Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства'

Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2635
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Е.А., Соколов А.Ф.

Современные представления о реформировании государственного управления включают концепцию электронного правительства, которая охватывает операционную составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации, на создание условий для взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом, на повышение эффективности государственного управления. Рассмотрены аспекты формирования и функционирования электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства»

совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства*

е. а. петрова,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой экономической информатики и управления E-mail: ea_petrova@mail. ш

а. ф. соколов,

кандидат экономических наук,

докторант кафедры экономической информатики и управления

E-mail: confvolsu@yandex. ш

Волгоградский государственный университет

Современные представления о реформировании государственного управления включают концепцию электронного правительства, которая охватывает операционную составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации, на создание условий для взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом, на повышение эффективности государственного управления. Рассмотрены аспекты формирования и функционирования электронного правительства.

Ключевые слова: государственное управление, эффективность, электронное правительство, институт, гражданское общество, бизнес, региональная информационно-аналитическая система.

В 2003 г. в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ в качестве основного препятствия экономическим реформам была названа недостаточная эффективность функционирования государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Тем самым поставлены задачи реформирования в трех сферах: политической (радикальное сокращение функций государственных органов), правовой (необходимость формирования эффективно ра-

* Работа поддержана грантом Федерального агентства по образованию в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России» (2009 г., государственный контракт № П-904).

ботающего механизма разрешения споров между гражданином и государством) и административной (совершенствование административных процедур и регламентов). Все эти задачи объединяются под общим названием «административная реформа», которая формально началась с Указа Президента РФ от 23.07.2003 № 824, который зафиксировал цели ограничения числа функций государства и административного изменения структуры органов государственной власти с перераспределением между ними различных функций. Этот указ также ввел в практику российского государственного строительства широко использующуюся за рубежом модель «сервисного государства» (в указе впервые были упомянуты «государственные услуги» и подчеркнута необходимость их развития).

Вопросы применения информационных технологий и обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти путем представления информации в Интернете являются составной частью организационно-методического потенциала административной реформы. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают концепцию электронного правительства (э-прави-тельства, eGovemment), которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации,

на создание условии для взаимодеиствия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом и на повышение эффективности государственного управления [7].

Уже сеИчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства даст гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшит стоимость этих услуг. В целом стандартизация создания, сопровождения, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа бизнес-процессов госорганов:

• обеспечивают обслуживание граждан безотносительно тому, как они вступают в контакт с госучреждениями — по телефону, лично, через web-сайт или другим способом;

• снижают расходы и упрощают взаимодействие бизнеса и правительства;

• сокращают правительственные трансакцион-ные расходы;

• открывают доступ к госучреждениям людям с ограниченными физическими возможностями;

• повышают прозрачность и ответственность правительства.

В исследовании Jerzy Szeremeta и Seema Hafeez, сделанном в 2002 г по заказу ООН, определены пять основных стадий развития электронного правительства [6, с. 74]:

1) начальное появление — развернутое онлайновое присутствие правительственных учреждений в сети Интернет;

2)расширенное присутствие — число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие — пользователям представляются возможности загрузки типовых форм различных официальных документов, получения официальной электронной почты и организация взаимодействия через web-сайт;

4) проведение транзакций — пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Мировой опыт создания успешного электронного правительства показал, что для организации этого процесса необходимы следующие предпосылки. Важно создать единую точку доступа — единый Интернет-портал, через который будут предоставляться все услуги [5, с. 18]. Подобный портал должен строиться таким образом, чтобы быть в состоянии удовлетворить все потребности граждан: в инфор-

мации, в услугах, во взаимодействии. Более того, в процессе взаимодействия с правительством граждане не обязаны понимать его структуру, у них не должно быть необходимости переходить от одного окна к другому, от органа к органу, с одного уровня на другой. При организации такого обслуживания нельзя ограничиваться концепцией «электронной приемной», что очень часто происходит при реализации проектов электронного правительства в российской практике. Инфраструктура власти должна быть перестроена таким образом, чтобы обслуживание граждан происходило быстрее и эффективнее, через единое представительство и упрощало работу с гражданами [2]. Например, в случае с налоговой декларацией это означает, что вся информация, уже известная государственным органам, должна быть заранее внесена в документ.

Для этого необходимо соблюдение другого ключевого условия — высокой степени интеграции и взаимозаменяемости. Это значит, что государственные органы должны быть интегрированы таким образом, чтобы их информационные системы могли обмениваться информацией между собой, а информация, хранимая в региональных информационных системах, была доступна из единой точки. Поэтому создание системы электронного правительства должно находиться в ведении единой организации. Этот принцип доказал свою эффективность в Канаде, Сингапуре и Австралии, именно он положен в основу концепции «электронного представителя» (eEnvoy) [5, c. 19] в Великобритании.

Успех электронного правительства невозможен без доверия граждан. Поэтому необходима надежная защита сетей, так как информация, циркулирующая между гражданами и правительством, нередко носит личный или конфиденциальный характер.

Эта проблема должна решаться не только путем приобретения криптографических продуктов и других технологий защиты информации, но и воспитанием организационной культуры безопасности и включать как применение эффективных интегрированных систем информационной безопасности, так и обязательное использование электронной подписи при обслуживании граждан через Интернет.

Важной характеристикой электронного правительства является его абсолютная доступность, что способствует ликвидации «информационного неравенства». Таким образом, успешное электронное правительство должно постепенно войти в повседневную жизнь граждан.

- 23

Муниципальные образования

Таким образом, анализируя мировой опыт создания электронного правительства, применительно к региону можно определить структуру электронного правительства, которая должна представлять собой комплекс интегрированных между собой трех базовых информационных подсистем:

1) единый информационно-справочный портал органов государственной власти региона — единая точка доступа;

2) единая информационно-аналитическая система органов региональной государственной власти;

3) подсистема межведомственного электронного документооборота органов государственной власти региона.

Архитектура электронного правительства представлена на рис. 1.

Информационно-справочный портал должен формировать открытую и прозрачную информационную среду, которая состоит из информационных ресурсов, приложений и информационных систем органов исполнительной власти региона. В рамках реализации принципа «единого окна» портал концентрирует в себе все открытые информационные потоки органов исполнительной власти и предоставляет возможность населению и хозяйствующим субъектам получать государственные услуги в электронной форме. Одним из основных требований, предъявляемых к данной информационной системе, является возможность в реальном времени получить доступ посредством одного приложения к информационному пространству множества ведомств и организаций, при этом информация должна быть четко структурирована и организована должным образом. Структура такого портала представлена на рис. 2.

Создание электронного правительства в первую очередь обусловлено целями и задачами реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002—2010 годы» (далее — ФЦП «Электронная Россия»). Кроме того, в настоящий момент создана межведомственная комиссия по координации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» с мероприятиями административной реформы. Следует отметить, что в 2002—2005 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» выполнялось всего около 2,5 % от общего объема проектов информатизации органов власти, тем самым преоб-

24 -

Население и хозяйствующие субъекты региона

Пункты бесплатного коллективного доступа

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫИ ПОРТАЛ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

.♦Фбщая информационно-технологическая структур^«

Единая система межведомственного

электронного документооборота

Органы государственной исполнительной власти

Подведомственные организации

Рис. 1. Архитектура электронного правительства региона

ладающая часть проектов выполнялись в рамках бюджетов на информатизацию по региональным и другим федеральным программам.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий новой редакции ФЦП «Электронная Россия» на 10 % повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25 %.

В августе 2007 г. Правительство Российской Федерации одобрило разработанную Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [3] (далее — Концепция). В документе определены основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 г. В соответствии с Концепцией разработан и план мероприятий по ее реализации.

Основными приоритетными направлениями формирования электронного правительства названы:

• развитие интернет-сайтов государственных

органов;

• создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде;

• развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений населения и организаций;

• создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти;

• предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров;

• предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет;

• создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия;

• развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота;

• внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти;

• формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства.

Ведется работа по внедрению технологий электронного правительства и в регионах ЮФО. В феврале 2007 г. состоялось совещание Ассоциации экономического взаимодействия субъектов ЮФО «Северный Кавказ», некоммерческого партнерства «Электронный Юг России», филиала Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка по ЮФО, Совета по информационной безопасности и информатизации при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по вопросам организации и методам обеспечения взаимодействия при реализации постановления Правительства РФ № 502 от 15.08.2006 и построения регионального сегмента «Электронное Правительство» ЮФО [4].

В настоящее время проекты электронного правительства реализуются в рамках целевых программ в регионах ЮФО:

• Кабардино-Балкарская Республика — «Республиканская целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2007 годы)»;

Управление документами, делами, операциями

Интеграционный модуль

Унаследованная система

Унаследованная система

Рис. 2. Структурные элементы информационно-справочного портала электронного правительства региона

• Республика Адыгея — «Республиканская программа информатизации в Республике Адыгея на 2001—2011 годы»;

• Республика Северная Осетия — Алания — республиканская программа «Развитие инфоком-муникационных ресурсов Республики Северная Осетия — Алания на 2002—2010 годы» («Электронная Осетия»);

• Ставропольский край — краевая целевая программа «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003—2005 годы»; краевая целевая программа «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002—2005 годы»; краевая целевая программа «Основные направления информатизации системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2001—2003 годы»;

• Волгоградская область — завершен первый этап создания комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» (КИС ЭПВО), внедрены в опытную эксплуатацию автоматизированная система электронного документооборота в органах государственной власти, единый информационно-справочный портал (ЕИСП);

• Астраханская область — отраслевая целевая программа «Информатизация Астраханской области в 2007 году».

Продолжаются работы по развитию электронных представительств структурных подразделений

Администрации Волгоградской области. Все подразделения Администрации Волгоградской области ведут планомерную работу по заполнению своих разделов на портале. Активность посещения пользователями официального Интернет-ресурса Администрации Волгоградской области достаточно высока — от 2 300 до 2 700 посещений в день. Летом 2009 г. портал пополнился разделами органов местного самоуправления — Администрации городского округа город Волжский, Среднеахтубинского муниципального района, городского округа город Новоаннинский.

В целях развития Сети управления и передачи данных (СУиПД) проведено подключение территориальных органов Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области к сети СУиПД через узлы в муниципальных образованиях региона.

В 2009 г. расширился перечень государственных услуг органов исполнительной власти Волгоградской области и создан полноценный раздел «Государственные услуги» на ЕИСП, доступ к которому осуществляется из сети Интернет [1]. В настоящий момент разработан проект постановления Главы Администрации Волгоградской области «О единой информационно-справочной системе «Государственные услуги органов исполнительной власти Волгоградской области» (ЕИСС). ЕИСС готова к промышленной эксплуатации. В данной информационной системе в соответствии с утвержденными локальными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Волгоградской области размещена информация о 125 государственных услугах — как действующих, так и находящихся в стадии разработки. С полным перечнем государственных услуг органов исполнительной власти можно будет ознакомиться после утверждения проекта постановления Главы Администрации Волгоградской области и опубликования ЕИСС на портале. В системе реализована возможность анкетирования граждан с целью отбора тех услуг, на которые каждый гражданин с учетом своих специфических особенностей и потребностей может претендовать; скачивания, а впоследствии и заполнения в электронном виде форм документов, необходимых для получения государственной услуги. Развитие системы предполагает возможность организации единой «точки доступа» к федеральным государственным услугам, муниципальным услугам, а также услугам, предоставляемым посредством многофункциональных центров на территории Волгоградской области, и оказание этих услуг в электронном виде.

26 -

Однако предоставление услуг на данном портале ограничивается лишь описанием услуги, информированием о необходимых документах, предлагается форма по заполнению заявления. Реальное же осуществление транзакций с госучреждениями в онлайновом режиме невозможно. Причем данная ситуация наблюдается на всех порталах регионов ЮФО, которые заявляют о реализации проектов электронного правительства.

Вместе с тем результаты внедрения информационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры

на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств вычислительной техники и программного обеспечения, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный доступ к государственным информационным ресурсам.

Регламенты работы органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление интернет-сайтов. Сайты нередко не содержат сведения о порядке и условиях оказания услуг гражданам и организациям. Отсутствует доступный единый реестр государственных услуг с информацией об условиях их получения, а также общая информационно-справочная система по взаимодействию населения с органами власти. Гражданам и организациям не доступна открытая информация, содержащаяся в ведомственных базах данных.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые регионами ЮФО при реализации проектов электронного правительства, дальнейшее развитие данного направления сдерживается рядом проблем.

Во-первых, отсутствие нормативной базы, регламентирующей электронный документооборот и транзакции в Интернете; необходимо законодательство о нотариате, позволяющее выполнение нотариальных действий с электронными документами так же, как с бумажными документами. Говорить о доверии граждан к электронному документообороту государства можно лишь тогда, когда законодательство обеспечит существование «инфраструктуры доверия» (удостоверяющих центров, нотариата, архивов электронного государства). «Инфраструктура доверия» обеспечит использование электронных документов при судебном и внесудебном урегулировании конфликтов примерно с тем же уровнем удобства, который существует сейчас с бумажными документами.

Электронная форма учета должна стать столь же юридически значимой, как сегодня значима бумажная. Однако одной электронной подписи недостаточно для того, чтобы компьютерный файл стал электронным документом. Документу необходимо присвоить входящий или исходящий номер, он должен быть подготовлен в соответствии с определенной административной процедурой. Переход к обработке и хранению информации в электронной форме должен сопровождаться переходом к удостоверению электронным нотариусом и сохранением в архиве каждого государственного

документа. При использовании компьютеров и сетей связи стоимость такой обработки и временные затраты будут минимальны, чего в бумажной технологии обеспечить практически невозможно.

Следует отметить, что законодательство о доступе граждан к государственной информации должно закрепить принцип общедоступности несекретной информации. Технологически публичное раскрытие информации должно быть устроено так, чтобы доступ к ней не требовал никаких решений чиновников, а поиск и получение документов в юридически значимом виде был возможен через Интернет. Кроме того, гражданин должен быть уверен в том, что в любой момент без специального разрешения он может получить доступ к любой имеющейся у государства информации о себе, проверить ее достоверность и, при необходимости, уточнить, кто именно из госслужащих собирал, запрашивал и получал эту информацию.

Созданию интерактивных площадок для обращений граждан в государственные органы препятствует на сегодняшний день непроработанность вопроса о статусе электронного письма, поскольку в Интернете оно, как правило, анонимно. Принятие закона об электронной цифровой подписи позволило снять ряд проблем в этой области, однако недоработанность этого правового акта не позволяет широко организовать такое взаимодействие.

В настоящее время активно обсуждается необходимость принять законодательство о публичном раскрытии через Интернет информации о самой структуре и функциях государства. Однако чтобы раскрыть эту информацию, необходимо законодательно предписать ее учет и формализацию, включая учет регламентов, обеспечивающих исполнение государственных функций и поддерживающих их компьютерных программ. Создание и поддержка учета структуры и функций всех ветвей государственной власти в форме компьютерной модели, открытой для доступа граждан, должна быть законодательно закреплена за Правительством РФ и поддержана необходимыми ресурсами бюджета. Раскрываемая информация о структуре и функциях государства, информационных системах и базах учета должна подвергаться регулярному сравнению с реальным положением дел. Законодательство об информационном аудите должно закрепить обязанность органов власти и местного самоуправления, а также государственных организаций проходить регулярную проверку того, насколько их информационные системы и выполняемые их сотрудниками типовые операции соответствуют известной гражданам нормативной базе. Внешний

- 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аудит должен быть независимым, проводиться по конкурсу частными аудиторскими компаниями, в том числе и международными (как это происходит сегодня при аудите Банка России).

Во-вторых, неравный доступ и получение информации, прежде всего из-за неразвитости инфраструктуры и высокой стоимости ИКТ-услуг в муниципальных образованиях, недостаточный уровень конкуренции по предоставлению услуг по доступу к системе Интернет и использованию ИКТ. Решением в этом направлении могло бы стать создание большого количества пунктов общественного доступа к информационным ресурсам региона, которые могли бы быть созданы на базе библиотек, общественных приемных органов, общеобразовательных школ, пунктов связи, почты и телеграфа, особенно для сельских районов.

В-третьих, неготовность граждан, отсутствие соответствующей компетенции, необеспеченность ИКТ-специалистами на муниципальном уровне; отсутствие мероприятий по обучению населения базовым навыкам использования ИКТ. Электронное правительство сегодня может стать важным фактором для обеспечения свободного и равного доступа граждан к информационным ресурсам региона. В развитых странах вопрос информационного неравенства — это уже не только материальная проблема, но и социальная. В настоящий момент реальной становится ситуация, когда человек имеет физическую и материальную возможность пользоваться Интернетом, но не делает этого из-за того, что не умеет или не понимает, что это ему даст. Многим для того, чтобы начать пользоваться компьютером и Интернетом, необходимо преодолевать себя, приобретать новые знания и навыки, по-новому выстраивать логику общения, получения и обработки информации. Поэтому необходимы пропаганда концепции «электронного правительства» и презентация новейших технологий в области государственных Интернет-услуг.

В-четвертых, недостаточное количество интерактивных услуг (деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимный обмен информацией), отсутствие транзакционных услуг (полное осуществление услуги через Интернет, требующее взаимный обмен информацией, проведение платежей или иных действий с применением электронной цифровой подписи), оказываемых государственными организациями населению и предприятиям.

Таким образом, необходимо отметить, что в России пройден первый этап внедрения технологий

28 -

информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. Однако в настоящее время нет оснований утверждать, что представление информации в российском Интернете может оказать существенное воздействие на функционирование властных структур и что с помощью этих технологий можно обеспечить реальное взаимодействие власти, населения и бизнеса. Распространение технологий информационного общества в значительной степени зависит от востребованности интерактивных сервисов населением, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием российских регионов.

Оценка степени готовности российских правительственных структур к использованию технологий электронного государства может осуществляться с учетом следующих характеристик:

• организационная готовность правительственных структур, степень регламентации и стандартизации государственных функций и предоставления государственных услуг населению и бизнесу;

• информационно-технологическая готовность, учитывающая наличие необходимой инфраструктуры, электронных государственных информационных ресурсов и систем, а также развитость интернет-инфраструктуры в России и ее регионах;

• готовность населения и бизнеса к использованию интерактивных правительственных услуг, что в значительной степени зависит от уровня информационного неравенства между двумя столицами и другими российскими регионами. Следует отметить, что российское обществоз-

нание до сих пор не уделяет адекватного внимания проблематике развития «электронного государства», лежащей на стыке таких научных дисциплин, как политология, социальная информатика, политический менеджмент, государственное и муниципальное управление и др.

Анализ российской практики административной реформы и внедрения технологий электронного правительства показывает, что наша страна находится до сих пор еще на этапе освоения методов нового государственного менеджмента и формализации административных регламентов с постепенным переводом их в электронный формат. Принципы концепции «Governance» и методов «качественного управления» только начинают осознаваться, и есть первые признаки их использования в некоторых программных документах,

например, в последние несколько лет звучит тема использования системы частно-государственного партнерства и взаимодействия с третьим сектором для повышения эффективности государственного управления.

В заключение следует подчеркнуть, что именно кооперация и координация усилий научно-образовательного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, неправительственных организаций на национальном и региональном уровне являются залогом успеха формирования региональной информационной политики и продвижения российских и международных программ, направленных на развитие информационного общества и создание «электронного государства», ориентированного на граждан.

Список литературы

1. Ведомственная целевая программа «Обеспечение развития комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» и выполнения отдельных мероприятий в сфере информатизации Волгоградской области (2009—2011 годы)». URL: www. volganet. ru/irj/avo. html?NavigationTarget=navurl:/ /0b73c5818a4a8e1759ecfcc2096bc7be.

2. Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информаци-

онно-коммуникационных технологий. Подготовлен Минэкономразвития России. URL: www. economy. gov. ru/UnidocFileServlet/FileServlet?unidoc_id=1148 647921109&template_id=4.

3. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. URL: /www. ar. gov. ru/ru/about/el_russia.

4. Материалы семинара-совещания «Организационные и методические вопросы обеспечения взаимодействия по реализации постановлений Правительства Российской Федерации № 502 от 15.08.2006, № 298 от 18.05.2006, № 336 от 29.05.2006, распоряжения Правительства Российской Федерации № 1014-р от 17.07.2006 при построении регионального сегмента «электронного правительства» Южного федерального округа». URL: http://npesr. narod. ru/news. html.

5. Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза // Информационное общество. 2002. № 4. С. 18—23.

6. Benchmarking E-government: A Global Perspective — Assessing the Progress of the UN Member States. United Nations Division for public Economics and Public Administration, American Society for Public Admistration, May 2002.

7. Clift Steven Net. E-Government and Democracy. NY., 2006. URL: http://www. publicus. net/e-government.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.