области: сбор и анализ статистических данных туристских рынков, сравнение состояния кемпинг-туризма в России и зарубежных странах [7]. Очень полезным станет организация и участие в различных международных, общероссийских, региональных автотуристских выставках, форумах, фестивалях и других мероприятиях.

Сегодня необходимо повысить поток как иностранных автотуристов, так и отечественных. Но, к сожалению, многие из отечественных туристов и туроператоров просто не знают и не понимают, как правильно организовать и оборудовать

кемпинг. У них возникает потребность, чтобы им «рассказали, а лучше показали», как это должно быть. Отсюда возникла идея Межрегиональной общественной организации «Лига Караванеров» совместно с ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» разработать учебную, образцовую модель кемпинга, отвечающую абсолютно всем европейским требованиям кемпинга, показать на нем всю возможную зональность аналогичных объектов в Европе (рис.).

На примере данной модели студенты, имеющие профильные специальности, смогут более подробно изучить структуру кемпинга. Это привлечет больше внимания к данному направлению туристской и гостиничной индустрии, появится возможность проводить различные семинары, конференции, позволит наглядно показать, как должен выглядеть кемпинг, каким

требованиям и стандартам соответствовать и какие услуги предоставлять.

Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что сегодня Россия располагает огромными природными и туристскими ресурсами. Существует множество мест, где было бы возможным организовать настоящий полноценный кемпинг, оборудованный по европейским стандартам и нормам. Необходимо провести трудоемкую работу для того, чтобы Россия стала страной, дружественной для кемпинг-туризма. Кемпинги являются сегодня отличной альтернативой привычным средствам размещения (отели, гостиницы, хостелы и др). Кемпинги — это не только возможность сэкономить на своем путешествии, это еще и великолепный отдых на природе, общение с иностранцами, возможность насладиться приятной и дружественной атмосферой, которая обычно царит в кемпингах.

Литература

1. Автотуризм (караванинг) — новый перспективный сегмент для развития въездного и внутреннего туризма в России // URL: http://russiaturforum.com/upload/2012v2/smolensk/caravaning_doclad.pdf (дата обращения: 15.04.2016).

2. Ермаков А.С. Методика формирования маршрута путешествия для автотуристов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 39-44

3. Мартынов В.Л. Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в Псковской области // Псковский региональный журнал. 2010. № 9. С. 56-61.

4. НОО «Лига караванеров». URL: http://www.caravanliga.ru/ (дата обращения: 17.04.2016).

5. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.

6. Санникова К.К. Анализ требований к кемпингам в Европе. // Europeanscience, 2015. № 6 (7). С. 65-66.

7. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.

8. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги — новые возможности развития туристских услуг // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7. 2015. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус, англ. DOI: 10.15862/25EVN515 (дата обращения: 17.04.2016).

9. Camping.Info. URL: http://ru.camping.info/(дата обращения: 18.04.2016).

10. Engama B. Camping as a form of nature tourism. Thesis of degree programme in tourism. Centria university of applied sciences, 2013.

11. The European Federation of Campingsite Organisations and Holiday Park Associations (EFCO&HPA) website. URL: http://www.campingeurope.com/ (дата обращения: 18.04.2016).

CAMPING As THE BAsIs FoR THE DEVELoPMENT

of caravanning in russia

Kuntsevich Evgeniya Anatol'evna*, the assistant to the vice-rector, the 1st year student of the department of training personnel of higher qualification «Tourism», eugeny1993@mail.ru,

Morozov Valentin Viktorovich*, the 1st year student of the department of training personnel of higher qualification «Hospitality», morozacin@bk.ru,

*Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Currently auto-tourism (caravanning) is becoming increasingly popular. The main component of the caravanning industry is camping. The reasons for the increase in the popularity of camping are changing needs of tourists. Today, tourists change the traditional "passive " means of recreation for active and independent traveling. New technologies and trends, as well as the high competitive environment have allowed campsites to adapt to the needs of the market and implement tourism product in the form of specially equipped tourist areas with a huge number of services. Camping combines the comfort, security of residence based on modern quality standards, providing, thus, a low base rate. Camping combines a combination of different types of services: leisure and accommodation, availability of showers and toilets, point of waste disposal, individual connection to electricity and water, gastronomic services etc. This all adds up to a number of competitive advantages over "passive" activities. The very important point when studying and developing this trend in tourism is the question of the existence of certain requirements. There is a system of classification like system of classification of hotels and other accommodation facilities. Studying the experience of foreign countries, the authors conclude that the development of camping tourism in Russia will have a positive impact on increasing numbers of tourists, on the development of inbound and domestic tourism. In the current economic and political situation it is necessary. The authors raise the question of the relevance and necessity of development of camping tourism in Russia. They offer one of the most effective ways to improve attention and interest in this issue and the way to demonstrate the zonal structure of the camping site that meets all existing international standards and norms.

Keywords: camping, caravanning, camping-tourism, amateur tourism, the camping industry

References

1. Avtoturizm (karavaning) — novyi perspektivnyi segment dlya razvitiya v"ezdnogo i vnutrennego turizma v Rossii [Caravanning — a new promising segment for the development of inbound and domestic tourism in Russia] // URL: http://russiaturforum.com/upload/2012v2/smolensk/caravaning_doclad.pdf (Accessed on April 15, 2016).

2. ErmakovA.S. Metodika formirovaniya marshruta puteshestviya dlya avtoturistov [Autotourism itinerary development methodology] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 8. 2014. № 3. P. 39-44

3. Martynov V.L. Formirovanie seti kempingov kak vozmozhnaya osnova kontseptsii razvitiya turizma v Pskovskoi oblasti [Formation of a network of campsites as a possible basis for the concept of tourism development in Pskov region] // Pskovskii regional'nyi zhurnal [Pskov regional journal]. 2010. № 9. P. 56-61.

4. NOO «Liga karavanerov» ["League Caravanners"]. URL: http://www.caravanliga.ru/ (Accessed on April 17, 2016).

5. Osnovy turizma: uchebnik [Fundamentals of tourism: manual] / group of authors; ed. E.L. Pisarevskogo. M.: Federal'noe agentstvo po turizmu [Federal Agency for tourism], 2014. 384 p.

6. SannikovaK.K. Analiz trebovanii k kempingam v Evrope [Analysis of requirements for campsites in Europe]. // Europeanscience, 2015. № 6 (7). P. 65-66.

7. Statistika turizma: uchebnik [Tourism statistics: manual] / group of authors; ed. A. Yu. Aleksandrovoi. M.: Federal'noe agentstvo po turizmu [Federal Agency for tourism], 2014. 464 p.

8. ChakhovaD.A., KobyakM.V. Sovremennye kempingi — novye vozmozhnosti razvitiya turistskikh uslug [Modern campgrounds — new opportunities of tourism market development] // Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Electronic scientific publication of "Naukovedenie"]. V. 7. 2015. № 5. [Electronic resource] URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/25EVN515.pdf (Free access). Heading from the screen. English / Russian. DOI: 10.15862/25EVN515 (Accessed on April 17, 2016).

9. Camping.Info. URL: http://ru.camping.info/ (Accessed on April 18, 2016).

10. Engama B. Camping as a form of nature tourism. Thesis of degree programme in tourism. Centria university of applied sciences, 2013.

11. The European Federation of Campingsite Organisations and Holiday Park Associations (EFCO&HPA) website. URL: http://www.campingeurope.com/ (Accessed on April 18, 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.