Научная статья на тему 'Совершенствование процесса управления закупками в регионах'

Совершенствование процесса управления закупками в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2290
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ / PURCHASING ACTIVITY / MANAGEMENT / LOGISTICS / NORTHERN DELIVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев А.Н.

Статья посвящена управлению закупочной деятельностью на региональном уровне. Подробно рассмотрены теоретические основы исследуемой категории применительно к уровню отдельных предприятий и государства в целом. Обоснована необходимость совершенствования механизма управления закупками на мезоуровне, проанализировано состояние «северного завоза» в отдаленных регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF MANAGEMENT OF PURCHASES IN REGIONS

Article is devoted to management of purchasing activity at the regional level. Theoretical basics of the studied category in relation to the level of the separate enterprises and the states in general are in detail researched. Need of improvement of the mechanism of management of purchases at the mesolevel is proved, the condition of “northern delivery” in the remote regions of the country is analysed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса управления закупками в регионах»

УДК 658.7

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В

РЕГИОНАХ

Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru

Статья посвящена управлению закупочной деятельностью на региональном уровне. Подробно рассмотрены теоретические основы исследуемой категории применительно к уровню отдельных предприятий и государства в целом. Обоснована необходимость совершенствования механизма управления закупками на мезоуровне, проанализировано состояние «северного завоза» в отдаленных регионах страны.

Ключевые слова: закупочная деятельность, управление, логистика, северный завоз.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF MANAGEMENT OF PURCHASES IN

REGIONS

Alexeev A., Doctor of Economics, professor of the Management and marketing chair, Moscow Witte University,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru

Article is devoted to management of purchasing activity at the regional level. Theoretical basics of the studied category in relation to the level of the separate enterprises and the states in general are in detail researched. Need of improvement of the mechanism of management ofpurchases at the mesolevel is proved, the condition of "northern delivery" in the remote regions of the country is analysed.

Keywords: purchasing activity, management, logistics, Northern delivery.

Необходимость совершенствования процесса управления закупками на современном этапе развития национальной экономики вызвана целым рядом факторов, в том числе и такими, как товарно-санкционные ограничения, усиление специализации предприятий, усложнение взаимосвязей между субъектами хозяйствования на локальных рынках.

Логистическое управление закупочной деятельностью существенно повышает эффективность хозяйствования любой организации. Приобретение необходимых материалов, услуг и оборудования нужного качества, в достаточных количествах, по адекватным ценам, с взаимовыгодными условиями транспортировки и оптимальными затратами ресурсов является основной задачей управления закупками. При этом для повышения рыночной стоимости компания должна максимизировать результаты своей деятельности, снижать затраты или одновременно добиваться решения этих задач. Процесс управления закупками может и должен способствовать достижению обеих целей. Однако динамично меняющаяся экономическая обстановка, в которой осуществляются поставки, с ее циклами профицита и дефицита, варьирующимися ценами, сроками выполнения заказов, создают латентно напряженные условия для предприятий, стремящихся максимизировать прибыль. Важность сокращения затрат, связанных с процессом закупок, как основополагающим процессом, связана также с тем, что затраты на организацию и логистическое управление составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости готовой продукции. [6]

Еще более важную роль вопрос управления закупочной деятельностью начинает играть в условиях региональных социально-экономических систем. Условия пространственной локализации, отдаленность ряда регионов (в частности, регионов Крайнего Севера), недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, острая необходимость обеспечения своевременных закупок продовольственных и промышленных товаров при наличии сезонных ограничений по доставке грузов - все это диктует ряд жестких требований к необходимости совершенствования методологии и практики управления закупками в регионах.

Стоит отметить, что различные теоретические и методологические аспекты управления закупочной деятельностью получили достаточно широкое освещение в трудах целого ряда авторитетных российских исследователей, в частности Б.А. Аникина, А.И. Баскина, В.И. Бережного, М.Е. Залмановой, С.Б. Карнаухова, Г.В. Кобринского, М.А. Матушкина, Л.Б. Миротина, А.А. Морозенко, Ю.М. Неруша, В.Е. Николайчука, О.А. Новикова, О.Д. Проценко, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, С.А. Уварова, А.В. Фоменко, Д.В. Черновой, В.В. Щербакова и др. В то же время, факторы, способствующие развитию управления закупками на региональном уровне, основные экономические и управленческие механизмы данного процесса все еще остаются исследованными недостаточно.

Стремление к совершенствованию логистического процесса

управления закупочной деятельностью предприятий, как справедливо отмечает В.В. Баринов, обусловлено внедрением подхода, ориентированного на потребителя, на удовлетворение его нужд, выраженных в потребности своевременного получения качественного и приемлемого по цене продукта. Процесс логистического управления закупочной деятельностью на предприятиях является одним из ключевых поддерживающих процессов, так как от него зависят качество, сроки изготовления и поставки готовой продукции. В связи с этим происходит пересмотр не только роли и значимости процесса закупок в организации, но и ответственности, полномочий и компетенции исполнителей - специалистов по закупкам. Смещение акцента с фазы реализации закупочной деятельности, а именно с этапа непосредственной поставки продукции и взаиморасчетов, на фазу подготовки закупочной деятельности, а именно на этап планирования закупок, поиск и выбор поставщиков, их всестороннюю оценку по различным аспектам деятельности, обусловили усложнение взаимосвязей с поставщиками. Организациям стало необходимо больше внимания уделять выстраиванию взаимовыгодных отношений с поставщиками, более глубокому анализу рисков с целью минимизации сбоев в процессе закупок.

Таким образом, в основе логистического процесса управления закупочной деятельностью на уровне предприятия в настоящее время лежит ориентация на потребителя, более детальное понимание его потребностей, углубленный анализ рисков по каждому процессу цепи поставок и адекватные анализ и оценка текущей ситуации, стремление к лучшему качеству с меньшими по отношению к конкурентам затратами. [6]

С.Г. Маликова, на основании анализа практики и методов управления закупками в условиях промышленных предприятий, выделила основные методы и подходы в управлении закупками:

1. Уменьшение глубины производства при одновременном сокращении количества поставщиков, и установление прочных связей с ними.

2. Процессный подход (процессный менеджмент) к управлению, который затрагивает и систему управления закупками.

3. Выстраивание цепочки поставок.

4. Разработка системы управления рисками в области закупок.

5. Новые информационные технологии (например, развитие электронных закупок, экспертных систем по выбору поставщиков).

6. Фокусирование управления закупками на определенных группах материалов (например, с этим связана концепция С-менеджмент).

7. Методы управления закупками, связанные с децентрализацией закупок (концепция "ведущего закупщика").

8. Разработка показателей, которые необходимы для оценки деятельности отделов закупки, сотрудников, всех подпроцессов закупки.

140 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 |

Так как система управления закупками представляется сложно организованной на промышленных предприятиях, то для ее эффективного функционирования и совершенствования С.Г. Маликова предлагает использовать концепцию контроллинга, позволяющую интегрировать основные методы и подходы в управлении закупками и отмечает все возрастающую роль контроллинга в связи с переходом многих промышленных предприятий к децентрализованной модели управления закупками, при которой некоторые профильные подразделения осуществляют закупки в своей сфере компетенции, что требует координации разных подразделений в процессе реализации функций закупки и информационной прозрачности.[8]

На макроэкономическом уровне проблема управления закупочной деятельностью находит отражение, прежде всего, в аспекте управления государственными закупками. Это отдельное научное и практическое направление, основанное не только на логистических подходах, но и на симбиозе нормативно-правовых, организационных и экономических инструментах. А.П. Филиппов справедливо отмечает, что в настоящее время, закупочная деятельность вызывает постоянные нарекания в неэффективности и многочисленных злоупотреблениях. На рынке закупок для государственных нужд расходуется до 6 трлн. руб. бюджетных средств, заключается 10 млн. контрактов, при этом коррупционная составляющая оценивается в 20%. Для снижения уровня коррупции и повышения эффективности государственных закупок внесения корректив в ключевой федеральный закон № 94-ФЗ о государственных закупках уже недостаточно. Появляется необходимость разработки и внедрения соответствующей требованиям времени системы удовлетворения потребностей государства в товарах, работах и услугах. Мировой опыт свидетельствует, что данные потребности удовлетворяются наиболее полно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду. И такой должна стать новая государственная контрактная система, имеющая целью формирование оптимальных условий для размещения и реализации заказов при смещении центра тяжести от контроля за процедурами к контролю за результатом. [10]

В условиях российского бюджетного федерализма, государственная контрактная система, несомненно, приобретает статус федеральной. Хотя весьма важную роль в ее развитии играют и регионы. Министерство экономического развития и торговли РФ разработало программу пилотных проектов в регионах страны по формированию контрактной системы. Существенный опыт становления системы формирования, распределения и исполнения городского заказа, который, как отмечает А.П. Филиппов, может и должен учитываться как на федеральном, так и региональном уровнях, накоплен в Москве. При этом, несмотря на специфику столичного мегаполиса, московская практика регулирования во многом доступна для использования и органами власти других регионов. Таким образом, становится очевидной необходимость комплексного развития основных направлений, институтов и практических инструментов формирования и развития государственной контрактной системы в России, а также путей более эффективного управления закупочной деятельностью именно на уровне региональных социально-экономических систем.

Говоря о совершенствовании системы управления закупками на региональном уровне нельзя не акцентировать внимание на регионах с экстремальными условиями хозяйствования, в частности регионах Крайнего Севера. Транспортная изолированность, сезонная ограниченность доставки продовольствия и промышленных товаров, необходимость обеспечения продовольственной безопасности территорий и ресурсных условий для полноценного круглогодичного функционирования промышленных предприятий - это лишь некоторые из обстоятельств, актуализирующих необходимость развития управленческих подходов к управлению закупочной деятельностью в данных регионах. Существенная часть функций, возлагаемых на механизм управления закупками, находила свою реализацию через механизм "северного завоза", однако, на современном этапе, он находится в состоянии глубокого системного кризиса. Централизованные поставки топливно-энергетических ресурсов и продовольствия почти прекратились вместе с упразднением отраслевых ведомств, отвечавших за реализацию государственной программы.И с ликвидацией системы централизованных закупок и поставок в регионы Крайнего Севера, а также усиления рыночных отношений, проблема северного завоза превратилась в одну из острейших экономико-социальных проблем страны. Проявилась устойчивая тенденция к снижению объемов и сокращению ассортимента поставляемых товаров, что

привело к существенному снижению качества продовольственного обеспечения, закрытию многих производств и другим негативным экономическим, социальным, демографическим последствиям. По сути, имело место перераспределение ответственности, а вместе с ним и источников финансирования с федерального на региональный и даже муниципальный уровни. Регионы Крайнего Севера, в подавляющем большинстве испытывающие лишь увеличивающиеся потребности в финансировании социальных программ, поддержании инфраструктуры, объемов производства, объективно не смогли решать вопросы организации централизованных закупок и доставки товаров исключительно за счет местных бюджетов.

Анализ процесса управления северным завозом показывает, что для рынка услуг по перевозкам грузов в регионы Крайнего Севера, характерно наличие значительных барьеров входа. Это, в частности: значительный размер первоначального капитала для вхождения на рынке; высокая себестоимость перевозок, связанная с ограниченными сроками навигации и малыми грузопотоками в обратном направлении; высокие риски; несовершенство государственного регулирования тарифов на северный завоз; несвоевременное финансирование северного завоза из бюджетов различных уровней. [7]

Стоит отметить, что в регионах Крайнего Севера почти не осталось крупных предприятий торговли, которые были бы способны выполнять функции регионального оптового посредника, что предполагает наличие достаточных складских помещений в пунктах перевалки товаров с круглогодичного транспорта на сезонный, позволяющих концентрировать большую часть товарной массы именно к моменту открытия непродолжительной навигации. Получается, что средства, предназначенные для финансирования северного завоза, идут на оплату разовых поставок авиационным транспортом по баснословно завышенным тарифам. Экономический механизм северного завоза должен быть основан на снижении уровня экономических барьеров для вхождения бизнес-структур в рыночное пространство северных регионов, за счет: снижения себестоимости перевозок на основе формирования мультимодальных транспортно-логистических узлов (расширение календарных сроков завоза, увеличение объемов грузопотоков в обратном направлении и др.); снижения рисков, связанных с повышением безопасности перевозки продовольственных товаров; расширения источников финансирования северного завоза; регулирования уровня цен на важнейшие товары, в частности продовольствие, поставляемое в северные регионы.[4]

Также, полагаем, что в целях корректировки механизма северного завоза необходимо осуществлять экономическое стимулирование на рынках северных территорий с ограниченными сроками навигации деятельности вертикально интегрированных компаний, посредством льготного налогообложения; предусмотреть финансирование из средств федерального бюджета содержания и использования ледокольного флота, находящегося в федеральной собственности, а также разработать федеральную целевую программу обновления ледокольного флота; разработать комплекс мер, предусматривающих приоритетность осуществления танкерным флотом мероприятий северного завоза продовольствия; исключить из налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество запасов товаров, находящихся на хранении для транспортировки в регионы Крайнего Севера; разработать систему льготного кредитования предприятий, осуществляющих доставку продовольственных товаров в регионы Крайнего Севера; разработать и принять отдельный Федеральный Закон "О компенсации расходов, связанных с доставкой товаров в регионы Крайнего Севера".

Безусловно, деградация системы северного завоза отчасти спровоцирована и неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры, играющей важнейшую роль в социально-экономической системе северных регионов России. Уровень развития транспортной инфраструктуры влияет на эффективность территориальной организации общества, поскольку транспорт образует своеобразный каркас территориальной структуры хозяйства и консолидирует социально-географическое пространство, служит фактором устойчивости социально-экономического развития региона. В условиях рыночной экономики коренным образом изменяются многие традиционные взгляды, подходы, методики, критерии эффективности развития регионов. В частности, усиливается тенденция изменения отношения к дорожно-транспортной отрасли не только как к отрасли, перевозящей грузы и людей, но и как к межотраслевой системе, преобразующей условия жизнедеятельности и хозяйствования. Полагаем, что в случае с северными регионами, слабое раз-

ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №3 2015 | 141

витие транспортной сети предопределяет более высокий уровень цен на товары и дестабилизацию производственных процессов. Поскольку принципы отраслевой и технологической интеграции строятся на базе производственных, территориальных и ценовых факторов рост стоимости транспортных услуг здесь становится ключевым препятствием на пути территориальной стабилизации цен и поиска эффективных рынков сбыта. Следовательно, конкретный характер потребностей на транспортные услуги выступает в качестве критерия ценообразования на товары и развития производства. Эти обстоятельства должны привлекать к себе пристальное внимание в вопросах методологического обоснования совершенствования системы управления закупками на региональном уровне.

Литература:

1. Аверин А.В., Ханина Т.В. Внутренний маркетинг как фактор эффективного развития предприятия малого бизнеса//Научный обозреватель. 2014. № 6. С. 28-30.

2. Алексашина Т.В. Рынок интеллектуального капитала: перспективы формирования и развития. - Москва, 2014. - 150 с.

3. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. - Москва: МИЭМП, 2010. - 36 с.

4. Алексеев А. Н. Транспортная инфраструктура агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 117-118.

5. Алексеев И.В., Рибокене Е.В. Информационное обеспечение системы управления франчайзинговыми предприятиями// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 1 (276). С. 105-110.

6. Баринов В.В. Совершенствование логистического процесса управления закупочной деятельностью предприятий (на примере предприятий автомобильной промышленности); автореф. дис... канд.экон.наук: 08.00.05. - Саратов, 2013.

7. Зафесов Ю.К. Северный завоз: эффективные механизмы организации. - М.: МАКС Пресс, 2006.

8. Маликова С.Г. Разработка организационно-экономических методов управления закупками на промышленных предприятиях (на основе методологии контроллинга); автореф. дис. канд.экон. наук: 08.00.05. - М., 2006.

9. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании// Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С. 24-28.

10. Филиппов А.П. Формирование и развитие государственной контрактной системы в субъекте Российской Федерации); автореф. дис. канд.экон.наук: 08.00.05. - М., 2013.

УДК 658

НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ ГИБКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Цыплаков А.Н., соискатель, НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга»

Рассмотрена направленность управления технологией гибкого развития предприятиями текстильной промышленности. Показано, что система управления опирается на выработанные направления, а процесс принятия решений требует системного подхода.

Ключевые слова: система управления, принципы управления, стратегия руководства предприятием, категории управления.

THE FOCUS OF TECHNOLOGY MANAGEMENT OF FLEXIBLE DEVELOPMENT

OF THE TEXTILE INDUSTRY

Tsiplakov A., the applicant, NSEIHPE «International Academy of Valuation and Consulting»

The directions of the control technology of flexible development of the textile industry. It is shown that the control system is based on the developed areas, and decision-making process requires a systematic approach.

Keywords: control system, principles of management, enterprise management strategy, category management.

В современных экономических условиях высокоэффективное управление предприятиями текстильной промышленными становится приоритетом. По значимости над функцией управления превалирует, пожалуй, только предпринимательские функции, которые непосредственно связаны с формированием новых производительных построений, и в отношении которых, как правило, и складывается потребность управления). Глобальное хозяйство уже давно преодолело разделение предназначение собственника и предназначение непосредственно менеджера, или управленца. Этим управленцем выступил работник наёмного труда необходимого уровня компетенции и не вызывающих сомнений личностных качеств.

Текущий этап эволюции социально-экономической действительности позволяет утверждать, что смена прежней системы управления на соответствующую современным представлениям повысит эффективность предприятий, а впоследствии будет наблюдаться более или менее системный приток инвестиций, который позволит в дальнейшем развивать отрасль, в известной степени, системно [1].

Открытость и системность как принципы управления формируют точку зрения на предприятие с позиции управления: предприятие, ориентированное на создание условий для гибкого развития выступает как открытая система. В отдельности каждый из этих принципов обладает определенной смысловой нагрузкой. Поэтому смысловое восприятие каждого из них даёт и восприятие единой концепции управления.

В частности, открытость выступает как свойство текстильного предприятия испытывать действие детерминантов внешней среды.

Данный аспект показывает, что управление знаменует вычленение внешних факторов, которые воздействуют на предприятие; вычленение воздействия каждого из факторов, которые имеют весомость для предприятия; его вписывание в требования этих факторов.

Со своей стороны, системность показывает, что имеет место внутренняя среда предприятия, а структуризация внутренней среды наряду с пониманием, что её структурные составляющие, т.е. эндогенные переменные, скоррелированы, и изменение хотя бы одной несомненно приведёт к трансформации формы или содержания остальных (или некоторых) эгзогенных составляющих. Тем временем, менеджеры нацелены, что можно вносить те или иные изменения в деятельность предприятия, но при этом важно помнить, что изменение любого из элементов, составляющих целостную систему, может изменить работу составляющих элементов. Возможно, что в этом состоит главная трудность в работе менеджера: важно просчитать, необходимые ли изменения имеются с другими составляющими системы, которые дают возможность предусмотреть, что в случае изменения метода действия какого-либо элемента, другие будут также предрасположены к изменениям. Чтобы на предприятии выстроить порядок адаптивного управления, требуется показать, предрасположено ли предприятие к переменам и какие требования оно должно выполнить для адаптивного развития [2].

В современных условиях направленность обеспечения эластичности развития промышленных предприятий концентрируется в стандарте ИСО 9000:2000, где определены принципы менеджмента качества. Реализация промышленными предприятиями этих принципов покажет, что они могут с успехом создавать эффективную и

142 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №3 2015 j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.